Как вы поощряете ребенка и за что. Поощрение детей

Слово воспитание состоит из приставки Вос- и Питание . Приставка Вос - означает направление действия, движения вверх. Питание - еда, пища. Получается, что Воспитание - это высокая пища, еда. А воспитатель - это человек, который стремится питать ребёнка высокими понятиями, чувствами, высоким питанием.

Процесс воспитания представляет собой упорный совместный труд взрослого и ребёнка. Труд, направленный на совершенствование задатков ребёнка и на его адаптацию к окружающему миру, на подготовку ребёнка к взрослой жизни. О каждом человеке у Бога свой промысел. Задача нас, взрослых, увидеть в ребёнке промысел Божий о нём, его таланты и способности и помочь ребёнку развивать их.

Конечно, приоритет в ребёнка отдаётся семье. Но мы, по роду своей профессиональной деятельности, как воспитатели, несём ответственность за воспитание ребёнка и перед людьми, и перед своей совестью, и перед Богом.

Главное нравственное качество, необходимое в жизни любому человеку, это послушание. Послушание называют царицей добродетелей. Именно этой добродетели не хватает современным детям, и взрослым тоже. Воспитатель может помочь ребёнку в воспитании такого необходимого в жизни качества, как послушание.

Для начала ответьте себе на вопрос: для чего мне нужно, чтобы дети в группе меня слушались?

Одно дело запрещать или принуждать, заботясь о спасении души и жизни ребёнка. Ведь ребёнок, не имея ни жизненного опыта, ни развитых аналитических способностей, не может проанализировать последствия своих желаний и поступков, и то, что ему кажется хорошим, может привести к тяжким последствиям. Поэтому совершенно очевидно, что воспитатель подчиняет и направляет волю ребёнка, чтобы дать ему что-то доброе, уберечь от зла.

И совсем другое - пытаться таким образом самоутвердиться, показать себя, свою власть.

Чтобы требовать от ребёнка соблюдения любого нравственного правила, в том числе и послушания, мы должны обладать этим нравственным качеством, прежде всего, сами. Если окружающие ребёнка взрослые заражены духом вольномыслия, неуважения законов Божеский и человеческих, не признают никаких авторитетов, там невозможно воспитать детей в послушании.

Есть три кита, на которых строиться система воспитания детей: поощрение, наказание, последствия (ответственность за поступки). Давайте вспомним их, рассмотрим конкретное их применение в наших отношениях с детьми.

Самая, на мой взгляд, трудная задача - это построить систему поощрений и наказаний, которая подошла бы для данного конкретного ребёнка, учитывала его особенности и психологические ресурсы.

Поощрение ребенка в процессе воспитания

Итак, поощрение. В него входит похвала и непосредственно поощрения: материальные и нематериальные.

Во-первых, о похвале. Для ребёнка оценка взрослых является строительным материалом, из которого в представлении ребёнка постепенно складывается его собственный образ. Откуда ему знать, какой он на самом деле? Это часто порождает , которые в дальнейшем приведут к более серьезным проблемам.

Если ребёнок постоянно слышит, что он то делает не так и это не этак, он начинает считать себя неряхой, неумейкой, тотальным неудачником. Одни дети, как улитка, прячутся в свою раковину, у них развивается повышенная застенчивость. Другие, побойчее, бунтуют, своевольничают, злятся, вредничают, кривляются. Ребёнок ведёт себя настолько плохо, что хвалить его реально не за что, да и не хочется. Однако без этого улучшений не будет. Как говорится, без вариантов.

Представьте себе, когда главный человек в вашей жизни, от которого вы вдобавок полностью зависите, всё хорошее воспринимает от вас как должное, но зато при каждом удобном случае указывает ваши промахи и недостатки. Вряд ли вы сочтёте это проявлением любви. Скорее наоборот, решите, что к вам относятся плохо, с предубеждением. Почему же ребёнок должен рассуждать иначе?

Поэтому дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Это соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе.

Похвалой мы устанавливаем для ребёнка систему координат. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём правильные ориентиры. Так как характеры у детей разные и то, что одному даётся легко, другой делает со скрипом, а то и вообще предпочитает не делать. Здесь взрослым нужно соблюдать два главных условия.

  • 1. Нужно особенно их хвалить за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом.
  • 2. Стараться облегчить им задачу. Например, не нужно застенчивого ребёнка ставить ведущим, на главные роли. Лучше, если он будет выполнять какие-то действия в коллективе. И, конечно, потом похвалить его за хороший результат.

А если захвалим? Не бойтесь, не захвалите. На похвалу нужно смотреть как на лекарство, которое можно и должно применять умеренно, - с рассудительностью. Похвала является мощным средством поощрения ребёнка к трудолюбию, старанию, аккуратности, послушанию.

Разумеется, не надо похвалой внушать ребёнку, что он лучше других. Это настраивает на соперничество. Наоборот, учите ребёнка радоваться не только своим, но и чужим успехам, воспитывайте в нем дружелюбие и доброжелательность.

Всё вышесказанное не означает, что ребёнку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечаний должно быть намного меньше, чем похвал. Общий фон, настрой в группе обязательно должен быть позитивным.

Чтобы нормально развиваться и расти, каждый ребёнок хочет слышать такие слова: «Как я рада, ты так хорошо сделал!»

Бывает, что не хочется хвалить ребёнка. Воспитателю необходимо как можно скорее усвоить мысль, что трудному ребёнку, нервному, плохо управляемому, неспособному по тем или иным причинам вписываться в коллектив и соблюдать установленные там правила, совершенно необходимо положительное подкрепление.

Без похвалы и различного рода поощрений он не сможет исправиться, не сможет двигаться вперёд. Дошкольнику совершенно необходима уверенность в том, что его любят за то, что он есть.

Что же делать, если не хочется хвалить этого ребёнка?

  • 1. Разобравшись в ситуации, поняв причины своего раздражения или отчуждения, нужно сдерживать свои неправильные реакции, бороться с собой, и с тем, что вам мешает в ребёнке.
  • 2. Попытайтесь увидеть в ребёнке хорошие качества. А на плохие усилием воли закрывайте глаза. Со временем у вас произойдёт перестройка восприятия.
  • 3. Фон, на котором происходит воспитание, обязательно должен быть позитивным.
  • 4. Бывает, что в группе воспитатель терпит детские выходки, раздражение постепенно накапливается, и, наконец, он в гневе обрушивается на детей. Лучше до взрыва не доводить, а наказать заводилу раньше, пока вы ещё сохраняете самообладание.
  • 5. Имеет смысл учить держать себя в руках, общаться доброжелательно. Суровый, но спокойный тон отрезвляет непослушных детей эффективнее, чем истерические вопли. Истерика - оружие слабых.

Теперь о поощрениях. Педагогично ли давать детям за хорошее поведение награду? Здесь всё зависит от уровня сознательности человека. Маленькому ребёнку для преодоления трудностей, кроме ума, требуются ещё сила воли, желание доказать себе и другим свою состоятельность. А эти качества у многих детей проявляются к подростковому возрасту.

Поэтому положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во-первых, при отсутствии более высокой мотивации. (А мы сказали, что она ещё не сформирована в силу возраста). И во-вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

А если будет просить за каждый чих? Говоря о просьбах «на всякий чих», нужно заметить, что навязчивое выклянчивание благ, как правило, наблюдается у детей, страдающих от ревности, испытывающих острый дефицит родительской любви. Таким образом, они подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками, развлечениями.

Поведение такого ребёнка оставляет желать лучшего, взрослые начинают кричать, наказывать его и возникает замкнутый круг. Столкнувшись с такой ситуацией, взрослым необходимо понять: уже одно то, что ребята вместо привычных упреков начнут получать какие-то поощрения, разрядит обстановку.

Причем, поощрение не в виде подачи «чтобы отстал», а как заслуженную награду. Одно дело быть молодцом, умницей, и другое - назойливой мухой. Эту разницу понимают даже четырёхлетки.

Поощрения могут быть и нематериальными: совместная игра, лишняя прочитанная сказка, разрешение чуть подольше поиграть - всё это тоже может быть преподнесено в качестве награды.

Важно также, чтобы поощрение ребёнка не выглядело как заискивание, этаким задабриванием дикого зверя. Дети прекрасно чувствуют, когда взрослые их боятся, и, соответственно, ещё больше тогда распоясываются.

Музыкальный руководитель детского сада

Токарева Лариса Олеговна

Этот вопрос волнует многих родителей, которые не хотят вырастить эгоистов и вымогателей. Но беда в том, что «просто так» дети их не слушаются.

Попробуем разобраться

Спросим: когда человек нуждается в положительном подкреплении? Вам, например, нужен приз за чистку зубов? Нет? А почему?

Если вам непонятны предпочтения ребенка, советую поиграть в «жетоны радости». Вырежьте из бумаги небольшие кружочки, нарисуйте на одной стороне улыбающееся личико, а на другой в конце каждого дня кратко записывайте, что сегодня больше всего порадовало вашего ребенка. Вскоре перечень стимулов будет готов.

Вы скажете: «Потому что мы понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес».

Да, но в детстве мы не были такими сознательными. Кое-кто наверняка увиливал от чистки зубов. С возрастом уровень сознательности повышается, но не у всех и не во всем. Многие ли готовы «просто так» участвовать в субботнике, в работе школьных родительских комитетов, в деятельности общественных организаций? Как показывает опыт, таких людей немного.

Значит, положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во‑первых, при отсутствии более высокой мотивации (а у ребенка она еще не сформирована в силу возраста.) И во‑вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

Спасают суррогаты

«А если ребенок будет просить награду за каждый чих?» - волнуются взрослые.

Страдая от ревности, чувствуя раздражение или отстраненность родителей, дети подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками…

Возникает замкнутый круг: ребенок ведет себя так, что поощрять его не за что, но без поощрений его поведение не улучшится. Уменьшится невротизация ребенка - снизится и потребность в суррогатах.

Кроме того, поощрения не обязательно должны быть материальными. Совместная игра, лишняя сказка на ночь, разрешение чуть подольше не ложиться спать или пригласить в гости приятеля - все это может служить наградой. Если же начнется торговля, прекратить ее просто. Скажите: «Хорошо, но тогда ты мне будешь давать призы в виде игрушек за все, что я для тебя делаю. Начнем прямо сейчас. Ты ведь собрался завтракать, не так ли?» Действует отрезвляюще.

Сравнения не уместны

«А почему нас не поощряли, но мы все равно старались?» - возмущаются взрослые. И тут же сами отвечают на свой вопрос: «Носишься с ними, как с писаной торбой, - и все без толку…»

Конечно, многие проблемы с нынешними детьми возникают от элементарной избалованности. Хотя и двадцать, и сорок, и сто лет назад без поощрений все равно не обходилось. Просто неизбалованному ребенку меньше нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

На заметку

Дети могут запомнить то, что с ними происходило в два года, на всю жизнь, установили канадские ученые. Долгое время существовало убеждение, что мы себя помним не раньше 4 лет. Но наблюдения ученых из Ньюфаундлендского университета за детьми 2–4 лет показали ошибочность этих предположений. Ребенок уже в 2 года вполне может запомнить многое из происходящего с ним. Главное – подробно обсуждать с ним эти события. И – увы! – неприятные случаи запечатлеваются в мозгу малышей намного прочнее, чем радостные события.

Безусловно, надо учить детей бескорыстию, учить настоящей любви, которая отдает себя, ничего не требуя взамен. Но, как в любой учебе, учитель должен владеть предметом гораздо лучше учеников и быть методически грамотным. Будь он хоть доктором наук, но, если начнет преподавать первоклашкам, как студентам вуза, толку не жди.

Почему же, когда речь идет об обучении математике, мы понимаем эти нехитрые истины, а когда речь идет о воспитании - забываем? Поощрения и похвала для детей - аналог наглядных пособий, без которых немыслима учеба в школе. Мы ведь не заявляем, что дети должны учиться «и так», раз взрослые учатся без картинок!

Стимул для «трудных»

Советую учесть вот еще что: нервных детей по сравнению с предыдущими поколениями стало заметно больше. А расстройство психического здоровья практически всегда отражается на поведении. Именно соблюдение тех или иных поведенческих норм зачастую представляет главную трудность для «проблемных» детей.

И если мы хотим их этим нормам научить, то должны действовать так же, как действуют умные учителя, имея дело с учениками, которые, мягко говоря, не блещут способностями. С одной стороны - им облегчают задачу, а с другой - стараются заинтересовать, подбадривают, стимулируют.

«А как поощрять? - часто спрашивают родители. - Ему ничего не нужно. Лишишь мультика - в ответ: «Ну и ладно!»

Без конфет и мороженого вполне обходится. На днях его в цирк не взяли. Сначала расстроился, а теперь и не вспоминает».

Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не к тому апеллируют.

Для демонстративных детей главный стимул - общение и публичное признание их заслуг. Подкреплять хорошее поведение демонстративного ребенка нужно совместными играми, прогулками, лаской, разговорами, похвалой.

Приглядитесь к детям: что они любят, ценят, просят. Многие взрослые спешат дать ребенку по максимуму, даже не дожидаясь его просьб.

А потом недоумевают: столько ему всего сделали, а он еще больше распоясался. Но, если человека, не успевшего проголодаться, закармливать, толку не будет.

В воспитании детей я не сильна, у меня их пока нет. Но, думаю, надо ребенка поощрять и не обманывать его ожиданий. Помню, девочкой я мечтала о собаке. Мама говорила: вот окончишь на отлично первый-второй-третий класс, тогда куплю тебе щенка. Но я так его и не дождалась. Обидевшись, стала хорошисткой. Сейчас думаю, а что было бы, поощри меня мама, как обещала? Вдруг не кто-то, а я стала бы основателем «Майкрософта»…

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Другая информация по теме


  • Когда отучать ребенка от пустышки (соски)? Несколько практичных советов

  • Учимся общаться правильно! (от 3 до 6 месяцев)

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • Учимся общаться правильно! (от 6 до 9 месяцев)

Как поощрять ребенка? Большинство психологов утверждают, что зачастую родители делают это неправильно. Поэтому малыш может вырасти капризным эгоистом. Давайте разбираться вместе, используя распространенные методы.

Похвала

Психологи рекомендуют не хвалить самого ребенка, вынося одобрение только поступкам или действиям. Но давайте поставим себя на место отпрыска. Представьте ситуацию: стремясь угодить родителям, малыш убрался в комнате или вымыл посуду.

Что будет чувствовать ребенок, если не похвалить его самого? Правильно, горечь и обиду. Ведь комната или посуда не стали чистыми по мановению волшебной палочки. Кто-то же приложил для этого усилия? Он сам! А заслуженной награды не получил.

Поэтому оставляем психологов самих копаться в своих рекомендациях, и от души хвалим своего отпрыска за каждое положительное действие.

Важно! Ребенка невозможно перехвалить. Он будет рад любым добрым словам со стороны родителей. Особенно, если заслужил.

Ласка

Такие простые действия, как поглаживания по голове или спинке, поцелуи и объятия, могут творить чудеса в процессе воспитания. Только не перебарщивайте с таким поощрением, иначе после каждого положительного действия чадо будет бегать к вам за наградой.

Кстати, не забывайте к ласке добавлять похвалу. Это нужно для того, чтобы ребенок понимал, за что его поощряют.

Немного поразмыслив, возникает другой вопрос: что делать с подростками? Дети такого возраста частенько весьма негативно относятся к «телячьим нежностям». Как быть?

Оказывается, выход есть. Как бы ни было печально, но многие подростки большую часть времени проводят в интернете. И там у них очень популярен мем, который называется обнимашки. Используйте его в общении с ребенком. Он не требует поглаживаний или поцелуев, да и вообще довольно шуточный.

Но, если вместо ласки сказать отпрыску: «Да ты молодчина, иди обнимашки!», то поверьте, эффект будет поразительный. Чадо ощутит свою нужность, и будет гордиться, что родители с ними на одной волне.

Совет. Покопайтесь в интернете и выучите несколько слов из подросткового сленга. Это весьма пригодится вам в общении с ребенком. Только не используйте подобные фразы во всеуслышание или на людях. Дети стесняются таких родителей. А вот тет-а-тет - всегда, почаще и к месту.

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку - прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

Совместное времяпрепровождение

Как ни грустно это звучит, но современный ритм жизни не позволяет родителям проводить с ребенком много времени. А иногда бывает еще хуже: папа в «танчиках», мама в социальных сетях, ребенок играет сам с собой.

Используйте в качестве поощрения совместные игры, занятия. Только не обучающие! Это должны быть именно игры, чтение книг, просмотр мультиков.

Для детей постарше правильным поощрением будет прогулка в парке, на детской площадке, катание на роликах вместе с родителями.

Подросткам подойдет совместный поход в кино, зоопарк, на аттракционы. Включайте фантазию, интересуйтесь у отпрыска, чем бы он хотел заняться вместе с вами.

Финансовое вознаграждение

Современные родители используют этот вид поощрения чаще всего. Вместо карманных денег ребенку выдается определенная сумма денег за положительные действия или поступки. Например, за уборку в доме или хорошую учебу.

Здесь психологи особенно активно стучат себя пятками в грудь, доказывая, что так делать нельзя! Но давайте уже посмотрим правде в глаза: без денег сейчас никуда и нигде. Особенно, если родители друзей или одноклассников просто дают своим детям деньги без повода. Вам нужна зависть вашего ребенка по отношению к окружающим? Нет? Значит, идем в ногу со временем, и поощряем отпрыска материально.

Но есть некоторое важные нюансы, которые следует соблюдать, используя денежный эквивалент похвалы:

  1. Сумма должна быть соразмерна поступку. Нельзя давать за мытье посуды 500 рублей, а за уборку комнаты 50.
  2. Об этих деньгах родители должны забыть. Ребенок имеет полное право воспользоваться ими по собственному усмотрению. Нельзя говорить, к примеру: «Это тебе на новые ботинки.»
  3. Установите ограничение. Например, за пятерку 10 рублей, но не более 100 рублей в неделю. Иначе чадо замучает учителей желанием отвечать у доски. Или вообще возьмет педагога в долю.

В противном случае, если платить ребенку за любую мелочь (надевание колготок или подметание пола), то можно добиться совершенно противоположного эффекта. Чадо будет требовать законное денежное вознаграждение постоянно и в возрастающих объемах.

Совет. Вот только не надо сейчас про ценность учебы и багаж знаний. Нынешняя реальность не позволит быть сытым и одетым, опираясь только на знания. И в магазинах за учебу не продают еду. Просто подходите к финансовому поощрению с осторожностью и тщательно все обдумав. Но не исключайте полностью.

Подарки

Принцип действия такого поощрения сродни описанному в предыдущем пункте. Разница только в том, что деньги заменяются сладостями, игрушками, гаджетами, одеждой. Пресловутые психологи практически в один голос утверждают, что так поступать нельзя. Осмелюсь поспорить.

Ребенку важна не сама покупка или вожделенный предмет. Кто не сталкивался с ситуацией, когда игрушка-поощрение забывалась через 10 минут после покупки? Малышу нужно именно родительское одобрение сделанного поступка. Пусть даже это будет коробочка сока или упаковка фломастеров.

Приведу пример из собственной жизни. Сыну в 4 года был куплен леденец на палочке. Просто так, без повода. Размахивая конфетой во время прогулки, он ее уронил и даже не заметил. Через пару дней абсолютно такой же леденец был куплен в качестве поощрения за вытирание пыли на своем столе. И точно также конфета благополучно улетела на землю во время прогулки. О, что это было за горе! Слезы лились такие, что любой крокодил бы умер от зависти. «Мамуля, ну я же его заслужил! Я убирался, так старался!»

Естественно, сопли и слезы были вытерты, и третий леденец был торжественно вручен опечаленному ребенку. А вы говорите - не стоит поощрять чадо подарками.

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки - платим, за плохие - вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

Видео: поощрение как метод воспитания детей