Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста. Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности

Проблемы ребенка волнуют практически всех родителей. Однако если ребенок растет неуравновешенным, неуверенным в себе, часто болеет, плохо усваивает школьную программу и , то большинство склонно винить в этом систему образования, улицу, плохую экологию, наследственность, экономическую нестабильность, некачественные продукты, СМИ, компьютер и еще десятки факторов. С этим нельзя не согласиться: отечественная образовательная система еще далека от совершенства, а информационная агрессия и негативно влияют на детский организм. Но при этом почему-то не принимаются во внимание эмоциональный климат в семье, манера общения родителей между собой и с ребенком, отношение самих взрослых к окружающему миру. А между тем, формируется, прежде всего, в семье. Именно родители могут и должны обеспечить своим детям условия для формирования полноценной личности – фундамента для его адаптации в социуме.

Психоэмоциональные проблемы ребенка – отражение родительских проблем

Жалобы родителей на раздражительность, неусидчивость, агрессивность, безразличие или апатичное состояние ребенка стали столь обыденными, что на эти серьезные симптомы психологического нездоровья. Большинство родителей не осознают при этом, что такая позиция не только неправильна, но и вредна.

На самом деле поведение ребенка является ответной реакцией на существующие проблемы родителей и их зеркальным отражением.

Проблему «он меня не слышит, он меня не слушается» невозможно решить разговором на повышенных тонах в надежде, что ребенок, наконец, «услышит» взрослых. Не услышит. А его реакция будет точно такой же: или крик и слезы или демонстративное игнорирование родительских претензий. В связи с этим психологи рекомендуют развивать эмоциональный интеллект как детям, так и родителям

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональное здоровье человека связано с понятием Еmotional intelligence. Термин «эмоциональный интеллект» (EI) появился в 90-х годах прошлого столетия. Под ним подразумеваются ментальные способности человека правильно истолковывать собственные и чужие эмоции для реализации собственных целей. Умение понимать эмоциональную подоплеку отношений, корректировать свое и регулировать чужое эмоциональное поведение, использовать эмоции для решения конкретных задач формирует в ребенке лидерские качества. Люди с имеют больше шансов быть успешными в карьере, в партнерских отношениях, быть счастливыми в любви.

EI ребенка находится в стадии формирования, он еще не развит. Поэтому неудивительно, если ребенок часто капризничает, проявляет беспричинную агрессию или, наоборот, апатию. А малыши-дошкольники еще не умеют управлять своим эмоциональным поведением, и для выражения гнева, обиды, несогласия или антипатии используют крик и плач. Маленький человек еще не знает, что умение управлять эмоциями является самым эффективным способом достижения любой цели. Не стоит оставлять ребенка один на один с проблемами и ждать, когда он ценой горького опыта придет к эмоциональной компетентности. Родители не имеют права обрекать ребенка на поражения, разочарования, потери и стрессы. Они должны рассказать ребенку, как справляться с жизненными ситуациями, как выстраивать отношения, как управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей, как эмоционально мотивировать окружающих на положительные отношения.

Но как все это донести до ребенка, если взрослые сами не умеют управлять своими эмоциями? Если они по любому поводу , слышат только себя и не обращают внимания на настроение своих близких? Причин «эмоциональной глухоты» родителей может быть много: это и высокие нагрузки на работе, и конфликты с коллегами, и домашние хлопоты, которые, как известно, никогда не заканчиваются. Да и банальная нехватка денег, наконец, знакомая многим семьям. Все это вызывает стресс, который накапливается, как снежный ком, и либо выплескивается наружу в виде взрыва негативных эмоций, либо переходит в хроническую усталость и безразличие к близким. Понятно, что оба варианта не добавляют ребенку позитива: в окружении издерганных родителей, вечно занятых своими проблемами, он чувствует себя досадной помехой для взрослых – и в итоге попросту замыкается в себе. Постепенно у него появляются комплексы, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка. Понятно, что с таким «багажом» о полноценном развитии личности говорить не приходится.

Что же делать?

Одни психологи утверждают, что повысить уровень EI невозможно. Другие придерживаются мнения, что хотя Еmotional intelligence является относительно устойчивой способностью, существует ряд . Мы склоняемся ко второму варианту, так как уверены, что родители, осознающие свою ответственность за будущее ребенка, обязательно найдут способ для их эмоционального развития. Но для этого следует научиться управлять собственными эмоциями – то есть не давать выплескиваться негативу и акцентировать внимание на позитивных моментах.

Не давать выхода негативным эмоциям на людях очень сложно. Это требует длительной работы над собой, но не стоит отчаиваться, а стоит начать. С себя.

Вот несколько психологических методов контроля эмоций: они подойдут и родителям, и детям:

    включить воображение. Если хочется ударить собеседника, то сделайте это, но только мысленно

    представить себя под куполом, зонтом, за стеной при неприятном разговоре – это создаст чувство защищённости

    рисование. Рисовать что угодно, лишь бы выплеснуть негатив -станет легче

    научиться распознавать, что вызвало бурные эмоции. Например, вечером вы поругали ребенка, но негатив вызвало не столько его поведение, сколько сломанный до этого фен. В следующий раз попробуйте предугадать и предотвратить такое свое поведение.

Здесь все просто и одновременно сложно: поначалу бывает трудно и непривычно контролировать свое эмоциональное состояние, но очень скоро вы увидите, что в результате ваших усилий потеплеет психологический климат в вашем доме. И тогда каждый следующий шаг в этом направлении будет даваться вам намного легче и проще, ведь он непременно будет вознагражден детской улыбкой, любовью и доверием.

Почему в воспитании важны позитивные эмоции?

Если ребенок в хорошем настроении садится за уроки, у него быстрее происходит процесс запоминания и появляется стремление к новым знаниям, что положительно влияет на его интеллектуальное развитие.

Отношения, построенные на позитиве, более крепкие и доверительные. Особенно это касается общения родителей между собой, так как они создают в семье здоровый микроклимат и становятся для ребенка моделью поведения в его будущей семейной жизни.

Отсутствие стрессов, здоровая среда и положительная атмосфера в семье благотворно влияют на психику ребенка и его эмоциональное состояние. На позитивных эмоциях у него формируется правильная самооценка, уверенность в себе, позитивное отношение к миру – все то, что способствует гармоничному развитию личности.

Эмоциональное здоровье – основа оптимизма

Букет проблем взрослого человека: дефицит времени, семейные неурядицы, конфликты на работе, конкуренция, вопросы нехватки денег, отношения с родственниками – не может быть причиной эмоциональной «глухости» родителей по отношению к собственному ребенку. Родителям важно знать и помнить, насколько психическое здоровье ребенка зависит от образа жизни, поведения и моральных качеств самих взрослых. Эмоциональное разъединение между поколениями порождает проблему психического инфантилизма вступающего во взрослую жизнь молодого человека и эмоциональную черствость детей к пожилым родителям в будущем.

Физическое состояние детского организма вкупе с психическим здоровьем образуют ту основу, которая обеспечивает социальную адаптацию ребенка в обществе. Только эмоционально здоровый ребенок может пребывать в равновесии и контролировать свое поведение, способен оценивать ситуации и принимать правильные решения. А физически и эмоционально здоровый взрослый, которым очень быстро станет ваш малыш, способен гармонизировать пространство вокруг себя, комфортно сосуществовать с окружающим миром и позитивно воспринимать жизнь.

Светлана Жаркова

С тех пор, как Д. Майер и П. Салвей ввели в психологию понятие «эмоциональный интеллект», сделано немало открытий, подтверждающих важность эмоциональной компетентности человека. Установлено, что такие качества как влиятельность, стрессоустойчивость, толерантность и другие формируются в детстве, поэтому так важно эмоциональное воспитание детей .

На протяжении многих лет в образовании главную ценность представляла именно познавательная активность ребенка, поэтому в фаворе были предметы точного цикла. В 90-е годы прошлого века всерьез заговорили о гуманитарном образовании как источнике становления души человека, его эмоций.

В старших классах начали глубоко интерпретировать литературные произведения не просто с точки зрения сюжета и композиции, а со стороны характеров героев, мотивов их поступков. И тут оказалось, что детям, хорошо разбирающимся в математике и физике, такой подход давался с трудом. Стало очевидным, что эмоциональным воспитанием детей нужно начинать заниматься значительно раньше, еще в дошкольном возрасте.

Как развивать эмоции детей до 3 лет?

Безусловно, первыми наставниками и примерами для подражания для малыша являются его родители и близкие, живущие рядом. Это его естественный круг общения, поэтому крайне важно, чтобы взрослые, вступая в контакт с ним и друг с другом, были доброжелательны и сдержанны.

Иногда приходится слышать возражение: «Но ведь ребенку предстоит жить в жестоком мире, где каждый сражается за место под солнцем. И если он видит только положительные эмоции, то как сможет противостоять чьей-то агрессии? Пусть видит, как надо реагировать!»

Дело в том, что в младенческом возрасте дети лишены аналитических способностей, у них нет собственной позиции, зато они очень тонко чувствуют настроение мамы, могут страдать от ее переживаний и даже заболеть, если находятся среди негативно настроенных людей долго. Для правильного развития эмоциональной сферы младенцу надо совсем немного: ласковый мамин голос, теплые прикосновения, смена интонаций. Очень хорошее средство – детские песенки, которые могут петь малышу родные, особенно мамина колыбельная.

Не случайно у всех народов мира фольклор, рассчитанный на детей, составляет значительную часть культурного наследия. Благодаря простым словам с глубоким смыслом, понимание которого на уровне сознания приходило гораздо позже, маленький человек учился чувствовать. Колыбельная успокаивала, ее неспешный ритм способствовал вхождению в особое состояние безопасности.

Если же младенец рос без контакта с матерью, в обстановке резкости и враждебности, он вырастал агрессивным, замкнутым и даже жестоким. Горцы говорят о бессердечном человеке: «Над ним не пела мать».

Эмоции выполняют важную роль в обозначении для ребенка границ допустимого. Малышу трудно объяснить, почему пытаться стянуть с плиты горячий чайник опасно для жизни, почему нельзя залезать на подоконник: ему не свойственны опасения взрослых – он познает жизнь на собственном опыте. Ваша реакция подчас становится единственным ориентиром в бесконечных «можно» и «нельзя».

Сейчас есть прекрасные записи классических произведений мировой музыкальной культуры в обработке для детей. Слушайте Моцарта и Альбинони, Грига и Римского-Корсакова вместе. Маленькие дети, чей вкус еще не испорчен «попсой», хорошо чувствуют музыку и с удовольствием рассказывают о своих впечатлениях. В 3 года они уже уверенно говорят: «Это веселая мелодия, а это грустная». Это хороший опыт восприятия эмоций композитора, которые тот испытывал в момент создания музыки.

Эмоциональное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Если есть возможность отдать ребенка в детский сад, сделайте это. Находясь какое-то время среди своих сверстников и других взрослых, он испытает новые эмоции, которые будут чрезвычайно важны для последующего вхождения в школьный коллектив.

Если же такой возможности нет, то проводите занятия по развитию эмоций самостоятельно. Включайте задания по этой теме в сценарии домашних детских вечеринок.

Например, детям старшего дошкольного возраста нравится игра «Кто так улыбается?»

Для этого нужно сделать несколько карточек с надписями «Буратино», «Карлсон», «Дед Мороз», «Карабас-Барабас», «Баба Яга» и т.д.

Вытянув карточку, ребенок должен изобразить улыбку доставшегося ему героя.
Или упражнение «Смайлики». Нарисуйте на кружочках из бумаги рожицы – смайлики с разным выражением.

Задача ребенка повторить эмоцию смайлика.

Можно задавать дополнительные вопросы: «Почему ты решил, что он сердится?» и т.д.

Помните, что культура выражения эмоций связана с . Чем полнее будет эмоциональная жизнь вашего ребенка, тем больше у него шансов избежать стрессов и неудач во взрослой жизни.

P.S. Дорогие читатели блога «Соня клаб», если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Спасибо!

Нет похожих статей.

Эмоции и воспитательный процесс.

С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Для полноценного развития дошкольника особенно важна целенаправленность педагогического процесса.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.

Умственное воспитание призвано обеспечить не только усвоение суммы знаний и умений, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка.

Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста тесно связано с проблемой подготовки к школьному обучению. Современные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем предполагалось ранее.

Эффективность самого обучения (в узком смысле этого слова) в большей мере зависит от того, как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и более широко - на его умственную активность и даже на творческие способности.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребенка к школьному обучению, прежде всего, имеется в виду его личностная готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание , оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка.

Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей младшего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительная деятельность (танец, песня, рассказывание) - все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный социальный опыт и развивает его.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста - существенная и вместе с тем трудная.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.

Однако только знания моральных требований еще не достаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Если родители и воспитатели с помощью морализирующих бесед уделяют внимание лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих.

Чтобы предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. Важно, чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Он знает, что надо помогать малышам, и активно делает это; он понимает, что плохо быть грубым и сам восстает против грубости других и т.д.

Для обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим и т.п. Центральным звеном всей этой системы является нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела.

Нет сомнения в том, что трудовое воспитание надо начинать уже в дошкольном детстве.

Важно, чтобы любое практическое задание, предложенное дошкольнику, не было самоцелью, а способствовало формированию у малышей начал трудолюбия, уважения к труду взрослых, готовности и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать у ребенка такие качества, следует воздействовать не только на знания и умения, но и на его эмоциональную сферу.

Развитие эмоций в деятельности.

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.

Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще наивное удовлетворение при выполнении требований окружающих. «Я не ел конфетки, которые ты не позволила есть», - с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной лет.

Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем.

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать его свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Наконец, и это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

На четвертом - пятом году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребенку в семье и в детском саду. Причем вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение.

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию.

Какие же условия жизни и деятельности детей способствуют возникновению у них активного, действенного эмоционального отношения к другим людям?

На всех ступенях общественного воспитания, начиная с детского сада, вопросы собственно обучения, т.е. получения знаний и умений, занимают, как правило, преимущественное место перед вопросами воспитания. Вопросы же нравственного характера - чуткости и гуманности, внимательного и доброго отношения к взрослым и сверстникам - занимают в практике детского сада нередко подчиненное положение по отношению к вопросам приобретения знаний.

Эта тенденция некоторой односторонности педагогического процесса порой усугубляется семейными условиями жизни детей. Многие семьи в настоящее время воспитывают преимущественно одного ребенка, которого члены семьи опекают и о котором заботятся длительное время. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке также способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму.

У детей дошкольного возраста формирование нравственных чувств и знаний зависит от видов и задач деятельности.

Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной симпатии между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные отношения между детьми, легко возникали ссоры. Условия возникновения нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности.

Так, условия индивидуального выполнения заданий, когда ребенок действовал рядом со сверстником, и каждый из них имел все необходимое для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ на успешное действие сверстника, на его удачный результат.

В то же время при изготовлении общего продукта первые действия приводили также к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам. Однако по мере того, как каждый из детей уяснял смысл общей деятельности и свое место в ней, эмоции детей приобретали иной характер. Интенсивнее и ярче переживались неудачные действия, а переживания побуждали детей сообща искать способы преодоления трудностей.

Под влиянием совершаемой ребенком деятельности у него формируется новое отношение не только к людям, но и к вещам. Так, например, у детей раннего возраста эмоциональное предпочтение возникает к тем игрушкам, которыми они научились пользоваться и которые стали необходимыми для игры.

На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Вместе с тем существенный вклад в развитие мотивационно-эмоциональной сферы детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями.

Итак, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Значение эмоций.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т.е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действия ребенка.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Результатом такой познавательной деятельности является наблюдаемое уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка к предметам, которые находятся вокруг него. Малыш четко выделяет из окружающей среды, прежде всего, близких ему людей. Он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом. Постепенно меняется отношение ребенка к другим объектам. В раннем и дошкольном возрасте у детей появляются особо любимые игрушки, книги, посуда, одежда, отдельные слова, движения.

Одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей маленький ребенок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных; другие, наоборот, «метятся» как отвергаемые. Нередко уже здесь, мотив деятельности, заданный взрослым, может подменяться иным, собственным мотивом, может смещаться на другие объекты или действия.

На протяжении детства, наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, на сколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер его психического развития.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Можно предположить, что в ходе любой деятельности ребенок одинаково готов раскрыть свои интеллектуальные возможности и проявить эмоциональное отношение. Однако, получаемая ребенком информация, может приобретать совершенно разный смысл. Поэтому в одних случаях перед ним возникают чисто познавательные задачи, а в других - задачи мотивационно-эмоционального характера, которые требуют уяснения смысла этой ситуации.

Основную роль в развитии чувств ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Придавая решающее значение практической деятельности в развитии детских чувств, следует иметь в виду, что уже в первые годы жизни на ее основе начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое (положительное или отрицательное) значение имеют те или иные объекты для самого ребенка, для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Простейшие виды такого рода ориентировки, называемой мотивационно-смысловой, осуществляются при помощи системы пробующих действий. Ребенок как бы предварительно испытывает воспринимаемый объект с точки зрения своих потребностей и возможностей, проникаясь соответственно положительным или отрицательным отношением к нему, что определяет в значительной мере характер и направленность последующей детской деятельности.

Необходимо помнить, что мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не дает основания для их отождествления: при одних и тех же потребностях в зависимости от обстоятельств могут возникать различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Все это говорит о том, что эмоции - это своеобразные психические процессы , возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях.

Наиболее явно обнаруживается роль эмоций в реализации уже имеющихся у ребенка мотивов поведения. Есть основание предполагать, что эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.

Обычно новые формы деятельности ребенка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определенному социально значимому результату (трудовому, учебному и т.д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребенок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремление использовать данную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов.

Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. При определенной организации социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения.

Есть основания предполагать, что такого рода новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности, как бы фиксируются на ее промежуточных целях и задачах и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в движущие мотивы поведения.

Этот особый процесс превращения целей в мотивы деятельности и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий и закономерностей этого процесса, играющего существенную роль в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

Беляева Татьяна Юрьевна

Размышления наблюдателя
«Хватит уже плакать!» «Не плачь, мужчины не плачут!» «Такая большая девочка, и ноешь!» «Посмотри, все детки вокруг не плачут, а ты - плачешь!» «Что ты кричишь, как ненормальный?» «Нельзя так громко смеяться - это неприлично!» «Ну, опять ты со своими капризами!» «Сколько можно ныть? Я уже не могу это слышать!» «Не кричи, а то накажу!»

Ряд таких «воспитательных» высказываний можно продолжить. Всем нам они знакомы с детства, и, чего греха таить, иногда слетают и с наших уст. О чём говорят эти фразы? О том, что сильные и неконтролируемые эмоции ребёнка нас ПУГАЮТ И РАЗДРАЖАЮТ. Они требуют от нас повышенного внимания, повышенной выдержки, йоговского самообладания… Но мы, взрослые, мы ведь тоже люди! Порой и нам нужно выпустить пар, показать своё несогласие, сказать правду, в конце концов! Если поведение ребёнка нам не подходит, нужно сказать то, что мы думаем!

Ошибка такого подхода состоит, прежде всего, в том, что взрослый, который не умеет справиться со своими эмоциями, пытается управлять эмоциями другого - своего ребёнка. И «управление», в большинстве случаев, состоит в том, что:

1. Даётся негативная оценка эмоциональному проявлению ребёнка («Ты плохо себя ведёшь!»).

2. Даётся установка подавить свои эмоции («Прекрати сейчас же!»).

Так как же справиться со своим чувством беспомощности при виде хнычущего ребёнка? Как совладать с раздражением, когда наш воспитанник вызывающе ведёт себя в обществе? Как добиться послушания, когда ребёнок снова и снова («назло!») всё делает по-своему?

Для начала, давайте разберёмся, что же такое ЭМОЦИЯ.

Эмо́ция т лат. emoveo — потрясаю, волную ) — психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям или поведению (Википедия).

Другими словами, эмоция - это всего лишь отклик нашего организма на нашу ОЦЕНКУ происходящего. А что такое ОЦЕНКА?

3. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-н. (Толковый словарь русского языка Ушакова).

То есть, механизм возникновения любой эмоции таков:
Происходит событие.
Мозг получает сигнал.
Вследствие определённых УСТАНОВОК мозг даёт ОЦЕНКУ событию и обуславливает реакцию тела на происходящее.
Тело реагирует в соответствии с полученным сигналом мозга - некоторые мышцы сжимаются, изменяется положение позвоночника, руки жестикулируют определённым образом, голосовые связки издают звуки, отражающие определённое эмоциональное состояние.

Говоря проще, эмоцию у человека вызывает определённая МЫСЛЬ, вызванная нашим мозгом из глубин подсознания в ответ на ситуацию, которую мы только что пережили.

Почему дети плачут? Плач, как известно, выражает, в первую очередь, страх. Плач сигнализирует о страхе, а плачущий ребёнок взывает о помощи - он просит избавить его от страха.

Чего больше всего боятся дети? Оказывается, их пугает не только чувство дискомфорта, скажем, оттого, что они упали, порезались, ударились, лишились игрушки и так далее. Основной страх у ребёнка состоит в том, что ЧУВСТВО ДИСКОМФОРТА НИКОГДА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ! Когда какое-либо чувство овладевает маленьким ребёнком, не умеющим пока себя успокаивать, малыш ощущает, что лишается контроля над ситуацией. Страх становится основной мыслью малыша. Некоторым буквально кажется, что они падают в бездну неизвестного. И, просясь на руки, малыши практически хотят вернуть себе чувство контроля над происходящим, снова обрести почву под ногами.

Почему дети кричат? Если дети сильно кричат, злятся, скорее всего, ими овладело чувство гнева. Гнев - это чувство внутреннего неприятия ситуации: ребёнок не готов к определённому ходу событий, либо не привык, что вопросы решаются таким путём, либо столкнулся с совершенно новой ситуацией, на которую не знает, как реагировать. Чувство гнева может также подпитываться чувством страха, вызванным предположением о том, что данное препятствие НИКОГДА НЕ УСТРАНИТСЯ.

Почему дети дерутся?
Если дети дерутся или решают свои проблемы путём насилия (отбирают игрушки, толкаются, пугают других), скорее всего, ими опять же, овладело чувство страха, что проблему НИКАК НЕ РЕШИТЬ, и они спешат, во что бы то ни стало, попасть в привычную для них ситуацию (играть игрушкой, которая им понравилась, играть в одиночестве - устранить соперника, прогнать соперника).

Что, в первую очередь, нужно усвоить родителям , которые хотят научиться справляться с эмоциями - как со своими, так и своего малыша?
Эмоции сменяют друг друга. Эмоции не вечны, они проходят. Эмоции похожи на облака, которые иногда укрывают небо. Это длится недолго - через какое-то время они улетучиваются. Если ребёнком овладела эмоция - это не навсегда, скоро ей на смену придёт другая. И мы можем помочь малышу успокоиться, показав своим примером, что любая проблема решается спокойно и мирным путём.
Нормальное состояние человека похоже на безоблачное небо. Когда сознание чисто, за эмоциями можно наблюдать, не позволяя им завладеть мыслями.
Проявление эмоций - это не преступление. Наша задача - принять эмоцию ребёнка, «побыть в ней», дождаться её пика и угасания, встретить следующую эмоцию.
Лучше всего дети переносят эмоциональные потрясения на руках у взрослых. Взрослый в этот момент буквально «держит в руках» ребёнка, помогая ему прийти в себя.
Шлёпать или наказывать ребёнка за проявление эмоций - это значит усиливать его страх и лишать чувства защищённости («Мама меня поддержит и защитит»).
Чтобы помочь ребёнку справиться со страхом, нужно самому быть бесстрастным. Наш голос должен быть спокойным (см. п.1), наши движения - медленными, наша уверенность в том, что всё на самом деле хорошо - твёрдой.
Чтобы помочь маленькому человечку осознать свои эмоции, нам нужно самим проводить такую же работу со своими собственными эмоциями и установками.

Как же мы, взрослые, можем поладить со своими эмоциями , порой так переполняющими нас?

Вот несколько вопросов, которые могут сфокусировать наше внимание на изменившемся состоянии:
Как я дышу?
Как я сейчас себя чувствую - хорошо, плохо?
Я счастлив или несчастен?
Мне приятно или неприятно?
Какое слово лучше всего описывает мои ощущения?
Что в моём теле - я чувствую напряжение, расслабление?
В каком месте сжались мои мускулы? Что это может значить?
Как я стою?
Что с моим голосом?
Что с моим лицом?

САМЫЕ ВРЕДНЫЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ» УСТАНОВКИ У РОДИТЕЛЕЙ:
Мой ребёнок - самый лучший (чувство гордости).
Мой ребёнок хуже других (чувство неполноценности).
Бедный мой малыш! (чувство жалости)
Мой ребёнок - плакса (чувство брезгливости, стыда).
Я так мало внимания уделяю ребёнку! (чувство вины)

Вредность таких установок заключается в том, что в их основе - эмоции взрослого, а не желание бесстрастно оценить ситуацию и дать малышу именно то, в чём он нуждается в данный момент. Каждый момент всплеска эмоций, в принципе, можно рассмотреть с точки зрения алгоритма решения проблем:

«проблема - анализ причин и ситуации - выбор конструктивных средств - решение».

Для того чтобы научить малыша распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, нужно в ситуации, когда ребёнок, скажем, навредил кому-то, говорить ему: «Посмотри, как обиделась Маша. Ей, наверное, сейчас очень грустно. Как ты думаешь, чтобы ты чувствовал (а) на её месте?»

И, конечно же, не стоит забывать о том, что дети копируют наше поведение, когда пытаются справиться с какой-либо проблемой. Если мы вскрикиваем или чертыхаемся при появлении какого-нибудь непредвиденного обстоятельства, наши дети перенимают нашу реакцию. Если мы кричим на детей, требуя немедленного послушания, дети тоже будут переходить на крик, если почувствуют, что ситуация выходит из-под их контроля.

«Эх, трудно быть Богом…» - невольно вырвется у нас, захлопотанных, озабоченных детскими болезнями, страхами и успехами. Но, послушаем великих:

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
- Л. Толстой

Эмоциональное воспитание - В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства-переживания-плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учитель должен в первую очередь ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку,(как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать-это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.