Дети и все о них. Ребенок не хочет учиться

Ни для кого не секрет, что многие дети без особого энтузиазма посещают школу и не хотят учиться. Родители стараются заставить ребёнка всеми возможными, порой не самыми лучшими, способами. Зачастую это не решает проблему, а усугубляет её ещё больше. Здесь важно найти индивидуальный подход и разобраться в ситуации. А советы психологов помогут найти ответ на вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Выяснение причин, объясняющих почему ребенок не желает учиться - это половина успеха. Основная задача родителей - прислушиваться к своему ребенку и помочь ему справиться с проблемами. Основные причины , которые могут влиять на желание получать и использовать знания:

  • низкая мотивация;
  • отсутствие интереса и способностей;
  • проблемы во взаимоотношениях в школе;
  • комплексы;
  • семейные конфликты;
  • бесконтрольность;
  • чрезмерный контроль;
  • гиперактивность;
  • лень.

Далеко не каждый школьник четко понимает, для чего следует ходить в школу и учиться. Получение знаний ради оценок не для всех является лучшим стимулом. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В старших классах такое явление потихоньку исчезает, так как уже идёт определённая профориентация, а хорошие отметки нужны для поступления в ВУЗ.

Отсутствие интереса к определённым предметам также может повлиять на успеваемость. Ведь школа - это общеобразовательное заведение. И не все дети способны одинаково хорошо усваивать и математику, и литературу. Некоторые больше интересуются гуманитарными предметами, тогда как точные науки даются им с трудом. Поэтому нередки случаи, когда человек, который плохо учился в школе, университет оканчивает с красным дипломом.

Причиной нежелания посещать школу может быть антипатия к учителю или сложные взаимоотношения со сверстниками. Когда школьник испытывает комплексы и насмешки относительно своей внешности, у него также формируется стойкое нежелание посещать заведение и, следовательно, это отображается на успеваемости.

Климат внутри семьи очень сильно влияет на производительность взрослого человека, а что уже говорить про ребенка. Маленький человечек очень остро переживает семейные конфликты, у него может сформироваться ряд комплексов, переживаний и стрессов. Это всё может стать причиной апатии и равнодушия к учёбе. А также неуспеваемость в школе может быть результатом протеста ребенка против родителей и их действий.

Многим детям чужды такие понятия, как самоорганизация и самоконтроль. А если родители допоздна находятся вне дома, то ребенок предоставлен сам себе. Он будет заниматься теми делами, которые ему нравятся, а выполнение домашнего задания отходит на последний план. Из-за чрезмерной занятости родители не в состоянии вовремя обратить внимание на существование проблемы.

Полностью противоположная ситуация складывается тогда, когда существует чрезмерный контроль со стороны родителей или других членов семьи. У ребёнка каждая минута расписана. Приходя со школы он, по настоянию старших членов семьи, сразу садится за уроки. Он не имеет права на ошибку, для него ставят завышенные требования. Все эти действия приводят к усталости, рассеянности и раздражительности. Школьник постоянно пребывает в состоянии стресса. Такая ситуация приводит к тому, что ребенок не может полноценно и качественно выполнять домашние задания и учиться.

Процесс обучения требует усидчивости и терпения. Если ребёнок гиперактивный , у него много лишней энергии, которую ему некуда девать. Он не в состоянии долго пребывать на одном месте. Как результат - плохое поведение, сорванные уроки и низкая успеваемость.

Причиной плохой успеваемости может быть то, что ребенок ленится учиться. Что делать в этом случае, если эти качества изначально преобладают в характере. У некоторых это может быть результатом отсутствия мотивации и понимания необходимости процесса обучения.

Ученик 6−7 лет, который недавно посещал детский сад, ещё не успел приспособиться к школьной программе. Для него ещё свежи в памяти воспоминания игрового времяпрепровождение в дошкольном учреждении. Поэтому ему тяжело воспринимать много новой информации в формате школьного образования. К тому же учебные программы с каждым годом становятся всё труднее. Это пугает маленького ребёнка и вызывает нервное напряжение.

Ребенок младшего школьного возраста ещё не может полностью отвечать за свои поступки. В таком возрасте детки не обладают социальной зрелостью. В большинстве случаев у них отсутствует чёткое понимание необходимости учиться и выполнять домашнее задание. Кроме того, школьная программа подразумевает ежедневное выполнение определённого ритуала. Ученик должен каждый день рано вставать, по несколько часов сидеть на уроках за партой, выходить из класса только на переменах и дома делать домашнюю работу.

Маленькому человечку нужно время, чтобы перестроиться.

К тому же сами родители формируют у малыша отношение к школе. Ещё в дошкольном возрасте они могут ставить завышенные требования к ребёнку, относительно будущей успеваемости. Например: «Вот пойдёшь в первый класс, будешь отличником». А бывает, могут запугивать сына или дочку. Например: «Вот как ты будешь учиться в школе, раз ты такой невнимательный?» Такие установки формируют у ребёнка страх или разочарование.

В возрасте после 12 лет ребенок перестаёт ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Это период формирования личности, изменения приоритетов. Подросток пытается сам принимать решения, хочет брать ответственность. В этот период для него первостепенными являются взаимоотношения со сверстниками. Могут появиться авторитеты.

Основные причины плохой успеваемости:

  • общение с друзьями;
  • компьютерные игры;
  • вредные привычки.

Тинейджер хочет больше времени проводить с друзьями, поэтому ему не до учёбы. Ребенок стаёт зависим от вредных привычек, неблагополучных друзей. Всё это влияет на успеваемость в школе.

Развитие цифровых технологий и возможностей разнообразного времяпрепровождения также не способствует стремлению к знаниям.

Все дети любознательны от рождения. Задача родителей поддерживать и развивать этот интерес ещё в дошкольном возрасте. Совместное прочтение книг, посещение музеев, экспериментариумов, выставок и театров формирует у ребёнка внутреннюю мотивацию к получению новых знаний. И уже в школьном возрасте у него будет желание и стремление в учёбе.

А также важно самим родителям делиться своими положительными впечатлениями от учёбы в школе. Можно, если сохранились, достать свои школьные тетради, учебники. Продемонстрировать свои школьные фотографии. А вот от негативных воспоминаний следует воздержаться.

В младших классах очень важно делать уроки вместе с ребёнком для того, чтобы понять что делать, если нет желания учиться. При этом не раздражаясь и не нервничая, если он чего-то не понимает. Не стоит сразу же после окончания уроков в школе приступать к выполнению домашнего задания. Необходимо дать время, чтобы отдохнуть, отвлечься и заняться любимыми делами.

Важно правильно организовать время для отдыха и домашней работы. Необходимо следить за физическим и эмоциональным состоянием сына или дочки. Не стоит перегружать ученика младших классов дополнительными кружками и занятиями. Посещение секций следует сократить до 2 раз в неделю.

Маленький ребёнок 2 класса не хочет учиться потому, что он ещё не совсем понимает, зачем это нужно. Родителям важно донести эту информацию до малыша. В своих объяснениях не стоит изображать школу как некоторое сказочное место, где всё прекрасно и хорошо. Школа - это заведение, куда ходят все дети с целью общения и получения знаний, которые потом можно и нужно применять в жизни. Успешное обучение поможет в дальнейшем получить хорошую, интересную работу, достичь высоких целей. Следует провести аналогию с работой, на которую ходят взрослые каждый день. Для ребёнка работа - это учёба, зарплата - это оценки.

Считается, что современные подростки не хотят учиться из-за лени. В понимании многих взрослых людей, образ ленивого подростка стал больше правилом, нежели исключением. Но на самом деле, это ошибочное мнение. Стоит понимать, что для подростка 12−17 лет огромное нежелание учиться связано с отсутствием мотивации делать вещи, которые не имеют значения.

Существует 5 мотивационных принципов для старшеклассников:

  1. Быть значимыми.
  2. Быть услышанными.
  3. Учиться на собственных ошибках.
  4. Быть мотивированными.
  5. Делать то, что приносит удовлетворение.

Первый принцип очень важен. Если подросток не понимает в чём смысл совершающихся действий или как это связано с ним, он не будет испытывать желание это осуществить. Люди такого возраста хотят продемонстрировать себе и миру, что они могут что-то изменить. Если их значимость приуменьшается или игнорируется, то это вызывает внутренний протест.

Существует одно действенное высказывание, с помощью которого можно убедить молодого человека в том, насколько важно учиться. «Ты должен делать то, что должен, чтобы потом делать то, что хочешь». Это очень полезное утверждение, так как оно верно во многих областях. Помочь подростку видеть бессмысленные задачи как часть более высоких целей в жизни - вот ценное послание, которое нужно передать.

Важно понять чего именно хочет сам ребёнок. Возможно, мама когда-то мечтала получить золотую медаль в школе и быть успешной балериной. Но в силу каких-то обстоятельств этого не произошло. Тогда она будет пытаться реализовать эти мечты в своей дочери. В подростковом возрасте дети стремятся быть сами собой, осуществлять свои желания и они хотят, чтобы родители их услышали и поняли. Поэтому фраза «Потому что я так сказал (ла)» от родителей звучит как мощный демотиватор.

Конечно, можно озвучить своему чаду свои ожидания и надежды относительно учёбы и достижения целей. Но тут более важным является принятие личной точки зрения ребёнка и обсуждение возможных вариантов развития событий.

Когда родители постоянно пытаются оградить своих детей от возможных ошибок и неудач, они подрывают их способность расти и развиваться. Стоит понимать, что как бы ни хотелось избежать провалов, но именно они помогают человеку становиться лучше и мудрее.

Для подростка важно одобрение и ценность того, что он делает. Это может быть одобрение на словах, поощрение с помощью подарков. Нет ничего плохого в том, чтобы награждать ребёнка за хорошую успеваемость в школе. Но тут важно, чтобы этот процесс не превратился в торги. И чтобы цели были адекватными и достижимыми. А не тот случай, когда хорошую оценку нужно добиться любой ценой. В этом случае подростки начинают лицемерить, «выпрашивать» хорошие отметки у учителей.

В старших классах дети уже больше начинают понимать, чем бы они хотели заниматься в будущем. Так как появляется много новых предметов, подросток может понять, какие из них ему даются лучше, а какие вызывают затруднения. В этом случае он может преуспевать в одних, но отставать в других.

Важно понять умственные способности и направленность старшеклассника. Способствовать тому, чтобы он развивал именно те направления, которые ему интересны. Конечно, стоит подчеркивать, что для успешного поступления в вуз важно преуспевать во всех предметах. Но не следует требовать от ребёнка идеально знать все дисциплины. Ведь задача школьного обучения не столько в получении безупречных знаний и оценок, столько в развитии и формировании мышления и общей культуры личности.

Ребенка трудно заинтересовать? Он нелюбознательный, вялый и не хочет помогать родителям по дому? Как бороться с такой проблемой и как растормошить маленького ленивца, который ничему не хочет учиться, вы узнаете в этой статье.

Почему ребенок ленивый

Прежде чем винить малыша в отсутствии активности и любознательности, вам предстоит разобраться в причинах такого явления. Из-за чего же малыш ленится?

  • Отсутствие мотивации и интереса.

Даже взрослые знают, что любое дело, не подпитанное мотивацией и стимулом, становится скучной обязанностью, выполнять которую приходится через силу. Так же происходит и у маленьких детей. Унылое и неинтересное занятие, не приносящее удовольствие, вряд ли сможет увлечь кроху.

ВАЖНО! Любую скучную обязанность можно превратить в увлекательное приключение, используя фантазию и творческие способности.

  • Особенности характера.

Медлительность карапуза может быть особенностью его темперамента. Важно не забывать, что все дети разные. Флегматичный малыш не сможет быть таким же активным, как его сверстник-сангвиник.

  • Боязнь неудач и ошибок.

Некоторые занятия могут быть интересны ребенку, но он никак не решится их выполнять из-за стеснительности или боязни ошибок. Если родители часто ругают малыша за плохую успеваемость, медлительность и отсутствие результатов – он становится безынициативным и еще больше замыкаться в себе.

  • Усталость.

Многие дети помимо того, что перегружены школьными уроками, они еще и посещают различные секции, курсы. На это уходить много энергии, усталость постепенно накапливается. С таким плотным графиком у маленького человека просто не остается сил, работоспособность его падает, а желание чем-то увлечься пропадает. Если ваш малыш не хочет учиться, вполне возможно вам стоит пересмотреть его расписание и дать немного отдыха.

  • Чрезмерная опека.

Очень ленивый ребенок вырастает тогда, когда имеют место быть чрезмерная инициатива родителей и постоянное вмешательство в попытки чада осваивать мир, тем самым мама и папа лишают его самостоятельности и желания учиться новому.

  • Завышенные требования.

Зачастую родители ждут от своих детей выполнения непосильных задач, забывая, что у каждого ребенка свои возможности. Это вовсе не значит, что малыш неспособный. Если он не силен в математике, быть может он станет успешным лингвистом.

  • Болезнь.
  • Отсутствие правильного распорядка дня.

Что делать? Как воспитывать ленивого ребенка и мотивировать к учебе

Если ребенок очень ленивый, что делать родителям? Мы подготовили советы, которые помогут вам побороть лень малыша.

  • Подаем пример. Дети впитывают в себя все, как губки. Прежде чем винить свое чадо в лени и неактивности, начните с себя. Активный родитель станет лучшим примером для подражания.
  • Не мешаем самостоятельности. Не спешите помогать своему карапузу. Он легко может справиться сам. Поощряйте его желание помочь вам во взрослых делах – помыть посуду, полить цветы. Хвалите его даже, если у него будет плохо получаться. Если все-таки малыш не справляется, попробуйте немного помочь ему.

ОСОБЕННОСТИ! Родителям важно чувствовать тонкую грань: не делать ребенка самостоятельным слишком рано, но и не участвовать слишком долго и навязчиво в делах, которые уже под силу малышу.

  • Учитывайте интересы и увлечения крохи. Не заставляйте его углубленно заниматься математикой, если он предпочитает гуманитарные предметы.
  • Не навязывайте карапузу свои желания . Дайте ему возможность самостоятельного выбора.
  • Поощряйте даже самые небольшие успехи ребенка. Хвалите не самого малыша, а его поступки и действия. Кроха должен знать, что им гордятся. Однако не переусердствуйте, карапуз должен и сам получать удовольствие от занятий и своих умений, а не стремится все время стараться ради похвалы.

  • Дайте малышу возможность побыть взрослым , даже если ему пока что 3 года или 5 лет. Разговаривайте с ним на равных.
  • Проявляйте инициативу , попробуйте сами разжечь интерес малыша.
  • Даже если вам кажется, что у вас самый ленивый ребенок на свете, не сравнивайте достижения своего чада с возможностями других детей, такое поведение лишь ухудшит положение дел.
  • Не подкупайте малыша вознаграждениями за хорошее поведение.
  • Попробуйте сделать скучные занятия веселыми. Например, посоревнуйтесь, кто быстрее справится с уборкой игрушек.
  • Будьте терпеливы , не ругайте малыша, если он медлителен. Разговаривайте с ним спокойным тоном.
  • Советский психолог Л. С. Выготский рекомендует помогать детям в освоении нового круга обязанностей с помощью использования записок, схем и списков дел. Например, если подросший карапуз постоянно забывает что нужно надеть на улицу, от этого еще больше ленится, можно составить наглядный список необходимой одежды, используя рисунки и иллюстрации.
  • Придерживайтесь режима . Неправильно организованный день может увеличить утомляемость крохи.
  • Попробуйте заинтересовать свое чадо. Быть может, вы найдете то занятие, которое по-настоящему увлечет малыша.

Как бороться с ленью у ребенка – это вопрос, который задавал себе хоть раз каждый родитель. Очень часто можно услышать жалобы родителей на то, что их дети ничем не интересуются и ничего не хотят делать. Первым делом нужно выяснить основные причины, почему малыш ленится, а потом уже предпринимать какие-либо меры для того, чтобы это преодолеть.

Основные причины

Психологи не выделяют каких-либо особых причин лени у ребенка. Все дело в самих родителях и их подходе к воспитанию детей. Нельзя заставлять малыша делать что-то «из-под палки». В таком случае он будет еще больше упрямиться и делать все через свое детское «не хочу».

Детям нужно объяснять все, что Вы их просите сделать. Например, «убери игрушки с пола» звучит, как вызов для ребенка ничего не делать. А вот фраза «убери, пожалуйста, все игрушки на свои места, иначе ты сам споткнешься, упадешь и сделаешь себе больно» звучит уже по-другому. Чадо видит причинно-следственную связь и понимает, что если этого не сделать, то будет только хуже.

Важно помнить, что лень – это некая защитная реакция психики человека. Именно поэтому важно не искать истинную причину лени у ребенка, а важно понять свое дите. Родителям важно понимать, что чувствует малыша, что у него на уме. Только в таком случае они будут знать, как бороться с детской ленью, и какие методы будут наиболее эффективны в их случае.

Мотивация – основа борьбы

Побороть лень у ребенка не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Борьба может напоминать войну с ветряными мельницами. Как уже было сказано, для того, чтобы маленький человечек не ленился что-то делать, он должен понимать, для чего это нужно. Это касается, кстати говоря, не только детей, но и многих взрослых.

Мотивация какой-либо деятельности – это очень сложный и можно сказать, вечный вопрос. На этот счет написана не одна научная диссертация, огромное количество научных работ. Каждый родитель должен найти свой подход к своему малышу или подростку.

Некоторые дети готовы горы сворачивать только ради того, чтобы услышать от родителей слова похвалы. Они готовы делать все возможное и невозможное только из-за того, что родители будут ими гордиться. У младших школьников это проявляется чаще всего в учебе. Это можно и использовать в качестве метода, как побороть лень у ребенка.

Но, с другой стороны, одаривать ребенка похвалой, вниманием и заботой только из-за того, что он выполнил просьбу родителя – это тоже неправильно. Дите должно понимать, что его любят не только из-за того, что что-то сделано, а просто за то, что он есть на свете. Не стоит скупится на любовь и заботу и в другие моменты жизни. Однако, когда дитя выполнило вашу просьбу, его можно похвалить с особым азартом и блеском в глазах.

Еще сложнее вопрос, как бороться с ленью у подростка. В этом возрасте дети очень уязвимы и практически не прислушиваются к мнению родителей. Это сложный возраст, который проживает каждый человек в своей жизни. Подростки чаще всего организовывают свои группы и компании со своими требованиями и правилами. Каждый член группы старается следовать им и скрывает, если что-то делает не по правилам. Родители в таком случае отходят на второй план и перестают быть авторитетами.

Тогда ребенок может наотрез отказаться выполнять просьбы родителей просто потому, что в его компании это будет считаться «не модно». В таком случае родители должны вступить в роль воспитателей и постараться найти подход к своему чаду. В первую очередь нужно научить его тому, что мнение – это самое важное, что может быть.

Каждый человек должен научиться отстаивать свое мнение, в какой бы ситуации он не был. Нужно дать понять ребенку, что если кто-то считает какое-либо действие неправильным, то это не означает, что его мнение является верным. Тем более, если у человека есть свое мнение на этот счет. Нужно смотивировать подростка покинуть эту группу. Но, сделать это нужно так, как будто человек самостоятельно пришел к такому выводу.

Любимое дело

Еще один эффективный способ, как отучить ребенка от лени – найти ему занятие по душе. Самое главное, что могут сделать родители – помочь своему чаду обрести и найти себя. Они должны помочь понять ему, что действительно он хочет делать в жизни, и чем хотел бы заниматься. Только тогда, когда человек будет находиться в полной гармонии с самим собой, он не будет лишний раз лениться и воспринимать все просьбы о помощи «в штыки». Тогда и никакие способы борьбы не нужны будут.

Для того, чтобы этого достигнуть, родители, в первую очередь, должны внимательно следить за всеми интересами своего ребенка. Совершенно неважно, если в Вашей семье каждое поколение – это прирожденные художники. Вполне возможно, что малыш увлечется больше наукой или музыкой. Нельзя забирать у него этот интерес и прививать свой. Тогда ему все занятия будут «невмоготу» и ни к чему хорошему это не приведет.

На первых порах не ленитесь, и поддерживайте ребенка во всех его начинаниях. Каждый родитель должен проявлять интерес к тому, что нравится его дитю. Тогда человек будет видеть поддержку и опору со стороны самых близких людей, и в других ситуациях, когда Вам нужна будет помощь, он не откажет.

Нельзя полностью погружать ребенка в его хобби. Дело должно приносить удовольствие, а не усталость. Поэтому, у каждого чада должно быть свое свободное время. Он должен, как и все дети играть, дурачиться и заниматься тем, чем хочет.

Несколько хитростей

В воспитании детей не обходится без огромного количества хитростей со стороны родителей. Именно они расскажут, как избавить ребенка от лени быстро, а главное – на долгие годы.

  • Первая хитрость заключается в музыке. Для многих людей, не только детей, музыка является настоящим спасением. Именно под любимую песню они могут выполнить даже самое нежеланное дело с легкостью. Поэтому, если Вы попросили о чем-то своего малыша, не запрещайте включать его любимую музыку, даже, если она вам не по душе.
  • В любое дело, даже самое важное, можно добавить обыкновенные элементы простой игры. Эта хитрость поможет избавить маленького человечка от лени. Любое скучное дело можно обыграть таким образом, что у ребенка у самого появится желание его выполнить. В этом случае все зависит от фантазии родителей и от того, смогут ли они найти подход к своему чаду.
  • Соперничество – это еще одна хитрость, которая поможет привлечь ребенка к делу. Дух соперничества есть практически в каждом человеке. Поэтому, если вы с ребенком будете друг с другом соревноваться, то это только подогреет его интерес к делу. Он забудет о том, что не хотел делать, а будет стремиться к тому, чтобы сделать все идеально и одержать победу. Конечно же, Вам в этом нужно будет немного помочь – поддаться. Тогда у дитя возникнет полный восторг от проделанной работы, и в следующий раз он точно не откажется.
  • Можно также научить ребенка вести, так называемый «Дневник полезных дел». Назвать его Вы можете так, как считаете нужным. Туда дите будет записывать все свои важные и полезные дела. А Вы ему за это будете выставлять баллы. При достижении определенной отметки можно побаловать ребенка любимой конфетой или походом в зоопарк. Тогда у чада появится стимул что-то делать и помогать родителям, так как он будет знать, что за это он непременно получит награду.

Как видим, бороться с ленью у ребенка хоть и непростое, но интересное занятие. Особенно, если подходить к нему с фантазией. Главное, чтобы вы понимали, что насильно ни один человек ничего не будет делать с удовольствием и качественно. Каждого человека, даже самого маленького, нужно направить в необходимое русло и дать ему хорошую мотивацию. Только в этом случае можно побороть лень и развить у ребенка чувство, что родителям нужно всегда и во всем помогать.

Ребёнок ленится: устал или «валяет дурака»?

Как часто мы ленимся сами, предпочитаем поваляться на диване вместо того, чтобы погулять в парке. Но взрослые умеют расставлять приоритеты и обычно могут побороть свою лень. Чего не скажешь о детях.

Юные годы – самое лучшее время для познаний, открытий и становления…. А тут лень. Лень читать, играть, делать уроки и помогать родителям. В этой статье я расскажу вам о том, почему дети ленятся, когда нужно заинтересовывать их, а в какой момент лучше оставить в покое, и что же делать с этим неприятным качеством.

Протест или индивидуальность?

Прежде чем начинать сетовать и кричать на своего ребенка, подумайте о том, что лень – одно из естественных проявлений человеческого характера. Некоторые психологи убеждены, что лень представляет собой своеобразный механизм, защищающий нас от ненужных действий.

Вспомните, как часто вам что-либо очень не хотелось делать, а в итоге оказывалось, что и суетиться было, по сути, бесполезно. Однако в данный момент речь идёт о единичных случаях. Причины систематической детской лени обычно кроются совсем в другом.

  • Дети не одинаковые. Мы знаем, что в таком-то возрасте карапуз должен заговорить, во столько ему уже пора собирать кубики, а затем – начинать помогать маме. И стоит малышу выбиться из этого графика, мы начинаем все списывать на лень. Ребёнку нужно дать время: терпеливо, раз за разом предлагайте ему сделать то, в чём, по вашему мнению, он ленится, и скоро он втянется в процесс.

А ведь малышу тоже нужно личное пространство, возможность заняться тем, чем ему хочется, а не тем, что нужно. Многие психологи в таких случаях рекомендуют разгрузить график ребенка, воспринимая лень как сигнал о том, что ему чего-то не хватает. В скором времени такие дети сами просят записать их в новую секцию, но уже ту, что нравится им.

  • Протест. Не самый приятный вариант. В силу своего возраста ребёнок начинает протестовать и показывать индивидуальность всеми способами, в том числе и ленью. Обычно такие моменты приходятся на «кризисный» возраст. Если вы наблюдаете именно эту ситуацию, пробуйте из раза в раз строить конструктивный диалог: в чём-то давать больше свободы, где-то объяснять, что, например, просьба убрать игрушки – это не ваша прихоть, а реальная помощь, которую ребёнок может оказать любимым родителям.
  • Ребенку скучно . Все, что приходит малышу на ум, не вызывает у него интереса. Ребенок не знает, чем ему заняться. Если оставить его в таком положении, ему будет все труднее расшевелить себя самому. И в этот момент нужен заряд энергии. Придумайте что-то интересное вместе. Если ребенок загорится какой-то идеей, то от лени не останется и следа.

Как бороться с детской ленью

Как вы видите, часто причина детской лени кроется даже не в самом ребёнке, а в тех условиях, в которых он оказался. Но что же делать, если причина лени не в том, что малыша заставляют заниматься танцами, в то время как он чувствует тягу к рисованию. Что если его лень притворная, и он отказывается что-то делать, так как хочет больше времени проводить за компьютером?

Попробуйте превратить обязанности в игру. Убираем игрушки – ищем сокровище, читаем – выполняем часть сложного секретного задания. Если ребенок не любит какой-то школьный предмет, его можно преподнести в новом свете, устраивать собственные домашние познавательные уроки.

Взрослое дитя можно мотивировать его собственными мечтами и желаниями. Попробуйте объяснить, почему то или иное действие нужно, чем оно полезно именно ему. Если ребёнок категорически отказывается делать что-то, попробуйте найти с ним альтернативу: не хочет помогать мыть посуду, может, ему будет интересно готовить, отвечать за выгул собаки и т.д.

Ни в коем случае не упрекайте своего ребёнка и, тем более, не жалуйтесь на него родственникам и знакомым в его присутствии. Интереса от такого положения дел у него не появится, а вот желания протестовать и делать всё назло может прибавиться.

Если вы хотите, чтобы ребёнок был активным — не ленитесь сами : дети всё видят и повторяют за взрослыми. И когда родители проводят каждую свободную минуту на диване, чего можно требовать от их сына или дочери.

Когда проблема глубоко внутри

Нежелание делать что-либо вообще может свидетельствовать о внутреннем истощении организма. Когда ребёнок не может решить какой-либо внутренний конфликт, он замыкается в себе, теряя ко всему интерес. Любая активность, цель которой вывести ребёнка из такого замкнутого состояния, воспринимается им как агрессия . Отсюда и лень.

В таком случае нужно обратиться за помощью к специалистам, ведь любой неправильный подход может привести к тому, что ваш близкий человечек закроется еще больше. В общении с ним нужно проявлять психологическую тонкость. Специалист посоветует вам конкретный сценарий поведения и поможет решить конфликт, спровоцировавший инфантильность ребёнка, пока он не перерос во что-то более серьёзное.

P.S. Если ребёнок не научится управлять своей ленью, это может сильно повлиять на его будущее. Но внимательные родители в силах помочь своему чаду избежать многих неприятностей. Стройте диалог, проявите терпение и материнскую мудрость. И у вас обязательно всё получится!

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!