Как накрахмалить фартук из гипюра. Как крахмалить вещи и разные виды тканей в домашних условиях

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

«Буквы и цифры»

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

Игры с манкой

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.


Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.


Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.

До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.


Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.

Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 10 минут

А А

Последнее обновление статьи: 31.03.2019

Этап жизни от 0 до 3-х лет это уникальный период для развития мозга детей. Более половины своего потенциала мозг осваивает в течение 1-го года жизни (точнее 6-ти месяцев), к 3 годам формирование его структуры достигает свыше 70%, к 7-ми годам рост мозговых структур практически завершен.

Ускоренное развитие – польза или вред

Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.

До трех лет ребенок – это «впитывающая губка», его «поглощающий ум» усваивает информацию окружающей среды. И эта информация носит либо обучающий, либо случайный характер.

Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.

К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.

Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

Учить ребенка нужно тотально, равноценно тренируя правое и левое полушарие, и помогая малышу научаться выполнять действия самостоятельно.

Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.

Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.

Основные задачи ускоренного развития детей

  1. Не дать угаснуть имеющимся у ребенка до года рефлекторным навыкам (хватание, плаванье, ползание).
  2. Развивать задатки, которые имеются у детей.
  3. Максимально использовать нестандартные виды деятельности (одевание с закрытыми глазами), для формирования дополнительных связей в мозгу, улучшения мнемических и познавательных его функций, формированию навыков речи. А также технологии чтения слова целиком (не по слогам) и количественной математики, музыкальное сопровождение обучающего материала. Эта работа должна быть начата до года.

Схема раннего развития ребенка должна быть всесторонней и охватывать сенсорную, моторную, эмоциональную сферы.

Принципы любой развевающей методики

  1. Заниматься нужно начинать с самого раннего возраста , с момента, когда детский организм готов к определенной схеме научения.
  2. Малыш — это личность, индивидуальность, ее нужно уважать, ценить и доверять ей.
  3. Перед началом обучения следует подготовить все необходимые материалы, в том числе пакеты стимулирующих материалов, которые можно заменять друг другом.
  4. Начинать обучение лучше в комфортной и знакомой обстановке, малыш должен быть здоров, сыт, находиться в хорошем эмоциональном состоянии.
  5. Новые материалы нужно вводить с достаточной регулярностью.

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской

«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

Методика — блоки Дьенеша

Рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской

«Интеллектуальная музыка» , основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Метод М.Монтессори

Отпраздновав первый день рождения своего ребенка, родители начинают задумываться о том, как стремительно летит время. И многим из них в голову приходит мысль о том, что нельзя упускать драгоценные моменты. То, что мама с папой не дадут своему малышу в раннем возрасте, в будущем наверстать будет очень сложно, а иногда и невозможно. Но как развить ребенка в 1 год? Что нужно делать в этом возрасте, чтобы малыш рос не только умным, но и счастливым и беззаботным? Как сохранить гармонию и не перегнуть палку в раннем развитии ребенка? Попробуем разобраться в этом сложном и важном вопросе.

Психологические особенности детей второго года жизни

После года малыш - это уже не тот мирно спящий (или постоянно плачущий) сверток в кроватке. Ребенок в течение первых двенадцати месяцев жизни освоил огромное количество умений, но впереди его ждет еще больше открытий. Отличными помощниками в этом будут различные развивающие занятия для детей 1 года.

В этом возрасте у малышей наряду с самостоятельностью и неуемной тягой к постоянному изучению своего окружения проявляются страхи и сомнения. Очень важно, чтобы родители помогали справляться с первыми трудностями своему ребенку, это поможет ему не бояться делать новые открытия, а значит, ответ на вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, придет сам по себе. Малыши очень мудрые, в них от природы заложена настоящая жажда знаний. Они во всем стараются подражать родителям, и эта особенность - отличная возможность своим примером подвигнуть малыша на освоение нового.

Физиология детей 1-2 лет

При условии правильного развития к году малыш уже начинает самостоятельно ходить. К большому изумлению своих родителей, через месяц после первых шагов он уже вполне уверенно ходит без посторонней помощи, а еще через два - начинает бегать. Темпы роста в этот период несколько замедляются, организм тратит огромные ресурсы на то, чтобы развить все системы малыша. В том числе его ловкость, координацию движений. Поспособствовать в этом могут спортивные :

  • игры с мячом;
  • занятия на спортивном комплексе или ;
  • зарядка и простые гимнастические упражнения;
  • плавание в большой ванной или бассейне.

В этом возрасте очень важно не ограничивать физическую активность ребенка. Прогулки на свежем воздухе - в парке и на специальных детских площадках - отличная возможность дать малышу вволю набегаться и проявить свой исследовательский дух. А как развить ребенка в 1 год, если не посредством общения с окружающим миром?

Раннее развитие ребенка

Вокруг этой темы витает огромное количество мифов и легенд. Противники и сторонники раннего развития имеют диаметрально противоположенные точки зрения. Одни считают, что ребенок должен сам всему научиться тогда, когда придет подходящее время. Другие искренне верят, что с малышом можно и нужно заниматься обучением едва ли не с рождения (в поддержку этой теории педагоги создают для своих маленьких подопечных специальные дидактические материалы, развивающие игры для детей от 1 года).

Ученые в своем мнении однозначны: ребенок - это чистый лист бумаги. До 4-5 лет его мозг в состоянии запомнить и усвоить огромные объемы информации, так почему бы не воспользоваться этим, и наряду со знаниями, необходимыми для самообслуживания, не помочь ребенку быстрее освоить речь, не научить его различать цвета, фигуры и животных?

Школа Монтессори

Одним из наиболее популярных направлений в ранней педагогике является система Монтессори, которая учит родителей тому, как развить ребенка в 1 год. Созданная итальянкой Марией Монтессори в первой половине XX века, эта система нашла сторонников во многих странах. Что же это такое? Изначально Мария Монтессори занималась с детьми, которые имели различные отставания в развитии. Со временем ее методы стали применять для воспитания абсолютно здоровых детей.

В этой методике педагоги и психологи учат малыша принимать решения, быть независимым в своих суждениях и действиях, но при этом подчиняться общепринятым правилам и нормам. Примечательно, что игрушек как таковых в группах, где занимаются дети по этой системе, нет. Там невозможно отыскать машинку, пистолет или куклу, наоборот, дети занимаются и учатся. Помогают им в этом развивающие игрушки для детей 1-2 лет:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • сортеры;
  • пазлы;
  • музыкальные инструменты.

Занятия по системе Монтессори предполагают развитие у самообслуживания, то есть малыш должен научиться самостоятельно играть, кушать, пить. Если родители и дома планомерно придерживаются данных принципов, то ребенок вырастает самодостаточной личностью, которой с детства привиты нормы общения в социуме. Такой малыш в состоянии справляться с конфликтными ситуациями и с достоинством выходить из них.

В Москве тоже созданы специальные развивающие центры для детей от 1 года, основанные на педагогике Монтессори: «Ступеньки», «Монтессори-сад», «Клуб раннего развития» на ул. Трофимова и многие другие.

Нужно ли мучить малыша?

Раннее развитие ребенка - это нелегкий процесс как для малыша, так и для его родителей. Выбрав одну тактику поведения, создав определенные правила и нормы, не стоит поддаваться соблазну и уходить в сторону от заданного курса.

Когда родители решают для себя важный вопрос, касающийся будущего их чада: «Развиваем ребенка дома, 1 год - это подходящий возраст», - очень важно, чтобы мама и папа совместно занимались с ним. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, иначе добиться можно противоположного эффекта - ребенок замкнется в себе. В этом возрасте маленький человек познает многие вещи через призму сравнения, подражания и только в игровой форме. Поэтому даже развивающие игры для детей 1-2 лет должны быть интересными для малыша.

Во время самостоятельных занятий не стоит наседать на ребенка; если ему не интересно, он плохо себя чувствует или занят другим, важным для него делом - необходимо дать ему вволю наиграться. Обучение лишь тогда принесет плоды, когда будет происходить в атмосфере взаимного расположения и ученика (ребенка), и его учителя (мамы). Тогда процесс принесет удовольствие и, конечно же, результат, который не заставит себя долго ждать! Многих родителей смущает вопрос касательно того, можно ли детям в таком возрасте смотреть мультфильмы? Как показывает практика, оградить полностью ребенка от благ современной цивилизации практически невозможно, но если подойти к вопросу с умом, давать малышу возможность смотреть развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет, но недолго и именно те, которые подходят по возрасту, ничего страшного не произойдет.

Во что поиграем?

После года дети начинают совершать первые шаги по своей социализации. Они учатся играть вместе с мамой, братом или сестрой. Чем взрослее малыш, тем шире становится его круг общения. У него появляются новые друзья на детской площадке, он с удовольствием рассматривает их, слушает и пытается не просто наблюдать за игрой других детей, но и поучаствовать в процессе.

В этот период развивающие игры для детей от 1 года можно разнообразить. Очень важно дать ребенку возможность развивать моторику, для этого можно создать несколько простых занятий (под присмотром родителей!):

  • Сортировка различных мелочей - для этого можно взять крупные бусины, природный материал (каштаны, орехи), помпоны. Они могут быт разного цвета или фактуры, ребенок должен разложить предметы по отдельным лоткам или ячейкам.
  • Переливание, пересыпание - это очень важный аспект в развитии ребенка. Игра с водой, кинетическим песком, крупами - это увлекательно и полезно, развивает усидчивость и
  • Рисование - не стоит ожидать, что ребенок создаст шедевр, но сам процесс принесет ему и родителям удовольствие. Рисовать можно чем угодно - мелом, карандашами, красками (пальчиковыми, гуашью, акварелью).

Такие развивающие занятия для детей 1 года помогут показать ребенку разницу между большим и маленьким, он научится распознавать свои тактильные ощущения, это также способствует речевому развитию.

Не стоит забывать и о подвижных играх. С ребенком можно научиться делать простые физические упражнения: показать ему, как приседать, ходить на месте, играть с мячами разных размеров.

Чем поиграть?

Часто родители в поисках идеальной игрушки теряются и скупают все подряд. Предоставлять такую свободу выбора малышу нецелесообразно. В силу своего возраста он еще не в состоянии сделать его и остановиться на чем-то одном, тем более самостоятельно. Развивающие игрушки для детей от 1 года должны быть дома обязательно, но их соответствие возрасту и уровню развития, а также предпочтениям самого ребенка - обязательное условие. Что можно предложить:

  • кубики, конструктор «Городок»;
  • различные пирамидки;
  • деревянные пазлы, рамки-вкладыши;
  • сортеры разных модификаций - с геометрическими фигурами, животными, фруктами и овощами;
  • конструктор с крупными элементами;
  • крупную мозаику (пластиковую, магнитную или деревянную);
  • кукол, пупсов;
  • надежные машинки, в том числе и толкатели.

Иногда полезную идею того, чем поиграть родителям и малышу, подают развивающие мультфильмы для детей от 1 года. Их персонажи, а также ненавязчивая форма обучения помогают ребенку понять, что же нужно делать с игрушками.

Учимся разговаривать

В год многие малыши имеют достаточный запас слов, который дает возможность поддерживать коммуникацию с мамой. Он знает, кто есть кто в его окружении, может попросить кушать, пить, высказать одобрение или неудовольствие. Весь последующий год знаковый - словарный запас ребенка будет расти не по дням, а по часам, во многом это зависит от самих родителей. С ребенком нужно разговаривать, комментировать ему все процессы, но делать это доступным и простым языком.

Большими помощниками в этом есть развивающие мультфильмы для детей от 1 года с короткими песнями и стишками. Их простые рифмы и незатейливые слова легко воспринимаются на слух, а сочетание звука и изображения дает возможность ребенку быстрее выучить названия персонажей и их действия.

Книга - лучший друг с первых дней жизни!

Привить любовь к чтению совсем маленькому ребенку гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Современные издательства печатают великолепную литературу для детей самого раннего возраста. Плотные картонные страницы, крупные рисунки с четким изображением и без мелких деталей - требования, которым должны отвечать книги для малыша. Ну а список авторов очень обширный:

  • Елена Благинина.
  • Борис Заходер.
  • Корней Чуковский.
  • Агния Барто и многие другие замечательные детские писатели.

Развивающие мультфильмы для малышей

Как уже говорилось выше, просмотр мультфильмов в столь раннем возрасте возможен лишь в ограниченном количестве. Для того чтобы мультики не стали для ребенка только удовольствием, но и приносили пользу, их нужно подбирать с умом. В современном прокате их огромное количество на любой вкус и возраст, но какие же развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет действительно будут полезны?

Среди наиболее популярных есть короткометражные истории: «Грузовичок Лева», «Тетушка Сова», «Черепаха Аха-Аха», «Тини Лав». Кроме того, полезными будут мультфильмы, которые помогают учить буквы, цвета, фигуры, животных и названия предметов.

Творите!

В то время, когда малыш научился сидеть, перед ним открылся удивительный мир. Он смог взглянуть на окружающую его среду под новым углом, еще интереснее ребенку стало, когда он пошел. Маме необходимо постоянно искать новые источники познания для своего чада, и творчество - отличное подспорье для этого.

С ребенком раннего возраста тоже можно рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и собирать конструктор, научить его составлять изображения из мозаики и всячески поощрять его творческие порывы.

Развивающие центры для детей от 1 года практикуют подобные занятия. Среди признанных мамами значатся: «Радуга», «Мозаика», «Муравейник». Очень важно, что сейчас создано большое количество материала для совсем несмышленых малышей - это и нетоксичные кинетический песок, безопасный пластилин. Очень многие группы для развития практикуют лепку из соленого теста, подкрашенного пищевыми красителями.

Дите в массы

Да-да, гармоничное развитие малыша невозможно без общения. Закрыв ребенка в квартире, ограничив его общение, невозможно ожидать от него великих свершений. Конечно, самостоятельно можно добиться интеллектуального развития, ребенку просто не останется ничего другого, как заниматься тем, что предлагают ему родители.

Однако процесс познания гораздо стремительнее и естественнее происходит, когда ребенок находится в обществе. Так он сможет почерпнуть что-то полезное не только от горячо любимых родителей, но и от родственников, других детей на площадках, в игровых комнатах и центрах раннего развития.

Детство - это праздник!

Взращивая вундеркинда и будущего гения, родители должны помнить о том, что они в первую очередь занимаются этим для себя. Ребенок, а особенно в таком малом возрасте, не нуждается в мировом признании, ему не нужно знать алфавит и таблицу умножения. Как бы сильно ни хотелось маме и папе, чтобы их малыш преуспел в жизни, вряд ли у него это получится без счастливого, беззаботного и безоблачного детства.

Сравнительно недавно родился новый термин – "интенсивное родительство". По сути, это такое усовершенствованное "материнство 2.0", где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Для таких родителей-перфекционистов методики раннего развития ребенка – это основная платформа для бурной деятельности.


Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения "родительского перфекционизма" и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.
Методика Марии Монтессори


Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.

Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.


Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.
Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка:

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.

В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Плюсы:
  • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.

Минусы:
  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • отсутствие основной игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: "Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме".

Вальдорфская методика



Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах.

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.

Большое внимание уделяется комфортности обучения. Отсутствует соревновательный момент, нет оценок, небольшие учебные группы численностью не больше 20 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому.


Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии.

Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка:

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей:

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание;
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции;
  • с 14 лет дети "включают" логику.

Плюсы:
  • развитие независимости;
  • упор на развитие творческих способностей;
  • психологический комфорт ребенка в период раннего детства.

Минусы:
  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)



Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет.

Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты.

Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии. Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.).

Методика рассчитана на формирование высокого интеллекта у ребенка.


Возраст ребенка:

Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • интеллектуальное развитие ребенка за счет усвоения большого количества информации;
  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:
  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)



Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования.

Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева.


Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор.


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.


Плюсы:

  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:
  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан


Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает.

Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.


Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, "стул" – возле стула, а "диван" – рядом с диваном.

Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.


Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.


Возраст ребенка:
с 3 месяцев до 7 лет.


Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:
  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных



Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать.


В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.

В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.

Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами.

По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – "заорганизованности" и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль "надзирателя".

Родителям необходимо создавать опережающие условия развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.


В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • формирование творческого подхода к решению задач;
  • игровая форма обучения;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:
  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.

Методика Тюленева


Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты.

Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг.


В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры.

Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.

С четырёх месяцев нужно начинать играть в "Игрушкобол" – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.

С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.

С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру "Принеси букву", а с десяти месяцев – в игру "Покажи букву", затем – "Назови букву/слог/слово".

С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.


Возраст ребенка:
с первых недель жизни до 6 лет.


Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.

Минусы:
  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика


Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Оказалось, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.


Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.

Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогическое кредо "тризовцев" – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.


Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка:
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.

Минусы:
  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность;
  • наличие сложной для детского ума терминологии.