Дымковская игрушка рассказ для детей старшей группы. Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» - торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие - лепили игрушки; третьи - их обжигали; четвертые - белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка - это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки )

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин )

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек - барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк - красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня - это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка - традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня - муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки - раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка - символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены - это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый - символизирует чистоту; черный - ложь; зеленый - природу; красный - силу, здоровье; синий - небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки )

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.


Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - как знак плодородия; волны - как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

НХП «Дымково», Союз художников России , CC BY-SA 3.0

В слободе Дымково изготовляли игрушки целыми семьями. Происходило это обычно в период, когда заканчивались полевые работы, с поздней осени до ранней весны.

Копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, лепили, сушили и обжигали. А потом расписывали.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали.

«Свистунья»

Традиция праздника

Ярмарка « » была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша».

В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Воспоминания старожилов

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство:

«…Все горожане шли на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице - и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...».

Сейчас праздник утратил свой первоначальный вид. Представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Пресса в 1939 году писала:

«Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.

Использованные материалы

В статье использованы фотографии из Царицинского музея народно-прикладного искусства народов СССР

Часть информации взята с разрешения с сайта: dymkatoy.ru - Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Трескунова Полина, 3 класс.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

На тему: История создания и возникновения Дымковской игрушки.

Выполнила: ученица 3-го класса

Трескунова Полина

Руководитель проекта:

Пузач В. С.

Москва 2010

I . Введение

Темой моего проекта была выбрана «История создания дымковской игрушки».

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

на столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…, нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно - светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки. У барышень очень красивые и разнообразные наряды.

Чему я выбрала эту тему? Выполняя проект, мы ответим на различные вопросы о дымковской игрушке и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

II . Основная часть.

1. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе

Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

З емля Вятская упряталась в глубине материка между Нижним Новгородом

и Уралом, в восьмистах километрах от Ледовитого океана и в тысяче от Каспийского моря.
Там долгие зимы и быстротечное лето. Наверное, к ней относятся слова: край вечнозеленых помидоров. Но какая нарядная зима бывает на Вятке, какая красочная живописная осень гуляет по вятским лесам!
К лимат на Вятке не из мягких, особенно в северной части области. Больших гор нет. Красивейшие Вятские увалы - водораздел, отсюда реки веером бегут во все стороны и на север и на юг. Река Вятка протекает по многим районам области. Исток ее находится километрах в шестидесяти от истока Камы.

Набродившись по разным местам, воды двух сестер Вятки и Камы, сливаются в один могучий поток. Длина главной реки Вятки от истока до устья более тысячи километров. Ширина и глубина ее изменчивы, зависят от времени года и осадков.
Этот город носил три вполне законных собственных имени: Хлынов, Вятка, Киров. Однако слово «Вятка» и при всех иных названиях было в ходу: и когда центр наместничества назывался Хлыновом, и сейчас, когда город носит имя С.М. Кирова. Дело в том, что Вятка- название всей земли, и недаром прилагательные «вятский», «вятское», «вятская» теперь, как и встарь, в таком большом употреблении.

С амые древние города расположены на реке Вятке: Киров, Слободской, Котельнич, Орлов. Утратившие свое городское звание Шестаков, Кай и Лальск в былые времена находились на старом Сибирском пути. Во время укрепления Руси при Иване Грозном возникли города «на южном порубежье»: Яранск, Уржум, Малмыж, Кукарка (Советск), Царево-Санчурск, Нолинск.
Вятка всегда была мужицким, крестьянским краем. Мужик обходился почти без помощи города. Все, кроме соли, керосина и спичек, у него было свое, производимое собственными руками. Раньше каждый вятский мужик мог срубить баню, много было и печников, и пимокатов, умельцев сплести лапти, выточить чарушу, изладить гармонь.
Одинаково ловко орудовал крестьянин и топором, и цепом для обмолота зерна. По обилию кустарных промыслов редкая губерния могла сравниться с Вятской. Разнообразны и красочны вятские народные промыслы: кружева, резьба по дереву, изделия из капового корня, соломки, бересты. Всемирно известна глиняная расписная дымковская игрушка.
7 ноября 1934 года был создан Кировский край и чуть позже Вятка была переименована в Киров а двумя годами позже образована Кировская область.
К ировская область - один из крупных научных центров. Основные направления деятельности научно- исследовательских институтов- микробиология, гематология, создание лекарственных препаратов, разработка технологий и устройств для машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности.

Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до мелочей профессионально упорядочено.

2. Технология изготовления игрушки.

1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

3. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "обеливание".

« Обеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь.

4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

3. Барыня.

Лепили мы барыню следующим образом:

Свернули блин, и получился колокол юбки для барыни.

Свернули следующие два блина и

получились голова и туловище.

Аккуратно «примазали» сан и головку.

Скатали колбаску и разделили её пополам, затем «примазали» к туловищу. Головку украсили косицами, а туловище оборками.

Украсили барыню оборками, кокошником или шляпой.


Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.


А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.


4. Свистулька.

Свистульки начали делать на праздник свистунья (свистопляска). В 1811 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово, зять прославленного полководца Михаила Илларионовича Кутузова, состоявший "при особе государя", был внезапно "удален на Вятку".
В Вятке впавшему в немилость генерал-майору довелось стать свидетелем удивительно самобытного, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь - свистуньей. Свистопляска произвела на него очень сильное впечатление. Он пространно написал о ней, как об "эпохе, торжествуемой каждый год на городских валах".
Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник свистопляска еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А "остальная часть сего достопамятного дня" посвящалась увеселениям: "народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице". И "продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные".
Таково самое раннее (из разысканных до сих пор) свидетельство очевидца о дымковских глиняных расписных.
Такая мелочь, как глиняные игрушки, конечно, не попала бы в поле зрения "удаленного на Вятку", но сохранившего свой высокий чин генерал-майора Хитрово, не будь пронзительно шумной, бушующей весельем свистуньи, которую уж никак нельзя было не заметить.
Да и позже, вплоть до 1871 года, сведения о дымковских глиняных расписных мы находим опять-таки только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному.
Но что же такое свистунья? Обратимся к "Вятским запискам" Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.

Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел вниманием и старой свистуньи. Правда, это была уже не такая свистунья, какую видел в 1811 году генерал-майор Хитрово, а такая, какою ее сделала дымковская глиняная игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний - поминок. Ветхая часовенка развалилась.

А было вот что: "Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание.
Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью - в глазах и ушах во сне стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славился город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста...
Вот идет Ашихмин Ванька, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост - глиняного барана: и глиняный баран поет так тонко.
А старухи на скамейке сидят да говорят: - В прежние времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит" (Всеволод Лебедев. Вятские записки.)
Тут надо добавить, что не только острым свистом заполнялся этот жизнерадостный праздник. На нем и поводыри ходили с учеными медведями, и Петрушка, любимец детей, пронзительно пищал из балагана, и крутилась под визг девчонок пестрая, нарядная карусель. И чего-чего только не было.

Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.

Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.

III . Заключение.

Изучив материал для данного проекта, я узнала, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же любимые дымковские игрушки: барыня и свистульки, которые я сделала сама.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры. Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами. В 1919 была создана игрушечная мастерская (с 1942 – цех в ведении товарищества "Кировский художник", с 1956 – цех в составе Художественно-производственных мастерских Кировского отделения ХФ РСФСР; мастера – А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, З.Ф. Безденежных, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина).

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.

Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

Мой проект можно использовать на уроках живописи и внеклассного чтения. Я буду рада, если взрослые и дети прочитав мой проект, узнают много нового из истории нашего русского промысла.


Идет весна, весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

IV. Литература


1. Г.Л.Дайн "Русская игрушка"

2. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные

3. Энциклопедия Земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП "Вятка", 2000 год.

V . Содержание

I.Введение…………………………………………………………….стр.3

II. Основная часть

1. История создания дымковской игрушки………………………...стр.5

2. Технология изготовления игрушки………………………………стр.9

3. Барыня………………………………………………………………стр.11

4. Свистулька………………………………………………………….стр.15

III. Заключение…………………………………………………………..стр.18

IV. Литература…………………………………………………………..стр.22