Естествознание для дошкольников программа. Курс естествознания для малышей

  • А Вы знаете, почему насекомых называются насекомыми?
  • Почему у белого медведя синий язык?
  • Как орлица выбирает папу для своих птенцов?
  • Думаете муравьи не умеют летать?
  • А паук-это насекомое или нет?

О программе

«Сказочное естествознание» — это образовательная программа непрерывного экологического обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, начиная с 4-х летнего возраста.

Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном для детей мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования.

Основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, ее уникальности и независимости от человека.

Занятия сопровождаются показами слайд- и видеофильмов, литературно-музыкальными композициями. Они погружают детей в прекрасный, полный тайн и чудес мир Природы. Эмоционально включаясь в занятие, дети чудесным образом превращаются в пытливых и заинтересованных исследователей. Они испытывают радость от новых знаний. И как настоящие ученые, которые всегда стремились сохранить свои открытия в записках и книгах, дети создают собственные книги своих открытий законов природы.

Все знания даются комплексно, в определенной системе, постепенно закрепляясь и расширяясь от темы к теме, от одной ступени к другой. Программа создана таким образом, что дети не получают домашних заданий. Они так хорошо усваивают материал на занятии, что даже через много дней помнят главные и самые важные признаки тех природных элементов и явлений, с которыми познакомились на занятиях. Программа настолько заинтересовывает детей, что уже через один месяц у ребенка наблюдается прогресс в обучении, а родители активно включаются в совместную работу. Не секрет, что проблема включения родителей в процесс активного воспитания и развития ребенка является одной из самых трудных.

Что включает программа?

  • Рассказывание авторских сказок c демонстрацией сюжета на фланелеграфе
  • Лабораторные опыты и эксперименты.
  • Инсценировка стихотворений и загадок, разучивание песен.
  • Подвижные игры, связанные с темой занятия
  • Лексическая работа с использованием элементов логоритмики (координация речи и движения)
  • Дыхательная гимнастика
  • Спортивные упражнения (с использованием элементов горизонтального пластического балета Н.Н. Ефименко) – это новая форма физического воспитания в положении максимальной разгрузки позвоночника.
  • Пальчиковая гимнастика, связанная с темой занятия
  • Разминка – дыхательная гимнастика, психологический настрой на занятие.
  • Образная пластика с использованием психогимнастики.
  • Слайд- фильм с сопровождением релаксационной и классической музыки или видеофильм.
  • Рисование в разных техниках, лепка, аппликация
  • Праздник Книги, которую нарисовал сам ребенок в конце каждой пройденной темы.

Чему научатся ваши дети?

  • Дети получают знания об окружающем мире в интересной для них форме через сказку, игру, творчество. НАШИ ДЕТИ ОСТАЮТСЯ ДЕТЬМИ.
  • Программа стимулирует развитие устойчивого познавательного интереса к природе, дети получают важные навыки в осознании и понимании картины мира. НАШИ ДЕТИ -ИССЛЕДОВАТЕЛИ! Мы вместе создаем книги о природе, в которых аккумулируется весь их маленький жизненный опыт.
  • Программа формирует у детей ключевые навыки, необходимые в 21 веке: исследовательской работы, проектного мышления, командной работы, способность к осознанному выбору. Наши дети приобретают устойчивую модель поведения в окружающем мире и в социуме.

Размышляя об этом, я определила цель своих уроков естествознания: научить детей разумно относиться к любому вопросу о природе и уметь находить ответ в литературе, планировать и осуществлять самостоятельное наблюдение, добывать новые знания, выдвигать предположения и проверять их в условиях эксперимента.

Этим отличается курс «Естествознание» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой от других курсов природоведения.

Можно учить детей представлениям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира продолжает меняться, особенно быстро в последнее время. Поэтому нужно помочь детям освоить не только знания о природе, но и способы получения этих знаний.

Предметом курса Е.В. Чудиновой является экспериментальный метод естественных наук, или, согласно метафоре Ньютона, - обучение «бросанию камешков» (объяснительных идей) в океан чувственного опыта. Курс Е.В. Чудиновой строится на основе теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, основным методом обучения является постановка перед детьми системы учебных задач.

В курсе «Естествознание» система учебных задач организуется вокруг разрешения научных споров (эксперимент как способ проверки правильности того или иного предположения).

Уже в первом классе дети узнают способы получения информации об окружающем мире и открывают для себя эксперимент, с помощью которого можно проверить свои предположения.

Детям нравятся практические занятия, например, с растениями. На уроке мы пытаемся сами посадить растения. Совместно вычленяем проблему - далеко или близко нужно распределять семена друг от друга при посадке? Выдвигаем гипотезу - когда растения растут близко, они мешают друг другу. Определяем способ проверки - эксперимент. Подготавливаем, замачиваем семена любых растений, затем высаживаем в две коробки. В одну - очень много семян, в другую - 2-3 семечка. Делаем предположение: «Если гипотеза верна, то что мы увидим в 1-й коробке? А во второй? Какие будут растения?» Зарисовываем результаты эксперимента в тетрадях. Чему учились дети, выполняя эту работу? Задавать вопросы, делать предположения, фиксировать процесс в виде символической записи. Наконец, они приобрели практический опыт правильной посадки растений.

А главное - дети активно мыслили! То, что интересует ребят, позволяет им узнать необычное в обычном, расширяет их жизненный опыт, то по-настоящему их развивает. Этому способствуют творческие задания. Например, такое. В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, петух, мышка, ежик, лиса, заяц, волк. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном природном сообществе? В ходе дискуссии выясняем, что такое сообщество, по каким законам оно образуется, какое влияние оказывают друг на друга представители сообщества, в чем опасность нарушения связей в природном сообществе. Свои суждения, предположения ученики подтверждают текстом учебника или статьями из энциклопедий, а дома зарисовывают разные сообщества.

Продолжением этих уроков может быть творческая работа на тему «Какое животное смог бы ты пригласить в гости, в окрестности своего города, предоставив все условия для жизни?». Для этого, советуем детям, воспользуйся приглашением:

«Уважаемая...! Приглашаю тебя в гости. В нашей местности есть прекрасный...»

В итоговой работе по теме «Природные сообщества» были следующие задания:

1. Подчеркни способы приспособления животных к условиям обитания в водной среде: яркая окраска, запасы воздуха, сильный запах, густой мех, жировая прослойка.

2. Напиши, к какому природному сообществу относятся эти животные и растения: клевер, шмель, куропатка, кузнечик, жаворонок, василек, бабочка, просо.

Начиная с 1-го класса, учимся работать с текстом. Используем не только научные тексты, но и художественные. Вот какой урок проведен в 1-м классе.

Произведения писателей-натуралистов как источник получения знаний о природе

Развивающие цели: умение находить в тексте информационные слова, использовать их для подтверждения своих гипотез; образное мышление; способности соотношения своих знаний и знаний, существующих в культуре.

Образовательные цели: дать понятия ранней и поздней весны; установить взаимосвязь между живой и неживой природой; познакомить с новым источником получения знаний.

Оборудование: линейки, карандаши, страница альбома, разделенная на 4 части, печатный лист с текстами.

Этапы урока:

1. Начнем урок прослушивания «звуков природы». Слушаем звуки и нарисуем то, что представили, услышав их.

2. Что нарисовали?

В какое время года бывает такое природное явление? (Чаще весной и летом).

3. Приходилось ли вам наблюдать грозу? В какое время года?

Что происходит в природе, когда начинается гроза?

Какой источник информации вы использовали, чтобы сообщить нам о природном явлении, о грозе? (Наблюдения).

4. Наш жизненный опыт и наши наблюдения позволили сделать предположение, что гроза начинается в мае.

Можно ли найти подтверждение этой гипотезе?

Какие источники можно для этого использовать?

Давайте уточним, какой гипотезе мы будем искать подтверждение? (Грозы впервые бывают весной).

Воспользуемся листочками с текстами, которые приготовлены для вас.

а) Прочитайте тексты;

б) Есть ли среди этих текстов те, которыми можно сопроводить звуки, услышанные в начале урока?

Прочитаем. Давайте посмотрим, совпали ли наши рисунки с описаниями в тексте? Когда бывает гроза? (Весной). Подтвердите текстом.

В лесу

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.

Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы. (По Г. Скребицкому).

Весной

Тепло. Повышается температура воздуха. Снег почти стаял, кое-где остались только его пятна.

Солнце сильно пригревает, хотя по ночам бывают заморозки. На больших реках начинается ледоход. В последние дни апреля или в начале мая случаются первые весенние грозы.

Небо голубое. У большинства деревьев начинают понемногу развертываться листочки. (По Архангельскому).

Первые грозы

Внезапно темнеет небо. Надвигается гроза. Все птицы смолкают. В теплом воздухе, наполненном ароматом цветов, наступает тишина. Вдруг раздается оглушительный гром, сверкает молния, и начинается ливень. Благодатный ливень, который так нужен растениям. Однако это ненадолго. Небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, повсюду журчат и сверкают ручьи. Громче прежнего поют птицы. (По Г. Арманд-Ткаченко).

Звери весной

Весной звери просыпаются от зимней спячки.

Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. Когда солнышко пригреет сильнее и прогалин на пригорках появится уже больше, выходят из берлог и медведицы с медвежатами.

Просыпаются и ежи под ворохами древесных листьев, где они спали с осени до самой весны.

Весной линяют белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и теплую зимнюю шубку на более легкую летнюю.

У лесных зверей весной появляются детеныши - лесные малыши.

У белки в ее гнезде бывает 4-7 крошечных слепых бельчат.

Когда апрельское солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появится пять или восемь слепых, но крепких лисят. Выбегать наружу они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шерсткой. (По М. Богданову).

в) Учитель: Делаем вывод, что солнечное тепло, которое именно весной набирает силу, помогло образоваться тучам, и они проливаются на землю дождем да еще и с грозами.

1. Что происходит после дождя в неживой природе? Какая температура воздуха? (Подтверждение текстом). Как называет автор ливень? (Благодатный).

2. Какие еще процессы происходят после грозы (по тексту)? (Появляются листья, поют птицы).

Можно ли нам записывать эти процессы в первую колонку? (Нет).

Как назовем первую колонку? («Изменения в неживой природе»).

Мы уже нарисовали картину весны. И снова возвращаемся к этому времени года. Люди говорят, что есть три весны. (Учитель читает В.Бианки «Три весны»).

Грозы бывают ранней или поздней (последней) весной?

Домашнее задание № 1. Следить за изменениями в природе и отметить дату первой грозы.

3. Работаем с таблицей для фиксирования наблюдений за изменениями в природе. (См. таблицу).

Во второй колонке нарисуйте процессы, которые описаны в тексте «В лесу» (появление почек, сокодвижение). Когда появились первые почки?

Домашнее задание № 2. Следить за изменениями в природе и отметить дату появления листьев.

4. Какие процессы происходят в жизни животных? Отметим эти изменения в 3-й колонке таблицы.

5. Что происходит в жизни человека весной? (Подготовка к посеву).

Домашнее задание № 3. Принести баночку с землей для того, чтобы мы могли посеять семена цветов.

Итоги урока. Что мы знали о весне до этого урока? Что узнали? Зафиксируем новое знание.

Знали:

Узнали:

Гроза; погода весной; линька; изменения в природе ранней, поздней весной; сокодвижение.

Каким способом мы получили информацию? (С помощью текста).

Сможем ли мы воспользоваться этим источником для получения других знаний о природе?

Нина Санникова


Иллюстрация с сайта: http://www.povodok.ru/main/main_vip/art7679.html

Программа кружка дополнительного образования

«Занимательное естествознание»

для детей 4-7 лет
МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №45 «Колосок»

Программа кружка

Возраст - 4-7 лет.

Срок реализации - 3 года.

Воспитатель

Новикова Наталия Станиславовна

Город Подольск 2017 год.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Коллектив МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №45 «Колосок» стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Актуальность и научность. П роблемы формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

  • формирование элементов экологического сознания;
  • формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;
  • воспитание культуры поведения и деятельности.

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения повышения экологической грамотности и культуры.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие. Суть противоречий в следующем:

Декламируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме биоэкоцентризме, а вот отбор содержания и методов производятся на основе старой парадигмы - антропоцентрической.

Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в котором человек считался мерой всех вещей, он выступал властелином природы, способным изменить её для удовлетворений своих потребностей.

Целью новой парадигмы является тоже человек, но не он сам, как хозяин, а через сохранение его среды обитания. Мы должны различать все действия человека в окружающей среде и в природных условиях. Каждый ребенок должен понимать, что помогать природе, улучшать её, можно в изменённой среде человеком: в городе, детском саду, в уголке природы.

Вся деятельность человека должна строиться с учетом законов природы.

Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа - это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна.

Считаю данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду и для меня, как педагога в частности.

Городской округ Подольск живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого наша группа взяла в качестве дополнительного образования Экологический кружок «Занимательное естествознание». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Цель и задачи программы

Цель дополнительного образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи :

  1. Приобщить детейдошкольного возраста к изучению родного края - малой Родины городского округа Подольска.
  2. Воспитывать экологическуюграмотность дошкольника.

3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

  1. Формировать у детейпредставление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

Познавательно-исследовательскую;

Чтение художественной литературы;

Коммуникативную;

Экспериментальную;

Продуктивную;

Трудовую;

Игровую.

  1. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-7 лет. Программа рассчитана на три года обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы кружковой работы - интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям.

Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям СанПину и программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

Этапы экологического воспитания :

1 этап (с 4 до 5 лет) - интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать; - участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; - общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них; - выполнение ряда правил поведения в окружающей среде

2 этап (с 5 до 6 лет) - соблюдение правил поведения в окружающей среде; - контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; - выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; - доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
3 этап (с 6 до 7 лет) - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи; - осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает; - обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем); - отношение к человеку, как к естественному объекту природы; - познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека; - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Занятия проводятся по 20 минут с детьми 4-5 лет и по 30 минут, с детьми 5-7 лет.

На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные

методы, дидактические игры.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 5-6 лет.

  • Знать и называть некоторых домашних животных.
  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Иметь представление о родном крае.
  • Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
  • Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
  • Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)
  • Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Дети средней группы должны знать:

  • 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
  • части тела животных и их особенности
  • виды растений
  • основные части растений
  • правила ухода.
  • Должны уметь:
  • устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
  • устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

  • о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Дети старшей группы должны знать:

3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей

Части тела животных и их особенности

Виды растений

Основные части растений

Правила ухода.

Должны уметь:

Устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей,

пищей и ротовым аппаратом животных,

Устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой

Дети подготовительной к школе группы

Должны знать:

Животных основных классов

Особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются.

  • виды растений
  • стадии роста и развития растений
  • что такое вода, воздух, солнце, почва
  • Должны уметь:
  • устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных,
  • различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
  • производить группировку «живое», «неживое».
  • Иметь представление

О роли неживой природы в жизни человека.

Формы контроля достижений воспитанников кружка

Тесты-задания;

Диагностика;

Анкетирование родителей;

Открытое занятие по экологии,

Выставка работ детей.

Тематическое планирование по сезонам

Осень - 8 интегрированных образовательных занятий

Зима - 11 интегрированных образовательных занятий

Весна - 12 интегрированных образовательных занятий

Учебный план .

Учебный план дополнительной общеобразовательной программы проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составлено единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Образовательная деятельность (НОД) по программе дополнительного образования осуществляется во второй половине дня, продолжительность занятий в соответствии с возрастом.

Время проведения НОД: средняя группа с 15.30.15.50

старшая группа с 16.00 -16.30

подготовительная группа с 16.40 - 17.10

Основные принципы работы:

  • Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.
  • Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий;
  • В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);

(1 год обучения, средняя группа)

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

Вводное занятие

Мониторинг

Подольск - наша малая Родина

Вот она какая, осень золотая

Экскурсия в осенний парк

Грибное царство нашего края

Где обитают рыбки?

Домашние любимцы

Кто живет в лесах нашего края

Климатические условия

Что растет в наших лесах

Сад-огород

Комнатные растения

Растения детского сада

Насекомые

Мониторинг

Всего:


Учебно-тематический план кружка

(2 год обучения, старшая группа)

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

Вводное занятие

Мониторинг

«Земля - наш дом»

«Угадай правило»

«Выбеи правильно

Климатические условия

Комнатные растения

Растения нашего края

Домашние животные

«По экологической

Мониторинг

Всего:


Учебно-тематический план кружка

(3 год обучения, подготовительная группа группа)

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

Вводное занятие

Мониторинг

«Мы друзья природы»

«Ходит капелька по кругу»

«Солнце в жизни растений и животных»

воздух и ветер

«Песок и глина-наши помощники»

Природные явления

Растения под нашей защитой

Обитатели природы

Учитесь жалеть и беречь.

В гостях у леса

Природа и человек

Мониторинг

Всего:

Тематическое планирование

Средняя группа дети 4-5 лет

Интеграция образовательных областей

Формы работы

Подольск - наша малая Родина.

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

1. Рассматривание иллюстраций о нашем городе.

1. Просмотр видеоролика.

«Овощи и фрукты»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

3. Игра «Угадай на вкус».

«Вот она какая, осень золотая!»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Чтение пословиц, поговорок и примет.

2. Игра «Найди такой же листочек» .

3. Эксперимент «Легкий - тяжелый»

«Экскурсия в осенний парк»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ о росте растений.

2. Дидактическая игра «Найди, что опишу»

3. физкультминутка «Поход».

«Грибное царство нашего края» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Разгадывание загадок о грибах.

2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб» .

3. Игра «Собери грибы»

«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят….»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Наблюдение за аквариумными рыбками.

2. Кормление рыбок.

3. Игры с водой «Рыбаки» .

«Домашние любимцы»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «У меня дома живет…»(рассказы детей об их любимцах) .

2. Игра «Хорошо-плохо» .

«Кто живет в лесах нашего края?»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ медвежонка о наших лесных соседях.

2.Упражнение «Изобрази дикое животное» .

3. Дидактическая игра«Что за зверь?»

4.Развлечение «Волшебница-осень!»

«А снег идет.»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Наблюдение «Снег, какой он?»

2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

3. Игра «Собери фигурки» .

«Воздух»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Эксперимент «Что в пакете?»

2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

«Путешествие по временам года» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Путешествие по временам года.

2. Дидактическая игра «Какое время года?»

«Водичка-водичка» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «Что было бы, если не было воды?

2. Эксперименты по определению свойств воды.

«Елочка-красавица всем ребятам нравиться

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Сравнение живой и искусственной елей.

2. Игры с шишками.

3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка» .

«Зимушка-зима» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «Что нам нравится зимой» .

2. Эксперименты с водой.

«Лесные жители в зимнем лесу»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Беседа о зимних изменениях в природе.

2. Игра «Угадай по описанию» .

3. Эксперимент «Лед- твердая вода.

4. Развлечение «Зимушка - зима в гости к нам пришла» .

«Крылатые соседи»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. «Чтение художественной литературы»

2. Дидактическая игра

«Опиши птичку»

3. Игра «Собери из частей»

4. Подвижная игра«Снегири»

«Домашние животные - друзья человека» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало» .

«Посадка лука»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Беседа о временах года, о посадке лука.

2. Посадка лука.

3. Игра «Сложи картинку» .

«Зимние явления в неживой природе»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Встреча со снеговиком.

2. Беседа о свойствах снега.

3. Эксперименты со снегом.

«Комнатные растения» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа о строении растения.

2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением)

«На птичьем дворе» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Встреча с курочкой Рябой.

2. Игра «Кто как говорит?» 3. Загадки.

«Весна идет!»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Разгадывание загадок о весне.

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Эксперимент «Таяние снега» .

«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Встреча с Веснянкой.

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

3. Игра «Живые картинки» .

«Весенние секреты»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Путешествие в весенний лес.

2.Игра «Назови детеныша» . Игра «Отгадай» .

«Водоемы родного края»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Игра «Кто это потерял» .

«Знакомство с птицами»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ о птицах.

2. Игра «Посели птицу» .

3. Эксперимент «воздух нужен всем» .

«Что растет в нашем лесу?»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Рассказ Лесовичка о лесе.

2.Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

3.Эксперимент «Здравствуй, ветер!»

«Камни»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание камней на прогулке.

2. Эксперименты с камнями.

«Песок»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание песка.

2. Дидактическая игра «Чудесные фигурки» .

3. Эксперименты с песком.

«Растения на территории детского сада»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Наблюдение за растениями.

2. Дидактическая игра «Угадай растение» .

3. Чтение стихотворений.

«Друзья мухи-Цокотухи» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Наблюдение за насекомыми на прогулке.

2. Беседа о том, что нельзя обижать маленьких соседей.

3. Дидактическая игра «Летает - не летает» .

Тематическое планирование

Старшая группа дети 5-6 лет

месяц

Тема

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы

работы

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Иллюстрации, фотографии

«Угадай правило»

Рисунки с графическим изображением правил, стихи.

Посещение выставки

Рисунков старших

«Выбери правильно

дорогу»

Картинка, на которой изображены лесные

тропинки. По краям тропинок расставлены

маркеры с правилами

поведения в лесу.

«Вода - друг человека»

Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико»

Разучивание стихов, потешек

«Разноцветная вода»

Наглядный материал,

Оборудование для опыта

«Вода холодная и горячая»

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы»

Игры с дидактич.

«Удивительные

приключения

капельки»

Обучающая настольная игра

«Ветер, ветер, ты могуч»

Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

«Как мы дышим»

Иллюстрации

«Наблюдение за ветром»

Наблюдения,

игры с флажками,

султанчиками, вертушками

Дидактическ.

Игра «Поиграй с

Нами ветерок»

«Облака -

белогривые

лошадки»

Наблюдения, песенка

«Облака - белогривые

лошадки», стихотворения

Разучивание

песен на муз.

«Пусть всегда будет солнце»

а) Солнце высушивает предметы

б) Солнце прогревает
предметы.

«Песок - наш помощник»

а) Сыпучесть песка

б)Рассматривание под лупой

«Что у нас под ногами»

Опыт №3 Опыт №6

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с

цветами. Худож. слово

«Как живут растения зимой»

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние забавы»

«Как узнать ель»

Худож. слово, загадки

Рассматривание ветки ели

«Поможем ёлке»

худож. слово, подвижные игры

Дидактич.

игра «С чей ветки детки»

«Козы! Кыш от берёзы!»

Песня «Берёзка» Е.

Тиличеева на слова П.

Воронько, худож. слово

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи.

«Зайчик в беде»

худож. слово, хоровод

«Заинька»

«Знакомство с кроликом»

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения

«Сравнение собаки и кошки»

Картинный материал,

худож. слово

Игры с мягкими

игрушками в

экологической

тропе»

худож. слово, дидактическая

игра «С чьей ветки детки»,

хоровод«Берёзка»

«Прогулка в лес»

худож. слово

Дидактич. игра «Кто как кричит?»

«Путешествие в весенний лес»

худож. слово,

дидактические игры

Наблюдения на прогулке

«Воробей и ворона»

худож. слово,

Просмотр видеофильма

Инсценирование сказки,

картинки

Наблюдения за птицами во дворе

«Птичка живая и игрушка»

Сравнение живой и

неживой птицы, худож. слово.

«Викторина о птицах»

вопросы, Худож. слово,

Тематическое планирование

подготовительная группа дети 6-7 лет

месяц

Тема

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы работы

сентябрь

«Экология»

Кукла «Инопланетянин»,

Предметные картинки, дерево без листьев,

пособие, «Напоминающее

«Мы друзья природы»

Картины с изображением

обитателя леса, карта - план путешествие, стихи, загадки, дидактическая

игра «Кто, где живёт»

Рассматривание

Иллюстраций «Что хорошо, что плохо»

«Сиреневый бал природы»

слушание музыки, грамм, запись

Разучивание стихов, песен

«Где живут капли воды в детском саду»

наблюдения, народный фольклор

«Послушная водичка»

опыт: определение цвета,

прозрачности, запаха, вкуса, формы воды

«Вода - кровь

земли»

Иллюстрация, худож. слово,

Рассматривание энциклопедии

«Ходит

капелька по

кругу»

Инсценировка по мотивам сказки «Куда делась вода

после дождика»

А. Дитрих

«Воздух вокруг нас»

Опыт со стаканом и водой.

Опыт на доказательство

невидимости и прозрачности воздуха

«Этот

удивительный

воздух»

опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»

«Вот труба, над нею дым»

художественное

слово, иллюстрации

«Где же 5-й океан»

плакаты, глобус, экологическая лаборатория, опыты

Беседы с детьми

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Исследовательская деятельность, вывод: солнце - тепло.

«Солнце в

Жизни растений

и животных»

Иллюстрации,

художественное

слово, народный

фольклор

Знакомство с пословицами, поговорками

«От чего

происходит

смена дня и

ночи»

Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением

различных времён суток. Детская энциклопедия.

Игра «Путешествие на

пароходе», подвижная игра

«День и ночь»

Чтение худ. литературы

«Песок и глина

-наши

помощники»

опыты с песком, глиной в

экологической лаборатории

«Удивительная глина»

Художественное слово, лепка, посуда из глины

«Что у нас под ногами»

иллюстрации, коллекция

камней, картинный материал

«Земля - наша кормилица»

Экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы.

«Сухая и влажная почва»

Художественное слово, почвы бывают разными.

Зарисовки наблюдений

«Знакомство с подземным царством»

Экологическая лаборатория, опыты с почвой

Чтение литературы о

подземных царствах

«Значение

почвы в жизни

растений»

плакаты, иллюстрации,

художественное слово

«Не уставайте удивляться»

Художественное слово, загадки, приметы

Рассматривание

Фотоальбома «Природа глазами

художника»

«Зелёная аптека»

стенд «Лекарственные

растения», художественное слово, загадки

Изготовление и

рассматривание

гербария

«Растения под нашей защитой»

иллюстрация, художественное слово

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с цветами. Худож. слово

Наблюдения за

цветущими растениями в детском саду.

«Где живут обитатели природы»

таблица, дидактические

карточки, комнатные

аквариум, художественное

слово, дидактическая

игра «Где мой дом»

«Учитесь жалеть и беречь»

художественное слово, таблица «Прудовая

«О чём поют птицы»

приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц»

«Как нельзя

относиться к

братьям нашим

меньшим»

иллюстрации, художественное слово, картинки, легенды.

Просмотр диафильма

«В гостях у зелёного друга»

игра - викторина о растениях. Чтение отрывка «Не только деревья» по М.

«Что растёт в

лесу и кто живёт

в лесу»

художественное слово, загадки

«Кто главный в лесу»

художественное слово, экология в картинках,

иллюстрации о растениях и животных

«Лес в жизни человека»

панно для моделирования

«Лес», предметные

картинки, плакаты «Что не

следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из

древесины»

«Заповеди юных

защитников

природы»

плакаты с изображением

различных ситуаций, беседа.

«Природа просит защиты»

Художественное слово,

иллюстрации, рисунки детей, игра инсценировка

«Зимний разговор через форточку» Б. Брехт

«Природа и человек»

Художественное слово, иллюстрации,


Методическое обеспечение программы

На занятиях в кружке дети получают дополнительные знания по экологии, у них формируется осознанное отношение к природе родного края, закрепляется желание продолжить кружковую работу.

Здесь происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

Целесообразно использование методов :

Создание проблемных ситуаций;

Воспитание сопереживания ко всему живому на Земле;

Индивидуальный подход;

Исследовательская деятельность;

Различные виды занятий;

Создание развивающей среды;

Привлечение родителей к работе над данной проблемой;

Необходимая развивающая экологическая среда представлена следующими центрами:

«Маленький гений»:

Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка,гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

«Уголок природы»

Календарь природы, модель календаря природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

«Огород на подоконнике»

Мини - огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

Уголок - садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Литература

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.
  2. Веракса Н.Е., Васильева М.А.,. Комарова Т.С Программа «От рождения до школы»... Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
  3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическомувоспитанию дошкольников М.: ВАКО, 2005год.
  4. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений экологической культуры детей - М.: ТЦ «Сфера»
  5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А Экологические проекты в детском саду - Волгоград: Учитель, 2011 год.
  6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2015 г.
  7. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Дети дошкольного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. В этом плане велико значение естествознания как пропедевтического курса. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Это в свою очередь будет способствовать взаимообогащающему взаимодействию естественнонаучных предметов, реализации на деле, а не формальных межпредметных связей.

В курсе естествознания младшие школьники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании человеком. Здесь они знакомятся с особенностями строения человеческого тела и санитарно-гигиеническими правилами поведения. Современная жизнь немыслима без сведений из различных областей биологии, химии, физики, географии, экологии. Научные знания предоставляют человеку возможность преобразовывать природу, управлять естественными силами, создавать новые машины и технологии. Наряду с этим, учащиеся должны понять и неразрывную связь человека с природой, необходимость бережного, внимательного отношения к ней.

Кроме того, в процессе формирования знаний у учащихся курс естествознания дает возможность осуществить системный подход, поскольку школьники знакомятся с неорганическими (от атома до планеты, от местности до географической оболочки) и органическими (от организма до экосистемы) системами.

52. Базовый минимум естественнонаучных знаний для детей старшего дошкольного возраста. Вариативность программ ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Вариативность программ ознакомления дошкольников с окружающим миром («Юный эколог» С.Н. Николаева; «Семицветик» В.И., Ашиков, С.Г Ашикова.; «Родной дом» М.Ю. Новицкая; «Зеленая тропинка» А.А. Плешаков; «Наш дом - природа» Н.А. Рыжова; «Радуга» Т.Н. Доронова; «Книга Природы туристят» Л.Е Куприна; «Туристята» Т.П. Завьялова; «Развитие» Л.А. Венгер и др.)