Что значит воспитывать в ребенке творческие трудится. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

В этой статье:

Творчество является одной из содержательных форм психической активности детей. Оно рассматривается в качестве универсального средства развития индивидуальности, позволяющего достичь устойчивой адаптации к новым условиям жизни.

Кроме того, творчество может стать необходимым резервом сил для преодоления всевозможных стрессовых ситуаций, облегчая взгляд на действительность и смягчая ее агрессивное воздействие. Именно развитие творческих задатков подготавливает ребенка к будущему, которое он может изменить, наполняя своим творчеством.

Способности человека

Человек способен на многое. Но все же многие взрослые остаются никем, мечтая и боясь стать кем-то большим, чем они есть на самом деле. В чем проблема? Нет, не в отсутствии необходимых способностей. А в заниженной самооценке и недостатке внимания в детстве, откуда мы все родом.

Способности человека – это не только знания, умения и навыки. Но именно способности обеспечивают их легкое приобретение, закрепление и результативное применение в жизни. Результатом успешного применения творческих способностей являются новые предметы материальной и духовной культуры, идеи, открытия и изобретения – в общем, проявление индивидуальности отдельного человека в разных сферах.

Развитие творческих способностей ребенка – это важная задача учебного и воспитательного процессов, так как позволяет проявить инициативу и познавательную активность, стимулирует интерес к творческому поиску себя и познанию мира.

Именно в детстве закладывается потенциал творческого будущего человека. Развитие творческих способностей происходит посредством продвижения и осуществления новых нестандартных идей, как в зрелом возрасте, так и в детстве. Способности детей можно выявить при условии личной заинтересованности ребенка в той или иной деятельности, которая проявляется рождением творческого порыва.

Современное общество ценит творчество и творческих людей. К тому же сегодня творческие профессии
являются одними из наиболее модных и востребованных. И если у человека имеются не только творческие способности, но и целеустремленность, он обязательно найдет свое место под солнцем, где сможет реализовать свой творческий потенциал. Однако большинство родителей по только им понятным причинам не считают развитие творческих способностей ребенка обязательной составляющей воспитания. Чаще всего акценты ставятся на речь, мышление и память крохи. При этом о творчестве и воображении совсем забывают.

Да, для детей важно развитие речи, мышления и памяти. Но не менее важно и творчество! Даже если оно не станет частью взрослой жизни, то все равно отразится на ребенке и становлении его личности, которая станет более многогранной и самодостаточной.

Развитие детей

Развитие каждого ребенка должно идти в ногу со временем, а развитие творческих способностей – параллельно с остальными направлениями. И пускай малыш не вырастет в знаменитого актера или певца, зато у него будет иметься
творческий подход к решению разного рода задач. Это сделает его интересным человеком, которому не будут страшны проблемы, а к некоторым из них он будет находить достаточно нестандартные решения. Все зависит от природных задатков и их развития в детстве.

У детей творчество проявляется по-разному. Ведь как отличаются все дети, так разнятся и их способности, а также их сила и глубина. При наличии хотя бы малейших творческих задатков малышу будет легче учиться, трудиться, налаживать отношения с окружающими.

Творческие способности – это комплексное понятие с рядом составляющих. Творческий человек отличается:

  • умением и желанием изучать все новое и непонятное;
  • активностью и живостью ума;
  • способностью видеть необычное в самых заурядных вещах;
  • стремлением к постоянным открытиям;
  • умением использовать опыт и знания на практике;
  • свободой воображения и полетом фантазии;
  • интуицией, позволяющей решать многозадачные вопросы и делать открытия.

Творчество – это деятельность, которая направлена на создание нового и необычного общественно значимого продукта. Ежедневно каждый человек совершает множество дел – сложных и простых, больших и маленьких. Главное, что при достижении любой из целей и задач используются умственные способности: наблюдательность, умение
анализировать, находить взаимосвязь и т.д. Все это можно назвать актом творчества, в котором применяются творческие задатки. От их развития зависит результат каждой отдельной задачи или дела. Для достижения максимального результата в будущем следует поработать в настоящем, сделав ставку на развитие творческих способностей ребенка.

У каждого малыша имеются свои способности, заложенные матушкой природой в каждого человека. Детей много, но нет ни одного ребенка, который бы не обладал тем или иным потенциалом. Если родители его не нашли, значит, искали или совсем не там, где надо. А творческие задатки обязательно имеются. Стоит только внимательней присмотреться к крохе, к его действиям, увлечениям и хобби.

Обнаруженный потенциал следует изучить и только после приступать к его развитию, подобрав наиболее оптимальный, интересный и доступный вид деятельности.

Значение периода детства

Что дает развитие творческих задатков у детей? Возможность быстро развивать науку, технику и производство. Именно человек и его способности влияют на скорость научно-технического прогресса, количество и качество которого
напрямую зависит от творчески развитых умов человечества. При этом сам интеллектуальный потенциал людей зависит от усовершенствования имеющихся творческих способностей.

Конечно, не все становятся великими творцами, но, в большей или меньшей степени, работа каждого человека построена на созидании и творчестве. Что может создавать секретарь? Документы и организованный рабочий процесс! Директор? Компанию и атмосферу в коллективе. Работа каждого из нас – это творчество. И чем более активно, нестандартно и талантливо мы будем к ней подходить, тем больших успехов добьемся. А такому отношению к работе и жизни в целом можно научиться только через творчество, и начинать это делать следует в детстве.

Значение периода детства для развития творческих способностей очень велико. Ведь любые задатки детей, прежде чем стать способностями, проходят большой и трудоемкий путь через личностный рост и развитие ребенка.

Самые важные для успешного будущего малыша годы – это первые пять лет. Если точнее, они важны для первых толчков к развитию творческих способностей. Объясняется данный факт тем, что в мозговых процессах задействовано большое количество связей. У каждого ребенка имеется собственная богатая волокнистая сеть, соединяющая клетки мозга. Однако эти связи являются всего лишь возможными и потенциальными. Реальными они станут только тогда, когда будут задействованы определенные нервные структуры, запускающие те или иные способности, проходящие биотоками по линиям связи. Чем меньше кроха, тем лучше эти связи образовываются. С возрастом их образование становится все сложнее.

Нужно ли развивать творческие способности детей? Ответ на этот вопрос такой же, как и на следующий. Нужно ли учить ребенка разговаривать? Естественно! Это даже не вызывает
сомнений. С малышом просто начинают разговаривать с момента его рождения, а многие родители делают это еще с утробы. Да, кроха вроде бы еще не понимает речи. Но это не значит, что он ее не воспринимает. Ведь каким-то образом он запоминает то, что ему говорят, со временем начинает понимать смысл, а к первому году жизни произносит первое слово. При этом чем лучше созданы условия для развития ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Так же дела обстоят и с творческими способностями. Чем раньше их разглядеть и раскрыть, тем большего человек сможет достичь в том или ином виде деятельности.

У детей, находящихся в правильной среде, шансов на успешное будущее больше, чем у тех, чья жизнь сведена к убогому биологическому существованию. Ребенок, лишенный своевременного и полноценного развития в дошкольном возрасте, обречен на низкие темпы развития и трату громадных усилий для достижения результата. Который все равно будет ниже, нежели у детей, на чье развитие родители не пожалели ни времени, ни сил.

Возрастные особенности

Творческие задатки у детей начинают проявляться в самом раннем возрасте. Иногда их очень легко заметить. В таком случае родителям следует раньше заняться развитием ребенка, чтобы впоследствии учителям не приходилось начинать все с нуля. Сформированные элементарные навыки творческой деятельности облегчают дальнейший процесс
работы с крохой и его потенциалом.

Разным детям характерны разные творческие задатки. Так, в 1-2 года одни малыши красиво и ритмично движутся под музыку, а другие легко воспроизводят мелодии любимых песен или рисуют удивительные для данного возраста рисунки. Следует не только обратить на это внимание, но и начать работу в домашних условиях или в детских дошкольных учреждениях, в многие из которых дети принимаются с двух лет.

3-4 года – это пик творческой активности. Многим родителям кажется, что в этот период их чадо ничем не отличается от других детей, поэтому они бросают или не начинают занятия в том или ином направлении. Однако именно сейчас особенно важно заниматься развивающими творческие способности
играми и видами деятельности.

В 5-6 лет занятия следует усложнить новыми заданиями, подготовкой ребенка к школе и процессу обучения. Чему уделить больше внимания? Развитию воображения, фантазии и талантов.

Большинство успешных людей начинают свою впоследствии профессиональную деятельность в возрасте 7-8 лет. В это время можно заняться изобразительной, музыкальной, театральной или спортивной деятельностью. Ребенок должен не просто интересоваться выбранным направлением, но и проявлять в нем самого себя и свои способности. Не стоит заниматься одновременно несколькими видами творчества. Лучше выбрать один, к которому малыш имеет самые сильные задатки.

Как развить интерес к творчеству

Детские игры многообразны – не только по содержанию, но и по сложности. Это делает их интересными для ребенка. Развлекаясь, малыш вместе с тем достигает больших успехов в развитии собственной индивидуальности. Этот воспитательно-образовательный момент игр должны учитывать не только воспитатели, педагоги, учителя, но и родители. Чем больше детство наполнено играми, тем ярче воспоминания о нем, тем многограннее растет ребенок.

Игровая ситуация заставляет кроху не только действовать, но и мыслить, обдумывая детали, ситуации, стратегии. В творческих играх, как ни в каких других, дети развивают собственную активность и самостоятельность – необходимые и очень важные для каждого человека качества.

При выборе творческих игр следует учитывать интересы малыша, личные качества и навыки общественного поведения.
Но прежде, чем у ребенка начнет формироваться интерес к играм, ему следует рассказывать различные занимательные истории, читать художественную литературу, сопровождаемую иллюстрациями. В идеале во время рассказов или чтения родители должны менять голоса, виртуозно использовать интонацию и оживлять мимикой даже самое примитивное повествование. Так ребенку будет легко представить описываемую картинку в собственной голове.

Кроме того, родители должны не просто организовывать правильные игры, но и активно в них участвовать, вместе с тем направляя свое чадо, поощряя инициативу, включая в игру всех желающих, новых действующих лиц или персонажей. Только взрослый сможет поддерживать интерес ребенка к игре, а также контролировать воспитательные процессы.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать основные функции игры, среди которых выделяются три наиболее доминирующих:

  • формирование интереса и снятие напряжения;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование самооценки и навыков самоконтроля.

Любая игра только тогда даст положительный результат, когда ребенок будет играть в нее с удовольствием, а не по принуждению. Это же касается творчества. К нему следует вызвать увлечение, интерес, в идеале – страсть. К творчеству нельзя принуждать, иначе можно добиться обратного результата – полного отказа от занятий и ухода в собственный внутренний мир, откуда ребенка будет очень сложно выманить назад.

Как развить интерес к творчеству? При помощи специальных методов. Для начала следует ввести в повседневную жизнь творческие моменты, привлекая ребенка к домашним делам. Например, весело и с пользой можно не только лепить пирожки и вареники, но и убираться, ремонтировать, ухаживать за цветами. Бытовые дела могут приносить удовольствие и вместе с тем развивать. Как минимум – ответственность, как максимум – творческое начало, ведь даже к самым простым задачам можно подходить нестандартно. Дети вообще любят оригинальничать, а если в процессе
будут участвовать еще и родители, то это только усилит удовольствие.

Следующий метод предполагает совместное создание поделок из подручных материалов. Так у ребенка будет развиваться не только творческое мышление, но и мелкая моторика, о важности которой говорить излишне. Что можно попробовать сделать? Снежный пейзаж из соли и клея, рисунок на черной бумаге с использованием все того же клея и соли, которые также можно заменить крупами или бусинками с бисером. Не менее интересны поделки из шишек, желудей, веточек, каштанов, сухих листьев, лент, ниток и даже макаронных изделий. Перед вами огромный выбор как материалов, так и вариантов будущих шедевров.

Что можно еще сделать для подогрева интереса к творчеству? Чаще общаться с природой, развивать речь, читать книги, ставить спектакли и т.д. Любое совместное времяпрепровождение с элементами фантазии – это ключ к развитию творческого потенциала любого ребенка, независимо от природных задатков и возраста.

Джин Ван’т Хал – мама двух дочек и автор мега-популярного блога Artful Parent наконец-то выпустила книгу, в которой собрала все свои основные наработки и мастер-классы по творческому воспитанию детей. Книга так и называется – «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье ».

В книге Джин объясняет, как развить в ребенке творческие способности, заложенные в нём с рождения, и наполнить креативом повседневную семейную жизнь. Она рассказывает, как выкроить время для творчества в течение дня, помогает подобрать занятия, которые понравятся и подойдут именно вашему ребенку, учит, как обустроить место для занятий и хранения детских работ, как выбрать необходимые материалы и инструменты, как грамотно поощрять и развивать творческое мышление и корректно говорить с ребенком о его «творениях».

Книга состоит из двух частей: теоретической, с массой полезных советов из личного опыта Джин; и практической, включающей в себя целых 60 мастер-классов для занятий с детьми разного возраста.

Джин утверждает, что творческим можно назвать «любое занятие, наполненное красотой и созиданием», и у современных родителей есть масса способов и возможностей, как привнести искусство в повседневную жизнь. Также она настаивает на том, что наполнить креативом можно практически любое дело. Рисование и лепка – самые популярные околотворческие занятия. К ним также можно отнести:

  • научные опыты и эксперименты – они развивают творческое мышление;
  • прогулки – красота природы настраивает на креативную созерцательность;
  • приготовление еды и выпечки – питает не только желудок;
  • ролевые игры с игрушками – развивают воображение.

Психологи утверждают, что творчество помогает детям постигать мир, способствует избавлению от страхов и пробуждает эмоции. Креативные дети учатся нестандартно мыслить, искать решения сложных проблем и делать открытия. Все это способствует личному успеху детей.

Кроме того:

Творчество выстраивает нейронные связи.

Творческие занятия развивают мелкую моторику.

Каракули – предшественники письма. Больше каракулей – быстрее и безболезненнее ребенок научится писать.

Творчество развивает способность самостоятельно решать задачи, помогает познать себя и окружающий мир, а также общаться с другими.

Джин видит два варианта внедрения творческого начала в повседневную жизнь: постепенное, дозированное или революционное, когда всё, сразу и много. Также она отмечает, что важен настрой и своеобразный старт новой креативной жизни. Для этого Джин предлагает «пообещать себе творить». Но чтобы это не было из категории «всё, с понедельника новая жизнь!», она придумала писать на доске или бумаге специальное соглашение следующего содержания (его, разумеется, можно варьировать):

Обязуемся сделать творчество важной частью нашей повседневной жизни. Мы будем стараться поощрять и уважать то, что создает каждый из нас, наслаждаться экспериментами с художественными материалами, свободно выражать себя и свои идеи, а также добавлять в нашу жизнь больше цвета и радости.


Автор «Творческого воспитания» предлагает позволять детям больше экспериментировать и проявлять самостоятельность. Задания, собранные в книге, направлены на исследование способностей ребенка, изучение различных материалов и техник. Они не ориентированы на результат, как в большинстве других изданий, а фокусируются на процессе.

Задача взрослого – дать детям свободу творчества, помогать, направлять, а не руководить. Вам нужно восхищаться и проявлять интерес, помочь оформить готовое произведение искусства и повесить на стену или завернуть в подарок.

Творчество и возраст

Около года дети всё тянут в рот. Но уже в этом возрасте им можно предлагать бумагу и карандаш. Если малыш захочет карандаш грызть, мягко направьте его ручку к бумаге, проговаривая: «Поводи карандаш по бумаге, нарисуй что-нибудь». Повторяя эти действия раз за разом, вы научите малыша тому, что карандаши можно не только мусолить во рту.

В год дети рисуют пальчиками и кистями, а к двум годам интересуются наклейками и скотчем. Важно использовать нетоксичные материалы, неопасные в том случае, если малыш попробует их на вкус. Не усаживайте ребенка за стол, в этом возрасте ему удобно творить стоя. И не рассчитывайте на длительность занятия: 5-15 минут – достаточное время концентрации на работе для этого возраста.

2-3 года

Дети могут дольше концентрироваться, создавая более реалистичные работы. Теперь они могут не только рисовать, но и лепить червячков из пластилина, резать бумагу ножницами, склеивать ее с помощью клея.

4 года

Дети этого возраста очень эмоциональны и инициативны, их работы более сложные и полны символизма. 4-летние малыши понемногу осваивают буквы, степлер, скотч.

5-7 лет

Для этого возраста характерна особая техника: 2 линии – землю и небо – и уже вдоль них выстраивают все объекты. Также в этом возрасте для них типично воздействие других детей и их «творческих манер».

8 лет и старше

Если раньше ребенок мог заниматься всем понемногу, то теперь у него формируются приоритеты и любимые занятия. Периодически они будут меняться, но каждый раз ребенок будет уходить в них с головой. Теперь перед вами творческая единица, художник – наслаждайтесь общением с ним!

Как поощрять творчество

  1. Позволяйте детям изучать различные материалы.
  2. Отведите специальное место для творческих занятий, оборудуйте его так, чтобы ребенок имел свободный доступ к нужным ему материалам.
  3. Предоставьте ребенку для работы кисти, краски и пластилин.
  4. Уважайте – ставьте на видное место его любимые поделки.

Раздел «Творческого воспитания» с мастер-классами посвящен непосредственно творческим занятиям с подробными инструкциями. Все они не похожи на традиционные задания, направленные на результат. Джин предлагает детям исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, экспериментировать, пробуя каждый раз что-то новое, самостоятельно принимать решения и действовать. Она концентрируется на процессе и старается сделать его максимально интересным для детей и их родителей. Среди заданий и рисование пеной для бриться, и цветными брызгами в манере Поллока, и обычными игрушечными машинками или мухобойкой, и автопортрет на зеркале, и сооружение скульптур из камней, и самодельные магниты, и коллажирование, и изготовление пластилина, различных масс для лепки, красок, а также многое-многое другое.

Вот пример занятия, которое идеально подойдет для веселого детского праздника.

Музыкальные стулья

Когда зазвучит новая музыка, меняйтесь местами за столом.

Для детей от 3 лет.

Материалы

Краска в чашках, по одному цвету для каждого участника

Кисточки

Инструкция

1. Приготовьте стол, достаточно большой, чтобы за ним поместились все участники (в этом варианте участники не выбывают). Положите каждому ребенку лист бумаги, краску и кисточку.

2. Рассадите детей по местам.

3. Объясните правила игры. Расскажите, что они должны рисовать, пока звучит музыка. Когда мелодия заканчивается, им нужно прекратить работу, взять свою краску и кисточку и пойти вокруг стола по часовой стрелке. Когда же музыка зазвучит снова, надо сесть на ближайший стул и продолжить рисование на новом месте.

4. Попробуйте каждый раз ставить разные мелодии, чтобы дети передали свое впечатление от них.

Или, например, рецепт приготовления самодельного пластилина от Джин. Вы точно будете знать, из чего он состоит и не станете переживать из-за его токсичности.

Невареный пластилин

Текстура этого пластилина совсем другая, и он не хранится так долго, как вареный. Но его быстрее и проще приготовить.

Для детей от 1 года.

Материалы

2 стакана муки

1 стакан соли

2 столовые ложки винного камня (гидротартрата калия)

2 стакана кипятка

2 столовые ложки растительного масла

Пищевой краситель или акварель

Инструкция

1. Смешайте все сухие ингредиенты в миске среднего размера.

2. Сделайте в центре выемку, добавьте туда масло и краситель.

3. Налейте в миску кипяток и хорошо перемешайте.

4. Сначала смесь покажется вам слишком вязкой и жидкой. Оставьте ее на несколько минут, она остынет и затвердеет.

5. Выложите тесто на стол и вымесите, скатайте в шар. Можете добавить блестки или эфирные масла.

6. Поместите смесь в герметичный контейнер.

Наполните жизнь вашей семьи творчеством, и мир преобразится для вас!

По материалам книги Джин Ван’т Хал «ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Искусство и творчество в вашей семье ».

Также вам могут быть интересны следующие материалы.

Ярче всего внутренний мир ребенка, особенности его мышления и воображения раскрываются перед нами в творчестве. Всякий раз, когда ребенок рисует, лепит, вырезает и клеит, он не просто проводит время. Он воспитывается и растёт.

1. Освобождение внутренней энергии. Всем нам, и особенно детям, через творчество можно решать разные психологические проблемы, давать выход эмоциям, которые в реальной жизни порой трудно выразить. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения правил, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Через творчество дети освобождаются от неприятного и утверждают позитивное. Динамичные дети с помощью рисования могут снимать внутреннее напряжение, а заторможенные преодолевают трудности в самопроявлении.

2. Раскрытие визуального восприятия. Дети – чаще всего кинестетики. Проще говоря, они всё познают через прикосновение и движение. Занятия творчеством развивают иной аппарат восприятия – визуальный. Человек, ориентированный на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь эффективнее. Таким людям бывает легче принимать и находить решения, запоминать что-то. Поэтому важно уделять внимание развитию визуального канала восприятия, образного мышления.

3. Развитие фантазии и воображения. Рисование, лепка и другие виды творчества развивают воображение через механизмы творческого преобразования и способствуют развитию символического мышления. Сначала ребенок что-то переживает, получает впечатления и опыт реальной жизни, а потом преобразует его с помощью творчества и на основе полученных знаний конструирует свою, уникальную творческую реальность. Таким путем обогащается его внутренний мир – фантазиями, мечтами, картинами желаемого и представлениями способов их достижения.

4. Расширение кругозора. Ребёнок во время занятий творчеством начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Он замечает, что отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. В творчестве ребенок учится видеть бесконечное количество вариантов, а в перспективе – становится толерантным и внимательным к проявлениям окружающих. Путешествуйте, ходите в гости, в детские театры, на концерты, берите детей на выставки – всё это станет потом отличным материалом для совместного творчества, а ребенок будет чувствовать себя полноправным участником большой жизни.

5. Развитие познавательной деятельности. Занятия творчеством дают мощный толчок в процессе познания окружающего мира. Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, следовательно развивается ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать. Чем успешнее познавательная деятельность, тем адекватнее человек к природному и социальному окружению, что является залогом его стабильного существования в мире.

6. Укрепление связи с ребенком. Занимаясь творчеством вместе с ребенком, не относитесь к этому как к очередной трате времени. Используйте это время, чтобы наладить и укрепить с ним связь, будьте внимательны к тому, что он делает. Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы побольше узнать о его «творении» - что он нарисовал, почему выбрал такие цвета, как зовут его пластилиновых героев, кого они напоминают. Детские игры и в частности – творческие занятия, это очень хорошая возможность посмотреть на ваши отношения и на отношения в семье глазами ребенка. При желании, можно показать детские рисунки специалисту-психологу и обсудить, что радует ребенка, а что может его беспокоить или травмировать.

Воображение - это способность формировать в своем сознании образ того, что вы не могли видеть или испытывать, это способность думать о неизведанных вещах. В каждом ребенке с рождения заложена творческая жилка. Если родители развивают детские фантазии, а не пресекают их на корню, из малыша в будущем может получиться творческий гений. К сожалению, многие мамы и папы на бессознательном уровне являются противниками создания "небылиц", полагая, что дети будут иметь искаженное представление о реальности.

Дети понимают разницу между вымыслом и реальностью

Но, по мнению психологов, большинство детей уже в возрасте трех лет прекрасно понимают различия между настоящим и вымышленным. Малыши осознают, что фиолетовых коров, равно как и фиолетового молока, не существует. Однако, придумывая забавные небылицы, они испытывают радость от самого процесса. Позвольте детям использовать свое воображение для тренировки творческих способностей! Не бойтесь поощрять фантазии, это не формирует искаженного представления о реальности. Дети очень любят играть, но в режиме игры грань между вымыслом и явью стирается.

Почему воображение важнее знания?

Альберт Эйнштейн утверждал, что воображение важнее знания. Это является ключом к безграничным возможностям. Тягу к творчеству и стремление изобретать необходимо поощрять с малых лет. Дети получают интеллектуальное развитие и познают мир посредством игр. Цветные мелки, краски, карандаши и фломастеры позволяют выражать свои мысли невербально. За вербальную составляющую отвечают слова или описания.

В ходе творческой игры дети учатся манипулировать различными материалами. Иногда рисунок рождается спонтанно, иногда концепция планируется заранее. Если дети развивают креативное мышление в группе, они учатся взаимодействовать друг с другом, сравнивать работы, делиться опытом, конкурировать за звание лучшего художника, поэта, музыканта или скульптора. Творческие поиски и эксперименты заставляют школьников примерять на себя разные роли, искать свое место в жизни.

Это помогает осваивать школьную программу

Подходить нестандартно можно и к изучению школьных предметов. Например, младшие школьники учатся счету и технике вычислений с помощью ярких разноцветных кубиков. С помощью листов цветной бумаги и картона они развивают пространственное воображение. Куклы или плюшевые игрушки помогают освоить иностранный язык. Пластилин развивает мелкую моторику рук, а эксперименты со смешением красок дают возможность, используя всего четыре базовых цвета, получить на бумаге весь радужный спектр.

Творческое воспитание ребенка не ограничивается развитием художественных способностей и освоением школьных предметов. Когда малыш, облаченный в резиновые сапожки, медленно переходит лужу, он представляет себя огромным парусником. Когда он разводит руки в стороны и начинает бегать, издавая характерный звук работающего мотора, он представляет себя самолетом.

Познавательное развитие

Воображение способствует познавательному и социальному развитию малыша. И если родители хотят максимально раскрыть социально-эмоциональный потенциал крохи, необходимо прививать ему навыки критического мышления. Речь идет о способе, при помощи которого можно отыскать альтернативные пути решения любой задачи. Если фантазия плохо развита, это удерживает малыша в определенных границах. С другой стороны, воображение позволяет ребенку самостоятельно находить пути решения, что, в свою очередь, значительно повышает его самооценку и уверенность в себе. Как видим, творчество благотворно сказывается на различных аспектах жизни. Нет никаких сомнений в том, что креативная жилка поможет вашему ребенку во взрослой жизни. Далее мы познакомим вас с некоторыми рекомендациями по развитию творческого потенциала ребенка.

Проводите время на свежем воздухе

Детское развитие получает безграничные возможности в условиях окружающей среды. Малыш видит, как времена года сменяют друг друга. На смену жаркому лету приходит яркая и сочная осень. Дары природы дают широчайшие возможности для творчества. Каждый раз, когда вы отправляетесь в парк на прогулку, собирайте материалы для будущих поделок. Это могут быть красивые листья, цветы, шишки, желуди и многое другое. Природа постоянно меняется и предоставляет уникальные возможности для наблюдений и бесчисленных открытий. Окружающий мир побуждает детей думать, задавать вопросы и делать предположения. Выходя на улицу, с помощью подручных материалов дети рисуют узоры на песке или строят красивые сказочные замки.

Различные сценарии

Когда девочки или мальчики придумывают различные игровые сценарии, они примеряют на себя множество всевозможных ролей, развивают социальные и речевые навыки. Вот почему родители должны поощрять игры в больницу, в школу, в дочки-матери, в магазин и многое другое. Допустим, что вы выехали за город и не взяли с собой настоящих игрушек. Пытливый ум малышей подскажет им, что куклы легко можно соорудить из соломы или носка, а мастерить мягкие игрушки можно из ваты, пуговиц и ткани.

Словесная деятельность

Развивать творческую жилку можно и с помощью словесной деятельности. Для этого хорошо подходят игра в ассоциации, загадки, шарады, составление рифм и любые другие устные интерактивные мероприятия. Все эти приемы хорошо развивают словарный запас и помогают ребенку освоить фонетику. А еще вербальные игры являются отличным времяпрепровождением во время езды в автомобиле.

Поощрение самовыражения

Открытые вопросы

Поощрять развитие творческого мышления можно с помощью открытых или наводящих вопросов. Спросите у малыша: «Что произойдет, если все коровы станут фиолетовыми?» Или: «Чем отличаются собака и кошка?» Предложите крохе составить увлекательную историю на заданную вами тему. Не ограничивайте фантазию, но и не забывайте о времени для творческих пауз.

Творческое развитие ребёнка.

Творческое развитие ребёнка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание. Кроме того, это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Развитие творческого потенциала ребёнка, как и любых других, подчиняется закону содействия ребёнка и взрослого. Это, в первую очередь, развитие души ребёнка. И в школьные годы развития надо помнить, что у ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство – единство личности.

Как же вырастить и воспитать творческую, талантливую личность в своём ребёнке? Нужно сначала разобраться из чего же складывается или формируется творческая личность? Основная составляющая этой формулы – это энергопотенциал человека или другими словами его жизненная сила. Благодаря ему человек движется по жизни более или менее активно. Так же энергопотенциал делает зрячими глаза таланта, другими словами даёт возможность правильно оценивать свои силы и способности. Энергопотенциал строит душу и тело, а так же защищает жизнь. Из чего же формируется энергопотенциал в человеке?

Энергопотенциал состоит из двух частей: первый – полученный от матери и второй – заработанный самостоятельно. Когда человек родился, у него существует только энергопотенциал, полученный от матери. Если мама здорова, не страдает хроническими недугами, не болела во время беременности, полноценно питалась, и никто ей не портил нервы, – ребёнок рождается вовремя, он энергичен и красив. Если мама часто болела, лежала на сохранении, чтобы выносить ребёнка, если её питание скудно и однообразно, если у неё мал собственный энергопотенциал, и потому она нервничает по любому поводу; и, наконец, если она во время беременности продолжала принимать алкоголь, курила или употребляла наркотики, - ребёнок рождается преждевременно, он слаб и некрасив, и первый день на этом свете у него начинается с болезней, которые станут его неразлучными спутниками до последнего дня его жизни. А какова же роль отца в формировании энергопотенциала ребёнка? Пока ребёнок находится в утробе матери, папино слово оказывается первым которое он слышит. В его семени заложен код, в котором запрограммированы базовый энергопотенциал ребёнка и опыт, который, как принято говорить, передаётся по наследству. От папы – код; от мамы – шифр. И чем совершеннее будет программа, закодированная в семени (а это зависит от энергопотенциала отца и его образа жизни), чем точнее в маминой яйцеклетке эта программа будет расшифрована (а это зависит от энергопотенциала мамы и её образа жизни), – тем удачней будет новорожденный.

Каким же будет базовый энергопотенциал ребёнка? Не меньше, чем у папы (при нормальной расшифровке), и, во всех случаях жизни, больше, чем у мамы. Не меньше, чем у папы – значит, может быть больше? За счёт чего?

Код не идеален: он всего лишь отпечаток энергопотенциала папы на данный момент; какие-то функциональные дефекты энергопотенциала оставят на нём след. К счастью, им вовсе не обязательно перейти к ребёнку. Природа мудрей человека, у неё всегда есть, как минимум, одна запасная линия обороны, в данном случае – код энергопотенциала мамы. При расшифровке отцовского код мамы пассивен, но пассивен лишь до тех пор, пока не наталкивается на дефект, – тогда в дело идут соответствующие элементы материнского кода. Если всё нормально у обоих родителей – ребёнок должен уйти дальше, чем они. Если получается наоборот, слабая ветка засыхает. Это закон природы.

Наш базовый энергопотенциал начинается с клетки. Если родители были здоровы, если беременность протекала нормально – каждая клеточка новорожденного находится в состоянии гармонии, а потому несёт в себе максимально возможный энергопотенциал:

  • Тело новорождённого находится в состоянии гармонии – и потому базовый энергопотенциал обеспечивает их развитие и функционирование без потерь;
  • Тело новорожденного находится в состоянии гармонии – и потому его базовый энергопотенциал может жить в окружающем энергетическом океане не рассеиваясь.

А откуда берётся энергия, обеспечивающая и здоровье, и бодрость, и работоспособность, и ясный ум? От мамы. Как в год, как в пять лет – так и в сто. Рождённые дети имеют только базовый энергопотенциал, который достался им от мамы, но стоит им сделать первое движение, первый крик, они начинают накапливать оперативный энергопотенциал.

В раннем детстве (до 3-4 лет) оперативный энергопотенциал идёт на создание минимально необходимого защитного поля и на строительство тела.

С 4 до 8 лет жизни основное русло растущего оперативного энергопотенциала передвигается на формирование процессов мышления.

С 8 до 12 лет растущий оперативный энергопотенциал начинает формировать задачи вокруг себя. И только если рост оперативного энергопотенциала не прекратился, то к 13 годам из ребёнка получается творческая личность – созидатель.

Природное призвание человеческой души – созидать. Что же толкает человека на созидание, на творчество? Духовность! Духовность, счастье, свобода, покой – это вершина человеческой жизни. Они достижимы лишь огромным трудом, огромным терпением и самоограничением. Но они стоят этой цены, потому что, даже однажды побывав на этих вершинах, человек осознаёт, что жил не зря.

Душа немыслима без энергопотенциала, потому что без него её просто нет (чувство нечем наполнить, память нечем оживить, совесть нечем очертить). Душа немыслима без критичности, потому что именно критичность превращает говорящее животное в человека, а значит, пробуждает в душе потребность творить.

Как же помочь ребёнку научиться творить? Что могут для этого сделать педагоги и родители? Как музыка способствует развитию творчества?

Современного ребёнка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его понимания, близкую и интересную по тематике, а также музыку, рассчитанную на взрослых, поэтому весь процесс музыкального воспитания и, в частности, слушание музыки должны быть ясно целенаправленными. Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только в том случае, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки, что, в свою очередь, невозможно без систематического музыкально-слухового развития ребёнка.

Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведённых исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и, таким образом, эмоциональный опыт прошлых поколений передаётся последующим.

Жизнь современного ребёнка подчинена очень жёсткому графику. С самого утра ребёнка поднимают, кормят, одевают, ведут в детский сад, в котором он находится целый день до вечера. Постоянный режим и невозможность уединиться от коллектива очень рано истощают психику ребёнка, приводя его к болезням нервной системы. Поэтому так важно со стороны педагогов и родителей создать ребёнку нишу для отдыха среди бесконечной жизненной суеты. Изучая работы современных психологов и психотерапевтов понимаешь, что классическая музыка, как нельзя лучше, подходит для снятия стрессовых ситуаций и нормализации психического состояния человека. Богатая по содержанию и профессионально исполненная симфоническим оркестром, классическая музыка приносит умиротворение и покой, ощущение гармонии с окружающим. Так, доказано, что некоторые из классических произведений влияют на человека следующим образом:

Расслабляющее воздействие

  1. П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Баркаролла».
  2. К. Сен-Санс «Лебедь»
  3. С.В. Рахманинов «Ноктюрн» Фа мажор, «Ноктюрн» Ре-бемоль и другие.

Снятие подавленного угнетённого состояния

  1. Ф. Шуберт «Аве-Мария»
  2. Л.В. Бетховен «К радости»
  3. Ф. Шопен «Прелюдия» До минор
  4. Х. Глюк «Мелодия» и другие.

Бодрое радостное настроение от произведений

  1. Д.Д. Шостакович «Праздничная увертюра»
  2. Ф. Лист «Финал Венгерской рапсодии» № 6, № 10, № 11, № 12.
  3. К. Монти – «Чародеи» и другие.

Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Богатство и красота родной природы, запечатлённые в произведениях искусства, – прекрасное средство воспитания детской души, поэтому уже в младшей группе, и даже в яслях, можно слушать небольшие произведения о природе и временах года таких композиторов, как П.И. Чайковский (Альбом «Времена года»), С.С. Прокофьев (вариации фей из времён года из балета «Золушка»), Г.В. Свиридов (музыка к кинофильму «Метель»).

Хорошо, если к прослушиванию пьесы добавить какой-нибудь сказочный сюрприз (стихотворение, сказка) по сюжету пьесы. Очень интересны для детей пьески из Детских альбомов таких композиторов, как П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, К. Сен-Санса («Карнавал животных») и другие. Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности.

Как же научить ребёнка 3-4 лет слушать непрерывно звучащую музыку устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течение 5-7 минут.

Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния. Как организовать прослушивание? Заранее приготовить магнитофон и кассету с записью. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко. Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и, чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласив ребёнка слушать музыку, можно позвать так же кого-нибудь из членов семьи. И детям, и взрослым лучше слушать музыку сидя. По возможности объясните ребёнку, о чём рассказывает эта музыка. Для прослушивания музыки, выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня, когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует. Лучше всего после завтрака или после дневного сна. Чтобы дети постепенно привыкли к классической музыке, можно в течение всего дня на короткие промежутки времени включать классическую музыку, занимаясь при этом своими домашними делами.

  1. П.И. Чайковский: альбом «Времена года», «Детский альбом», фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и другие пьесы.
  2. М.И. Глинка: пьесы для детей, фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»,
  3. Бородин; «Богатырская симфония», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
  4. Н.А. Римский-Корсаков: фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», сюита «Шахерезада».
  5. К. Сен-Санс: альбом «Карнавал животных».
  6. А. Вивальди: альбом «Времена года», концерты .
  7. Г.В. Свиридов – музыка к кинофильму «Метель».
  8. М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки», вступление к опере «Хованщина» (Рассвет на Москве-реке).
  9. С.С. Прокофьев: музыкальная сюита «Петя и волк».
  10. Э. Григ: фрагменты из сюиты «Пер-Гюнт » («Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Танец эльфов», «Утро»).
  11. И.С. Бах « Бранденбургские концерты»
  12. Ф. Шопен: вальсы, ноктюрны.
  13. Ф. Шуберт: «Аве-Мария», ноктюрны.
  14. Д.Д. Шостакович: альбом «Танцы кукол»
  15. И. Штраус вальсы
  16. Л.В. Бетховен : «Лунная соната», «Патетическая соната», «Апоссионата».

Другой способ общения с музыкой – это активный. Движение под музыку напрямую способствует физическому развитию детей. Вспомним, как улучшается осанка ребёнка, когда он шагает под звуки марша, каким полётным становится его бег под лёгкую, акцентированную пьесу. Активизируя деятельность всего организма, музыка повышает жизненный тонус, как бы управляя настроением ребёнка. У детей появляется стремление к самостоятельным поискам, радостное ощущение того, что и они могут выполнить что-то важное, красивое и полезное, как-то по-особому выразить свои чувства. Для этого очень важно настроить ребёнка. Например , можно поиграть с ребёнком, пригласив его под марш отправиться в гости к сказке, предупредив, что попасть туда можно только внимательно слушая музыку и смело, шагая по волшебной дороге вперёд навстречу приключениям». И можете поставить марш, например, из балета «Щелкунчик». Ребёнок с радостью отправится вместе с вами. А кого вы повстречаете в этой сказке, зависит от того, что вы хотели послушать со своим ребёнком. В пути может пойти дождь, и вы дадите ребёнку ленточки, чтобы показать, как льётся дождик и падают капли. Представив, что вы на цветочном лугу, дайте ребёнку в руки цветы и покажите, как радуются и танцуют цветы от встречи с вами («Вальс цветов» П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик »). В пути вы можете повстречать зверей или сказочных героев. Это зависит от музыки, которая у вас имеется, от вашего желания и фантазии. Придумывайте свои музыкально-сказочные путешествия вместе с ребёнком, дети любят сказки и с радостью откликнутся на ваши предложения.

Музыкальное развитие ребёнка идёт от простого к сложному: от непроизвольных откликов на музыку - к эстетическому отношению к ней, от импульсных стремлений петь, ритмически двигаться – к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений в связи с восприятием музыкальных звуков – к эмоциональному и сознательному слушанию музыки.

Человек, входящий в мир музыки, и затем выходящий из него, становится, по своему психологическому состоянию, качественно другим: успокоенным и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким человеком. Научитесь сами любить и слушать музыку, научите своих детей слушать и любить музыку, и она раскрасит вашу жизнь чудесными красками, наполнит вашу душу прекрасными звуками, и вы поймёте, что жизнь прекрасна!

М.А.Булыгина

музыкальный руководитель,