Интегрированное занятие «Пасха. Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха» план-конспект занятия по развитию речи на тему Занятие по развитию речи тема пасха

Тема: « Неделя Светлой Пасхи»

Цель: познакомить детей с Праздником Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа;

Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан Зауралья и о праздновании Пасхальной недели;

Коммуникация: способствовать развитию монологической формы речи;

Чтение художественной литературы: совершенствовать развитие художественного восприятия;

Художественное творчество: способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками и украшая наклейками;

Музыка: приобщение к искусству музыки через прослушивание: « Пасхальный колокольный звон», «Хоровые песнопения»;

Социализация: приобщение к традициям русского народа.

Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

Словарная работа: христиане - обогащение словаря существительных;

Пасхальная, светлая, святая - обогащение словаря прилагательных;

Предварительная работа: окрашивание яиц в красный цвет луковой шелухой, прослушивание хорового исполнения, ознакомление с Пасхальным колокольным звоном (прослушивание в записи), разучивание хороводов, игр.

Музыкальный ряд: Пасхальный колокольный звон, хоровые песнопения.

Ход НОД

Воспитатель : Сегодня мы с вами отмечаем самый главный православный праздник – Светлое Христово Воскресенье – праздников Праздник и Торжество из Торжеств.

Светлая Пасха – это победа Любви над ненавистью, жизни над смертью, праздник нашей надежды на всеобщее Воскресение. Из века в век приходит он к людям с ароматными пасхами, куличами и крашеными яйцами, которые символизируют чудо Воскресения.

(звучит пасхальный звон)

Елена Шаламонова

Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Ярче утренний восток,

как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи.

Солнца лучик, словно нить

Между небом и землёю,

Будут верить - будут жить

Люди дружною семьёю.

Мы, прослушали торжественный звон колоколов, во всех церквях звучали радостные праздничные хоры

Христос воскрес из мёртвых,

Смертию смерть поправ...

Ребята, быть может кому-то знакомо это имя - Иисус Христос?

Русских верующих людей называют как? (Христиане - обогащение словаря)

Почему мы верим в Бога, он какой? (добрый, заботливый, ласковый, хороший - подбор слов - определений)

Почему мы можем назвать его добрым? Какие добрые дела он совершает?

Ответы детей:

Исцеляет людей - целитель - обогащение словаря ,

Прощает за плохие поступки,

Учит как надо правильно поступать

Учит как надо любить Бога и любить своих близких людей

Воспитатель: Отмечая праздник Пасхи, нельзя не вспомнить библейскую историю:

«Рождение на земле сына Божия, Спасителя мира, Владыки и Творца всех Вселенной совершилось более двух тысяч лет тому назад в пещере, под Вифлеемской звездой, младенца окружили невиданный ангелы, которые пели прекрасную божественную песнь»

Иисус Христос рос среди людей. Он учил людей к любви к ближним, предостерегал от зла, учил прощать, возвращал зрение слепым, исцелял больных. Он делал много хорошего для людей. Народ любил Иисуса Христа и был ему за все благодарен.

Люди нарушали Закон Божий, совершали много зла. Против этого зла и восстал Господь. Правителям это не понравилось. Нашлись злые завистливые люди, обманывающие народ, и решили погубить Его.

Когда Иисус Христос молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили Его. На суде злые люди ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против него народ. Христос был распят на кресте, перед этим его долго мучили. А когда он умер, то произошло землетрясение, все испугались и поняли, что совершили большую ошибку - ведь они предали Того, Который их так любил. Иисуса Христа похоронили в пещере, но прошло три дня и Он воскрес. Христа видели Его ученики, Его мать - Дева Мария. Это было настоящее чудо, люди были очень рады, ведь к ним вернулся тот, который был для них опорой в жизни, поэтому - ПАСХА - это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, в честь его возвращения к людям

Поселились птицы в гнездах,

Снег растаял как свеча!

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича

Дождик солнечный накапал

В этот день святых чудес,

И меня, целуя, папа

Говорит «Христос Воскрес»!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес..

С полей уж снег покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Как Бог вернулся к людям, к жизни, так и весной возрождается всё живое: зеленеет трава, распускаются листья, появляются весенние первоцветы.

Все христиане наводят в доме порядок к празднику светлой Пасхи, украшают дома вербами - Вербное воскресение (праздновалось перед Пасхой)

В лужах солнышко искрится,

Верба пухом зацвела,

«Живы, жить!» - щебечут птицы,

И поют колокола.

На столе кулич душистый,

Горка крашенных яиц.

В этот праздник, светлый, чистый

Не увидишь хмурых лиц.

Издавна верба считалась целебным растением. И ни одна вербная неделя не обходилась без игры «Верба-вербочка».

Игра «Верба-вербочка»
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка, и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, – скажет, – милый мой».

Воспитатель: Пасхальная неделя - от слова Пасха;

Светлая неделя - от слова свет;

Святая неделя - от слова Святой;

(цель: упражнять в образовании слов - прилагательных, - обогащение словаря детей)

Служба в церкви на Пасху особенная. Всю ночь народ не спит, молится, просит прощение у Иисуса Христа за глупость свою, за предательство, за зло звучат молитвы, которые поет церковный хор, священник и верующие люди. (В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому церковную музыку исполняют только голосом.)

У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру солнца», чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.

На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой дождь,- добрая рожь.
На Святой гром - к урожаю.

И на второй день тоже наблюдали за состоянием природы. Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

Игра-хоровод «Солнышко»
Солнышко-ведрышко
Гори, солнце, ярче -
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

(На две строчки дети идут хороводом. На две другие - поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу, водящему. Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих. Они просыпаются).

Воспитатель показывает крашеное яйцо, говорит:
Ты катись, яичко, да ко думе Господней!
Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу!
Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху?
Ответы детей.

Воспитатель. На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все худое, плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться истинное, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, дайте друг другу здоровья, чистоты, как Пасхальное яичко.

Дети обмениваются яичками.

Воспитатель. А почему яйцо красят в красный цвет?
Ответы детей.

Воспитатель. Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. От Пасхального яйца появляется облегчение. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом им можно даже вылечиваться от болезни. Обязательно яйцо кладут на могилу во время Пасхальной недели. Говорят, что оно приносит облегчение и мертвым. А если такое яйцо положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще говорят, если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнять желания. А еще с яйцами можно играть!

Игра 1. Чье яйцо дольше покрутится. Раскручивают яйца.
Чье яйцо дольше покрутится, тот и победитель, тот и забирает яйцо проигравшего.
Игра 2. Катание яиц с горки.
Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель и тоже забирает яйцо проигравшего.
Игра 3. Бой яйцами.
Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо, окрепни!», «К бою готов!» Бьются яйцами, яйцо об яйцо, чье разобьется или даст трещину - тот проигравший.
Игра 4 . Бьем яйцом по медным лбам.
Правило то же, что и в игре, только дети стараются убежать от водящего с яйцом.

На Пасху старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые взбираются на крыши, чтобы встретить солнце.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочонках да в порчонках!», «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

Девичьи приметы:
если девица ушибет локоть - ее вспомнил милый;
если во щи упадет таракан или муха - к свиданию;
губа чешется - к поцелуям;
бровь станет чесаться - кланяться с милым;
умывалась с красного яйца - будешь румяной;
становилась на топор - сделаешься крепкой.

Еще в Пасхальную неделю можно было ходить по домам, петь песенки, в которых выражалось пожелание хозяину. Эти песенки, как и колядки, обычно заканчивались требованием подарка.

Хозяюшка, наш батюшка!
Дари гостей, не томи гостей!
Не хочешь дарить – пойдем с нами
Грязь месить, собак дразнить,
Собак дразнить, людей смешить!

Мужики, которые ходили по дворам, назывались волочебниками. Им выносили яйца, сало, деньги, пироги, молоко и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца - околеет овца.
Не даст сала кусок - околеет телок,
Нам не дали сала - коровушка пала .

Итог занятия.

Птицы радостно запели,
Вновь весна-красна идёт!
Перед Пасхой, за неделю,
Первой вербушка цветёт.
Мир заполнился весельем,
Греет солнышко, тепло.
Праздник Пасхи в воскресенье,
Как на улице светло!
А у бабушки Наташи
Куличей красивых – ряд
Да поднос яиц накрашен
Для детей и для внучат.
Пасха нежная с изюмом
И тарелка пирогов!
Тихо ели мы, без шума,
Было вкусно нам без слов…


Интеграция областей: познание, художественное творчество (декупаж, экспериментирование.

Задачи: 1) познакомить детей с праздником Пасха

2) развивать у детей интерес к познанию русских традиций посредством рус. народных игр, художественно-прикладного искусства

3) воспитывать любовь к истории возникновения праздника.

Материалы: различные пасхальные открытки, иллюстрации, вареные яйца,

салфетки, яичный белок.аудиозапись «Пасхальный Благовест»

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)

Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица- это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

На Новый год- ставят ёлку, на Рождество- проводят гадания, на Троицу почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

А что делают на Пасху? (ответы детей)

Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

Пасха- самый главный праздник христиан. К Пасхе люди готовились очень долго и эта подготовка называется - великий пост. В эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. А ещё в это время каждый человек должен задуматься о себе, о своих поступках хороших и плохих, о делах добрых и не очень, и должен понять, что же он сделал неправильно, плохо и по возможности исправить это.

В этот светлый и добрый праздник- Пасхи во всех церквях звонили колокола, по особенному, торжественно этот звон зовется "Пасхальный благовест".

(звучит запись колокольного звона)

Ребята, а может кому-то из вас знакомо имя- Иисус Христос?

Кто это? (ответы детей)

Да ребята, для верующих людей христиан, Иисус Христос- Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда-то давно Иисус жил на земле и делал очень много хорошего для людей, помогал больным и бедным. А главное учил любить близких, людей и Бога. Народ очень любил Иисуса Христа, но люди бывают разные: гордые, завистливые, злые. Эти люди возненавидели Иисуса и решили его погубить. Они схватили и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, его похоронили в пещере. Но произошло чудо через три дня Иисус воскрес. И в этот день люди стали праздновать воскрешение Иисуса Христа. И в пасхальный день люди приветствуют друг друга восклицанием "Христос Воскрес! "

А теперь ребята у меня для вас задание. Мы с вами делали аппликацию "Пасхальное яйцо". Я взяла нашу аппликацию и разрезала её на несколько частей. И ваша задача собрать из частей аппликацию.

Д/и "Собери из частей целое"

Молодцы, справились с заданием, А теперь скажите мне, кто знает как красят яйца? (ответы детей)

Правильно яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашенные в один цвет называются крашенками. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки узорами. А еще деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж".

А вы знаете ребята, почему дарили друг другу именно яйца? Потому что яйцо- это символ жизни. Красное яйцо считалось символом нового дня, новой жизни.

Ребята, давайте мы с вами попробуем покрасить яйца в луковой шелухе.

(окрашивание яиц, (беседа о безопасности)

Еще ребята в старину люди на Пасху устраивали народные гулянья, игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется "Катание яиц"

Проводится игра "Катание яиц"

Ребята давайте посмотрим наши яйца уже наверное окрасились, нужно их аккуратно вытащить из воды.

Ну что ребята, получилось у нас окрасить яйца? (ответы)

А для того чтобы наши яйца стали ещё красивее давайте их украсим.

Украшение яиц в технике "декупаж". (демонстрация открыток, наклеек)

Ребята посмотрите где располагается рисунок на яйце. (ответы)

Правильно, молодцы. Рисунок располагается на всей поверхности яйца или в центре яйца. Возьмите в руки салфетки и аккуратно вырежем рисунок который вам понравится. Теперь прикладываем рисунок к яйцу, где вам кажется, будет лучше и кисточкой наносим яичный белок на рисунок. Теперь положим яйца и дадим им высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас яйца. Ну что к празднику мы готовы? (ответы детей)

Молодцы ребята, а вы знаете, что на Пасху еще играли в прятки, Но это не простые прятки. Кто нибудь из взрослых выходил утром в сад с подарками и прятал их. Проснувшись дети бежали в сад искать подарки.

Ребята, а вы помните, что мы с вами приготовили для наших гостей подарки? Но сегодня утром я решила поиграть с вами в "Прятки" и спрятала подарки. А вы должны их найти. Я вам даже немного подскажу.

Скажите мне, какое дерево распускается самое первое весной? (ответы детей)

Правильно верба. А теперь посмотрите внимательно по сторонам. Есть ли у нас в группе веточка вербы? (дети ищут вербу и подарки)

Раздают подарки гостям

Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.

Итог – анализ:

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья

Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям

Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем

Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты,

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

Петушиный гребень – к урожаю.

Цветы – символ красоты.

Точечки – символ плодородия.

Интегрированное занятие по познавательному развитию

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

«Пасха, светлая пасха»

(для детей старшей группы)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.
  • Оформление:

  • ваза,
  • веточки вербы,
  • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
  • блюдо с куличом,
  • колокол.
  • ХОД ЗАНЯТИЯ

    Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

    Слушание музыки.

    Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

    Ответы детей.

    – Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

    Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

    Весенний воздух свеж и чист…
    Вот зеленеет первый лист.
    Видна в проталинах земля.
    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Ватага вольных воробьев
    Ворону гонит из кустов…
    Весна готовит свой парад,-
    Весь мир весне весёлой рад!

    – Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

    Дети делятся своими наблюдениями.

    Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

    Ответы детей.

    – А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

    Ответы детей.

    Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

    Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

    Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.

    Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

    Ответы детей.

    Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

    Ответы детей.

    Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

    Ответы детей.

    Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

    Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.

    Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

    Ответы детей.

    Весна:

    Весна ещё не сшила
    Лесам, лугам рубашки,
    Лишь вербы распушила
    Кудрявые барашки.
    Барашки золотые
    Бегут по тонким веткам –
    Веселые, живые,
    Как маленькие детки.

    Весна: А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
    Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
    Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

    Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.

    Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

    Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.

    Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

    Ответы детей.

    Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка”.

    Дети встают в круг и водят хоровод.

    Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

    Сердце с бедами свыкается –
    Но, когда ускачет бес,
    К нам на крыльях опускается
    Пасха яркая с небес.
    Пасха русская, старинная,
    С пестротой и толчеей,
    Неподдельная, былинная –
    Та, что празднуем семьей.

    Педагог: Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
    Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
    Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

    Дети подходят к колоколу и загадывают желания.

    Педагог: Правда, красивый русский обычай?

    Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

    Ответы детей.

    Педагог: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
    Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
    Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

    Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»

    Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

    Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.

    Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

    Звучит народная музыка

    Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

    Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С домом – к новоселью.
  • С дубовым листом – будешь сильным.
  • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
  • Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

    Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

    Игра “Гори,гори ясно”. После игры дети рассаживаются на стульчики.

    Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    – Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

    – О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

    Весна:

    Есть сюрприз у меня
    В честь торжественного дня.
    Ближе детки подходите,
    Да в корзинку посмотрите.
    Испекла я куличи –
    Как вкусны и горячи.
    Куличи вы разбирайте,
    Пасху дальше отмечайте.

    Дети разбирают куличи.

    Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.


    Tatiana68

    Воспитатель:

    Звонко капают капели

    Возле нашего окна

    Птицы весело запели

    В гости Пасха к нам пришла.

    Ребята, а кто знает, что за праздник Пасха? (воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные). Пасха - это святой праздник, день воскресения Иисуса Христа. Ребята, может быть, кому-то знакомо имя-Иисус Христос? Кого же мы называем Иисусом Христом? (ответы детей) Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос - Бог. Он помогает людям в печалях, тревогах, болезнях. Верующие люди обращаются к Нему с просьбой о помощи, о милосердии.

    Когда Иисус Христос жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным, учил, как нужно правильно поступать. А главное: Он учил любить Бога и близких людей. Но гордые, завистливые фарисеи (люди, обманывающие народ) решили его погубить. Когда Иисус молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили Его. На суде фарисеи ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против Него народ. Христос был распят на кресте. А когда он умер, то произошло землетрясение. Все испугались и поняли, что совершили большую ошибку - ведь они предали Того, Который их так любил (рассказ сопровождается показом слайдов).

    Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится этот праздник целую неделю. На Пасху все ходят друг другу в гости. При встрече они говорят такие слова: «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания. С Пасхи начинались весёлые гуляния с играми и хороводами, хороводными песнями. Начинали качаться на качелях, каруселях.

    Физкультминутка «Карусели»

    Еле-еле-еле-еле

    Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

    А потом, потом, потом

    Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)

    Побежали, побежали,

    Побежали, побежали,

    Тише, тише, не спешите (темп замедляется)

    Карусель ос-та-но-ви-те (все остановились)

    Раз-два, раз-два,

    Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).

    А что же еще мы делаем к празднику Пасха? Правильно, на светлый праздник Пасха красили яйца.

    А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались «крашенками»; если в общем цвете обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была «крапанка». Еще были «писанки» - яйца, раскрашенные от руки сюжетными картинками или орнаментальными узорами.(демонстрация слайдов с росписными яйцами).

    А сейчас я предлагаю вам пройти к своим столикам, на которых для вас приготовлены изображения яиц. Каждый из вас может украсить свое яйцо так, как ему больше понравилось.

    После выполненной работы, «писанки» выставляются на доске. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывая, что им больше всего понравилось.

    Игра-хоровод «Катись, катись, яичко».

    (Дети образуют большой круг. Ведущий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.

    Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону).

    Дети поют:

    "Катись, катись, яичко,

    По нашему кружочку.

    Найди, найди, яичко,

    Для себя дружочка".

    С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:

    "В кружочек, выходите

    И вдвоем для нас спляшите".

    (Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.)

    Воспитатель: О каком празднике мы сегодня поговорили? Что нового узнали? Что вам понравилось? Ребята, вы сегодня все очень старались! Вы – молодцы! Давайте по традиции, подарим друг другу свои «крашенки», чтоб следующий год был хорошим и урожайным.

    Класс :

    Тема : Пасха и пасхальные традиции России

    Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

    Формирование

      чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

      уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

    Метапредметные:

    Умение

      принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

      поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

      прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

      производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

      организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

    Предметные

    Умение

      воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

      выполнять предлагаемые задания;

      излагать результаты выполненной групповой работы

    Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

    Цель урока:

      развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

      привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

    Задачи урока:

      образовательные:

      дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

      познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

      расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

      практические:

      расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

    2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

      развивающие:

      развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

      развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

      развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

      развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

      воспитательные:

      воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

      воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

    Формы организации познавательной деятельности на уроке:

    Фронтальная;

    Индивидуальная;

    Парная;

    Групповая.

    Методы обучения:

    Объяснительно-иллюстративный;

    Частично-поисковый;

    Метод коллективного взаимодействия;

    Метод контроля и оценки.

    Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Этап учебного занятия, время

    Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

    Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

    Учитель читает стихотворение:

    Воскресение Христово

    Княжна Е. Горчакова

    В день Пасхи, радостно играя,

    Высоко жаворонок взлетел,

    И в небе синем, исчезая,

    Песнь воскресения запел.

    И песнь ту громко повторяли

    И степь, и холм, и темный лес.

    "Проснись, земля, – они вещали, –

    Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

    Проснитесь, горы, долы, реки,

    Хвалите Господа с Небес.

    Побеждена им смерть вовеки –

    Проснись и ты, зеленый лес.

    Подснежник, ландыш серебристый,

    Фиалка – зацветите вновь

    И воссылайте гимн душистый

    Тому, Чья заповедь – любовь".

    Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

    Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

    Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

    Пасха

    Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

    Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

    Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

    1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

    2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

    3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

    4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

    5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

    6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

    -Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

    «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

    Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

    Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

    Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

    Вопросы:

    - Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

    Какими красками вы бы описали его настроение?

    Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

    Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

    История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

    А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

    Что значит слово « воскресение»?

    Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

    2) Православная Пасха.

    Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

    3) Традиции празднования.

    Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

    Рассказ учителя. (обобщение)

    Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

    А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

    Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

    Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

    Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

    Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

    А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

    Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

    1. Игра « катание яиц».

    Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

    2. Пасхальное гнездышко

    Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.