Как пишутся прописные и строчные буквы и что это такое. Принципы употребления строчных и заглавных букв

Прописная и строчная буква - это буквы, ежедневно используемые для письма. Первая - это заглавная буква (большая), а вторая меньше ее по размеру (маленькая).

Немного истории

Изначально при письме использовались только у которых границы (верхние и нижние) были четко определены. Со временем скоропись развивалась, буквы приобретали более округлую форму. Так возникли основы так называемого минускульного письма Каролингов, которое было разработано ученым Алкуином. Использовали его при дворе Карла Великого, а со временем распространилось это письмо по всей Европе. Вот так впервые единый текст стал содержать строчные и заглавные буквы.

Прописные и строчные буквы

Употребление прописных и строчных букв является одной из наиболее сложных проблем современного русского правописания. Постоянное изменение реалий влечет за собой смену написания этих букв. Поэтому необходимо постоянно штудировать новые издания справочников и словарей, которые в обязательном порядке должны отражать подобные нововведения.

Но, несмотря на это, существуют основные принципы употребления прописных и строчных букв. Они помогают разобраться в написании больших и маленьких букв, даже если какое-то слово в словаре отсутствует.

Правила употребления прописной буквы

С заглавной буквы пишутся:


Правила употребления строчной буквы

Строчная буква пишется, если она является составляющей:

  • артиклей, предлогов, частиц в западноевропейских названиях и (Людвиг ванн Бетховен);
  • личных имен, которые преследуют цель иронической или отрицательной оценки (новоявленные лужины);
  • существительных, образованных от фамилий и личных имен (обломовщина);
  • составных частей тюркских и арабских имен, которые указывают на родственные отношения или социальное положение (аль, заде, бек, ага);
  • названий единиц измерения, которые были даны по имени ученого (ампер);
  • слов земля, луна, солнце, которые не выступают астрономическими названиями;
  • имен прилагательных, содержащих суффикс -ск- , обозначающих принадлежность, образованных от собственных имен (чеховские страницы);
  • наименований званий и должностей (заместитель министра, мэр);
  • аббревиатур, образованных от нарицательных наименований (вуз - высшее учебное заведение).

Также строчная буква пишется в названиях:

  • геологических эпох и периодов, археологических культур и эпох (мезозойская эра);
  • должностей и титулов, международных организаций, а также высших зарубежных выборных учреждений (император Японии, генерал-майор, посол);
  • органов власти множественного числа (министерства России);
  • пород животных (собака кеесхонд);
  • учреждений, названия которых не являются собственными именами (школа №592).

Принципы употребления строчных и заглавных букв

Изучив вышеизложенные правила, можно выделить основные принципы, на основе которых употребляются строчные и прописные буквы. Итак:

  • Выделение конкретных отрезков предложений (текста) - синтаксический принцип.
  • Выделение определенных слов в тексте:

1) Строчная буква пишется в прописная - в именах собственных - морфологический принцип.

2) Прописная буква пишется в именах нарицательных, наделенных особой символикой или патетикой (Человек, Отчизна), в названиях праздников (Новый год, День Победы) - семантический принцип.

3) Прописная буква употребляется в аббревиатурах, составленных из первых букв.

Необходимо различать

Как уже говорилось, строчная буква пишется в именах прилагательных, которые содержат суффикс -ск- , обозначающих принадлежность и образованных от собственных имен. Поэтому "пушкинская проза" пишется с маленькой буквы. Но с суффиксом -ск- , имеющие значение имени в честь чьей-то памяти, пишутся с заглавной букв. Например, "Ломоносовские чтения".

Word: строчные и заглавные буквы

В связи со стремительным развитием информационных технологий, широкую популярность получила программа Microsoft Office Word, которая практически незаменима в трудовом и учебном процессе. Но мало кто знает, как сделать строчные буквы из заглавных и наоборот одним нажатием определенных клавиш.

Итак, напишем заглавными буквами следующий текст:

"СТРОЧНЫЕ БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА".

Теперь необходимо выделить текст и нажать клавиши Schift и F3 одновременно. После этого у нас получится:

После повторного нажатия сочетания этих клавиш получим следующее:

"Строчные Буквы Русского Алфавита".

И чтобы вернуться к исходному тексту, необходимо еще раз нажать Schift+F3.

Строение строчных букв, предусмотренных прописями

Состоит из двух элементов: овала правильной формы, прямолинейного вертикального элемента, заканчивающего­ся дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;

Состоит из двух элементов: строчного овала правильной формы, надстрочного дугообразного элемента, состоящего из прямолинейного вертикального отрезка, который начи­нается от овала и по размеру равен ее высоте, и горизонтального прямолинейного отрезка, равного 1/2 вертикальной части. Обе ча­сти надстрочного элемента соединяются между собой дугообраз­ным движением:


Состоит из двух элементов: надстрочной петли, строч­ного овала. Высота надстрочной петли больше высоты овала в 1,5 раза; ширина петли равна 2/3 ширины овала.

Второй вариант буквы «в», предусмотренный прописями, для со­единения с последующими буквами имеет овал, не закрытый на 1/4 часть и заканчивающийся небольшой петлей;

Состоит из строчного прямолинейного вертикального элемента, который начинается и заканчивается дугообраз­ными движениями, равными Уз высоты буквы;

Состоит из двух элементов: строчного овала правильной формы, строчного прямолинейного вертикального элемента, переходящего в подстрочную петлю. Подстрочная петля по длине равна высоте овала, по ширине - 1/2 ширины овала. В рукописях часто встречается буква «д», состоящая из: строчного овала и надстрочного дугообразного элемента;

Состоит из одного элемента, верхняя часть которого представляет собой петлю, нижняя - выполнена дугооб­разным движением;

Состоит из двух элементов: первый-по конструкции представляет собой букву «е»; второй-надстрочный, со­стоит из двух точек;

Состоит из пяти элементов: двух полуовалов, одного прямолинейного вертикального элемента, двух соедини­тельных прямолинейных элементов, идущих снизу слева вверх направо;

Состоит из двух элементов: строчного полуовала, под­строчной петли. Подстрочный элемент по длине равен вы­соте строчного полуовала;

Состоит из двух одинаковых прямолинейных вертикаль­ных элементов, заканчивающихся дугообразными движе­ниями;

Состоит из трех элементов: двух строчных прямоли­нейных вертикальных элементов, заканчивающихся дуго­образными движениями и надстрочного горизонтального

дугообразного элемента, начинающегося с фиксированной точки. Длина надстрочного элемента равна 2/3. ширины буквы;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного; второго и третьего однотипно изогнутых элементов, из которых верхний начинается завитком с фиксированной точкой, нижний заканчивается дугообразным движением. Согласно новым прописям буква «к» состоит из трех элементов: первого прямолинейного вертикального; второго прямолинейного, идущего снизу вверх направо и заканчивающегося дугообразным движением (первый и второй элементы выполняются слитно), и третьего прямолинейного элемента, начинающегося и заканчиваю­щегося дугообразным движением;


Состоит из двух наклоненных друг к другу прямолиней­ных элементов: первый начинается с дугообразного дви­жения, второй заканчивается дугой, равной 1/2 высоты бук­вы;

Состоит из трех элементов: прямолинейного элемента, наклоненного вправо и начинающегося дугообразным дви­жением; второго и третьего прямолинейных вертикальных

элементов, заканчивающихся дугообразными движениями, равны­ми 1/2 высоты буквы;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного; соединительного горизонтального (извилистого или дугообразного); прямолинейного вертикального, заканчи­вающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;

Представляет собой овал правильной формы. Овал со­стоит из левой, нижней, правой и верхней частей;

Состоит из двух элементов: прямолинейного вертикаль­ного; прямолинейного вертикального элемента, начинаю­щегося и заканчивающегося дугообразным движением;

Состоит из двух элементов: прямолинейного вертикаль­ного с подстрочной частью в два раза превышающей строч­ную часть; прямолинейного вертикального, начинающегося и заканчивающегося дугообразными движениями;

Состоит из полуовала, начинающегося завитком с фик­сированной точкой (в соответствии с новыми прописями эта буква выполняется без фиксированной точки и без за­витка) и заканчивающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного; прямолинейного вертикального элемента, начинаю­щегося дугообразным движением; прямолинейного вертикального элемента, начинающегося и заканчивающегося дугооб­разными движениями, равными 1/2 высоты буквы;

Состоит из двух элементов: строчного прямолинейно­го вертикального элемента, заканчивающегося дугообраз­ным движением; прямолинейного вертикального элемента, переходящего в подстрочную петлю, равную строчной части;


Состоит из трех элементов: двух овалов правильной фор­мы (левого и правого), разделенных средним прямолиней­ным вертикальным элементом, который по высоте вдвое больше овалов;

Состоит из двух полуовальных элементов. В соответствии со старыми прописями первый полуовал начинается с дугообразного движения и заканчивается завитком с фикси­рованной точкой; второй полуовал начинается завитком с фикси­рованной точкой и заканчивается дугообразным движением, рав­ным 1/2 высоты буквы;

Состоит из трех элементов: двух прямолинейных вер­тикальных элементов, первый из которых заканчивается дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы; второй

заканчивается дугообразным движением, равным 1/4 высоты буквы; третий элемент представляет собой подстрочную петлю, равную 1/3 высоты строчной части буквы;

Состоит из двух элементов: извилистого; прямолинейно­го вертикального, заканчивающегося дугообразным движе­нием, равным 1/2 высоты буквы. Согласно старым прописям

эта буква образована из двух элементов: первый состоит из двух ча­стей, соединенных петлей; второй полуовальный элемент заканчи­вается дугообразным движением, равным 1/3 высоты буквы;


Состоит из трех однотипных прямолинейных вертикаль­ных элементов, заканчивающихся дугообразными движени­ями, равными 1/2 высоты буквы;

Состоит из четырех элементов: первые два из трех прямолинейных вертикальных элементов заканчиваются дугообразными движениями, равными 1/2 высоты буквы; тре­тий заканчивается дугообразным движением, равным 1/4 высоты буквы; четвертый элемент представляет собой подстрочную петлю, равную 1/2 высоты строчной части буквы;




Состоит из двух элементов: извилистого; прямолинейно­го вертикального элемента, переходящего в овал правиль­ной формы, равный 1/2 высоты знака. В соответствии со ста­рыми прописями «ъ» образован из двух элементов: первый состоит из двух частей, соединенных петлей; второй-прямолинейный вер­тикальный элемент заканчивается овалом правильной формы, рав­ным 1/2 высоты знака. Второй вариант твердого знака, предус­мотренный прописями, для соединения с последующими буквами имеет овал, не закрытый на ¼ часть, заканчивающийся петлей;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикаль­ного, заканчивающегося овалом, равным 1/3 высоты буквы;

дугообразного соединительного; прямолинейного верти­кального, заканчивающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы;


Состоит из прямолинейного вертикального элемента, за­канчивающегося овалом правильной формы, равным 1/2 высоты буквы. Второй вариант знака, предусмотренный прописями, для соединения с последующими буквами имеет овал» не закрытый на 1/4 часть и заканчивающийся небольшой петлей;

Состоит из двух элементов: полуовала, начинающегося и заканчивающегося дугообразными движениями; прямоли­нейного горизонтального элемента, расположенного в сред­ней части полуовала. Согласно старым прописям эта буква со­стоит из двух элементов: полуовала, начинающегося дугой и за­канчивающегося завитком с фиксированной точкой; извилистого горизонтального элемента, расположенного в средней части полу­овала;


Состоит из трех элементов: прямолинейного вертикального; дугообразного (извилистого согласно старым пропи­сям) соединительного элемента; овала правильной формы равного по высоте первому элементу;

Состоит из двух элементов: дугообразного, начинающе­гося завитком и заканчивающегося овалом, равным 1/2 вы­соты буквы; прямолинейного вертикального элемента, заканчивающегося дугообразным движением, равным 1/2 высоты буквы.

Все частные признаки почерка анализируются исследователем по сложности, форме, направлению, протяженности движений, количеству элементов, составляющих письменные знаки, последо­вательности движений при выполнении этих элементов, степени непрерывности движений при выполнении и связывании букв, от­носительному размещению движений (при исследовании почерка в необходимых случаях элементы письменных знаков нумеруются в той последовательности, в какой выполняются. В приве­денном описании такая последовательность соблюдена).

Сложность движения (строение) при выполнении букв. Этот ча­стный признак почерка включается экспертом в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения эле­ментов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т. е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей (простого почерка). Сложность движений при выпол­нении букв-наиболее «общий» признак из всех частных призна­ков почерка. Поэтому его детальное исследование начинается с анализа именно этой группы признаков. Различие этих признаков в сравниваемых (неизмененных) почерках в большинстве иссле­дований дает возможность эксперту без дальнейшего анализа других групп частных признаков прийти к выводу об отсутствии тождества.

Упрощение движений при выполнении письменных знаков и их соединений происходит вследствие уменьшения протяженности движений и выполнения специальных упрощенных по строению букв. Усложнение движений по отношению к установленным стандартным прописям при выполнении букв и их соединении происходит вследствие увеличения протяженности движений и написания специальных усложненных по конструкции письмен­ных знаков.

Сложность движений при выполнении букв-признак собира­тельный. Показателями степени сложности являются все выше­указанные частные признаки почерка. Так, например, наличие в почерке большого количества письменных знаков, выполненных многообразными по форме и различными по направлению движе­ниями, информирует исследователя об их усложненном исполне­нии. Поэтому для оценки степени сложности движений при выпол­нении одноименных букв эксперт должен их проанализировать и сопоставить, учитывая:

Форму движений при выполнении элементов, из которых они образованы;

Направление движений;

Протяженность движений;

Количество элементов, из которых они состоят;

Последовательность движений при выполнении элементов букв;

Степень непрерывности движений при написании букв;

Относительное размещение движений при выполнении и соединении элементов букв.

В связи с тем, что строение почерка является многосторонней характеристикой, описание его усложнения или упрощения может быть охарактеризовано одновременно несколькими признаками. Поэтому в заключении эксперта целесообразнее всего отметить степень сложности движений по строению с указанием причин, в силу которых образовался тот или иной усложненный или упро­щенный вариант письменного знака. Например, упрощение ва­рианта буквы «я» произошло за счет утраты вертикальной части второго элемента; усложнение варианта буквы «д»-за счет увеличения количества движений при выполнении подстрочного элемента: подстрочный элемент выполнен в виде двойной петли и т. д. (рис.40).

Рис. 40. Сложность движений при вы­полнении письменных знаков - прос­тая, упрощенная, усложненная

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Пря­молинейные движения по траек­тории могут в сочетании образо­вывать углы, треугольники и ло­маные линии (рис. 41).

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Рис. 41. Форма движений при выполнении и соединении элементов письменных знаков

Угловатая форма при написании письменных знаков образуется в результате резкого изменения направления прямолинейных движений; извилистая-вследствие плавного перехода одного криволинейного движения в другое. Форма движений при написа­нии строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейны­ми движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

При выполнении строчных, подстрочных и надстрочных элементов, исполненных в соответствии с прописями овальными, полу­овальными и петлевыми движениями, их форма может изменяться на прямолинейную, угловатую, извилистую.

Начальные и заключительные части элементов письменных знаков по форме могут выполняться прямолинейными, угловаты­ми, извилистыми, дуговыми, овальными и петлевыми движениями (рис. 42).

Рис. 42. Форма движений при выполнении начальных и заключительных час­тей элементов письменных знаков - прямолинейная, угловатая, извилистая, дуговая, овальная, петлевая

Дополнительные элементы письменных знаков в рукописях по форме выполняются прямолинейными, угловатыми, дуговыми и извилистыми движениями (рис. 43).

Рис. 43. Форма движений при выполнении допол­нительных элементов письменных знаков

Соединительные элементы письменных знаков по форме выпол­няются прямолинейными, угловатыми, извилистыми, дуговыми и петлевыми движениями (рис. 44).

Рис. 44. Форма движений при выполнении соединитель­ных элементов письменных знаков

Форма движений при соединении элементов письменных знаков и письменных знаков между собой так же, как и при их выполне­нии, может быть угловатой, дуговой и петлевой (рис. 45).

Рис. 45. Форма движений при соедине­нии элементов письменных знаков

В заключении эксперта исследователь обязан не только отме­тить совпадение или различие этого признака в сравниваемых по­черках, но и расшифровать, какая именно форма движения ото­бразилась при выполнении и соединении письменных знаков. На­пример, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» - угловатая; надстрочного элемента буквы «и» - петлевая;

заключительной части второго элемента буквы «я» - прямолиней­ная; дополнительного элемента буквы «т» - извилистая; форма движений при соединении букв «ин» - дуговая и т. д. (рис. 46).

Рис. 46. Форма движений при выполнении букв, элементов букв и форма движе­ний при соединении букв

Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Этот частный признак почерка эксперт всегда дол­жен анализировать с учетом формы движений при выполнении оп­ределенных элементов. Так, криволинейные элементы: круги, полу­овалы, овалы, дуги выполняются в рукописях левоокружными и правоокружными движениями. Прямолинейные элементы выпол­няются или вертикальными движениями сверху вниз или снизу вверх, или горизонтальными слева направо и справа налево. Эле­менты письменных знаков - вертикальные" или горизонтальные, - расположенные под углом к линии письма, анализируются по этим характеристикам. Например, направление движений при выпол­нении первого элемента буквы «м» - снизу слева вверх направо.

При соединении элементов в письменных знаках и письменных знаков между собой направления движения аналогичны тем, кото­рыми выполняются буквы и их части.

В заключении эксперта описание этого признака должно вы­глядеть примерно так: «...установлено совпадение по следующим признакам: направлению движений при выполнении первого эле­мента буквы «п» -сверху вниз; строчного овала в букве «д» - правоокружное; первого элемента буквы «р» - снизу слева вверх направо; при соединении букв «тр» - сверху слева вниз направо» и т. д. (рис. 47).

Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполне­нии строчных и прописных букв, а также букв, имеющих надстроч­ные и подстрочные элементы. Данный признак используется для характеристики как буквы в целом, так и ее отдельных элементов. Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов анализируется исследователем по вертикали (соот­ношение размера) и по горизонтали (соотношение разгона).

В рукописи встречаются письменные знаки, выполняемые дви­жениями меньшими или большими по вертикали (высоте) и го­ризонтали (ширине), чем остальные буквы. Иногда в почерке эле­менты письменного знака исполняются движениями разной протяженности как по вертикали, так и по горизонтали. В первом и втором случаях этот признак оценивается экспертом только тогда, когда он устойчиво повторяется во всей рукописи.

В заключении эксперт должен не только отметить совпадение или различие данного признака почерка, но и указать, какой имен­но письменный знак или его элементы во сколько раз больше или меньше (по вертикали, горизонтали) остальных букв и их элемен­тов. Например: «...установлены совпадения по следующим частным признакам почерка... протяженности движений при выполне­нии: а) по вертикали буквы «з» - больше других букв; буквы «о» - меньше других букв, подстрочного элемента буквы «д» - в два раза больше строчного элемента; б) по горизонтали надстроч­ного дополнительного элемента буквы «т» - в два раза меньше ширины буквы...» и т. д. (рис. 48).

Рис. 48. Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов (по вертикали и горизонтали)

Степень связности (непрерывности) или вид соединения дви­жений при выполнении письменных знаков и их элементов. При характеристике общих признаков почерка отмечалось, что степень связности (непрерывности) движений при соединении письменных знаков и их элементов зависит от частоты отрыва пера от бумаги. В зависимости от того, в какой плоскости - только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикаль­ную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги), выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: слитный-без перерыва в фиксированном дви­жении и интервальный - с перерывом в фиксированном движе­нии. Перерывы при выполнении букв и их элементов могут быть внутри письменных знаков и между определенными письменными знаками (рис. 49).

Рис. 49. Вид движения при соединении письменных знаков и их эле­ментов (интервальный, слитный)

Необходимо отметить, что в случае перерыва в фиксированном движении, независимо от того, на каком расстоянии находятся друг от друга элементы письменных знаков, даже если и примы­кают друг к другу, вид соединения считается интервальным. Экспертной практикой установлено, что наибольшее идентификацион­ное значение имеет интервальный вид соединения при выполнении букв «в», «п», «д» с надстрочным элементом, «ж», «ц», «ы».

Описание вида соединения движений при выполнении букв и их элементов в заключении эксперта не вызывает особых затруд­нений. При описании необходимо указывать, какие элементы бук­вы или письменные знаки выполняются интервальными движени­ями, т. е. с перерывом движения в одной плоскости, а какие - слитными движениями. Например: «...установлены различия по следующим частным признакам: по виду соединения движений при выполнении элементов буквы «л». В исследуемом почерке - слит­ный; в образцах - интервальный...» и т. д.

Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Этот признак имеет идентификационное значение толь­ко в том случае, если и письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существу­ющими стандартными прописями. Количество самостоятельных элементов при выполнении букв зависит от числа фиксированных (непрерывных) движений и резкого изменения их направления. Чем больше перерывов и изменений направления движений, тем больше элементов, по сравнению с прописями, содержится в письменных знаках; чем меньше таких перерывов и изменений на­правления движений, тем меньше элементов в письменных знаках) (рис. 50). Так, например, при слитном соединении буква «я» вы­полняется одним движением; при интервальном - двумя или тремя.

Рис. 50. Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов - увеличено, уменьшено

Рис. 51. Количество дви­жении при выполнении элементов букв

Эксперт должен в своем заключении отметить не только аб­солютное количество движений при выполнении письменных зна­ков и их элементов по сравнению с установленными прописями, но и указать, за счет чего произошло увеличение или уменьшение. Например: «...установлено совпадение по следующим частным признакам... количество движений при выполнении буквы «и» уве­личено за счет дополнительного элемента; буквы «б» - уменьшено за счет утраты горизонтальной части надстрочного элемента...» и т. д. (рис.51).

Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках. Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается по сравнению с предусмотренными типовыми прописями последо­вательность выполнения элементов. Такие нарушения чаще всего встречаются при выполнении букв «в», «н», «ж», «х» и письменных знаков, имеющих подстрочные и надстрочные элементы.

В заключении эксперта этот признак почерка характеризуется примерно следующим образом: «...установлены совпадения по та­ким частным признакам... последовательности движений при вы­полнении элементов буквы «н» - сначала исполняются первый и третий элементы, затем - второй; установлены различия в последо­вательности движений при выполнении «ф». Так, в исследуемом почерке «ф» соответствует прописям; в образцах-сначала испол­няется второй вертикальный прямолинейный элемент, затем пер­вый и третий...» и т. д. (рис. 52).

Рис. 52. Последовательность движе­ний при выполнении элементов в письменных знаках

Относительное размещение движений рассматривается в отно­шении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков. Точки начала и окончания движений рассматриваются также и относительно друг друга.

Размещение точек начала и окончания движе­ний. Эти точки располагаются на линии письма, выше и ниже ее. В свою очередь надстрочное расположение точек начала и окон­чания движений условно подразделяется на высокое, среднее и низкое. Высоким размещением точки начала и окончания движе­ний считается положение, когда они находятся выше линии, ус­ловно проведенной параллельно линии письма через центр буквы; средним - когда расположены на этой линии; низким - под ли­нией. В отношении подстрочных элементов размещение точек окончания движений также может быть высоким, средним и низ­ким. Чем дальше от линии письма точка окончания движения, тем более низким считается ее расположение, и наоборот (рис. 53).

В заключении эксперта этот признак можно описать так: «...ус­тановлены совпадения по следующим частным признакам почерка...размещение точки начала движения при выполнении первого эле­мента буквы «л» - ниже линии письма...» и т. д.

Рис. 53. Относительное размещение:

а-точки начала движений при выполнении письменного знака - высокое, среднее, низкое; б - точки окончания движений при выполнении письменно­го знака - низкое, среднее, высокое

Относительно других элементов, в частности овальных, точки начала и окончания движений могут располагаться слева, справа от овала, внутри овала; относительно других элементов-справа, слева от них или на них (рис. 54).

Рис. 54. Размещение движений относительно овальных и других элементов

Относительно друг друга точки начала и окончания движения могут располагаться ниже, выше, на одном уровне, левее, правее (рис. 55).

Рис. 55. Взаимное размещение точек начала и окончания движений

В заключении эксперта этот признак описывается следующим образом: «...установлено совпадение точки начала движения при выполнении буквы «а» - в центре овала...» и т. д.

Следует отметить, что расположение точек начала и окончания движений рассматривается только в том случае, когда буквы и их элементы не соединены с предыдущими и последующими элемен­тами. В ином случае этот признак рассматривается как размеще­ние точек соединения или пересечения движений.

Размещение точки соединения движений рас­сматривается относительно линии письма и других элементов. Эта точка может быть расположена выше, ниже или на линии письма. Размещение точки соединения выше линии письма так же, как и размещение точки начала и окончания движений, делится на низ­кое, среднее и высокое" (рис. 56).

Рис. 56. Размещение точки соединения движений при выполнении письмен­ных знаков и их элементов относительно линии письма

Относительно других элементов эти точки могут находиться: при соединении овалов с предыдущими и последующими элементами, справа или слева от овала, справа или слева на овале, внутри ова­ла и на овале; при соединении других неовальных элементов - справа, слева от элемента, на элементе, выше или ниже опреде­ленной части элемента (рис. 57).

В заключении эксперта этот признак описывается следующим образом: «...установлены различия...в размещении точки соеди­нения движений при выполнении букв «пн». В исследуемом по­черке размещение низкое; в образцах - высокое...».

Размещение точки пересечения движений ана­лизируется относительно линии письма и других элементов. Отно­сительно линии письма оно может быть высокое, среднее и низкое, Размещение этой точки в строчных и подстрочных элементах ана­логично установлению точек начала и окончания движений при выполнении букв и их элементов (рис. 58).

Рис. 57. Размещение точки соединения движений относительно других элементов

Относительно других элементов этот признак рассматривается слева или справа от элемента, над элементом или на нем. Описывать этот признак в заключении эксперта следует так: «...установ­лено совпадение размещения точки пересечения движений отно­сительно линии письма. При выполнении подстрочного элемента буквы «у» размещение точки пересечения высокое...» и т. д.

Рис. 58. Размещение точки пересечения движений при выполнении элементов письменных знаков

Размещение движений при выполнении букв и их элементов по вертикали и горизонтали. Эти движения могут располагаться: выше, ниже и на линии письма; и относительно других элементов - ниже, выше и под элементом (рис. 59).

Рис. 59. Размещение движений при вы­полнении элементов букв по вертикали

Описание этого признака в заключении эксперта выглядит сле­дующим образом: «...установлено различие размещения движении при выполнении первого элемента буквы «м»: в исследуемом по­черке - выше второго и третьего элементов; в образцах - ни­же...».

При выполнении букв и их элементов по горизонтали размеще­ние движений рассматривается относительно других элементов и их частей: на элементе (примыкает к элементу), на определенном расстоянии справа или слева от элемента и применительно к оваль­ным элементам - внутри овала (рис. 60).

Рис. 60. Размещение движений при выполнении букв и их элементов по горизонтали

В заключении эксперта этот признак можно описать следую­щим образом: «...установлено различие размещения движения при выполнении второго элемента буквы «р»: в исследуемом почер­ке - на некотором расстоянии от первого элемента; в образцах - примыкает к первому элементу...». В криминалистической литературе, посвященной вопросу почерковедения, выделяется особая группа признаков, которая играет определенную роль для решения вопроса об исполнителе письма. К ним относятся способы выполнения: дат (написаны ли они арабскими или римскими цифрами, расположены в строку или дробью и т. д.); различных арифметических знаков; переноса отдельных слов; размер и конфигурация знаков препинания (скобок, кавычек, вопроситель­ного и восклицательного знаков); способ включения в рукопись пропущенных слов, предложений, абзацев, включения в рукопись отдельных слов и предложе­ний (подчеркивание и т. д.).

Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы - что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.

Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.

Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:

  • прописная – та, которая больше;
  • строчная – та, которая меньше по размеру.

А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.

Прописная

Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.

Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.

Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.

Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.

Строчная

Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.

Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.

Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».

Полезные видео: как пишутся прописные маленькие буквы?

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Примеры

Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.

При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

  1. Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
  2. Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
  3. Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
  4. Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
  5. Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
  6. Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
  7. Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
  8. Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
  9. Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
  10. Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
  11. Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Полезное видео: строчные русские буквы

Вывод

На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.

Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.

Работа в «Прописи» начинается после знакомства с буквой, разбором основных ее элементов. Внимательно прочитайте статью «Курсы каллиграфии- 15 шагов по написанию буквы.» Перед тем как начнем соединять буквы выделим несколько методических этапов в обучении.

Методика работы в прописи

1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа (он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.

Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.

3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.

4) Пропиши элементы
Каждая строка — отработка нового элемента или соединения.

5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.

Обращайте внимание на разметку!

Она бывает вертикальная — для анализа ширины между элементами, и горизонтальная для регулирования пропорций буквы по высоте.

Горизонтальная разметка может проходить в середине строки и в 1\3. Это нужно для того, чтобы ребенок мог видеть, где элементы заканчиваются, начинаются и соединяются друг с другом.

7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.

Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.

8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:

1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость

Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.

9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.

В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.

Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.

И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.

10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ

Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.

Письмо основных элементов

Элемент «Наклонная линия»

  • Наклонная линия
  • Диагональная наклонная
  • Двойная наклонная

Элемент «Крючок»

Речевая формула:

  • С верхней строки пишу наклонную вниз;
  • Делаю поворот вправо;
  • Пишу диагональную наклонную до середины строки.

Элемент «Двойной крючок»

Речевая формула: Из середины строки пишу диагональную наклонную вверх; Делаю поворот вправо; Пишу вниз крючок до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Петля

  • С верхней строки пишу вниз двойную наклонную;
  • Делаю поворот влево, пишу небольшой полукруг;
  • Пишу вверх диагональную наклонную;
  • Делаю «завязочку» на нижней рабочей строке;
  • Довожу наклонную до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Верхняя петля»

  • С нижней трети строки пишу вверх диагональную наклонную;
  • Пишу маленький полукруг влево;
  • Пишу вниз наклонную линию;
  • Делаю «завязочку» на середине строки.

Элемент «Мостик»

Речевая формула: Из середины строки пишу вправо горизонтальную линию с небольшим прогибом.

Речевая формула: В нижней трети рабочей строки пишу вправо полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Нижний полукруг»

Речевая формула: В верхней трети строки пишу влево полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Верхний полукруг»

Элемент «Овал»

(Может быть написан сверху или снизу, направление движения зависит от буквы.) Речевая формула:

Пишу наклонную;

Пишу полукруг в трети строки;

Пишу наклонную.

Элемент «Правый полуовал»

Речевая формула:

В верхней трети строки пишу полукруг
влево;

Пишу наклонную вниз

Пишу крючок вправо до середины
строки.

Элемент «Левый полуовал»

Речевая формула:

В верхней трети строки пишу
диагональную наклонную вправо;

Пишу наклонную до нижней трети
строки;

Пишу поворот влево, немного уже
ширины обычной разметки.

Элемент «Фонарик»

Речевая формула:

  • С верхней строки пишу вниз наклонную;
  • Возвращаюсь по ней вверх до середины строки;
  • Пишу диагональную наклонную вверх;
  • Делаю маленький поворот вправо;
  • Пишу наклонную вниз до верхней трети строки.

Элемент «Крючок», написанный влево

Речевая формула: С верхней строки пишу двойнуюнаклонную вниз;

Пишу плавный поворот влево в нижней трети строки.

Элемент «Горизонтальный крючок»

Речевая формула: » Нахожу середину рабочей строки, ставлю точку начала; » Пишу полукруг вправо; Провожу вправо горизонтальную линию нужной длины.

Соедини правильно эти строчные и прописные буквы B E m M e D L D n b N

Ответы:

я таки делала но доча говорит что им объясняли по другому

Похожие вопросы

  • В этом упражнении вы дали должны сделать одно предложение (используя too или enogh) из двух предложений. Example: We couldn’t eat the food. It was too hot. The food was too hot to eat. 1 I can’t drink this coffee. It’s too hot. This coffee is …………….. . 2.Nobody could move the piano. It was too heavy. The piano ……….. . 3.I can"t wear this coat in winter. It’s not warm enough. This coat ………………… . 4.Don’t stand on that chair. It’s not strong enough. That chair ………………… . 5.Two people can’t sleep in this bed. It’s not wide enough for two people. This bed ……………….. .
  • РЕШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! 2.Даны два множества: Х=(2,4,6) и У =(0,2,4,6,8) Верно ли что: а)множества Х и У пересекаются; б)множество Х является подмножеством множества У; в)множество Р =(4,0,6,8,2) равно множеству У? ответ обосновать. 3.Даны два множества: Х=(1,3,5) и В=(2,4) верно ли,что: а)множества АхВ и ВхА содержат одинаковое число элементов; б)множества АхВ и ВхА равны? ответ обосновать.
  • I have a friend. Her name is Nina. She is a teacher in the Kindergarden. Nina is 27. She is a nice young woman. Nina has a family. She is married. She has a husband and a son. She also has a mother and a father.They live all together. Nina"s mother and father are pensioners. Her husband"s name is Nick. He is 30. He is a doctor. Nick is a very busy man and he has not much free time. Nina and Nick have a son. He is five. His name is Alex. Alex goes to the Kindergarden. He is fond of singing and drawing. Nina and Nick are fond of sports. In winter they go skiing and skating and in summer they go swimming and boating. They are a very friendly family. . What is your friends´s name? 2. What is Nina? 3. How old is Nick? 4. Has Nick much free time? 5. What is Alex fond of?