Детский сад посеешь привычку пожнешь характер. Народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

1
Консультация
«Посеешь привычку, пожнешь характер»
Когда формируется характер?
«Посеешь мысль ­ пожнешь действие,
посеешь действие ­ пожнешь привычку,
посеешь привычку ­ пожнешь характер,
посеешь характер ­ пожнешь судьбу»
­ истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что
влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И
могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?
В плену идеалов
Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом.
При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми
или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию
тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.
Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином
человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На
собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или
несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в
результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим
«особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы
«идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или
наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что
происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей, и на старости лет рядом с
нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек ­ наш сын или дочь? Вовсе
нет! Во­первых, потому что идеальных людей нет, а во­вторых, потому что у родителей,
целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей,
желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько.
Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок ­ это не чистый белый лист, на
котором можно «написать» любой характер. И родитель ­ это не третейский судья, чтобы
определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие ­
нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно
вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с
индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому
качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не
нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для
психического развития стиль отношения к нему.
В основе ­ темперамент
Воспитание, а особенно формирование характера ­ невероятно сложный процесс,
требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать
свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что
это такое ­ характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать
вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные
понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные»
мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у
нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит? К
сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих
терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются

2
меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить
несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.
Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики
человека: 1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть
спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д. 2. Моторная сфера. Имеются
в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные
двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни». 3. Эмоциональность, т.е.
впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая­то ситуация
может подействовать как серьезный раздражитель ­ малыш расстроится и расплачется, ­ то
другой даже не заметит неприятности. Нервная система малыша от рождения может быть
сильной или слабой (слабой ­ не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или
медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок.
Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и
особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его
настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его
поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными
характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент ­
это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут
некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся
семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем
повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с
природой.
Когда порядок имеет значение
Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и
другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших ­
порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно
окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не
удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно
обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша. Итак,
рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье? Первый
ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет
трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен,
следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях
надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих
качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют
неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители
поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какое­то из
перечисленных свойств становится доминирующим ­ в зависимости от конкретных
особенностей воспитания. Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым,
третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь
родителей с кем­то еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания,
когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или
сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет
стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем
занимается старший. Если что­то вас в поведении одного из детей не устраивает,
попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не
забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка. А
конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.
Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах

3
можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и
старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он,
скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным
человеком. Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не
воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый
и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми,
импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чего­то стоят и
достойны внимания.
«Почему» или «для чего»?
Психологи считают, что характер ­ это своего рода «лавирование» между
наследственными чертами и окружающей средой ­ обстановкой в семье, характерами
родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что­то в
ребенке задано природой, на что­то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в
семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто
«выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение,
убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где­то между врожденными основами
психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что
характер ­ это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и
воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря
о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о
характере, ­ то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно
воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням
сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается
пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.
Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и
устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется
в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при
формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных
форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е.
ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для
чего?».
Секретный фарватер
Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный
психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка ­ это слепок с характера родителей, он
развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в
своем ребенке. Однако как­то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего
нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не
знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо
того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное,
что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность
или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д.
Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую
сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также
нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть
обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и
неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть
связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.
До первого звонка

4
Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама
трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию
ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче
всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время
складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте
формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Игры, в которые играют дети
Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия,
они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре
формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на
его формирование. Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У
каждого возраста они свои: игра 2­летнего малыша кардинально отличается от того, как
играют дошкольники. На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки,
ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей
она заканчивается раньше, у других ­ позже. Он пока не способен участвовать в совместной
игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие,
коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже
игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет
эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить
от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему
товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера.
Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать
формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить. Особенно ярко
черты характера начинают проявляться чуть позже, в 5­6 лет, когда начинается новая
стадия игры ребенка ­ коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость,
выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное
отношение к действительности. Большое значение в этом возрасте имеют также
простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые
несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать
ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера
взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя
делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
Характер и школа
С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время
учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится
соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые
правила и обязанности играют важную роль ­ развивают организованность, привычку к
систематическому труду,
аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с
учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он
дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой,
если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.
целеустремленность,
настойчивость,

«Посеешь привычку - пожнешь характер»

Форма проведения: круглый стол

Цели: актуализация проблемы сохранения и укрепления здоровья детей; формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирование у детей полезных привычек.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать за нашим круглым столом.

Согласитесь приятно себя чувствовать здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: “В здоровом теле - здоровый дух”. Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. О чем они говорят, мы сейчас узнаем.

Разминка “Сложи пословицу”

(На столе выкладываются фрагменты пословиц, каждая из которых написана определенным цветом. Родители должны собрать из частей пословицу о здоровье. Пословицы зачитываются.)

И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Как вы уже догадались сегодняшний разговор у нас пойдет о здоровье, о полезных привычках.

У нашего здоровья немало добрых и верных друзей. Какие ассоциации у вас вызывает слово “привычка”?

(Рассуждения родителей)

Привычка - Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-н. в жизни обычными, постоянными.(толковый словарь Ожегова) .

Привычка - это такое действие, которое человек выполняет автоматически.

У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, трудиться в огороде. Все это полезные привычки.

Игра-упражнение “Сорняки и розы”

Давайте поиграем в игру “Сорняки и розы”. Сначала мы разделимся на две команды, выбрав на подносе определенную карточку (сорняки и розы) . Команда с карточками роз рассуждают на тему: какие бы вы хотели видеть полезные привычки у вашего ребенка? Ответы записывать на карточки.

Вторая команда с карточками сорняков рассуждают на тему: что такое вредные привычки? Так же ответы записывать на карточки. Отводится на игру определенное время - 10мин.

(Звучит бодрая музыка)

Воспитатель обобщает ответы родителей о полезных привычках. Карточки с розами прикрепляются на ватман с изображением вазы, стебельков и листьев. Создается коллаж в виде букета роз.

(Звучит тревожная музыка)

Воспитатель обобщает ответы родителей о вредных привычках.

Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода - дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки делают из своего хозяина настоящего человека.

Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, 20% - от здоровья родителей и еще 20% - от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные, здоровые привычки, которые помогут ему добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывает в себе с детства уважение к самому себе.

Родителям раздаются памятки с полезными привычками.

Приложение 1.

Варианты пословиц

    “Здоровье дороже золота”

    “Здоровье ни за какие деньги не купишь”

    “В здоровом теле - здоровый дух”

    “Посеешь привычку - пожнешь характер”

    “Рано в кровать, рано вставать - горя и хвори не будете знать!”

Приложение 2.

Памятка для родителей. Полезные привычки.

    Соблюдение чистоты и личной гигиены.

    • Воспитывать опрятность

      Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользоваться мылом, расческой, полотенцем, носовым платком - исключительно своими предметами личной гигиены

      Прививать навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать ее с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.

    Соблюдение питьевого режима

    Закаливание

В детском саду они проводятся под руководством медицинского персонала, а дома - по рекомендации, полученные в детском саду и в поликлинике.

Виды закаливания, которые можно использовать в домашних условиях:

    Соблюдать тепловой и воздушный режим в помещениях

    Следить за тем, чтобы ребенок был одет соответственно сезону и температурным показателям в помещение и на улице

    Регулярно выполнять гигиенические процедуры

    Приучать ребенка полоскать рот после еды, а перед сном горло кипяченой водой комнатной температуры

    Умываться и мыть руки следует прохладной водой

Утренняя гимнастика

Двигательная активность

Длительные прогулки на свежем воздухе

Соблюдение режима дня

Правильное питание

  • К новой пище приучать малыша постепенно

    На первых порах предлагайте попробовать блюдо и не давайте сразу большую порцию

    Не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте есть, лучше покажите ребенку пример

    Очень важно создать за столом доброжелательную, приятную обстановку и хорошее настроение.

Консультация для родителей

«Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …

Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.

Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.

Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».

Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья – режим дня.

Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.

Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.

Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.

Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,

Повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

С чего начинается день.

Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.

Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких – то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.

Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.

Да здравствует мыло душистое…

После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.

Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.

Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.

[Основа режима дня - физическая активность.

Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.

Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.

Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.

Дневной сон.

Помните, полноценный сон – важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает – это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном – чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5–12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть – почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.

Прогулки на улице.

Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон – они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.

Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание.

Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.

От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.

Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.

Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!

Консультация для родителей на тему:

«Посеешь привычку, пожнешь характер».

Общество состоит из отдельных личностей и характеров, как мозаичное полотно из кусочков разноцветного стекла. Чем чище и светлее ее составляющие, тем красивее картина. В возникновении негативных черт характера человека мы обвиняем привычку, как начальный этап формирования личности.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Родители являются основными исполнителями процесса воспитания.

Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки – это вредные, закрепленные в личности способы поведения, агрессивные по отношению к самой личности или к обществу. К вредным привычкам чаще всего относят курение, пьянство, употребление наркотиков, а также привычки, влияющие на нравственное поведение человека, не соответствующее нормам общественной морали. Перечисленные явления представляют собой различные отклонения от здорового образа жизни. Например, курение. Людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих. Многие говорят, что они курят потому, что хотят, и бросят в любой момент. Но на самом деле вырваться из круга своей пагубной привычки не могут. То же можно сказать о других видах зависимости: алкогольной и наркотической.

Формирование многих ценных качеств личности будущего взрослого человека, его характера, поступков включает образование у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и привычек: нравственного поведения, трудовых, культурно – гигиенических и многих других. Частые привычки приводят к формированию более общих, дополняющихся убежденностью. И вот уже привычка становится чертой характера. А наша с вами забота вырастить ребенка добрым, чутким, вежливым, трудолюбивым, умелым – словом, привить ему лучшие качества. И первой помощницей в этом нелегком деле будет привычка. Привычка сопереживать, сочувствовать, окружать себя красотой и добром. Привычка является основоположником как положительных, так и отрицательных черт личности. Привычек очень много, но я предлагаю вам несколько:

  1. Нехочуха.

В доме слышен стук и гром,

В доме все стоит вверх дном.

Плачет бабушка и мать,

Не пора ли дом убрать?

«Не хочу, не буду!- слышится оттуда.

Не хочу играть в песок!

Не хочу одеть носок!

И не буду есть котлету,

Дайте лучше мне конфету».

Это я все натворила,

В Нехочуху превратила.

Я и вас всех научу:

Ну, скажите: «Не хочу!».

Вот такой сложившийся способ поведения может превратиться в большое зло.

  1. Эгоист.

Вопрос о смысле бытия не сложен,

Мне все равно – богат народ мой, иль заброшен

И почему же я, такой хороший должен

Заботиться ну просто обо всем?

Мне ведь и дело нет до тех, кто голодает,

Кто радуется или может быть страдает.

А мне тепло и сытно,

И к тому же,

Зачем мне чье – то горе будет нужно?

Ведь главное на свете – это Я.

И чтобы процветала жизнь моя.

3. Жадина.

Ни за что и никому, даже другу своему

Я не дам игрушки, куклы и хлопушки.

Ну, а это – спору нет-

Очень вкусные конфеты.

Но не дам и полкуска я,

Мне самой едва хватает.

Все мое всегда со мной

Хоть зовут все жадиной.

Как вы думаете, какие черты характера будут у человека, имеющего в детстве такую привычку?

4.Скупой.

Средь бурь и радостей,

Средь дней тревожных и счастливых

Есть главная деталь.

Она важна сейчас,

Была важна и встарь.

Деньгами мы зовем деталь ту

И наживой.

Ведь будет счастлив лишь тогда народ,

Когда копейку он и рубль бережет.

И смыслом жизни каждого

Должно, бесспорно, быть –

Беречь копейку.

Все копить, копить, копить.

И никому другому не давать,

Пусть даже, жадиной тебя

Все будут называть.

Человеческая личность сложна и многогранна. Некоторые положительные черты характера дают неограниченные возможности в общении. Но ребенок неопытен и не может сам сориентироваться в огромном количестве информации. Привычки возникают спонтанно и мы, взрослые, не можем ими управлять. Навыки и привычки основываются на чувствах и разумном отношении ребенка к окружающей действительности. Ребенок привыкает поступать так, как мы его учим; словом и собственным примером, и наконец, испытывает в этом потребность. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, должны решать эту задачу всем миром: детский сад, семья, общество. Только единство требований детского сада и семьи может обеспечить ребенку условия для полноценного развития, наполнить детскую жизнь хорошими делами и поступками. Ведь как сказал древний философ: «Счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание». И в нашей жизни хорошего больше, чем плохого.

Детство – это цветущий луг, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. Порой нам кажется, что мы знаем о ребенке все, потом понимаем, что не знаем ничего. Он – тайна, он – загадка, он – маленькое чудо. А чудеса непостижимы. И единственной тропинкой на пути к разгадке этой тайны будет добро.

Творите добрые дела,

Они обратно к вам вернуться!

И в каждом сердце отзовутся.

Творите добрые дела!


В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку - пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка - это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определённых условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду…

Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности.

Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка - вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого - с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает прежде всего по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребёнок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя ещё и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнётся и будет как старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.

Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна - вся в мать»;

«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.

Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу - не хочу»; «Буду - не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.

Самое эффективное средство против дурных привычек - их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.

Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,

требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.

Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.

Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.

В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребёнку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.