Эссе «Великое искусство воспитателя — воспитание детей. Воспитание воспитателя

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

2-го октября, под вечер, на огневую приехал командир батареи. Был он не в духе: лицо красное, говорил совсем скупо, покусывая нижнюю губу. Мы были собраны в блиндаже заместителей.

— Вот зачем я приказал собраться, — он на секунду задумался и прикусил нижнюю губу. — Нужно строить для лошадей на зиму теплые землянки с противоосколочным перекрытием. Срок готовности — пятнадцатое число. Командирам взводов доложить мне о готовности землянок до 24.00 пятнадцатого. Работы начать завтра с утра, оставив на огневой минимум для открытия огня.

— А занятия? — вырвалось у меня.

— Вы не глухой? Я повторяю: доложить о готовности землянок до 24.00 пятнадцатого октября.

И все. Как строить, на сколько лошадей строить землянку — предстояло решать нам. Полная свобода действий. Печатных пособий никто в батарее по этому вопросу не читал. Остановились на проекте, предложенном Шичкиным.

На следующий день, после маскировки огневой и завтрака, я с командирами орудий и частью расчетов отправился в расположение тяги.

У каждого орудия оставил по два человека: наводчика и номера, которого наводчик, пока мы работаем, должен был учить своей специальности. Два человека — это крайний минимум для ведения огня на первое время, пока подбегут остальные.

Каждый расчет строил укрытия самостоятельно, каждое укрытие на орудийную упряжку, шесть коней. Ездовые работали все — рук хватало.

Шичкин землянку сделал первым, получалась она прекрасной.

— В такой землянке ездовым жить, — говорил в похвалу старшина батареи. Шичкин сияя от удовольствия, смеялся, потирая сухие сильные рука Похвалил Шичкина и вездесущий Федин:

— Шичкин, тебе б только строевой овладеть — и ты хоть куда! Был бы лучший старшина во всей дивизии.

— Не надо старшиной, товарищ политрук; тут меня, в основном, только лейтенант долбит, — Шичкин кивнул в мою сторону головой. — А я вроде бы уже чуть привык к этому, а то помаленьку, между нами, и отбрешусь, когда есть лазейка, а старшине поддают со всех сторон, и рта открыть не дают.

— Это точно, — поддакнул старшина, который сегодня утром получил нагоняй от замкомбатра за получасовое опоздание завтрака.

Гончаров сделал землянку для коней добротно, но не так красиво и на сутки позже — шел по следам Шичкина.

Во время этих работ я, если не дежурил, все время был на тяге, работал, только в разных расчетах, где больше нужна была помощь: не мог я по своему характеру стоять, как говорится, руки в карманы. Раза два за день отлучался на огневую, чтобы посмотреть, как наводчики проводят занятия.

Гончаров в первый день приберегал руки, но видя, что Шичкин вырвался вперед, тоже взялся за лопату, потом за топор. Когда я одобрил его землянку, сказал:

— На фронте человеком стал: научился лопатой и топором. Надо в письме жене похвалиться: буду живой — сам все буду делать, как Петр Первый.

Говорил это Гончаров, как всегда, с чуть заметной ухмылкой, медленно; не поймешь: то ли говорит серьезно, то ли смеется.

Работу задерживали двери: для изготовления их нужны были доски, навесы. Доски Шичкин вырубил топором, но двери получились тяжелые. Навесы ковали из железного лома Шичкин и Мишонин, орудийный номер в расчете Гончарова. Шичкин стоял у походного горна, закоптелый, нос в саже. Он оказался не только хорошим плотником, но и вполне удовлетворительным кузнецом. Позже Шичкина и Мишонина попросили отковать навесы для блиндажей и конских землянок всей батареи, и они еще день стучали у горна.

Когда мы работу заканчивали, в первом взводе сделали только половину работы. Я посмеивался над отстающими.

— Вася, забываешь главную заповедь лодыря: «Не спеши выполнять приказ — его могут отменить». А что? А что? Возьмут и прикажут сменить огневую позицию, — отвечал Данилин улыбаясь.

За неделю до срока готовности землянок, когда ковали навесы, приехал командир батареи. Честь Шичкин отдавал у горна растопыренной пятерней, но теперь он не смущался этого. Командир батареи сделал ему замечание:

— Пальцы, Шичкин, пальцы…

— Есть пальцы, — ответил Шичкин и сжал их, отчего ладонь получилась перевернутой лодочкой.

Досадливая улыбка командира батареи не вызвала на этот раз у Шичкина заметного смущения, да и я не очень расстроился: у нас было что показывать.

Землянки даже на старшего лейтенанта Леванду произвели благоприятное впечатление. Он осмотрел все, потрогал руками белые стены из осиновых плах, такие же ясли, прищурил глаза, зажал нижнюю губу зубами, подумал, потом уже сказал:

— Неплохо… Особенно у Шичкина. Когда будут поставлены двери?

К вечеру все будет сделано. Навесы откуют и повесят двери.

Ну, а у вас, товарищ Данилин? Может, вам у второго взвода попросить помощи?

— До срока еще почти неделя, товарищ старший лейтенант. Доложу вовремя.

К сроку первый взвод успел. В тот день шел нудный, холодный дождь.

Вечером Николай ввалился в наш блиндаж мокрый, посиневший, но улыбающийся, как всегда, снял плащ-палатку и шинель, повесил их у горящей печки, потом протянул к огню покрасневшие руки:

Истина; ленивому всегда часа не хватает. Чуть-чуть не успели до дождя. Надо идти докладывать командиру батареи. Ты уже доложил?

— Он сам видел мои блиндажи.

— Как хочешь. От доклада язык не отвалится. Положено. Леванда службу знает и любит.

Я не придал значения словам моего опытного в службе товарища. Часа через два мы улеглись спать. В 24.00 меня разбудил телефонист: командир батареи вызывал к телефону. Пока я под дождем бежал к телефону в блиндаж телефонистов, гимнастерка на спине стала мокрой.

Командир батареи сказал:

— Сейчас за вами зайдет старшина — явиться с ним ко мне.

Я оделся и стал ждать старшину. Он вошел мокрый, с плащ-палатки текла вода.

— Ну и дождь! Ну и дождь! — тихонько говорил старшина, чтобы не разбудить спящего Данилина.

Закурили.

— Чего он нас вызывает? — спросил я.

— Не спится самому. Начальство среди ночи для хорошего не вызывает. Чего меня — знаю: вчера и сегодня управлению не хватило чаю… Еще грешки накопились — будет «задушевная беседа» минут на пять. Хорошо хоть долго говорить не любит.

Вышли из блиндажа. Темно — не видно своей руки перед носом, и дождь еще больше усилился.

— Кони где?

— Нет коней, приказал пешком идти, — ответил старшина.

Кровь прилила к моему лицу, на языке завертелось ругательство, но я, помедлив, сказал бодро:

— Раз начальство приказало — пойдем пешком.

Шли напрямую, по телефонной линии. В лесу во время дождя для путника двойной дождь: все, что задержалось на листьях и хвое, слетает обильным ливнем, как только прикоснешься к дереву или ветке. Впереди шел старшина, он держался за провод, первым «принимал душ». Когда на наблюдательном пункте мы вошли в блиндаж телефонистов и разведчиков, на мне не было сухой нитки. Пока курил, на пол с шинели и плащ-палатки натекла лужа. Я пытался шутить по этому поводу, но настроение было преотвратительное. Цыгарка стала жечь пальцы, я машинально потушил ее и пошел к командиру батареи. Постучал в дверь блиндажа, услышав «да», вошел, доложил.

Командир батареи сидел за столиком, который был сделан из крышки снарядного ящика, из темноты ярко горела сплюснутая гильза — «катюша». Не предлагая мне пройти от двери, командир батареи приказал доложить о готовности конских землянок.

Меня обожгло, но и на этот раз хватило духу смолчать и отвечать по делу, хотя и не по-уставному:

— Они готовы были, когда вы приезжали на батарею. Вы это видели.

— Мало ли что я видел. Вам было приказано сделать и доложить мне. Вы сделали, но не доложили.

— Из-за этого нужно было вызывать в средине ночи? — Голос мой дрожал. Я еле сдерживался, чтоб не нагрубить.

Леванда спокойно охладил меня:

— Становитесь, наконец, военным. Докладывайте, — говорил он, как всегда, четко, спокойно, но волнение выдавали щеки — они горели. Нелегко командирам дается такое спокойствие, но оно действует сильнее криков и нотаций. Так было в этот раз со мной, убежденным в необходимости крепкой дисциплины.

Получив после доклада приказание идти, я автоматически, не раздумывая, приложил руку к пилотке, повернулся кругом, со шлепком приставил правую ногу к левой, потому что сапоги основательно раскисли, толкнул дверь и вышел в ход сообщения. Как закрыл дверь — не помню. Из-за темноты и расстройства я проскочил в траншее поворот к блиндажу, где сидел старшина, дожидаясь своей очереди, дошел до наблюдательного пункта.

Я отозвался. — Прошли поворот, товарищ лейтенант. Давно не были у нас. Идите вперед — здесь есть выход. Поверху лучше идти.

Разведчик говорил спокойно, уважительно.

— Две недели не был, а вы тут нарыли ходов… Заблудишься…

— Командир батареи говорил, вы там такого понастроили! Говорит, что в вашем взводе блиндажи для коней лучше, чем наши для жилья.

Я ничего не сказал. Вдруг очень захотелось курить. Спичек не было, а «катюшей» — трутом и кремнем — пользоваться я не хотел и поэтому не имел. Спросил:

— Прикурить есть чем?

— Я не курю, товарищ лейтенант.

Поглощенный переживанием, я забыл, что этот очень серьезный, обычно малоразговорчивый красноармеец не курит и не пьет даже причитающуюся ему водку.

— Тогда пойду в блиндаж. Там дежурный телефонист смалит, как паровоз.

— В наш блиндаж будет второй сход, — сказал мне в спину Иванов.

Прошу Вас, читатель, запомнить этого разведчика на будущее.

Шагая со старшиной на огневую под все продолжавшимся дождем, про себя удивлялся, как это я, уже начавший заводиться для очередного пререкания, сумел осадить себя, хотя голос мой дрожал, звенел зло, с обидой. Наверное, главное все-таки — спокойствие и официальный тон командира, но и я становился военным: приобретал умение владеть собой, своими чувствами. С наблюдательного пункта мы вернулись в два часа ночи. Настроение у меня было отвратительное и на следующий день.

— Чего, молодец, не весел? Чего голову повесил? Не журись. Как у вас говорят: перемелется — мука будет, — сказал мне Федин.

— Не вешаю я голову, товарищ старший лейтенант, — политработникам недавно присвоили воинские звания.

Когда немного разговорились, я высказал наболевшее:

— Не везет мне, как бедному Ванюшке. Разве я не на совесть все делаю? А шишки все на меня. Заест меня Леванда.

Тебя съесть — зубы обломаешь. Ты сам кого угодно слопаешь. Леванда о тебе хорошего мнения. Ты ершист — он и стрижет тебя. Чего это ты Шичкина среди батареи гонял? Додумался! Тебе не нравится, а зачем ты людям так делаешь? — нашел, наконец, Федин момент отругать меня за глупость, совершенную мною еще в августе. — Леванда, как и ты, не святой, и порядка добивается всеми ему известными приемами. Даже такими унтерскими. Война тоже штука неприятная, требует беспрекословного повиновения и исполни­тельности. Ты это не хуже меня знаешь…

Я молчал.

— Вы с Левандой по характеру, как братья родные, похожи друг на друга. Только он, как говорит Данилин, обкатанный службой…

Мы проговорили долго. Федин помог мне вернуть обычное мое настроение.

Вскоре в полку был издан приказ, в котором старшему лейтенанту Леванде, мне и Шичкину была объявлена благодарность за хорошее оборудование огневой позиции и места тяги. Я и Шичкин не скрывали своей радости. Федин добро, как старший брат, посмотрел в мое сияющее от радости лицо и сказал:

— Это еще не все. Я слышал: тебя к очередному званию представили.

Самостоятельность

Во второй половине октября мой взвод стал кочующим. На старых вырубках были подобраны две огневых позиции. Несколько дней взвод жил на одной из них, оборудовался, стрелял; потом выставил макеты орудий, перешел на вторую и здесь несколько дней оборудовался и стрелял; затем, выставив макеты, возвратился на прежнее место.

У немецких разведчиков на схемах и картах появились новые батареи, обнаружившие себя неоднократной стрельбой. Создавалась видимость усиления артиллерии на нашем участке.

Хотя мне и взводу на временных огневых было значительно хлопотнее, все это мне нравилось: мы помогали нашим войскам под Сталинградом и на Кавказе, и не было над головой замкомбатра, с которым я все еще не мог войти в нормальные отношения. Нравилась мне и самостоятельность при выполнении приказов командира батареи: никто не понукал, не указывал — дело, срок, доклад. Я чувствовал, что вырос в глазах командира батареи и особенно Федина. Последний приходил к нам почти каждый день.

Взвод был рад его посещениям, я — особенно. Самый большой успех политработника, я думаю, когда его приходу рады в подразделении, когда увидеться с ним — праздник и удовольствие, как с родным человеком. Таким для меня стал старший лейтенант Федин. Я видел, что он меня любит и переживает из-за моих промахов, рад малейшему хорошему и замечает все хорошее в моем взводе.

— Он был очень добрым человеком, человечным — этим он мне тоже нравился, — сказал много лет спустя про Федина полковник Леванда, наш бывший командир батареи.

Так как больше, видимо, не представится возможности, скажу, что москвич Федин по гражданской профессии — кожевник, окончил кожевенный техникум, а по призванию это был чистейший политработник-воспитатель.

На временных огневых позициях, на одной из них, нас дважды крепко обстреляли. Снарядов не жалели, но ущерба нам не нанесли: взвод был хорошо окопан. Стало ясно, что немцы верили в наши батареи, особенно потому, что они стреляли и по макетам, дополнявшим взвод до батареи.

Кочевали мы до октябрьских праздников. Я жил с четвертым расчетом: блиндаж у них был просторнее. Все время приходилось топить печку, потому что было холодно и сыро, часто шел дождь, и нужно было сушить одежду и обувь. Освещались лучиной из сухих еловых дров. Чтобы читать вслух по вечерам «Как закалялась сталь», первые главы «Василия Теркина», «Новые похождения бравого солдата Швейка», Шичкин сделал держатель для лучины. Поэма и сатирический роман о новых похождениях Швейка в годы второй мировой войны печатались в нашей фронтовой газете и всегда очень ожидались, читались и перечитывались.

Книгу «Как закалялась сталь» я нашел весной 1942-го года в совершенно разрушенной деревне Замошье, в большой яме, где, видимо, был медицинский пункт батальона, и носил то в полевой сумке, то в мешке. До войны я ее прочитал трижды — первый раз в шестом классе — и помнил почти наизусть многие места, которые часто перечитывал на фронте. Павел Корчагин был моим любимым героем, и мне хотелось быть таким, как он. Книга посредине была насквозь пробита осколком и по краю местами залита кровью, но это не сильно мешало чтению, просто некоторые слова приходилось додумывать по смыслу. Слушать чтение собирался весь взвод. Однажды читал Шичкин. Я, услышав шорох в проходе в блиндаж, открыл дверь: в проходе стоял Серенька Сергунов и слушал.

— Почему не у орудия? — Сергунов дежурил у орудия.

— И отсюда видно, а послушать охота.

— Ты что, не читал?

— Читал, да еще интересно, — грустно прогундосил Серенька, выходя из дверного окопа и направляясь к орудию.

— Ладно, Сергунов, стой под дверью, — разрешил я, поставив себя на его место. — Лунно. Байрачный у орудия?

— Здесь я, — отозвался Байрачный, выходя из-за щита. — Хай послухае. Мне далеко видно.

На временных огневых я более тесно подружился с наводчиком четвертого орудия Дыниным. Он был почти мой ровесник, родился в городе Кирове Калужской области, до которого от наших огневых было километров двадцать-тридцать. Один раз к нему приходила мать. Парень он был разумный, спокойный, серьезный, до войны успел окончить девять классов. И сейчас, будто вчера, я вижу его белозубую улыбку с золотой фиксой посередине, матовое юношеское лицо, гладкие каштановые волосы, причесанные набок, всего его, всегда чистого и аккуратного. Вечерами, если было время, мы подолгу разговаривали. Службу он всегда нес безукоризненно, все делал се­рьезно. Если ему поручалось кого-либо учить наводке орудия, можно было не проверять, потому что добросовестнее я и сам бы не провел занятия.

Иного характера был наводчик третьего орудия Сергунов. Он тоже местный, из какой-то деревни Кировского района Калужской области, 24-го года рождения, белобрысый, стеснительный и мечтательный. Все в третьем расчете были старше его и относились к нему, как к сыну, любили за бесхитростность и доброту, обычно называли Серенькой. Отец у него был трактористом, по его словам, очень сильным. Мать любила отца, а он, отец, как подопьет — не прочь был «потаскать девок за дабузы», то есть похватать за груди. Об этой слабости отца Серенька говорил с осуждением в голосе. По наивности он мог поверить любой небылице, даже самой невероятной. В расчете самым большим мастером на байки и розыгрыши был Котов, и все сходилось на Сереньке, который обычно слушал, разинув рот, и тянул удивленно, в нос: «Ды ну?..»

Дынин быстрее овладел специальностью наводчика, работал всегда ровно, без ошибок, но иногда видно было, что волнуется. Серенька дольше делал ошибки и, как человек неорганизованный, то и дело нарушал мои требования соблюдать приемы работы у прицельных приспособлений. Но когда эти приемы стали для него привычкой, стал работать блистательно и, главное, хладнокровно.

На временных позициях я старался поддерживать порядок, какой у нас был на основной огневой. Велось дежурство сержантов. С вечера я обычно долго читал и в это время разрешал дежурному сержанту спать. Однажды в ночь начал хлестать сильный дождь со шквальными порывами ветра. Лес стонал, трещал. В ту ночь он полностью оголился. В блиндаже было тепло, в печурке потихоньку горели жаркие березовые дрова, я жег еловую лучину, она пахла сладковатым дымом, потрескивала, иногда стреляла, но светила вполне сносно, и я с увлечением читал новеллы Стефана Цвейга. Книгу мне откуда-то привез старшина батареи. В ней не было нескольких листов в начале и в конце, я досадовал, но читал с увлечением, пока очень не устали глаза.

Прежде чем лечь спать, вышел проверить несение службы у орудий и разбудить Гончарова: было время его дежурства. Со света лучины перед лицом сплошная черная стена. С минуту я стоял у блиндажа, пока чуть освоился с темнотой. Холодный ветер продувал плащ-палатку и шинель, после тепла блиндажа меня передергивал озноб.

Пошел к третьему орудию. Вошел в окоп — никто не окликает. Почти ощупью обошел орудие — так было темно — нет часового! Пошел к четвертому орудию.

Вошел в окоп — тоже никто не окликает. За щитом орудия, укрывшись от порыва ветра, стояли двое и о чем-то увлеченно разговаривали. Я подошел вплотную.

Одного и другого по макушке и бери взвод голыми руками. Убить вас мало, разгильдяи. Вы почему ушли с поста, Сергунов? — запальчиво кричал я.

— Покурить, — прогундосил Сергунов.

— Вы ж не курите! Боитесь? Будете стоять вдвоем. Марш в свой окоп!

Сергунов побежал и сразу же пропал в темноте.

— А тебе не стыдно, Рощинский? Вы помогали Сергунову совершать преступление. Комсомольцы! Ну, я вас завтра! А потом на комсомольском собрании!..

Разбудил Гончарова, сделал ему выговор за плохое несение службы в его расчете.

— Ах, сопляк! Что-нибудь да выкинет! — возмущался Гончаров —
Никак детство не проходит, хоть штаны снимай.

Но я-то знал, как любит он Сереньку — самое многое, что он сделает — слегка поворчит.

На рассвете мы сменили огневую позицию и, как только замаскировались, я провел тренировку по занятию круговой обороны, потом крепко отругал Сергунова перед строем взвода, а к вечеру случай об уходе с поста Сергунова разбирали на комсомольском собрании. Серенька сидел красный, опустив голову, и ковырял ногтем кору дуба, возле которого он примостился. Когда ему предоставили слово, он поднялся и еще больше покраснел, даже пробор между белесыми волосами головы был красный, шапку он вертел в руках. После повторного предложения говорить просипел в нос:

— А что говорить, когда виноват весь?

5 октября меня приняли кандидатом в члены ВКП(б). Я еще активнее взялся за комсомольскую работу в батарее. В дневнике своем то и дело записывал повестки комсомольских собраний, темы бесед
или краткое упоминание статей в газетах, чем-то поразивших меня, которые я читал комсомольцам, взводу. Сводки Совинформбюро стали особенно интересовать после первых успехов наших войск под Сталинградом и на Кавказе. Вот некоторые записи из дневника:

«6 ноября. Только что закончилось комсомольское собрание. Повестка: «Комсомольцам всех специальностей батареи уметь стрелять прямой наводкой».

«25 ноября. Новое радостное сообщение: 12 тысяч пленных! 3 дивизии сдались с генералами и штабами! — только что передали по телефону…»

Взвод мой обязательно ежедневно занимался. Сверхсрочной работой считалась лишь маскировка, только для нее делалось исключение. В каждом другом случае, при работе любой срочности, у орудия оставались командир орудия или наводчик и один из членов расчета, которого учили наводке орудия. Таким образом, в расчете двое все же занимались.

Готовность открыть огонь по любому участку в кратчайшее время требовала, чтобы номер, стоявший на охране орудия, пока прибежит расчет, успевал навести орудие в цель (участок). Это мог сделать только хорошо знающий наводку, поэтому я разрешил по одному у орудия стоять только тем, кто хорошо владел специальностью наводчика. Остальные стояли по двое, увеличивая нагрузку на расчет.

6 ноября, видимо, подводя итоги к празднику, я записал: «Теперь у меня все могут наводить орудие, а Мишонин, Байрачный, Грузнов, Рощинский работают очень хорошо. Можно поставить штатными.
Трудно было раскачать. Мишонин и Байрачный — шофера, боялись, что их, когда полк получит машины, не отпустят из расчетов, поэтому они долго не хотели учиться наводке. Хитрые мужики! Одним словом «механики»!

Слабее других у прицельных приспособлений работал Котов, но ошибался он редко, просто медленнее других переставлял деления угломера, уровня, прицела. Панорама и барабанчик угломера служили ему своеобразными счетами.

— А я не думаю, не считаю, какой должен быть угломер или, скажем, уровень. Сказано: левее 0-16 — я и отсчитываю. Эт я, слава богу, умею, — и вспомнив мои упреки, добавил, хитро подмигивая, при этом усы от улыбки лезли вверх: — Лучше бабы деньги считал, хоть их племя на это дело острое.

5 ноября, в день моего девятнадцатилетия, о чем я совершенно забыл, нас вернули на постоянную огневую. После праздника на временные огневые мы выезжали один-два раза в неделю только для стрельбы и обновления маскировки.

Продолжение следует.

Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:

«Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию»

Санкт – Петербург

План работы

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества.

2. Мама или детский сад.

3. Функции воспитателя дошкольного учреждения.

4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами.

5. Требования к личности воспитателя.

6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?

Список литературы.


1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

«Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог – философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой – нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра – это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни – могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Определяющим моментом в этой связи будет являться выявление потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом, знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети.Также большую роль в развитии ребенка будут играть занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, он постепенно придет к более совершенному исполнению своих художественных произведений.

Таким образом - через науку, философию, искусство, религию - интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при изучении человека, человечества, природы и Космоса – происходит становление космического сознания ребенка.

Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек, по К.Н. Вентцелю, «будет все больше осознавать себя как существо, связанное в своем бытии с человечеством, природой, Космосом». В результате к нему придет «понимание необходимости заботы об окружающей среде». Образование, как считал педагог-философ, может развивать космическое чувство – чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношении к ним.

2. Мама или детский сад

Вспомним фразу Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние. От зародыша до новорождённого пучина».

Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия обитания и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в новом коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выбираться «из-под крылышка» близких, и именно от них зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу.

Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.

Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.

Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми – все это залог наилучшей адаптации ребенка в школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы. В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык.

Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умение находить сходство–различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам).

В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.

Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:

Следовать режиму, разделяющему работу и отдых,

Общаться в коллективе и находить контакт с людьми,

Всесторонне развиваться,

Овладеть навыками самостоятельной работы,

Укрепить здоровье и характер.

3. Функции воспитателя детского сада

Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать).

Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.

В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.

Гувернёров приглашают к детям старше трёх лет. Домашнее воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного. Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт преподавания какого-либо предмета (репетиторство), а также желание и готовность работать с детьми. Домашнему воспитателю необходимо и наличие медицинской книжки.

Домашними воспитателями чаще становятся женщины. Сейчас появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель. Претендующий на эту работу помимо высшего образования и знания иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и умение вождения автотранспорта.

Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.

Однако самое главное в работе воспитателя детского сада - это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка». Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами

В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права:

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

3. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

5. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия, предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

6.1. За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.

Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

7. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

8. Педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог имеет право:

· участвовать в работе совета педагогов;

· избирать и быть избранным председателем совета педагогов ДОУ;

· выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;

· защищать свою профессиональную честь и достоинство;

· требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;

· повышать квалификацию;

· профессиональное мастерство;

· аттестовываться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;

· участвовать в научно-экспериментальной работе;

· распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;

· получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией ДОУ.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог обязан:

· выполнять Устав ДОУ;

· соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ДОУ;

· охранять жизнь и здоровье детей;

· защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;

· сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать

5. Требования к личности воспитателя

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший воспитателя представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:

1. Правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.

2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось.

3. Установить, какими достоинствами должен располагать, и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу.

4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу.

Обсудим сформулированные выше положения. Главная тенденция современного прогрессивного развития общества – это демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.

Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения.

Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?

Прежде всего - это умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой – это отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.

Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие, умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.

Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы воспитать личность, а сейчас, нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.

О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.

В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской, или главным образом воспитательской.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – это важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с детьми?

Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику».

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку» своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникши» конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения, максимум пользы для себя.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?

«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»

Л.Ф. Евстратикова

Педагог он вечный созидатель.

Он жизни учит и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель,

За что благодарю свою судьбу.

Много нужно ласки и заботы

Всех услышать, каждого понять.

Воспитатель – трудная работа –

Постоянно маму заменять.

Вырастут ребята, детство не забудут,

Впереди у жизни целый век.

И тот шалун с годами добрым будет,

Главное, чтоб был он – ЧЕЛОВЕК!

Не важно, кем они работать будут.

Для воспитателя – ведь дети навсегда!

Чем больше уважать их будут люди,

Тем выше планка моего труда!

Уйдут одни, придут другие дети,

Получают здесь и ласку, и уют.

Меня оценят в 21 веке,

Труд воспитателя оценят – добрый труд!


Список литературы

Основная

1. Закон РФ «Об образовании», ст. 55-56;

2. Дошкольное образование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,

4. Часть 2, глава 7.

5. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М. – 2000, глава 1.

Дополнительная

1. Концепция дошкольного образования.

2. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.

3. Гелашвили И.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободного воспитания / Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ. 2000. С. 71-77.

Н аивно мнение молодого воспитателя, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, сам он, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей. Тому, кто, присматривая за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность, на которую я желаю обратить внимание, тем более что профессиональная гигиена души недостаточно широко известна. Воспитатель, работая над пониманием человека – ребенка и над пониманием общества – группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой, опускается. Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств; от ребенка я получаю приказания – и я требую от себя, обвиняю себя, оказываю себе снисхождение или снимаю с себя вину. Ребенок и поучает, и воспитывает. Ребенок для воспитателя – книга природы; читая ее, он созревает. Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с собой все те часы, когда он бодрствует. Я его лишь отгадываю. Поэтому я ошибаюсь: оцениваю его рыночную стоимость и дефекты. Ленивый, недисциплинированный, капризный, врет, ворует – этого мало. Каков его взгляд на себя, отношение к другим детям и к воспитателю; какой он приобрел опыт, на какие способен усилия и компромиссы? Сколько даст на-гора упорства? Нельзя относиться к детям свысока. Среди десятков детей всегда найдутся на редкость разумные, наблюдательные, способные к критике, настороженные, с односторонним опытом, ироничные, склонные к каверзам и мстительные. Группа, обсуждая, дискутируя, делясь и обмениваясь наблюдениями, будет знать воспитателя насквозь. И захочет сделать безвольным инструментом в своих руках. Использует все его недостатки и его нерешительность, слабости и изъяны. Не даст себя ни завлечь, ни обмануть. Подвергнет его суровому следствию, экзамену добросовестному и оценит справедливо. И либо доверится, либо отложит решение, либо замкнется, законспирируется, затаится, либо объявит открытую войну. Горе ему! Он увидит уже только «упрямство», «дурное влияние» отдельных детей, покушения на свой «авторитет», поступки назло, в отместку. Не услышит никаких замечаний о своих распоряжениях и о себе, никакого «вы ошибаетесь – вы не правы». А это голос совести для доброй воли воспитателя. Бывает, что ты сразу попадаешь в атмосферу враждебного недоверия, если твой предшественник – тиран или размазня – ожесточил, разъярил детей. Здесь повредит и сухой приказ, и наивное нравоучение. Надо вооружиться терпением и переждать. Завоевать действиями.

Дети вознаграждают воспитателя, но они и отчитывают, и наказывают; мирятся, забывают или сознательно прощают – и мстят. Станут травить, высмеют, нарушат покой, взбунтуют вспыльчивого или подставят глупенького (потому так часто страдает невинный). Упорно добиваются: будь образцом. Согласно с главным постулатом педагогики: покажи пример. Не слова, а дела. Перед воспитателем встает дилемма: и он или вступает в тяжелую, трудную борьбу, которой и конца не видно, со своим несовершенством, или – это удобнее – предает теорию анафеме. Итак: книги врут, авторитеты – мошенники. Жизнь – не письменный стол ученого. Диплом дал мне права. Я уже теперь сам, своими силами. Потому что, может быть, это и хорошо, но не у нас. Может быть, в других условиях. Может быть, другие дети. Мои же – это банда, шайка, сброд (скоты!). Нужно с ними круто. Следовательно – запреты и ограничения. Полная изоляция собственной жизни от их жизни и переживаний. Только бы был порядок. Порядок должен быть – железный регламент! Уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребенке, защитник юных, маленьких и слабых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристрастный прокурор, ключник, палач. Уже не воспитатель, а интендант – управляющий зданием, канализацией, инвентарем, канцелярией, учетчик штанов и башмаков. Я не недооцениваю администрации, это было бы непростительной ошибкой. Управлять педантично, четко, чтобы не промотать. Res sacra. И дети должны понимать и чувствовать, что ты это для них в поте лица своего добываешь и экономишь. Ты только тогда вправе наказать как администратор, когда как воспитатель потворствуешь. Если воспитатель потеряет контакт с детьми, признавая только фаворитов, заушников и доверенных слуг, потому что ему так удобнее, разве он возьмет на себя труд заведовать добросовестно – стоит ли?! Разве он не заключит скорее союз с теми, кто захочет наживаться на бесправных, бессловесных, брошенных на произвол судьбы? Разве не станет он со временем – только сохраняя видимость добросовестного служащего – нечестным хозяином и человеком падшим? Только б полегче, подешевле, с наибольшей для себя выгодой. Амбарная книжка и плетка. И фраза: я закаливаю детей и приучаю к дисциплине. Воспитываю будущих членов общества.

Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений ты поднимешься на высшую ступень понимания языка шепота, улыбки, взгляда, жеста – слез раскаяния или слез бессилия преступного ребенка.