Детские игры на иван купала. Сценарий праздника «Купальские забавы

Купальская ночь традиционно отмечается с 23 на 24 июля - это самая короткая ночь в году и, по преданиям, в эту ночь вся нечистая сила, которая обитает в водоемах и лесах, исчезает оттуда, поэтому после этой даты можно спокойно купаться. В то же время, эта ночь считается временем разгула всяческой нежити и, устраивая такое представление в детском оздоровительном лагере, стоит объяснить детям, что это всего лишь театрализованное представление (чтобы не спровоцировать страхов).

Разумеется, время проведения такого праздника для детей не может выпадать на глубокую ночь, но все же предусматривает таинственность и некое волшебство. Поэтому, выбрав заранее подходящее место у водоема, можно отправится туда сразу после ужина.

Воспитатели отрядов должны заранее предупредить девочек, что необходимо сплести венки из трав и цветов, показать как это делается, и на место проведения праздника все придут уже в венках (потом девочки будут пускать эти венки по воде).

Трем старшим отрядам нужно заранее разучить традиционную купальскую песню - они бывают и грустные, и веселые, а петь ребята будут во время праздника .

Также, каждый отряд должен приготовить купальское деревце. В старину было принято использовать для этого срубленную молодую березку, которую надо было украшать венками, ленточками, а потом водить вокруг нее хороводы. Но вместо живого деревца стоит найти в окрестном лесу высохшее - такое можно срубить без жалости, а потом ребята в отряде его украсят. К месту проведения купальского костра каждый отряд отправиться вместе с деревцем, и уже там нужно будет вкопать его в землю (потом вокруг него будут водиться хороводы с песней, выученной ребятами), а по окончании праздника такие деревца сжигаются в костре.

Действующие лица:

Иван Купала
Русалка
Леший
Ведьма

На полянке сложен большой костер. Отряды рассаживаются вокруг него, праздник начинается.

Из-за деревьев появляется Иван Купала (в белой рубахе, с венком на голове):

Ой вы, дети современные, здравствуйте!
Я сегодня вам решил показатися,
Несмотря на ваше неверие,
Телефоны ваши мобильные,
Интернеты ваши, и гаджеты.

У меня такая, вишь, загогулина,
Получилася с нечистою силою –
Не хотят мои русалки и лешии
Покидать места свои вечные.

Черти с ведьмами совсем распоясались,
Хулиганят, и дерутся с прохожими…
Постарел я, не хватает мне прыткости
Усмирить их в эту полночь купальскую.

Помогите мне, в долгу не останусь я.
Целый год буду с вами невидимо!

Встает директор лагеря:

Ой ты, гой еси, добрый молодец,
Ты скажи нам лучше, что делать-то?
Мы помочь тебе во всем обещаемся,
Но вот справимся ли мы с разной нечистью?

Иван Купала:
- Вот вам первое мое пожелание:
Тут сейчас Русалка появится.
Удивительно упрямое создание,
Уговоры и посулы не работают!

Изгонять придется эту дамочку,
Из насиженного омута подберЕжного.
Чтоб купальщиков за пятки не трогала,
Не хватала за бока, не пугала их.

Появляется Русалка. Она выходит на полянку, упирая «руки в боки». Ее может играть кто угодно - главное, чтобы она была достаточно смешная:

Сам ты, ирод, я смотрю распоясался:
Не даешь вздохнуть бедной женщине -
Бизнес мой каждый год накрывается,
Лягушачьи лапки лишь в июле мясистые!

Я в Париж отправляю их партией,
А тут ты со своими запретами,
Лучше б санэпидстанция ездила -
И пожарный контроль проверяющий!

Иван Купала:

Нет, ребята, это просто немыслимо.
Что с ней делать, с этою бизнесменшею?
Ладно б только она лапки лягушечьи
Поставляла в эту самую Францию.
Ведь крючки цепляет рыбаков за корягами,
Или вешает траву на их удочки,
Или леску обрывает и хихикает.
Как такую не отправить на пенсию?

Директор лагеря:

Нет причины для грусти, поверь ты мне,
Все ребята у нас подготовились!

Ребята из старшего отряда поют свою купальскую песню, и водят хоровод вокруг своего деревца. Когда песня спета, воспитатель вынимает деревце, и подкидывает его в костер (одна из традиций - купальское деревце сжигали). Костер разгорается ярче, и по мере сжигания в нем всех деревьев, будет становиться выше и выше, а ведь для изгнания нечистой силы это очень важно.

Русалка:

Что же делать мне теперь, сиротинушке?
Как вернуться мне в родимую реченьку?
Не пускает костер очистительный,
Чую, бизнес с Парижем закончился!

Иван Купала:

Вон, садись себе спокойно на бревнышко.
В День Ильин ты в свою речку отправишься.
А пока веди себя прилично, Русалочка,
Посмотри, что будет дальше, на ус мотай!

Появляется Леший. У него в руках рогатка, из которой он пытается обстреливать Ивана Купалу лесными орехами. Конечно, чтобы не попасть в кого-то другого, Лешему надо подойти поближе, да и стараться целиться мимо. Однако, его воинственность не должна оставлять никаких сомнений.

Леший:

Как же ты достал нас, Иванушка,
Что ж ты каждый год изгаляешься?
Только я налажусь хозяйственно,
Как из лесу ты меня просишь ласково.

Кто за гнездами посмотрит птичьими?
Урожай грибов и ягод подсчитает кто?
Кто туристов неуемных запутает,
Приключение устроит им жуткое?

Иван Купала:

Что ж ты палишься так, уважаемый?
Нет бы врал про лягушек и Францию!
А теперь все ребята уверены,
Что туристов в покое оставить бы.

Все б ты шишки кидал на головушки,
Все б коряги ты ставил бы под ноги,
Отдохни, дорогой, от трудов своих,
Не меня ты послушай - ребятушек.

Следующий отряд поет купальскую песню вокруг своего деревца, и кидает его в костер.

Леший (раздает всем орехи из корзинки):

Ладно, кто с вами спорить попробует,
Тот свихнется, пожалуй, стремительно.
Ох уж праздник мне этот сомнительный,
Посижу ка я тоже на бревнышке!

Появляется Ведьма. Она несет с собой котелок с «зельем». Подходит к Ивану Купале, и пытается засунуть ему в рот ложку с отравой.

Ведьма:

Ты попробуй, Иван, как пользительно!
Целый месяц варила и парила!
О тебе ведь, несчастном я думала,
Как тебя угостить поприятственней…

Купала (отпихивает ложку):

Знаешь, Ведьма, иди ты… на бревнышко!
Наизусть все твои знаю хитрости.
Выпьешь ложку - глаза на лоб вылезут,
Выпьешь две - мама с папой не вспомнятся.

Ведьма:

Ох ты ж, что же твориться-то граждане,
Что ж такое в лесу нашем деется,
Сколько можно гонять нас по свету-то,
Сколько можно лишать дома рОдного?

Обижают старушку по-прежнему,
Только жить поспокойней наладишься,
Как опять наступает «Купальщина»,
И иди куда хошь, Ведьма бедная!

Так ребята, давайте последнюю,
Запевайте нам песню волшебную.
Да кидайте в костер свое деревце,
Чтобы Ведьма скорей успокоилась!

Поется третья песня, каждым отрядом сжигается свое деревце. Костер разгорается.

Русалка:
- Вот сижу я на бревнышке… Чего делать-то теперь, нечисть, будем? Даже разговаривать стихами неохота! Тьфу, все настроение испортили…

Леший:
- А мне кажется, что мы вполне можем с ребятами подружиться. Я, например, могу им рассказать некоторые лесные приметы, или сказку.

Купала:
- И в самом деле, перестаньте уж дуться. Сколько всяких интересных можно рассказать вещей, или даже устроить соревнование.

Ведьма:
- Ладно, расскажу девчонкам секреты… Старинные, интересные… Девочки, вы когда пойдете обратно в лагерь, постарайтесь сорвать семь разных цветов, их как раз рвут на закате, и на ночь положите под свою подушку. Должен присниться вещий сон! Надо только запомнить - что вам снилось.

Русалка:

А я тогда покажу как гадать на венках, и на камешках! Венки опускаются в воду, и загадывается желание. Если венок поплыл далеко, то желание исполниться, а если остался на месте, или прибился к берегу, то увы, желание не исполнится. Давайте попробуем сейчас это сделать?

Конечно, такое гадание зависит от водоема, да и слишком много народа захочет принять в нем участие. Но все же, очень будет красиво, если опустить в воду все венки, и в середину каждого положить на воду нетонущие зажженные свечи. Гадание вряд ли получится у всех, но зрелище будет поистине «купальское».

Русалка:

Ну вот, а теперь гадание с камешком. Загадываем желание, кидаем в это ведро камешек, и считаем, сколько кругов появилось на воде. Четное количество - желание будет исполнено. Нечетное - увы, в следующий раз.

Для этого гадания можно поставить несколько ведер с водой.

Леший :
- А я вам тут устроил отдельный костер! Он совсем маленький, поэтому через него можно спокойно перепрыгнуть, и не обжечься!

Ребята могут прыгать через тлеющие угли, которые сложены отдельно от большого костра - главное, чтобы пламя если и было, то совсем небольшое. Но наготове стоит держать те же самые ведра с водой.

Иван Купала:

А еще я приготовил вам интересное испытание. В эту ночь нужно искать папоротник, потому что именно сегодня он может зацвести, одним единственным цветком. Но тот, кто его найдет, получает невиданные возможности - понимать язык птиц и зверей, видеть скрытые под землей клады, ну, а если даже всего этого не случится, то такой человек будет всю жизнь удачлив и счастлив!

Для этого испытания нужен будет стожок сена или большая куча травы, в которой спрятаны самые разные цветы, но один из них - искусственный, «цветок папоротника». Нужно объяснить выбранным от каждого отряда участникам, что надо искать самый необычный цветок. Таким образом, ребята, встав вокруг этого стожка и начав его перебирать, будут отыскивать и обычные цветы, но задача - найти «цветок папоротника». Тот кто нашел его, тот и будет победителем.

Иван Купала:

Вот спасибо вам, ребята, огромное!
Помогли вы поддержать равновесие
Испокон веков заведенное,
Не нарушив законов неписанных.

А теперь вам отдыхать полагается,
Завтра встанет солнышко летнее,
И согреет речку глубокую,
Лес согреет, землю любимую.

Купала кланяется ребятам в пояс, машет рукой своей «нечисти», и они удаляются в лес (если рядом лес), или начинают уходить от ребят по полю.

Удаляющийся Леший кричит ребятам:
- И всегда смотрите в Купальскую ночь на небо! Если оно звездное, то будет большой урожай грибов!

Ребята отправляются в лагерь.

На следующий день можно подшутить над отрядами (так было принято на следующий после Ивана Купалы день). Например, поменять местами все отрядные стенгазеты. Или даже пришить ночью кого-то из ребят (в старших отрядах) к кровати (как в фильме «Каникулы строгого режима»).

Кроме того, будет очень актуальным поиграть с ребятами в такие старинные подвижные игры , как «пятнашки», «коршуны и вороны», «горелки».

Вед1: Добрый вечер!
Вед2: Добрый вечер всем, кто пришёл к нам на нашу программу!
Вед1: На нашу программу посвящённую такому старому народному празднику…..
Вместе: Иван Купала.
Вед2 : Сегодня мы будем с вами играть, гадать и конечно же танцевать.
Вед1: Но, а вы не стесняйтесь, а мы?
Вместе : Начинаем!!!

Муз номер: ________________________________.

Вед1: Как гласит придание в ночь на 7 июля, а эта ночь еще со времен наших предков считалась волшебной, природа в это время обретает чудодейственную силу.
Вед: Этот праздник называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, люди становятся здоровыми и набираются новых сил.
Вед2: В эту ночь загадываются желания, купаются в росе, обливаются водой, которая в этот день обладает очистительной силой. Даже многие травы и растения, приобретают целебную и магическую силу,

Купальский аптекарь.
Конечно, любой аптекарь должен не только отлично знать травы, но и знать, от чего эти травы помогают и для чего они нужны. Итак первый вопрс.
1.Какая трава если ей владеть и носить на теле, наводит страх на окружающих. 3 варианта ответа.
- Архилин
- Плакун-трава
- Лютик
2.Корень какой травы надо иметь при себе, что бы не утонуть?
- Чернобыльник
- Иван-да-Марья
- Ревенька
3. Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?
- Дурман-трава
-Купаленка
-Адамова голова.
4. Какую траву надо иметь при себе, чтобы быть отличным охотником или великолепным стрелком?
- Кочедыжник
-Будяг-чертополох
-Земляника.
5. Какую траву надо иметь в кармане, что бы идти смело занимать деньги - отказу не будет.
- земляника
- будяг-чертополох
- кочедыжник
6. Какую траву надо иметь при себе, чтобы всегда и во всём быть честным?
-перенос-трава
- болотный голубец
- колюка
7. Какую траву надо иметь при себе, чтобы быть счастливым всю жизнь?
-петров крест
- медвежье ушко
- перелёт трава
8. С помощью какой травы можно открыть любой замок, разрушить железо, сломать дверь?
- одолень трава
-разрыв- трава
-папоротник
9. Цветок какого растения позволяет понимать язык птиц, животных, растений, стать невидимым, исполняет любое желание и вообще делает его обладателя властелином всей нечистой силы?
- чернобыльник
- петров крест
-папоротник

Игра: «ВОДОНОСЫ»
Для участия в этой игре понадобятся две команды. Каждая должна состоять из не менее чем четырех человек. На команду даются один одноразовый стаканчик и пустое ведро, которое необходимо наполнить водой за определенное время. Участникам завязывают руки за спиной. По команде ведущего первые игроки, стоящие в команде, берут зубами стаканчик и бегут к сосуду с водой, черпают оттуда кто сколько сможет. Затем они возвращаются к своей команде и выливают воду в свое пустое ведро. После этого стаканчик передается следующему игроку.
Выигрывает та команда, которая за определенное время наберет больше воды.
(требуется 2 таза, 2 одноразовых стакана, вода.)

Муз номер: __________________________________.

Травяной Эрудит.
(гостям праздника предлагается назвать травы, которым уделялось особое внимание. Счёт идёт на выбывание. Должен остаться один.)
- Адамова голова, Ревенька, Плакун-трава.
- Болотный голубец, Чернобыльник, Разрыв-трава.
- Дурман трава, Медяница, На-сон-трава.
-; Земляника, Одолень- трава, Папоротник, Лютик.
- Купаленка, Лопушок, Лютик, Медвежье ушко.

Вед1: Молодцы! Дружно отвечали, а венки к празднику вы сплели? Коли нет? Девицы красные, время в венки травы заплетать. Мы уж вам и цветов нарвали, дело за вами.
Вед2: Венок сплетёте, судьбу свою загадаете, а там уж какая - кого ждёт и узнаете!

Игра «Заплети венок».
(ветки берёзы, полевые цветы).

Муз. Номер: _________________________________.

Вед1: Ты знаешь, самое возвышенное чувство в мире - это любовь.
Вед2: А причём здесь любовь?
Вед1 : Как причём, она приходит незаметно, подкрадывается сзади, падает на голову с неба, да, в конце концов, ею наполнены наши мечты, самые глубокие мысли.
Вед2: Это ты к чему?
Вед1: 8 июля праздник « День любви, семьи и верности.»
Вед2 : Скажите, кто верит в любовь с первого взгляда? Кто верит выходите к нам.
Вед1: Вам предстоит назвать нам слова, являющиеся, на ваш взгляд, синонимами глагола любить. (варианты: понимать, чувствовать, дышать, заботиться, принимать, дарить, жить, верить, и т.д. Игра идёт на убывание.)

Муз. номер: _______________________________________.

Вед1: В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать».
Вед2: Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.
Вед1: Как по-другому называли в народе Папоротник- Кочедыжник; Медяница--Курячья слепота.

Игра: «Заплести косы»
Задача 2 участников набрать себе 2 команды по три человека, каждый из которых держит за конец одну ленту. Ленту нельзя из рук выпускать и при этом всей командой заплести косу. Выигрывает команда, которая быстрее это сделает.

Муз. Номер: _______________________________________.

Вед1: А вот еще несколько примет и поверий Иванова дня. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
Вед2: В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Вед1: Если в эту ночь сорвать цветок Иван -да - Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
Вед2: В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь
Вед1: Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется. Но мы с вами в огороды не полезем, а вот через барьеры попрыгаем.

Игра «12 заборов»
На разных местах игровой площадки ставятся барьеры или обозначаются заборами готовые безопасные изгороди, заборчики. Лучше поставить их на разные расстояния. На каждом заборчике порядковый номер. Игрок стартует и по порядку перелезает через указанные заборы, а затем возвращается к старту.
(Усложняем. 2 коромысла, 2 ведра.)

Муз. Номер: ______________________________________.

Вед1: Какие же купальские игрища без весёлых песен и хороводов?!
Вед2: Сегодня вечер не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные. Вот например бубен, весёлый музыкальный, инструмент, а сегодня - волшебный, не верите, сами попробуйте. Мы его сейчас передаём по кругу, постарайтесь передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот, у кого в руках остался бубен - выходит к купальскому костру.

Игра: «Музыкальный бубен»

Вед1: Помните, на Ивана Купала все прыгают через костёр, чтоб огнём очиститься и счастья не миновать. Вот мы с вами сейчас вместе и потренируемся, как это делать будем. А кто наш стожок не перепрыгнет, уж увольте, придётся себя чем-нибудь выкупать. Так что, прыгайте выше и веселее!!!

Игра «СТОЖОК».

(Зрители прыгают, а кто не смог отдают фант, и потом выкупают. Стожок делается из крапивы).

Муз. Номер: __________________________________.

Вед1: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Двери домов открыты для всех.
Вед2: До восхода солнца поёт и пляшет молодёжь, собираясь на лужайке, исполняя купальские песни, украшая купаленку и водя девичьи хороводы.
Вед1 : Наша концертная программа подошла к концу, а дискотека продолжается и мы
Желаем веселиться и кутить,
Сегодня ночь такая необычная.
Иван Купала разрешил шалить,
Но только в меру - соблюдайте приличия!

Круг останавливается. Водяной встаёт и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

БОЯРЕ.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идёт вперёд со словами: - Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место: - Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот манёвр со словами: - Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог: - Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

- Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то: - Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранную).

- Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

- Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

- Бояре, а мы плеточкой её. Дорогие, а мы плёточкой её.

- Бояре, она плёточки боится. Дорогие, она плёточки боится.

- Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

- Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

- Бояре, а мы к доктору сведём. Дорогие, а мы к доктору сведём.

- Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Парень, который выбрал невесту, должен разбежаться и прорвать цепь другой команды. Если ему это удаётся, то он возвращается в свою команду, взяв с собой невесту из первой команды. Если цепь не прорвана, то невеста остаётся в первой команде, то есть не выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

На самом деле в каждом селе отличались слова, а иногда и правила игры. Есть разные варианты текста. И каждый вариант правилен. То же – с хороводами и песнями. Собиратели в экспедициях сами удивлялись, как в соседних сёлах отличаются слова на один и тот же хоровод, или наоборот, слова одни и те же, а рисунки хороводов – разные.


Вот ещё вариант слов этой игры.

БОЯРЕ-КНЯГИНИ . Парни и девушки становятся в две шеренги напротив друг друга. В шеренгах сцепляются локтями (как в кандалах). На первой фразе шеренга движется вперёд, на второй назад. Кто молчит, тот стоит.

Бояре (Б): Княгини, да мы до вас пришли. Молодые, да мы до вас пришли.

Княгини (К): Бояре, да вы зачем пришли? Молодые, да вы зачем пришли?

Б: Княгини, да мы невест смотреть. Молодые, да мы невест смотреть.

К: Бояре, у нас невест-то нет. Молодые, у нас невест-то нет.

Б: Княгини, да есть на возрасте? Молодые, да есть на возрасте? («Перестарки», те, кого замуж не выдают уже).

К: Бояре, да недоросточки. Молодые, да недоросточки. (Те, кого нельзя ещё).

Б: Княгини, да переросточки. Молодые, да переросточки. (Типа, как раз).

К: Бояре, да покажите жениха. Молодые, да покажите жениха.

Б: Княгини, да это что ли не жених. Молодые, да это что ли не жених (выходит, тот, кого выбрали женихом, потом присоединяется к своей шеренге).

Б: Княгини, а это что ли не (слово). Молодые, а это что ли не (слово). Парни показывают любыми способами требуемое слово и доказывают состоятельность жениха.

К: Бояре, да покажите сапоги. Молодые, да покажите сапоги.

Б: Княгини, а это вам не сапоги? Молодые, а это вам не сапоги?

К: Бояре, сапоги-то без подошв. Молодые, сапоги-то без подошв.

Б: Княгини, да заплатите за конфуз. Молодые, да заплатите за конфуз.

К: Бояре, да вам которая мила? Молодые, да вам которая мила?

Б: Княгини, да нам вон (имя) мила. Молодые, да нам вон (имя) мила.

К: Бояре, да мы её не отдадим (а она дурочка у нас). Молодые, да мы её не отдадим (а она дурочка у нас).

Б: Княгини, да мы придём и заберём. Молодые, да мы придём и заберём.

Парни пытаются забрать названную девушку, а Княгини её защищают. Если забрали, то ставят в свою шеренгу вместе с женихом. Дальше мотив меняется.

Б: В нашем полку прибыло, прибыло. Ой, дид-ладу, прибыло, прибыло.

К: В нашем полку убыло, убыло. Ой, дид-ладу, убыло, убыло.

Б: В нашем полку пл ясали, пл ясали. Ой, дид-ладу, пл ясали, пл ясали.

К: В нашем полку плакали, плакали. Ой, дид-ладу, плакали, плакали.

Б: В нашем полку мак цветёт, мак цветёт. Ой, дид-ладу, мак цветёт, мак цветёт.

К: В нашем полку грязь черна, грязь черна. Ой, дид ладу, грязь черна, грязь черна.

Б: В нашем полку пиво пьют, пиво пьют. Ой, дид-ладу, пиво пьют, пиво пьют.

К: В нашем полку слёзы льют, слёзы льют. Ой, дид-ладу, слёзы льют, слёзы льют.

СТОЯТЬ ЗОРЬКА.

Играют мужчины и женщины. Женщины – Зорька, мужчины – за ними следят. Все становятся в круг. Каждый мужчина стоит сзади своей девушки. Руки свободно опущены. Женщины переглядываются друг с дружкой, их задача поменяться местами с той, с кем они переморгнулись. А задача мужчины не дать девушке убежать. Он должен поймать её за плечи и удержать.

Игры для детей и подростков.

Хвосты .

Играют парами. Каждый из игроков получает верёвку одинаковой длины с соперником. Верёвка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за всё, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.

Горелки .

Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встаёт впереди. Все хором громко говорят или распевают:

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая её с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмётся за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встаёт в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

ЕВГЕНИЯ ВОЛОКИТИНА
Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп

Сценарий праздника «Иван Купала » для всех возрастных групп

Цели и задачи :

Способствовать укреплению здоровья дошкольников.

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купалы , воспитывать уважение к традициям своего народа

Место проведения : спортивная площадка

Оборудование : 2 обруча, 2 ведра с водой, 2 таза с водой, 2 кружки, пластиковые мячи, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами.

Музыкальный центр, записи песен «Во поле березка стояла» , «Купола Ивана Купалы » , «Яблочко» , «Порушка - Поранья» , «Песня Бабы Яги» , «Пошла млада за водой» .

Действующие лица :

Аленушка – Волокитина Е. В. ,

Иван - Толкачева Т . Г. ,

Баба Яга - Охремчук Е. А.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая.

АЛЕНУШКА :- Здравствуйте детушки, здравствуйте малые! Смотрю, вы уже все собрались. Да и я пришла, не опоздала. К празднику собиралась , венок плела, наряжалась. Ведь праздник сегодня не простой - в честь батюшки нашего главного-Ивана Купалы славного ! Сегодня праздник огня , воды и матушки Земли!

Сейчас я хочу вам рассказать о празднике Иван Купала . В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник . Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник , Иван цветной . Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.

АЛЕНУШКА : - А сейчас мы начнем наш праздник . Начнём с загадок :

Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)

Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)

Поднялись в небо ворота, всему миру красота. (РАДУГА)

АЛЕНУШКА : - Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки. А ещё была забава –

полежать в высоких травах, только нужно на заре, чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались , все играли, все смеялись….

Наш праздник посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям и сказкам, раньше в воде жили - кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ) .

Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Конкурс «Самая длинная коса» .

Участницы награждаются аплодисментами.

АЛЕНУШКА : - На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку.

Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла» .

АЛЕНУШКА : - Ну, вот и всё готово, да только друг мой – Иван , еще не пришел. Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню , давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе. Может быть, мы так сможем его зазвать к нам на праздник .

Звучит русская народная песня «Купала , Ивана Купала » . Затем появляется Иван . В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке ветка вербы.

АЛЕНУШКА : - Здравствуй Иван друг наш весёлый !

ИВАН : - Здравствуй, Аленушка, девица красная, здравствуйте, детишки малые!

А вот и я - Иван . Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня праздник всех этих стихий ! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришёл к вам с веточкой вербы, чтобы окропить вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце .

Окропляет с помощью ветки вербы :

Чтоб здоровы вы были и много лет жили!

ИВАН : - А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!

Игра «Достань яблоко из воды» 2 команды желающих игроков

В таз с водой бросают яблоки (мячи) и игроки, пытаются поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает. (играют 2 минуты)

ИВАН : - Молодцы, как дружно поиграли! Вот еще одна забава!

Игра «Водоносы»

2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду, 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые) . Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит ведро, тот и победитель.

ИВАН : - Сегодняшний день полон волшебства! В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.

Звучит песня Бабы Яги. Под музыку она залетает на метле и танцует.

ИВАН : - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело цветок охранять!

БАБА ЯГА : - Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука - то какая! Тогда и вам здесь не чего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас как замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

Замахивается метлой.

ИВАН : - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.

БАБА ЯГА : - Чур, чур, чур! (трясётся) . Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Только не прогоняйте. Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

АЛЕНУШКА : - Ну, так и быть, оставайся. А ты знаешь какие-нибудь игры?

БАБА ЯГА : - Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе» . Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе» 2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше.

У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах.

БАБА ЯГА : - А теперь я хочу посмотреть какие вы прыгучие.

Игра» Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) . Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :

Бабка-Ёжка, костяная ножка. Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко, съела человечка. А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит :- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на скамью. Играют до тех пор, пока в «Бабка-Ёжка» всех не переловит .

Игра «Море волнуется раз…»

АЛЕНУШКА : - Ребята вставайте все в большой хоровод. Слова произносим громко, хором, фигуры замирают и не двигаются, а Баба Яга будет ведущей, она будет ходить и выбирать ту фигуру, которая зашевелиться. Та фигура, которая зашевелиться, выходит из игры! (Играют 3 – 4 раза)

БАБА ЯГА : - Эту игру я знаю, сейчас я всех Вас быстро обыграю !

ИВАН : - Ну, а теперь, по старому обычаю - всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?

Прыгают через костёр

БАБА ЯГА : - Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Наверное, покажу вам дорогу к папоротнику, вдруг вы там клад найдёте.

Дети становятся друг за другом «паровозиком» , Баба Яга ведёт «змейкой» детей к папоротнику, находят клад, раздают конфеты.

ИВАН и БАБА ЯГА :- Ну, вот мы и позабавились в этот праздник . С вами нам было очень весело. А теперь, прощайте до следующего года.

Звучит песня «Купала , Ивана Купала » . Все участники праздника танцуют и подпевают .

Народное гулянье "Купалье"

Ведущая:



Ведущая:

Купалинка:

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:




Ведущая:

Купалинка:


Тот, кто этот знак найдет,

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:

Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Ведьма:

Ведущая:

Под музыку проходит игра.

Ведущая:

Купалинка:

Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Сцена празднично украшена. Из декораций: венок, цветы, ленты.

Ведущая:
«Добрый вечер, добрым людям!
Пусть много радости всем вокруг будет.
Будем сегодня Купалье встречать,
Петь, танцевать и в игры играть!

Сегодня Купала, а завтра – Ян
Заиграй, гармоника, заиграй нам!»

Начинает звучать аккордион, под музыку выходит вокальная группа с песней «Ой, рана, на Ивана».

Ведущая:
«Мы рады видеть сегодня Вас всех на нашем празднике. Ивана-Купала – старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Иван - Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. А хозяйка этого праздника – красавица Купалинка.»

Под музыку выходит Купалинка.

Купалинка:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Купалинка я. Пришла сегодня к Вам, чтобы вместе вспомнить старинный народный праздник. Сегодня ночь Ивана-Купала. Всех эта ночь манит своим волшебством и красотой. Бывало собирались на берегах рек, озер, пели обрядовые песни, водили хороводы, гадали о лучшей доле, веночки по воде пускали.»

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:
«Разложите, зажгите Купалья огни, чтобы лучше представить грядущие дни, чтобы веселее водились хороводов ручьи. Огонь купальский очищает тело от болезней, а душу – от смятенья. А так же укрепляет любовь между двумя сердцами.»

Звучит музыка, выбегает ведьма с чертями.

Ведьма:
«Тушите огонь, не давайте им лечиться. Это что же будет, если все будут здоровыми. Давайте-давайте черти мои тушите каждую искорку не покладая рожек.»

Купалинка:
«А смогут ли твои чертянята поймать все искорки и уголечки от костра, чтобы потушить его?»

Ведьма:
«Сейчас увидишь. А ну-ка, черти мои, готовьте капкан для угольков, посмотрим как они смогут увернуться от него.»

Купалинка:
«Если за три раза вы не поймаете все искорки и уголечки, значит гореть купальскому огню!»

Ведущая:
«Кто не хочет, чтобы ведьма с чертями костер потушили, выходите к нам играть. Объясняю правила: черти делают круг и берутся за руки. Пока звучит музыка, черти поднимают руки вверх и все дети - наши искорки и уголечки, бегают, где хотят вокруг и внутри круга. Когда музыка замолкает, черти опускают руки вниз и тот, кто остался в кругу, выбывает.»

Купалинка:
«Искорки тепла, света и доброты победили нечистую силу!»

Ведьма:
«Рано радуетесь! Нечисть моя еще попортит вам праздник!»

Купалинка:
«Не мешай людям празднику радоваться. Отойди по- добру по- здорову!»

Ведущая:
«Про купальскую ночь существует легенда о том, что в полночь в самой гуще леса расцветает волшебная ветка папоротника. Тот, кто сумеет отыскать ее, станет самым счастливым, ему откроются все клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Но найти этот цветок не так-то просто, нечистая сила строит козни и мешает в поисках. Если среди вас есть смелые, давайте попробуем найти чудесный цветок.»

1 черт: «Цветок они будут искать!»
2 черт: «Счастья им захотелось!»
1 черт: «А знаете ли вы, что до цветка может дойти только смелый и ловкий?»
2 черт: «Мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такие!»

Ведущая:
«Да, нелегко найти ветку папоротника. Но Купалинка решила Вам помочь и оставила на территории клуба Вам подсказки, только подсказки эти тоже нужно еще понять и суметь отыскать.»

Купалинка:
«Первая подсказка на вечных плитах.
Там, где память о войне зарыта.
Тот, кто этот знак найдет,
Волшебный цветок искать пойдет.»

Ведущая:
«Итак, не теряйте времени!. Купалинка сказала Вам, где искать первую часть подсказки. Тот, кто первый догадается, о чем идет речь и принесет конверт, тот будет участвовать в поиске цветка. А пока они ищут, для Вас поет участница вокальной группы «Неманичка».

Ведущая:
«Вот и нашли первую часть подсказки.»

Купалинка:
«Сохрани этот конверт, он поможет тебе в поисках папарать ветки. Прежде, чем сказать Вам, где находится вторая часть подсказки, я хочу испытать Вашу ловкость.»

Ведущая:
«Хорошо, испытаем. Когда-то в старину, девушки в купальскую ночь плели венки, бросали их в реку и гадали о своем счастье. Перед Вами воображаемая река, на воде кувшинка. Я попрошу желающих бросать по очереди венки в реку так, чтобы они легли на кувшинки. Кто из 5-ти бросков сделает больше попаданий, тот и победит.»

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:
«Да, есть среди Вас ловкие. Читаю о том, где лежит вторая часть подсказки. Знак второй сокрыт от глаз
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
А пока ищут конверт, для Вас поют «Все уже когда-то было».

Ведущая:
«Вот и нашли 2-ю подсказку.»

Купалинка:
«Ты тоже храни свой конверт. Прежде чем скажу, где последняя часть подсказки лежит, я хочу еще вас испытать.»

Ведущая:
«В купальскую ночь как известно нужно прыгать через костер. Сейчас мы и устроим с вами соревнования по прыжкам.»

Ведьма:
«Черти мои, ну-ка несите сюда канат. Посмотрим, какие они ловкие, и как смогут через него прыгать. А вы чертянята мои, все выше планочку поднимайте.»

Ведущая:
«Тот, кто возьмет самую большую высоту, тот и побелил.»

Под музыку проходит игра.

Ведущая:
«Победителю приз. Ну, что, Купалинка, выдержали люди испытания?»

Купалинка:
«Да, могу сказать, где лежит последняя часть подсказки.
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:
«Удачи в поисках! А для Вас поет…

Ведущая:
«Вот и нашли недостающее звено подсказки. А сейчас ваша задача – собрать три части воедино и догадаться, где спрятан чудо-цветок. Самый сообразительный, находчивый и быстрый и станет обладателем супер-приза.
Время пошло. А мы желаем Вам удачи в поисках. Будьте осторожны, черти будут мешать Вам в пути.»

Выступление вокальной группы.

Купалинка:
«Нашедший сегодня чудесный цветок будет в этом году самым счастливым, мудрым и богатым. А от нас счастливчик получает супер-приз и два его соискателя по утешительному призу.