Если ребенок не слушается и истерит. Ребенок не слушается - как правильно реагировать? Советы детского психолога

Прежде всего, хочется уяснить, для чего мы хотим, чтобы ребенок был послушным? Что мы вкладываем в это понятие? Нам нужно, чтобы ребенок беспрекословно выполнял наши требования, не мешал, следил за порядком и приносил из школы одни пятерки? Или мы хотим воспитать здорового, счастливого, духовно развитого человека? Святые отцы говорят, что послушание - это не подавление воли старшим младшего, а направление его собственной воли к благу. Послушание необходимо для воспитания ребенка, но нужно оно самому ребенку, а задача родителя быть ему помощником и педагогом (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий ребенка»).

Изучая педагогическую и психологическую литературу, творения Святых отцов и православных педагогов, можно выделить несколько причин детского непослушания. Нам всем необходимо чаще напоминать себе о них, чтобы не скатываться в эти крайности и не наносить тем самым вред ребенку.

Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность

Неразумная любовь родителей к детям. Казалось бы, как это любовь может навредить ребенку? Ведь любовь - это основа взаимоотношений внутри семьи! Это так, но то, что мы назвали «неразумной любовью», зачастую уже любовью не является. Можно скорее определить ее как болезненное чувство, страсть. Бывает, что родитель «души не чает» в собственном ребенке, он смысл всей его жизни. Одновременно с этим такой родитель требует, чтобы ребенок горячо и с одинаковым постоянством любил нас. Боясь потерять любовь ребенка, родители идут у него на поводу, выполняя любой каприз и не замечая его проступков. Ребенок же, чувствуя это, начинает пользоваться слабостью родителей. Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность. В противовес «неразумной любви» родители должны быть преисполнены безусловной любовью к ребенку, когда вы любите его в любое время, несмотря на усталость, раздражение, в не зависимости от его проделок, даже когда он вас совсем не слушается.

Отсутствие родительского авторитета. Это очень важная причина непослушания. Именно потому, что от нас требуется постоянный добрый пример, а мы часто его не показываем. По мнению А. С. Макаренко, есть различные виды ложного авторитета.

Авторитет подавления. Им по большей части обладают отцы, проявляя настоящий террор, держа в страхе всю семью. Такой «авторитет» ничего не воспитывает, он только приучает детей держаться подальше от «страшного папаши», порождает в ребенке лживость, трусость и жестокость.

Авторитет расстояния. Некоторые родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступая в роли начальника. Дети при этом находятся на попечении бабушки или няни.

Авторитет резонерства. «Родители заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В этой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть в глазах детей непогрешимыми» (А.С. Макаренко).

Избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость - с другой. Угрозы в адрес ребенка, по мнению Х.Дж. Джайнотт, также ведут к непослушанию. Дети часто воспринимают угрозу как призыв повторить запретное действие. Когда взрослый говорит: «Еще только раз сделай…», ребенок слышит лишь: «Сделай».

Тепличное воспитание, когда взрослые оберегают детей от любых усилий.

Отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обобщая взгляды ученых на разнообразие причин детского непослушания, приходим к выводу: большинство их кроется в неумелом, неразумном воспитании, в дурном примере, который многие из родителей подают детям. Постараемся понять, как нам не допустить такого.

В воспитании у детей послушания Н. И. Козлов рекомендует использовать алгоритм последовательных действий: 1) обратите внимание на себя и убедитесь в наличии контакта; 2) обратите внимание на то, что у вас к ребенку есть просьба, и убедитесь, что вас услышали; 3) изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу поняли; 4) выслушайте ответ и договоритесь до чего-то, что устроило бы обе стороны; 5) если нужно, решите вопрос с мотивацией; 6) договоритесь о контроле (как вы узнаете о выполнении); 7) подтолкните к выполнению и эмоционально «подкормите» теплом или личным отношением; 8) поддерживайте постоянный фон, спокойствие, теплоту и требовательность (варьируется по ситуации).

Ни одна область жизни ребенка не может быть оставлена без требовательного и уважительного внимания к его действиям и поступкам. Приказаний, требований, запретов не должно быть слишком много. Педагогическим условием воспитания разумного послушания и одновременно профилактики непослушания является грамотное предъявление требования. Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, а на справедливости и доверии. Там, где отношения взрослых и детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения.

Справедливость и законность требований - непременные условия формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись несправедливо, то его реакция может быть самой неожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым. Нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи на место, чистить на ночь зубы и т.п., то этого нужно придерживаться постоянно. Если же воспитание строится на уступках, то оно, в конечном итоге, будет зависеть от детского «хочу - не хочу».

Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и ласки к чрезмерной строгости сбивают детей с толку, они с трудом понимают, чего от них хотят. В итоге у ребенка развивается неуравновешенность. Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т.д. Ребенок не справляется с таким объемом указаний, нервничает, и это нередко приводит к конфликтным ситуациям. Пренебрежение взрослыми чувством меры ведет к тому, что самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями

Согласованность и последовательность в требованиях крайне важны. Малышу сложно ориентироваться в ситуациях, если воспитатель чего-то потребовал, а родители не поддержали; если мама разрешила, а папа отменил; если бабушка похвалила, а дедушка осудил. В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями, поэтому недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый защитник. Дети быстро улавливают, как вести себя с каждым: папу нельзя не слушать - он строгий; с бабушкой можно покапризничать - она пожалеет, уступит; ну, а мама всегда купит то, что просишь, особенно если заплакать.

Когда правила меняются ежедневно, ребенок, проявляя непослушание, начинает испытывать авторитет взрослых. Если взрослые показывают ему, что у них есть предел прочности, то тем самым поощряется ухудшение плохого поведения. Чаще всего в таких ситуациях взрослые прибегают к наказанию. Только согласованность требований создает условия для закрепления правильных форм поведения, вырабатывает в ребенке веру в законность родительского слова. А от этого в значительной степени зависит и незыблемость родительского авторитета. Безусловно, даже в самых незыблемых правилах бывают исключения, это нормально. Родитель должен всегда сопоставлять требования с реальной ситуацией. Если вы каждый вечер чистите зубы, а сегодня вернулись домой за полночь, то ничего страшного, если этот раз будет исключением из правил. Если ребенок болеет, с температурой, никакого «быстро убери игрушки на место» и быть не может. При этом ребенок не воспримет этот как разрешение не убираться за собой, правило есть правило, а сегодня исключение.

Чтобы требования вызывали у ребенка желание их выполнять, далеко не безразлично, в какой форме они высказаны. Ведь одно и то же указание может звучать по-разному в зависимости от того, как его преподнести. «Кому сказано: сейчас же - марш в постель!» В таком распоряжении чувствуется раздражение. Ребенок может подчиниться, но может и ответить упрямством, упорным отказом. Или: «Побыстрей ложись в постель, я тебе сказку расскажу». Заинтересованный малыш торопится в постель, но оказывается, что обещание рассказать сказку - это лишь прием, злоупотребление его доверчивостью. В следующий раз он не поверит родительскому слову.

Некоторые родители прибегают к обману как к средству, усиливающему весомость распоряжения. Это значит, что они не надеются на послушание ребенка без дополнительного «усилителя». В таком распоряжении скрыта слабость взрослых. Если ребенок это почувствует, то впоследствии он не будет реагировать на их требования.

Предупредить детское непослушание позволяет и учет интересов детей. Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств; нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда с точки зрения взрослых его заботы и волнения выглядят малозначительными. Это важно для формирования доверия к окружающему миру, чувства собственного достоинства. Это не то советское «человек - это звучит гордо», а любовь и уважение к тому образу и подобию Божиему, которые есть в каждом человеке. Нельзя любить Бога и пренебрежительно относиться к Его образу в маленьком человеке.

Ребенку, который заигрался или зачитался интересной книжкой, сложно переключиться на выполнение требований взрослого: сесть за уроки, сходить в магазин, принести какую-нибудь вещь. Увлеченный своим делом, ребенок как бы не слышит родителей. Не всегда такое поведение надо толковать как непослушание. Собираясь о чем-то попросить ребенка, но видя, что тот поглощен интересным занятием, следует сначала отвлечь его внимание, дать возможность переключиться, а потом уже требовать. Иногда приходится прибегать к прямому вмешательству, чтобы пресечь недозволенный способ поведения. В таких случаях экстренной мерой является запрещение. Например: «Нельзя дерзко отвечать маме, это очень плохо».

В воспитании послушания очень важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, но это отдельная большая тема.

Воспитание - это соработничество родителей и Бога

Послушание - такое растение, которое может расти только там, где почва для него благоприятна. В воспитании разумного послушания важным условием является проявление безусловной любви к ребенку. В то же время родители, даже безупречно выполняющие свои родительские функции, порой сталкиваются с вспышками протеста, непослушания со стороны ребенка. В таких ситуациях они должны знать, что все дети время от времени капризничают, не слушаются. Нельзя забывать, что даже самый подготовленный родитель не может целиком определить жизнь ребенка. Воспитание - это соработничество родителей и Бога. Именно Ему нужно вверять попечение о своих детях, и прилагая максимальное усилие в правильном воспитании и добром примере, не забывать о молитве о детях.

Дети любят доминировать в семье. Довольно часто они диктуют свои правила родителям, любыми способами стараются добиться желаемого. Особенно ярко такое поведение проявляется в дошкольном возрасте, ребенок не слушается 5 лет.

Почему ребенок не слушается в 5 лет?

В период взросления дети осознает свою самостоятельность, понимает, что может влиять на решение, принимаемое родителями. Когда ему говорят что-то сделать, он отказывается, знает: любая угроза со стороны взрослых не осуществится. Он уверен: пожалеют. Поэтому будьте внимательны при обращении к нему.

Помните, что дети считаются отражением своих родителей. Когда ребенок 5 лет не слушается родителей: продумайте свои действия, проанализируйте мысли. Главная причина - это не правильные действия взрослых.

Также следует проанализировать окружение малыша. Отношение к нему взрослых играет часто более важную роль. Разобраться в данной ситуации поможет знание следующих моментов.

Причины непослушания пятилетнего ребенка:

Непонимание ребенка. Взрослые абсолютно игнорируют желания малыша. Подобное поведение способствует зарождению чувства ненужности. Малыш ощущает их нелюбовь.

Умение анализировать. Третья причина связана с ростом умений, знаний, навыков. Дети знают, что они хотят, однако, родители не могут себе позволить им это дать. Отсюда вытекает бунт, желание поступать наперекор. Девятилетний ребенок не слушается и огрызается в данной ситуации точно, как пятилетний.

Манипуляция. Часто малыш манипулирует родителями. Когда он видит, что на просьбу откликаются, бунт прекращается.

Строгость и рукоприкладство. Первую причину надо искать в отношении родителей к тому, как малыш себя ведет. Когда ребенок 5 лет не слушается, взрослые начинают проявлять строгость. Наказывают, угрожают. Малыш теряется. Он старается осознать: почему вчера это было можно делать, сегодня нельзя. Взрослые должны понимать: использование слишком строгих методов воспитания, может только навредить.

Здесь возможны два результата:

  • будет нарушена психика малыша;
  • ребенок, отстаивая свою точку зрения, перестанет вообще подчиняться взрослым.

Баловство. Вторая причина скрывается среди противоречий. С одной стороны дети должны жить по правилам поведения, принятым семьей. С другой – они попадают в окружение вне дома. Это школа, улица. Там действуют свои правила, с которыми надо считаться. Они получаются дезориентированы.

В поведении детей четко видна хаотичность. Для них нет запретов, все можно, разрешается. Затем наступает момент, когда они не воспринимают слова «нет», «нельзя». Начинается истерика, требование своего.

Что делать, если пятилетний ребенок не слушается?

Прежде всего, помните: дети во всем подражают взрослым. Когда мама, папа забывают свои обещания, игнорируют просьбы, малыш поступит также.

Если ребенок 5 лет перестал слушаться, задумайтесь: возможно, причины данного поведения надо искать внутри самих родителей.

Как научить ребенка слушаться в 5 лет:

  • обращайтесь к нему уважительно. Используйте разъяснительные интонации. Тон не должен быть приказным. Малыш слышит повелительные нотки, выражает сразу протест. Постарайтесь, чтобы в словах, обращенных к нему, была просьба, объяснение;
  • для малыша очень важно, чтобы его услышали. Слушайте его. Он увидит тогда: его понимают. Помните о его правах, выставляя только свои требования. Это будет способствовать формированию отрицательного поведения;
  • когда малыш капризничает, пересмотрите свое поведение, задумайтесь над взаимоотношениями внутри семьи;
  • дети быстро учатся манипулировать взрослыми. Они усваивают, что с помощью таких действий можно быстро всего добиться. Эта тактика часто распространена во многих семьях. Когда родители видят манипуляции малыша, понимают, что 5 летний ребенок не слушается, желая что-то получить, идти у него на поводу не надо.

Воспитывая малыша, не отстраняйтесь полностью от запретов. Прививайте ему знание определенных правил. Они повлияют на формирование поведения в дальнейшем. Помогут стать дисциплинированным, ответственным. Малыш научится правильно распределять время. Это поможет избежать многих проблем.

Чтобы найти единственно верное решение для возникшей ситуации, родителям следует четко видеть причины непослушания. Они должны понимать нецелесообразность использования жестких мер воспитания, осознавать отсутствие положительного результата.

Из этой статьи вы узнаете:

К сожалению, сегодня в мире мало существует семей, где дети беспрекословно слушаются своих родителей. Сама же проблема послушания довольно важна и окружена многими дилеммами, а также требующая деликатного подхода. Изначально мы переносим много переживаний, пока ребенок находится в утробе матери, а потом нас начинают волновать вовсе другие вопросы, когда дети становятся непослушными.

Важно понимать, что в такие моменты необходимо, с одной стороны, поднимать собственный авторитет в глазах сына или дочки, а с другой стороны, не подавлять их стремление развиваться как личности. Если постараться сказать иными словами, то дети не должны чувствовать, что им приказывают и навязывают. Необходимо стараться делать так, чтобы они сами захотели делать то, что вам нужно.

Факторы и причины непослушания детей

Для начала необходимо разобраться в корне проблемы непослушания. Любой ребенок, какой бы ни был послушным, рано или поздно проявит свою индивидуальность и начнёт отказываться слушаться родителей. Конечно такое бывает и в раннем возрасте, когда ребенок 1,5 года не слушается, но в разных ситуациях, это может иметь разные последствия, иногда печальные. Важно и то, что проблема может усугубляться с возрастом, а значит, крайне важно возникшие проблемы решать корректно с самого раннего детства.

Также многим известная ситуация, когда самым маленьким разрешают делать многое, поэтому и не удивительно, что двухлетний ребенок не слушается родителей. Это приводит часто к тому, что формируется достаточно прочная модель собственного поведения у детей, которая подкрепляется вседозволенностью. Поэтому и не удивительно, что через некоторое время, ребенок в 4 года продолжает не слушаться никого. Но в это время, родители и воспитатели начинают активную борьбу с возникшей, вроде как внезапно, проблемой.

Обратите внимание


Активно заставляя ребенка слушаться родителей, можно нарушить его психику и свою тоже. Во избежание такой ситуации, важно понять причины, почему ребенок не слушается.


Первая причина, почему дети не слушаются

Как уже говорилось выше, основная проблема заключается в резком отношении родителей к поведению ребенка. Когда ему 1.5 года и он не слушается, то это нормально, а когда он достигает 4-5 лет, то это уже плохо, и папа с мамой начинают активно вести себя довольно строго. В основном это проявляется в угрозах и наказаниях.

В результате таких действий, сам малыш сталкивается с дилеммой: ещё вчера это было дозволенно, а сегодня строго пресекается.

На заметку родителям


Родители должны понимать, что виновниками возникновения таких ситуаций, являются они сами. А использовать жесткие формы воспитания, ни к чему хорошему не приведут.

Если вы решаетесь на строгое воспитание в нужное для вас время, то это может привести к двум плачевным вариантам развития событий. В первом из них у ребенка нарушится психика, которую взрослые просто доломают окончательно. Во втором дети с сильным характером просто захотят отстоять собственную линию поведения, а значит, слушаться они никого не будет вообще.

Вторая причина непослушания

Вторая причина может вытекать из множества противоречивых требований. С одной стороны дети должны учитывать правила, действующие внутри семьи, с другой стороны они вынуждены адаптироваться в среде воспитательных и учебных заведений, плюс ко всему окружающие их взрослые и другие дети могут оказывать сильное влияние, вынуждая реагировать на моральные, религиозные и другие нормы поведения, действующие в обществе. А как заставить или научить ребенка слушаться, если он будет совершенно дезориентирован?

Третья причина, почему ребенок может не слушаться

В этом случае, проблема заключается в том, что дети, подрастая, получают всё больше и больше новые:

  • навыки;
  • умения;
  • знания.

В это время, если трехлетний ребенок не слушается или дети старшего возраста, то они просто сами могут не знать, чего хотят. Также может быть и обратная ситуация, когда дети отлично знают, чего бы им хотелось, но в силу определенных причин родители не могут им этого позволить и ставят свой запрет. А естественная реакция любого молодого человека на запрет – бунт, причем может быть очень эмоциональным и приводит к желанию делать всё наперекор, что и приводит родителей к вопросу, как заставить своего ребенка слушаться.

Как научить и приучить ребенка слушаться родителей

Для того чтобы найти правильное решение для возникшей проблемы, взрослые должны понимать возможные причины непослушания и не использовать жестких воспитательных мер, которые сами по себе никогда ни к чему хорошему не приводят. Важно помнить, что ребенок – это индивидуальность, со своим видением мира, с которым нужно считаться. Не следует насильно склонять его к выбранной модели поведения. Частые наказания и запреты вызовут лишь стойкое желание ребенка сбежать, но уж никак не дадут ответ на вопрос.

К тому же, попытки «задавить авторитетом» лишь нанесут моральный ущерб, и могут стать причиной серьезных проблем в будущей, взрослой жизни. Крайне важно в тех случаях, когда родители не могут самостоятельно справиться с возникшими затруднениями, обратиться к соответствующим специалистам, поскольку только профессиональный подход поможет наладить мир в семье и исправит накопившиеся ошибки. Здесь же будут приведены общие ответы на поставленные вопросы. Но в каждом случае есть свои нюансы, под которые необходимо подстраиваться.

Если ребенок 1.5-2 года не слушается


Многие задаются вопросом, стоит ли как-то на это обращать внимание, чтобы не упустить случайно момент. Ведь вдруг потом будет поздно что-то исправлять. Причем это относится к случаям, если приемный ребенок не слушается или биологический.

Важный момент в том, что дети в возрасте около двух лет начинают проявлять достаточно сильные негативные реакции, но не все. Но с самими детьми ничего страшного не происходит, дело в том, что они начинают себя осознавать как отдельного человека. Если говорить другими словами, то зарождается личность и самостоятельность.

Проблема в том, что ребенок ещё не понимает, что он может делать и что ему разрешается делать. Главное в такие момент твердо объяснять ему, что можно делать, а чего нельзя. Также обратите внимание на тот факт, что в таком возрасте, у детей уже есть умения манипулировать своими родителями, особенно матерями.

Принципе поведения родителей

Старайтесь сдерживать свои слова и стоять на своём, когда делаете запрет на определенные действия ребенка. Держите себя в руках, поощряйте самодеятельность ребенка в правильных направлениях, играйте с ним и не будьте ему начальником, а родителем.

Если ребенку 3-4 года и он не хочется слушаться

Для этой ситуации мы можем привести реальный вопрос из жизни и ответ психолога не него.

Вопрос. Подскажите, будьте добры, ребенок 3 года не слушается и у него ужасное поведение: не хочет слушать, начинает упрямиться или вообще игнорирует нас – родителей. Если его забираешь из садика домой, то не хочет идти, начинается валяться, здесь разного рода «угрозы» никак не помогают. Если ему в дома запрещаешь смотреть мультики, то начинает очень сердиться и даже драться. Может даже временами сказать, что побьёт палкой или порубает топором, хотя такого нигде вроде не видел и слышать не мог. Фильмы такие не смотрим, а в мультиках такого не замечали.

Стоит ли его наказывать или что лучше предпринять в подобных ситуациях? Потому что мы уже начинаем себя чувствовать просто бессильными.

Ответ психолога


Здравствуйте. В таком возрасте, у вашего ребенка начинает формироваться целеустремленность и воля. В подобной форме они и пробуют себя утвердить. Главное, не позволить себе перебрать с вседозволенностью, а также не давить сильно на ребенка психологически. Постарайтесь найти некий баланс в своих действиях.

Следует только при полном отказе выполнять вашу волю, настаивать на своём и настаивайте на достижении своих целей. А если это простые пустяки, то не стоит ребенка дергать лишний раз, пусть пробует проявить свою волю. Даже если ребенок 4 года не слушается, через некоторое время, он уже пойдёт в школу, а там будут формировать другие функции психики и он станет более адекватным в своём поведении. К этом же ответу можно отнести вопрос, если ребенок 5 лет не слушается и ведет себя капризно.

Не хочет слушаться в возрасте 13 и больше лет

Если ребенок 13 лет не слушается, речь идёт о подростковом кризисе, когда проходит период становления ребёнка. В такое время, он уже хоте быстрее стать взрослым, но ещё не может понять, что это собой представляет. Если говорить другими словами, то ребенок уже хочет повторять то, что делают взрослые, но ещё не знакомы такие понятия, как ответственность и последствия, поэтому и появляются разного рода проблемы из-за этого. Как приучить ребенка слушаться родителей в таком возрасте рассмотрим дальше.

Как вести себя с 13-летним ребенком


В такой период нужно просто поддерживать своих детей, в нужное время иметь большое терпение, а в другое – пробовать войти в их положение. Также пробуйте дать понять им, что такое плохо и наоборот. Старайтесь постоянно проявлять мудрость, как родитель.

Всегда необходимо помнить о том, что когда у человека постоянно стрессовое состояние, то это по не его воли, выводит из равновесия. Причём все эти процессы никак не зависят от него. Плюс ко всему этому, переходной возраст и не устоявшаяся психика. Мы можем вам пожелать только больше заботы, любви и понимания в этом случае.

Заключение всей статьи

Старайтесь постоянно общаться со своим ребенком, показывая ему что плохо, а что нет. Понимайте его и предоставляйте максимум внимания. В конечном результате, никаких проблем с не послушанием у вас не будет.

Обратите внимание


Ни в коем случае не используйте физическое наказание, такие как удары по рукам, пощечины, подзатыльники, ремень и прочее. Это максимально травмирует психику ребенка и только испортит отношения ваши возможно на всю жизнь. Детские обиды будут оставаться с ним на всю жизнь до последних дней, а это является основной причиной разнообразных хронических заболеваний, что никак не сопоставимо с его непослушанием. Пусть лучше не слушается пару недель, месяцев или лет, чем всю жизнь потом мучается.

{deti2}

Часто, в момент непослушания ребенка, родители теряются и не знают, как лучше поступить, чтобы взять ситуацию под свой контроль: наказать, накричать или уговорить. Мало кто из взрослых думает в этот момент о малыше, как о личности, также имеющей собственное мнение, которое не совпадает с родительским. Для тех, кто стремится разобраться в этом вопросе, предлагаем ознакомиться с подробной инструкцией о том, что необходимо делать, если ребенок не слушается.

Всех родителей интересует вопрос, как воспитать послушного ребенка, тем не менее, не все хотят разбираться в тонкостях. Так, например, существует несколько причин, почему дети не слушаются:

  1. Их потребности не удовлетворяются. Если малыш не получает то, что в чем нуждается, он начинает сопротивляться в ответ на просьбы и указания родителей. Возможно, он попросту голоден или хочет спать. Иногда случается и так, что он не получает родительскую любовь в полной мере.
  2. Неспособность родителей грамотно реагировать на то, как ребенок проявляет эмоции. В момент непослушания взрослые не показывают правильную реакцию. В итоге чувства малыша не принимаются в расчет.
  3. Переживания по поводу неизвестности. Ребенок чувствует неуверенность в тех случаях, когда не знает, что его ожидает. Лучше рассказать о планах, это придаст крохе уверенность и спокойствие.
  4. Усталость, переутомление. Из-за усталости или переутомления нет желания идти на компромисс. Сейчас родители стараются загрузить свое чадо максимальным количеством информации: кружки, дополнительные занятия, спортивные секции и многое другое. Важно проследить за тем, чтобы такая нагрузка была по плечам неокрепшего организма.
  5. Завышенные ожидания и высокие требования со стороны родителей. Некоторые взрослые считают, что лучше все знают. Отсюда возникают чрезмерные требования, ответом на которые родители получают сопротивление со стороны их чада.

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

При непослушании детей родителям не стоит поступать следующим образом:

  1. Уходить или грозить уходом в момент истерики. Самое страшное для малыша – остаться без родного человека, поэтому подобное поведение со стороны взрослого чревато серьезными психологическими проблемами у отпрыска в будущем.
  2. Требовать немедленно успокоиться, угрожая применением наказания. Мгновенно успокоиться не вышло бы даже у родителя. Это требование нереально.
  3. Высмеивать или передразнивать. Издевательство близкого человека в момент, когда малышу плохо, – точно не лучший вариант.
  4. Переключать внимание. Таким образом, у детей отбирается возможность выплеснуть гнетущие его чувства, которые в итоге загоняются внутрь.
  5. Игнорировать. В подобном случае у крохи сложится впечатление, что взрослому все равно, и можно продолжать вести себя точно так же.

Принципы обучения, воспитания и развития послушания у детей

Предлагаем вашему вниманию несколько принципов, как сделать так, чтобы побудить свое чадо слушаться.

  1. Любовь. Дайте почувствовать своему малышу, что его любят, даже с его недостатками и капризами. Пусть это чувство будет безусловным.
  2. Поддержка. Даже взрослому человеку важно, чтобы его поддерживали во всем. Так же обстоит дело и с малышами. Для них поддержка – это главное. Сюда не входят ситуации, когда имеет место аморальное поведение. Необходимо привить и объяснить, что такое «хорошо» и «плохо».
  3. Воспитайте себя. Многие родители желают знать, как заставить детей делать то, что они хотят. При этом не все задумываются, что необходимо начать с себя, ведь дети – это наше отражение. Большая часть информации, которую они усваивают, исходит от нас.

Наиболее распространенные взрослые ошибки

Есть наиболее распространенные ошибки, совершаемые взрослыми, которые совсем не способствуют послушанию. Итак, взрослые ошибаются, когда:

  • оберегая чадо, не позволяют испытывать чувство риска;
  • при возникновении малейшей незначительной опасности стараются немедленно прийти на помощь;
  • позволяют чувству вины оказаться на пути успеха;
  • чрезмерно просто восторгаются детьми;
  • не рассказывают о своих ошибках прошлого;
  • ошибочно думают, что интеллект и одаренность являются характеристиками зрелости;
  • не делают сами то, чему учат свое чадо.

Непослушание с 1 до 4 лет

Тут имеет место кризис 1 года. Так, у крохи возникают потребности, и он стремится к самостоятельности, соответственно, сталкивается с запретами. Нужно терпеливо пояснить малышу, что можно, а что нельзя.

Непослушание в 5-9 лет

Тут речь идет о кризисе 7 лет, начинающемся с 6. Для школьника характерны капризы, манерность, кривляние. С приходом понимания и осознания окружающей действительности кризис уходит.

Непослушание десятилетних и старше

Тут уже можно говорить о раннем подростковом возрасте. У личности появляется ощущение зрелости, которое она стремится подчеркнуть. Родителям на данном этапе стоит больше общаться с чадом, пытаясь понять его интересы без критики.

Как реагировать на непослушание?

Многие родители задаются вопросом, как себя вести, когда дети не слушаются. Тут все зависит исключительно от случая, а также особенностей личности. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.

Ребёнок демонстрирует опасное поведение

Тут есть две стороны: чадо делает это впервые или это вошло в привычку. Если такое поведение для него несвойственно, постарайтесь найти, в чем причина, и поговорить.

Если вы уже не раз становитесь свидетелем подобного поведения, лучше всего проконсультироваться с детским специалистом.

Ребёнок протестует

Наиболее универсальное средство – понять потребности ребенка, а также его желания, способности и возможности. Не стоит выдавать собственные желания за желания вашего малыша. Нужно постараться понять его состояние и настроение. Чаще всего негатив в его жизни – явление непостоянное, тем не менее, оно может закрепиться и войти в привычку в том случае, если со стороны взрослых будет иметь место жесткое отношение.

Ребёнок мешает окружающим

Это довольно щепетильный вопрос, так как, в основном, дети подвижны, а некоторые взрослые, в принципе, быстро раздражаются. Есть еще и гиперактивные малыши. В любом случае, никто лучше родителей не знает своих детей, поэтому только беседы и понимание причин поведения сможет поправить обстановку. Также можно постараться увлечь ребенка в этот момент.

Например, если отпрыск мешает окружающим во время поездки в общественном транспорте. Для этого следует заранее подумать, что может увлечь ваше чадо в пути.

Ребёнок игнорирует родителей

Чаще всего это случается, когда у маленького человека есть свое желание, а родитель его не берет в расчет. Поговорите по душам, поймите свое чадо, а также то, что все-таки он – личность.

Ребёнок требует купить ему что-то

Довольно частый случай. Лучший метод – радикальный, а именно, минимизируйте совместные походы в магазины. Если это проблематично, постарайтесь обосновать причину отказа.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

  1. Посвящайте время полноценному общению с детьми.
  2. Постарайтесь заслужить внимание своего крохи.
  3. Сведите к минимуму команды.
  4. Взаимодействие с малышом должно быть слаженным.

Когда требуется наказание?

Когда чадо начинает капризничать, родители задумываются, стоит ли и как его наказать. Далее предлагаем рассмотреть, как лучше всего поступить с непослушным ребенком.

О том, как правильно наказывать, как нельзя лучше расскажут краткие, но емкие советы психолога:

  1. Растолкуйте ребенку, как он не должен себя вести.
  2. Займитесь поиском скрытых мотивов непослушания.
  3. Измените среду, которая окружает кроху.
  4. Продемонстрируйте положительный пример.
  5. Давайте право выбора.
  6. Пусть произойдет то, что должно произойти.
  7. Отыщите иное применение желаниям чада.
  8. Не скрывайте ваших чувств.
  9. Принимайте решение вместе, слыша мнение своего маленького собеседника.

О физическом наказании

В семье, где физическое наказание считается приемлемым и даже популярным методом воспитания, детям ничего иного не остается, как искать разнообразные варианты адаптации к подобной ситуации. Например, вымещать обиду на неодушевленных предметах, животных или даже младших ребятах.

В жизни физическое наказание представляет собой не столько воспитательную меру, сколько проявление жестокости к ребенку со стороны родителя.

Некоторые исследователи в области психологии считают, что физические меры применяются в тех семьях, где между супругами есть конфликт. В итоге, обида одного родителя на другого вымещается на беззащитном ребенке. Если проанализировать большинство ситуаций, когда родитель прибегает к физическому наказанию, чаще всего имеет место не воспитательный момент, а неспособность взрослого держать себя в руках и управлять своими эмоциями.

Не стоит наказывать свое чадо сгоряча, попробуйте успокоиться и сделать анализ сложившейся ситуации.

О наказании изоляцией

Некоторые родители, и даже учебные заведения, применяют наказание изоляцией, когда ребенка на время лишают общения и, например, заставляют сидеть где-то в одиночестве. Главное тут – объяснить, что послужило причиной, иначе результата не будет. Как считают исследователи, такой вид наказания не несет физического или эмоционального вреда.

Тем не менее стоит учитывать особенности личности. Так, например, если малыш страдает боязнью замкнутого пространства, это только усугубит ситуацию.

О словесных наказаниях

На первый взгляд, это наказание кажется наиболее лояльным. Вряд ли существует родитель, который ни разу в жизни не крикнул на свое чадо. Наряду с этим тут имеет место аффективная реакция, а не воспитательная мера, поэтому смысла в подобном наказании мало. Лучше справляться с проблемой без словесного наказания.

О наказании трудом

Часто за неудовлетворительное поведение взрослые заставляют мыть посуду и пылесосить, но это ошибка. Труд не должен быть наказанием, ведь, по сути, это помощь по дому. В итоге, ребенок добровольно не станет это делать. Наказание трудом в будущем может обернуться негативным отношением к подобной работе.

Лишаем удовольствия

Лишить удовольствия ребенка гуманнее, чем сделать ему, в рамках наказания, что-то плохое. В случае проступка ограничьте его в том, что он любит делать. Это может быть поход в кино, совместная прогулка, катание на коньках. Наряду с этим, таким способом наказания нельзя злоупотреблять.

Часто, наблюдая за своим ребенком, его капризы и истерики, неприятие его окружающими людьми, мы испытываем растерянность - что я делаю не так, почему мой ребенок такой невоспитанный, и так ужасно себя ведет?

Я люблю своего ребенка, он - самый лучший, но не только окружающие, но даже я в ужасе от его поведения. Что делать, если ребенок не слушается? Как правильно реагировать на плохое поведение?

На эти вопросы отвечает кандидат психологических наук, детский и семейный психолог и психотерапевт, Могилева Вера Николавена.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Наверное, многие помнят это стихотворение Владимира Маяковского. В нем поэт дает детям четкие указания, что хорошо, а что - плохо. Сейчас со многими примерами, которые описывает автор, можно поспорить. Психологи скажут, что стихотворение полно оценок «плохой мальчик», «хороший мальчик», «мальчик очень милый», «дрянной драчун» и т.д. и т.п. Возникает вопрос:

Как же показать детям, что можно, а что нельзя?

Родителям молчать нельзя!

Многие родители, начитавшись разных статей, которыми пестрит интернет, оказались в полной растерянности, приняв для себя решение, что если я не знаю, как правильно реагировать на неадекватное поведение ребенка, то лучше не буду реагировать никак.
Сегодня мы можем встретить детей, которые кидают камни в голубей, грубо и заносчиво ведут себя с окружающими, разрисовывают стены. При этом рядом находятся родители и молча наблюдают за происходящим.

Есть родители, которым, реально, все равно, что делает их ребенок. Таким родителям придется получить обратную связь от этого мира и своего ребенка позже, когда выросшему ребенку будет абсолютно все равно, что происходит с его родителями. Не случайно сейчас так много одиноких стариков, забытых и брошеных своими детьми и внуками.

Есть другая категория родителей, которые наблюдают за происходящим, им стыдно за действия своего ребенка, но их как бы парализует при виде того неадекватного поведения, которое может демонстрировать их чадо, например, на детской площадке, в компании взрослых. Они не знают, что делать. Часто они надеятся, что кто-то из окружающих остановит их хулигана. Когда же это происходит, то их захлестывает жалость к своему чаду - его обидели.

Когда замечания ребенку делает кто-то другой в присутствии родителей, то это оказывается малоэффективным, т.к. именно родитель до определенного возраста (примерно до 10-12 лет) сохраняет главенствующие позиции в смысле морального авторитета для ребенка. Даже если кто-то и сделает замечания сорванцу, но при этом рядом будет стоять молчаливый родитель, то ребенок получит сигнал, что он делает все правильно, так делать можно и нужно.

Более того, молчание родителя подстегнет его интерес и подчеркнет безнаказанность всей ситуации.

Такой ребенок будет из кожи вон лезть, чтобы проверить реакцию всех окружающих, нарушая правила и при этом будучи просто не в состоянии остановиться.

Что же делать? Как правильно себя вести и в каком возрасте необходимо останавливать ребенка?

Как воспитывать детей?

Если ребенок нарушает правила поведения, то родитель должен ВСЕГДА его останавливать, независимо от того, где находится ребенок: в общественном месте (магазине, кинотеатре, кафе) или дома.

Ребенок должен знать, что есть определенные границы, нарушать которые нельзя.

Например, ребенок тянет кота за хвост. Его необходимо остановить и сказать, что это запрещено. Остановить лучше лаконичным словом «Стоп», т.к. такие слова как «НЕльзя», «НЕ делай» и т.д., являются словами-провокаторами и как бы подстегивают ребенка к дальнейшим действиям.

Истерика у ребенка

Если ребенок устраивает истерику в гостях, на вечеринке или в магазине, то ему следует спокойно проговорить, что здесь не место для истерик, и, если он что-то хочет, то может сказать спокойно (при этом Вы должны быть абсолютно спокойны). Если это не помогает, то ребенка уводят из общественного места.

Так Вы продемонстрируете ребенку:

  • во-первых , что такая форма поведения неприемлема,
  • во-вторых , установите некие социальные нормы,
  • в-третьих , избавите окружающих от необходимости слушать крики и вопли вашего ребенка. Помните, что от них страдаете не только Вы.

Обычно эти нормы дети при правильном поведении взрослого усваивают к 4-5 годам. Если подобное поведение мы встречаем у детей 6 лет и старше, то это может говорить о некой социальной незрелости и педагогической запущенности. Причиной которой является, прежде всего, пассивность родителей в отношении воспитания их чада.

Более того, нередко родители не пассивны, но их реакция на девиации поведения детей лишь усиливают их. Взрослые, наблюдая истерики детей 2-3 лет, часто начинают его жалеть, целуют и т.д., объясняя себе, что он маленький и перерастет. Если причиной истерики является некое стремление демонстрации и желание добиться своего, то таким образом взрослый только поощряет подобное поведение, закрепляя его. Ребенок, как бы получает сообщение «Устрою истерику - получу внимание и ласку (игрушку, поцелуи и т.д.).

Жалость к ребенку

Что касается возникающего чувства жалости по отношению к ребенку в моменты истерик, то с одной стороны, важно понимать, что часто мы жалеем даже не нашего ребенка, а себя самих - мы в этой ситуации беспомощные дети, которые не знают, как успокоить нашего ребенка; с другой стороны - жалость - это страшная эмоция по отношению к другому, она часто лишает сил, делает человека жалким и беспомощным, может лишить его важного психологического ресурса, это чувство, когда оно проявляется в неуместно ситуации (ребенок кого-то бьет, что-то разрушает), создает извращенную картину мира для малыша.

Он начинает понимать, что агрессия, истерики и разрушение - это то, за что он получает внимание и может быть даже нежность от близких ему людей.

Данные модели поведения бывает сложно корректировать самостоятельно и часто требуется помощь психотерапевта.

Попадая с ребенком в общественное место, приходя в гости и т.п., важно уточнить некоторые правила, которые приняты на данной территории и проговорить их ребенку. Если малыш их нарушает, то именно родители должны его остановить, т.к. даже хозяева квартиры не являются пока что для него авторитетом.

Именно родители - источник всех знаний о нормах и правилах.

Непослушный ребенок

необходимо научить ребенка спрашивать разрешения

Часто дети легко идут на контакт с чужими взрослыми, лезут на колени, заглядывают в чужие сумки и пакеты. И родители, и посторонние могут умиляться крохе. Но именно в этом возрасте (1-3 года) мы показываем, что же все-таки можно, а что нельзя.

Если ребенок взял чужую вещь без разрешения, то его просят вернуть ее на место и предварительно уточнить доступным для него способом, можно ли ее брать. Если ребенок решил сесть на колени незнакомого человека, то его тоже необходимо научить спрашивать разрешения, понимать границы других людей.

Многие говорят - это ответственность того, кто пускает к себе на колени. Это и так, и не так. С одной стороны, ребенок получает разную обратную связь: кто-то пустит, а кто-то скажет: «Я устал, иди поиграй сам».

Так естественным образом малыш узнает, что не все готовы держать его на коленях, или играть с ним в любой момент, когда он захочет.

С другой стороны, если Вы видите, что ребенок не реагирует на замечание другого взрослого и переходит границы, то Вы должны сами остановить его , сказав, например, что «тетя устала, она не готова сейчас с тобой играть, пойдем посмотрим вон ту книгу».

Тем самым Вы обозначите, что надо слышать желания другого.

Но, конечно, если тетя с удовольствием играет с вашим малышом, то не стоит их прерывать и додумывать за тетю ее состояние и желания.

Невоспитанные дети

Если обратная связь о личных границах у ребенка отсутствует, то вырастая, в 6-7 лет он может запросто нарушать личные границы окружающих. Лазить по сумкам, с разбегу садиться на колени незнакомцев. В этом возрасте он уже не вызывает такого умиления, а его поведение кажется несколько странным.

Но объяснить младшему школьнику, что это поведение неприлично, становится несколько сложнее, т.к. до этого его никто не останавливал и он получал позитивную обратную связь (все умилялись, улыбались и т.п.).

Родителям важно помнить, что их четкое однозначное поведение, их обратная связь для ребенка - это гарант его безопасности и уверенности.

Так он получает четкий посыл о границах, о том, что можно, и что нельзя.