Гимнастика для младенца 2 месяца. Гимнастика для новорожденных: полезные упражнения

Двигательная активность новорожденного ограничена, а его внутренние системы органов продолжают развиваться и совершенствоваться. Чтобы отсутствие активности не сказалось на развитии малыша, необходимо с первых недель жизни заниматься с ним гимнастикой. Для этого разработаны специальные массажно-гимнастические комплексы. Ошибочно думать, что они проводятся только с теми детьми, у которых имеются какие-либо отклонения в развитии или врожденные дефекты. Регулярная гимнастика для грудничков обязательна для всех. Чем раньше молодые родители позаботятся об этом, тем полноценнее будет расти и развиваться ребенок.

Зачем грудничкам нужна гимнастика?

Многие искренне не понимают, зачем нужна для грудничков гимнастика, если в их развитии нет никаких отклонений. Но ведь это могут быть только временные показатели. Вы уверены, что какие-нибудь дефекты не будут обнаружены позже? Поэтому и нужны эти упражнения, заставляющие ребенка двигаться. Они:

  • увеличивают приток крови к тканям и мышцам;
  • активизируют обменные процессы;
  • улучшают функциональную деятельность коры надпочечников;
  • гимнастика для грудничков на мяче развивает к тому же вестибулярный аппарат;
  • обеспечивают прочное сцепление костей и мышц;
  • доставляют малышу радость;
  • улучшают сон и аппетит.

Нетрудно заметить, как весело ребенок играет с собственными ручками и ножками, как нравится ему двигать ими. Упражнения позволяют активизировать и другие части его тела. Правильно проведенная динамическая гимнастика для грудничков даст положительные результаты уже в первый день: после нее малыш хорошо, плотно покушает и быстро, крепко уснет. Чтобы добиться эффективности занятий, нужно знать несколько правил, которые необходимо соблюдать.


Не нужно бояться отсутствия специального образования и каких-то навыков в этом деле. Такая гимнастика потребует всего лишь соблюдения определенных рекомендаций, которые окажутся под силу каждому родителю. Начинайте с самых простых упражнений, постоянно наблюдая за поведением и самочувствием грудничка. Если все будет хорошо, он будет вести себя спокойно. Если же все закончится плачем, не расстраивайтесь: выберете другой момент для занятий. Чтобы добиться результатов, всегда помните об основных правилах проведения гимнастикой с малышом.

  1. Идеальное время для занятий - смена подгузников, за полчаса до кормления или через час после него.
  2. Разденьте ребенка: так одежда не будет ему мешать двигаться.
  3. Нужна ровная поверхность - может быть, это будет пеленальный столик или обычный стол с подложкой из поролона.
  4. Специалисты утверждают, что 1 месяц - уже достаточный возраст для того, чтобы начинать занятия. Но если вы упустили этот момент, не поздно будет начать в 2, 3 и даже 4 месяца. Но чем раньше, тем эффективнее будут результаты.
  5. В 1 и 2 месяца становится доступной и гимнастика на фитболе.
  6. Регулярность - основное условие эффективности упражнений. Их нужно делать ежедневно в течение всего года после рождения.
  7. Комната должна быть проветренной и прогретой до 21°С.
  8. Начинать действо рекомендуется нежными, легкими поглаживаниями без нажима, ладонями и пальцами. Ручки рекомендуется поглаживать от пальчиков - к плечам, ножки - от ступней к паху, животик - с боков к центру (к пупку). Если гладите животик, делайте это вокруг пупочка по часовой стрелке.
  9. Каждое упражнение повторяйте по три (можно больше) раза.
  10. Длительность зарядки не должна превышать 15 минут.
  11. Сопровождайте каждое свое действие ласковыми словами и улыбкой, чтобы гимнастика формировала у грудничка положительную реакцию на процедуры.
  12. Если какое-то упражнение малышу не нравится, уберите его из комплекса и вернитесь к нему спустя какое-то время. Возможно, он до него еще не дорос. Плохое самочувствие и усталость (после какой-нибудь поездки, например) - повод для того, чтобы отложить данные процедуры.


Основные комплексы упражнений

Выбранная вами гимнастика должна соответствовать определенному возрасту грудничка, потому что каждый месяц упражнения будут все более и более усложняться.

В 1 месяц

  1. Поглаживания по груди, спинке, животику, конечностям, спинке, ягодичкам.
  2. Большим пальцем надавливайте на центральную часть детской ладошки. Это должно вызывать у грудничка определенную реакцию: в 1 месяц он должен при этом пытаться приподнять головку и напрячь мышцы ручек и плеч.
  3. Вложите ему в ладошки свои указательные пальцы. В 1 месяц малыш обычно хорошенько ухватывается за них и пытается приподняться.
  4. Положите его на животик, подставьте к стопам свои ладони, чтобы он оперся на них и попытался оттолкнуться. Да, в 1 месяц ребенка уже надо учить ползать.

В 2 месяца

  1. Положите кроху на спинку, разведите ручки в стороны, а затем скрестите в районе груди, имитируя обхват.
  2. Обхватив ручки чуть выше запястий, совершайте его ручками боксирующие движения.
  3. В 2 месяца нужно продолжать обучать его ползать. Переверните его на животик, сделайте поддержку своей рукой под его грудью, поставьте ладошки к его стопам, чтобы он на них упирался. Впереди можно поставить яркую игрушку: пусть он попытается до нее дотянуться.
  4. Положите его на спинку. Обхватите голени левой рукой, правой - держите левое предплечье. Помогите малышу перевернуться на бок - это еще один навык 2 месяца жизни. Делайте это упражнение в разные стороны.
  5. Ребенок лежит на фитболе вниз животиком, ваша рука - у него на спинке. Покачивайте его в разные стороны и по кругу. Такая гимнастика в 2 месяца позволяет справляться с газами.

В 3 месяца

  1. Вложите в его ладошки указательные пальцы. В 3 месяца малыш уже уверенно ухватывается за них и приподнимается. Помогите ему: притягивайте его к себе.
  2. Развивайте в 3 месяца зрительные способности ребенка и тренируйте внимание. Возьмите яркую игрушку и двигайте ею перед малышом в разные стороны. Он должен следить за ней глазами.
  3. Аккуратно потягивайте его пальчики от оснований к ноготкам, но без рывков. В 3 месяца уже нужно закладывать основы тактильного развития.
  4. В 3 месяца рекомендуется продолжать занятия на фитболе, постепенно усложняя их.

В 4 месяца

  1. В 4 месяца активно обучайте малыша переворачиваться. Из положения на спинке переворачивайте его сначала на бок, затем - на животик, а после этого возвращайте в исходное положение.
  2. Положив ребенка на живот, укажите ему на цель впереди - игрушку. В 4 месяца он уже сам может ползти к ней. Вы отодвигайте ее дальше и дальше, но в конце концов дайте насладиться малышу его заслуженным трофеем.
  3. В 4 месяца, лежа животом на фитболе, с вашей поддержкой за ножки и с помощь перекатываний, он должен научиться хватать предметы с пола.

Полезная, развивающая гимнастика для грудничков - обязательное условие для их полноценного дальнейшего развития. Родители, которые открыли для себя этот аспект оздоровления своего малыша, обязательно оценят по достоинству результаты: дети, с которыми занимались с самого рождения, реже болеют, не имеют отклонений и дефектов, растут жизнерадостными, бодрыми, активными.

В задачу этого комплекса входит, прежде всего, подготовка ребенка к движению, снятие повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, а также активное развитие шейного отдела позвоночника, укрепление мышц верхнегрудного отдела позвоночного столба и плечевого пояса. Для расслабления мышц в комплексе активно используются: массаж - поглаживания сгибательных поверхностей рук и ног, различные растяжки и суставная гимнастика.

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Упражнение расслабляет мышцы руки, нормализует тонус, позволяет успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Упражнение растягивает мышцы и суставы рук, способствует укреплению мышц плечевого пояса и шейного отдела позвоночника, а также ускоряет развитие шейного изгиба позвоночного столба.

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Перекрестное поглаживание начинают из положения, стоя лицом к ребенку у его ног. Исходное положение рук - правая ладонь на верхней части левой половины живота малыша, левая рука лежит тыльной стороной в нижней части правой половины живота. Одновременно поглаживаются правая и левая половины живота - ладонь идет вниз, а тыл кисти - вверх. Нужно сделать 4-5 повторений (рис. 4).

Поглаживание боковых поверхностей начинается от поясничной области и проводится по двум направлениям: к грудине и к лобковой области. Подушечки пальцев аккуратно укладываются на боковые поверхности; живота, затем ими проводится поглаживание. Пальцы соединяются на уровне конца грудины, затем над пупком, потом - в области лобка. Таких туров (по 3 движения) необходимо сделать 3-4 (рис. 5).

Все поглаживания живота направлены на усиление работы мышц, способствуют подготовке мышц живота к последующим процессам сидения и стояния, эффективны как успокаивающий прием и нередко применяются (даже вне гимнастического комплекса) при вздутии живота, запорах и болезненном отхождении газов (круговое поглаживание).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

Упражнение подготавливает ребенка к позе сидения, активно развивает мышцы живота и грудной клетки, укрепляет разгибатели спины, положительно воздействует на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Упражнение стимулирует развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет грудную клетку и способствует более глубокому и правильному дыханию.

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, положите указательный и средний пальцы второй руки на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов) (рис. 9).

Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия.

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).


Упражнение, в активном режиме развивает мышцы споты и голени, препятствует развитию плоскостопия и деформаций стопы в более позднем возрасте.

Упражнения, лежа на животе

Выкладывание на живот. Как и предыдущее, это упражнение основано на рефлекторных движениях защитно-оборонительного характера. В раннем возрасте ребенок при выкладывании на живот (да и вообще при изменении положения тела) старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Упражнение выполняется очень просто: выкладываете малыша на живот и оставляете в таком положении в течение нескольких секунд. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки необходимо опереть на предплечья (рис. 12).

Упражнение развивает шейный и грудной отдел позвоночника, укрепляет мышцы спины, способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Как и массаж живота, это упражнение может выполняться помимо гимнастических комплексов. Его можно делать перед каждым кормлением.

Массаж спины. Поглаживание спины проводится тылом кисти одной или обеих рук в направлении от ягодиц к голове вдоль позвоночного столба. Ребенок лежит на животе, тыльная сторона кисти устанавливается на крестцовую область и проводится движение по направлению к голове. Возврат в исходное положение руки идет ладонной поверхностью. Прием поглаживания тыльной поверхностью довольно грубый, поэтому обязательно контролируйте силу воздействия, чтобы не доставлять неудовольствия малышу. Повторить движение можно 7-8 раз (рис. 13).

Упражнение стимулирует мышцы позвоночного столба, особенно положительно действует на разгибатели спины и подготавливает спину к дальнейшим упражнениям.

Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе. Для его выполнения необходимо положить ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Количество повторений необходимо начинать по 2 с каждой стороны и постепенно увеличить до 6-8 (рис. 14).

Упражнение активно развивает мышцы спины, особенно разгибатели, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связочный аппарат позвоночника. Его можно выполнять несколько раз в день, помимо гимнастического комплекса, во время смены белья и других гигиенических процедур.

Массаж ягодиц с точечным воздействием. Массаж ягодиц проводится в положении лежа на животе. Подушечки ваших пальцев (в более позднем возрасте - полностью ладони) расположите у внутреннего края подъягодичной складки. Начинайте круговые поглаживания вверх и в стороны, незначительно нажимая на кожные покровы малыша (рис. 15). Сделайте несколько круговых движений (5-6), после чего мягко и аккуратно, расположив ладони на ягодицах, проведите 2-3 надавливания на них в направлении снизу вверх. Точечное воздействие выполняется легким нажатием подушечками больших пальцев (10-12 раз) чуть ниже центра ягодиц. При точечном воздействии внимательно наблюдайте за настроением малыша, так как грубое выполнение приема может вызывать отрицательную реакцию.

Поглаживание ягодиц укрепляет мышцы, способствует снижению повышенного тонуса, подготавливает ребенка к позе сидения. Точечное воздействие улучшает проводимость в нервах нижней конечности, тонизирует мышцы, связочный аппарат, стимулирует кровообращение.

Массаж ног. Массаж ног в этом возрасте заключается в поглаживании. Одной рукой обхватите стопу ребенка, подушечками пальцев или ладонью другой руки проводите поглаживания в направлении от стопы к ягодице, основной упор делая на заднюю (сгибательную) и боковую поверхности ножки. Необходимо сделать 7-8 движений на каждой ноге. При желании можно проводить поглаживание, обхватив ножку кольцом из большого и указательного пальцев (рис. 16).

Упражнение снижает тонус сгибателей, усиливает кровообращение в кожных покровах и подкожной клетчатке, стимулирует двигательную активность и чувствительность нижних конечностей.

Рефлекторное ползание. Положите ребенка на живот, колени разведите в стороны, а стопы соедините. Аккуратно не касаясь стопы, обхватите голени малыша, после чего большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Не забывайте, что ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Нужно сделать 2-3 движения, их количество постепенно надо увеличивать до 7-8 (рис. 17, 18).


Упражнение активно укрепляет и развивает мышцы ног и поясницы, готовит ребенка к ползанию, развивает вестибулярный аппарат.

«Переступание». Возьмите малыша под мышки и поднимите над столом так, чтобы его стопы касались поверхности. Каждое прикосновение стопами к столу будет вызывать рефлекторную реакцию шага. Если слегка наклонять ребенка по направлению кпереди, то он «пойдет». При выполнении упражнения старайтесь не сдавливать его грудную клетку, держите ребенка на весу и обеспечьте полное соприкосновение стопы с поверхностью стола. Упражнение можно выполнять как по направлению к вам, так и от вас. Проводить его можно до появления признаков недовольства или усталости у малыша (рис. 19).

Упражнение развивает вестибулярный аппарат, вытягивает связки позвоночника и околопозвоночные мышцы, мягко растягивает мышцы ног и снижает их тонус, а также приучает ребенка сохранять вертикальное положение.

Перекаты на спине. Положите ребенка на спину, согните руки и ноги, удерживая их на уровне живота одной рукой. Малыш окажется в своей любимой позе - «позе эмбриона». Вторая рука должна поддерживать шею и голову. Аккуратно и нежно, придерживая руки и ноги, покачивайте ребенка из стороны в сторону, вперед-назад, по кругу. Выполните по 2-3 движения в каждую сторону (рис. 20).

Это упражнение развивает связочный аппарат спины, положительно действует на вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы-разгибатели, способствует правильному формированию грудного изгиба позвоночника.

Встряхивание рук. После активных занятий необходимо несколько расслабить ребенка и успокоить его нервную систему. Для этого используется встряхивание. Положите малыша на спину, обхватите его кисти (ваши большие пальцы должны быть в его ладошке), вытяните руки в стороны и слегка встряхните их. Если ребенок сопротивляется этому действию (что возможно при высоком тонусе сгибателей), то перед проведением упражнения нужно повторить поглаживание рук, чтобы снять напряжение (рис. 21).

Это основной комплекс, применяемый в возрасте до 2,5 месяцев. Начав занятия, вы можете со временем внести в комплекс собственные упражнения и движения, которые нравятся ребенку и вам. Постарайтесь не выполнять комплекс однобоко - этим нередко грешат родители: если у ребенка что-то из упражнений не получается сейчас, нельзя отказываться от этого упражнения совсем. Вернитесь к нему через одну-две недели. Больший упор делайте на те упражнения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции (их можно делать с большим количеством повторений), но при этом не забывайте, что вы должны выполнить все упражнения.

Cуставная гимнастика

Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика - ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.

Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы - кисть, стопу - можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.

Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.

В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!

Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.

Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.

Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.

Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.

Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.

После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.

Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.

Разгибание пальцев стопы - нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.

Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.

Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.

Полностью статья представлена в пособии

Серия «В помощь родителям»


Полезное: Более подробно читайте на baby.ru: Краснуха во время беременности - профилактика и диагностика

Упражнения для детей в 2 месяца оказывают стимулирующее воздействие на физическое развитие ребёнка и укрепляют его здоровье. Поскольку в 2 месяца ещё трудно говорить о полноценной гимнастике, речь пойдёт о массаже и несложных .

Упражнения для детей в 2 месяца: массаж

Постарайтесь каждый день выбирать немного времени для массажа – тактильное общение с ребёнком очень важно для его развития.

Массаж рук

Положите ребёнка на спинку, в правую ручку вложите свой большой палец левой руки. Правой рукой выполняйте поглаживания по направлению от кисти до плеча. Потом поменяйте руку – для каждой ручки малыша выполняйте порядка 8-10 раз.

Массаж ножек

Положите ребёнка на спинку, а его правую ступню – на свою левую ладонь. Правой рукой выполняйте поглаживания от стопы к бедру. Через 8-10 повторов поменяйте ножку младенца.

Массаж стоп

Пока малыш лежит на спине, возьмите его ножку в свои руки и начните растирать стопу ребёнка спиралевидными движениями. Двигайтесь от пальчиков к пяточке. 8-10 раз для каждой ножки младенца.

Массаж животика

Массаж спинки

Переверните малыша на животик и двумя руками аккуратно поглаживайте спинку ребёнка вдоль и обратно. Количество поглаживаний – около 6-8.

Массаж ягодичек

Пока малыш лежит на животике, легонько похлопайте его по попе несколько раз. Также можно совершить круговые поглаживания каждой ягодички 8-10 раз.

Лучше совмещать с проговариванием потешек – такая форма общения нравится 2-месячным детям и упражнения проходят весело и непринуждённо.

Цель упражнений для 2-месячных детей в развитии двигательного аппарата и общем физическом развитии. Каждое из рекомендованных упражнений основано на рефлексах, которые есть у ребёнка.

Рефлекторное разгибание позвоночника

Уложите малыша на бочок, расположите костяшки двух своих пальцев так, чтобы позвоночник ребёнка оказался между ними. Придерживая другой рукой таз малыша, слегка надавливая, проведите костяшками пальцев от крестца до шеи. 3-6 повторений для каждого бочка. Смысл упражнения в том, что малыш рефлекторно прогибает позвоночник под вашими руками.

Рефлекторное ползанье

Положите ребёнка на бочок и согните его коленочки. К стопам ребёнка поднесите свою ладонь и подтолкните подошвы снизу – кроха попытается оттолкнуться, чтобы продвинуться вперёд.

Упражнения на гимнастическом мяче

В последнее время педиатры рекомендуют включать в ежедневный комплекс упражнений гимнастику на фитболе. Для грудничков такого возраста используют 60-70-сантиметровый мяч. Пока достаточно простых покачиваний взад и вперёд, но следите за тем, чтобы малыш надёжно фиксировался вашими руками в области плеч и ягодиц.

Упражнения для рук

Уложив ребёнка на спинку, вложите ему в ладошки свои большие пальцы, а кистями зафиксируйте запястья. Осторожно потяните малыша вверх, побуждая приподнять свой вес.

Упражнения для шеи и живота

Для укрепления мышц живота и шеи можно подведя руки под спинку малыша слегка приподнять ребёнка. Рефлексы таковы, что кроха сгруппируется и напряжёт нужные мышцы.

Несмотря на простоту упражнений для детей в 2 месяца, не стоит их недооценивать. Они дают вашему малышу необходимую нагрузку.

Каждый родитель знает, что физическое развитие ребенка надо направлять и стимулировать. Если малыша предоставить самому себе, не заниматься и не играть с ним, то развитие его замедляется. Укреплению здоровья, активации обмена веществ, развитию мышечной и кровеносной систем малыша способствует общий легкий, так называемый физиологический массаж, сопровождающийся гимнастическими упражнениями.

Лучшее время для массажа – 6-7-я неделя жизни. Массаж и гимнастику нужно проводить ежедневно в одно и то же время – через час после кормления. Делаются они здоровому ребенку, когда он спокоен. Температура помещения при этом должна быть 20-22°.

Малыша обнажают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность, например, на стол, покрытый байковым одеялом и пеленкой. Упражнения выполняются плавно, мягко. При этом желательно, чтобы с малышом ласково разговаривали, показывали ему яркие игрушки.

Руки матери должны быть чистыми, теплыми, сухими, ногти острижены. Тальк, вазелин или крем при массаже употреблять не следует.

Массаж и гимнастика ребенка от 1,5 до 2 месяцев

Основной прием массажа в этом возрасте - поглаживание . Ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка.

Одной рукой поочередно придерживают сначала кисти, а потом стопы и поглаживают конечности с внутренней и наружной сторон от периферии к центру. Такого рода действия ускоряют движение межтканевой жидкости и лимфы (рис. 1, 2).

Затем переворачивают малыша на живот и нежно поглаживают его спинку тылом кистей снизу вверх, а ладонями сверху вниз.

Потом ребенка переворачивают снова на спинку и правой рукой поглаживают его живот круговыми движениями по ходу часовой стрелки (рис. 3, 4).

Все приемы массажа в этом возрасте повторяются 4-6 раз. Массаж сочетается с гимнастическими упражнениями (приподнимание конечности, переворачивание и т. п.).

Массаж и гимнастика ребенка от 2 до 3 месяцев

При выкладывании на живот малыш уже сам опирается на предплечья, хорошо и довольно долге удерживает головку, свободно поворачивает ее в сторону громкого звука, человеческой речи или яркой игрушки. Наиболее активно и полезно в этом возрасте бодрствование в манеже. Свобода движений (ребенок одет в ползунки) и яркие игрушки создают малышу хорошее настроение. Всячески стремитесь побуждать ребенка к активным движениям, и, прежде всего, с помощью массажа и гимнастических упражнений.

Основной прием массажа - поглаживание дополняется на третьем месяце жизни растиранием . Ладонь массажирующего равномерно и более плотно соприкасается с кожей ребенка, растирая ее в различных направлениях. Растирание улучшает продвижение крови в поверхностных венах.

Конечности растираются кольцевыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам, добавляется растирание кистей и стоп. Поглаживание предшествует растиранию и завершает его. Каждый прием повторяется 4- 6 раз.

Гимнастические упражнения в этом возрасте основаны на врожденных безусловных рефлексах:

1) рефлекторное ползание - подталкивание рукой под подошвы ребенка при положении на животе и спине (рис. 5);

2) разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от крестца к шее (рис. 6);

3) сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальчиков к пятке (рис. 7).

И не забывайте: массаж и гимнастика только тогда полезны, когда приятны ребенку.

Массаж и гимнастика ребенка от 3 до 4 месяцев

Гимнастические упражнения на четвертом месяце жизни усложняются и должны способствовать дальнейшему развитию навыков и умений. Занятия начинают с обычного легкого массажа конечностей. Затем следует первое гимнастическое упражнение.

Руки малыша отводят в стороны и скрещивают на груди 6- 8 раз (рис. 8). Затем вновь массаж, на этот раз живота - круговое поглаживание по часовой стрелке, растирание боковых мышц (рис. 9), и в заключение опять легкие поглаживания.

Следующее гимнастическое упражнение: сгибание и разгибание ног вместе 4 раза и попеременно 4 раза (рис. 10). После этого удобно проводить поворот со спины на живот вправо при поддержке за левую ручку и ножки (рис. 11). После поворота на живот – снова поглаживающий массаж спины.

С массажем хорошо сочетается последующее упражнение для мышц шеи и туловища. Ребенка приподнимают на руках над столом, ладонями поддерживая под грудью и животом. Малыш рефлекторно поднимает головку и туловище, упирается ножками в грудь матери. Это так называемое положение пловца (рис. 12). Упражнение повторяется 2 раза.

Потом ребенка укладывают на спинку и ему помогают повернуться на живот, но уже в левую сторону (рис. 13). Следует особенно тщательно выполнять упражнения поворотов со спины на живот, поскольку они являются одним из главных методов укрепления мышц туловища и стимуляции развития вестибулярного аппарата.

В заключение проводится имитация ползания. Это упражнение с использованием рефлекторных действий. Левая рука матери подводится под живот ребенка. Полусогнутые ножки его упираются в ладонь правой руки, прижатую к подошвам. Слегка приподнимая тельце малыша, мама помогает оттолкнуться от ладони.

Гимнастические упражнения завершаются общим массажем. Если у малыша поддерживалось активное, хорошее настроение, занятия были проведены правильно.

Массаж и гимнастика ребенка от 4 до 5 месяцев

Массаж и гимнастические упражнения в этом возрасте имеют целью дальнейшее развитие и закрепление физических умений. Упражнения проводятся в основном те же, что и раньше, но необходимо обращать внимание, чтобы с каждой неделей уменьшался объем пассивных движений и стимулировались активные.

Должны нарастать повторения каждого из упражнений. При этом следует соблюдать правила рассеянной нагрузки, т. е. поочередно выполнять упражнения, включающие разные группы мышц. Упражнения для конечностей и туловища должны, как и ранее, перемежаться с соответствующими приемами общего массажа. Желательно при выполнении гимнастических упражнений широко применять игрушки, которые можно захватывать и удерживать (кольца, палочки, погремушки).

Массаж и гимнастика ребенка от 5 до 6 месяцев

Массаж и гимнастику нужно проводить в наиболее удобное время, обычно в период второго бодрствования. Гимнастические упражнения перемежаются и заканчиваются массажем. Применяются поглаживание, растирание, разминание и даже легкое поколачивание кончиками пальцев.

Гимнастические упражнения проводятся по той же схеме, что и на четвертом месяце жизни. Добавляются и новые, очень важные упражнения: присаживание за отведенные в стороны руки из положения лежа на спине (рис. 14), переступание при поддержке за туловище (рис. 15), ползание на четвереньках, локтях и коленках (рис. 16).

Вначале упражнения делаются 1-2 раза, затем 3-4. В конце месяца для присаживания используются кольца, за которые держится ребенок. Ранее разученные упражнения повторяются теперь по 6-8 раз.

Массаж и гимнастика ребенка от 6 до 7 месяцев

Во втором полугодии удельный вес массажа снижается, зато нарастают разнообразные физические упражнения. Удлиняется время занятий, усиливается нагрузка. Вводятся новые упражнения (рис. 17-21).

Это сгибание и разгибание рук в положении сидя, приподнимание туловища из положения лежа на животе за кисти рук, круговые движения руками в положении лежа на спине при фиксации коленей другой рукой, подползание к игрушке на коленях и выпрямленных руках.

Новые упражнения должны осваиваться 2-3 недели, и лишь после этого они повторяются более 2 раз. Наиболее трудные для ребенка упражнения, требующие усилий, должны располагаться в середине комплекса, легкие упражнения и массаж - в начале и в конце его.

Массаж и гимнастика проводятся, как и ранее, в период второго бодрствования. Занятия должны приносить удовольствие, хорошее настроение.

Не забывайте перед занятиями хорошо проветрить комнату. Температура в ней должна быть не ниже 19-20 градусов. Если на улице тепло (не ниже 22 градусов) и нет ветра, можно проводить занятия на воздухе, в тени.

Массаж и гимнастика ребенка от 7 до 9 месяцев

Систематичность, повторяемость, сочетание рассеянности, нарастания и последующего ослабления нагрузки - основные законы физического воспитания.

Комплекс гимнастических упражнений построен на законах преемственности, т. е. вначале проводятся освоенные упражнения, только увеличивается количество их повторений. Затем, в середине комплекса, вводятся новые упражнения. Они не всегда получаются четкими, и проходит некоторое время, пока малыш хорошо овладеет ими.

На восьмом месяце добавляются упражнения (рис. 22-24): повороты вправо и влево в положении сидя, упражнения на сопротивление (отнимание игрушки), бросание мячика, перекладывание игрушек, стояние при поддержке за одну руку, переступание вбок при поддержке за руки или у опоры. Комплекс упражнений сохраняется до 9-месячного возраста. Можно проводить занятия гимнастикой 2 раза в день: в утреннее и послеобеденное время.

Массаж и гимнастика ребенка от 9 до 11 месяцев

Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрствования, приблизительно через час после кормления. Поскольку ребенку не делается уже общий массаж, он должен заниматься гимнастикой в легкой одежде, не стесняющей движений.

Желательно во время занятий широко использовать предметы: кольца, палочки, мячик. Ребенка уже не берут за руки, а только за кольца, которые он держит руками. Это способствует укреплению мышц кистей и предплечий. Палочка используется в основном для упражнений с ногами. Ребенок отталкивает палочку согнутыми ногами, старается достать ее ногами лежа на спине, либо наклоняется, чтобы поднять. Малыш еще не может поймать мяч, но с удовольствием его кидает. И такие упражнения (отталкивание предмета) следует включать в каждое занятие.

В целом гимнастический комплекс до конца года выглядит следующим образом (рис. 25-30): сгибание и разгибание рук за кольца в положении сидя (пилка дров); сгибание и разгибание ног вместе и попеременно; отталкивание палочки согнутыми ногами; круговые движения руками с кольцами в положении лежа и вращательные движения рук в положении сидя; присаживание с помощью, а в последующем по команде; повороты туловища вправо и влево в положении сидя.

Добавляются и новые упражнения: приседание с опорой на кольца, которые держит взрослый, а в последующем по команде; ходьба на четвереньках, приподнимание туловища из положения лежа на животе за кисти рук, в последующем с использованием колец, за которые держится малыш; наклоны и выпрямления туловища из положения стоя (при этом ребенок стоит спиной к матери, она придерживает одной рукой его коленки спереди, а другой за грудь, помогая разогнуться); бросание мяча. В заключение - ходьба с поддержкой, а потом самостоятельно. Ходьба с поддержкой не ускоряет проявления способности ребенка ходить самостоятельно. Лучше пользоваться специальным поводком. Он не обязательно должен быть покупной и кожаный. Может применяться поясок от теплого халата, который надевают ребенку на шею, а концы его пропускают под мышки и назад (как игра «в лошадки»).

Все упражнения в начале месяца делаются 3-4 раза, в конце - 5-8 раз. Нужно строго соблюдать порядок выполнения упражнений, так как он предусматривает нагрузку на разные группы мышц. К концу занятий малыш не должен уставать. Если ему хочется играть еще, значит, занятие было построено правильно.

Массаж и гимнастика ребенка от 11 до 12 месяцев

На двенадцатом месяце жизни сохраняется предыдущий комплекс упражнений, который выполняет регулирующую и координирующую функции в развитии движений. По мере развития двигательных участков центральной нервной системы усложняется координация движений. Все более сложные и трудные упражнения становятся доступными и необходимыми ребенку, в частности, упражнение «мост» (рис. 31).

Ребенок лежит на спине. Ему медленно сгибают ноги до прямого угла и упирают ступни в стол. Затем подводят свою правую ладонь под спинку ребенка, и легкими вибрирующими движениями прогибают ее вперед. При этом малыш активно приподнимает туловище, слегка опираясь на голову и стопы. Цель упражнения – укрепление мышц шеи, затылка, туловища и ног.

Упражнение прогибания туловища из положения лежа на животе стимулирует тонус другой группы мышц туловища и конечностей. Рука взрослого лежит на ягодицах ребенка, слегка прижимая их к столу, а другой рукой, подложенной под грудь, он приподнимает верхнюю часть тела. Затем ребенок вновь возвращается в исходное положение.

Вторая часть упражнения делается так: левая рука взрослого на лопатках ребенка, правой он приподнимает нижнюю часть тела за стопы. После этого ребенок опять возвращается в исходное положение. Упражнения с прогибанием туловища довольно сложны и их следует повторять вначале 1-2 раза, а к концу месяца – 3-4 раза.

Мускулатура поясничной области позвоночника и пояса нижних конечностей укрепляется упражнением пассивного вращения обеих ног в тазобедренных суставах. Ребенок лежит на спине. Ноги его сгибаются в тазобедренных суставах. Взрослый держит их за голени и медленно вращает то в левую, то в правую стороны, так, чтобы колени описывали окружность.

Впервые вводится такое упражнение, как активное приседание. Поддерживая ребенка за руки, побуждают его самостоятельно приседать и вставать.

Комплекс упражнений для годовалых детей надо разнообразить различными игровыми моментами. Привлекать внимание детей яркими игрушками, разговаривать с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную музыку.

Для детей второго месяца жизни используются общие упражнения, рекомендуемые для карапузов от 1 до 3 месяцев. Ежедневные занятия помогут ребенку снять мышечный тонус, укрепить тело и овладеть новыми движениями и навыками. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать человеческие лица. Увидев знакомое лицо, приветливую улыбку, услышав нежные слова в свой адрес, кроха начинает улыбаться в ответ и хаотично двигать ножками и ручками. Эта реакция называется комплекс оживления. Она является очень полезной для развития мышц ребенка.

Утренняя гимнастика для малышей

В утреннюю гимнастику для ребенка стоит обязательно включать выкладывание его на животик перед кормлением. Двухмесячный малыш уже поднимает головку и может поворачивать ею в разные стороны, рассматривая движущиеся вокруг крупные предметы. Происходит укрепление мышц шейки. Со временем, хаотичные движения ручек и ножек в данном положении будут меняться на более осмысленные, похожие на попытку .
Чтобы у ребенка хорошо развивались мышцы позвоночника, выполняйте следующее упражнение. Положите кроху на бочок, одной рукой зафиксируйте ножки, а двумя пальцами другой нежно проводите вдоль позвоночника от крестца к шейке. В ответ на эти действия карапуз должен рефлекторно выгибать спинку. Переверните на другой бочок, поменяйте свои руки и проделайте то же на этом боку.

Гимнастика для ножек малышей.

Упражнение - рефлекторное ползание. Исходное положение - малыш лежит на животике, ручки ножки согнуты, головка приподнята. Коленки разведите так, чтобы пяточки были соединены. Держим ноги малыша, подложив свои ладони под наружную сторону ступней так, чтобы была возможность проводить большими пальцами рук одновременно по обеим пяточкам карапуза. Задача крохи - пытаться разогнуть ножки, чтобы ползти вперед. Во время выполнения упражнения, взрослый не выпускает ног малыша, иначе ребенок перестанет двигаться. Повторите 4 раза. Обязательно следите за техникой безопасности, чтобы ребенок не упал со стола, сделав внезапный рывок вперед. Еще одно упражнение - рефлекторная «ходьба». Возьмите малыша подмышки спиной к себе. Держа на весу, следите, чтобы он поочередно дотрагивался пяточками до твердой поверхности стола, совершая шаговые движения. Следите, чтобы ребенок ставил всю ступню на стол, а не только носочки.

Гимнастика для глаз для малышей.

Помимо и упражнений рук, ног и туловища, очень полезна гимнастика для глаз. Подвешивайте яркие и черно-белые картинки над кроваткой, чтобы малыш мог за ними наблюдать, но спустя 5-10 минут, их нужно убирать и менять на новые. Можно использовать воздушный шарик, прикрепив его к потолку. Если на него подуть, то кроха с интересом будет наблюдать за его колыханием. Хорошим упражнением будет медленное движение яркой погремушки на расстоянии 30-40 см от ребенка вправо-влево, вперед-назад. Малыш лежит поочередно на спине и на животе.