Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста. Исследование памяти (методики диагностики)

Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать .

Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.

Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.

Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.

С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям - добиться улучшения её объёма.

Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение - ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены - не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых - родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть - из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие - полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений - не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).

Нарушения слуховой памяти

Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.

Диагностика слуховой памяти

Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия.

Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.

Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.

Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов - это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова - возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.

Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки - возможно, нарушено фонематическое восприятие.

Второе и третье воспроизведение после прочтения - показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.

Четвертое воспроизведение - показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма - если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.

2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия:

Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.

Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.

3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»).

1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем - 4 цифры, затем - пять, и т.д., и так - до первой ошибки.

2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.

Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.

4. «Запомни двузначные числа». Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.

Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.

Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.

5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов.

Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня - для детей, и более сложный информативный рассказ - для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз - через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок - при втором.

Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.

Упражнения для развития слуховой памяти

Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста - уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения - это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.

Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.

— Игра «10 пар»

Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.

— Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза. После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

— Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

— Игра «Запомни и дополни»

Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом. Если игроков много - тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало - получает одно очко. Набрал три очка - становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:

«Я сегодня видел за окном…»;

«У моего друга в комнате есть…»

«За высоким забором хранились…»

«У Маши в лукошке лежали…»

— Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

— Игра «Почувствуй ритм»

Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.

— Игра «Угадай окончание»

Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).

Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти . А игра , ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.

Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют, стимулируют, регулярно упражняют. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать . Развивать память, внимание и другие познавательные функции мозга можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели .

Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!

Сегодня мы поговорим о диагностике одного из ведущих психических процессов – памяти. Этот познавательный процесс особенно важен для дошкольников и младших школьников, которым сохранение следов полученной информации (т.е. память) необходимо для интеллектуального развития. Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют то, что запомнили. Таким образом, в этом возрасте базой для мышления служит память, в то время как ребята постарше, наоборот, запоминают преимущественно то, что смогли понять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика развития памяти у детей 5-6 лет

Сегодня мы поговорим о диагностике одного из ведущих психических процессов – памяти. Этот познавательный процесс особенно важен для дошкольников и младших школьников, которым сохранение следов полученной информации (т.е. память) необходимо для интеллектуального развития. Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют то, что запомнили. Таким образом, в этом возрасте базой для мышления служит память, в то время как ребята постарше, наоборот, запоминают преимущественно то, что смогли понять.

Еще в Древней Греции считали, что особенно легко и быстро запоминают новый материал и долго сохраняют полученную информацию одаренные дети. И в современной психологии, несмотря на то что у ученых еще нет единого мнения о структуре и природе одаренности, практически все считают, что одна из ее характеристик – высокий уровень развития памяти.

Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысокое, что он отстает от нормы. Итак, связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двусторонняя, и плохая память в отличие от хорошей мало что говорит о способностях человека.

Память непосредственная, или механическая, характеризуется:

Объемом запомненной информации,

Временем ее хранения,

Скоростью и точностью запоминания.

Естественно, что чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал.

Существует еще и опосредованная память, причем ее роль растет с возрастом. Чем старше ребенок, тем больше материала он запоминает благодаря опосредованной памяти. Опосредованная память характерна тем, что для запоминания используются определенные предметы или знаки, которые помогают лучше запомнить предлагаемый материал. Так, для запоминания номера телефона мы часто связываем эти цифры с днями рождения или другими памятными датами нашей жизни, благодаря которым нейтральные цифры приобретают дополнительное значение и лучше запоминаются. Ценность этого вида памяти в том, что она непосредственно связана с мышлением, являясь как бы первой ступенькой формирования образного мышления, обобщения.

При диагностике необходимо помнить, что с возрастом изменяется не только и не столько объем запомненного материала, который в норме достаточно стабилен и составляет около 60-70% от общего объема предлагаемого материала, сколько его характер, так как детям до 4-5 лет легче запоминать образы предметов, картинки (образная память), а более старшим ребятам возможно для запоминания предъявлять и слова (вербальная память).

I. Диагностика механической памяти

Цель. Исследование объема и скорости данного вида памяти.

Стимульный материал. Ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей 5-6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

Инструкция. «Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу слово, которые ты должен запомнить и повторить в конце занятия. Постарайся их запомнить».

Проведение теста. После инструкции медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произнесит десять слов. Потом попросите ребенка повторить слова, поправляя его, если он ошибется. Запишите, сколько слов ему удалось запомнить с первого раза. Попросите ребенка повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не запомнит все слова. После этого повторите слова еще раз медленно и четко. Через 20-30 минут предложите ребенку вспомнить эти слова, записывая при этом, сколько слов воспроизведено правильно.

Анализ результатов.

  1. Объем памяти показывает количество правильно воспроизведенных с первого раза слов.
  2. Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых для выучивания всего ряда.

Норма для детей 5-6 лет.

  1. Воспроизведение с первого раза четырех-пяти слов.
  2. Запоминание всего ряда с двух-трех повторений.
  3. Отсроченное воспроизведение пяти – семи слов через 20-30 минут.

Низкий уровень механической памяти:

  1. Ребенок не может вспомнить даже двух – трех слов как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении.
  2. Не запомнил ряд после пяти – семи повторений.

Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.

II. Диагностика опосредованной памяти

Опосредованную память, связанную с образным мышлением, изучают с помощью пиктограмм.

Материал. Лист бумаги, простой карандаш и ряд слов для запоминания. Для детей 5-6 лет он может состоять, например, из следующих 12 слов и словосочетаний: веселый праздник, вкусный ужин, строгая воспитательница, тяжелая работа, теплый ветер, болезнь, обман, расставание, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Инструкция: «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Слов много, чтобы тебе легче их запомнить, можешь на листочке рисовать то, что тебе напомнят эти слова. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они уместились на нем. Не старайтесь вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова».

Проведение теста. Медленно читайте приведенные выше слова и словосочетания, а дети пусть рисуют, что придет им в голову. Время, отпускаемое на каждый рисунок, ограничено – 1-2 минуты. Внимательно смотрите за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал.

Если у ребенка рисунок получается крупным и занимает большую часть листа, напомните ему, что лист один и на нем надо уместить все картинки. Это напоминание делается один раз после второго-третьего слова.

Если ребенок рисует без всякой цели и смысла, спросите его, что это за рисунок и какое отношение он имеет к названному слову. Проверьте, помните ли еще ребенок то слово, к которому рисует картинку.

Если ребенок начинает увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то укажите, что важно не качество картинки, а ее связь с произвольным словом.

Если ребенок продолжает рисовать, назовите следующее слово.

После окончания работы пронумеруйте рисунки, чтобы было понятно, какой рисунок, к какому слову относится. (Если ребенок умеет считать, попросите его сделать это самому.) Через 20-30 минут после проведения теста предъявите детям листочек бумаги с их рисунками и попросите, глядя на них, вспомнить продиктованные слова.

При воспроизведении зафиксируйте количество правильно воспроизведенных слов и ошибок. Если вместо словосочетания «вкусный ужин» ребенок говорит «сладкий ужин» или вместо слова «разлука» - «расставание», это ошибкой не считается.

Анализ результатов.

  1. Объем опосредованной памяти характеризует количество правильно воспроизводимых слов. Он должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).
  2. Уровень развития образного мышления исследуют при помощи анализа рисунков. У детей с низким уровнем образного мышления рисунки мало связаны с темой либо эта связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем они отражают суть данного слова. Например, для словосочетания «вкусный ужин» могут быть нарисованы торт, накрыт стол, тарелка с едой и т.п. Точно так же для слова «болезнь» может быть изображен больной человек, например с перевязанной ногой или лежащий на кровати в больнице.

Обращайте внимание на характер рисунков, на слова разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знаки, отражающие словосочетания «вкусный ужин» или «строгая воспитательница», детям намного проще, чем знаки, связанные со словами «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются словосочетание «теплый ветер» и слово «развитие».

Норма для детей 5 лет. Адекватные рисунки для простых слов и словосочетаний и отказ от изображения сложных слов или словосочетаний или их буквальное, конкретное отражение.

Норма для детей 5,5-6 лет. Адекватное изображение всех слов.

Если ребенок рисует однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно их воспроизводит, это свидетельствует о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. Низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть признаком общего интеллектуального отставания ребенка.

Интересно сравнить данные о непосредственном и опосредованном запоминании, так как хорошо развитое образное мышление может компенсировать недостаток памяти. Ребенок способен воспроизвести весь ряд слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего три – пять слов.

Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, неумение уложиться в отведенное для него время, свидетельствуют о ригидности (трудности переключения с одной деятельности на другую), замедленном темпе деятельности, а также о тревожности, неуверенности в себе. Естественно, по одному тесту трудно сделать окончательный вывод об этих качествах. Поэтому следует просто отметить их наличие и в дальнейшем на других тестах проверить данные свойства личности более объективно. Если у ребенка во всех рисунках присутствует сквозная, мало изменяющаяся тема (например везде нарисованы в разных положениях больные или веселящиеся люди и т.д.), также можно предположить наличие определенных личностных качеств: общительности, тревоги и т.п. О личностных проблемах говорит и отказ ребенка нарисовать какое-то определенное слово (например «страх» или «обман»), в то время как остальные слова он рисует безотказно. Однако эти признаки также надо только отметить, потому что для более точного исследования проблем и личностных особенностей детей используют другие методики.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностики шестилеток, так как это один из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется специально нумеровать их в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать листок, чтобы уместить все слова.

Итак, мы разобрали методы диагностики мышления у детей 5-6 лет. Я хотела бы напомнить о том, что стимульный материал, приведенный выше, рекомендован для детей именно этого возраста, в то время как для более младших или более старших детей подбираются другие словесные ряды. Хотелось бы подчеркнуть, что эти тесты дают достаточно полное и однозначное исследование ТОЛЬКО ПАМЯТИ. Все остальные психические функции они изучают лишь частично, и потому данные об образном мышлении, об организации деятельности и особенно о некоторых индивидуальных особенностях детей требуют подтверждения и уточнения (либо опровержения) другими методиками.


Диагностика памяти детей 5-6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев, 1928).

Нужно подобрать 10-15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20-30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для


запоминания:

обед

одежда

стул


Набор карточек приведен в приложении. Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьни­ков - более отвлеченными.

инструкция ребенку: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово».

Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут ка­кой-нибудь другой игрой.

По истечении этого времени ребенку демонстри­руются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может сви­детельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

«Образная память».

Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма

1 - 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 12. «Запомни рисунки»

Рис. 13. Набор фигур к методике "Запомни рисунки"

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 13 А, затра­тив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 13. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема крат­ковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребе­нок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как.я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интер­валом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки

Рис. 14. Запомни цифры

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед­ний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дваж­ды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же дли­ны, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном поряд­ке - убывающем (рис. 15 А, Б).

В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полусумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в сред­нем 5-6 цифр.

4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

      балл - очень низкий.

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Рис. 16. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в мето­дике «Выучи слова» .

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Память Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Выделяют процессы памяти: запоминание сохранение воспроизведение узнавание воспоминание припоминание

Методики для исследования памяти Дошкольники Школьники Взрослые люди

Дошкольники

Д иагностика кратковременной памяти Запоминание картинок и предметов Ход проведения: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.

Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Рисование по памяти ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Исследование долговременной памяти В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

Исследование двигательной памяти Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.

Обследование слуховой памяти Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их-и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), - все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз ». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Количество повторений лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед огонь 1 2 3 4 5 Спустя час

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

Исследование зрительной памяти Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов 10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Диагностика ассоциативной памяти

Школьники

Обследование памяти по временным характеристикам

Исследование кратковременной памяти Методика "Чем залатать коврик?« В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались.

Оценка результатов 10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек. 8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

Обследование долговременной памяти Методика «Долговременная память» Методический материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Порядок выполнения и инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.

Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле: А - общее количество слов, В - количество запомнившихся слов, С - коэффициент долговременной памяти

Результаты интерпретируются следующим образом: 75-100% - высокий уровень; 50-75% - средний уровень; 30-50% - низкий уровень; ниже 30% - очень низкий уровень.

Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов

Исследование слуховой памяти Методика А. Р. Лурни (проба на запоминание 10 слов) Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.

Для проведения необходимо иметь написанные на отдельном листе 10 слов, желательно 2-3 набора. Слова подбираются таким образом, чтобы между ними было трудно установить какие-нибудь смысловые отношения. Школьнику зачитывается 10 слов, затем просят их воспроизвести. Учитель фиксирует, какие слова были воспроизведены правильно, какие были лишние. Затем снова зачитывают эти слова и снова просят их воспроизвести. Так до тех пор пока ученик не воспроизведет все 10 слов (последовательность не важна). Через 30-60 мин проводят контрольное воспроизведение, т.е. школьника просят воспроизвести те слова, которые он заучивал.

13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87 Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел.

Обследование зрительной памяти Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Взрослый человек

Обследование зрительной памяти Методика: «память на числа » Процедура исследования: Задание заключается в том, что обследуемому демонстрируется в течении 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Задание: обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Инструкция: "Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я зачитаю тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить... Сейчас я еще раз зачитываю тебе эти слова, запоминай". Примерные наборы слов: гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река; 2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша; 3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

Обработка: При обработке подсчитывается количество повторений слов, которое потребовалось для того, чтобы ученик запомнил весь список. Следует обратить на особенности запоминания: какие группы слов ученик запоминал быстрее, есть ли какая-либо связь между этими словами; какие слова были привнесены в список, есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь.

К сожалению тестовых норм на эту методику не разработано, поэтому учителю предлагается оценить результаты по своей выборке (т. е. по результатам своих учеников определить низкую, среднюю и высокую запоминаемость детей одной возрастной категории). Обычно нормальный средний школьник запоминает 10 слов после 8-9 повторений. Следует также обратить внимание на повторное воспроизведение: какие слова воспроизведены, сколько, какие забылись

Методика "Пиктограмма" предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет.

Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания. Инструкция: "Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя.» В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова.

Список слов и словосочетаний. -Веселый праздник -Тяжелая работа -Развитие -Вкусный ужин -Смелый поступок -Болезнь -Счастье -Разлука -Ядовитый вопрос -Дружба -Темная ночь -Печаль -Справедливость -Сомнение -Теплый ветер -Обман -Богатство -Голодный ребенок

После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов. Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.

Уровень развития опосредованного запоминания Средний показатель: 90-95% (9-10 слов из 10). Память плохая, если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10. Слабая память и мышление, если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.