Глубоко недоношенные дети развитие. Как развивается недоношенный ребенок

Каждая беременная женщина знает, что «интересное положение» длится в течение 9-ти месяцев. Положенным сроком появления на свет маленького чуда считается период с 37-й до 42-й недели. Однако не все малыши рождаются в это время. По некоторым причинам роды могут произойти и раньше.

Если младенец появится на свет при сроке менее 37-ми полных недель, то он будет считаться недоношенным. Такой малыш требует пристального внимания к себе, ведь в процессе его выхаживания могут возникнуть различные проблемы (например, могут быть выявлены у недоношенных детей болезни).

Родители недоношенного малыша, увидев его в первый раз, испытывают непонятные чувства, ведь он не похож на тех детей, которые изображены на картинках: он не является пухленьким, розовеньким и гладеньким.

Недоношенным детям присущи определенные особенности:

  • малые размеры и непропорциональное телосложение;
  • маленький вес;
  • адинамия (вялость, мышечная слабость, слабый крик);
  • податливость черепных костей;
  • мягкость ушных раковин;
  • мягкий пушной покров, находящийся на плечах и спине;
  • зияние половой щели у малышек;
  • наличие пустой мошонки у мальчиков;
  • нарушение зрения у недоношенных детей;
  • слабая развитость ногтей.

Все эти особенности присущи деткам в 1-е месяцы жизни. По мере роста и развития они исчезают.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

Родителей при рождении малыша ранее положенного срока начинает волновать вопрос, касающийся того, как развиваются недоношенные дети. Итак, малыш в 1-й месяц жизни подвержен различным инфекционным заболеваниям, протекание которых может сопровождаться серьезными осложнениями. Именно поэтому родителям стоит оберегать свое чадо. За первый месяц после появления на свет малыш набирает очень мало в весе. При нормальном развитии появляется сосательно-глотательный рефлекс. При его отсутствии кормление осуществляется с помощью зонда. При плохом развитии дыхательного рефлекса требуется искусственная подача кислорода.

На 2-м месяце кроха начинает набирать вес. Это является признаком хорошего развития. При кормлении грудью недоношенные дети очень сильно устают. Требуется докармливать сцеженным молоком матери с ложечки.

На 3-м месяце вес возрастает в 1,5 раза. Младенец больше спит, поэтому родителям следует позаботиться о климате в детской комнате и об изменении положения его тела во время сна и бодрствования.

Ребенок, возраст которого составляет 4 месяца , уже начинает пытаться поднимать головку и удерживать ее, издавать звуки, фиксировать взгляд, а на 5-м месяце уже улыбается, пытается схватить ручками игрушки.

У 6-месячных малышей увеличивается вес в 2–2,5 раза. Они уже поворачивают голову, играют с игрушками, реагируют на различные звуки, отличают родственников от чужих людей. В этом возрасте недоношенные дети в развитии уже догоняют своих сверстников.

На 7-м месяце ребенок самостоятельно может переворачиваться на спинку с животика. Он уже активнее играет.

В 8-месячном возрасте кроха легко переворачивается, делает первые попытки к ползанью, а в 9-месяцев может вставать на ножки, держась при этом за барьер, активнее играет с игрушками, самостоятельно берет руками кусочки еды.

Малыши в 10–11 месяцев становятся еще более активными. Они произносят разные звуки, реагируют на свое имя, ползают.

Годовалые недоношенные дети догоняют в развитии сверстников, появившихся на свет в положенный срок. Они уже начинают произносить слоги. Родителям пока не стоит приучать их к ходьбе, ведь малыши должны развиваться постепенно.

Кормление недоношенных детей в первые дни жизни

Питание малышей, родившихся раньше положенного срока – довольно сложная проблема. При кормлении возникают определенные трудности, вызванные следующими причинами:

  • отсутствием или снижением сосательных и глотательных рефлексов;
  • небольшим объемом желудка;
  • заниженной скоростью эвакуации желудочного содержимого;
  • пониженной перистальтикой кишечника;
  • сниженной активностью ферментов желудочно-кишечного тракта;
  • ограниченным запасом питательных веществ.

Таким образом, недоношенный ребенок обладает ограниченной способностью к получению питательных веществ и их усвоению, хотя очень сильно его организм нуждается в них.

Способ кормления выбирается специалистом в зависимости от массы тела, тяжести состояния, гестационного возраста.

Новорожденные дети с весом более 2000 г в первые часы жизни могут быть приложены к материнской груди. Мамам следует наблюдать за состоянием своего ребенка при кормлении. Появление признаков усталости (одышки, периорбитального цианоза) свидетельствует о необходимости прикладывания к груди на меньшее время и докармливания сцеженным молоком.

Малышу, масса тела которого составляет 1500–2000 г, через некоторый промежуток времени после рождения проводят пробное кормление материнским молоком из бутылочки. Если он сосет с неудовлетворительной активностью, то врач назначает зондовое кормление.

Глубоко недоношенных деток с массой тела менее 1500 г кормят через зонд. Питание может осуществляться благодаря методу длительной инфузии или порционно.

При длительном зондовом питании применяют шприцевые инфузионные насосы. Врачи осуществляют кормление недоношенных детей грудным молоком или молочной смесью по определенной схеме. Например, может быть выбран один из следующих способов:

  • круглосуточное введение без перерывов с неизменной скоростью;
  • инфузии продолжительностью по 3 часа с перерывами не менее и не более 1 часа;
  • инфузии по 2 часа с перерывами такой же продолжительности.

Врач может назначить в ночное время вводить растворы глюкозы.

При порционном питании рекомендуется кормить кроху 7–10 раз. Так как объем желудка очень маленький, организм получает недостаточное количество нутриентов. В связи с этим врачи осуществляют дополнительно парентеральное введение питательных веществ.

Недоношенным детям в редких случаях может назначаться искусственное вскармливание. Показанием к этому может быть отсутствие молока у матери или наличие у ребенка его непереносимости.

Прикорм для недоношенных детей

Прикорм для малышей, родившихся раньше срока, не рекомендуется вводить ранее 6 месяцев. Это объясняется незрелостью пищеварительной системы, обменных процессов. Когда вводить прикорм для недоношенных детей, можно рассчитать самостоятельно.

Например, если новорожденные появились на месяц раньше, то дополнить рацион новой пищей следует не в 6, а в 7 месяцев (то есть нужно прибавить 1 месяц к возрасту, когда рекомендуется вводить прикорм). Позднее вводить продукты прикорма тоже неправильно, ведь запас витаминов и минеральных веществ у недоношенных детей ограничен.

При вводе прикорма не следует лишать малыша материнского молока. После каждого кормления его нужно прикладывать к материнской груди или давать молочную смесь. Расширение рациона начинается за счет введения различных каш, а затем уж меню дополняют овощным, фруктовым пюре.

Первыми рекомендуется вводить гречневую, рисовую, кукурузную каши. Их можно разводить теми специализированными молочными смесями для новорожденных детей, которыми кроха питается. Нельзя добавлять какие-либо дополнительные продукты (сахар, фрукты и др.). После каш можно постепенно вводить овощи, мясо, а затем молочные и кисломолочные продукты.

Не стоит рано приучать к сокам, особенно если они свежеприготовленные. Если малыш слишком рано начнет их употреблять, то у него могут возникнуть: аллергическая реакция, диарея, колики. Кроме этого, у соков маленькая пищевая ценность.

Желательно перед вводом в рацион дополнительной пищи проконсультироваться с врачом-педиатром, ведь адекватное и своевременное введение прикорма – успех правильного развития малыша, родившегося раньше срока.

Уход за недоношенным ребенком

Недоношенные дети требуют тщательного ухода. Мамы должны уделять особое внимание следующим факторам:

  1. Климату в детской комнате.
  2. Одежде новорожденного.
  3. Купанию.
  4. Прогулкам.

1. Климат в детской комнате

Огромное значение на развитие новорожденного ребенка по месяцам оказывает климат в помещении, где он находятся. Комната должна регулярно проветриваться. Если на улице жара, то можно окно не закрывать, но нужно следить за тем, чтобы не было сквозняков.

Оптимальная температура воздуха в детской комнате – 23–25 градусов. Возле малыша (под его одеялом) температура должна быть выше – около 28–32 градусов. Нередко возникает необходимость дополнительного обогрева. Врач может порекомендовать использование резиновых грелок, температура воды в которых должна быть около 60–65 градусов.

Их помещают под одеялом в ногах и поверх одеяла по бокам на расстоянии ладони от тела. Грелки не должны обжигать малыша, поэтому их нужно оборачивать в полотенца, пеленки или класть в специальные мешочки. Уход за недоношенным ребенком должен включать в себя смену воды в грелках через каждые 1,5–2 часа. При этом нельзя полностью лишать кроху тепла. Грелки нужно менять поочередно.

От искусственного обогрева можно будет отказаться к концу 1-го месяца жизни ребенка, так как к этому времени он уже сможет сам «удерживать» температуру тела.

Немаловажное значение играет влажность воздуха . В помещении ее оптимальный уровень должен составлять около 50–70%. Следить за данным параметром можно с помощью специального прибора – гигрометра. Во время работ батарей центрального отопления может понадобиться увлажнение воздуха. Отличным помощником будет специальный увлажнитель. В качестве его замены могут выступить влажные полотенца или ткани, развешанные по комнате, или расставленные сосуды с водой.

2. Одежда новорожденного

Если вес ребенка более 2000 г, то новорожденный не нуждается в дополнительной одежде, одеялах. Его можно одевать точно так же, как и доношенного младенца. Если же вес малыша менее 2000 г, то ему требуется больше вещей. Крохе нужны такие товары для недоношенных детей, как кофточка с зашитыми рукавами и капюшоном, чепчик из трикотажа, подгузник, ползунки.

Мамы не должны туго пеленать свое чадо, ведь из-за этого ему будет тяжелее дышать. Кроме этого, малыша нужно регулярно перекладывать с одного бока на другой.

3. Купание

Малышей, масса тела которых меньше 1500 г, не рекомендуется купать в течение первых 2-х или 3-х недель жизни. Остальных недоношенных детей можно купать через 7–10 суток после появления на свет.

Купание недоношенного ребенка в течение первых 3-х месяцев должно производиться с использованием кипяченой воды. В ванночке температура воды должна составлять около 38 градусов, а в комнате – не менее 25 градусов.

4. Прогулки

Мамы, имеющие недоношенных детей, должны быть очень осторожными с прогулками. На здоровье крохи может отразиться резкая смена температуры. Если ребенок весит более 1500 г, то с ним можно отправляться на прогулку после того, как с момента его рождения пройдет более 2-х недель. На улице должна стоять теплая погода, а температура воздуха должна быть около 25–26 градусов. Первая прогулка мамы с малышом должна быть короткой – 10–15 мин. Постепенно время пребывания на свежем воздухе нужно увеличивать до 1–1,5 часов.

Весной и осенью при температуре воздуха не менее 10 градусов можно гулять с грудничками, возраст которых 1–1,5 месяцев, а масса тела не меньше 2500 г. Если же на улице градусник показывает меньше 8–10 градусов, то в такую пору можно выходить только с 2-месячными крохами, масса тела которых составляет 2800–3000 г.

Прививки недоношенным детям

Для малышей, родившихся в неположенный срок, врач-педиатр составляет индивидуальный график прививок, обращая внимание на состояние здоровья крохи, а также на его психомоторное развитие. Если малыш абсолютно здоров и его масса при рождении оказалась более 2000 г, то прививочный календарь будет таким же, как и у доношенных детей.

Новорожденным, появившимся на свет с массой тела менее 2000 г, в родильном доме не ставят вакцину против туберкулеза (БЦЖ). Врач-педиатр ее выполнит после того, как вес ребенка достигнет отметки 2500 г. Прививки новорожденным детям с массой тела менее 1500 г не ставят в течение 1-го года жизни.

Массаж для недоношенных детей

Малыши, появившиеся на свет слишком рано, отстают в развитии от своих сверстников. Чтобы догнать их по возрастным нормам, рекомендуется проводить массаж. Его можно начинать с 1-го месяца жизни, если вес ребенка более 2500 г.

Если ребенку 1–1,5 месяца, то рекомендуется ограничиться простыми поглаживаниями. После того как крохе исполнится 2–3 месяца, можно переходить к более интенсивным техникам массажа для недоношенных детей: к разминанию, растиранию, постукиванию, пассивной гимнастике (сгибанию ног и рук и др.).

Родителям недоношенных деток следует обратиться к врачу-педиатру и профессиональному массажисту. Специалисты посоветуют индивидуальные упражнения, которые не причинят вреда малышу и будут ему полезны.

В заключение стоит отметить, что выхаживание недоношенного ребенка – важное и довольно сложное мероприятие. Рекомендации по совершению конкретных действий должен давать детский врач. Только он может посоветовать то, что будет на пользу малышу и не принесет ему вреда. И помните, что главное для малыша — это ваша любовь. Если он будет чувствовать её, то в скором времени вы уже и не вспомните, что ребенок появился на свет недоношенным и отставал в развитии от других деток.

Как развиваются недоношенные дети (видео)

Ответов

Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Понятие недоношенности.

Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.

Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.

Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.

Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.

Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.

Степень недоношенности детей (внутриутробная гипотрофия)

Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.

Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:

  1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850) :2000 X 100=7,5 %. Диагноз: недоно-шенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
  2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200): 1400 X 100 = 14,3 %. Диагноз: недо-ношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
  3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300 Х 100= 26 %. Диагноз: недо-ношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
  4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250): 1800 X 100 = 30,5 %. Диагноз: недо-ношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.

Особенности недоношенных детей

Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.

  1. Малые размеры. Низкий рост и пониженное питание свойственны всем недоношенным, за исключением детей, родившихся с массой тела свыше 2500 г. Несмотря на по-ниженное питание, недоношенные, даже самые маловес-ные, не производят впечатления истощенных, дистрофич-ных детей, так как их масса соответствует длине тела, они просто выглядят миниатюрными. Наличие при рождении морщинистой, дряблой кожи характерно для детей с внут-риутробной гипотрофией, а в дальнейшем наблюдается у больных недоношенных, которые по разным причинам да-ли большую потерю массы или имеют плоскую весовую кривую.
  2. Непропорциональное телосложение. У недоношенного ребенка относительно большие голова и туловище, короткие шея и ноги, низкое расположение пупка. Эти особенности отчасти обусловлены тем, что темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности.
  3. Выраженная гиперемия кожных покровов. В большей степени свойственна плодам.
  4. Выраженное лануго. У маловесных недоношенных мяг-кие пушковые волосы имеются не только на плечах и спине, но обильно покрывают лоб, щеки, бедра и ягодицы.
  5. Зияние половой щели. У девочек вследствие недоразви-тия больших половых губ зияет половая щель и хорошо виден клитор.
  6. Пустая мошонка. Процесс опускания яичек в мошонку происходит на 7-м месяце утробной жизни. Однако по разным причинам он может быть задержан. У глубоко недоношенных мальчиков яички часто не спущены в мошонку и находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Присутствие их в мошонке свидетельствует, что гестационный возраст ребенка превышает 28 нед.
  7. Недоразвитие ногтей на руках. К моменту рождения ногти, даже у самых маловесных детей, достаточно хорошо сформированы и полностью покрывают ногтевое ложе, однако часто не доходят до кончиков пальцев. Последнее используют в качестве теста для оценки степени развития ногтей. По дан-ным зарубежных авторов, ногти достигают кончиков пальцев на сроке беременности 32-35 нед, а на сроке свыше 35 нед выступают за их края. По нашим наблюдениям, ногти могут достигать кончиков пальцев уже на 28-й неделе. Оценка прово-дится в первые 5 дней жизни.
  8. Мягкие ушные раковины. Вследствие недоразвития хрящевой ткани у маловесных детей ушные раковины нередко подворачиваются внутрь и слипаются.
  9. Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  10. Малый родничок всегда открыт.
  11. Недоразвитие грудных желез. У недоношенных детей отсутствует физиологическое нагрубание грудных желез. Ис-ключение составляют дети, гестационный возраст которых превышает 35-36 нед. Нагрубание грудных желез у детей с массой тела ниже 1800 г свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Характеристика недоношенных детей.

При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.

Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.

Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.

Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».

Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.

Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.

Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.

Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.

Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.

Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.

Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.

Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.

Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.

По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.

Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].

Физическое развитие недоношенных детей

Представляет интерес физическое развитие наиболее ма-ловесных детей с массой при рождении от 800 до 1200 г. По нашим данным, средняя масса тела этих детей в возрасте года равна 8100 г при наиболее частых колебаниях от 7500 до 9500 г. Сопоставляя весовые показатели в годовалом возрасте в зависимости от полового признака, мы не наблюдали у детей с массой при рождении до 1200 г разницы между массой тела у мальчиков и девочек.

Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.

Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.

Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.

В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.

За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.

Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.

С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.

Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.

В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.

Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.

Психомоторное развитие недоношенных детей: последствия

Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.

К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.

Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.

Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)

Время появления в месяцах в зависимости от массы тела при рождении

Зрительно-слуховое сосредоточение

Удерживает голову в вертикальном положении

Поворот со спины на живот

Поворот с живота на спину

Самостоятельно:

Начинает произносить слова

Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.

Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).

У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Последствия недоношенности, прогноз (катамнез)

Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.

Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.

Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.

Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.

А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.

Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].

К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.

S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.

Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].

J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.

S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.

По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.

Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:

  1. у недоношенных детей значительно чаще по сравнению с доношенными наблюдаются органические поражения ЦНС.

Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);

  1. у недоношенных с гестационным возрастом меньше 29 нед и массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется большая предрасположенность к раз-витию РЛФ. Именно у этого контингента детей в основном и наблюдается эта патология;
  2. за последние годы у недоношенных детей отмечается склонность к учащению заболеваний детским церебральным параличом. Кстати, это характерно и для доношенных детей. Такую тенденцию можно объяснить двумя причинами: во- первых, в настоящее время имеется больше возможностей для сохранения беременности, протекающей с угрозой прерыва-ния: во-вторых, прогресс в организации специализированной помощи новорожденным и создание реанимационной службы в родильных домах способствуют выживанию детей с асфик-сией и внутричерепными кровоизлияниями;
  3. перспективность психофизического развития недоно-шенных детей во многом зависит от того, насколько патогене-тически обоснованной и щадящей (ятрогенные факторы) была терапия на 1-2-й неделе жизни и как рано и последовательно на последующих этапах проводилась реабилитационная по-мощь.

В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.

Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.

Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)

Дети, родившиеся недоношенными, отличаются некоторыми особенностями по сравнению с доношенными малышами . Родителям нужно знать о них:

Недоношенные дети требуют особого ухода . При правильной заботе из них вырастают вполне здоровые мальчики и девочки. Они практически не отстают в развитии, однако развиваются по своей схеме. Природой им заложена задача в будущем догнать, а когда и перегнать своих доношенных сверстников. Поэтому в первый год жизни дети, родившиеся раньше срока, увеличиваются в весе и росте быстрее, чем доношенные детки.

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

Возраст Диапазон прибавки веса у девочек, гр Диапазон прибавки веса у мальчиков, гр Средняя прибавка роста, см
1 месяц 400-900 400-1200 3-3,5
2 месяца 400-1300 400-1500 3-3,5
3 месяца 500-1200 600-1300 3-3,5
4 месяца 500-1100 400-1300 2,5
5 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
6 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
7 месяцев 200-800 200-1000 1,5-2
8 месяцев 200-800 200-800 1,5-2
9 месяцев 100-600 200-800 1,5-2
10 месяцев 100-500 100-600 1
11 месяцев 100-500 100-500 1
12 месяцев 100-500 100-500 1

Шкала

Неонатологи выделяют 4 степени недоношенности детей:

Важно! Степень недоношенности ребенка определяют не только по его весу, а еще по степени развития органов. Иногда бывает, что дети с весом 2000 грамм рождаются значительно зрелей тех, что родились с массой 2500 грамм.

В первый год жизни разница в развитии с доношенными детьми составляет примерно 1-3 месяца . Это зависит от степени недоношенности крохи, а также генетическая предрасположенность ребенка. Примерно к 6 месяцам они начинают догонять своих сверстников.

Что и во сколько должны уметь умеренно недоношенные новорожденных по месяцам до года, когда начинают держать голову самостоятельно:

Что должны уметь малыши 3 и 4 степени с рождения до года?

Эти дети отличаются в своем развитии не только от доношенных детей, но и от умеренно недоношенных. Хорошо это видно в первые месяцы жизни. В это время ребенку особенно нужна медицинская поддержка и забота родителей. При правильном отношении к году малыш практически не отличается от других детей.

Как развиваются после 1 года: этапы

После года недоношенный ребенок внешне мало отличается от своих сверстников, но психоэмоциональное развитие будет отставать. Новорожденные, которые родились раньше срока, имеют свои особенности адаптации даже после года.

Врачи отмечают такие особенности:

  1. более позднее формирование речевого аппарата, неправильное произношение звуков, возможно, будет необходимость обратиться за помощью к логопеду;
  2. дети более плаксивы, капризны;
  3. хуже происходят процессы познания окружения и запоминания информации;
  4. недоношенному ребенку сложнее принять что-то новое, привыкнуть к новым людям.

Внимание! Полная зрелость недоношенного ребенка формируется обычно в 2-3 года. Раньше этого срока родителям не стоит паниковать. Но если этого не происходит к 3 годам необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Малыш, который родился раньше срока, требует к себе особого внимания. Каждый набранный грамм – маленькая победа. Родителям необходимо строго контролировать вес малыша . Для этого может понадобиться приобрести электронные весы и взвешивать ребенка каждый день.

Выписывая недоношенного ребенка, врачи дают ряд рекомендаций по поводу ухода и питания малыша. Родителям следует четко придерживаться инструкций. Также следует помнить, что ребенок развивается по своей схеме, в зависимости от его степени недоношенности.

Как протекает развитие недоношенного ребенка до года по месяцам? Для родителей, на долю которых выпало выхаживать такого кроху, нередко это вопрос жизни и смерти. Здоровье и развитие ребенка, родившегося раньше срока, во многом зависят от степени его недоношенности. Первостепенную роль играет уровень оказанной медицинской помощи. Однако не менее важна любовь и стойкость родителей.

Из недоношенных детей вырастают здоровые, крепкие, смышленые мальчики и девочки. Они не отстают в освоении навыков, а всего лишь развиваются по своей схеме. Масса и длина тела у недоношенных детей в течение первого года жизни увеличивается быстрыми темпами в сравнении с доношенными новорожденными. Природа поставила перед ними задачу - «догнать», а в некоторых случаях и «перегнать».

Группы недоношенных детей

Группа Срок беременности, в неделях Вес новорожденного, в граммах Увеличение массы тела к году, в разах
1 36-37 2000-2500 4-5
2 32-35 1500-2000 5-7
3 28-31 1000-1500 6-7
4 Менее 28 Менее 1000 8-10
  • Если ребенок родился с массой тела ниже 1000 г, его называют «экстремально недоношенным» . Дети с таким весом составляют менее 5% всех недоношенных новорожденных. За жизнь такого ребенка приходится бороться упорно и продолжительно. Все жизненно важные функции его организма требуют искусственной поддержки. При современных достижениях неонатологии выхаживают даже детей с весом 500 г. Но в этих случаях высокий процент осложнений и инвалидности. Кстати, в России с 2012 года действует закон об обязательном выхаживании и регистрации детей с весом 500 г. Вокруг этой темы много дискуссий, в том числе и нравственного характера.
  • Особо пристальное внимание уделяется деткам, родившимся с массой тела от 1000 г до 1500 г . Их называют «глубоко недоношенными», но у них много шансов не только выжить, но и быть полноценными, здоровыми людьми. Таким детям нужна искусственная вентиляция легких, подача кислорода, энтеральное (через зонд в желудке) и парентеральное (через вену) питание. В специальные питательные смеси добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза, которые способствуют быстрому росту и развитию грудничка.
  • Специальные условия . Дети с весом до 1500 г не подготовлены к самостоятельному функционированию. Для их выхаживания нужно создать условия, адекватные внутриутробным. Деток помещают в кувезы (кювезы) - инкубаторы для недоношенных. Здесь выдерживается необходимая температура и влажность воздуха, проводятся необходимые исследования и поддержка. В инкубаторе находятся дети весом до 1700 г, затем их помещают в кроватку с подогревом. При весе 2000 г малыш, как правило, уже не нуждается в специальной тепловой поддержке.
  • Особенности развития недоношенного ребенка на сроке 34 недели . Малыш способен самостоятельно сосать. Это важный показатель при выхаживании детей, родившихся раньше срока. У малышей этой группы есть риск возникновения апноэ - внезапной и непроизвольной остановки дыхания, чаще всего во сне. Поэтому им нужно пройти дополнительные обследования. Причины апноэ слабо изучены. Их связывают с мускулатурными, дыхательными, неврологическими нарушениями. Если осложнений нет, грудничок быстро набирает норму веса и отправляется домой вместе со счастливыми родителями.
  • Развитие недоношенного ребенка, родившегося в 36 недель . У таких деток, как правило, не возникает никаких осложнений. Они могут самостоятельно дышать и сосать. Интенсивная терапия им может не понадобиться. Однако такие малыши обязательно проходят дополнительные обследования и после выписки находятся под пристальным наблюдением педиатра.
  • Степень недоношенности связана не только с показателем веса, но и с общей зрелостью организма . Бывает, что детки рождаются с весом 2500 г, но по зрелости органов, систем и функций уступают тем, у кого 2000 г.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Малыши, родившиеся раньше времени, имеют ряд особенностей. Внешние признаки проявляются с разной степенью.

  • Маленький вес и рост . Длина и масса тела грудничка могут впечатлять своей крохотностью.
  • Непропорциональность в теле . У малыша большая голова. Она составляет 1/3 длины тела (для сравнения у доношенного ребенка - 1/4). Мозговая часть черепа больше лицевой. Живот относительно всей длины также большой и распластанный. Пупок находится значительно ниже, чем у доношенных детей. Шея, ноги и руки - короткие.
  • Мягкость и податливость костей черепа . Родничок открыт. Кости могут двигаться, черепные швы расходиться.
  • Мягкость ушных раковин . Уши настолько мягкие, что могут сгибаться внутрь, слипаться.
  • Пушок на теле . Спина, плечи, бедра, лоб, щеки покрыты мягким волосяным покровом. В медицине это явление называется лануго.
  • Отсутствие подкожного жира . Кожа грудничка, как будто прозрачная. Под ней можно разглядеть кровеносные сосуды.
  • Слабость и вялость . Двигательная активность снижена, слабый крик, отсутствие чувства голода, гипотонус, неразвитый сосательный рефлекс - все эти признаки в медицине называются адинамией. Они бывают только у глубоко недоношенных.
  • Слабые и короткие ногти . Признак встречается реже, чем остальные.
  • Пучеглазие . Проявляется не сразу, а спустя две недели после рождения. Характерно для детей с большой степенью недоношенности.
  • Недоразвитие половых органов . У девочек может быть зияющая половая щель с недоразвитыми большими половыми губами. У глубоко недоношенных мальчиков - яички не опустились в мошонку.
  • Отсутствие набухания молочных желез . Бывает у глубоко недоношенных.

Перечисленные признаки могут проявляться в комплексе или частично. Какие-то из них могут встречаться даже у доношенных детей.

Когда кроха попадет домой

Это зависит от степени недоношенности. В больнице он может провести от недели до полугода. Этапы выхаживания недоношенных детей таковы: оказание первой помощи в роддоме; перевод в детское реанимационное отделение; затем в отделение интенсивной терапии; уже отсюда, при хорошей динамике, малыша выписывают домой. Мама может находиться рядом с крохой в больнице, помогать в уходе медперсоналу, привозить . И даже брать малыша на руки. Кстати, это один из самых уникальных и эффективных способов выхаживания. Он называется методом «кенгуру». При каких условиях малыша выписывают домой?

  • Нет осложнений, стабильный прогресс в общем развитии.
  • Налаженная терморегуляция.
  • Ребенок обходится без поддержки и контроля дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  • Умеет самостоятельно сосать грудь или бутылочку, прибавка в весе увеличилась до 2000 г.

И еще одно, не менее важное условие: родители знают, как кормить недоношенного ребенка, как обеспечить малышу правильный уход и куда обратиться в случае необходимости.

Развитие по месяцам

Таблица - Прибавка в весе и росте недоношенных детей по месяцам и за год

Возраст (в месяцах) 4 группа
(до 1000 г)
3 группа
(до 1500 г)
2 группа
(до 2000 г)
1 группа
(до 2500 г)
Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см
1 180 3,9 190 3,7 190 3,8 300 3,7
2 400 3,5 650 4 700-800 3,9 800 3,6
3 600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700–800 3,6
4 600 3,5 600-700 3,7 600-900 3,8 700-900 3,3
5 650 3,7 750 3,6 800 3,3 700 2,3
6 750 3,7 800 2,8 700 2,3 700 2
7 500 2,5 950 3 600 2,3 700 1,6
8 500 2,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
9 500 1,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
10 450 2,5 500 1,7 400 0,8 400 1,5
11 500 2,2 300 0,6 500 0,9 400 1,0
12 450 1,7 350 1,2 400 1,5 300 1,2
Прибавка в весе и росте за год ≈ 7080 ≈ 33,7 ≈ 8450 ≈ 31,7 ≈ 8650 ≈ 27,5 ≈ 9450 ≈ 25,3

Таблица - Сравнительная характеристика моторных навыков доношенных и недоношенных детей

Навыки Ребенок с массой до 1500 г Ребенок с массой до 2000 г Ребенок с массой до
2500 г
Доношенный ребенок с массой до 3500 г
Зрительное и слуховое сосредоточение 3 мес. 2-2,5 мес. 1-1,5 мес. 2-4 нед.
Уверенно держит голову, лежа на животе 5 мес. 4 мес. 3,5-4 мес. 2,5-3 мес.
Переворачивается со спины на живот 7-8 мес. 6-7 мес. 5,5-6 мес. 5-6 мес.
Начинает ползать 11-12 мес. 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес.
Самостоятельно садится 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес. 7-8 мес.
Самостоятельно стоит 12-14 мес. 11-12 мес. 10-11 мес. 9-11 мес.
Самостоятельно ходит 14-16 мес. 12-15 мес. 12-13 мес. 11-12 мес.

На что обратить внимание при рассмотрении таблицы?

  • Отсутствует группа «экстренно недоношенных» детей . Процент рождаемости таких детей невысок. Методы их выхаживания сравнимы с космическими технологиями, а этапы развития могут сильно запаздывать.
  • Приведены усредненные показатели по месяцам . Необходимо учитывать индивидуальное развитие, генетическую предрасположенность, общее состояние здоровья.
  • После полугода показатели недоношенных детей постепенно выравниваются до уровня доношенных . Психомоторные навыки развиваются примерно в одно время, если у крохи нет никаких осложнений.

Разница в освоении навыков в сравнении со зрелыми новорожденными составляет 1–3
месяца. Это зависит от степени недоношенности грудничка.

  • 1 месяц . В отличие от доношенных детей малыш плохо набирает вес в течение первого месяца. Это обусловлено слабой сосательной активностью, неразвитым глотательным рефлексом. Если малыш находится в домашних условиях, задача родителей - оберегать его от воздействия холода, болезнетворных микробов, вирусов. Контакт с внешним миром должен быть ограничен.
  • 2 месяца . Силы прибавляются, но сосать малышу пока трудно. В этот период идет ощутимый набор веса, что является главным показателем здорового развития недоношенного ребенка. С начала второго месяца грудничка можно .
  • 3 месяца . Сон и еда - две базовых вещи для крохи в этом возрасте. Нужно только следить за тем, чтобы грудничок не поворачивал голову в одну сторону, и менять его положение. Также в этом возрасте появляются мимические реакции, малыш фиксирует взгляд на мамином лице, пробует поднимать голову. Пока не улыбается, зато реагирует на тактильный контакт. Развивается хватательный рефлекс, зрительное и слуховое внимание. Удваивается масса тела.
  • 4 месяц . Малыш поднимает и уверенно держит голову, издает звуки. Захватывает рукой игрушку. В этот период возможно повышение мышечного тонуса, который хорошо снимается массажем и гимнастикой.
  • 5 месяц . Удерживает игрушку в руке. Улыбается, начинает проявлять живой интерес к окружающему миру. Звуковые и зрительные реакции намного улучшаются. Ребенок поворачивает голову на звук и с точностью определяет его источник.
  • 6 месяц . Масса тела утраивается. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При общении заметно оживляется, узнает родных, дрыгает ножками и ручками, гулит. Если держать кроху под мышки, упирается ногами о поверхность, слегка приседает. После полугода уход за недоношенным ребенком ничем не отличается от ухода за малышами, родившимися в срок.
  • 7 месяц . Проявляет активность, легко , по-пластунски, хорошо держит игрушку в руке. В этом возрасте , если грудничок родился на 35–37 неделе.
  • 8 месяц . Делает первые попытки , стоит на четвереньках, пробует раскачиваться. Все двигательные навыки осознанные и умелые. В этом возрасте проявляет интерес не только к своим делам, но и к общению. Понимает, когда его просят показать какой-то предмет. Малыша интересует вербальный контакт - слова, интонации, песни, потешки, сказки.
  • 9 месяц . Сидит более уверенно, пробует ползать. Потребность в общении увеличивается еще больше. Режутся первые зубы, если малыш родился на 32–34 неделе. Произносит первые слоги.
  • 10 месяц . Уверенно стоит, передвигается, держась за опору. Но предпочтение пока отдает ползанию. Любит наблюдать за движущимися предметами. Быстро реагирует на звуки, прислушивается к ним, знает свое имя. В этом возрасте режутся первые зубы, если грудничок родился до 31 недели.
  • 11 месяц . Период активного ползания продолжается. Хотя малыш уже способен уверенно вставать и садиться. Может долго стоять без опоры и даже сделать несколько шагов без поддержки. В этот период его привлекают кубики, пирамидки, все движущиеся игрушки. Он хорошо контактирует с близкими.
  • 12 месяц . Грудничок может пойти самостоятельно. Это еще раз подтверждает, что недоношенные дети «догоняют» сверстников в развитии к году. Иногда это происходит позже - в полтора года. Педиатры отмечают, что в физическом развитии недоношенные дети преуспевают больше, чем в нервно-психическом. Возрастная зрелость нервно-психических процессов у таких деток может сформироваться к 2–3 годам. Эти показатели в пределах нормы.

Что нужно знать об особенностях медицинского наблюдения недоношенных детей? Необходимо: еженедельное наблюдение у педиатра в течение 1 месяца, затем дважды в месяц до полугода; ежемесячное определение уровня гемоглобина для предупреждения анемии; профилактика , начиная со 2 недели; ежеквартальная консультация ортопеда и невропатолога. Дополнительно на первом году жизни понадобятся консультации физиотерапевта, офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, эндокринолога.

Особенности ухода: 6 важных моментов

Недоношенный малыш требует большего внимания и мер предосторожности при уходе. Каких именно?


Родителям нужно запастись не только знаниями и навыками, но еще и терпением, любовью и верой в своего малыша.

Отдельно о кормлении

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей, о которых нужно знать родителям.

  • . После выписки малыш должен уметь самостоятельно брать и сосать грудь. В первые месяцы у грудничка еще мало сил, а затраты энергии при сосании велики. Поэтому рекомендуют докармливать его из ложечки сцеженным молоком. Главная задача мамы - и кормить ребенка как можно дольше.
  • Искусственное вскармливание . Если грудное вскармливание невозможно, используются адаптированные смеси для недоношенных детей с повышенным содержанием белка, витаминов, жирных кислот. Необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром при выборе смеси для ребенка.
  • Сколько раз кормить малыша? В зависимости от степени недоношенности: от 10 до 20 раз в сутки, дробными порциями. Когда малыш начнет набирать вес со второго месяца жизни, достаточно будет 8 кормлений в сутки.
  • . Вводится только после 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Затягивать с прикормом тоже нельзя, поскольку организм малыша нуждается в витаминах и минеральных веществах. Первыми в прикорме должны быть каши ( , ), затем и , свежие соки и самые последние - . Сахар и сладкие фрукты нужно исключить. После каждого прикорма нужно докармливать малыша грудным молоком или смесью.

Для малыша, родившегося раньше срока, каждый прибавленный грамм - уже победа. Контроль веса соблюдается строго. Желательно приобрести электронные весы для новорожденных и взвешивание проводить ежедневно.

При выписке родители получают ряд рекомендаций от неонатологов и педиатров. Важно выполнять требования по уходу и не заниматься самодеятельностью. Также важно знать: развитие недоношенного ребенка по месяцам зависит от степени недоношенности. Чем она выше, тем больше понадобится малышу времени для развития психомоторных навыков.

Распечатать

Каждая девушка рано или поздно мечтает испытать на себе прекрасное чувство материнства. Во время беременности будущая мама старается себя больше беречь, а именно досконально следит за здоровьем и придерживается здорового образа жизни. Но несмотря на это, бывают такие случаи, что долгожданный малыш по тем или иным причинам рождается несвоевременно. Почему так происходит?

Крохи, увидевшие мир на несколько недель раньше, растут немного по-другому, чем младенцы, которые пробыли в утробе матери до положенного срока. Эти малыши проходят этапы созревания более интенсивными темпами. К двенадцати месяцам недоношенных деток практически невозможно отличить от тех, которые появились на свет в установленный срок. На протяжении первых шестидесяти дней детки, появившиеся на свет на несколько недель раньше, требуют особых условий содержания. Сразу после рождения они сильно отличаются от здоровых малышей и по внешнему виду, и по скорости увеличения массы тела, и по приобретению различных навыков. Рассмотрим развитие недоношенного ребенка по месяцам.

Малыш, увидевший мир несвоевременно: особенности развития

Детей, увидевших мир на сроке от 21-й до 37-й недели, называют недоношенными.

В период развития таких малюток имеется целый ряд существенных особенностей:

  1. Новые навыки они способны освоить примерно на 40-60 дней позже, чем обычные дети. Для малышей, родившихся до 32-й недели, задержка будет значительной - 3-4 месяца. Дети, появившиеся на свет после этого срока, будут отставать в развитии всего на пару месяцев.
  2. Если масса тела малыша составляет менее 1,5 кг, то ему необходимы специальные условия. Таких детей помещают в кувезы. Это специальные капсулы, условия в которых максимально приближены к утробу матери. При достижении веса 1,7 кг ребенка перемещают в специальную кровать с подогревом. После того как вес младенца достигнет 2 кг, он больше не будет нуждаться в специальной тепловой поддержке.
  3. Нервная система недоношенного малыша функционирует особым образом. Именно поэтому ребенку требуется повышенное внимание. Он должен быть окружен заботой и лаской.

В процессе терморегуляции недоношенного малыша есть свои тонкости. Оптимальная температура в комнате, в которой находится ребенок, составляет от 20 до 22 градусов. Влажность должна быть от 50 до 70 %.

Отличия во внешнем виде

Детишки, которые появились на свет раньше положенного срока, серьезно отличаются от доношенных детей. Масса у таких младенцев может быть очень маленькой, а рост - просто крохотным. Помимо этого недоношенные малыши имеют нежную сморщенную кожицу. В первые дни после рождения она может отличаться ярко выраженной краснотой. Уши малыша очень тоненькие и даже могут немного слипаться. На ручках и ножках виден едва заметный волосяной пушок. Его называют лануго. Голова ребеночка непропорционально большая и занимает примерно треть от всей длины тела. Живот малыша тоже выглядит достаточно большим. Пупок расположен ниже, чем обычно. Ручки и ножки выглядят слишком короткими. Ногтевые пластины практически прозрачные и очень тонкие. Не до конца сформированы и внешние половые органы. Из-за недоразвитого черепа наблюдается смещение большого родничка, а на маленьком могут оставаться фрагменты, не покрытые кожей.

Градации

Существует четыре степени недоношенности. Они связаны с ростовыми и весовыми показателями.

Рассмотрим их более подробно:

  1. К недоношенным первой степени относят детей, появившихся на свет на сроке от 36 до 37 недель. Вес таких малышей составляет от 2 до 2,5 кг. Масса тела ребенка может вырасти за год в 4-5 раз.
  2. К недоношенным второй степени относят детей, родившихся в период с 32-й по 35-ю неделю беременности. Их вес может составлять от 1,5 до 2 кг. Масса увеличивается за год в 5-7 раз.
  3. Третья степень недоношенности - дети, появившиеся на свет между 28-й и 31-й неделями беременности. Вес малышей может составлять от 1 до 1,5 кг. Это Развитие по месяцам такого малыша идет необычайно быстрыми темпами. За год масса тела увеличивается в 6-7 раз.
  4. Четвертая степень недоношенности считается уже экстремальной. Масса тела ребенка составляет до 1 кг. Рождаются такие детки на сроке 28 недель. За год масса тела малыша может увеличиться в 10 раз.

Каждый месяц первого года жизни недоношенного ребенка имеет свои особенности. Чтобы понять, как правильно ухаживать за такими детьми, необходимо разобраться во всех тонкостях.

Первый месяц жизни

Как будет происходить по месяцам до года? Первые 30 дней малыши, как правило, не слишком активны. Часто они бывают малоподвижны. Массу крохи набирают крайне медленно. Кормят малыша при помощи зонда, поскольку сосательного рефлекса у него нет. Если ребенок не способен сам дышать, ему проводится ИВЛ. Рядом с ним в первый месяц жизни обязательно должна быть мать.

Второй месяц жизни

Как дальше будет жить недоношенный ребенок? В 2 месяца развитие становится более активным. Карапуз начинает набирать вес и прибавлять в длине. Причем прирост у него намного больше, чем у сверстников, родившихся вовремя. Но недоношенные крохи быстрее теряют силы и остаются слабенькими. Поэтому важно давать им усиленное питание. Если малыш отказывается от груди, молоко необходимо сцеживать и давать нужное количество раз. Недоношенный ребенок в два месяца развивается намного активнее, хотя он еще ослаблен.

Третий месяц жизни

Развитие недоношенного ребенка в 3 месяца характеризуется активным прибавлением в массе. Многие малыши к этому возрасту уже весят в два раза больше, чем при рождении. Кроха прекрасно реагирует на свет и звуки, но большую часть времени проводит во сне.

Четвертый месяц жизни

Многих родителей сегодня интересует, как быстро приходят в норму недоношенные дети. Развитие по месяцам, вес, рост младенца - вот главные вопросы. Четырехмесячный недоношенный ребенок уже может самостоятельно поднимать и удерживать голову. Также малыш в это время учится фиксировать взгляд, начинает издавать звуки, напоминающие гудение. Режим дня ребенка обязательно должен включать в себя гимнастику, прогулки, купание и массаж. Особенно важно в этот период не прекращать кормить ребенка грудью. Ведь он нуждается в контакте с матерью и полезных питательных веществах. В этом возрасте также может повыситься мышечный тонус. В результате этого ребенок будет с трудом укладываться и просыпаться.

Пятый месяц жизни

Как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам до года? В пять месяцев ребенок способен подарить матери первую осознанную улыбку. Тонус мышц немного увеличен, поэтому движения могут быть немного судорожными. При этом кроха все равно способен держать в руке небольшую погремушку. Психическое развитие идет очень быстрыми темпами. Малыш начинает потихоньку ориентироваться в пространстве и воспринимать звуки.

Шестой месяц жизни

Спустя полгода после рождения младенец потихоньку начинает догонять в развитии своих доношенных сверстников. Масса ребенка утраивается по сравнению с тем, каким он родился. Он потихоньку начинает узнавать близких и лепетать. Также в это время кроха уже может заниматься с игрушками самостоятельно. Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев практически ничем не отличается от здоровых малышей. Если его поддерживать под мышками, он может даже пружинить ножками.

Седьмой месяц

Как дальше будет расти недоношенный ребенок? В 7 месяцев развитие происходит особенно активно. Постепенно дети начинают переворачиваться на живот, брать в руки игрушки и ползать. Также в это время можно начинать кормить ребенка с ложки. Лепетание карапуза становится более разнообразным. У детей, которые появились на свет на 35-37-й неделе, могут начать появляться первые зубы.

Восьмой месяц

Как дальше развивается недоношенный ребенок? В 8 месяцев развитие прогрессирует. В это время малыш начинает контролировать свое тело и даже может осознанно перевернуться. Некоторые дети в этом возрасте пытаются ползать и сидеть. Прогресс наблюдается и в психологическом развитии развитии малыша. Ребенок постепенно начинает прислушиваться к речи, обращенной к нему, может найти тот или иной предмет, заинтересовывается стихами и песнями, впитывает всю информацию, получаемую из внешнего мира.

Девятый месяц

Если рассматривать развитие недоношенного малыша по месяцам, то этот характеризуется способностью сидеть и вставать без посторонней помощи. У деток, родившихся на 32-34-й неделе, начинают прорезаться зубы. Постепенно ребенок начинает больше времени тратить на игры. Он способен выполнять простые просьбы. В речи появляются первые слова и слоги. Ребенок начинает воспринимать интонацию говорящего. К 9 месяцам ребенок уже хорошо развит и может самостоятельно сидеть и вставать.

Десятый месяц

К этому возрасту большая часть недоношенных детей уже могут самостоятельно стоять, а также передвигаться вдоль ограждения. У малышей, появившихся на свет раньше 31-й недели, начинают появляться зубы. Также в этот период карапуз начинает удерживать взгляд на движущемся предмете. Особый интерес у ребенка вызывают мячи. Что касается психологического развития, то в этот период кроха уже способен узнать свое имя, внимательно слушает речь других людей и запоминает новые слова.

Одиннадцатый месяц жизни

Развитие по месяцам до года предусматривает постепенные попытки к ходьбе. На данном периоде большинство детей начинают делать свои первые шаги. Также в этом возрасте они уже легко могут вставать и садиться. В 11 месяцев малышей начинают привлекать игрушки вроде пирамидок и кубиков, а еще различные каталки. Ребенок уже знает некоторые простейшие действия. В речи уже присутствуют короткие слова, которые обозначают различные предметы.

Двенадцатый месяц

По достижении возраста одного года недоношенные дети перестают отличаться от карапузов, появившихся на свет в срок. По основным показателям здоровья такие дети ни в чем не отстают. Некоторые говорят, что узнать недоношенного ребенка можно по его движениям: они нескоординированные и резкие. Но в целом дети этого возраста весьма активны.

Как определяется недоношенность?

Новорожденный может появиться на свет раньше времени в результате различных заболеваний или слабого здоровья матери, а также чрезмерно активного образа жизни. Существенным фактором еще является и социальный статус семьи, моральное состояние, качество питания. Чем же отличаются недоношенные дети? Развитие по месяцам, вес и рост таких малышей будут немного отставать от нормы. В медицине существует ряд правил, по которым ребенка относят к недоношенным. Как правило, это касается детишек, которые родились в период с 22-й по 37-ю неделю.

Условно можно разделить всех недоношенных детей на несколько категорий: вес при рождении составляет от 0,5 до 1 кг, от 1 до 1,5 кг, от 1,5 до 2,5 кг. Еще одним показателем может быть отставание в развитии некоторых органов. К примеру, малыш может обладать слишком тонкой кожей, или ушные раковины могут быть не до конца сформированы. Кроме того, у недоношенных пупочная ямка находится ниже. До года все эти внешние отклонения исчезнут. Чтобы малыш развивался правильно, следует тщательно следить за функционированием всех органов и систем.

Различия

Несмотря на то что особых различий нет, малыша, рожденного в срок, легко отличить от недоношенного. Ребенок, рожденный раньше времени, имеет определенные особенности в строении тела. Его кожа очень тонкая и морщинистая, тело покрыто пушком, голова и конечности имеют непропорциональные размеры, а ногтевые пластины слишком тонкие.

Чем еще отличается недоношенный ребенок? В 1 месяц развитие может быть несколько замедленным. Однако к этому времени ребенок уже немного наберет вес, и особенности телосложения будут уже не столь явными. До года состояние малыша, как правило, входит в норму, поэтому отличить его от младенца, рожденного в срок, уже нельзя.

Особенности развития

Главное отличие - задержка в освоении навыков. Развитие недоношенного ребенка по месяцам может отставать. К примеру, обычно ребенок самостоятельно держит голову в 1,5-2 месяца. Детки, родившиеся раньше срока, развивают этот навык только к трем. Отставание в данном случае зависит от степени недоношенности и здоровья младенца. Если малыш появился на свет после 32-й недели, то запоздание в развитии составит не более 2 месяцев. Кроме того, ранние дети отличаются определенными особенностями функционирования нервной системы. Такому ребенку требуется больше внимания.

У недоношенных детей нередко возникают проблемы с адаптацией. Чтобы помочь малышу освоиться, необходимо создать дома комфортную атмосферу. Постарайтесь проводить как можно больше времени с ребенком, старайтесь не ограничивать общение с другими детьми. Ведь в коллективе он сможет намного быстрее овладеть всеми необходимыми навыками.

Заключение

К сожалению, малыши сегодня нередко появляются на свет намного раньше запланированного срока. На самом деле в этом нет ничего страшного, если дитя способно дальше жить и радоваться всему происходящему. Чтобы вовремя определить и распознать проблему, необходимо знать о том, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам.