Чему научили нас наши дети. Чему наши дети могут научить нас

Весна! Все цветет и радуется солнцу. Я наконец выбралась на встречу с подругой в ботанический сад! А там весна во всей красе – тюльпаны, сирень, магнолии – все цветет, ароматы пьянят!

Гуляя по саду, подруга говорит: «Ты так внимательна ко всему, что нас окружает. Ты уже обратила мое внимание на троих божьих коровок, нескольких пауков и на кучу других жуков». «Это все благодаря детям,» – ответила я и улыбнулась. А после задумалась. Действительно, как многому можно научиться у детей, если замедлиться до их скорости.

Чему меня научили и учат мои дети?

Такой непростой простой вопрос. Прежде всего видеть по-новому. Что это за жучки, куда они ползут, где они живут… и множество других вопросов задает ребенок, увидев живое существо. Можно придумать увлекательную историю, а можно рассказать интересные факты из жизни жучка. (Благодаря детям я узнала, как выглядит личинка божьей коровки). Мы вместе наблюдаем, куда он ползет или, взяв жучка на пальчик, поем: «Божья коровка лети на небо…» и он улетает. Мир насекомых стал мне ближе. Осы, пчелки, жуки и пауки – все они могут попасть в беду – лужи, грязь, падение на спину, а мы спасатели насекомых!!! Мы им помогаем, а сами учимся бережному отношению к природе.

Сын научил меня разбираться в марках автомобилей. До этого они делились на «наши» и «иномарки». Сейчас мир тачек открыт для меня во всём разнообразии. Mercedes, Citroen, Porsche – это уже не пустой звук, а названия наполненные историей. «Тачки» наш любимый мультфильм. Мы не только смотрим его вместе, но и узнали какие машины стоят за образами героев.

Когда появился первый автомобиль? Кто изобрел поезд? На чем ездили древние люди? Сын задает вопросы, а мама скупает книги по истории транспорта! И еще загадочный мир будущего. Появятся ли летающие авто, какие будут самолеты и поезда? Такая книга у нас тоже уже есть. Теперь мы знаем все, ну, или почти все! Спасибо тебе, сынок, за расширение моего кругозора!

А с дочкой мы познаем жизнь животных. Кто живет в лесу? Что они едят? Какие у них домики? И не обязательно ответы должны быть научно правильными. Нет, так не интересно. Мы придумаем все сами. Мир фантазии ребенка творит чудеса. И вот наш олененок уже кушает орешки вместе с подружкой белочкой, а после они идут в гости к енотику, который живет в домике. И его сосед – большой слон. Каждый день наши зверушки переживают новые приключения.

В садике дочь увлеклась английским языком. И теперь два раза в неделю мама проверяет свои знания языка под присмотром самого строгого учителя. Новые стихи и новые слова – это мои сокровища благодаря любимой дочке.

На протяжении многих лет ты живешь и даже не подозреваешь обладателем скольких талантов ты являешься. Появление детей раскрывает их в полной мере:

Актерское мастерство – играя с детьми ты примеряешь на себя множество разных ролей. Сейчас ты злой серый волк, который хочет съесть маленького зайчика; волк уже исчез, а на его месте принцесса, которую нужно подготовить к балу. И нужно быть искренним и убедительным погружаясь во все образы. Дети не терпят фальши.

Певица – ни о чем не подозревающая мама становится певицей напевая вместе с детьми их любимые песенки из мультфильмов или на ночь колыбельные песни. Частенько ты начинаешь петь просто так!

Художник – знакомство ребенка с карандашами и красками влечет за собой активное включение мамы в этот процесс. «Мама нарисуй…» и понимаешь, что, не смотря на 3 по рисованию в школе, ты неплохой художник. И все благодаря тому восхищению, которое ты видишь в глазах своего ребенка. А позже ты становишься ценителем искусств. Холодильник и стены выполняют отныне еще одну важную функцию – они являются носителями высокохудожественных произведений.

Традиционно считается, что взрослый может обучать и воспитывать ребенка. Однако опытные родители скажут, что с появлением малыша все их жизнь приобретает новый смысл. Каждый день мы учимся чему-то новому и переосмысливает свою жизнь и ценности в нем. Не обязательно это должен быть ваш ребенок. Достаточно тесного общения с любым малышом дошкольного возраста. Так чему нас учат наши дети?

Любви - безусловной и всеобъемлющей

Только дети способны любить нас не за что-то, а просто так. Им безразлично, какая у вас вес, внешний вид или сколько вы зарабатываете. Они любят, даже если мама не помыла вовремя голову или папа потерял работу.

Жить здесь и сейчас

Это очень важная способность человека, которого, к сожалению, с возрастом мы теряем. Взрослые, как правило, слишком заняты, чтобы остановиться и насладиться простыми вещами: хорошей погодой, пением птиц и тому подобное. От этого зависит еще одна способность, которую мы можем почерпнуть от наших детей - это умение быть счастливыми. Просто так, потому что хороший день, потому что рядом родные люди, потому что тебе улыбается твой малыш...

Наши дети нас учат доброте

От природы ребенок чистый, искренний и добрый. Это позже социум и жизнь научит его быть осторожным и внимательным, научит защищаться, а иногда и нападать. А пока их доброта проявляется во всем, в отношении к людям, к животным, к себе. Еще одна важная черта, которая появляется у нас с появлением малыша - это терпение. А как же без него? Также мы учимся относиться с пониманием сначала к своему ребенку, а потом и к другим людям. Мы чаще задаем себе вопрос, почему ребенок себя так ведет, может, что-то случилось. Мы с пониманием стараемся относиться к ее иногда странных интересов и потребностей. Дети открыты миру, а в ответ мир открыт для них. Взрослые очень часто «закрываются», пытаясь уберечь себя от различных угроз и неприятных ситуаций.

Иногда это действительно оправдано, но часто это приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. Но когда мы доверяем мира, мир доверяет нам, он открывает нам свои возможности и ресурсы.

Чему можно научиться у ребенка?

Дети абсолютно открыты и природные в проявлениях своих чувств, потребностей и желаний. Они не играют. Они настоящие во всех своих переживаниях, то в радости и восторге, то в печали и раздражении. Когда чувства и эмоции осознанные и искренние, не заблокированы стереотипами и страхами, жизнь становится ярче и наполненным. Дети всегда открыты и очень легки в восприятии всего нового.
Они с легкостью разрушают устоявшиеся стереотипы простым вопросом «Почему?» Или своими «незамысловатыми» размышлениями. Часто своими вопросами они ставят нас, взрослых, в тупик и заставляют задуматься над вещами, которые всегда казались нам понятными и общепринятыми. Они учат нас творчества Их фантазии и воображении нет границ. Дети способны с легкостью представить волшебный корабль с простой картонной коробки, в облаке увидеть фигуру животного, а обычную комнату превратить в замок.

И только от взрослого зависит, создаст ли он условия для развития детского творчества, или погрузится он в этот увлекательный взаимно творческий процесс, а может заблокирует и ограничит любознательность и открытость малыша. Те, кто с возрастом теряет способность пользоваться своим воображением, теряют новые возможности. Они так и остаются в пустой комнате. Те же из нас, кто творчески воспринимает мир, в конце концов получат замки. Именно ребенок научит вас воспринимать себя такими, какие вы есть. Потому вашему малышу абсолютно безразлично, как вы выглядите, выполнили определенную работу. Для него важно любить и получать тепло и заботу в ответ.

Еще одна способность детей - это говорить правду

Психологами доказано, что человек в среднем лжет около 50 раз в день. Причин и форм лжи может быть множество, от нежелания отвечать на вопросы к откровенной лжи, чтобы выглядеть лучше в глазах окружающих. И только дети настолько искренние и откровенные, что им даже не приходит в голову сказать неправду. Иногда их правда просто шокирует, но всегда подкупает своей непосредственностью. Дети учат нас верить в мечту Они абсолютно уверены в том, что их мечты сбудутся и ни на минуту не сомневаются в этом. А пока человек верит, она все сделает для осуществления мечты. Взрослые очень часто настолько заняты, что у них просто не хватает времени на мечты и желания. Общайтесь со своими детьми, уделяйте им больше внимания и ваша жизнь станет более ярким и насыщенным!

Иногда я думаю – а что было бы с ним, если бы я сдалась, если бы не выдержала? Думать об этом не хочется.

Два года назад Сережа попал к нам в семью по просьбе моей приемной дочери. Детей на тот момент в семье было четверо – двое кровных и двое приемных подростков. Брать кого-то еще в семью мы больше не планировали. В детском доме они были очень дружны, доверяли друг другу тайны, могли часами разговаривать, имели общих друзей и доверяли друг другу свои секреты. Одним словом — «не разлей вода». Кровный брат Юли Артем, с которым у нее были отношения, мягко говоря, не очень, жутко ревновал вначале, а потом даже подружился с Сережкой. По просьбе ребят мы пригласили Серегу на осенние каникулы в гости.

История у мальчика была сложная – с 6 лет в детском доме, в 7 лет попал в приемную семью, в 8 лет ушел из нее, прихватив с собой друга. Ушел, потому что «не понравилось». Нашел своих родственников, но милицией был обнаружен и возвращен в детский дом. С тех пор оставался в учреждении, о приемной семье даже слышать не хотел, в группе был самым младшим. До 5 класса был отличником, потом резко «съехал» до троек. Учиться перестал, тройки ставили скорее по привычке. Занимался спортом – самбо, часто ездил на соревнования. Сережка - пацан очень обаятельный и харизматичный, слыл в детском доме всеобщим любимцем. Старшие его опекали, как умели – где в обиду не дадут, а где и учили «быть взрослым». В детском доме нам сказали, что мальчик он самодостаточный, что не то, что в семью, он и в гости-то к нам не пойдет. Пошел, однако. Думаю, понял, что нам можно доверять, раз у нас живут его друзья, и уходить никуда не собираются!

«Гости» заканчивались, каникулы пролетели быстро, пора было собираться обратно в детский дом, и к моему великому удивлению, Серега вызвал меня на откровенный разговор. Сказал, что ему у нас очень понравилось и он был бы рад остаться с нами. Поговорив с мужем и с остальными детьми, решено было Сережку забрать. Учился он безобразно, учителя в школе жаловались на поведение. Проводили нас из детского дома со словами: «не знаете вы его, ох, нахлебаетесь…» Но мы не ищем легких путей. Раз мальчишка наш – будем любить таким, какой есть и как-то решать проблемы по мере их поступления. Забрав Сережку домой в декабре уже насовсем, вместе встретили Новый год.

Он остался в прежней школе, куда ходили многие ребята из детского дома. Вернее, он сам об этом попросил. Я грудью вставала на защиту сына, понимая, что он, конечно, хулиганит, но причины его проступков мне были понятны – шел период адаптации мальчика в семье, как могла, объясняла это учителям. Однажды он поскандалил с учительницей, которая попросила, чтобы в школу пришли его приемные родители. Он ответил, что они не приемные, а родные, услышав в ответ, что родные — это те, кто родили, грубо выругался в ответ… Учеба и поведение стали просто безобразными, в школу меня вызывали через день, и решено было Серегу перевести в другую школу, где учились его братья и сестры.

В новой школе Сережка подтянулся, сразу завоевал доверие и расположение класса, и учиться начал лучше, чем прежде. Я была рада таким переменам. Дома тоже вел себя хорошо, но очень часто плакал – по вечерам, казалось, без причины. Тогда я садилась рядом и пыталась поговорить. Иногда он хотел поплакать один, я уходила. Испортились отношения Сережки с Юлей, которая раньше была его лучшим другом. Стоило детям оказаться под одной крышей – такое началось! Он постоянно задирал девочку, стал с ней груб. Позволял себе повышать голос, дерзить. Конечно, все происходило в наше отсутствие. Вечерами садились все вместе «обсуждать» прожитый день и объясняли Сережке, что такое хорошо и что такое плохо. Как мужчины ведут себя с девушками, он слушал, соглашался, но стоило нам уйти – все повторялось.

Поведение такое было понятно и объяснимо – адаптация дома и в школе, трудности переходного возраста. Мы много и часто разговаривали, Сережка рассуждал мудро, по-взрослому, умел извиняться, если был не прав, к нам с мужем прислушивался, уважал и становился близким и родным, нашим сыном. В это время закрывался детский дом в нашем городе, детей переводили далеко в область, мы приняли решение забрать еще двоих дорогих сердцу ребят – подростков, брата и сестру, 16 и 14 лет. Конечно, знали мы, что будет трудно, но была твердая уверенность, что справимся. И мнение всех остальных детей в семье на этот счет совпадало с нашим.

Учебный год закончился, кое-как натянули Сережке троечки. Лето пролетело быстро. Загородные лагеря дают нам, приемным родителям, возможность перевести дух, собраться с силами. Мальчишки мои за лето вытянулись, повзрослели.

Наступил новый учебный год, Сережа пошел в 7 класс. И в какой то момент наш сын вдруг перестал быть нашим… Вернее, нас он перестал считать своими родителями. Началось с того, что он стал чаще общаться с кровными родителями, которые решили вдруг жить трезво и радостно сообщили ему, что собираются его забрать. Мне такие «радостные» новости сообщили уже позже, встречался он с ними тайно. Что творилось в голове у мальчишки, можно было понять по его поведению. Проблемы в школе – лишь верхушка айсберга. Курение, спиртное, милиция, откровенное хамство, дерзость, вранье, поведение просто безобразное. Убегал к бабушке, прогуливал школу. Собирал вещи несколько раз. Иногда мне казалось, что я не выдержу, сдамся, что сил больше нет…Он стал чужим, нас откровенно игнорировал, «брал на слабо» брата Артема, заставляя пить и курить в компании. И это в 13 лет! Мне становилось страшно. За семью, за остальных детей, за будущее. Ловила себя на мысли, что не хочу его видеть, что натягиваюсь, как струна, видя очередной пропущенный звонок от учительницы. И так каждый день. Пила успокоительные таблетки. Других детей тоже нельзя было оставлять без внимания – были и проблемы с учебой, и с поведением в школе у наших подростков.

Я часто обращалась «с криком души» к моим дорогим подругам, тоже приемным мамам, к тем, кто мог подсказать, успокоить, выслушать… Слова «Наташка, если ты сломаешься, не выдержишь, что будет с ним потом… Ты должна, ты сможешь…» каждый раз придавали мне сил и веры в то, что все получится. Были и другие слова « он неуправляемый, из него ничего не выйдет, отдайте его в детский дом, хватит заставлять страдать себя и семью»…Часто разговаривала с уважаемым мною священником, просила Божьей помощи. Сейчас я вспоминаю тот год, как самый трудный в жизни семьи.

Приближалось очередное лето, из гимназии Серегу исключили за безобразное поведение и шесть двоек за год. Кое-как поставили тройки, но с условием, что из гимназии мы уйдем. Как-то я сказала сыну: «Сереж, если ты очень хочешь жить с мамой и папой, я помогу тебе». Он ответил, что очень хочет, что злится на них за предательство, за то, что они сейчас живут вместе, а он столько лет был в детском доме и сейчас он им не нужен совсем. Но нас он очень любит и не хочет становиться чужим. Но они хотят забрать его, и они должны быть с ним рядом. И на какое-то время он успокоился. Перестал безобразничать и хулиганить. Но тут выяснилось, что родители имеют огромнейшие долги по алиментам, еще кое-какие проблемы и никак не смогут вернуть себе права на воспитание сына. Кроме того, они снова пьют. Сережка сорвался опять.

Силы мои были на исходе. Я взяла Сереге и Артему путевки в лагерь на все лето, они и сами об этом очень просили. Причем в первую смену они поехали в разные лагеря, Артем ни за что не хотел ехать в один лагерь с братом. Мне нужен был тайм-аут, выгорела я с Сережкой на 99,9% . Скажу откровенно, после отъезда сына в лагерь, дома наступил долгожданный покой. Всю смену я не приезжала – передавала продукты с соседями, дети которых были в том же лагере. Честно, сил видеть его не было. Перед отъездом поговорила с ним, что лето – испытательный срок для него. Что мы его любим, мы семья, но все сложно. Что он должен подумать о том, как мы будем жить дальше, что я устала и больше не могу так жить. Не могу и не хочу в конце концов! Не знаю, правильно ли я сделала, поставив его перед выбором… Но я почувствовала, что должна ему это сказать.

Первая смена закончилась. Я поехала встречать Сережку из лагеря со смешанным чувством. Мы долго не виделись, общались лишь по телефону. Но сын, выйдя из автобуса, побежал ко мне, обнял, сжал в тиски, что дух перехватило, и…заплакал. «Мам, прости меня, дурака, я все понял, мне плохо без вас, я не хочу так…»

И вдруг все переменилось. Ну не совсем, конечно, но стало значительно легче. Он как-то повзрослел. Из второй лагерной смены он привез нам с мужем «Благодарность» за воспитание сына. Честно – это лучшая награда для нас! Маленький кусочек бумаги – а в нем так много. Это благодарность за тот жуткий год, за слезы и отчаяние, за то, что не сдались, что выстояли, что руки не опустили и даже в самый сложный период верили, что выдержим, верили в себя и в сына.

В сентябре сын пошел в другую школу, наладилась учеба, он вырос, стал выше меня, возмужал, внутренне повзрослел и переменился. Мы часто разговариваем по душам, снова мой Сережка стал моим, родным таким, душевным. Иногда я думаю – а что было бы с ним, если бы я сдалась, если бы не выдержала? Думать об этом не хочется. Очередное предательство взрослых. Любимых взрослых. Это значит, что нельзя никого любить, нельзя привязываться, ты все равно плохой, даже когда душа твоя рвется на куски и никто понять не может, как плохо тебе, оттого и делаешь ты всякие гадости и глупости, взывая о помощи таким способом. Нам нужен был «тайм аут», нужно было побыть вдали какое-то время, чтобы понять, как сильно мы друг другом дорожим.

Сейчас я горжусь своим сыном и всей своей семьей, которая очень сплотилась в трудные минуты. Мы все стали ближе. Трудности сближают, а победы над ними дают ощущение важности такого вот семейного единства. Конечно, мы ругаемся – миримся, как все, получаем двойки, исправляем их, нас вызывают в школу периодически, но это все так, как у всех. Мы не чужие, а это главное. Теперь мой сын, в ответ на замечание в свой адрес, часто отвечает «Мам, я тоже тебя люблю…»

  • Добавить в избранное 1

4 комментария

  • Вероника

    Жизнь штука интересная.У нас с мужем(15 лет вместе)есть кровный 12 лет самый что не наесть желанный, родила в 30, но такой характер-полный атас.Поясню- учеба в конце четверти тоже бывает хожу в школу, чтоб двойки закрыть и вообще это Вам нужно, а мне и так хорошо..Характер мягко сказать не простой.И грубит, и перечит и своевольный.Вот он таким и родился-шустриком.Взяли парня пол года гостевой. потом приемную офор-ли.Нам конечно его сразу хвалили,все, но я и сома видела, судя по анкете(кстате с Вашего сайта) что наверно это наш мальчик и он нам подходит.А дальше как у Натальи, ведь мы писали заявление на девочку от3 лет, пришлось в опеке переписывать. И я благодарна Богу(перед встречей я молилась, чтоб все у нас сложилось) что мы взяли именно его.Учиться 4и 5, иногда по матем может что то уточнить у мужа, атак все сам!!! какое счастье ни сидеть с уроками. В школу ходят оба в одну, мой кровный его сразу принял и поведение даже улучшилось(может обнять его и сказать, братик мой любимый) но это и наша работа тоже. Всегда говорю, вы братья теперь и сына заранее готовили, что у тебя обяз-но будут братья, сестры.А теперь скажите где здесь гены. Приемный никаких с ним вообще проблем, и в институт сказал пойду, домашний, спокойный, чистюля, умница и он сангвиник, всегда позитивный, очень много рассказывает интересного с уроков. И если честно я с ним душой отдыхаю, когда общаюсь.У моего мужа харак-р такой же(только он флегматик)Наш кровный сын приходит портфель швырк на середину комнаты, мам сегодня без двоек, гулять можно? и никакой ответ-ти пока нет ни в чем.Учиться сказал будет только до 9кл, ни в какой институт не пойду. Думаю характер передается по наслед-у(и темпе-нт мы с ним халерики) смотрю на сына, вижу себя, правда я была поспокойнее. Гена алкоголика и наркомана не существует(это доказали), а вот характер точно передается(у приемного кстати в его кровную маму)тут нужно позитив закладывать+рисовать перспективы+и закладывать отриц-е отношение к плохому, а главное что бы стать авторитетом для них-нужны совмест-е путешествия, спорт.Планируем с мужем еще брать детей.

  • Кристина

    Молодец Наталья-вы пример для многих!

  • SZvezda

    Наташа, вы молодец. То же самое я пережила только со своим кровным ребенком. Хотя в семье есть еще 4 детей и двое из них приемные. Было желание схватить всех и убежать на край света. Много молилась, терпела, были беседы. Всегда внушала ему, что все равно я его люблю, даже если слышала в ответ, что он меня ненавидит больше всех на свете. Прошло 5 лет, жутко сложных. А теперь ему 17 лет. Взрослый, любимый, а главное наш настоящий друг. Когда такое происходит с приемным ребенком, тут уж есть соблазн вину свалить на других, на гены, в конце концов. А вот когда сам родил, тут уж копаешься в первую очередь в себе, ищешь, где прокололся, что не так. И прекрасно понимаешь после этого, что не важно кто родил, важно что делать дальше, как помочь ребенку и себе. Только настоящая любовь дает терпение. Успехов вам, Наташа, любви и здоровья всей вашей дружной семье.
    Светлана

  • Натали

    Эх,у меня такого де плана ситуация,только дочь.Три года и никак

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Рождение детей – радостное и трепетное событие в каждой семье.

Сначала он такой маленький, беспомощный, неумелый, так многое хочется ему дать, вложить, научить.

Всем родителям хочется видеть своих детей счастливыми.

Что мы можем для этого сделать? Почему это не всегда удается?

Почему в одной семье вырастают такие разные дети, ведь вкладывают в них одинаково?

Почему так часто не оправдываются ожидания родителей в отношении своих детей?

Почему дети часто не слушают того, что говорят им родители, и поступают по-своему?

Что такое воспитание?

Попробуем разобраться…

Вы замечали, что ребенок, даже совсем маленький, ведет себя совсем по-разному со всеми?

Например, моя коллега отмечала, что мальчик, которого приводит на занятия развивающими играми мама, ведет себя вызывающе, привлекает внимание, не дает заниматься другим детям. Когда этого же ребенка приводит папа, это совершенно другой ребенок: сосредоточенный, спокойный, увлеченный. Так от чего это зависит?

Почему истерики и капризы достаются не всем, а только некоторым в семье?

Мы очень тесно связаны со своими детьми. Хотим мы или нет, отдаем себе в этом отчет или нет, дети очень хорошо считывают наши мысли, самообучаются у нас, взрослых, и, как в зеркале, возвращают нам назад своим поведением.

На консультации мама с маленьким мальчиком. Ребенку 1 год и 8 месяцев, а он уже во всем противоречит своей маме. Всё, что ни скажет мама, он делает наоборот. Начинаем разбираться. Оказывается, мама так же ведет себя с папой. У них затянувшийся конфликт, и она всё делает ему назло. Маме не очень понравилось такое «зеркало», но задуматься пришлось.

Как бы родители не пытались говорить своим детям, как нужно поступать правильно, есть только один способ воспитания – личный пример. Никакие слова и назидания, как делать правильно, не работают. Ребёнок неосознанно повторяет модель поведения родителей. Например, мама или папа курят. Сколько бы они не говорили своим детям о вреде курения, очень высока вероятность, что дети тоже закурят. Никто из родителей не хочет видеть своих детей выпивающими, но пока в семье будет ритуал празднования со спиртным, уберечь своих детей от этого не удастся.

На консультации мама говорит о том, что сын в третьем классе стал плохо учиться, закончил школу на тройки. Тут же она задумывается, стОит ли ей самой получать высшее образование. Приходится долго работать с мотивацией к учёбе у мамы. А для меня это ответ, почему ребёнок стал плохо учиться.

Чему могут научить, что передать своим детям родители? Только то, что есть у них самих.

Замечали, что больше всего расстраивает, когда в детях видишь собственные недостатки? Например, папа не уверен в себе. Проявления неуверенности в себе у сына будут сильно расстраивать и папу. Вместо того, чтоб расстраиваться по этому поводу, папе самому важно нарабатывать уверенность в себе.

И словами научить не получится. Выходит, чтоб наши дети оправдывали наши надежды, нам, родителям, придётся самим честно признаться, что нужно менять в себе, поставить цель и идти к ней.

Мы ведь не можем изменить другого человека (даже если он наш ребенок), мы можем изменить только себя, тогда другой рядом с нами тоже изменится.

Так кто же кого воспитывает? Придется честно признаться, что дети – наши главные учителя. Если хочется, чтоб ребенок занимался спортом, придется начать делать это самому.

Они учат нас самому главному – целостности, чтоб слова не расходились с делом.

Такое взаимное творчество невольно обогащает обе стороны!

Наша главная мотивация к развитию: будем меняться ради наших детей!

Если хочется видеть своих детей счастливыми, как важно самим родителям стать счастливыми!

А чему вас учат ваши дети?

Сегодня в одной лекции услышала такую фразу: «Величайшая глупость — думать, что мы чему-то учим своих детей. Это дети нас постоянно учат и воспитывают наш характер». И правда — разве мы можем чему-то научить? Дети не воспринимают наши поучения и нотации. Они воспринимают только наш личный пример. Дети очень строги к нашим недостаткам, и их поведение — своеобразная оценка, выставленная нам на экзамене.

При этом ничто так не способствует нашему личностному росту, как материнство. Особенно, если оно — осознанное, если женщина стремится быть хорошей мамой и работать над своими недостатками. Уроки материнства бывают достаточно жестокими. Экзамены в университете могут показаться ерундой по сравнению с ежедневными материнскими экзаменами... Чему нас учат дети?

Я пишу обо всем этом, потому что очень ярко ощущаю, как малыши шлифуют мой характер. У каждого такие уроки будут своими, ведь у каждого свои слабые места. Главное правило: если в какой-то момент вы злитесь на детей, вам тяжело с ними, или вы испытываете другие сильные негативные эмоции — значит, нащупано ваше поле для работы . Что касается меня, то мои вечные уроки — это смирение, терпение, принятие. И временами бывает очень тяжело! Хочется взорваться, крушить все вокруг, хочется просто сойти с ума! Но это говорит лишь о том, что мои строгие учителя хотят, чтоб я стала лучше.

Двое детей — это двойная работа. противоположны по характеру, и каждый шлифует во мне разные грани.

Мои уроки

Дочка — упрямая, целеустремленная, несгибаемая. Заставить ее что-то сделать можно только одним способом: убедить, что это действительно необходимо сделать. Никакими угрозами, криками, наказаниями значительных результатов не добьешься. Если она не видит смысла в каком-то действии — она не будет этого делать.

Первые серьезные уроки начались, когда дочке исполнился год. Хотя нет, примерно в 7 месяцев, но в год они стали особенно яркими. Когда дочка начала ползать, она твердо лезла туда, куда считала нужным — во все запретные места. Об этом я писала в статье « ». В год это стало катастрофой. Меня умиляли советы во многих лекциях и книгах, предлагавшие просто отвлечь ребенка чем-то другим. Якобы до 4-5 лет это довольно легко. Теперь я понимаю, что такие советы раздавали не глупые люди. Просто моя дочка была исключением: ее было невозможно отвлечь! Она даже в год хорошо держала в голове цель: например, хочу повиснуть на шторах. И единственное, что могли сделать родители — либо застрелиться, либо снять с окон все-все занавески! По этой же причине супруг разобрал синтезатор, а сушилку для белья мы доставали только во время дочкиного сна.

И тот период был пока что для нас самым сложным: ведь в год ребенку невозможно что-то объяснить... Впрочем, сейчас, в почти три года, веселья тоже хватает. Можно очень-очень долго биться над тем, чтоб она убрала на место какие-то игрушки или свои вещи. Выход лишь один — изъять все игрушки (что мы частично и сделали). Убедить нашу дочку лечь спать — отдельная песня. Никакие «ритуалы», «массажи», чтение книг и прочие хитрости — не проходят. И даже хождение на горшок — до сих пор проблема. Нужна очень веская причина, чтоб дочка села на горшок. И лишь один ультиматум здесь стабильно действует: «Иначе не пойдем сейчас гулять!» Дочку не напрягают мокрые трусы — может хоть целый день в них проходить. И лужи на полу ей нисколько не мешают. Глядя на них, дочка спокойно говорит: «Мам, не переживай, высохнет!»

Основные уроки, которые я прохожу с дочкой:

  • умение быть правдивой, держать свое слово, здесь ко мне повышенные требования;
  • умение четко обозначать правила и самой следовать им — иначе дочка низачто не воспримет их всерьез;
  • терпение, терпение, терпение!!
  • умение в каждом действии искать смысл;
  • умение предоставлять другому максимальную свободу выбора и уважать его решения.

Младший сын — совершенно другой. Я подробно писала о нем в статье « ». Ему не надо предоставлять свободу. Ему нужна только я. Я всегда должна быть рядом с ним. Часами носить его. Либо сидеть на полу в двух шагах от него. С ним очень сложно выполнять домашние дела. Но зато — совершенно никакого упрямства! Сын в свои 10 месяцев следит за моей реакцией и категорически не пойдет в запретное место! Ему достаточно увидеть мое испуганное лицо, чтоб забросить все попытки залезть куда-то... И да, его очень легко отвлечь! Невозможно отвлечь лишь от одного — от мамы... Его уроки немного другие:

  • смирение, смирение, смирение. Смиренно носим его столько, сколько нужно. Забываем про свои личные дела. Все только с ним.
  • принятие — да, он вот такой;
  • сострадание;
  • чуткость;
  • гибкость.

А в данный момент... У меня самый страшный урок из серии «уложи детей спать». В статье «Как проходит наш день в 10 месяцев?» я описала, как примерно в 19:30 оба малыша благополучно спят и начинается мое личное время. Так вот, прямо сейчас на часах уже 21:30, а я все еще не могу ничего поделать со своим сыном!

Как успешно пройти материнские уроки?

  1. Первое, что так необходимо — осознание. Да, я сдаю свой урок. Ненавистный урок. Но он мне нужен. Нужен, чтоб я смогла стать лучше. Смогла быть лучшей мамой для своих детей.
  2. Мне очень помогает духовная музыка. У меня она весь день играет на кухне. И когда малыш в очередной раз почти уснул, но вдруг проснулся... Я выхожу из комнаты и слышу эту музыку. Она сразу настраивает на правильный лад и успокаивает. Подойдут многие мантры и просто спокойная медитативная музыка, любимые молитвы... Главное, чтоб эти звуки вам очень нравились и позитивно влияли на вас. Почему я включила музыку только на кухне? Лично мне тяжело что-то слушать целый день напролет. Итак у нас довольно много шума.
  3. Концентрируемся на дыхании. Забываем обо всем и просто слушаем свое дыхание. Можно сделать упражнение, которое я описывала .
  4. Обращаемся к Богу и просим помощи. Благодарим за урок. Выражаем свое желание выполнить все, что Он от вас хочет. Выражаем свое желание научиться служить, стать терпеливыми и мудрыми. Но просим помощи. Он обязательно откликается на ваши искренние просьбы... И посылает вам больше новых сил.
  5. Включаем позитивное материнство. Об этом я подробно напишу в следующий раз!

А чему вас учат ваши дети?