Инкрустация соломкой. Виды инкрустации соломкой

Этот парикмахерский термин, так же как и сведение волос на нет, обозначает прием стрижки, с помощью которого достигается плавный переход от длинных волос на темени и затылке к более коротким в области висков и шеи. Единственно, тушевка, в отличие от сведения волос на нет, требует более тщательного исполнения. Выполнять этот прием можно машинкой и ножницами.

Ножницами. Возьмите в левую руку длинную расческу с частыми зубьями так, чтобы указательный палец был на зубьях, а большой придерживал расческу снизу. Введите расческу под волосы на шее, захватив ее зубьями так, чтобы указательный палец был на зубьях, а большой придерживал расческу снизу. Введите расческу под волосы на шее, захватив ее зубьями волосы на контурной линии затылка. Лишь после этого расческу слегка поворачивают к себе: ее плоскость должна находиться под острым углом к поверхности обрабатываемого участка волос. Чем короче стрижка, тем ближе нужно держать расческу к коже головы (т.е. тем меньше должен быть упомянутый угол).

Перемещайте расческу вверх, против роста волос, и состригайте ножницами подхваченные расческой волосы. При этом полотна ножниц должны быть параллельны плоскости расчески. Ножницы и расческа перемещаются вверх одновременно (рис. 3). При обработке правой боковой линии затылка концы ножниц направляйте вправо и срезайте волосы именно концами ножниц - так удобнее. Полотна ножниц при этом располагаются не строго параллельно плоскости расчески, а под небольшим углом к ней (рис. 3). Волосы левой боковой линии затылка, так же как и правой, удобнее обрабатывать концами ножниц, однако при этом они должны быть направлены влево, а полотна расположены параллельно плоскости расчески. Очень короткие волосы сводят на нет только концами ножниц и концами зубьев расчески.

Тушевкой называется получение плавного перехода от длинных к коротким волосам. Эта операция подобна сведению волос «на нет», но требует более тщательного выполнения. Тушевка является очень тонкой операцией. Даже малейшее нарушение плавного перехода от длинных волос к коротким приведет к тому, что на отдельных участках появятся характерные сгустки волос, которые свидетельствуют о некачественном выполнении тушевки.

Тушевка выполняется простыми ножницами, филировочными или машинкой на расческе. Тонкими концами ножниц удается очень точно выполнить операцию. При тушевке ножницами мастер в левой руке держит расческу, которой систематически вычесывает волосы в направлении планируемой прически, в правой руке находятся ножницы. После вычесывания очередной пряди волос, концы которой тупо срезаются в плоскости расчески, вычесывается новая прядь. Таким образом мастер переходит от коротких волос (у основания шеи) до длинных (на макушке). Ножницы все время находятся в движении. Чем больше переход от коротких волос к длинным, тем эффектнее он смотрится, но и тем труднее выполняется.

Приемы исправления дефектов роста волос и коррекции другого характера.

Перед тем, как начинать стрижку нужно внимательно изучить особенности головы клиента. Уделить особое внимание форме головы, пропорциям лица, направлению роста волос, линии роста волос, плотности волос. Наиболее проблемные зоны: макушка, височные части, фронтальная и нижне-затылочная зоны. Не нужно бороться с особенностями роста волос, необходимо работать с ними, какие бы ни были эти особенности - они будут определять форму будущей стрижки.

С «вихрами» на голове сталкиваются очень многие начинающие парикмахеры. Но я бы не называла «вихры» и «неправильный» рост волос таким словом (сложность). Сложности здесь нет никакойи «неправильный» рост волос – это индивидуальные особенности человека. Они даны ему природой и выделяют его из огромной массы людей, придавая свой шарм. С ними бороться не надо. Надо подчеркивать этот природный рост волос и выбирать такую прическу, которая бы подчеркнула эти индивидуальные особенности.

Линии в прическе должны повторять природные направления линий, т.е. линии «вихров» и «неправильного» роста.

Ввиду отсутствия опыта, начинающий парикмахер не может сразу подобрать подходящую прическу. Но со временем нарабатываются необходимые знания. Например, если «вихор» находится во фронтально-теменной зоне и направляет волосы в правую сторону, то не следует волосы пытаться зачесать на левую сторону. Хотя многие клиенты могут настаивать на этом. Не надо идти у них на поводу. Им надо объяснить, что с их индивидуальной особенностью волосы следует носить в ту сторону, куда направляет их «вихор».

Второй пример, если «вихры» на затылке или макушке, то стрижки средней длины быть не может. Надо выбирать только длинные волосы или только короткие. С опытом вы научитесь правильно подбирать стрижки. В некоторых случаях их можно профилировать или вообще срезать. Все индивидуально.

У каждого человека есть вихры, при стрижке необходимо брать учет на них, так как в сухом состоянии волосы могут принять другое направление. Если вихры с боку - рекомендуется стричь косую челку. Если их несколько, то челку лучше носить удлиненную, чтобы волосы под своей тяжестью не приподымались, в зонах со своеобразным ростом. Челку, которая имеет вихры лучше стричь на сухую, предварительно вытянув волосы. Так же можно в зоне, где расположены вихры сделать аккуратную прикорневую филировку, чтобы вихровую часть проредить.

Необходимо учесть, что когда волосы высохнут, они могут «подпрыгнуть», особенно это касается вьющихся волос.

Многие недооценивают сложность мужской стрижки. Короткая мужская стрижка гораздо сложнее в понимании и выполнении нежели все остальные виды стрижек. Мужская стрижка имеет очень много граней - подход "просто покороче", не пройдет, если вы хотите получить красивый мужественный силуэт. Мужская стрижка не терпит размазанности и невнятности, в этом ее и сложность, все должно быть четко на своем месте, минимум округленности, форма словно высекается плоскостями. Конечно при такой технике, очень заметны малейшие погрешности, стрижка будет иметь четко выраженные акценты и если они будут расставлены не на своих местах - это очень будет бросаться в глаза... Поэтому так часто можно видеть "размазаную" технику выполнения мужской стрижки, ничего конкретного, нет четких акцентов, стрижка при этом получается в смазанных скругленных линиях, ее форма практически полностью повторяет форму головы, ошибки явные не будут бросаться в глаза, НО силуэт получится мягкий, уступчивый, аморфный, безликий... Мужской же силуэт должен нести смысл уверенности, твердости, конкретности, дерзости...

Любая стрижка должна достоинства подчеркнуть, а недостатки спрятать. Поэтому важно разобраться с законами восприятия мужской красоты. Их понимание позволит вносить корректировку в создаваемый желаемый образ.

Баланс головы в профиль. Условно голову можно разделить на две части линией проведенной через ухо. Лучше смотрится, когда передняя часть не на много больше задней. Каждая голова имеет свою степень дисбаланса, но как правило перевешивает лицевая часть, особенно у мужчин с большим носом, массивным подбородком. Очень часто встречаются приплюснутые затылки, которые еще больше подчеркивают дисбаланс. Это нужно обязательно учитывать при создании мужской формы.

Рис 1 - усредненная форма головы, дисбаланс не критичен, возможен достаточно короткий затылок и достаточно наполненный.
Рис 2 - лицевая часть сильно перевешивает над затылочной, для коррекции необходимо делать затылок более наполненным.
Рис 3 - Затылок излишне мощный, лучше делать максимально коротко, со снятием на нет.

Нижняя точка роста волос. Если через середину подбородка провести горизонтальную линию, мы получим идеальный уровень окантовки мужской стрижки. Именно на этом уровне будет удачно подчеркиваться подбородок.

Рис 1 - усредненный баланс, но окантовку все равно лучше сделать на уровне желтой точки.
Рис 2 - очень тяжелый подбородок в сочетании с высоким слабым ростом волос на шее. В этом случае имеет смысл делать удлиненную заднюю часть стрижки.
Рис 3 - слабо выраженный подбородок. Любое удлинение волос сзади только будет подчеркивать этот недостаток.

Плоскость затылка. Очень важный момент при восприятии крепости шеи. Мы этой плоскостью, как будто продолжаем линию шеи.

Рис 1 - усредненная форма черепа и крепость шеи, но лучше немного оставить заполненности.
Рис 2 - сочетание сильно развитой тюркской косточки и слабой шеи, для коррекции необходимо оставлять заполненность под косточкой. Снятие на нет только подчеркнет слабость шеи.
Рис 3 - это тот редкий случай, когда пойдет "снятие на нет" затылка и даже форма шапочки не исказит крепость шеи.

Лицевая часть. Серыми кружочками обозначены места где нужен дополнительный объем за счет стрижки, черными кружочками обозначены места, где стоит делать минимально возможный объем.

Рис 1 - стандартный сбалансированный профиль лица.
Рис 2 - вытянутый в средней части профиль лица (слабый подбородок, приплюснутый лоб). Достаточно сложный случай, т.к. много противоречий и приходится балансировать на лезвии бритвы и из двух зол выбирать наименьшее. Нельзя оставлять удлинение (хвост) , т.к. это подчеркнет слабый подбородок. С другой стороны для баланса необходим объем затылочной части, НО в средней части. Макушку необходимо делать максимально коротко, челка должна быть не длинной, но массивной, хорошо бы в укладке немного приподнимать, но очень невзначай, т.к. сразу на первый план выйдет слабый подбородок, который нельзя подчеркивать.
Рис 3 - очень массивная нижняя часть лица (тяжелый подбородок, приплюснутый лоб). Эту ситуацию легко исправить правильным подбором формы, однозначно необходим удлиненный затылок, и длинная массивная челка. Минимальный объем на макушке.

Инкрустация - самый сложный способ декоративной отделки поверхностей. При работе с деревом можно использовать любые методы инкрустации и материалы - ценные породы древесины, металлы, минералы, драгоценности или их имитацию. Дерево - очень благодарный материал, позволяющий с собой любые манипуляции, но инкрустация соломкой в их ряду занимает особое место. Интернет-ярмарка «Все ремесла» предлагает убедиться в этом на примере изделий из нашего каталога.

Изобразительное искусство из подручного материала.

Классическая технология инкрустации с врезкой отделочного материала в деревянную поверхность называется интарсия, но для соломки была разработана собственная техника работы - маркетри или разновидность аппликации. Прелесть инкрустации соломкой состоит в том, что для этого используется, по сути, бросовый материал, но в результате получаются поверхности с потрясающими оптическими эффектами.

При всей внешней простоте инкрустации из соломки описание техники исполнения потребует много времени и места. Отметим только, что это кропотливая работа, требующая острого глаза, твердой руки, безупречного художественного вкуса и таланта. Сама соломка проходит предварительную подготовку, включая отбеливание и термическую обработку, благодаря чему ее цветовая палитра меняется от светло-желтого до темно-коричневого оттенка. Полученный для инкрустации материал невесом и до такой степени тонок, что через него можно читать, положив соломку на книжную страницу.

На деревянную поверхность наносят контуры рисунка, после чего с использованием большого набора инструментов соломку кроят и наклеивают, подбирая цвета и оттенки. Природная структура соломки и приданная ей минимальная толщина обеспечивают эффект перламутра. При изменении угла освещения или зрения рисунок начинает играть переливами цвета и светотеней. У настоящих мастеров впечатление от эффекта перламутра сопоставимо с 3D-эффектом.

Инкрустация соломкой - растительное золото.

Инкрустация соломкой создает такой эффект, что для его достижения с использованием золота или серебра им требуется специальная техника имитации. Это, пожалуй, единственный пример, чтобы приходилось «подделывать» драгоценный металл под обычную злаковую соломку. На интернет-ярмарке «Все ремесла» все настоящее:

  • Шкатулки;
  • Ларцы;
  • Сундучки;
  • Настольные игры.

Выбирайте, что вам нравится, или заказывайте, о чем мечтаете. Мастера, предоставляющие нам свои изделия, способны воплотить в жизнь самые смелые идеи. Растительное золото ничем не хуже настоящего.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-2.jpg" alt=">n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства."> n ИНКРУСТАЦИЯ СОЛОМКОЙ – интересный и своеобразный вид народного декоративно – прикладного искусства. n Народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью. n Потребность украшать своё жилище, предметы домашнего обихода обусловила развитие художественных ремёсел. n Приёмами декорирования изделий соломкой владели многие народы мира. В. Н. Дехтяренко. Сундучок. Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-3.jpg" alt=">n Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечение, редко изготавливались изделия"> n Искусство инкрустации до недавнего времени бытовало как домашнее увлечение, редко изготавливались изделия на продажу, но развивалось оно повсеместно – в Литве, На Украине, в Белоруссии, Ленинградской, Кировской, Горьковской и других областях. n Народное искусство, как правило, складывалось в деревне. n Накопленный поколениями опыт, изучение и развитие определённых приёмов и техники изготовления подняли это ремесло на высокий уровень. Н. Гурло. Декоративное панно «Свадьба» Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-4.jpg" alt=">n В Белоруссии инкрустация соломкой как художественный промысел существует с середины 50 -х"> n В Белоруссии инкрустация соломкой как художественный промысел существует с середины 50 -х годов. n Шкатулки различных форм, чернильные приборы, ларцы, вешалки для полотенец, декоративные панно, украсили незамысловатый послевоенный быт. n В 60 – 70 -е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. n Белорусская соломка получила широкую известность и популярность не только в республике. В. С. Басалыга. Декоративное панно «Беловежская пуща» Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-5.jpg" alt=">n В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий,"> n В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки. n Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали небудничную красоту и выразительность. Т. А. Алексеева Поздравительный адрес (фрагмент) Дерево, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-6.jpg" alt="> n А. В. Коржун n Декоративная тарелка. n Прессованные опилки,"> n А. В. Коржун n Декоративная тарелка. n Прессованные опилки, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-7.jpg" alt="> n Т. А. Алексеева. n Крышка шкатулки (фрагмент) n Дерево,"> n Т. А. Алексеева. n Крышка шкатулки (фрагмент) n Дерево, соломка.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-8.jpg" alt=">n Е. Русакович. Ковёр. 1983. n Сатин, солома, аппликация n Рухово,"> n Е. Русакович. Ковёр. 1983. n Сатин, солома, аппликация n Рухово, Минской обл.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-9.jpg" alt=">n В начале 20 в. в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные"> n В начале 20 в. в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в 18 в. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетёнными из соломы. Конец 18 в – начало 19 в Дерево, солома, плетение. Лемешевичи, Брестской обл.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-10.jpg" alt=">n Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой"> n Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. n Сущность первой техники заключается в том, что детали, представляющие собой элементы, наклеивают на поверхность деревянного изделия. n Современная инкрустация соломкой отличается от настоящей инкрустации, тем, что её элементы не врезаются в деревянную основу, а наклеиваются на её поверхность.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-11.jpg" alt=">n Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из"> n Кроме блеска и золотистого цвета соломка имеет другое замечательное свойство: выклеенный из неё рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. n Это явление легко смоделировать, сложив две одинаковые бумажки гармошками, и положить их в разном направлении от света.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-12.jpg" alt=">n В разных местах Белоруссии аппликация технически выполнялась одинаково. n Женщины в"> n В разных местах Белоруссии аппликация технически выполнялась одинаково. n Женщины в некоторых районах Белоруссии освоили изготовление методом аппликации настенных ковров. n Мастерицы вводят в рисунок симметричные элементы, обобщают детали, чтобы создать замкнутую композицию. n Ковёр имеет кайму, состоящую из розеток, растительных побегов, в центре – букеты, венки, птицы и т. д.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-13.jpg" alt=">n Для плетения и аппликации подойдёт соломка ржи, пшеницы, овса, ячменя и дикорастущих"> n Для плетения и аппликации подойдёт соломка ржи, пшеницы, овса, ячменя и дикорастущих злаков. n Соломку нужно готовить в конце июля - начале августа, зависит от погоды. n Заготавливают солому вручную, чтобы не поломать стебли. n Связывают в снопы и сушат, периодически переворачивая. n После сушки снопы перебирают, обрезают колоски, хранят в сухом помещении. Л. Ш. Валеева. Декоративное панно «Колядная ночь» Грунтованный холст, соломка

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-14.jpg" alt=">n Нож – косяк n Рейсмусы – для нанесения параллельных линий n"> n Нож – косяк n Рейсмусы – для нанесения параллельных линий n Резачки – для расщепления соломки n Пробойники n Шомпол n Ножницы n Пинцет n Калька n Клей, кисточка n Лак n Утюг n Паяльник n Выжигатель

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-15.jpg" alt=">n Замочить соломку в горячей воде на 10 – 15 минут. n "> n Замочить соломку в горячей воде на 10 – 15 минут. n Расщепить и прогладить утюгом. n Чистят соломку на гладкой дощечке, прижимая к ней лезвие ножа, лежащего почти горизонтально, и рукой тащить полоску к себе.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-16.jpg" alt=">n Отобрать соломку по оттенкам. n Наклеить соломку на кальку. n "> n Отобрать соломку по оттенкам. n Наклеить соломку на кальку. n Прогладить полотно утюгом, он должен едва шипеть. n Подбор рисунка и подготовка эскиза. n Грунтовка поверхности (если она деревянная). n Грунтовка бывает: клеевая, лаковая. n Грунтуют поверхность дважды. n Место, где будет рисунок, слегка смачивают водой. n Приклеивают элемент инкрустации, и притирают сверху, например, ножом или др. предметом. n Сверху можно покрыть лаком.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-17.jpg" alt=">n Орнамент – это художественное украшение, в основе которого лежат геометрические, растительные, животные"> n Орнамент – это художественное украшение, в основе которого лежат геометрические, растительные, животные или смешанные декоративные мотивы, а также символические изображения и атрибуты. n Геометрический орнамент был широко распространён во всех видах декоративного искусства Древней Руси. n Очень часто в качестве мотивов орнамента служат символы, различных отраслей: хозяйства, науки, культуры, искусства.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-18.jpg" alt=">n РОЗЕТ – лежит в основе образования всякого орнаментального мотива. n Эволюция"> n РОЗЕТ – лежит в основе образования всякого орнаментального мотива. n Эволюция мотивов – явление историческое. n Считается, что гербы феодальной знати Западной Европы, имели ту же симметрию. n Более сложные розеты появляются только в эпоху бронзы и раннего железа, на изделиях из меди, оружии и военных доспехах. n На медальонах и прочих мелких предметах встречается мотив свастики и прочих односторонних розет. n Декоративная тарелка. 1983. розеты n Дерево, солома, аппликация

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-19.jpg" alt=">n Жёлтый цвет – символ богатства n Дерево – трёхмерность нашей жизни"> n Жёлтый цвет – символ богатства n Дерево – трёхмерность нашей жизни n Крест – символ вечности n Кайма – земля n Зигзагообразные линии – вода n Птицы – небо n Цветы – райский сад n Олень с необычными рогами n (древо жизни) – как бы символизирует и пышную живую растительность и взаимосвязь всего живого с природой.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-20.jpg" alt=">n Как мы видим мастера добились значительных результатов на пути поиска декоративных и"> n Как мы видим мастера добились значительных результатов на пути поиска декоративных и художественно-выразительных решений, обогащения и развития пластических возможностей материала, открытия новых художественных эффектов. n Развитие идеи в основном в русле народных традиций, творчески обогащаемых новыми приёмами и мотивами. n Вместе с тем ещё не охвачен весь диапазон направлений народного творчества изделий из соломы, слабо развивается аппликация соломкой по ткани. n Развитие этого вида творчества, несомненно, заметно обогатило бы возможности современных художественных промыслов.

Src="https://present5.com/presentation/3/47262886_76908566.pdf-img/47262886_76908566.pdf-21.jpg" alt=">n Газарян С. С. Прекрасное своими руками. М. : Детская литература, 1989. n"> n Газарян С. С. Прекрасное своими руками. М. : Детская литература, 1989. n Говор В. А. , Сахута Е. М. Художественные ремёсла и промыслы Белоруссии. М. : Наука и техника. n Михнюк Н. С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярский университет, 1988. n Первушина О. М. , Столбова В. Г. Природа и творчество. В помощь начинающим флористам. Книжное издательство, 1990. n Починова Н. В. , Дехтяренко В. Н. Инкрустация соломкой. Минск. Полымя, 1988. n Сазонова Л. Плетение и аппликация из соломки М. : Ч. А. О. и К. , 2002. n Федотов Г. Я. Узоры разнотравья М. : Просвещение, 1992.

С оломка применяется и для украшения самых разных изделий, не только для аппликации. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.

Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на нужные детали. На декорируемой поверхности намечают расположение деталей и приклеивают их, создавая определенный орнамент.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное его назначение – украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы.

Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники, линии – главные составляющие элементы узора – в различных комбинациях образуют множество орнаментов.

Освоение техники орнамента и инкрустации лучше начинать с простых узоров из сочетания различных геометрических фигур (квадратов, ромбов, треугольников, прямоугольников).

Можно делать инкрустацию на листе картона, оклеенном цветной или бархатной бумагой, на деревянной поверхности (например, украшать шкатулки), на ткани. Особенно красиво выглядит композиция на лакированной деревянной поверхности и на льняной ткани.

Наносить детали на инкрустируемую поверхность можно с помощью столярного клея. При этом надо аккуратно смазать одну сторону соломинки кисточкой и приклеить ее на фон. Если выступил излишек клея, его следует вытереть салфеткой. После того, как будут нанесены все детали, покройте лаком украшаемую поверхность.

При инкрустации по лаку покройте с помощью кисточки поверхность изделия лаком и очень быстро нанесите детали. Этот способ требует некоторого навыка: в рабочей руке одновременно надо держать и скальпель, и кисточку, при этом кисточку зажимать между указательным и средним пальцами.

Любой узор для инкрустации состоит из квадратов, ромбов, треугольников и прямоугольников разного размера. Начинайте выполнять инкрустацию от центра, постепенно передвигаясь в стороны. Наиболее простыми для выполнения являются цепочки.

Цепочки

Простая цепочка из ромбов

Для того, чтобы выполнить простую цепочку, надо заготовить определенное количество маленьких ромбов одинакового размера (их должно быть столько, чтобы хватило на всю длину декорируемой поверхности). Проведите на плоскости две параллельные линии, между которыми будут располагаться ромбы. С помощью циркуля или линейки разделите плоскость пополам и проведите перпендикуляр. Здесь находится середина поверхности. Приклейте на нее один ромб, а затем приклеивайте остальные, двигаясь вправо и влево (рис. 1, а ).

Следите за тем, чтобы углы квадратных ромбов соприкасались, а также за тем, чтобы верхний и нижний углы не выступали за направляющие линии.

Простую цепочку можно сделать и из «лежащих» ромбов (с тупым концом вверху) и из «стоящих» ромбов (с острым концом вверху) (рис. 1, б ).

Интересная цепочка получается из ромбов, которые соприкасаются одной стороной. Такая цепочка напоминает гармошку. Особенно красиво она выглядит, если расположить ромбы так, чтобы происходило чередование направления волокон: в одном ромбе вертикально, в следующем – горизонтально, затем опять вертикально и т. д. (рис. 1, в ).

Рис. 1. Простая цепочка из ромбов

Простая цепочка из треугольников

Этот вид цепочки отличается от предыдущего только тем, что здесь вместо ромбов используются треугольники.

Треугольники можно расположить двумя способами:

1. Проведите на украшаемой плоскости две горизонтальные линии. Подготовьте треугольники одинакового размера и приклейте их основаниями к нижней линии. Следите за тем, чтобы вершины треугольников не выступали за верхние линии, а углы основания соприкасались.

2. Разместите треугольники так, чтобы вершина второго треугольника упиралась в середину стороны первого, а эта сторона была перпендикулярна проведенной линии. Верхние и нижние углы не должны выступать за пределы направляющих линий.

Зигзаги

Зигзаг из узких полосок

Этот вид цепочки делается из узких коротких полосок-параллелограммов. На плоскости проведите две горизонтальные линии и множество вертикальных на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы получились квадраты. Теперь укладывайте полоски по диагонали квадрата. Следите за тем, чтобы концы полосок совпадали (рис. 2).

Рис. 2. Зигзаг из узких полосок

Зигзаг из прямоугольников

Проведите три горизонтальные полоски. Затем подготовьте прямоугольники и приклейте их в шахматном порядке так, чтобы одна широкая сторона каждого прямоугольника соприкасалась со средней линией, а другая – попеременно то с верхней, то с нижней линией (рис. 3).

Рис. 3. Зигзаг из прямоугольников

Прямоугольники не должны выходить за пределы линий.

Зигзаг из квадратов и ромбов

Такой зигзаг составляется из квадратных ромбов и ромбов, соприкасающихся одной стороной. В результате зигзаг напоминает цепочку кубиков.

Цепочка будет красивее, если расположить детали так, чтобы направление волокон квадратных ромбов шло по косой линии, а направление волокон соприкасающихся ромбов чередовалось: в одном ромбе – вертикально, в другом – горизонтально.

Сетки

Такой тип орнамента является основой для разработки более сложных орнаментальных узоров.

Полоски шириной 1–3 мм наклеивают на плоскость сначала по горизонтали, а затем по вертикали. В местах пересечения полос лента соломки аккуратно подрезается.

Цепочки, зигзаги чаще всего применяются для окантовки изделия. С этой же целью используется кайма.

Кайма

Каймой украшают боковые стороны крышек, шкатулок, рамок. Строится она из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор, и должна по своей характеру соответствовать общему художественному замыслу. Кайма может быть как сложной, так и простой – из одинаковых повторяющихся элементов по всему периметру или плоскости изделия.

Широкая кайма

Для того, чтобы выполнить этот вид каймы, надо сделать две простые цепочки из квадратных ромбов, чтобы нижний угол верхнего ромба соприкасался с верхним углом нижнего. Затем в каждом промежутке между верхней и нижней цепочкой тоже приклейте квадратные ромбы, но меньшие по размеру. А теперь во внешних уголках между сторонами квадратных ромбов цепочек приклейте маленькие треугольники основаниями вверх. Следите за тем, чтобы стороны треугольников были параллельны сторонам квадратных ромбов, а основания лежали на одной линии с углами ромбов.

Кайма «Бахрома»

Приклейте на инкрустируемую поверхность узкую длинную соломинку. Далее выберите, в какую сторону вы направите свою бахрому и туда соответственно приклеивайте остальные детали. Приклейте к соломине по всей ее длине равносторонние треугольники одинакового размера. Следите, чтобы их углы соприкасались. Затем к выступающим вершинам треугольников присоедините квадратные ромбы, ширина стороны которых должна быть в два раза меньше ширины стороны треугольника. И наконец, к выступающим углам квадратных ромбов так же приклейте квадратные ромбы, но ширина их сторон, в свою очередь, должна быть в два раза меньше ширины сторон первого ромба.

Кайма орнаментальная

Эта кайма делается очень просто. Приклейте на декорируемую поверхность простую цепочку из квадратных ромбов. Верхние и нижние углы образовали ровные линии. Приклейте на эти линии узкие длинные соломины. Затем над верхней и под нижней соломинами приклейте очень маленькие квадратные ромбики. Расположите их так, чтобы линия, проведенная от верхнего маленького ромба к нижнему, проходила через точку соприкосновения больших ромбов друг с другом.

Розеты

Часто в целях украшения какого-либо изделия используются розеты. Это условно изображенный цветок, имеющий несколько лепестков. Розеты можно делать по-разному, они бывают простыми и достаточно сложными. Обычно розетами заполняются квадраты сеток, но они могут иметь и самостоятельное значение. Чаще всего розеты выполняются из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из них является ячейкой для ромба. Полоски соломки могут плотно прилегать или, наоборот, образовывать ажурный узор и дополняться различными элементами. Начнем с создания самых простых розет.

Розета из восьми лепестков

В центр украшаемой поверхности поставьте циркуль и проведите круг. Затем разделите окружность на 8 частей, в каждой части будет располагаться ромб – лепесток. Далее на линии круга наметьте центр каждой части. Теперь снова поставьте циркуль в центр круга и нарисуйте окружность с меньшим радиусом. Линии, разделяющие большой круг на части, будут пересекаться с линией малого круга. Проведите отрезки, соединяющие центр каждой части (который вы намечали на линии большого круга) и точки пересечения линий частей с линией малого круга. Должны получиться ромбы. Приклейте на каждую часть, т. е. на каждый полученный ромб, пластинку из соломки соответствующей формы.

Фигурная розета

Сделайте с помощью циркуля круг, разделите его по диаметру ровно на 6 одинаковых частей. Поместите в каждую часть по одному ромбу одинакового размера. В центре круга также поместите ромб. Затем вырежьте серединку каждого ромба. Между ромбами приклейте по одному маленькому прямоугольнику.

Поверхность изделия можно инкрустировать и другими способами.

Набор настила

В некоторых случаях (особенно в значительных по размерам сюжетных композициях) необходимо заполнить большую плоскость сплошным настилом соломки. В таком случае подготовленную ленту шириной 5–10 мм наклеивают вплотную, без зазоров, и осторожно притирают тупым концом рукоятки ножа. Меняя направление, соломку можно выложить по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом надо внимательно следить за плотностью и чистотой соединения в местах срезов.

Растительные и зооморфные мотивы

Такие узоры при работе с соломкой имеют геометризированную форму. Цветы, листья и травы можно сделать ажурными, способом настила или в сочетании.

Орнамент должен соответствовать определенному ритму – то есть рисунок должен закономерно чередоваться, элементы его повторяться или соподчиняться. Узор должен распределяться на декорируемой плоскости гармонично. Ритмическое построение достигается различными приемами:

♦ раппортное построение узора – различные виды сеток из квадратов, ромбов, треугольников заполняются элементами узора;

♦ симметричное построение – гармоничное расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси или двух пересекающихся прямых, когда узор повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении;

♦ орнаментальные ленты, которые состоят из одинаковых элементов. Они могут повторяться, чередоваться либо располагаться по принципу нарастающего и убывающего ритма;

♦ центричное построение – элементы узора располагаются на одной прямой, но в разных направлениях от центральной точки;

♦ ассиметричное, произвольное расположение узора.