Движение жен декабристов. «Меня будущее не страшит»

Жена декабриста - верная жена, которая готова разделить со своим мужем горе и несчастье и никогда не бросит и не предаст его.

Жен декабристов иногда называют как "декабристки".

Выражение связано с известным в русской истории восстанием декабристов, произошедшее (14 декабря по старому стилю) 1825 года. Как известно, восстание было подавлено и император Николай I жестоко покарал бунтовщиков, отправив большинство из них в ссылку в Сибирь. Виновными признали 121 участника декабьского восстания. 23 декабриста были женаты.

Историю этого восстания описал известный русский историк (1841 - 1911) в "Курсе русской истории" ().

Одиннадцать женщин отправились в Сибирь со своими мужьями (женихами). Некоторые из них были незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова И.А. Но большая часть жен декабристов принадлежала к знати и им было чего лишаться - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская.

Николай I предоставил каждой право развестись с мужем - «государственным преступником». Однако женщины отказались от этого предложения. Они отказались от роскоши, оставили детей, родных и близких и пошли за мужьями на каторгу. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание. Первой в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его. Через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что она продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками. Она соглашается... Второй была Мария Волконская. День и ночь мчится она в кибитке, не останавливаясь на ночлег, не обедая, довольствуясь куском хлеба и стаканом чая. И так почти два месяца - в лютые морозы и пургу.

За непокорность жен декабристов поставили в страшные условия - лишение дворянских привилегий и переход на положение жены ссыльнокаторжного, ограниченной в правах передвижения, переписке, распоряжения своим имуществом. Их дети, рожденные в Сибири, будут считаться казенными крестьянами. Даже те, у кого мужья умирали, не получали права на возвращение. Так, в 1844 году в этом отказали вдове Юшневского, в 1845-м - Ентальцевой.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году после тридцатилетней ссылки. Из одиннадцати женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, три остались здесь навечно - Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая. Последней умерла в 1895 году девяностотрехлетняя Александра Ивановна Давыдова. Умерла, окруженная многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших ее.

Описал (1812 - 1870) в своей книге «Былое и думы» (1868 г.).

«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А. Вяземский, узнав об их решении следовать за мужьями в Сибирь.

Русский поэт (1821 - 1877) написал поэму " " (1871-1872 гг.), посвященную женам декабристов. В первой части поэмы " " описано путешествие в Сибирь княгини Трубецкой Екатерины Ивановны (1800-1854). Во второй части поэмы " " описано путешествие в Сибирь княгини Волконской Марии Николаевны (1805-1863).

Список жен декабристов, которые последовали в Сибирь, со своими мужьями (женихами):

Волконская Мария Николаевна (1805-1863), жена Волконского Сергея Геннадьевича.

Муравьёва Александра Григорьевна (1804-1832), жена Муравьёва Никиты Михайловича

Трубецкая Екатерина Ивановна (1800-1854), жена Трубецкого, Сергея Петровича

Полина Гёбль (1800-1876), невеста Анненкова Ивана Александровича

Камилла Ле Дантю (1808-1840), невеста Ивашева Василия Петровича

Давыдова Александра Ивановна (1802-1895), жена Давыдова Василия Львовича

Ентальцева Александра Васильевна (1790-1858), жена Ентальцева Андрея Васильевича

Нарышкина, Елизавета Петровна (1802-1867), жена Нарышкина Михаила Михайловича

Розен Анна Васильевна (1797-1883), жена Розен Андрея Евгеньевича

Фонвизина Наталья Дмитриевна (1803-1869), жена Фонвизина Михаила Александровича

Юшневская Мария Казимировна (1790-1863), жена Алексея Петровича Юшневского

Бестужева Елена Александровна (1792-1874), сестра Бестужевых

Памятник женам декабристов

Памятник одиннадцати жёнам декабристов установлен в сквере у исторического Завального кладбища в городе Тобольск в 2008 году.

Изображения

Ссылка в Сибирь, наказание, которое было уготовано декабристам после восстания фактически означало гражданскую смерть. По замыслу властей бунтовщики должны были затеряться и исчезнуть на бескрайних заснеженных просторах, лишиться родных и друзей. План этот сломали женщины, которые отправились вслед за своими мужьями.

Сложно сейчас сказать, что двигало одиннадцатью женщинами, которые решились на этот поступок. Властям их решение сразу не понравилось, и они всячески старались сдержать этот порыв.

Княгиню Трубецкую, которая первая добилась разрешения, почти на полгода задержали в Иркутске по личному распоряжению царя. И все эти полгода ее уговаривали отказаться от затеи.

Со стопроцентной уверенностью нельзя ссылаться ни на любовь, ни на желание поддержать политические взгляды супругов. Среди дворян браки часто заключались по расчету и даже без участия самих молодых. Например, княгиня Мария Волконская до ссылки вовсе была не в ладах с мужем.

Политикой женщины тогда не занимались, об участии мужей в тайных обществах они узнали постфактум. Единственным исключением была Екатерина Трубецкая, но на следствии ее никто не вспомнил. По делу декабристов были привлечены только две дамы: сестры Михаила Рукевича – Ксаверия и Корнелия.

Они были виновны в том, что после ареста брата уничтожили компрометирующие его бумаги. За что их определили в монастырь на год и шесть месяцев, соответственно. Так что соратницами в борьбе, как это случалось позже, они не были.

Безусловно, среди них имели место и романтические истории. Тут сразу надо вспомнить Полину Гебль (Анненкову) и Камиллу Ле Дантю (Ивашеву). Обе, кстати, француженки, поэтому нельзя говорить и о каком-то национальном явлении среди русских женщин. Они так понимали свой долг и следовали ему.

Первое, с чем им пришлось столкнуться этим женщинам – лишение положения в обществе. На тех, кто отправлялся вслед за опальными супругами, царские милости не распространялись. Жить в Сибири они должны были как жены «каторжан» и «ссыльнопоселенцев», то есть с очень ограниченными гражданскими правами.

Происхождение, отношения внутри сословия и общественный интерес, конечно, сказались. Обычной мещанке пришлось бы намного сложнее. Но это стало понятно уже по прошествии нескольких лет жизни в Сибири. Изначально женщины отправлялись в полную неизвестность: никто не мог им гарантировать уважительного отношения местных властей.

Вторым и самым сложным испытанием для большинства женщин – необходимость расставания с детьми. С ними выезд в Сибирь власти категорически не разрешали. Марии Юшневской пришлось четыре года ждать решения. Все дело в том, что с ней собралась ехать ее взрослая дочь от первого брака. Но и в этом случае, чиновники не пошли навстречу.

Детей в результате пристраивали родственникам. Надо отдать должное тогдашней российской элите: тех принимали, давали образование, обеспечивали детей своих родственников, но материнское сердце все равно крайне тяжело переживало такую разлуку.

Александра Давыдова оставила шестерых детей. Между ними было шесть тысяч верст. Чтобы поздравить с именинами ей приходилось писать чуть ли не за полгода вперед. О том, как они взрослеют, она могла судить, только получая портреты.

Власти противились встречам родственников с ссыльными даже тогда, когда каторга осталась позади и режим пребывания тех был смягчен. Сыну Ивана Якушкина, Евгению, впервые удалось встретиться с отцом только в возрасте 27 лет и для этого потребовалось отправиться в служебную поездку.

И, наконец, отношение родственников, семьи и общества в целом к решению жен декабристов было совсем неоднозначным. Генерал Раевский сказал своей дочери Марии Волконской перед отравлением: «Я тебя прокляну, если ты через год не вернешься».

Отец Марии Поджио, сенатор Андрей Бороздин, чтобы удержать дочь от необдуманных шагов ходатайствовал о заключении Иосифа Поджио в одиночку Шлиссельбургской крепости. Там он провел восемь лет. Сенатор поставил дочери условие: в Сибирь его переведут только после их развода.

Семейство Лаваль наоборот поддержали Екатерину Трубецкую в ее решении поехать за мужем. Отец даже дал ей в поездку своего секретаря. Последний не выдержал пути и бросил ее еще в Красноярске.

Высшее общество тоже разделилось: одни с недоумением комментировали в салонах этот поступок, но в тоже время проводы Волконской в Москве посетили многие известные личности, в том числе Пушкин.

Чтобы объяснить, как жилось женщинам, которые отправились за своими мужьями в Сибирь, необходимо обязательно вспомнить приговор. Для участников декабрьского восстания и членов тайных обществ он оказался беспрецедентно строгим.

Всего судили 121 человека. Пятерых лидеров - Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского - специально созданный Верховный уголовный суд приговорил к четвертованию, казни, которая не применялась в России со времен Емельяна Пугачева. Тридцать одного человека – к отсечению головы.

Для России тех времен – это практически массовые казни. Например, при правлении Екатерины Второй к смертной казни приговорили всего четверых: Пугачева, Мировича и двух участников чумного бунта 1771 года.

У остальных декабристов приговоры были самым разнообразными, но, как правило, это была каторга, разжалование в солдаты и ссылка в Сибирь. Все это сопровождалось лишением дворянства, всех наград и привилегий.

Император Николай I смягчил приговор и смертную казнь заменили на каторгу и ссылку. Повезло всем кроме приговоренных к четвертованию, тех вместо мучительной казни просто повесили. То как проходила эта казнь (трое декабристов сорвались и их пришлось вешать еще раз), говорит о том, что приводить смертный приговор в исполнение в России тогда не умели.

Власти и новый царь так испугались появления декабристов, требований республики и гражданских прав, что постарались в ответ максимально запугать аристократию, чтобы крамольные мысли не закрепились в их умах.

Женщины того времени переходили в сословие мужчины и лишение дворянства автоматически распространялось на всю семью. Но царь и тут помиловал. Женщинам оставляли дворянство и права собственности, им также была дана возможность развестись с государственными преступниками. Как-то по умолчанию предполагалось, что супруги именно так и поступят.

Наверное, Николай I считал, что это очень изящный шаг: одним махом проявлял «милость» и лишал декабристов последнего якоря – семьи. Волны разводов тем не менее не последовало. Вместо этого – пощечина: несколько женщин решили последовать за мужьями в Сибирь.

Жены стали тем мостом, которые своими письмами связывали узников с остальной страной. Они же добивались смягчения содержания, определенных уступок. По сути, эти женщины успешно и бесплатно выполняли те же самые функции, что и армия адвокатов сегодня. Еще их можно было бы назвать первыми правозащитниками в России. Но тогда, отправляясь в Сибирь, вряд ли они задумывались о подобном.

Понимали они одно – это будет очень тяжело в бытовом и моральном плане, но не представляли насколько. Сегодня довольно популярны различные сообщества «выживальщиков». С их точки зрения жены декабристов, в массе своей выросшие в окружении крепостной прислуги, получили бы крайне низкую оценку выживания.

В описи имущества Елизаветы Нарышкиной, которая еле поместилась на трех листах, можно найти множество «важных» вещей для обычной жизни: 30 пар женских перчаток, 2 вуали, 30 ночных рубашек, десятки пар чулок и так далее, и тому подобное. Счастливую улыбку вызывает полезная вещь – медный самовар. Неизвестно только удалось ли его довезти и умела ли барыня с ним обращаться.

Возможно, по современным меркам трудности их были не столь ужасны. Они и сами не считали, что совершают нечто героическое. Александра Давыдова, уже вернувшись из Сибири, однажды сказала: «Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...».

Но представьте на миг состояние барышень, умевших музицировать, вышивать на пяльцах и обсуждать последние литературные новинки, с ворохом совершенно неуместных на севере вещей, которые вдруг оказались в маленькой крестьянской избе, где вначале не было даже печи и приходилось пользоваться очагом.

Особенно тяжело пришлось первым, кто смог прорваться в Сибирь: Трубецкой и Волконской. К тому моменту их мужей государство содержало на 20 рублей в месяц (сумма и по тем временам мизерная). Говорят, такую сумму определил лично Николай Первый.

Сами жены регулярно отчитывались властям о своих расходах, а те следили, чтобы деньги не тратились «на чрезмерное облегчение участи заключенных». Чтобы передать вещи, требовалось подкупать охрану. Единственное, что не возбранялось – это подкармливать.

Вот только готовить приходилось самостоятельно. Для многих женщин это стало, как сказали бы сейчас, совершенно новым вызовом. Дамам приходилось самим ходить за водой, рубить дрова и разводить огонь. И если с овощами вскоре научились справляться все, то чистка птицы становилась сложной задачей, про то, чтобы забить курицу, речь даже не шла.

Этому женскому коллективу, а жили жены декабристов по сути вместе, маленьким сообществом, очень помогало, что среди них оказалась француженка Полина Гёбль (Анненкова). Она выросла в простой семье, в Москве оказалась в качестве модистки, и умела многое из того, с чем не сталкивались представительницы высшего света. Именно Гёбль обучила своих подруг многим бытовым навыкам. Но уроки те брали даже у слуг. Например, Муравьеву учил готовить собственный крепостной-кухмистер.

С 1827 года всех декабристов содержали в Читинском остроге. Условия для каторжан были неплохие, но тот факт, что они приехали к мужьям, совсем ничего не значил. Поначалу свидания разрешались редко и только в присутствии офицера.

Чтобы получить дозволение поехать в Сибирь у женщин брали расписку об отказе «от семейной жизни». Жить с мужьями в тюрьме разрешили только в 1830 году, после перевода на Петровский завод. И вопрос этот обсуждался на самом верху. После этого женщины, подключая всех родственников, буквально завалили Москву и Санкт-Петербург жалостливыми письмами, добиваясь от властей чтобы в камерах заделали щели и увеличили окна.

Зачастую в опасные ситуации они попадали из-за некоторой наивности. Волконская – самая молодая из них – однажды вызвала резкое неудовольствие каторжного начальства из-за того, что подарила уголовникам рубахи. В другой раз она же дала им деньги на побег. Заключенных поймали и били плетьми, чтобы узнать откуда они их взяли. Стоило хотя бы одному признаться и все закончилось бы арестом самой женщины. К счастью, никто ее так и не выдал.

Большую часть своего времени жены декабристов тратили на обслуживание своих мужей и их товарищей, приготовление еды, стирку, починку одежды и попытки поговорить с ними через высокий забор. Для последнего приходилось часами ждать, пока охрана выведет каторжан на улицу.

После переезда в Петровский острог, женщинам пришлось немного легче. Их ждали дома на небольшой улице, которая получила название Дамской, возможность чаще видеться с мужьями, а потом даже жить вместе. Им оставалось только как-то наладить быт.

Сделать это было не просто. Практически все необходимое надо было выписывать из столиц, заказывать через родственников, а потом ждать полгода-год. Жены декабристов кроме быта взяли на себя функции адвокатов и защитников не только мужей, но и всех остальных заключенных.

Они организовали переписку, как официальную, так и тайную, ведь все письма, которые шли через местные власти вскрывались. Писали родным тех декабристов, которые отказались от них. Через женщин же присылали помощь. Они утешали и успокаивали слабых, помогали неимущим и даже организовывали культурную жизнь, устраивая музыкальные вечера и представления.

Ну и конечно же рожали, воспитывали детей, которые появились уже в Сибири, помогали мужьям, которые после выхода с каторги занимались сельским хозяйством, открывали свое дело или работали по приобретенным в Сибири или «в прошлой жизни» специальностям.

Причин, по которым жены декабристов отправились след за ними, множество, и сегодня спорят про это даже яростнее, чем в прошлых столетиях. Но одно можно сказать точно: именно они помогли мужьям и их товарищам пережить каторгу и ссылку, защитили от злоупотреблений местных властей и создали более-менее пристойные условия жизни.

Декабрь 1825 года принёс Российской Империи не только зимнюю стужу, но и смену монарха. А вместе с этим - попытку государственного переворота, беспрецедентную по своему характеру и сути. Все события эпохи дворцовых переворотов не шли ни в какое сравнение с тем, что случилось в тот день на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Представители дворянства желали не заменить главу государства, а не допустить его восшествие на престол, упразднить самодержавие как форму государственной власти и отменить крепостное право. Одной из предпосылок к такому развитию событий стал непродолжительный, но очень напряжённый период междуцарствия: после кончины императора Александра I на трон должен был взойти его брат Константин, однако Великий князь не спешил принимать присягу, но и не отрекался.

Напряжение в стране нарастало. В итоге Константин Павлович всё же подписал отречение в пользу своего младшего брата - Великого князя Николая Павловича. Как известно из учебников истории и не только из них, попытка декабристов совершить революцию провалилась. Николай I всё-таки занял российский трон, а группа дворян, возглавивших это восстание была заключена под стражу и подвергнута суду со всеми вытекающими из этого последствиями.

Приговор декабристам

Под следствие по делу о восстании на Сенатской площади попали почти 600 человек. Из них многие были приговорены к смертной казни, но некоторым из них приговор заменили ссылкой в Сибирь пожизненно или сроком на 20 лет. В числе сосланных большинство были дворянского происхождения, некоторые - с княжеским титулом.

В связи с тем, что в восстании приняло участие немало военных в офицерских чинах, многие из них были разжалованы в солдаты и сосланы на Кавказ, а также на фронта русско-персидской и русско-турецкой войн. Из почти 170 человек в середине 1830-ых годов домой вернулись чуть больше тридцати.

Подобного никогда прежде не происходило в российской истории и потому современники и даже потомки так и не смогли сформулировать единую объективную оценку этих событий. Кто-то считает этих людей героями, кто-то наоборот осуждает. Так или иначе, прецедент имел место и в значительной мере повлиял на ход истории России.

Жёны декабристов


  • Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),
  • Мария Николаевна Волконская,
  • Александра Ивановна Давыдова,
  • Александра Васильевна Ентальцева,
  • Камилла Петровна Ивашева,
  • Александра Григорьевна Муравьева,
  • Елизавета Петровна Нарышкина,
  • Анна Васильевна Розен,
  • Екатерина Ивановна Трубецкая,
  • Наталья Дмитриевна Фонвизина,
  • Мария Казимировна Юшневская.

Несмотря на то, что дамы были разного происхождения, возраста, образования и даже различного социального положения, в решении поддержать своих мужей они оказались на удивление единодушны. Не все пережили сибирскую ссылку: после объявления амнистии декабристам 28 августа 1856 года обратно приехали только восемь, пятеро - вместе с мужьями.

Решившись уехать вслед за опальными мужьями в ссылку, дамы лишались всех своих привилегий и титулов. Отныне они стали жёнами ссыльно-каторжных. Впрочем, даже утрата статуса не лишила их силы духа. По-разному отнеслись родные и близкие к решению последовать за мужьями. Некоторых откровенно осуждали и всячески отговаривали, других наоборот поддерживали.

В Сибири дамы занялись тем, что было им дозволено и доступно. Поселившись рядом с местами заключения своих мужей, они, как могли, облегчали им жизнь на каторге: шили и чинили одежду, занимались лечением, в том числе и местного населения. Например, в Чите на средства жён декабристов была организована больница, в которую могли обращаться как заключённые, так и местные жители.

Через некоторое время декабристов с каторжных работ перевели на поселение и с этого момента, кажется, можно говорить о некотором улучшении их бытовых условий. Кроме того, многие из них занялись просветительской работой: обучали крестьянских детей грамоте и письму, а также азам математики. Некоторые обратились к изучению культуры и быта Сибири, собирали сведения по истории края.

Екатерина Трубецкая

Екатерина Ивановна Трубецкая была первой из жён декабристов, принявшей решение отправиться вслед за мужем в Сибирь. Супруг был её на 10 лет старше, но, судя по свидетельствам современников и личным письмам, из которых часть сохранилась, она очень любила мужа и совершила свой отважный поступок не из какого-то расчёта, а исключительно из желания разделить судьбу любимого человека.

Как ни странно, родители поддержали решение Екатерины Ивановны и постарались ей оказать всю возможную поддержку в этом нелёгком начинании. Она выехала в Сибирь буквально через день после отправки её мужа из Петропавловской крепости и уже в сентябре 1826 года добралась до Иркутска.

В Иркутске местным властям удалось задержать её почти на полгода под самыми различными предлогами и уговорами отказаться от своей затеи. Княгиня Трубецкая была непреклонна. С мужем ей удалось встретиться только в феврале 1827 года.

В сентябре 1827 года декабристов перевели в Читу, где условия значительно облегчились. Для жен декабристов выстроили целую улицу деревянных домиков и назвали ее Дамской.

Прасковья Анненкова

Урождённая Жанетта Полина Гебль, пожалуй, самый яркий пример искренней и самоотверженной любви. Будучи простой модисткой французского происходения в московском представительстве торговой фирмы "Дюманси", Полина Гебль познакомилась с молодым наследником семьи Анненковых - Иваном, который часто бывал там с матерью.

Молодые люди полюбили друг друга, но несмотря на все уговоры И.А. Анненкова, девушка отказывалась, понимая, что его семейство не согласится принять такую невестку, как она. Когда же Анненкова арестовали за участие в восстании и приговорили к 20 годам каторги, Полина Гебль приняла решение отправиться за ним.

Ей не давали разрешения, так как она была ему не жена и не родственница. Тогда девушка отправилась к императору. Ей удалось пробиться к нему во время военных маневров. Удивлённый Николай I в ответ на просьбу Полины сказал:

Это ведь не ваша родина, сударыня! Вы будете там глубоко несчастны.

Я знаю, государь. Но я готова на всё! - ответила она.

Ей разрешили ехать. Они поженились 8 апреля 1828 года. Полина прошла вместе с мужем все тяготы ссыльной жизни. После 1856 года, когда Александр II объявил амнистию декабристам, супруги Анненковы переехали в Нижний Новгород, где прожили ещё 20 лет. Самые счастливые в их непростой жизни.

  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Восстание декабристов".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Декабристы".
  • Материалы сайта "История Российской империи", раздел "Жёны декабристов в ссылке".
  • Воспоминания декабристов.
  • Н.А. Некрасов, поэма "Русские женщины".
  • Александр Дюма, "Учитель фехтования".
  • Кинофильм "Звезда пленительного счастья".

Восстание произошло в далеком 1825 году на Сенатской площади. Было возбуждено дело по восстанию и под следствием оказалось около 600 человек. Многие были приговорены к смертной казни, а других отправили в ссылку в Сибирь. За своими мужьями отправились 11 жен добровольно.

Женщины были разных возрастов, происхождения и социального положения, но их всех объединяло одно: поддержка в ссылке своих мужей. Жены за то, что решились ехать за декабристами, были лишены всех своих привилегий. Родственники жен декабристов также имели разные точки зрения, кто-то был недоволен и осуждал их поступок, а другие наоборот оказывали поддержку.
Жены декабристов по прибытию в Сибирь поселились недалеко от мест заключения их мужей. Каждая из них нашла себе занятие, они шили и проводили ремонт одежды, лечили как декабристов, так и местное население. На средства жен была организована больница. Спустя некоторое время декабристам облегчали учесть и перевели на поселение.
Первую женщину, которая приняла решение отправиться за своим мужем в Сибирь, звали Екатериной Трубецкой. Её решение было поддержано родителями и оказана вся от них возможная помощь. Через день, после того как мужа отправили в ссылку, она выехала в след за ним в Иркутск осенью 1826 года. Там ее отговаривали от этого решения, но Екатерина не сдалась. И только в 1827 году ей удалось увидеть мужа. В этом же году декабристы были переведены в Читу, а для их жен были построены специальные дома. Улица из этих домов носила название «Дамская».

Екатерина Трубецкая

Самой молодой из жен декабристов была Мария Волконская, которая была младше своего мужа на 18 лет.

Мария Волконская

Анна Розен провожала своего мужа в ссылку вместе с недавно родившимся сыном. По просьбе мужа, она поехала вслед за ним только тогда, когда ребенок подрос. Анна отдала сына на воспитание родной сестре и отправилась в Сибирь. В скорее родился второй сын, которого назвали Кондратий. При переезде в Курган из Читы Анна родила третьего сына, назвали его Василием. В Кургане они прожили 5 лет, Анна занималась воспитанием сыновей и медициной. После амнистии они жили на Украине, и прожили вместе около 60 лет, несмотря на все сложности, которые выпали на их долю. Умерли они с разницей в четыре месяца.

Анна Розен

Прасковья Анненкова не была замужней, но уже ждала ребенка от своего будущего мужа. Когда родилась дочь, то она оставила ее будущей свекрови и отправилась к мужу в Сибирь. В 1828 году Прасковья вместе с мужем обвенчались.

Прасковья Анненкова

Елизавета Нарышкина ночами писала письма родственникам декабристов, так как у них не было такого права. Помимо нее писали и другие женщины, это был сложный труд, так как писать им приходилось очень много писем примерно по 10-20 в неделю. Бывало так, что они просто забывали написать письма своим родным и близким. К тому же жены декабристов постоянно просили администрацию об облегчении заключения.

Елизавета Нарышкина

14 (26) декабря 1825 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга сорвалась попытка декабристов перевернуть историю и не пустить Николая I к власти. Восстание с треском провалилось. Практически сразу лидеры восстания были арестованы и посажены в Петропавловскую крепость . Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина и Сергея Муравьёва-Апостола приговорили к смертной казни. Сначала планировали четвертовать, но Николай I назвал данный способ варварским и неприемлемым в европейской стране. А расстрел, по словам монарха, придаст им только чести. Итог - повешение.

На каторгу в Сибирь отправились 120 представителей дворянства. За декабристами рискнули поехать, бросив всё, 11 жён. После указа об амнистии 28 августа 1856 года вместе с супругами вернулись пятеро. Кто были эти женщины, чего они лишились и почему поехали?

Мария Николаевна Волконская родилась в 1805 году в семье военного Николая Раевского, который стал героем Отечественной войны, когда дочери было всего семь лет. Семья Раевских была привыкшая к военным условиям: мать Марии Софья всегда сопровождала мужа, поэтому все семеро детей родились в походах.

Мария, как её двое братьев и три сестры (одна из них умерла в младенчестве), получала образование на дому. Особую любовь питала к музыке: играла на пианино и пела. Также интересовалась языками - например, французский знала лучше русского, поэтому писала в основном не на родном языке.

36-летний князь Сергей Волконский посватался к Марии, когда ей не было и 19 лет. Существует две версии, почему она дала согласие. Так, Филин ("О декабристах и декабризме") приводит слова участника декабрьского восстания Розена, который уверял, что свадьба стала возможной с настояния отца. В то же время брат жены декабриста Александр Раевский писал, что во время помолвки произошёл странный случай:

"Плохая примета. Во время помолвки, которая проходила в Каменке в имении Раевских, на невесте загорелось платье. Она танцевала мазурку и задела свечи. Обошлось без ожогов, но суеверные гости посчитали это недобрым предзнаменованием. Отец-генерал не придал никакого значения".

Тем не менее свадьба состоялась за 11 месяцев до восстания - в январе 1825 года. Пара провела вместе медовый месяц в Гурзуфе, молодые не разлучались и следующие три месяца. После этого супруга князя сильно заболела и уехала с матерью лечиться в Одессу, откуда писала ему письма, указывая, что скучает.

Волконский объявился уже после декабрьского восстания. Он сообщил, что арестовали Павла Пестеля, но не стал раскрывать супруге причин произошедшего. По легенде, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения, перед свадьбой Волконский обещал отцу Марии завязать с "неправительственной деятельностью".

И сейчас он попросту опасался, что родственники жены будут настаивать на разводе, несмотря на то что Мария к тому моменту была на последнем месяце беременности. Другая версия гласит, что он не хотел нервировать жену, которая вскоре должна родить.

После этого он увёз жену в имение её родителей в Киевской губернии и "вскоре уехал". Волконского арестовали 7 января (по другим свидетельствам - 5 января) как главу Каменской управы Южного общества. В июне 1826 года ему вынесли смертный приговор, который заменили на 20 лет каторги в Сибири. Мария до конца декабря добивалась возможности сопровождать мужа и в своём стремлении дошла даже до Николая I с прошением. В итоге её многочисленные просьбы удовлетворили. Оставив первенца по требованию отца, женщина уехала в никуда.

Я и не желаю возвращаться, разве лишь с Сергеем, но, бога ради, не говорите этого моему отцу, - сказала женщина родным ночью перед отъездом после того, как отец пообещал её проклясть, если через год она не вернётся из Сибири ("Записки Марии Волконской", Санкт-Петербург, 1904).

Мария проследовала от Каменска до Петербурга, когда узнала о приговоре. А 22 декабря из столицы отправилась в Сибирь, к февралю добравшись до Благодатского рудника.

Она жила в одном доме с Екатериной Трубецкой. Помещение было настолько тесным, что голова упиралась в стенку, а ноги приходилось поджимать. Встречи с мужем разрешались два раза в неделю. При этом Мария периодически переговаривалась с супругом через стенку.

27 декабря Трубецкая и Волконская переехали в Читу, где для декабристов построили новый острог (опорный пункт). В марте 1828 года стало известно о смерти сына, оставленного на попечение родителей. В ноябре 1829 года скончался и отец Марии.

В этом же году жёнам разрешили жить вместе с мужьями-декабристами. При этом Николай I прислал письмо, где говорилось, что он никогда и не был против, "лишь бы место было". А его не было: в остроге отсутствовали семейные камеры. Впрочем, супруги проводили с мужьями целые дни, чему уже были рады.

Специальная тюрьма для декабристов в Петровском Заводе была построена летом 1830 года. Обстановка там возмутила всех жён декабристов, многие из которых писали об этом родным. Женщины указывали на ужасные условия, отдельно выделяя отсутствие окон в камерах. Расположение казематов тоже оставляло желать лучшего - их построили прямо на болоте. Путь до нового пристанища занял 50 дней. Изначально женщины снимали дома, но к сентябрю 1830 года добились разрешения переехать к мужьям в камеры. Так, Мария оказалась с Сергеем в конце сентября вместе. Это не значит, что женщина была сыта только любовью. Сестре Екатерине она рассказывала о том, каково работать на конюшне и питаться "едой слуг".

В заключении она родила сына Михаила и дочь Елену, которую в семейном кругу называли Нелли. 24 июня 1835 года вышел указ об освобождении Волконского от каторжных работ. В 1837 году семья декабриста отправилась на лечение в город Урик, так как у Сергея обострился ревматизм, и так и осталась в этом городе. Кроме того, они построили летний домик в Усть-Куде.

В начале 1845 года Мария добилась разрешения переехать в центр, в Иркутск, для обучения детей в гимназии. Через два года к ним присоединился супруг.

В 1855 году женщине разрешили переехать в Москву, куда годом позже перебрался и Волконский. На этом "хождение за мужем" можно считать завершённым. Женщина скончалась в 1863 году в Воронках. Муж так и не успел с ней проститься, так как был прикован болезнью к постели в эстляндском имении Фалле. Через два года его похоронили рядом с женой в Воронках.

Прасковья Егоровна Анненкова (Жанетта Полина Гёбль) родилась в семье военного. Её отец Жорж служил в наполеоновской армии. Он скончался в Испании в 1809 году, когда дочери было лишь 9 лет. После этого Гёбль в своих воспоминаниях описывала, как увидела Наполеона и сказалась ему сиротой. Вскоре семья получила крупную денежную сумму и пенсию.

Когда денежное довольствие закончилось, Жанетта быстро научилась делать шляпки и женское нижнее бельё. В 17 лет она стала работать продавцом в модном доме в Париже, а в 23 года переехала в Россию, согласившись на предложение работы от торгового дома "Дюманси".

С будущим мужем Иваном Анненковым она познакомилась летом 1825 года, когда поручик сопровождал мать в трепетно любимый ею магазин. По воспоминаниям Гёбль, которая говорила, что выйдет замуж только за русского офицера, это была практически любовь с первого взгляда, но по ряду обстоятельств Полина не отвечала взаимностью.

- Оба мы были молоды, он был чрезвычайно красив собою, необыкновенно симпатичен, умён и пользовался большим успехом в обществе. Совершенно понятно, что я не могла не увлечься им. Но целая бездна разделяла нас. Он был знатен и богат, я - бедная девушка, существовавшая своим трудом. Разница положений и чувство гордости заставляли меня держаться осторожно, - вспоминала она.

В ноябре Анненков предложил тайно обвенчаться в одном из родовых губернских поместий, но Гёбль отказалась. Молодые люди всё же съездили на месяц в путешествие, откуда вернулись за пару недель до восстания.

Анненкова арестовали практически сразу после выступления декабристов. Гёбль же пребывала в неведении: куда делся ухажёр, набивающийся в мужья?

При этом Анненков 12 декабря заявил о том, что отказывается участвовать в выступлении. Его арестовали только за то, что он состоял в тайном обществе и не стал доносить на товарищей перед восстанием.

Сначала его отвезли в Выборг, где посадили в замок, а потом перевезли в Петропавловскую крепость. Но я узнала обо всём этом только в январе 1826 года, - написала она в воспоминаниях.

Всё это время Жанетта была в Москве. Узнав о том, где находится молодой человек, она собрала денег, продав часть своих вещей, и поехала в Петербург. Вскоре после приезда получила письмо от Анненкова. Послания приходили вновь и вновь. Жанетта решает организовать побег за границу.

Вопрос упёрся в деньги. Требовались десятки тысяч рублей, взять которые можно было только у матери несостоявшегося супруга. На просьбу Жаннет, специально ради этого приехавшей в Москву, Анна Анненкова ответила, что ни копейки не передаст на побег сына, которого подобное действие попросту обесчестит. Приговор - 20 лет каторги, Чита.

Жёнам декабристов разрешили отправиться к мужьям, только Гёбль не была официальной супругой. Чтобы добиться разрешения поехать "на край света", туда, где иностранка понятия не имеет, что происходит, она дошла до царя Николая I . Самодержец предостерёг девушку от такого решения, но что может повлиять на отчаяние влюблённой декабристки? К тому моменту Гёбль родила от Анненкова дочку, которую монарх потребовал с собой не брать.

- Он был знатен и богат, я - бедная девушка, существовавшая своим трудом. Разница положений и чувство гордости заставляли меня держаться осторожно, тем более что в то время я с недоверием иностранки относилась к русским, - пишет она в своих воспоминаниях.

Оказавшись в марте 1828 года в Чите, Жанетта встретилась с супругом на третий день после приезда, а уже 4 апреля их обвенчали. Причём на это было даже распоряжение государя. Так Гёбль стала Прасковьей Егоровной Анненковой.

В марте 1829 года Прасковья родила дочь, названную Анной в честь бабушки. В целом год у жён декабристов, которые все прибыли примерно в одно время, выдался плодотворный.

16 марта 1829 года у меня родилась дочь, которую назвали в честь бабушки Анною, у Александры Григорьевны Муравьёвой родилась Нонушка, у Давыдовой - сын, Вака. Нас очень забавляло, как старик наш комендант был смущён, когда узнал, что мы беременны, а узнал он это из наших писем, так как был обязан читать их, - вспоминала Прасковья.

В Чите женщины вели хозяйство, научились пасти скот и полностью обеспечивать себя как минимум пищей. В 1830 году их мужей отправили также в Петровский Завод, где разрешили не видеться раз в три дня, а буквально жить вместе.

Первое, что представилось глазам, была тюрьма, потом кладбище и наконец уже строения. Петровский Завод был в яме, кругом горы, фабрика, где плавят железо, - совершенный ад. Тут ни днём ни ночью нет покоя, монотонный, постоянный стук молотка никогда не прекращается, кругом чёрная пыль от железа, - вспоминает она приезд в новый острог.

В 1831 году родился сын Владимир. Всего Прасковья рожала 18 раз, но выжили лишь шестеро детей.

Анненкова переводили в село Бельское Иркутской губернии, в Туринск. В 1841 году Анненковых перевели в Тобольск, где они жили до амнистии 1856 года. К тому времени Иван уже был на госслужбе. Одним из условий освобождения стал запрет жить в Москве и Петербурге, поэтому семья поселилась в Нижнем Новгороде.

Прасковья Анненкова умерла 14 сентября 1876 года. Муж пережил её на год и четыре месяца, так и не сумев справиться с утратой.

Елизавета Петровна Нарышкина была единственной дочерью героя 1812 года, генерала и бывшего военного министра графа Петра Петровича Коновницына. Родилась в 1802 году. Получила домашнее образование, хорошо музицировала, пела, имела способности к рисованию.

Единственная, кто был не только женой, но и сестрой декабристов. Пётр и Иван Коновницыны состояли в Северном обществе. Пётр был отправлен в ссылку, а Ивана помиловал Николай I "ради заслуг его отца".

Елизавета была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. В 1823 году на балу познакомилась с полковником Михаилом Нарышкиным, за которого вышла замуж в сентябре 1824 года. После свадьбы жила с мужем в Москве. В 1825 году родила дочь. Единственный ребёнок, который был у супругов, умер в трёхмесячном возрасте.

Елизавета Петровна знала о том, что произошло восстание и что супруга отправили в Петропавловскую крепость. Последнее известие стало ударом, так как о принадлежности мужа к тайному сообществу она не знала. За подарки тюремщикам в конце января она смогла передать мужу тёплые вещи.

Жена следом пишет письмо императрице с "нижайшим поклоном" и просит дать разрешение проследовать за мужем. После того как прошение утверждают, отправляется по маршруту.

Приехала в Читу в мае 1827 года. Так же как и остальные супруги декабристов, виделась с возлюбленным два раза в неделю. Но щели в частоколе острога позволяли разговаривать чаще. Попытки охранников отогнать женщин ничем не заканчивались, поэтому через некоторое время прекратились.

Подруги по несчастью описывают Нарышкину как надменную особу и сразу же в письмах к родным "оправдывают" её, напоминая, что 23-летняя девушка была единственной дочерью при богатых родителях, да ещё и служила фрейлиной при дворе, "а выбить мужу прощение не смогла".

В 1830 году с мужем уехала в Петровский Завод, а через два года отправилась на поселение в Курган. Здесь супруги занимаются сельским хозяйством, а по вечерам собирают гостей. Нарышкины - одни из немногих, от кого не отказались родные и регулярно присылали им неплохие дотации.

В 1837 году приходит распоряжение от Николая I отправить Нарышкина на Кавказ, где зачислить бывшего полковника в армию рядовым. Нарышкиной разрешили встретиться с родными перед дальней поездкой.

Я была счастлива, но это-то и побуждает меня поскорее ехать на Кавказ, потому что счастье, не разделённое с моим старым добрым мужем, для меня не полно, - написала позже она.

В 1844 году супругов направляют в село Высокое Тульской губернии. Эти ограничения были сняты амнистией 1856 года.

С 1859 по 1860 год супруги ездили за границу и долго жили в Париже, после чего вернулись в Москву. Через три года Михаил скончался, а супруга уехала к родственникам в Псковскую губернию. Скончалась в декабре 1867 года и была похоронена в некрополе Донского монастыря, вместе с мужем и дочерью.

Анна Васильевна Розен родилась в 1797 году в семье Василия Малиновского - первого директора Царскосельского лицея. Получила прекрасное образование, хорошо знала английский и французский языки. В 1822 году брат Иван познакомил её с офицером Андреем Розеном, с которым участвовал в Итальянском походе. В апреле 1825 года молодые люди поженились.

Розен не состоял в тайных сообществах, а провинился тем, что накануне восстания был приглашён на совещание к Рылееву и князю Оболенскому. Его задачей было привести на Сенатскую площадь как можно больше военных. Розен был одним из немногих, кто предупредил супругу о готовящемся восстании и сообщил, что его могут арестовать. В Петропавловскую крепость его заключили через шесть дней после восстания.

Анна не паниковала и не шла на отчаянные шаги ради встреч с мужем: во-первых, она была беременна, а во-вторых, супруг потребовал беречь себя. Провожать мужа на каторгу она пришла вместе с шестинедельным сыном. Супруг не разрешил Анне следовать за ним, пока сын немного не подрастёт. В результате она уже приехала не в Читу, а в Петровский Завод в 1830 году, оставив сына Евгения на попечение своей сестры Марии.

Анна не застала многие тяготы, которые выпали на долю женщин, приехавших раньше. Так, ей не пришлось обустраивать всё с нуля: подруги по несчастью объяснили, как действовать. Анна также не бегала от охранников, первое время не дававших разговаривать с мужьями во внеурочное время. В Петровском Заводе в 1831 году у Розенов родился второй сын, которого назвали Кондратием. Спустя год супругов направили на поселение в Курган. В пути у них родился третий сын - Василий. На новом месте Розены сначала жили на квартире, а потом купили дом с большим садом. Деньги на покупку прислал старший брат Марии Иван.

Здесь глава семьи начал писать "Записки декабриста", которые до сих пор считаются наиболее подробным и достоверным изданием, описывающим восстание и тяготы после него.

Супруга занялась медициной и стала выписывать книги по данной тематике из Петербурга. 24 июля 1834 года у Анны Васильевны рождается сын Владимир, 6 сентября 1836 года - дочь Анна.

Указом Николая I в 1837 году Розена среди прочих отправляют на Кавказ. Уже в 1839 году Андрей был демобилизован по состоянию здоровья, и семья переезжает в имение брата Андрея, расположенное под Нарвой. Там они пробыли вплоть до амнистии 1856 года. Всю оставшуюся жизнь Розены прожили под Хабаровском. Анна умерла в декабре 1883 года. Супруг пережил её всего на четыре месяца.

***

В глазах современников жёны декабристов были героическими женщинами, не лишёнными образования и красоты. Им посвящали песни, стихи, о них говорили, ими было принято восторгаться. Когда проживание мужей в острогах прекратилось, семьи декабристов виделись со многими известными людьми.

Так, Александр Пушкин после знакомства с Волконской посвящает ей легендарную "Полтаву". "Не пой, красавица, при мне " также относится к Волконской. Жену декабриста часто воспринимают как одну из героинь "Евгения Онегина" - то как Татьяну Ларину, то как Ольгу.

В Кургане я видел Нарышкину (дочь нашего храброго Коновницына)… Она глубоко тронула своей тихостью и благородною простотой в несчастии, - пишет Жуковский о встрече с Нарышкиной.