Как организовать правильный режим дня ребенка до года. Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам Основные принципы прикорма по Комаровскому

МИР РЕБЕНКА

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, - это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое "я" и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание - прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки - это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка - зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда "придет коза-рогатая" и "забодает" его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш "разговаривает" с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет "гулить", подражая китайскому языку, кубинец - испанскому, американец - английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова "папа" и "мама". Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".
Развитие координации
"Птички полетели"
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите "Птички полетели", поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: "Скорее иди сюда и возьми шарик".
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного -- если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу "доску для игр"
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова "удар, ударять", чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

В первые полгода жизни малыша его организму требуется специальное сбалансированное питание. С заданием идеально справляется грудное молоко, удовлетворяющее все потребности ребенка в питательных веществах, витаминах и минералах. За это время в организме крохи происходит дозревание пищеварительной и ферментной систем, формирование необходимой микрофлоры кишечника. В 5-6 месяцев одного только грудного молока становится уже недостаточно. Благодаря своевременному введению прикорма при ГВ и схеме, которую рекомендует Евгений Комаровский, у ребенка формируются пищевые предпочтения. Также он снабжает организм клетчаткой и дополнительными минералами, необходимыми для двигательной активности, пропорционального роста и умственного развития.

Своевременный правильный прикорм позволяет малышу активно развиваться и знакомит его с новыми продуктами

Основные принципы прикорма по Комаровскому

Чтобы введение прикорма было безопасным для грудничков и менее стрессовым для родителей, следует выполнять ряд правил:

  • Любое нововведение в пище должно быть постепенным. Сначала давать всего пару ложек/глотков и докармливать молоком или молочной смесью.
  • Оценка реакции ребенка на новый продукт, которая включает наблюдение за поведением, сном, стулом и появлением сыпи на коже. Увеличивать количество вводимого продукта можно только в том случае, если не наблюдается отрицательная реакция.
  • При возникновении болезненных проявлений ввод продукта необходимо на время прекратить и не переходить на другую незнакомую ребенку пищу пока не исчезнут последствия негативной реакции.
  • Нельзя давать пробовать крохе что-нибудь новое, если он заболел или в период профилактических прививок, за три дня перед и после процедуры.
  • Не следует заставлять есть ребенка, если он отказывается от нового продукта. Его организм лучше всех осведомлен, чего ему не хватает.
  • До 6 месяцев ничем кроме молока кормить ребенка не надо. Правило касается малышей на естественном вскармливании. Для искусственников время начала ввода прикорма – 5-5,5 месяцев, что объясняется более ранним завершением процесса формирования ферментной системы.
  • Пригодятся ложечки, слюнявчики и другие приспособления, ведь прикорм – переход с полностью жидкой пищи на более плотную и неоднородную, с комочками и другими включениями.

Первым прикормом, согласно мнению Комаровского, должны быть кефир и творог, так как они напоминают по составу грудное молоко, что позволяет организму ребенка адаптироваться значительно легче. Кроме того, эти продукты содержат полезные бактерии, которые обеспечивают быстрое усвоение пищи и заселение микрофлоры кишечника, а это в будущем ускорит адаптацию и к другим видам пищи.

При смешанном вскармливании доктор Комаровский прикорм рекомендует начинать тоже с кисломолочных продуктов, ведь молочная смесь вместе с грудным молоком дополнительно нагружают поджелудочную железу и систему пищеварения (рекомендуем прочитать: ).

Шестимесячный возраст

В большинстве случаев вводить прикорм по Комаровскому начинают в полугодовалом возрасте (рекомендуем прочитать: ). Порядок пятиразового питания для ребенка в полгода приведен в таблице:

Временные границы могут варьироваться в зависимости от особенностей режима младенца, но кормить его следует не меньше 5 раз в день. Одно из кормлений заменяется кисломолочными продуктами.



В 6 месяцев только одно кормление заменяется кефиром, остальные проходят на мамином молоке или смеси

Ввод кефира в меню малыша производится поэтапно. Первоначально дается всего 3-4 чайных ложки, а остальное ребенок доедает грудным молоком. Делать это лучше в первой половине дня, потом следить за тем, как реагирует детский организм на новый продукт питания. Если за этот день состояние крохи оставалось нормальным и после приема кефира не наблюдалось никаких негативных последствий, то на следующий день его порцию можно увеличить вдвое и далее по схеме, каждый раз докармливая ребенка молоком или смесью:
(рекомендуем прочитать: )

  • первый день – 10-15 мл;
  • второй день – 20-30 мл;
  • третий день – 40-60 мл;
  • четвертый день – 80-120 мл.

Когда разовая порция кефира достигнет 150-160 мл, в него следует начать добавлять творог, также постепенно. В первый день только одну чайную ложку, на второй – 2, и дальше по подобному принципу, пока количество не дойдет до 30 грамм, а это уже норма творога для детей в 6-8 месяцев, после 8 она возрастает до 50 грамм. В зависимости от вкусовых предпочтений малыша, подобную творожно-кефирную смесь можно сделать с добавлением небольшого количества сахара. В результате одно из кормлений полностью становится обычной едой. Вплоть до 7 месяцев следует придерживаться такого ритма кормлений.



Когда организм адаптировался к первому этапу, можно давать малышу “кашицу” из кефира и творога

Семимесячный возраст

К 7 месяцам время переходить на еще одно кормление не грудным молоком. Лучше всего пробовать заменить последний прием пищи перед сном (рекомендуем прочитать: ). Ниже представлена таблица пятиразового питания для семимесячного ребенка:

Использовать для первого прикорма следует крупяные каши, приготовленные на молоке. К самым подходящим для прикорма доктор Комаровский относит гречневую, овсяную и рисовую каши (рекомендуем прочитать: ).

Способ введения каш аналогичен вводу кефира: в первый день ребенок съедает 3-4 чайных ложки, а остальное доедает грудным молоком или молочной смесью, на второй день порция каши увеличивается в 2 раза. В итоге кормление должно стать полноценным, без докармливания молоком или смесью.

Для правильного приготовления молочной каши ребенку потребуется:

  • молоко – 100 мл;
  • рисовая, гречневая или овсяная мука – 10 грамм, это около 1,5 чайных ложек;
  • кипяченая вода – 20-30 мл;
  • сахар – половина чайной ложки, можно и немного больше по вкусу.


Прикорм на основе молочной каши тоже вводится постепенно – это важно для исключения аллергии на коровий белок и различные злаковые культуры

Сам процесс достаточно прост:

  • в кипяченой воде комнатной температуры растворить соответствующую муку и сахар;
  • полученную смесь постепенно вылить в кипящее молоко, при этом не переставать ее помешивать;
  • варить в течение 3 минут – вкусная кашка готова.

Восьмимесячный возраст

В восьмимесячном возрасте приходит пора заменять третье кормление. Кроме того, количество творога уже можно увеличить до 50 грамм. С помощью таблицы показано пятиразовое питание в этом возрасте:

Начинать вводить в меню крохи овощные блюда в период прикорма желательно, когда у него имеется хотя бы один зубик. Если к этому возрасту ребенок не может похвастаться ни одним молочным зубиком, стоит немного подождать с введением овощей, однако для этого наличие зубов не есть обязательным условием.

В первую очередь при прикорме нужно попробовать накормить кроху овощным отваром по знакомой схеме: 20-30 грамм в первый раз и удвоить порцию во второй. Таким способом можно легко узнать реакцию ребенка на овощи. Если организм крохи воспринял отвар нормально, разрешается давать овощные супы и пюре, постепенно увеличивая их количество до полной порции одного кормления.



Овощные пюре прекрасно подходят для прикорма ребенка, но тоже требуют осторожного введения в рацион

Через 2-3 недели кормления овощными блюдами можно пробовать вводить мясо. Начинать стоит с варки супов на мясном бульоне. Для первых бульонов идеально подходит мясо курицы. После этого, если негативной реакции не было, мелко порубленное мясо следует добавлять непосредственно в суп, а через время 1/5 часть желтка вареного куриного яйца. Важно знать, что до 12 месяцев больше чем половину желтка давать ребенку не рекомендуется.

Рецепты овощного отвара и пюре

В интернете легко найти множество рецептов с видео или просто с пошаговой инструкцией для прикорма деток в соответствии с принципами ввода новых продуктов Комаровского. Среди них есть и овощной отвар. Для его приготовления необходим картофель, морковь, лук, капуста. Брать количество овощей нужно в пропорции 50 грамм овощей на 100 мл воды. Сделать овощной отвар не составит труда:

  1. Мелко порезать все ингредиенты.
  2. Залить их кипящей водой и оставить под крышкой. Продолжать кипятить пока все овощи полностью не разварятся.
  3. Процедить при помощи марли. Снова довести до кипения.
  4. Готовый отвар перелить в бутылочку.

Чтобы побаловать кроху вкусным пюре из овощей, требуется:

  • овощи – 100 грамм, из которых картофель – 20 грамм;
  • молоко – 25 грамм;
  • растительное масло – 3 грамма.

Последовательность приготовления следующая:

  1. Мелко нарезать различные овощи. Добавить в них немного кипящей воды и поставить тушить.
  2. В процессе тушения каждый раз, когда вода выкипает, добавлять кипяток.
  3. Потушенные овощи размять вилкой до однородной массы.
  4. Влить в приготовленную смесь горячее молоко и соль. Перемешать и довести до кипения.
  5. В полученное пюре добавить немного растительного масла.

С девяти месяцев до года

К году происходит окончательный переход на обычную еду, но до 12 месяцев предпочтительнее оставить хотя бы одно кормление грудью. После этого срока особого биологического смысла кормить ребенка грудным молоком по мнению Комаровского уже нет, а вот продолжать кормление молочной смесью можно вплоть до полутора-двух лет. Ниже расписано пятиразовое питание в возрасте с 9 месяцев до года:

Основное требование к овощным супам и пюре в период прикорма – они должны быть нежирными, а овощные ингредиенты и виды мяса, из которых они готовятся, полностью зависят от фантазии родителей. В 10 месяцев уже можно дать попробовать ребенку рыбу. Меню стоит разнообразить и другими молочными кашами, причем добавляя в них кусочки фруктов.

При введении прикорма и любых новых продуктов важно придерживаться общих правил, чтобы не причинить вред здоровью малыша. Эксперименты с едой в процессе прикорма по словам доктора Комаровского лучше отложить на потом, ведь чем взрослее становится ребенок, тем меньшую опасность представляют для него блюда с необычными продуктами, тем более являющимися генетически неродными.

6 месяцев - одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?

Физиология полугодовалого ребёнка

Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев - измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также - допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.

Таблица норм веса мальчиков

Таблица норм веса девочек

Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.

Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.

В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.

Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.

Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других - задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок - это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке - начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Уход за 10-месячным крохой

В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.

Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу - с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.

Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм

В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.

После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.

Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.

Развивающие игры с крохой в полгода

Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.

Какие игры можно придумать для крохи?

  • потешки «Сорока ворона», «Ладушки»;
  • прятки (можно прятать под пеленочкой игрушку и просить ребёнка найти; также детки любят игру «а где ты»);
  • простые сортеры, состоящие из крупных предметов;
  • «достань игрушку» - родители отодвигают интересный предмет и просят малыша достать его.

Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.

Видео по теме «Игры с малышами»

Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.

Гимнастика для деток (видео)

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев - индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Е.Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет - не нужно настаивать . Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей - помочь ему это сделать безопасно и с пользой.

Журнал > Правила прикорма искусственникам (Мне весьма понравилась статья)

Правила прикорма искусственникам

Наступает момент, в то время, когда неестественные смеси, заменяющие грудное молоко, уже не в состоянии обеспечить малыша всеми нужными питательными веществами. Пора увеличить рацион ребенка. К тому же знакомство с новой пищей содействует созреванию ферментативного аппарата желудочно-кишечного тракта малыша. К 4-6 месяцам ваш кроха очень с радостью открывает ротик при виде ложки с едой. С его стороны это есть знаком о том, что пришла пора вводить прикорм. Сохраняем надежду, и мама к этому готова? Тогда за дело!

ПРАВИЛА ПРИКОРМА:

  1. Прикорм вводится лишь здоровым детям.
  2. Не гонитесь за числом. Первое знакомство с пюре либо кашкой – добрая половина чайной ложечки, только неспешно количество пищи доводят до рекомендуемого.
  3. Каждое кормление начинайте с прикорма, а позже допоите малыша смесью. Проделывать это нужно в одно и также время.
  4. Первое и последнее кормление должны быть неизменно свободны от прикормов.
  5. Пристально следите за отношением крохи к новому продукту. Попытайтесь не пропустить такие тревожные симптомы, как нередкий жидкий стул, покраснения на коже либо появление сыпи. В случае если это случилось, отмените прикорм и начните все сперва спустя пара дней. В случае если при повторном введении продукта симптомы непереносимости возобновятся, направляться отказаться от данного вида продукта и заменить его на другой (яблочное пюре, к примеру, на грушевое).
  6. Введение любой новой пищи начинайте с одного продукта. К примеру, пускай кроха попытается сперва сок из одного вида плодов, а после этого переходите к смешанным (к примеру, морковно-яблочному, яблочно-тыквенному). Те же правила относятся к фруктовым пюре, злакам, и овощным пюре.

СОКИ

Отечественные диетологи советуют в качестве первого прикорма фруктовый, а правильнее, яблочный сок. Но не следует спешить, предлагая новинку крохе, которому не исполнилось 3 месяцев. Из-за аналогичной поспешности и появляются иногда аллергические реакции, нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

В случае если знакомство с яблочным соком прошло удачно, на очереди – грушевый, сливовый, персиковый, позднее – вишневый, черносмородиновый и др. Что касается соков из цитрусовых, малины, клубники либо каких-либо экзотических фруктов, с ними необходимо быть осмотрительнее из-за возможности развития аллергических реакций, и вводить их не ранее 6 месяцев. Из овощных соков применяют морковный и тыквенный. При склонности ребенка к запорам лучше дать предпочтение абрикосовому и сливовому соку, при неустойчивом стуле – грушевому.

Кроха уже привык к сокам? Тогда через 2 недели по окончании их введения дайте ему на пробу фруктовое пюре, применяя уже привычные плоды. Ассортимент и очередность в этом случае те же самые, что были при введении соков.

ПЮРЕ

С 4,5-5,5 месяцев пора вводить более густую пищу. Начните с одного вида овощей: картофеля либо кабачка. После этого неспешно расширяйте ассортимент за счет цветной капусты, моркови, белокочанной капусты, патиссона.

Томаты возможно попытаться не раньше, чем в возрасте полугода, а зеленый горошек – в 7 месяцев.

КАШКИ

Спустя 3-4 недели по окончании того, как кроха познакомится с овощным пюре, в его рационе появятся каши. В случае если кроха отстает от средних показателей массы тела, то лучше не придерживаться предложенной очередности и первым ввести злаковое, а не овощное пюре. Что возможно вкуснее каши? Лишь каша! Но какую предпочесть? Сухие инстантные злаковые и злаково-молочные каши обогащены витаминами, железом и кальцием. Дополнительное поступление этих веществ в организм есть профилактикой анемии и нарушения кальциевого обмена. Начать лучше с тех круп, каковые не содержат глютен (клейковину пшеницы). Это гречиха, кукуруза либо рис (особенно при неустойчивом стуле). Раннее введение каш из злаков, содержащих глютен (манной, пшенной, овсяной, ячменной), может вызвать у детей нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. У некоторых деток аллергическая реакция бывает и на молоко. При таких условиях применяйте готовые безмолочные каши.

С 5-6 месяцев порадуйте ребенка смесью рисовой и гречневой круп. Каши с цитрусовыми наполнителями либо медом (при отсутствии аллергических реакций у ребенка) возможно давать по окончании шести месяцев, а с какао – с девяти.

МЯСО

Мясо есть единственным продуктом, содержащим геминное железо. А это, как мы знаем, наилучшая защита от анемии. И все-таки раньше седьмого месяца крохе не нужно давать мясо. Но и через чур затягивать с введением мясного прикорма также запрещено. Обычно ребенок, определив вкус для того чтобы полезного продукта по окончании года, попросту отказывается от него.

Первый мясной прикорм – это шепетильно измельченное пюре из говядины, свинины, курицы либо индейки. С 8 месяцев кроха уже пробует жевать и может проглатывать более плотную пищу. Значит, пришла пора угостить его мясным пюре. По консистенции их подразделяют на гомогенизированные, пюреобразные и крупноизмельченные. Начиная с гомогенизированного продукта, детей неспешно переводят на пюреобразный. Возможно предложить крохе мясные консервы с добавлением круп и овощей, что повышает пищевую ценность продукта.

РЫБА

Особенной пищевой ценностью владеет рыба. Она есть источником витаминов РР, группы В, и фосфора. Но одновременно с этим за рыбой закрепилась слава высокоаллергенного продукта, исходя из этого предлагать его нужно не раньше 8-9 месяцев. Рыба должна быть хорошо проварена. Ее готовность легко выяснить, проколов вилкой: должен появиться прозрачный и бесцветный сок. Возможно применять рыбные консервы для детского питания.

КЕФИРЧИК

Данный нужный кисломолочный продукт вводят в рацион 7,5-8-месячного ребенка. Применять кефир в питании детей более раннего возраста отечественные диетологи не рекомендуют: это имело возможность бы оказать дополнительную нагрузку на почки. Кефир конечно же самый популярный представитель кисломолочных продуктов. И когда кроха дорастет до него, возможно определяться с выбором: предпочесть Кефир детский либо Кефир бифи.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВВЕДЕНИЯ БЛЮД ПРИКОРМА ПРИ НЕЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ МАЛЫШЕЙ

Наименование продуктов и блюд Возраст, месяцев 3 4 5 6 7 8 9-12 Молочная смесь, мл 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400 Фруктовый сок, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Фруктовое пюре, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Овощное пюре, г — 10-100 150 150 170 180 180-200 Молочная каша, г — — 50-150 150 170 180 180-200 Творог, г — — — 20-40 40 40 40-50 Желток, шт — — — 0,25 0,5 0,5 0,5 Мясное пюре, г — — — 5-30 50 50 60-70 Рыбное пюре, г — — — — — 5-30 30-60 Кефир и другие кисломолочные продукты, мл — — — 200 200 200-400* 200-400* Цельное молоко*, мл — 100 200 200 200 200 200 Сухари, печенье, г — — 3-5 5 5 10 10-15 Хлеб пшеничный в/с, г — — — — 5 5 10 Растительное масло**, г3 — 1-3 3 3 5 5 6 Сливочное масло**, г3 — — 1-4 4 5 5 6

* В зависимости от объема адаптированной либо последующей смеси, которую получает сейчас ребенок.
** Для изготовление блюд прикорма (овощного пюре, каши и пр.).

Итак, друзья, разговоры о еде, разговоры о первой еде – фактически это прикорм – это всех волнующая тема. Наверное, у педиатра есть несколько таких тем – типа «Лечим понос», «Лечим сопли», «Лечим кашель», «Прикорм» — ночью разбуди, будем рассказывать, как с этим жить.

Прошу вас записать 10 простых правил:

Правило №1. Когда начинать

Самое главное правило прикорма – когда начинать? Раньше я говорил так: с 4 до 6 месяцев прикорм ребенку не нужен, он нужен для мамы.

Сейчас я скажу так: до 6 месяцев прикорма не бывает. Понимаете, медицинская наука не стоит на месте, и все больше и больше данных о том, что не надо вот этих экспериментов до достижения ребенком 6 месяцев. Хорошо?

Правило №2. Независимость от вида вскармливания

Очень важно немедленно забыть о том, что система вскармливания имеет какое-то отношение к срокам прикорма:

  • Мы – искусственники, нам прикорм надо с 3 месяцев!
  • Мы на грудном вскармливании, мы вообще в год начнем. До года – только мама!

Друзья мои, независимо от видов вскармливания оптимальное время начала прикорма — 6 месяцев.

Правило №3. Не экспериментируем с больным ребенком

Прикорм и вообще новые продукты дается тогда, когда ребенок здоровый. Если ребенок болен, что-то не так – давайте не будем с больным экспериментировать.

Три правила мы уже знаем – молодцы!

Правило №4. Спокойная обстановка

Опять-таки, зачем вам нужны эти эксперименты, если вы поехали куда-то в гости, собрались в путешествие – завтра мы куда-то едем, а сегодня давайте что-нибудь дадим, и всю ночь будем лечить понос! Поэтому если мы собираемся давать какие-то новые продукты, давайте адаптироваться к обстоятельствам и не проводить эксперименты тогда, когда это неудобно кому-либо из членов семьи.

Правило №5. Сначала прикорм, потом основная еда

Что очень важно? Прикорм все-таки дается тогда, когда ребенок реально голоден, то есть его дают до того, как накормить его основной едой. Понятно, что если вы его приложили к груди, то после того, как он наелся, уже очень трудно проводить какие-то эксперименты с новой, необычной едой. Поэтому еще раз важное правило – сначала прикорм, потом основная еда.

Правило №6. Если ребенок отказывается от новой еды

Еще одно правило – если отказывается, не надо расстраиваться, но и не надо закрывать этой темы. Отказывается – повторять через какое-то время, предлагать, предлагать, предлагать.

Что еще очень важно – если вам очень хочется, чтобы он это ел, а он это не ест, ешьте это сами в его присутствии. Это очень способствует.

Правило №7. Монокомпонентность нового прикорма

Еще одно правило: все новое монокомпонентно. То есть если мы решили дать кашу, то не надо давать кашу из 7 злаков, а потом гадать, какой из них нам не подошел. Договорились? Молодцы.

Правило №8. Постепенность перехода на прикорм

Если мы заменили одно из кормлений прикормом, то экспериментировать с другим мы начнем только после этого. То есть не надо каждое кормление проводить эксперименты. Давайте утром покушаем маму, второе кормление – прикорм, мама. И когда мы полностью заменим второе кормление, тогда будем в третье, четвертое еще проводить какие-то эксперименты. Это желательно. Договорились? Молодцы!

Правило №9. Постепенность расширения меню

Есть еще такое правило, к которому желательно прислушиваться – как правило, новые продукты, которые ребенок еще никогда раньше не пробовал (а таких продуктов сразу может быть несколько), не надо давать с интервалом менее 5 дней. То есть не надо каждый день что-то новенькое. Потом опять-таки будет трудно разобраться, кто же виноват на самом деле.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору. Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок. Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.