"Как дети Ёжику помогли!" (2-я младшая группа. ориентировка во времени)

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Програмное содержание:

Формирование элементарных математических представлений, продолжать знакомить детей с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами с цветами. Учить считать в пределах 4.

Развивать речь детей с движением; продолжать расширять активный словарный запас; развивать умение рассказывать о том, что сделали.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: подгрупповая, 8 - 10 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная деятельность детей.

Оборудование:

Демонстрационный материал : картинки с изображением частей суток, звезд, луны, солнца, игрушка – заяц.

Раздаточный материал : шаблоны окон.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: утро, день, вечер, ночь.

Форма проведения: совместная деятельность.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций: день, ночь, утро, вечер.

Ходнепосредственной образовательной деятельности

Дети заходят в группу, садятся на стульчики полукругом возле доски.

Воспитатель: доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, звери и птицы!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть доброе утро длится до вечера!

Посмотрите в окно – наступает утро! А как мы можем определить, что сейчас утро? (Ответы детей).

Воспитатель: правильно,светлеет небо, становится голубым, всходит солнце. Солнышко встало, а вместе с солнышком встали и все наши игрушки, ждут, когда с ними вы начнете играть! Только посмотрите, наш зайка почему то сидит отдельно от своих друзей, грустный. Давайте узнаем в чем дело?

Воспитатель: зайчик, почему ты загрустил и плачешь? Что случилось?

Зайчик: мне друзья сказали, что ночью гуляют, а утром спят. Вечером занимаются, а днем ужинать надо. А я им говорю, что это не правильно. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, что - то я совсем запутался.

Организация: МБДОУ – детский сад №4

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Агрыз

Воспитать эмоциональную отзывчивость через переживания;

Развивать представления детей о частях суток (день, ночь);

Способствовать пополнению активного и пассивного словаря по теме.

Оборудование: кукла, круг, разделенный на две части (белая и черная), рисунки, отображающие поведения детей в темное и светлое время суток (день, ночь, звукозапись колыбельной и петушка).

Предварительная работа:

1. Индивидуальные беседы с детьми в утреннее и вечернее время суток;

2. Рассматривание рисунков «Части суток».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В гости приходит кукла Катя.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Катя. Я знаю, что бывает день, а бывает ночь. Научите меня, пожалуйста, что надо делать днем, а что – ночью, а то я все время путаю.

2.Основная часть.

Садись, Катя, наши дети помогут тебе. (Выставляется картина).

День настал и солнце греет. Днем на улице светло. Светит яркое солнце. Поют птицы (звучит звукозапись). Ой, что это? Чей это голос?(петушка)

Ребята, а что вы делаете днем?(играем, гуляем)

День прошел, и наступила ночь(выставляется картинка).

Что нарисовано на этой картинке? Какое небо? Что делает девочка? Что люди делают ночью?(спят, отдыхают)

Послушайте стихотворение про ночь.

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звездочки горят

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит.

Давайте мы с вами послушаем песенку.(«Спят усталые игрушки»)

Игра «День – ночь».

Ребята, Катя предлагает вам поиграть в игру «День и ночь». Нам нужно выбрать сову с помощью считалки.

Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон.

Сова у нас есть, а остальные дети будут лесными птичками. По команде «День» лесные птички летают, добывают корм, играют. Сова в это время спит. А по команде «Ночь» все птички засыпают, выходит сова на охоту и ловит «неспящих» птиц.

(игра повторяется 3-4 раза).

Молодцы! Теперь Катя знает, что такое день и ночь. А её куклы-подружки не знают. Катя просит вас сделать для них часы.

Посмотрите, что это? (круг)

Он разделен на две части. Какого цвета эта часть?(белая)

А эта часть?(темная)

На белую часть вы поместите картинки с изображением того, что люди делают днем. (Дети по очереди выходят и на столе выбирают нужные картинки, приклеивают их к белой части круга.)

Алина, почему ты эту картинку поместила сюда?(на ней дети играют)

На черную часть поместите картинки с тем, что люди делают ночью (чистят зубы, одевают пижаму, читают книжку перед сном, а также изображения звезд и луны)

Спасибо, дети, за часы. Куклы будут очень рады. Теперь они знают, когда играть, а когда ложиться спать. Часы мы поместим в домике для кукол.

Заключительная часть.

Ребята, что вам особенно понравилось сегодня на занятии?

Молодцы! Все сегодня хорошо занимались. Катя дарит вам маленькое солнышко (каждому ребенку раздаю бумажное солнышко).

Катя прощается с вами. До свидания, ребята.

Список использованной литературы:

1.Аудиозапись колыбельной «Спят усталые игрушки», кукареканье петуха, пение птиц.

2. О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» во второй младшей группе, Мозаика-Синтез, Москва 2009

3. Татарская народная игра «День-ночь»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«ЧАСТИ СУТОК»

воспитатель первой квалификационной категории

АУ ДО «Детский сад Солнышко УМР"

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (фцкм), «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация», «Социализация».

Образовательная : продолжать знакомить детей с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.

Развивающая: развивать речь детей с движением; продолжать расширять активный словарный запас; развивать умение рассказывать о том, что сделали.

Воспитательная : воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.

Материал: иллюстрации «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Предметные картинки (солнце, звезды, месяц). Картон голубого цвета, пластилин, доски для пластилина, стеки.

Дети заходят в группу, здороваются с взрослыми.

Эмоциональный настрой на занятие: Ребята, посмотрите, пока нас с вами не было, зайчик почему-то загрустил и сел отдельно от своих друзей - игрушек. Давайте узнаем, что случилось. Лиза, спроси у зайчика, почему он грустный?

Я сейчас поспорил с друзьями, что ночью гуляют, утром спят. Вечером занимаются, а днем ужинать надо. А они говорят, что не правильно. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Конечно же, мы тебе зайчик поможем, правда, ребята? Давайте, покажем зайчику иллюстрации, на которых изображены части суток.

1. Посмотрите, на этой иллюстрации солнышко просыпается, выглядывает из-за горки, небо розового цвета, бабочки начинают летать. Как вы думаете, какая наступила часть суток? А, что мы с вами утром делаем в детском саду?

2. На этой иллюстрации солнышко уже высоко, бабочки резвятся, небо голубое. Какая часть суток наступила? А, что мы с вами днем делаем в детском саду?

3. А на этой иллюстрации, мы с вами видим, что солнышко уже спустилось вниз, и прячется далеко-далеко за облака, небо становится разноцветным: голубым, сиреневым, оранжевым. Как вы думаете, какая часть суток здесь изображена? А, что мы с вами делаем вечером в детском саду?

4. Посмотрите, ребята, на этой иллюстрации небо темно-синего цвета. Что появилось на небе вместо солнышка? Какая часть суток наступила? Что мы делаем ночью?

Зайчик: ребята, как вы интересно все рассказываете.

Воспитатель: зайчик, а мы еще загадки отгадывать умеем. Ребята, нужно не просто отгадать загадки, а еще найти картинку с отгадкой и прикрепить ее на мольберт.

Загадки

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнце)

Что видно только ночью? (Звезды)

За домом у дорожки висит пол лепёшки. (Месяц)

Молодцы, все загадки отгадали.

Ребята, давайте покажем зайчику, как солнышко утром встает:

Вот как солнышко встает, выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо солнышко смеется.

А под солнышком нам весело живется.

Нам с вами весело, а чтобы было весело зайчику, я вам предлагаю подарить ему много солнышек. А из чего мы сделаем солнышки?

Из пластилина.

А, чтобы наши пальчики были послушными, мы ими немного поиграем.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи

Поет о солнце скворушка, кричат о нем грачи.

Просыпайтесь, лучики, согревайтесь рученьки.

Солнышко проснулось, лобика коснулось

Лучиками повело, и погладило оно.

Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось

Солнце личико согрело, потеплело, потеплело

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись!

Ну, что, послушные пальчики стали? Тогда приступим к работе.

Посмотрите, ребята, перед вами лежит кусок пластилина, его нужно разделить пополам, как мы это сделаем? (с помощью стеки).

Из одной половинки мы скатаем шарик – это будет солнышко, а другую половинку разделим еще на несколько частей и скатаем из них палочки – это будут лучики. Скажите, ребята, где светит солнышко? (на небе). И мы свои солнышки налепим на небо, а небом у нас будет картон голубого цвета. Лиза, почему мы взяли картон голубого цвета? (Потому что такого цвета небо).

Выполнение работы.

Дети рассматривают работы.

Ребята, посмотрите, какие замечательные солнышки у нас получились, Карина, расскажи какое у тебя солнышко?

Зайчик: ребята, вы такие молодцы, так интересно мне все рассказали, еще и "Солнышко" подарили. Я теперь никогда не забуду, что солнце в небе светит днем, а ночью в небе светит месяц и звезды. Утром просыпаются, умываются и завтракают, а вечером ужинают. Спасибо, вам ребята, пойду, расскажу своим друзьям, им тоже будет интересно. До свидания.


«День – ночь».

Основная ОО «Художественное творчество».
Аппликация «Часы для медвежонка Вини».
Рисование на манке «Солнышко».
Рисование на крупном песке «Ночное небо».

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостности картины мира), «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (аппликация, рисование на манке, крупном песке).

Задачи:

1. развивать представление детей о частях суток (день, ночь);
2. развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, воображение;
3. способствовать развитию связной речи, пополнению активного и пассивного словаря по теме «День-ночь»;
4. познакомить с техникой рисования на манке, крупном песке;
5. развивать мелкую моторику рук.

Словарная работа : день, солнце, ночь, ночное небо, звезды, луна.

Материалы:

Игрушечный медведь; плоскостные фигурки солнца, облачка, звезд, луны;
нарисованные панно «День» и «Ночь»; контейнеры с манной крупой и с крупным песком черного цвета; большой круг, разделенный на две части (белая и черная); картинки, отображающие поведение медвежонка Вини в светлое и темное время суток.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций «Части суток».
2. Индивидуальные беседы с детьми в утреннее и вечернее время.
3. Рисование пальчиками «Небесные звездочки», «Солнышко».

Ход:

Вос-ль : Ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, скажем – «Здравствуйте гости!» (дети здороваются с гостями повторяя за воспитателем слова приветствия) . Сегодня мы узнаем, что такое «день» и что такое «ночь». (Стук в дверь ). Наверное, не все гости к нам пришли.(Воспитатель открывает дверь, заносит игрушечного медвежонка ). Это мишка опоздал.
Мишка: Здравствуйте дети! Меня зовут Вини. Я знаю, что бывает день, а бывает ночь. Научите меня, пожалуйста, что надо делать днем. А что ночью, а то я все путаю.
Вос-ль: Садись, Вини. Наши дети тебе помогут. Ребята, посмотрите на картинки и посмотрите в окно, какое сейчас время суток?
(Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением дня и ночи, просит выбрать то, которое соответствует настоящему времени суток.)
Вос-ль : Утром солнце просыпается и становится светло.( Воспитатель предлагает детям поместить из набора фигурок недостающие элементы на панно «День»).
Вос-ль : Днем на улице светло. Светит яркое солнышко. Поют птицы.
Вос-ль : Ребята, а что вы делаете днем?(ответы детей )

Вос-ль : День прошел и наступила ночь (Воспитатель выставляет панно «Ночь» ). Что нарисовано на картинке? Какое небо? Что люди делают ночью? (ответы детей - спят, отдыхают ). Давайте расскажем Винни стихотворение про ночь. (Рассказываю с детьми стихотворение )

«Спят луга, спят леса
Пала свежая роса.
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.
Скоро ночь зажжет все звезды,
Сны придут к тебе, ко мне.
И луны фонарик желтый,
Засияет в вышине.

Вос-ль : Дети! Медвежонок Винни просит вас нарисовать ему солнышко. Только рисовать мы с вами будем не на бумаге карандашами, а на манке пальчиком(дети подходят к столу, на котором стоят контейнеры с манкой, рисуют пальчиком солнышко).
Вос-ль : Какое солнышко у вас получилось(ответы детей) .
Вос-ль : Солнышко осветило землю, стало всем светло и радостно.
Вос-ль : Когда светит солнце?(ответы детей)
Вос-ль : Солнце зашло, стало темно, наступила ночь. Давайте покажем медвежонку Винни, как просыпается и засыпает солнышко.

Физ.минутка:

Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет,
Ниже, ниже, ниже.

Вос-ль : Молодцы! А что находится на небе ночью? (ответы детей - луна, звезды) .
( Воспитатель с детьми подходит к столу, на котором стоят контейнеры с песком черного цвета)
Вос-ль : Давайте нарисуем медвежонку Вини ночное небо на крупном песке, черного цвета. (рисуют пальчиком )
Вос-ль : Что вы нарисовали, дети? ( ответы детей - луну, звезды)
Вос-ль : Когда на небе светит луна и звезды? (ответ детей - ночью) .
Вос-ль : Медвежонку Вини понравилось как вы рисуете «день» и «ночь»
Умницы! Теперь Вини знает, что такое день и ночь. Медвежонок просит нас сделать для него часы, чтобы ничего не перепутать. Возьмите свои стульчики и садитесь за стол (дети берут стульчики, проходят и садятся за стол. На столе лежит круг, разделенный на две половины – черную и белую).
Вос-ль: Посмотрите, что это? (Ответ детей - круг).
Вос-ль: Он разделен на две части. Какого цвета эта часть? (Ответ детей - белая ).
Вос-ль : А эта часть? (Ответ детей - черная) .
Вос-ль : Давайте на белую часть поместим картинки с изображениями того, что медвежонок делает днем. (Дети по очереди выбирают нужные картинки, приклеивают их к белой части круга).
Вос-ль : Правильно держим кисточки, за железную «рубашечку», аккуратно набираем клей кисточкой, лишний клей убираем о край баночки. Кладем деталь на подложку, намазываем клеем всю поверхность детали ровным слоем. Кладем кисточку на подставку. Берем намазанную деталь и по очереди аккуратно приклеиваем на белую часть круга, прижимаем салфеткой.
Вос-ль : Почему вы поместили эти картинки сюда? (ответы детей)
Вос-ль : На черную часть поместите картинки с тем, что делает медвежонок ночью.
Мишка: Спасибо, дети за часы. Теперь я буду знать, когда играть, а когда ложиться спать.
Вос-ль : Ребята, расскажите Вини, чем мы сегодня занимались? (дети рассказывают).
Мишка : А я хочу подарить вам на память маленькое солнышко. (Воспитатель, раздает каждому ребенку конфетку, символизирующую солнышко).
Вос-ль : А мы дарим Вини часы.
Мишка : Спасибо. До свидания ребята. (Воспитатель провожает медвежонка за дверь) .
Вос-ль : Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы детей ).
Вос-ль : Наше занятие закончилось, давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети говорят «до свидания» и уходят).

Конспект занятия во 2-ой младшей группе (ориентировка во времени)

«Как дети Ёжику помогли!»

Программное содержание:
Продолжать формировать представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь; совершенствовать умение сравнивать два предмета по размеру: широкий – узкий; закрепить умение понимать вопрос «сколько?» и при ответе пользоваться словами «много», «один». Развивать у детей внимание, память.

Демонстрационный и раздаточный материал:
Большие картинки иллюстрации – утро, день, вечер, ночь; мольберт.
Маленькие картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи – на каждого ребёнка.
Игрушка – Ёжик; корзинка с яблоками по количеству детей.

Методы и приёмы:
Игровой, словесный, наглядный.

Ход занятия.

Вводная часть:

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в очень весёлую игру! (Вдруг раздаётся пыхтение и топот лапок).
- Ой! Ребята, слышите? Кто-то ходит у нас за дверью. Пойду, посмотрю – кто там. (Приносит из-за двери игрушечного ёжика).
- Посмотрите! Кто это к нам с вами пришёл в гости? (Ёжик)
- Давайте с ним поздороваемся! Здравствуй Ёжик. А почему ты такой не весёлый?
Ёжик: Сегодня, когда я отправился к вам в гости, моя мама сказала мне, что будет ждать меня обратно домой днём. А когда это будет, я не знаю. Как же я узнаю, когда мне нужно будет возвращаться домой в лес, к моей маме?
Воспитатель: Не печалься, Ёжик. Наши ребята, очень хорошо знают, когда наступает день. Они тебе помогут. Поможем ребята, Ёжику?

Основная часть:

Воспитатель: Сейчас мы с ребятами вспомним, когда бывает утро, день, вечер и ночь. Поиграем в игру.

Игра «Когда это бывает»
- Давайте рассмотрим картинки на мольберте.
1 Картинка: Солнце просыпается, в небо поднимается. Когда это бывает? (Утром). Правильно, ребята. А вы утром, что делаете? (Просыпаемся, умываемся, идём в детский сад)
Ёжик: А я утром ещё зарядку для лапок делаю!
Воспитатель: Утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку. Ребята найдите у себя на картинке – утро и покажите Ёжику.
2 Картинка: Солнышко проснулось, детям улыбнулось. Посмотрите, какое красивое солнышко, оно светит ярко, день наступил. Когда солнышко светит ярко? (Днём). Посмотрите, на картинке дети играют на прогулке, и солнышко светит им ярко, ярко. Когда это бывает? (днём). А мы с вами, когда гуляем? (Днём)
- Ребята, найдите день у себя на картинке и покажите Ёжику. Ёжик, теперь ты понял, когда наступает день?
Ёжик: Солнышко светит ярко, все гуляют – это бывает днём. Правильно?
Воспитатель: Да. Но бывает не только утро и день. Давайте посмотрим на мои картинки и скажем, что ещё бывает.
3 Картинка: Небо потемнело, солнышко спать захотело. Глазки солнце закрывает, когда это бывает? (Вечером)
- Когда солнышко уходит домой? (Вечером)
- А, вы, ребятки, когда из садика домой уходите? (Вечером)
- Найдите вечер у себя на картинке и покажите Ёжику.
- А что ребята, бывает дальше? Что бывает после вечера?
4 Картинка: Посмотрите, месяц на небе, звёздочки светят. Когда это бывает? (Ночью).
- Что мы делаем ночью? (Спим)
- Ёжик, а ты когда спишь?
Ёжик: Ночью сплю.
Воспитатель: Найдите ночь на своей картинке и покажите Ёжику.
- Мы с вами рассмотрели все картинки про утро, день, вечер, ночь. Давайте ещё раз напомним Ёжику, что делают ребята и зверята утром, днём, вечером и ночью. (Утром – просыпаемся, делаем зарядку, умываемся. Днём – гуляем, кушаем суп. Вечером – уходим из детского сада домой, играем с мамой, смотрим телевизор. Ночью – спим)
- Молодцы ребята. Ёжик ты всё запомнил?
Ёжик: Всё запомнил. Теперь я знаю, когда бывает день.
Воспитатель: Ёжик, а теперь мы с ребятами, приглашаем тебя поиграть с нами.

Подвижная игра «День – ночь»
Дети бегают по ковру в рассыпную, изображая птичек. По команде «Ночь!» - приседают и замирают, а по команде «Утро!» - снова летают. Игра повторяется два, три раза.

Заключительная часть:

Ёжик: Мне очень понравилось с вами играть! Ой! Я совсем забыл! Я же принёс вам гостинца, их передала моя мама! (Воспитательница уходит с Ёжиком за дверь и возвращается с корзинкой яблок).
Воспитатель: Какое вкусное угощение! Ребята, что лежит в корзинке? (Яблоки). Сколько яблок в корзинке? (Много). Сколько яблок я взяла из корзинки? (Одно). Вы тоже возьмите по одному яблоку. Маша сколько у тебя яблок? (Одно). Марат, сколько у тебя яблок? (одно).
- Давайте поблагодарим Ёжика за угощение и попрощаемся с ним – Ёжику пора в лес, а нам с вами на прогулку.