Как сделать деревянный бумеранг. Бумеранг из бумаги своими руками

Аннотация: Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями существования этнических общностей. В эпохи скла-дывания, функционирования - главным для этносов и этнических отношений было воспроизводство традиции, сохранность. В современности, в ситуации динами-ческого взаимодействия этнических культур, актуали-зировались новые формы взаимоотношений между ни-ми, появились новые качества этнических групп.

Ключевые слова: этнос, этническая культура, этническое самосознание, этническая идентификация, самовоспроизводство, этноцентризм, современные усло-вия.

The ethnic culture: specificity of development in modern world

A. V. Kostina

Abstract: Features of ethnic culture developed for historically rather long time. They are defined by living conditions of ethnic community. During the epochs of forming and functioning the main problem for ethnoses and ethnic relations was reproduction of tradition and safety. In the present, in a situation of dynamic interaction between the ethnic cultures, new forms of mutual relations between them were staticized, new qualities of ethnic groups appeared.

Keywords: Ethnos, ethnic culture, ethnic consciousness, ethnic identification, self-reproduction, ethnocentrism, modern conditions.

Развитие этнических групп - это процесс во многом объективный, напрямую связанный со взаимообусловленностью этностимулирующих и этностагнирующих факторов. Среди последних наиболее существенным является понижение уровня социальной мобильности, обусловленной существованием внутри этноса сословных, кастовых или иных перегородок. Они затрудняют межсословные связи и препятствуют формированию общеэтнических культурных характеристик. Причем, данная закономерность проявляет себя не только на уровне истории конкретных народов, но и на уровне развития человечества в целом. Так, в эпоху Средневековья поддержанию и развитию этноса противодействовали натурализация хозяйства и отсутствие связи между мелкими сельскими общинами, а также сословная система, акцентирующая в индивиде черты его социальной принадлежности, которые оказывались гораздо более маркирующими, чем признаки его этнической принадлежности.

Активное же развитие этний происходит в момент повышения социальной динамичности общества. Так было в Греции, Риме и Китае после реформ, соответственно, Солона, Сервия Туллия и Шан Яна. В это время иерархическая структура общества, выстроенная по принципам наследования, сменилась на иерархию, основанную на владении материальными ресурсами. Резкая активизация этнических отношений характерна и для периода становления буржуазного общества, в котором налаживанию устойчивых «горизонтальных связей» внутри этнических общностей способствуют преодоление региональной обособленности и развитие рыночных отношений.

Этнографы выдвигают данный принцип функционирования этний в качестве основания для исторической типологии. Так, эпохе первобытности соответствуют архаические общности с их низким уровнем выраженности этнического самосознания, что часто проявляется в отсутствие самоназваний. Эпохе рабовладения соответствуют древние этнические группы, обладающие отчетливо выраженным этническим самосознанием, что находит выражение в разделении людей на «нас» и «варваров». Средневековые этнии, развивающиеся в эпоху феодализма, не обладают яркой спецификой, утрачивают свой дискретный характер и характеризуются вытеснением этнических связей социальными связями. Напротив, этнические группы, формирующиеся в Новое время, отличаются четкой выраженностью своих свойств, что сопровождается формированием принципиально новых компонентов этнического самосознания.

Этническая культура обладает целым рядом ярко выраженных особенностей. Характеристики этой культуры определяются, прежде всего, типом экономического и социального развития, представляющего натуральное хозяйство с отсутствующими или слабо развитыми товарными отношениями и жесткой иерархической стратификацией общества. Основной формой организации социальных отношений здесь становится община. Как совокупность форм человеческой деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира, этническая культура выступает в качестве структурообразующей основы этноса, обеспечивающей его целостность и способность к автономному устойчивому развитию. В рамках этнической культуры формируется этническое самосознание и историческая память, способность воспринимать собственный мир как уникальный и неповторимый, стремление сохранять этот мир через систему традиции. Подобная настроенность на самовоспроизводство проявляется в неизменности картины мира, в устойчивых стереотипах восприятия действительности, в стабильных образцах социальной активности, в особой нормативности. Эта нормативность способствует возобновлению общественных форм поведения, ценностных установок и идей и создает условия для поддержания в равновесии уже функционирующей социальной системы.

Существенной особенностью этнического самосознания является подчеркивание, акцентирование генетического родства представителей определенной этнической группы, а также территориального единства, связанного с обладанием общей территорией. Подобное восприятие лежит в основе этнической самоидентификации. Однако важно подчеркнуть другое - то, что в рамках этнической культуры этот признак не является доминирующим, и идентификация здесь осуществляется не только по генетическому родству, но и по представлениям человека и коллектива об этой генетической связи.

Такую же определяющую роль в формировании и цементировании этноса играют вероисповедание и язык. Язык при этом представляет собой не только наиболее важный инструмент социализации и постижения мира, связанный с внешней коммуникацией и с процессом мышления. Язык как «материнский язык» здесь становится средством эмоциональной связи с общиной. Это «материнское» свойство языка придает ему характер исключительности в ситуации конкуренции с другими языками, которая обостряется в период вторичной социализации в том случае, если родной, «материнский» язык не совпадает с тем, на котором основана доминирующая «высокая культура» , именно поэтому представители этноса часто идентифицируют себя именно по языку и религии. Это иллюстрирует и тот факт, что содержание понятия «русский» включает как значение «великоросс» - то есть, русский по рождению, по крови, так и «русскоязычный» - то есть, принадлежащий русскому миру. Если же говорить о генетическом факторе, то для этнического самосознания важно, чьим потомком считает себя человек, а не чьим потомком он является на самом деле.

К примеру, юг Башкирии населен тремя народами - башкирами и татарами, принадлежащими к числу тюркоязычных народов и исповедующими ислам, и русскими, исповедующими православие. Между тремя указанными этносами существует разная культурная дистанция. Впервые феномен культурной дистанции был описан А. Фэрнхемом и С. Бочнером и в дальнейшем преимущественно изучался различными исследователями в рамках парадигмы «культурного шока». Для исследования этого явления психологом Бабикером совместно с другими исследователями был предложен специальный индекс культурной дистанции (CDI), фиксирующий объективные различия между культурами (например, различия в климате, одежде, религии, проведении досуга) . Исследователи выявили, что культурная дистанция между татарами и башкирами меньше, чем между русскими и башкирами или русскими и татарами. Между тем, несмотря на объективные генетические и культурные различия, как отмечает А. Н. Татарко, рассмотрение субъективных семантических пространств межэтнических отношений позволяет говорить о том, что башкиры и татары склонны, на уровне установок, воспринимать свои народы схожими с русским народом, а эмоциональная окраска установок башкир и татар по отношению к русским схожа с эмоциональной окраской установок по отношению к собственным этносам. Более того, несмотря на близкую культурную дистанцию, эти народы склонны, скорее, проявлять сходство в эмоциональной оценке своего народа с русскими, а не друг с другом.

Особенности этнической культуры складывались исторически на протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями функционирования этнических общностей, где минимальной изменяемости социально-экономических отношений соответствовала существенная инертность информационной среды, наилучшим образом отвечавшая задачам сохранения общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, так как информация, заключенная в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива. Традиция здесь, безусловно, преобладала над новаторством, хотя и не исключала его полностью, а неактуальная или деструктивная информация после тщательного ее отбора, фильтрации и анализа предавалась «суду истории», затиралась, переосмысливалась. Объем этой информации был достаточен для поддержания системы, но ограничен естественными пределами человеческой памяти, пусть даже предстающей в коллективном варианте. Новая информация в границах данной системы воспринималась как деструктивная, как способная уничтожить, затереть, хаотизировать предшествующий информационный комплекс.

Этим отчасти объясняется достаточная закрытость этнической культуры, где одним из проявлений самосознания становится этноцентризм - специфическое свойство всех носителей этнического самосознания (от индивида до социальных общностей) воспринимать и оценивать жизненные явления, ориентируясь на собственную традицию и выработанные собственной этнической культурой смыслы, значения и ценности, которые выступают в качестве некоего всеобщего эталона. Поэтому внутригрупповое общение характеризуется здесь отношениями солидарности перед лицом внешнего мира. Отношения же межэтнические характеризуются подозрительностью и недоверием, где весь мир разделяется по принципу «мы - они». Конечно, эту составляющую нельзя абсолютизировать, а межэтнические контакты могут быть не только враждебными, но и дружественными. Связано это, прежде всего, со степенью интенсивности и направленности этих культурных контактов, развивающихся в конкретных исторических обстоятельствах.

Оппозиционность, приводящая к маркированию «мы - они», «свои - чужие», весьма часто провоцируется социальной нестабильностью, связанной с экономическими, политическими или иными факторами. Она часто вызывает то состояние напряженности народа, которое исследователи называют «комплексом жертвы». По убеждению Л. Гуд-кова, комплекс жертвы выступает в качестве особого, весьма эффективного механизма придания себе ценности. Автор исследовал эту проблему на примере русских, у которых, по его мнению, доминируют «коллективные представления (...) о себе как объекте чужого, внешнего воздействия» - варягов, татар, самодержавия, большевиков и т.д., что и приводит к формированию комплекса «жертвы», причем, как утверждает автор, предшествующего появлению самого «насильника» . Автор в этом тезисе отталкивается от наблюдений относительно особой гордости людей за победу в Великой Отечественной войне и за то, что здесь народ не выступил в качестве агрессора, отражая лишь нападение врага. Данное мнение представляется излишне категоричным и не вполне обоснованным, так как автор трактует как комплекс миролюбие этого народа, по нашему убеждению, определяемое многовековым соседством с многими иными народностями и этническими общностями, с которыми русских связывала общая историческая судьба.

Гораздо более глубокие, на наш взгляд, выводы содержатся в работе Л. В. Сагитовой, исследующей эту проблему на материале республики Татарстан. Автор отмечает, что в 1990-е годы обсуждение отношений центральной и республиканской власти зачастую сводилось к поиску виновной стороны, которой в татарской прессе оказывалось российское государство. Именно в этот период особенно сильно звучал «мотив жертвы». Автор рассматривает в качестве примера своего рода квинтэссенцию подобных публикаций, звучавших довольно часто на страницах республиканской прессы: «Государства - нет. Язык - в упадке. Нет ни национальной армии, ни национального банка, наша религия, можно сказать, только, что оправилась от долгой клинической смерти. Что касается образования - всего 7% татарских детей обучается на родном языке. Славный некогда град Казань... представляет собой... настоящие развалины. Вместо нефтяного богатства нам достались его издержки: химизация, загрязненность почвы, землетрясения, спровоцированные нещадной и вульгарной эксплуатацией наших природных богатств, наконец, чувство опустошенности в нас самих». В публикации присутствует еще один виновный: «Известно, что татарский народ славен как народ активный, работящий, созидательный. Но все чаще и чаще в наш народ проникают... такие пороки как лень, пьянство, безразличие».

Таким образом, оппозиция «государство (российское) - республика (Татарстан)» накладывается на этническую оппозицию «мы - они» и усиливается ей. Автор прослеживает динамику подобного самоощущения и приходит к выводу относительно того, что в результате улучшения качества жизни изменилось и восприятие этой оппозиции, сразу же повлиявшее и на тон подачи данной темы: «Контент-анализ сегодняшней прессы (2001-2002 гг.) показал, что, хотя «мотив жертвы» продолжает сохранять актуальность, но звучит гораздо реже. За год в прессе прошла всего одна статья с подобным содержанием, где противопоставлялись менталитеты народов и языковые системы». Автор делает вывод о том, что мотив жертвы, в определенном смысле, является архетипической моделью, он конструирует положительный автостереотип, закрепляя ценность этнического республиканского самосознания, который воспроизводится в период обострения социальных проблем.

Конечно, интеграция народов в различных странах происходит по-разному, и стереотип «свой - чужой» наполняется в зависимости от обстоятельств различным содержанием. Если говорить об армянах, то наибольшее количество армян, которые полностью интегрировались в структуры культуры-реципиента, находится в США и России, а также в Турции, где они приняли мусульманство и практически ассимилировались в культурном отношении. Большое количество армян, интегрированных в местное общество, проживает в Иране, Сирии, странах Ближнего Востока. Обычно проживающие в данных областях армяне называются в Армении Ахпар и обладают несколько отличным наречием армянского языка и различаются в социально-культурном отношении. При этом армяне демонстрируют как бы двойную идентичность - приобретенную и собственную, традиционную, что позволяет некоторым авторам оценивать непризнание возможности двойного гражданства правительством Армении как «большую ошибку», так как этим действием государство «отсекает от себя значимую часть армянского народа, не утратившего свою этническую идентичность в диаспоре» .

Эти различия в восприятии собственного этноса и эмоциональность реакций на «своего» и «чужого» влияют на качество этнической идентификации. В соответствии с этими различиями сегодня принято выделять несколько ее типов:

Нормальная идентичность, где образ народа воспринимается положительно, но уровень консолидации с ним зависит от конкретных обстоятельств и может развиваться как в направлении нарастания, так и в направлении угасания;

Этноцентрическая идентичность, основанная на традиционализме и изоляционизме, где доминирует некритическое восприятие собственного этноса как образцового;

Этнодоминирующая идентичность, где этническая принадлежность воспринимается как безусловная доминирующая ценность, а «права народа» признаются выше «прав человека», что сопровождается дискриминационными установками в отношении иных народностей, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением сохранить «чистоту этнического генотипа»;

Этнический фанатизм, выступающий в качестве крайней формы агрессивной идентичности;

Этническая индифферентность, где этническая принадлежность не влияет на поведение человека, выбор его решений, отношения с другими людьми;

Этнонигилизм (космополитизм), основанный на игнорировании этнокультурных отличий;

Амбивалентная идентичность, отличающаяся не выраженностью и характерная для полиэтнической среды.

Таким образом, восприятие человеком своей причастности к этносу и степень его отождествления с этнической общностью существенно различаются. Шкала этих различий предельно широка - от игнорирования собственной этничности до ее акцентирования и принятия в качестве единственного маркера, позволяющего проводить грань между «своими» и «чужими». И несмотря на то, что современному миру с момента формирования наций было присуще нейтральное отношение к этичности, актуальность которой сглаживалась гражданством, это свойство этноса резко ограничивать собственное пространство через негативное противопоставление иным культурным мирам вновь стало востребованным в эпоху «этнического ренессанса».

Этноцентризм является родовым качеством этноса, сформировавшимся уже на самых ранних ступенях общественного развития. Представление о врожденной, непреодолимой противоположности собственной и всех иных общностей было присуще уже древним общностям и сформировалось в эпоху Античности. Деление всех людей на «нас» и варваров «с лицом человека и сердцем зверя», несмотря на то, что является исключительно феноменом сознания, обладает существенной устойчивостью. И если в эпоху архаики оно означало восприятие человечества как состоящего из двух неравных частей, то в современных условиях эта антитеза впервые получает четкое выражение идеи единства человеческого рода, где собственная общность рассматривается как одна из множества подобных. Между тем, подобное осознание порождает иную дихотомию, связанную с декларацией превосходства собственного этноса над всеми другими.

Этноцентризм выступает одним из признаков этнического сознания и проявляется в качестве сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, которые свойственны представителям конкретного этноса. Содержание этнического сознания во многом определяется содержанием этнических стереотипов, которые, как и социальные стереотипы, усваиваются очень рано, трудно поддаются изменениям, являются грубыми и недифференцированными, с легкостью проявляются и становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами, и служат для экономии усилий при восприятии сложных социальных объектов. Выделяется два вида этнических стереотипов - автостереотипы (представления о своем народе, как правило, позитивные) и гетеростереотипы (представления об этнопсихологическом облике другого народа, которые могут быть как позитивными, нейтральными, так и негативными) .

В основном, подобные особенности этнического самосознания и приводят к закрытости и замкнутости этнической культуры, где - еще раз подчеркнем - это родство связано не только с кровной родственностью, но и общностью символической и культурно-языковой, порожденной опытом совместного проживания на определенных территориях, удобством совместной трудовой деятельности и различными взаимоотношениями с соседями. Специфической особенностью этнической культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности - как в области поведения, так и мышления. Эта культура консервативна, проявляет явное стремление к консервации и доминированию охранительных тенденций.

В рамках этнической культуры формируется психический склад этноса - специфический способ восприятия действительности и выражения отношения к ней через традиции, стереотипы поведения, ценности. Они проявляются через этнический характер и этнический темперамент, которые не зависят от психофизиологических особенностей отдельного человека, но являются культурно опосредованными и достаточно стабильными. Константность этого набора характеристик обусловлена климатическими, географическими, топографическими, историческими факторами, образом жизни, способами деятельности. К примеру, если говорить обобщенно и с большой степенью огрубления, южным этническим темпераментам присуща эмоциональность, открытость, общительность, оптимизм, северные же в большей степени характеризуются осторожностью, скрытностью, отсутствием склонности к быстрому эмоциональному сближению. Так, армяне, как отмечает М. А. Варданян, делают больший акцент на межличностных отношениях и стараются установить неформальные отношения в определенных кругах, что часто вызывает непонимание со стороны других этносов, привыкших к жесткой субординации.

Все этнические культуры обладают ярким своеобразием, которое, однако, не гарантирует их сохранения при столкновении с иной культурой. Любая из них может подвергаться изменениям и развитию, но только в границах определенной системы. Культурное ядро или «центральная зона культуры» не подлежат воздействию, так как модификация этой несущей конструкции в жизни этноса неизбежно приводит к утрате тех особенностей, которые и позволяют этносу существовать в данном качестве. Подобная «жесткость» структуры этноса, не обладающего той пластичностью, которая могла бы способствовать его бесконечным трансформациям, и является основной причиной хрупкости этих структур, не всегда обладающих достаточным потенциалом для противодействия нивелирующему влиянию иных или аналогичных общественных и культурных систем.

Стремление к самосохранению и расширенному самовоспроизводству, как отмечает С. А. Арутюнов, определяет стремление каждого этноса к экспансии, заполнению и расширению своей экологической и социальной ниши если не путем расширения этнической территории, то путем создания диаспоры. Однако диаспора, хотя и объективно способствует росту этноса, но тяготеет к ассимиляции с окружающими этническими группами. При этом осознание ограниченности пространственного и количественного расширения воспроизводства может привести к изменению стратегий по его выживанию за счет качественного улучшения самовоспроизводства - подъема образования, улучшения условий жизни. Вместе с тем, «любая тенденция к количественной депопуляции воспринимается любым этносом, как правило, крайне болезненно» .

Иными словами, стремление к самовоспроизводству вынуждает этническую группу и этнос в целом вступать в различные отношения с иными этниями. При этом этническая идентичность, как отмечают ученые, способна изменять свою структуру, а сам человек, принадлежащий к определенной этнической группе, может отказаться от членства в ней и присоединиться к другому этническому сообществу. Кроме этого, в процессе взаимодействия с иными этническими группами, для усиления эффективности этого процесса, индивид неизбежно сталкивается с необходимостью трансформации своей социальной и этнической идентичности. Однако для подлинного диалогического взаимодействия с иными этническими образованиями на паритетных началах, для образования новых структур, ориентирующихся на качественно иной уровень универсальности и подчиняющихся более общим принципам их объединения - таким, где собственное уникально-этническое может сочетаться с иными уникально-этническими основаниями без утраты каждым из участников этой коммуникации персональной специфики, необходимо включение этих культур в более крупные образования, подобные национальной культуре и основанные на иных способах идентификации.

Говоря о развитии этнических культур, необходимо осознавать, что возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является необходимым процессом, обеспечивающим и российской и мировой культуре многообразие и сложность. Однако на практике часто возрождение традиционных ценностей и культурных форм сопровождается нарочитой архаизацией культуры, подчеркиванием и выделением специфически-локального, противопоставляемого универсальному, намеренной консервацией элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализацией ее наиболее консервативных элементов и форм. Поэтому представляется возможным говорить о том, что возрождение самих принципов, на которых основана этническая культура (закрытость, самодостаточность, консерватизм) и этническое самосознание (одним из проявлений которого является этноцентризм), может привести к изоляции этний, их невозможности равноправно участвовать в культурном диалоге и развиваться в соответствии с требованиями современности. Для подобного развития необходимо объединение этнических культур под эгидой национальной культуры, как раз направленной на консолидацию всех субъектов коммуникации. При этом неповторимое своеобразие каждой из этнических культур становится условием создания «цветущей сложности» как ситуации взаимодействия и диалога.

Самостоятельно сделать бумеранг в домашних условиях не составит большого труда. В этой статье мы расскажем вам об изготовлении нескольких видов этих летающих объектов.

А вы знаете, что не все бумеранги возвращаются к своему владельцу после броска? Охотясь на крупных животных, таких как кенгуру, аборигены Австралии использовали невозвращающиеся бумеранги. Бросали такой бумеранг практически горизонтально. А сам он был изогнут меньше, чем современный собрат и достигал длины до 1 метра.
На сегодняшний день бумеранг не применяют в практических целях. Его используют для развития ловкости рук или просто для развлечения. Устройство это в целом не хитрое. Прекрасно подходит для познания основ аэродинамики.

Классический Г-образный бумеранг

Материал для изготовления: тонкая фанера.

Для начала приготовим шаблон. Возьмите плотную бумагу и разметьте ее квадратной сеткой с шагом 50 мм. На схеме выпуклая сторона обращена к читателю. Перенесите контуры бумеранга со схемы на подготовленный лист бумаги и вырежьте его. Для проверки симметрии полученного шаблона, согните его по оси ОА. Проверьте, чтобы обе стороны бумеранга совпадали.

Теперь на фанерный лист приклейте шаблон. При этом внешние слои фанеры должны сохранять перпендикулярность оси ОА. Обрежьте бумеранг лобзиком по контуру. Учтите, что отделку нужно совершать только со стороны, рассмотренной на схеме. На нижней части оставьте ровную поверхность. Для того чтобы толщина бумеранга плавно переходила от середины к краю, используйте плоский напильник.

Для каждого сечения, рассмотренного на рисунке, изготовьте контршаблон из жести или тонкой фанеры. Далее тем же плоским напильником (или полукруглым) сделайте профилирование и отшлифуйте поверхность. Кромки нужно тщательно округлить. Не забывайте в течение всей процедуры постоянно сравнивать профили сечений бумеранга с шаблонами на просвет.

Осталось только сбалансировать бумеранг. Для этого по оси ОА на него нужно прикрепить нитку и затем подвесить полученную конструкцию. Ни одно из «крыльев» бумеранга не должно перевешивать. Если же такая ситуация все же случилась, исправьте равновесие модели, прикрепив маленькую свинцовую заклепку к тому «крылу», которое легче.
Все готово. Теперь можно приступать к разукрашиванию бумеранга с дальнейшим его покрытием лаком.

Крестообразный бумеранг

Материл для изготовления: липа, дуб, береза или другое тяжелое дерево.

Двухлопастной вариант

Согласно приведенной схеме сделайте лопасти бумеранга. Вырежьте в них пазы. Затем склейте «крылья», или соедините их шурупами, следя за соблюдением балансировки.

Трехлопастной вариант

Дальность и время полета такого бумеранга увеличиваются от 3 до 8 процентов.
Если вы не имеете опыта обращения с бумерангом, то желательно, чтобы длина лопастей в обоих вариантах схемы не превышала 25-30 см.

Безопасный бумеранг

Материал изготовления: бумага.
Этот вариант абсолютно безопасен для окружающих. Изготовление бумеранга из бумаги необычайно просто. В результате вы получите бумеранг, который дублирует принцип действия деревянного прототипа. Следуя схеме, вырежьте из бумаги заготовку.

Подогните кромки лопастей по направлению к себе. Если же вы левша, используйте противоположное направление загиба.

Ну вот вы и добились желаемого результата, как видите, сделать бумеранг в домашних условиях оказывается очень просто, главное только сильно захотеть.

Техника безопасности

Изготовление бумеранга влечет за собой и элементарные правила безопасности его применения. Использовать бумеранг рекомендуется на больших открытых площадках в безветренную погоду. Поблизости не должно быть людей. Если же вы кого-то заметили, нужно предупредить его о своих действиях.

Внимание! Использование бумеранга без соблюдения техники безопасности может повлечь за собой уголовное наказание. Информация в данной статье служит исключительно мирным целям. Любой человек, использующий полученные данные для преступных целей, несет полную ответственность за свои действия.

Если вам интересна эта тема, то разрешите вам предложить еще несколько:

И в заключение на видео, как сделать бумеранг из дерева:

И снова поделки из бумаги. Сегодня я расскажу, а главное покажу схему мастер класса в стиле оригами — как сделать бумеранг из бумаги своими руками. Изначально мне самоделка показалась очень простой, но оказалось что на промежуточном этапе есть несколько очень трудных и непонятных мне моментов, которые я вам подробно описать постараюсь. Как и всегда нам понадобится лист А4, на этот раз я взял оранжевого цвета, для разнообразия и красоты. Ни клея ни других инструментов и материала не понадобится.

Как сделать бумеранг из бумаги своими руками

Кладем листик перед собой.

Сгибаем его пополам, по длинной его стороне.

Получилось вот таки две половинки. Выбирайте какая вам больше нравится.

Выбранную половинку листа опять сгибаем пополам.

Затем разворачиваем и по грани к центру подворачиваем нижнюю половинку.

Затем подворачиваем верхнюю половинку.

Затем заготовку складываем пополам так, что бы подворачиваемые части оказались с внешней стороны.

Вот вид сбоку как это выглядит.

Со стороны сгиба загните уголок.

Затем второй уголок загибаем.

Разверните всю заготовку. Мы это делали для создания граней, по которым будем в дальнейшем работать.

Вот по ближе продемонстрирую сделанные сгибы.

До конца разворачиваем лист бумаги. Вы увидите два одинаковых квадратика.

Теперь самое сложное. Я долго пробовал и экспериментировал с загибами, уверен с первого раза у вас тоже не получится. По середине всю заготовку немного согнуть нужно. И выделяем один уголок или грань, как вам будет удобней.

Затем, ту часть что справа от угла прислоняем к основной грани и подворачиваем все это дело под левую сторону, прям во внутрь.

Вот так должно получиться. На первый взгляд это очень сложно, но вы не торопитесь и попробуйте понять смысл. Загибаем и подворачиваем исключительно по ранее сделанным линиям!!!

С одним квадратом мы сделали определенные действия. Теперь с другим делаем аналогичные.

Так же само обе стороны от центральной грани немного приплюснем. Вид сверху.

Вот промежуточный подворот угла. Это сделать сложнее так как подворачивать нужно во внутрь поделки и можете использовать длинный предмет, что бы его туда аккуратно засунуть.

Окончательно завернули уголок внутрь. Самая сложная часть поделки закончилась.

Вид сверху как должно получиться.

Примните бумеранг, он практически готов.

Теперь осталось сделать правильные окончания бумерангу и поделка полностью готова. Сначала левый край. Подверните верхний уголок левой части.

Затем отверните его обратно и заверните во внутрь.

Противоположный уголок загибаем.

И вставляем нижний угол внутрь верхнего отверстия. А точнее завернутого угла внутрь.

Вот что у нас получилось.

Правый край бумеранга мы сделаем по другому. Сразу весь край подверните во внутрь.

И аккуратно нижнюю часть вставляем в верхнюю ложбинку.

Вот такой результат должен быть.

Вид сверху второго края бумеранга. откос углов существенно различается.

На общем плане явно видно как отличаются откосы углов.

Теперь вы знаете как сделать бумеранг из бумаги своими руками в стиле оригами и по какой схеме.

Советую так же попробовать реализовать , или .

Далеко не все знают, что бумеранг, по сути, является разновидностью метательного деревянного оружия. Но те времена, когда его использовали в качестве оружия, давно ушли. Сегодня это игрушка, которую хотят не только дети, но и взрослые. Мы расскажем как сделать бумеранг своими руками.
Бумеранги получили широкую известность благодаря способности возвращаться в то место, с которого человек произвел бросок. Но есть и такие бумеранги, которые не возвращаются (боевые).

Какие еще бумеранги существуют?

А – боевой бумеранг; Б – «пиль-пиль»; В – бумеранг «кайли», который, как и «пиль-пиль», умеет возвращаться, но лишь в случае броска против ветра; Г – спортивно-охотничий возвращающийся бумеранг; Д, Е – многолопастные возвращающиеся бумеранги.


Бумеранг своими руками

Понадобится:

  • Лист картона;
  • Фанера или дерево;
  • Лак или краска;
  • Лобзик;
  • Рубанок;
  • Наждачная бумага.

Прежде всего, нужно вычертить выбранную модель бумеранга точно в натуральную величину на плотном и тонком листе картона. Рекомендуется выбрать размер листа 50х60 см. После этого на картон надо перенести сетку со стороной квадрата, которая равна 50 мм.
Далее перерисовываем на нее очертания бумеранга с чертежа, изображенного на рисунке.

Как сделать бумеранг из фанеры

Из получившегося шаблона выпиливаем из фанеры заготовку. Ее толщина – 10 мм.
Теперь нужно обработать заготовку. Это следует делать малогабаритным рубанком в тисках или при помощи приспособления, которое показано на изображении (г). Бумеранг нужно обстругивать, начиная с середины, двигаясь к краям лопастей. Их конец должен в результате иметь толщину 6 мм. Лопасти должны быть абсолютно одинаковыми по форме. Для упрощения задачи можно сделать контршаблоны лопастей из фанеры и прикладывать их, чтобы проверить правильность форм.

Поверхность должна быть совершенно гладкой, поэтому следующим этапом станет шлифовка. Для этого можно воспользоваться наждачной бумагой. После шлифовки практически готовый бумеранг покрывается грунтовкой, а после лаком или краской. Лучше всего использовать яркую краску, чтобы бумеранг можно было видеть издалека и легче найти при падении. Кроме того, для покрытия можно использоваться паркетный лак, которые сохраняет эстетичную структуру изделия. Вот так относительно просто можно за час – два сделать бумеранг своими руками.

Как сделать бумеранг из дерева

Если есть возможность, то рекомендуется изготовить бумеранг из дерева. Для этого, как правило, используются погнутые сучья и корни. Важно, чтобы дерево было плотное, тяжелое и хорошо высушенное. Для изготовления бумеранга подходят: дуб, береза, бук, липа. Процесс изготовления точно такой же, как и в случае с фанерой. Но следует помнить, что дерево портиться значительно быстрее фанеры, поэтому его нужно покрыть лаком или краской особенно тщательно.

Если при создании бумеранга вы соблюли все правила, то он будет обладать великолепными летными качествами и красивым внешним видом. Как сделать бумеранг своими руками мы разобрались, теперь нужно разобраться с тем как его правильно запускать.

Как правильно запускать бумеранг

1. Место для тренировки
Запускать бумеранг в первый раз, несмотря на всю кажущуюся простоту, достаточно опасно из-за непредсказуемости, поэтому потребуется определенная осторожность и внимание. Бумерангом можно вполне в кого-нибудь попасть, поэтому в людных местах эксперименты начинать не следует. Оптимальное место для тренировки ловкости и меткости – луг или поляна с радиусом 40-60 метров (чем больше, тем лучше). В городе такой поляной может стать футбольное поле или пустырь.

Запуск бумеранга специфичен тем, что траектория его полета – восьмерка. Поэтому бросающий бумеранг человек должен метнуть его только из центра места, выбранного для тренировок. Снаряд полетит вперед, сделав петлю перед метателем. Замет он будет возвращаться и делать такую же петлю уже сзади метателя, тем самым образуя восьмерку, исполнение которого зависит от нескольких параметров – силы броска, качества бумеранга, опыта метателя.

2. Залог успеха в правильном хвате
Бумеранг имеет две основные поверхности. Выпуклая лицевая сторона, на которую, как правило, нанесен рисунок, при вращении создает свои эффекты. Тыльная сторона, в большинстве случаев, плоская, на ней также можно видеть рисунок, но при правильном метании, обычно, можно видеть только лицевую сторону.
Бумеранг принято держать так: большой палец всегда лежит на лицевой стороне. Держать бумеранг правильно – означает держать его к себе лицом и хорошо видеть рисунок.
Бумеранг можно держать и крылом назад, и крылом вперед. Это не принципиально и в любом случае правильно – как вам будет удобнее.

Бумеранги бывают легкие и тяжёлые. Тип можно определить самостоятельно – рука подскажет, какой именно бумеранг вы держите.
Легкий бумеранг в руке нужно фиксировать тремя пальцами – его зажимают средним, большим и указательным пальцами (следует напомнить, что большой палец при правильном захвате всегда должен лежать на лицевой стороне).

Тяжёлый бумеранг держать тремя пальцами достаточно сложно, поэтому его нужно зафиксировать в кулаке, вплоть до мизинца, т.е. захват выходит четырьмя пальцами, поэтому фиксация получается довольно жесткая. Захватить можно и глубже, но при броске бумеранг тогда будет выпускать неудобно, поэтому захватывать тяжелые бумеранги не рекомендуется глубже, чем на четыре пальца.

3. Какой наклон должен быть в руке
Многие новички на подсознательном уровне запускают бумеранг, наклоняя его как серп, которым траву режут, почти параллельно земле. Это совершенно неправильно. В бумеранге аэродинамика рассчитана так, что правильно его бросить – значит бросить практически перпендикулярно горизонту, одновременно с этим наклон к линии горизонта должен быть правее от воображаемого перпендикуляра. Выпускать бумеранг во время броска следует под углом не более 45° к линии горизонта.

К этому прийти экспериментальным путем можно и самостоятельно – при чрезмерном наклоне бумеранг будет резко взлетать вверх, после чего также резко пикировать на землю перед метателем. Если бросок будет совершен под углом более 45°, то бумеранг даже близко никогда не вернется к метателю.

4. Каким должен быть бросок
Бумеранг следует бросать резко и сильно. При запуске бумеранга нужно учитывать тот факт, что снаряду требуется сила не только для полета от метателя, но и для обратного пути и петли за метателем. Поэтому бросать следует предельно сильно и резко, в особенности, если для тренировок вы пользуетесь настоящим деревянным бумерангом, а не игрушечной пластиковой копией. Как правило, первые броски – робкие и осторожные, особенно если бросает женщина или ребенок. Но не стоит бояться! Любой качественный бумеранг рассчитан на мощный бросок, ведь если бросить его слабо, то это приведет к скорому его падению где-то по траектории, что для него не очень то и хорошо.

Бросать бумеранг необходимо прямо перед собой, смотря и ориентируясь на линию горизонта. Ненужно бросать бумеранг вверх – лучше бросить его прямо вперед, ведь конструкция снаряда такова, что он самостоятельно наберет требуемую высоту.

5. Закручиваем бумеранг
Во время первых бросков может возникнуть ситуация, что вы, как вам может показаться, бросаете бумеранг резко и сильно, но он летит все равно плавно, не закручиваясь, как требуется. В этом случае нужно освоить некоторые навыки закрутки. Если вы бросаете снаряд правильно, он будет закручиваться настолько быстро как пропеллер – рисунок сольется в сплошной круг, не будет видно лопастей. Чтобы обеспечить максимальную закрутку, крайне важен грамотный захват. Кроме того, бумеранг не следует слишком сильно утапливать в кулаке (правильный захват был описан выше).

Есть множество способов закрутки бумеранга, но остановимся мы на самом простом и распространенном.
Итак, размахиваемся и резко бросаем, но в самую последнюю секунду перед выходом бумеранга, вы не отпускаете руку до конца, а быстро ее останавливаете, как бы одергивая. Многие из нас пользовались ртутным градусником, поэтому подобное движение всем знакомо – оно полностью повторяет встряхивание градусника.
При таком броске мы оставляем бумерангу своеобразную подножку, подсекаем бегущему ногу и он, спотыкаясь, катится кубарем. Подкрученный таким стопором бумеранг будет закручиваться сильнее.

6. Учет ветра
Как запускать бумеранг мы разобрались, однако следует учитывать еще и ветер. Ветер – чуть ли не основной фактор, который влияет на траекторию полета не только бумеранга, но и всех летательных снарядов и аппаратов. Его влияние следует учесть при броске не меньше, чем силу броска и правильный захват. Если ветер очень сильный, резко меняющий направление и силу (прерывистый), тренировку лучше отложить и отработать еще раз теоретическую часть. Тренировки лучше начинать в спокойную безветренную погоду или при незначительном, не меняющем направление ветре. Если вы совершаете броски при ветре, то бросок рекомендуется направлять навстречу ветру немного правее его движения. При таком броске ветер поможет бумерангу вернуться к метателю. Помимо всего прочего, ветер оказывает сильное влияние на точность возвращения снаряда, потому что поведение любого воздушного аппарата зависит имеющихся воздушных потоков. С ветром можно подружиться, но это приходит только с опытом и после многочисленных тренировок. С первого раза постичь это искусство просто невозможно.

Бумеранг всегда являлся больше американской игрушкой, которая несла в себе западную культуру. Сегодня его изготовлением увлекаются не только дети, но и молодежь. Основной особенностью бумеранга является его завораживающее вращение при броске.

Самому изготовить традиционный деревянный бумеранг довольно тяжело, но бумажная модель будет более упрощенной альтернативой изготовления популярной игрушки. Следуя простым советам, можно без особых усилий сложить забавную безделушку. Вам понадобится один лист бумаги А4. Если вы хотите, чтобы ваша модель вышла более яркой, распечатайте на ней узоры для веселого дизайна.

Поместите бумагу белой стороной перед собой по горизонтали. Сложите ее пополам, а затем разверните. Разрежьте вдоль средней складки так, чтобы у вас получилось два одинаковых прямоугольника. Отложите один прямоугольник в сторону для другого проекта. Возьмите оставшийся прямоугольник и сложите его пополам по горизонтали. Откройте складки. Согните обе стороны по направлению к средине горизонтальной складки.

Поверните бумагу на 90 градусов. Сложите ее пополам, сместив верх книзу. Загните левый и правый углы, чтобы они встретились в вертикальной складке центра.

Разогните угловые складки, сделанные вами в предыдущем шаге. Разверните половину складки и поверните бумагу горизонтально. Откройте нижнюю половину горизонтальной бумаги.

Сделайте складывания наружу вдоль направляющих линий, которые были заготовлены в предыдущем шаге. Каждый загиб сделайте несколько раз, старайтесь, чтобы он был красивым и ровным (можно использовать край металлической линейки). Теперь заготовим четыре складки долины вдоль четырех сторон алмаза. Откроем все загибы, кроме верхней горизонтальной складки. Ваша заготовка должна выглядеть примерно так:

Сложите верхнюю половину листа перпендикулярно столу. Держа лист левой рукой за боковую левую часть, придайте правой стороне бумаги форму семерки. Складки, сделанные на предыдущем этапе, придадут бумаге легкость.

Теперь потяните на себя левую сторону модели и опустите верхний край вниз. Как только вы это сделаете, будете иметь в середине карман. Сделав складывания внутри, поднимите нижнюю половину бумаги вверх, а затем уложить ее в кончик в правом верхнем углу кармана.

Слегка выдвиньте нижнюю часть бумаги. Сложите левый и правый углы в направлении среднего вертикального центра. Прижмите их хорошо, а затем разверните. Сделайте внутреннюю обратную складку на левом углу, а затем подверните правый угол в карман созданной складки.

Повторите предыдущий шаг на верхнем конце, чтобы сделать внутреннюю обратную складку на верхней стороне.


Ваш бумажный бумеранг готов. Осталось, держа модель сверху большим пальцем и указательным за низ, подбросить вверх.

Помните, что для игр с бумерангом лучше подходят комнаты с высокими потолками.