Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития Ребенок 1 6мес

Заканчивается очередной важный этап развития малыша – первые 6 месяцев второго года жизни. За это время ребенок заметно вырос, многому научился и основательно познакомился с окружающим его материальным миром. Испытав свои физические силы и навыки, в 1 год и 6 месяцев кроха направляет внимание в неосязаемый мир чувств. Он начинает замечать других людей и считывать их эмоциональное состояние, живо реагируя на него.

Общее развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Активное познание остается доминирующей деятельностью ребенка в 1 год и 6 месяцев. Но теперь сфера его интересов касается не столько внешних признаков предметов, сколько их функционального назначения. Кроха с упоением откручивает, вынимает, высыпает, колотит и пытается разобрать все, что только можно. Взрослыми такое поведение зачастую воспринимается как озорство и непослушание. Подобное заблуждение может повлечь их неправильную реакцию на деятельность малыша, что рождает конфликты, непонимание, слезы и истерики. А поскольку у ребенка в 1 год и 6 месяцев появляется особая чувствительность к эмоциям и чувствам близких людей, инциденты такого рода могут навсегда загубить его тягу к познанию и исследованиям.

Родителям полуторагодовалого малыша следует вспомнить о «правиле зеркала». Стоит маме радостно засмеяться и ослепительная улыбка тут же украсит личико ее ребенка. Папа гневно хмурит брови и получает в ответ такой же мрачный взгляд. Этот прием очень эффективен в разрешении конфликтных ситуаций. Мудрому взрослому достаточно собственным примером заинтересовать устроившего погром ребенка, чтобы отвлечь его и направить в созидательное русло.

Заметен прогресс в физическом развитии. Как правило, вес ребенка в 1 год и 6 месяцев составляет от 8 до 13 килограмм, рост варьируется от 75 до 88 сантиметров. Такие изменения сказываются на силе, ловкости и способностях. Он ходит прямо и по кругу, преодолевая небольшие препятствия, забирается на детскую лестницу и умеет сидеть на стуле. Возросшая сила позволяет ребенку манипулировать мячом, совершая броски вверх и вниз. В быту ребенок тоже радует своими успехами. Он твердо держит ложку, самостоятельно ест и пьет, активно участвует в умывании.

Речь малыша

Ученые установили, что у ребенка в 1 год и 6 месяцев происходит рывок в развитии отделов головного мозга, отвечающих за речь и познание. И это проявляется в следующих достижениях малыша:

  • он понимает смысл целых предложений;
  • по просьбе взрослого совершает знакомые повседневные действия (принеси, возьми, положи, покажи);
  • узнает игрушки и называет их;
  • делает попытки составить фразу из двух и более «лепетных » слов;
  • дополняет речь движением глаз, мимикой и жестами.

В 1 год и 6 месяцев словарь ребенка включает до 20 слов, большую часть которых он произносит, проглатывая и коверкая буквы, что затрудняет понимание. Но благодаря его интонациям и жестам уже можно предположить, что он имеет в виду.

Например, называя человека или предмет, как в книжке, так и в реальной жизни, малыш указывает на него. В этот же период ребенок начинает легко подражать фразам и словам взрослых людей, поэтому главным для развития его речевых навыков становится любое живое общение: разговор, чтение стихов и сказок, участие в совместных семейных мероприятиях.

Уход за ребенком в 1 год и 6 месяцев

Малыш уже совсем самостоятельный, что значительно упрощает проведение регулярных процедур. Искупать ребенка в 1 год и 6 месяцев не составит труда, а умывание и вытирание полотенцем становятся для него настоящим развлечением. Утреннюю зарядку карапуз с удовольствием проделает с мамой, повторяя каждое ее движение. Прогулки для подвижного любознательного ребенка превращаются в увлекательные приключения, после которых крепко и сладко спится.

Питание

Кушает кроха 4 раза в день. При этом около 50% пищевой ценности всей еды должно приходиться на обед, 30% - на завтрак, остальные проценты распределяются между полдником и ужином. Ежедневный рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев состоит из каши, супов, нежирных мясных и рыбных блюд, овощей. Мясо и рыбу можно порезать мелкими кусочками, а из картошки, морковки и кабачков - сделать пюре. Полдник обязательно включает фрукты или кисломолочные продукты: творожок, кефир, йогурт.

Сон в полтора года

12-13 часов ежедневного сна у ребенка в 1 год и 6 месяцев считается нормой. Днем малыш отдыхает 1 раз, как правило, после обеда. Ребенок растет, становится сознательней и энергичнее, поэтому с дневным сном могут возникнуть проблемы. Не стоит пытаться давить на него и укладывать насильно. Достаточно просто прогуляться минут 15 на свежем воздухе или устроить подвижную игру, не выходя из дома. Главное – избавиться от неизрасходованной энергии малыша, мешающей ему уснуть.

Безопасность

1 год и 6 месяцев – возраст, характеризующийся небывалым скачком в развитии двигательной активности ребенка: осваивание бега и прыжков, что повышает риск получения травм. Поэтому главной задачей родителей становится создание безопасного места для тренировки новых навыков малыша.

Во-первых, необходимо очистить пространство комнаты от предметов, на которые можно наткнуться при беге.

Во-вторых, следует постоянно следить за чистотой пола и отсутствием на нем мелких деталей.

Самое главное, первое время стараться находиться рядом с карапузом и страховать его на случай неожиданностей.

Чему научить ребенка в 1 год и 6 месяцев?

Используя активную подражательную деятельность малыша, можно начать прививать ему такие важные правила личной гигиены, как уход за зубами и расчесывание. В 1 год и 6 месяцев необходимо приобрести детскую зубную щетку для ребенка, поместив ее рядом с остальными. Наблюдая за взрослыми, кроха будет пытаться самостоятельно ухаживать за своими первыми зубками. А ежедневно расчесывая ребенка перед зеркалом, родители преподадут ему бесценный урок красоты и опрятности.

Развивающие игры

Характерная особенность ребенка в 1 год и 6 месяцев - умение продолжительное время концентрироваться на игре. Поэтому можно развлечь малыша, собирая вместе с ним разнообразные фигуры и сооружения из кубиков. В процессе стоит обсудить форму и цвета кубиков или посчитать их количество.

Полезным занятием станет поиск в емкости с крупой ярких разноцветных бусинок и шаров. Выполняя это задание, ребенок тренирует усидчивость, внимательность, ловкость и когнитивные навыки.

Еще одно познавательное и развивающее времяпрепровождение ребенка в 1 год и 6 месяцев - сортировка фигур. Инвентарь для проведения данной игры можно сделать самостоятельно из плотного картона, вырезав в нем отверстия разной величины и формы. Подбирая нужные детали и просовывая их в соответствующие отверстия, малыш будет тренировать мелкую моторику рук, одновременно познавая качественные характеристики предметов.

К полутора годам окончательно формируется режим дня малыша, придерживаться которого он будет до самой школы.

Теперь карапузу достаточно одного дневного послеобеденного сна, а длительность утренней и вечерней прогулок увеличивается до 2-3 часов.

Питание ребенка в 1 год и 6 месяцев становится четырехразовым – завтрак, обед, полдник и ужин.

Для нормального роста и развития маленького сорванца важно, чтобы его рацион был сбалансированным и включал все необходимые полезные вещества.

Как составить сбалансированный рацион для ребенка в 1 год и 6 месяцев

В полтора года большинство детей уже не только уверенно ходят без посторонней помощи, но бегают, поднимаются по ступенькам, учатся играть с мячом.

В этом возрасте начинается интенсивное развитие речевого аппарата — словарный запас карапуза включает уже около 40 слов и постоянно пополняется.

Чтобы физическое, умственное и эмоциональное развитие ребенка было полноценным, организм должен получать белки, жиры, углеводы, витамины, микро- и макроэлементы.

В соответствии с нормативами, суточная потребность полуторагодовалого малыша в питательных веществах, составляет:

  • Белки – 52 г;
  • Жиры – 52 г;
  • Углеводы – 195 г.

Чтобы составить для ребенка сбалансированный рацион, нужно выяснить, какие продукты содержат наибольшее количество полезных компонентов.

Белки

Белки являются основным строительным материалом детского организма. Их недостаток может замедлить рост ребенка, привести к отставанию в психическом и умственном развитии.

Согласно нормам, среди всех белковых продуктов, включаемых в рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев, 80-85% должны составлять белки животного происхождения.

Наибольшее количество животных белков содержится в таких продуктах:

Молоко. Питание в полтора года предусматривает употребление не менее 500-600 мл молока в сутки.

Его можно давать ребенку в чистом виде (например, на полдник с печеньем или бисквитом) или использовать для приготовления молочных супов, каш, омлетов, пудингов и т п.

Кисломолочные продукты. В 1 год и 6 месяцев малыш должен ежедневно получать 40-50 г творога, 10-15 г сливок или сметаны, 5 г сыра твердых сортов или плавленого, 100-150 мл кефира.

Предпочтение стоит отдать домашним продуктам с небольшим содержанием жира.

Мясо . Норма потребления – 100 г в сутки мяса нежирных сортов. Самыми лучшими считаются телятина, говядина, а также мясо кролика, курицы или индейки.

В полтора года малышу можно давать паштет из субпродуктов – печени или сердца.

Кроме того, из мяса готовят паровые и духовые котлеты, рагу, фрикадельки, пудинги и запеканки.

Рыба . В 1 год и 6 месяцев для приготовления блюд можно использовать не только морскую (хек, минтай, треска), но и речную (карп, сом, щука) рыбу.

Суточная доза – 30-40 г. Исключение составляет жирная или деликатесная рыба (семга, лосось, палтус), а также копченая и консервированная.

По-прежнему под запретом икра и морепродукты, принадлежащие к высокоаллергенным продуктам.

Яйца . Одно перепелиное или ½ куриного яйца в сутки – норма для полуторагодовалого малыша.

Давать яйцо нужно сваренным вкрутую, так как жидкий желток и белок плохо усваиваются детским организмом.

Наверняка понравится карапузу пышный омлет, который лучше всего готовить не на сковороде, а в микроволновке или духовке.

Растительные белки, доля которых составляет 20-25% не менее важны для формирования детского организма. Большая часть из них находится в крупяных изделиях, которые малыш должен получать в количестве 25-30 г в сутки.

Хотя самыми полезными считаются овсяная и гречневая каши, в меню должны присутствовать также ячневая, рисовая, кукурузная и пшенная крупа.

От пшеничной и манной пока стоит воздержаться – полезных веществ в них не слишком много, а калорийность высокая.

Известный детский врач Евгений Комаровский рекомендует, составляя меню для ребенка, сочетать в одном блюде растительные и животные белки.

Например, овсяная каша с молоком, тефтели из мяса курицы с рисом, пшенная запеканка с творогом и т п.

Жиры

Жиры – это поставщик необходимой растущему организму энергии. Кроме того, жиры способствуют расщеплению и лучшему усвоению витаминов А и Д, которые играют большую роль в полноценном развитии ребенка.

Недостаточное поступление жиров приводит к замедлению роста малыша, ослаблению защитных сил организма.

Это делает его уязвимым для многих вирусных и инфекционных заболеваний, ухудшает состояние кожного покрова, волос, ногтей.

Однако, чрезмерное употребление жирной пищи также может оказать негативное влияние на детский организм.

Оно не только приводит к набору избыточной массы тела и развитию ожирения, но и тормозит усвояемость белков, расстраивает пищеварение, нарушает обмен веществ.

Для того, чтобы рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев был сбалансированным, он должен содержать 70% животных и 30% растительных жиров.

Основными источниками их являются сливочное масло, сметана, молоко, мясо, а также подсолнечное, оливковое или кукурузное масло.

Углеводы

Интенсивное развитие ребенка в первые годы жизни требует постоянного пополнения энергетических запасов. Это достигается за счет употребления углеводов.

Дефицит этих важных веществ приводит к нарушению нормальной деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Но, большое количество углеводов, в особенности легко усваиваемой сахарозы, также наносит вред здоровью малыша.

Избыток сладкой пищи может спровоцировать сахарный диабет, кариес, крапивницу и другие болезни.

Ежедневными источниками углеводов в рационе ребенка в 1 год и 6 месяцев должны быть:

  • Сладкие фрукты и ягоды – 150 – 200 г;
  • Хлеб и мучные изделия – 100 г;
  • Крупы и макароны – 50 г;
  • Кондитерские изделия – 10-20 г.

Самыми лучшими сладостями для малыша будут домашние джемы, повидло, варенье, а также пастила, зефир или мармелад.

Шоколад и шоколадные конфеты не только могут вызвать аллергию, но и повысить возбудимость нервной системы.

Не следует также давать карапузу различные карамельки, в которые добавляют красители, подсластители и другие химические компоненты.

Витамины

В ежедневном рационе полуторагодовалого ребенка должны быть продукты, содержащие витамины, способствующие росту и развитию.

Приведенная таблица поможет определить, в каких продуктах находится наибольшее количество самых необходимых витаминов.

Витамин Полезные свойства Где находится
A Отвечает за остроту зрения, развитие костной ткани, способствует повышению иммунитета Все овощи и фрукты желтого и оранжевого цвета – морковь, тыква, абрикосы.

Яйца, печень, молоко.

Группы В Обеспечивают нормальную работу сердечно-сосудистой системы, способствуют обмену веществ в организме Крупы, хлебобулочные и макаронные изделия, яблоки, брокколи, свекла, морковь
C Укрепляет защитные силы организма, ускоряет заживление ран, выздоровление после заболеваний Черная смородина, облепиха, отвар шиповника, сладкий перец, яблоки, лук, цветная капуста
Д Способствует укреплению костно-мышечного аппарата, предотвращает рахит и другие болезни Куриные и перепелиные яйца, рыба, белокочанная капуста, картофель
Е Препятствует проникновению в организм вредных веществ, помогает выводу токсинов Растительные масла, брокколи, зеленый салат

Включение продуктов, содержащих полезные для организма вещества, сделают рацион полуторагодовалого ребенка сбалансированным и питательным.

Какие блюда можно приготовить для ребенка в 1 год и 6 месяцев

Рецепты для детских блюд должны быть простыми, без множества ингредиентов. Не следует класть в них специи и приправы, а также использовать много соли.

Придать вкус и аромат блюдам можно при помощи пряных растений – укропа, петрушки, сельдерея.

А для усиления аппетита – подать на красивых тарелках, оригинально выложив и украсив кусочками овощей и фруктов.

Готовить пищу для малыша нужно незадолго до употребления. В полтора года не следует предлагать крохе вчерашний суп или разогретые котлеты.

Нельзя также смешивать первое и второе блюдо в одной тарелке, чтобы малышу было легче жевать и глотать.

Во-первых, ребенок не почувствует вкус еды, а во-вторых, такая подача выглядит не эстетично и не способствует аппетиту.

Завтрак

Лучшее время для завтрака — 7 30 – 8 00 . По рекомендации диетологов, на него должно приходиться 25% всего дневного рациона.

Поэтому малышу можно предложить такие блюда:

  • творожники со сметаной и яблочным пюре;
  • овсяная каша со свежими ягодами;
  • молочная вермишель;
  • запеканка из риса с морковью;
  • суфле из брокколи или цветной капусты;
  • гречневая каша на молоке;
  • омлет из яиц с молоком;
  • тыква, запеченная с пшенной кашей.

Дополнить завтрак может травяной чай, отвар шиповника или негустой кисель. К ним можно подать бутерброд с маслом и натертым сыром, нежирное печенье или кусочек бисквита.

Обед

После завтрака ребенок отправляется на первую прогулку. Если он в течение 2-2,5 часов не просто катался в коляске, а ходил, бегал и играл с мячом, то обязательно нагуляет отменный аппетит.

Ведь, как справедливо замечает доктор Комаровский, в отказе здорового малыша от еды родителям нужно винить только собственную лень и нежелание играть с крохой.

На обед, который состоится в 12 00 -12 30 малыш должен съесть 35% суточного объема пищи.

По сложившейся традиции, прежде всего карапузу предлагают первое блюдо. Это может быть:

  • борщ со свеклой и капустой;
  • овощной суп-пюре с брокколи;
  • суп на мясном бульоне с макаронными изделиями;
  • рыбный суп с крупой;
  • суп с фрикадельками из мяса птицы;
  • щи со свежей капустой;
  • тыквенный суп-пюре с сухариками.

В полтора года ко второму блюду ребенку подается салат из свежих овощей. Чтобы малышу было легче прожевать, их натирают на терке, а затем заправляют сметаной или растительным маслом.

Для приготовления салатов подойдут: огурцы, зеленый лук, белокочанная капуста, редис, морковь, тыква.

На второе малышу дают одно из следующих блюд:

  • паровые котлеты из телятины с кашей;
  • кабачки, фаршированные мясом и рисом;
  • запеканка из макарон с мясом;
  • тефтели из говяжьего фарша с пшенной крупой;
  • бефстроганов из мяса индейки с картофельным пюре;
  • капуста тушеная с мясом кролика;
  • печеночные паровые котлеты с морковным пюре;
  • рыбные биточки с гарниром из овощей;
  • филе рыбы, запеченное в фольге;
  • голубцы.

В качестве напитка малышу предлагают компот из свежих или сушеных фруктов, кисель из ягод или сок. Причем после 1,5 лет можно давать не только осветленные соки, но и с добавлением мякоти.

Полдник

После обеда малыш отправляется спать до 15 30 -16 00 , после чего его ждет полдник. Этот прием пищи самый легкий, всего 15% от дневного рациона.

Самыми подходящими будут такие блюда:

  • творог со сметаной и фруктами;
  • кефир и бисквит;
  • теплое молоко и печенье;
  • мусс из ягод;
  • печеное яблоко с творогом;
  • фруктовое суфле;
  • молочный кисель с печеньем;
  • бутерброд с печеночным паштетом и сок.

Летом на полдник ребенку можно предложить свежие фрукты – абрикосы, сливы или ягоды – клубнику, малину, ежевику.

При этом предварительно необходимо убедиться, что у карапуза нет на них аллергии.

Ужин

Перед ужином с ребенком нужно совершить вторую прогулку. На этот раз можно воздержаться от активных игр и дать малышу спокойно побродить по парку или скверу.

Время для вечерней трапезы обычно планируют на 18 30 -19 00 , за два часа до отхода крохи ко сну. Этот прием пищи, как и завтрак, составляет 25% от суточного объема.

В полтора года на ужин можно приготовить:

  • «ленивые» вареники с творогом;
  • оладьи из кабачков или тыквы со сметаной;
  • рагу из овощей;
  • зразы картофельные с мясом;
  • запеканка макаронная с повидлом;
  • капустные котлеты;
  • рыбные тефтели.

Самый лучший вечерний напиток — травяной чай с добавлением мяты и мелиссы, после которого малыш будет крепко и сладко спать.

Если же до сна карапуз успеет проголодаться, то уже в кровати ему можно дать полстакана теплого молока или кефира.

Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев несколько замедляется, но зато активно идет становление его личности и формирование характера.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

74-88,2 см.
9,6-14,4 кг.
46,0-51,6 см.
46,5-55,6 см.
74-87,2 см.
9,4-13,5 кг.
44,9-50,9 см.
47,1-54,5 см.

Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела в зависимости от возраста и пола ребенка.

Скорость роста ребенка, также с возрастом замедляется.

Так, в среднем до 4-х летнего возраста длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.

Развитие двигательных навыков

Малыш ходит всё лучше и лучше и уже начинает бегать.

Во время ходьбы смотрит под ноги, чтобы меньше спотыкаться и падать.

Многие малыши в этом возрасте могут самостоятельно подниматься по лестнице. А вот спускаться без посторонней помощи пока получается не так хорошо.

Малыш может присесть на корточки, чтобы отдохнуть или поднять что-либо с пола. Самостоятельно может сесть на стульчик.

Пытается прыгать на месте и с продвижением вперед, перешагивает через небольшие препятствия.

Умеет подбрасывать мяч вверх, пинать его ногой.

Также Ваш малыш может уже открыть дверь в комнату и даже способен самостоятельно выбраться из манежа.

В этом возрасте для малыша очень важна физическая активность, она помогает научиться ему управлять своим телом, совершенствовать имеющиеся навыки и развивать координацию движения.

Психическое развитие ребенка

В 1 год 6 месяцев ребенок очень эмоционален и требователен, хочет всё делать сам.

Малышу интересно играть с любыми бытовыми предметами, порой даже больше чем с обычными игрушками.

Любит играть в компании, подражает взрослым.

Если ребенку дать лист бумаги и карандаши, то он с удовольствием рисует «каляки-маляки».

В этом возрасте ребенок очень психологически уязвим, самым большим потрясением для полуторагодовалого малыша может стать расставание с близкими людьми.

Также следует быть готовым к тому, что в этом возрасте малыши начинают более активно проявлять свои негативные эмоции. Самым простым способом показать, что малыш недоволен является истерика. Так, выражая сове недовольство, ребенок может начать кричать, плакать, махать руками, топать ногами, упасть на пол. В такие моменты важно попытаться понять, с чем же именно связано такое поведение. Постарайтесь отвлечь ребенка, не зацикливайтесь на этом. Помогите малышу найти другие способы выражения своих эмоций.

Появляются социально-значимые жесты и мимики. Малыш может пожалеть, если кто-то плачет. Радуется встречи, машет «до свидания» и так далее.

В этом возрасте дети легко переключаются с одного эмоционального состояния на другое. Быстро отвлекаются.

Малыши радуются своим достижениям и огорчаются, если у них что-то не получается.

Любят танцевать и повторять знакомые движения под музыку.

Познавательное развитие ребенка

  • Ваш малыш уже умеет ориентироваться как минимум в двух геометрических формах (шар-куб, кибик-кирпичек-прямоугольник).
  • Ребенок находит предметы по просьбе взрослого. Может подобрать предмет такой же формы, как на картинке. Пытается подбирать геометрический предмет в соответствии с формой на грани пособия (на игрушке).
  • Уже умеет ориентироваться в двух величинах (большой и маленький) и в двух-трех цветах.
  • Имитирует «чтение», переворачивает страницы, пытается что-то рассказывать.
  • Умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку.
  • В игре может повторять 1-2 знакомых, часто наблюдаемых действий: кормить куклу (игрушку), причесывает, умывает, укладывает спать и так далее.
  • Умеет обращаться с предметами в игре в зависимости от их назначения.
  • Проявляет ловкость и сообразительность, так малыш может подставить что-то, что бы залезть повыше и достать нужный ему предмет.

Речевое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие.

Малыш способен произносить до 40 облегченных слов. Умеет отвечать на простые вопросы.

Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев

Как правило, к этому возрасту малыш окончательно осваивает навык пользования ложкой и чашкой. Пытается есть и пить самостоятельно.

Любит выбирать себе одежду.

Пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.

Некоторые малыши начинают проситься на горшок.

Уход за ребенком на втором месяце

В 1,5 года ребенок стремиться к самостоятельности, не всегда у него получается задуманное, а задуманное не всегда адекватно и безопасно. Поэтому задача родителей в этом возрасте создание безопасной среды для малыша, а также условий, для совершенствования его социальных навыков и умений. Подстраховывать малыша надо незаметно для него, так чтобы он не потерял интерес к исследовательской деятельности.

Очень важны в этом возрасте прогулки на свежем воздухе, гимнастика и закаливающие процедуры.

Питание ребенка в 1 год 6 месяцев

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна.

В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда.

Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак - 8:00, обед - 13:00, полдник - 16:00, ужин - 19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи.

Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей.

Перед сном малыш может выпить молоко или кефир.

Необходимые обследования в 1 год 6 месяцев

Теперь Вы посещаете педиатра 1 раз в три месяца. На приеме врач оценивает физическое и нервно-психическое здоровье ребенка.

Начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год должен осматривать стоматолог, если вы еще его не посетили, то самое время это сделать.

На втором году жизни лабораторное обследование (клинический анализ крови, мочи, анализ кала на копроскопию и яйца гельминтов) проводится 1 раз в год, при необходимости и наличии показаний, чаще.

В 1 год 6 месяцев (18 месяцев) - делается ревакцинация от полиомиелита, столбняка, дифтерии, коклюша (ReV1 - АКДС, ReV1 - ОПВ).

Как играть с ребенком в 1 год 6 месяцев

Какие игрушки подходят для данного возраста?

Для развития речи хорошо подходят различные картинки, книжки, кубики с изображениями предметов, животных, фруктов, транспорта. Книжки с потешками, стихами.

Для развития координации движений подходят мячи разных размеров, обруч, гимнастические палки, двигающиеся машины, каталки.

Для сюжетных игр отлично подойдут игрушечные животные, куклы, кукольная мебель, детская посудка, одежда, игрушечная ванночка, коляска, наборы фруктов, овощей и другие.

Для расширения знаний о предмета, формах, цветах понадобятся игрушки матрешки, неваляшки, пирамидка, цветные кубики, цветные колпачки (стаканчики), ленточки, совки, ведерки, формочки для песка, конструкторы, игрушки со вставными геометрическими фигурками (активный куб) и другие.

Для развития музыкальных способностей отлично подойдут музыкальные игрушки - стучалки, молоточки, ксилофон, барабан и другие.

В этом возрасте очень полезно развивать у малыша мелкую моторику, для это отлично подходят игрушки со шнуровкой, игрушки в которых нужно соединять детали, вставлять одни предметы в другие.

Во время любых игр и занятий с малышом не забывайте хвалить его за его успехи.

У Вашего малыша сейчас самый активный познавательный возраст. Он впитывает всё «как губка». Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, отвечайте на его вопросы, учите его, объясняйте ему всё что ему интересно, дарите свою любовь и заботу. Всё что он получит от Вас сейчас, в дальнейшем он перенесет во взрослую жизнь.

В этой статье:

Анализируя физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев, педиатры оценивают в первую очередь показатели роста, веса, окружности головы. У мальчиков и у девочек эти показатели отличаются. В таблице ниже приведены средние показатели, которые, по мнению педиатров, подтверждают, что ребенок в полтора года развивается нормально.

В полтора года у малышей уже достаточно зубов, поэтому их переводят на общий стол с детским меню (пищей, приготовленной таким образом, чтобы сохранилось большее количество полезных веществ). В среднем у ребенка в полтора года должно быть около 14 зубов. При этом нужно учитывать, что у каждого малыша свой график развития, поэтому допускаются некоторые отклонения от нормы (до 4 зубов).

Режим дня полуторагодовалого малыша

В 1 год и 6 месяцев большинству детей достаточно одноразового дневного сна продолжительностью от двух до трех с половиной часов. Тем не менее родители должны понаблюдать за крохой и обязательно учесть его личные потребности. Например, если малыш сильно устает и нуждается в двухразовом дневном отдыхе, нужно перестроить его режим дня в соответствии с этим.

Переходить на новый режим дня нужно постепенно, по мере готовности малыша к изменениям. Новые условия должны стать для него комфортными, способствующими активному развитию. Продолжительность дневного сна в этот период составляет 11 часов, общее время бодрствования удлиняется до 5,5 часов.

Питается ребенок в день с интервалом в 3-4 часа, то есть 4 раза, при этом завтракает не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужинает не позднее чем за час до отхода ко сну.

Психологические особенности полуторагодовалого ребенка

В полтора года ребенок уравновешен и деловит. Он уже не так пугается резких звуков, незнакомых людей, многое понимает. Теперь ему ясно, что в звуке стиральной машины или пылесоса нет скрытой опасности, что незнакомые люди не причинят ему вреда, особенно если рядом родители.

Малыш особенно привязан к близким людям, доверяет им и с удовольствием проводит с ними время за играми и на прогулках, проявляет благосклонность по отношению к гостям. Несмотря на видимую уверенность, ребенок в этом возрасте по-прежнему нуждается в постоянном присутствии самого главного человека в его жизни - мамы. От нее он ждет поддержки, похвалы, с ней чувствует себя в полной безопасности.

В этом возрасте можно начинать вести работу по расширению кругозора крохи, записав его в школу раннего развития или детский кружок. На занятиях должно быть разрешено присутствие родителей, так как разлука с ними для малышей в этом возрасте может оказаться стрессом.

В полтора года дети стараются во всем подражать взрослым, начиная от речи и заканчивая проявлением эмоций в той или иной ситуации. Они по-прежнему нуждаются в обществе старших, но уже способны некоторое время увлекаться самостоятельной игрой. Так, если раньше малыш переносил на игрушки действия взрослых, копируя их манеру поведения, то теперь в игре он способен придумывать собственные сценарии. Воплощение в жизнь собственных идей вдохновляет малыша, особенно если все идет по плану.

В общении со сверстниками у детей в полтора года также наблюдается определенный прогресс. Они проявляют интерес к другим детям, но пока не рассматривают их в качестве единомышленников и друзей. Малыши по-прежнему уверены, что они - это центр вселенной, и не готовы терпеть нарушения границ. Дети не делятся своими игрушками, при этом обижаются, если не получают чужие по требованию. Это не жадность, а особенность поведения, свойственная возрасту, поэтому бороться с ней пока не имеет смысла.

В полтора года дети уже способны испытывать и проявлять первые негативные эмоции. В активном словаре у них пока не так много слов, но это не мешает им показывать недовольство другими доступными способами: дети могут устраивать истерики, драться, падать на пол, бить кулаками об землю, если что-то идет не так, как им хочется.

Родители должны понимать, что это не капризы, а единственно возможный на данный момент для ребенка способ объяснить, что он расстроен и нуждается в понимании. Ругань, а тем более рукоприкладство здесь неуместны. Помочь в решении проблемы смогут только ласка и терпение. Достаточно будет переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы истерика быстро прекратилась.

Основные навыки ребенка в полтора года

Малыш в полтора года уже многое умеет и знает. В большинстве случаев здоровый ребенок способен:

Особенный скачок можно отметить и в интеллектуальном развитии малыша в полтора года. Обычно дети способны на следующее:

  • найти предмет по картинке;
  • отличить предметы разной геометрической формы;
  • подобрать подходящие предметам отверстия (игры-вкладыши);
  • собирать и разбирать пирамидку с учетом размера или цвета деталей;
  • рисовать красками и карандашами линии, штрихи, простые геометрические фигуры.

Некоторые изменения касаются и игры ребенка в 1,6 года. Обычно они заключаются в следующем:

Бытовые навыки чаще всего выражаются в следующем:

  • кроха уверенно пьет из чашки и не проливает;
  • пользуется столовыми приборами и салфетками;
  • делает первые попытки контролировать мочевой пузырь, пробует пользоваться горшком;
  • одевает и снимает с себя некоторые элементы одежды и пр.

Также многие малыши в этом возрасте перемещаются в отдельную комнату от родителей, учатся самостоятельно засыпать в собственной кровати.

Как развивается речь малыша

В полтора года у большинства детей получается достичь значительного прогресса в развитии речи. Они не только понимают большую часть того, о чем говорят взрослые, но и пробуют говорить с ними на равных, используя отдельные слова, словосочетания и простые предложения.

В полтора года дети показывают на себе, на игрушках, на взрослых практически все части тела, называя их, выполняют простые поручения, умеют выделать из группы разных предметов те, что имеют общий признак (форму, цвет, размер, назначение).

В активном словаре большинства детей уже несколько десятков слов, они знают, какие звуки издают животные, птицы, имитируют звуки машин, дождя, грома и пр. Все больше в речи малыша появляется правильных слов, которые постепенно вытесняют лепет. Подражая взрослым, дети стараются использовать наречия, местоимения, пополняют запас глаголов и прилагательных.

У девочек в этом возрасте фразовая речь развивается активнее, чем у мальчиков, которые продолжают использовать мимику и жесты, пытаясь так объясняться со взрослыми и сверстниками скорее по привычке, чем из нежелания говорить.

В полтора года для малыша особым достижением является способность обобщать предметы в речи,
как в собственной, так и в обращенной к нему. Пока ему сложно, поэтому ошибки неизбежны. Тем не менее с этого возраста активный словарь начинает быстро пополняться.

Важно, чтобы родители продолжали много общаться с крохой, отвечая на все его вопросы, описывая собственные действия и происходящее вокруг. Такой подход является единственно правильным для стимуляции развития речи в этом возрасте.

Возраст «почемучки»

В полтора года у малышей начинается первый этап возраста «почемучки». Они уже умеют задавать вопросы и стараются узнать у взрослых обо всем, что их окружает, как можно больше. Сильное желание узнать о том, как называются окружающие их предметы, ускоряет пополнение словарного запаса крохи. В этом возрасте малыш каждый день осваивает по несколько новых слов, старается их запомнить и при случае обязательно применить.

Родителям нужно понимать, что дети в этом возрасте впитывают себя информацию как губка, поэтому песенки, стихи, сказки и прибаутки обязательно должны составлять часть их общения с крохой. Особенно хорошо малыши усваивают новые слова во время прогулки. Вместе с ребенком можно учить считалки, забавные куплеты, весело проводя время и помогая его развитию.

Как развивать ребенка играми?

Нужно понимать, что игра - это ведущая деятельность крохи в дошкольном возрасте, а в полтора года является основной. Именно поэтому учить и развивать ребенка нужно также с помощью игры.

Игра в одевание. Чтобы вызвать у малыша интерес к процессу одевания, можно поиграть с ним, одевая и раздевая пупса. Наденьте вместе с крохой пупсу носки, костюмчик, пальто, шапку и варежки (можно одолжить у самого ребенка). Обратите внимание крохи на то, с каким удовольствием одевается пупс и как он помогает руками и ногами маме. Предложите крохе одеть и раздеть пупса без вашей помощи.

Игра в магазин. В эту игру с удовольствием играют дети в любом дошкольном возрасте. Предложите ребенку сыграть роль сначала покупателя, а потом и продавца. Разложите на «прилавке» овощи и фрукты, разные предметы и предложите крохе сделать покупки, расплатившись вымышленными деньгами. Будет здорово, если получится использовать настоящие весы, счеты, калькулятор, как это делают в реальном магазине.

Игра «Кто в лесу живет?». Забавная игра для самых маленьких. Достаточно будет подобрать несколько картинок с изображением лесных обитателей. Малышу можно показывать картинки, спрашивая «Кто это?», предложить ему показать части тела животных и назвать их, проимитировать звуки, которые они издают.

Игры для развития моторики . Чтобы стимулировать развитие речи в 1,5 года, можно играть с малышом в игры, способные развивать мелкую моторику рук. Например, отличный вариант - это игры с кинетическим песком, из которого можно лепить башни, туннели, животных и т.д. Также можно увлечь малыша рисованием пальчиковыми красками, обязательно сохранив его первые художества.

Перебирание фасоли, пуговиц или крупных бусин (обязательно под присмотром взрослых) также поможет развить моторику пальцев малыша и позволит скоротать время с пользой и интересом.

Следите за физическим развитием малыша в полтора года, но не забывайте о психоэмоциональном развитии, которое будет проходить активнее при заинтересованности и постоянном участии взрослых в процессе.

В 1 год и 6 месяцев года развитие ребенка делает очередной «скачок», теперь малыш не просто усваивает и повторяет информацию, после полутора лет дети начинают анализировать услышанное и увиденное и делают первые выводы. Большинство родителей, не зная, что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, обращают больше внимания на его физические способности и навыки, хотя в таком возрасте гораздо важнее его нервно-психическое развитие и эмоциональная сфера. Точно оценить развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев нельзя, так как дети после года развиваются по своим, индивидуальным, срокам и у разных детей разные навыки и умения появляются с разницей в несколько месяцев, что считается совершенно нормальным.

Физическое развитие ребенка в полтора года

К полутора годам ребенок уже должен уметь ходить самостоятельно, не придерживаясь за опору или руки родителей, обычно к этому возрасту большинство детей уже уверенно ходят, умеют подниматься и спускаться по лестнице, наклоняться, поворачиваться и приседать на корточки. К 1 году и 6 месяцам малыши еще сохраняют некоторую неуклюжесть, часто падают, еще не могут прыгать и долго держать равновесие в одной позе, но при этом у них еще плохо развито чувство самосохранения и совершенно нет понимая того, какие предметы или ситуации могут представлять для них опасность. Активного и любознательного полуторагодовасика нельзя ни на минуту оставлять одного даже в самой «безопасной» комнате – дети в этом возрасте умудряются залезать на полки шкафов, на подоконники, столы и другие высокие предметы. А любопытство и интерес ко всему новому и увлекательному заставляет их стаскивать со стола скатерть с горячими стаканами, открывать дверцу духовки и дергать за шнуры бытовую технику.

Причем, чтобы осознать опасность такому малышу может быть недостаточно одного падения или другой неприятности, психологи советуют не запрещать малышу исследовать понравившиеся ему предметы, а либо полностью исключать возможность добраться до них либо постоянно, раз за разом, объяснять и демонстрировать, почему нельзя трогать горячий чайник, плиту или прыгать на стуле.

Игры малыша в этом возрасте становятся все активнее, на детской площадке он стремится покататься на каруселях, качелях, забраться по наклонной поверхности, скатиться с горки и залезть на вертикальную лестницу. Конечно, во время выполнения всех этих «акробатических» трюков родители должны быть постоянно начеку, ведь малыш просто не понимает пределы своих возможностей или может отвлечься на что-то более интересное и выпустить из рук перекладину лестницы или веревку качелей.

К полутора годам большинство детей уже умеют самостоятельно есть полужидкую пищу, держать в руке ложку, пить из кружки и откусывать небольшие кусочки хлеба, фруктов и другой твердой пищи.

Расширяются и бытовые познания ребенка – он умеет не только умываться, но и узнает свою одежду, складывает игрушки в коробку, «читает» книги и даже чистит зубы.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

К полутора годам ребенок не только осваивает основные слова и понятия, но и уже активно общается со своими родителями и окружающими взрослыми. Даже если малыш еще не начал говорить, он уже может объяснить маме, что ему нужно, что он хочет или почему плачет. В зависимости от темпов развития к 18 месяцам ребенок произносит от 10 до 40 слов, пытается выстаивать простейшие предложения из 2-3-х слов, отвечает на вопросы взрослого, показывая на предметы или картинки. Речь ребенка сопровождается эмоциональным жестикулированием, движениями, а если его не понимают, малыш может начать плакать от огорчения .

В этом возрасте большинству детей очень нравятся музыка, пение и стихи, услышав знакомую ли красивую мелодию, дети начинают танцевать и «подпевать», а любимые стихи и потешки помогают справиться с капризами непоседы во время еды, переодеваний или других процедур. Детские врачи советуют родителям слушать при детях только хорошую и спокойную музыку, лучше всего – классическую или звуки природы, это успокаивает детей, стабилизирует их психику и ускоряет речевое воздействие.

Проведенные зарубежные учеными исследования доказали, что детям категорически противопоказан тяжелый рок, «металл» или другие подобные направления в современной музыке, а наши психологи добавляют – от прослушивания песен современных исполнителей тоже лучше воздержаться, так как чаще всего смысл текстов и музыкальное сопровождение таких песен далеко от идеала.

В полтора года дети охотно разглядывают книжки с яркими картинками, причем, если раньше они просто смотрели на изображения и слушали текст, теперь их интересуют детали. Родителям стоит выбирать большие, красочные книги с понятным и легко воспринимающимся текстом, который иллюстрируют изображения, так ребенку будет легче связывать написанное и произнесенное с тем, что он видит на картинке.

Игры ребенка после полутора лет тоже усложняются, теперь он играет не одной, а несколькими игрушками сразу – грузит и катает кубики на грузовике, укрывает куклу одеялом или кормит ее из соски, раскладывает игрушечную еду на тарелках и так далее. Малышей в 1 год и 6 месяцев по-прежнему очень интересуют мячики, всевозможные каталки и развивающие игрушки в виде крупных деревянных паззлов, вкладышей, пирамидок и других, где можно что-то крутить, складывать или соединять.

Изменяется и эмоциональное состояние ребенка, теперь для хорошего настроения ему мало быть сытым, чистым и рядом с мамой, в возрасте полутора лет малышей начинают интересовать собственные навыки и достижения. Если раньше карапуз просто играл с игрушкой, то теперь он пытается добиться какого-то результата и очень огорчается, если не может получить желаемого. Начинает изменяться поведение ребенка с разными людьми и в разных ситуациях, например, дома с мамой малыши ведут себя гораздо увереннее и капризнее, чем в большой компании или, наоборот, играя с бабушкой и дедушкой, непоседы позволяют себе гораздо больше, чем под присмотром строгих родителей.

К полутора годам ребенок должен уметь:

  • самостоятельно ходить, вставать, поворачиваться, наклоняться;
  • держать в руках ложку, пить из чашки;
  • сообщать о своих физиологических потребностях – просить есть, пить, беспокоиться, если хочет в туалет, испачкался и так далее;
  • понимать обращенную к нему речь взрослых, показывать на картинках предметы обихода, части тела, животных;
  • понимать и выполнять простейшие просьбы взрослых, знать, как и где умываться, кушать, одеваться и так далее;
  • произносить несколько слов и звукосочетаний;
  • по-разному относится к маме, родственникам, знакомым, незнакомым людям;
  • в игре повторять 2-3 несложных действия – катать машинку, укладывать куклу спать и так далее.

Мальчики и девочки в полтора года

В полтора года разница в характере и темпераменте детей разного пола становится все заметнее. Причем психологи советуют родителям обратить внимание на такое обстоятельство: для маленьких мальчиков очень важно доверие со стороны родителей, которое будет выражаться в том, что ребенку дадут возможность что-то делать самостоятельно. Чрезмерная опека со стороны родителей может восприниматься мальчиками именно как недоверие, сомнение в его силах и способностях, так что родителям полуторагодовалых мальчиков придется находить золотую середину между свободой и безопасностью маленького непоседы.