Безопасная дорога в доу. Обучение детей пдд и безопасности на дороге в доу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 221»

Комплекс занятий (непосредственной образовательной деятельности) по Безопасности дорожного движения (средний возраст)

Составил: Перегудова Л.И. Новокузнецкий городской округ 2017

Сентябрь: « Знакомство с проезжей частью».

Октябрь: « Рассматривание автомобиля, автобуса, трамвая»

Ноябрь: « Знакомьтесь, ребята, это светофор».

Декабрь: « Аппликация « Автобус».

Январь: « Пешеходный переход».

Февраль: «Кошкин дом. Какой бывает транспорт».

Март: «Я – пешеход».

Апрель: « Коллективная работа « Наш светофор».

Май: « Коллаж « Улицы моего города».

Дидактическое пособие для занятий по ПДД в детском саду можно приобрести в спеиализированном магазине — detsad-shop.ru

Знакомство с проезжей частью

Программное содержание: уточнять и расширять представления детей об окружающем пространстве; познакомить детей с понятиями «проезжая часть» и «тротуар» , учить их различать. Формировать представления о том, что автомобили движутся по проезжей части, а пешеходы – по тротуарам; дать элементарные знания о правилах поведения на улице.

Наглядные пособия: макет проезжей части с разметкой и тротуара с домами, деревьями; игрушки –автомобили, фигурки людей; Петрушка- персонаж, присутствующий на каждом занятии этого цикла.

Активизация словаря: тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, сегодня к нам пришел Петрушка. Он очень хочет подружиться с вами. Давайте поздороваемся с ним.

(Здравствуй, Петрушка)

В-ль: Петрушка, ребята, так же как вы хочет посещать детский сад, играть в игрушки, ходить на прогулки, заниматься на занятиях и вместе с вами очень хочет начать изучать правила дорожного движения..

Посмотрите, ребята, что это такое?

(макет улицы)

В-ль: Правильно. Что есть на этой улице?

(дома, деревья, дорога)

В-ль: А вы знаете, ребята, оказывается, что дорога состоит из нескольких частей. Это тротуар и проезжая часть. Сегодня я вам расскажу, что это такое и для чего предназначено. Тротуар, ребята, это дорожка, по которой ходят пешеходы. Кто такие пешеходы?

(люди, которые передвигаются по дороге пешком)

В-ль: правильно, ребята. Тротуар предназначен только для пешеходов и отделен бордюром от проезжей части, по которой передвигаются транспортные средства. Каке транспортные средства вы знаете?

(автомобили, автобусы, трамваи и т.д)

В-ль: автомобили едут очень быстро и не могут остановиться мгновенно. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным и обязательно соблюдать несколько элементарных правил безопасности:

— никогда не переходите проезжую часть без взрослого

— не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортным средством

В-ль: Запомнил, Петрушка? (качает головой). Вот какой рассеянный! А давайте еще раз повторим для Петрушки то,что сегодня узнали. Из каких частей состоит дорога?

(тротуар и проезжая часть)

В-ль: Кто передвигается по тротуару?

(пешеходы)

В-ль: Для чего предназначена проезжая часть?

(для движения автомобилей и других транспортных средств).

В-ль: Почему нужно всегда быть очень внимательным и осторожным при переходе проезжей части?

(т.к. транспортные средства движутся очень быстро и мгновенно остановиться не могут)

В-ль: Какие вы молодцы, ребята! Теперь-то уж Петрушка никогда не забудет, как нужно себя вести у проезжей части. А вечером, когда вы сегодня пойдете домой, покажите маме и папе тротуар и проезжую часть. Давайте попрощаемся с Петрушкой.

(До свидания, Петрушка!!)

«Рассматривание автобуса, автомобиля, трамвая».

Программное содержание: формировать представления о различных видах транспорта: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай; учить различать и называть части автомобиля (кабина, руль, колеса, кузов, окна).Активизировать в речи детей новые слова (кабина, руль, колесо, пассажир, водитель, салон, рельсы).Объяснить назначение различных видов транспортных средств.

Наглядные пособия: иллюстрации с изображением легкового и грузового автомобилей, автобуса, трамвая; Петрушка.

Активизация словаря: кабина, руль, колесо, кузов; пассажирский транспорт

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Поздоровайтесь с Петрушкой.

(дети здороваются).

В-ль: А что такое интересное ты, Петрушка, нам принес? Что изображено на этих картинках?

(автобус, трамвай, легковой автомобиль, грузовой автомобиль)

В-ль: Как интересно! А знаешь ли ты, Петрушка, для чего предназначены эти транспортные средства? А вы знаете, ребята? Тогда я вам сейчас это расскажу. Мы сейчас рассмотрим эти картинки по очереди.

Оказывается, все транспортные средства, которые передвигаются по проезжей части отличаются не только по внешнему виду но и по своему назначению. Есть легковые автомобили, предназначенные для перевозки небольшого количества людей (1-5) . Посмотрите, из каких частей состоит легковой автомобиль. У него есть руль, чтобы управлять автомобилем; колеса, на которых автомобиль передвигается по проезжей части; салон, где находятся водитель и пассажиры; окна- чтобы смотреть на улицу. Легковой автомобиль предназначен для перевозки небольшого количества людей. Это пассажирское траспортное средство.

А вот это – грузовой автомобиль. Посмотрите, из чего он состоит?

(руль, окна, колеса, кузов..)

В-ль: Молодцы. Но грузовой автомобиль отличается от легкового. У грузового автомобиля есть кабина- место для водителя и кузов- приспособление для перевозки грузов. Грузовой автомобиль предназначен для перевозки различных грузов- это грузовое транспортное средство.

А это что?

(автобус)

Рассмотрите автобус внимательно. Из чего он состоит?

(салон, колеса, окно, руль, кабина…)

А знаете, почему у автобуса такой большой салон? Потому что автобус предназначен для перевозки большого количества людей.

А это, ребята, трамвай. Посмотрите и скажите, для чего предназначен трамвай?

(для перевозки большого количества людей)

В-ль: Как догадались?

(у него большой салон)

В-ль: К каким траспортным средствам относятся автобус и трамвай?

(пассажирские транспортные средства)

В-ль: Вот видите,ребята, сколько различных транспортных средств передвигается по проезжей части и у каждого свое предназначение, которое мы можем определить по внешнему виду.

«Знакомтесь, ребята, это светофор».

Программное содержание: формировать у детей представление о светофоре и его назначении(регулировка движения транспортных средств и пешеходов на проезжей части). Познакомить с видами и сигналами светофора. Рассказать, что транспортный светофор имеет 3 цветовых сигнала, которые определяют действия участников движения; светофор для пешеходов имеет 2 сигнала. Учить понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора; правильно понимать сигналы пешеходного светофора (зеленый шагающий человечек и стоящий человечек красного цвета). Вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге (переходить проезжую часть можно только на разрешающий сигнал пешеходного сигнал светофора.)

Наглядность: макеты транспортного и пешеходного светофоров.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, вы вместе с Петрушкой научитесть правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Оказывается, у нас есть помощники, которые всегда нам подскажут, где правильно и безопасно перейти. Один из таких помощников- это светофор. (показать макеты светофоров).

В-ль: Вы все видели их у проезжей части. А кто знает, для чего нужен светофор?

(ответы детей)

В-ль: Светофор, ребята, регулирует движение транспортных средств и пешеходов на проезжей части. Поэтому есть два светофора- для транспортных средств и для пешеходов. Вам, чтобы обезопасить себя, нужно знать оба эти светофора. Транспортный светофор регулирует движение только транспортных средств и делает это с помощью трех сигналов. Это три круглых окошечка разного цвета. Какие это цвета?

(красный, желтый и зеленый)

В-ль: Когда на таком светофоре горит красный сигнал- это значит, что движение траспорта запрещено. Желтый сигнал просит нас быть внимательными и приготовиться. Зеленый- разрешает движение автомобилям и другим траспортным средствам.

(демонстрация пешеходного светофора)

В-ль: Предназначенный для пешеходов светофор выглядит несколько иначе. Посмотрите и скажите, чем он отличается от транспортного?

(имеет два сигнала)

В-ль: Молодцы! На пешеходном светофоре только два сигнала. Это зеленый шагающий человечек и стоящий красный. Как вы думаете, что означают эти сигналы?

(шагающий зеленый человечек разрешает движение, а стоящий стоящий красный- запрещает).

В-ль? Чем похожи эти сигналы на сигналы транспортного светофора?

(зеленый цвет разрешает движение, красный- запрещает)

В-ль: Давайте поиграем в игру «Светофор». Я буду поочередно показывать вам разные сигналы светофора, а вы будете выполнять такие команды: шагающий зеленый человечек – шагаем на месте, красный стоящий человечек- стоим, руки на поясе., Если я покажу вам сигналы транспортного светофора что будете делать?

В-ль: Почему?

(транспортный светофор регулирует движение только траспортных средств)

(играем 3-4 раза).

В-ль: Умнички! Так для чего нам на проезжей части нужен светофор?

(регулирует движение и помогает безопасно перейти проезжую часть, если следовать его командам).

В-ль: Запомните это хорошо и никогда не забывайте.

Аппликация « Автобус».

Программное содержание: закреплять название деталей автобуса (кузов, колеса, окна).Упражнять в изображении предмета из готовых форм путем наклеивания; ориентировании на листе бумаги. Закреплять навыки выполнения аппликации.

Наглядные пособия: образец, иллюстрация с изображением автобуса; индивидуальные наборы с заготовленными деталями на каждого ребенка для выполнения аппликации

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня наш друг Петрушка отправляется в гости к лесным зверятам. А давайте мы сделаем подарки для маленьких бельчат, волчат и зайчат. Я предлагаю подарить им яркие веселые автобусы, чтобы в следующий раз они все вместе могли приехать к нам в гости.

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный автобус у нас с вами получится. Из каких частей он состоит?

(кузов, окна, дверь, колеса)

В-ль: К какому виду транспортных средств относится автобус?

(пассажирское транспортное средство)

В-ль: Почему?

(он предназначен для перевозки большого количества пассажиров)

В-ль: Молодцы! Для работы нам понадобится: половина альбомного листа, кузов, 2 окошка, 2 колеса и дверь; клей-карандаш и клеенка.

Сначала мы приклеиваем в центр листа кузов. Колеса приклеиваем к нижнему краю кузова. В центре кузова расположим дверь. И в последнюю очередь приклеиваем окна.

(дети выполняют аппликацию).

В-ль: Поднимите, ребята, свои листочки. Посмотри, Петрушка, какой замечательный автобусный парк у нас получился. Сколько ярких и красивых автобусов мы подарим малышам – зверятам.

«Пешеходный переход».

Программное содержание: познакомить детей с дорожной разметкой «зебра», знаком « пешеходный переход»; продолжать вырабатывать навык безопасного поведения на проезжей части переходить только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора.

Наглядные пособия: макет проезжей части, знак Пешеходный переход

Ход занятия:

В-ль: Сегодня, ребята, мы с вами научимся правильно, безопасно переходить проезжую часть. Вы уже знаете, кто помогает нам в этом?

(светофор).

В-ль:Какой светофор регулирует движение пешеходов?

(пешеходный с двумя сигналами)

В-ль: На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть?

(только на разрешающий сигнал- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Молодцы! Правильно! Но оказывается, что на проезжей части есть еще подсказки, которые помогут вам безопасно перейти на другую сторону проезжей части. Это, ребята, дорожная разметка для пешеходов. Видите эти белые полоски? Это и есть пешеходный переход, именно по нему можно пересечь проезжую часть. Его еще называют « зеброй».Как вы думаете, почему?

(полоски похожи на окраску шкуры зебры).

В-ль: Рядом с этой разметкой всегда устанавливают вот такой дорожный знак.

(демонстрируется знак «Пешеходный переход»).

В-ль: Он обозначает, что в этом месте можно безопасно перейти проезжую часть.

Посмотрите на наш макет. Покажите разметку «зебра» и знак « Пешеходный переход».

(дети выполняют задание).

В-ль: Молодцы! А теперь давайте расставим фигурки пешеходов, которые переходят проезжую часть.

(дети расставляют).

В-ль: Молодцы! Вы замечательно справились! Теперь вы и другим сможете рассказать, как нужно правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Как?

(по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал светофора).

Молодцы, ребята!

« Кошкин дом. »

Программное содержание: познакомить детей с видами спецтранспорта. Формировать представление о назначении спецтранспорта (пожарный автомобиль едет тушить пожар, автомобиль скорой помощи- на помощь к заболевшему). Закреплять знания о спецслужбах и их назначении, запоминать номера экстренного вызова 02, 01, 03.

Наглядные пособия: набор кукол и декораций для сказки « Кошкин дом»; игрушки или иллюстрации автомобилей специального назначения- скорая, пожарная, полиция.

Предварительная работа: чтение и показ сказки « Кошкин дом», беседа о профессиях пожарного, полицейского, врача.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня Петрушка принес нам с вами телеграмму, её прислали котята из сказки « Кошкин дом». Давайте поскорее откроем её и прочтем, что же случилось. (воспитатель открывает телеграмму и читает)

В-ль: Вот что здесь написано: «Тили-бом, тили –бом, загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, лапку вывихнула…..Помогите нам, ребята! Нужно пожар потушить, кошке лапку полечить, хулиганов изловить, которые кошкин дом подожгли». Нужно помочь, ребята…Что же делать, как же быть? Как пожар нам потушить?

(нужно вызвать пожарных, чтобы они потушили пожар по телефону 01).

В-ль: Конечно, правильно, ребята. А вы знаете, у пожарных есть свой специальный автомобиль, на котором они выезжают на пожар, вот такой. Он так и называется- пожарный автомобиль.

В-ль: Посмотрите, какая он яркий, красный. А еще у него включается громкая сирена, чтобы другие водители пропускали его на дороге, когда пожарные едут тушить пожар. Ну с пожаром, вроде, разобрались. Пиши, Петрушка ответную телегамму, что нужно вызвать пожарных по телефону 01. Что же там еще случилось-то у них, ребята?

(кошка вывихнула лапку)

В-ль: Точно! Как же быть? Что нужно сделать, ребята?

(по телефону 03 вызвать скорую помощь, чтобы приехал врач и помог кошке)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Понял, Петрушка, как нужно действовать? А на чем приедет врач? А врач приедет на специальном автомобиле, который называется « Скорая помощь». Посмотрите на него внимательно.

(демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации).

В-ль: Видите, на всех автомобилях скорой помощи нарисован красный крест- это знак медицины. И так же, как у пожарного автомобиля, у «Скорой помощи» тоже есть звуковая сирена, которую слышат другие водители и пропускают скорую на дороге. Тогда скорая помощь без задержек приезжает

к больному, и врач оказывает ему необходимую медицинскую помощь. Так что пиши, Петрушка,- « Вызовите кошке скорую помощь». Ну как, все вопросы решили, Петрушка? Как не все? А что же еще осталось? Ребята, о чем еще просили котята?

(помочь им разыскать и задержать хулиганов, которые подожгли кошкин дом).

В-ль: Куда же теперь нам обратиться, ребята? Кто может нам помочь?

(нужно обратиться в полицию, позвонить по номеру 02)

В-ль: Конечно! Молодцы, ребята! Ведь полицейские следят за порядком и ловят преступников и хулиганов. А знаете, ребята, у полицейских тоже есть свой специальный автомобиль. Вот такой. (демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации). Видите, на нём изображена символика полиции. Такой автомобиль ни с каким другим не перепутаешь. Пиши, Петрушка, пусть вызывают полицию по телефону 02. Написал? Теперь отправим телеграмму котятам, ты отнеси её на почту. А мы с ребятами повторим, с какими видами спецтранспорта мы сегодня познакомились?

(пожарный автомобиль, автомобиль скорой помощи и полицейский автомобиль)

В-ль: Замечательно. А расскажите мне, в каких случаях эти служебные автомобили нужно вызывать? Когда они приезжают?

(пожарная- тушить пожар, скорая помощь- едет к больному, а полиция- искать или задерживать преступников)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Запомните номера телефона спецслужб. Вы всегда можете им позвонить и они помогут, если случится беда. Пожарная служба- 01, скорая- 03, полиция- 02.

«Я — пешеход».

Программное содержание: учить правилам поведения на проезжей части(быть внимательным, остановиться и посмотреть по сторонам, прежде чем переходить; крепко держать взрослого за руку, переходить проезжую часть только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора).

Наглядность: Медаль на каждого ребенка « Я- пешеход».

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, наш Петрушка отправляется в гости к куклам. По дороге ему предстоит перейти проезжую часть. Давайте –ка проверим, а запомнил ли наш Петрушка правила безопасного поведения. Скажи нам, Петрушка, что нужно сделать прежде, чем начать переходить проезжую часть? Не знаешь? Может ребята тебе подскажут?

(Нужно остановиться и внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: Конечно. А скажи-ка нам, Петрушка, а в каком месте можно переходить проезжую часть?

(Петрушка отвечает, что в любом и на любой сигнал светофора)

В-ль: Правильно, ребята? Конечно нет!! Так переходить проезжую часть ни в коем случае нельзя. А как нужно?

(нужно переходить проезжую часть только по « зебере» и только на разрешающий сигнал светофора- зеленый шагающий человечек)

В-ль: А почему нужно обязательно соблюдать эти правила?

(потому что автомобиль едет очень быстро и сразу остановиться не сможет)

В-ль: Ну и как же нам тебя отпускать одного? Ты же все правила, которые мы учили, позабыл. Если тебе очень нужно, то попроси взрослого проводить тебя, маму или папу. А когда будешь переходить проезжую часть, взрослого держи за руку очень крепко. Понял, Петрушка?

В-ль: А мы с ребятами еще раз повторим для тебя правила безопасного перехода проезжей части. Что нужно сделать прежде, чем начать переходить дорогу?

(нужно внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: А в каком месте и на какой сигнал светофора можно переходить?

(только по пешеходному переходу и на разрешающий сигнал светофора- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Какие вы молодцы! За то,что вы отлично знаете правила поведения пешехода на дороге, я сегодня награждаю всех вас Особым знаком- знаком « Я –пешеход».

(дети получают медали)

В-ль: А ты, Петрушка, когда запомнишь правила дорожного движения, тоже получишь такую медаль. А сейчас отправляйся в гости, но помни все правила, которые мы сегодня тебе рассказали.

«Коллективная работа «Наш светофор».

Программное содержание: повторить и закрепить предназначение светофора, виды светофоров и значения их сигналов. Учить работать вместе, сообща. Закреплять навыки безопасного поведения на дороге.

Наглядные пособия: иллюстрация с изображением светофора.

Оборудование: заготовленные основы светофора (2 прямоугольные призмы); набор кругов для сигналов светофора; аппликации транспортного и пешеходного светофоров с синим, коричневым и желтым сигнальными окошечками., с окошечками синего шагающего человечка и стоящего зеленого.

Предварительная работа: чтение стихотворения « Светофор».

Ход занятия:

В-ль: Ребята, к нам в гости сегодня снова пришел Петрушка. Поздоровайтесь с ним.

В-ль: А что это у тебя, Петрушка? Ребята, что это такое?

(демонстрация светофор с неправильными цветовыми окошками)

В-ль: Ребята, напомните, пожалуйста, для чего нужен светофор?

(он регулирует движение транспортных средств и пешеходов на дороге).

В-ль: Ребята, посмотрите, правильно ли Петрушка сделал светофоры?

В-ль: Почему неправильно?

(перепутал сигналы)

В-ль: А какие цвета у сигналов транспортного светофора?

(красный, желтый и зеленый).

В-ль: Что они означают?

(красный- запрещает движение, желтый- внимание, зеленый- разрешает движение транспортных средств).

В-ль: А у пешеходного светофора?

(зеленый шагающий человечек и стоящий красный)

В-ль: Что они означают?

(зеленый шагающий человечек — разрешает движение пешеходов, а красный стоящий- запрещает)

В-ль: Молодцы, ребята!!! А ты, Петрушка, не огорчайся. Сейчас мы все вместе изготовим правильные светофоры. У меня есть вот такие заготовки для светофоров. Нам с вами остается только приклеить ему глазки- сигналы.

(вместе с детьми приклеиваются заготовленные круги).

В-ль: Посмотрите, какой замечательные светофоры у нас получились!! Давайте поставим их в нашем уголке дорожного движения. А ты, Петрушка, запомни, какие у светофора есть сигналы и что они означают..

« Коллаж «Улицы моего города».

Программное содержание: обощить и закрепить знания детей о безопасности при переходе проезжей части, полученные в течении года; выявить уровень усвоенности материала. Продолжать работу по формированию навыка безопасного поведения на проезжей части.

Предварительная работа: затонировать ватман.

Оборудование: Затонированный ватман; силуэты транспортных средств, деревьев, пешеходов, светофоров, знака « пешеходный переход», клей- карандаш (по количеству детей).

Ход занятия:

1.​ В-ль:Ребята, сегодня Петрушка приготовил для вас сюрприз. Это коллаж, картина, где на раскрашенном фоне приклеиваются силуэты различных предметов. Петрушка приготовил фон, а фигурки наклеить не успел. Давайте вместе закончим эту картину. Посмотрите,ребята, что же хотел изобразить Петрушка?

(улицу нашего города)

В-ль: А что нужно поместить на нашу улицу? Что должно на ней находиться?

(дома, деревья, тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства)

В-ль: Давайте вспомним, какие бывают транспортные средства?

(грузовые, пассажирские, легковые)

В-ль: Молодцы! Покажите мне, где нужно расположить дома и деревья?

Давайте их приклеим.

(приклеить фигурки пешеходов дома и деревья)

В-ль: А куда мы можем приклеить фигурки пешеходов?

(на тротуар, т.к. люди передвигаются по тротуарам)

В-ль: А для чего предназначена проезжая часть?

(для движения транспортных средств)

В-ль: Значит, фигуры транспортных средств мы можем поместить на проезжую часть. Покажите мне её на нашей картине.

(1-2 ребенка показывают).

В-ль: Возьмите фигурки транспортных средств, назовите их и поместите их на проезжую часть.

(дети называют вид выбранного транспортного средства и приклеивают их силуэты на проезжую часть).

В-ль: Ребята, расскажите Петрушке, могут ли пешеходы перемещаться по проезжей части?

(да, когда переходят с одной стороны улицы на другую)

В-ль: Правильно! Но какое правило нужно обязательно выполнять для безопасного перехода проезжей части?

(переходить дорогу только по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал сигнал светофора)

В-ль: А что помогает нам узнать, где на дороге находится пешеходный переход?

(разметка «зебра» и знак « пешеходный переход»)

В-ль: Найдите на нашей картине разметку «зебра» и приклейте рядом знак « пешеходный переход» и фигурки пешеходов на разметку.

(дети приклеивают)

В-ль: Ребята,а Петрушка не понял, что такое « разрешающий сигнал светофора сигнал светофора». Расскажите, что такое светофор и для чего он нужен на проезжей части.

(светофор это прибор, который регулирует движение пешеходов и транспорта. Транспортный светофор имеет 3 сигнала, красный- стоять, желтый- приготовиться, зеленый — разрешает движение. Пешеходный светофор имеет два сигнала; зеленый шагающий человечек разрешает движение, красный стоящий- запрещает)

В-ль: Какие вы молодцы! Давайте поместим светофоры на наш коллаж.

(дети приклеивают).

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный коллаж у нас получился.

Подготовила воспитатель старшей группы №10 "Зайчики"

Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте, правила перехода дороги по пешеходному переходу, закреплять значение цветов светофора, развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД, формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, формировать желание соблюдать правила дорожного движения , закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар, закрепить в речи названия дорожных знаков.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ : дорожные знаки, круги красного, желтого, зеленого цветов, костюмы ДПС, светофора, записи музыки, мультимедийная установка

Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Интегрирование образовательных областей: «Безопасность «Познание» «Социализация» «Коммуникация». «Чтение художественной литературы».

Ход НОД:

Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, слушают и выполняют задание воспитателя.

Дети, мы живём с вами в большом, красивом городе, с широкими улицами, большими домами. По дорогам движется много легковых и грузовых автомобилей, автобусов. И никто никому не мешает. Как вы думаете, почему? (Нам помогают дорожные знаки. Это потому, что есть чёткие и строгие правила и знаки для водителей и пешеходов).

Я всегда так переживаю за вас, чтобы вы благополучно добрались до детского сада.

А как вы добираетесь в детский сад?

Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?

Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?

Встаньте те, кого сегодня привела мама?

Встаньте те, кого сегодня привел папа?

Посмотрите, ребята, сейчас вы все сидите, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе со взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.

Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (ответы детей). Правильно, это - правила дорожного движения.

Покажите мне, как вы знаете и соблюдаете правила дорожного движения, чтобы я была уверенна, что вы благополучно доберетесь до детского сада.

Сначала представим, что мы едим на машине, как Дима. Тогда по ПДД мы будет кем?

(Пассажирами). Какие правила мы должны соблюдать? (Пристегнуть ремни безопасности, не отвлекать водителя).

Хорошо, а какой помощник есть у водителя, который иногда встречается ему в дороге и помогает ему соблюдать ПДД. (Светофор)

Послушайте, какую сказку я вам расскажу.

«Сказка о заветных огоньках»

Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Красный огонек: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Желтый огонек: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Зеленый огонек: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:

Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор? (да, чтобы не было аварий и т.д.)

А давайте немного поиграем. По считалке выберем того, кто из вас будет светофором. (Воспитатель надевает ребенку костюм светофора, дает в руки круги с цветами сигналов светофора)

Физминутка «Сигналы светофора»

Правила игры: когда вы видите зеленый сигнал светофора (демонстрируется зеленый круг диаметром 10см), вы маршируете на месте, когда желтый (демонстрируется желтый круг диаметром 10см) – хлопаете в ладоши, когда красный (демонстрируется красный круг диаметром 10см) – стоите неподвижно.

Молодцы, справились с заданием.

Здесь я за вас спокойна.

А вот если вы будете добираться на автобусе?

Какие тогда нужно ему соблюдать правила? Вот, например, помните, мы читали с вами Э.Успенского «Крокодил Гена» и там была такая вредная старушка. Забыла, как ее звали? Шапокляк. Так вот однажды она решила проехаться на автобусе, так знаете, как она там себя вела? Вот что она рассказывает:

Ой, я так люблю, так люблю кататься на автобусе. Послушайте, послушайте, я хочу рассказать вам, как я это делаю. Я подбегаю к автобусу, всех расталкиваю, врываюсь в салон и забираюсь на первое место. Потом всех пинаю ногами, хватаю за шарфы, сдёргиваю шапки, встаю ногами на сидение, смотрю в окно! Ох, и весело же. Все начинают шуметь, возмущаться, а мне хорошо!

Ребята. А вы хотели бы оказаться в одном автобусе с Шапокляк? (Нет).

Ой, мне так захотелось прокатиться на автобусе, давайте прокатимся. Железнова «Автобус». А сейчас мы поиграем в игру «Когда мы пассажиры».

Кого мы называем пассажирами? (ответы детей). Миша будет нашим водителем, он сядет впереди. Значит, мы - пассажиры и ждем на остановке автобус. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали!

А расскажите тогда, как правильно вести себя в автобусе, чтобы быть культурным пассажиром.

Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. А разговаривать во время движения с водителем можно?

Дети: нет!

Воспитатель: Почему?

Дети: Нельзя отвлекать водителя разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.

Воспитатель: А можно высовываться из окна автобуса?

Дети: Нельзя, это опасно.

Воспитатель: А можно, ли ходить во время движения автобуса?

Дети: Нельзя, можно упасть.

Ведущая: А можно ли громко разговаривать в автобусе?

Дети: Нет, это будет мешать другим пассажирам.

Здорово покатались!

Здесь я тоже спокойна за вас. Ну а теперь давайте представим, что мы идем до детского сада пешком. Кто мы? (пешеходы).

Сейчас мы с вами вспомним правила дорожного движения для пешеходов.

Правило 1. Слайд 2

Дорога только для машин”

Обратите внимание, какое большое количество машин на проезжей части.

Вот на улицу выходим,
И к дороге мы подходим,
По асфальту шуршат шины,
Едут разные машины.

По дороге не идти, не бежать, не играть не разрешается. Дорогу можно только переходить в указанном месте.

Правило 2. Слайд 3

Иди только по тротуару”
Тротуар для пешеходов,
Здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога,
Пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару
Без забот могли идти!

Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идете по тротуару? (Придерживаться правой стороны, не толкать других пешеходов)

Правило 3. Слайд 4.

Не беги через дорогу”

- Скажите, разве нельзя бежать через дорогу. Что может случиться?

-Сейчас мы с вами еще раз повторим правила перехода проезжей части.

Правило 4. Слайд 5.

Переход проезжей части”

Расскажите, как вы переходите проезжую часть?

1.Всегда смотри налево.

2. Затем смотри направо.

3. Чтоб спокойно перейти, еще налево посмотри и прислушайся.

4. А сейчас вперед иди.

Правило 5. Слайд 6.

Будь внимательным!”

Разве можно так, подружки!
Где ваши глаза и ушки!
От такого поведенья
Может быть немало бед:
Ведь дорога не для чтенья
И не место для бесед!

- Для чего нужно быть внимательным на дороге?

Правило 6. Слайд 7.

Берегите свою жизнь”

Не цепляйтесь к автобусу сзади, ребята,
Не катайтесь за ним – рисковать вам не надо!
Вдруг сорветесь – и может беда приключиться:
Под соседней машиной легко очутиться

- Что еще нельзя делать на дороге?

- Скажите, где разрешено детям играть.

Здорово. Вот только я сомневаюсь, все ли правильно переходят дорогу по пешеходному переходу. Давайте проверим.

Игра «Пешеходный переход»

Раскладывается пешеходный переход, дети разуваются. Переходят парами. Один из них взрослый, другой ребенок.

Проверять правильно ли переходят дорогу будет Кирилл. (Одеваем форму инспектора ДПС, даем жезл, свисток). Если неправильно, свисти, тормози жезлом регулировщика.

Молодцы, теперь я знаю, что все вы умеете переходить дорогу.

Ну а теперь давайте закрепим правила дорожного движения.

Игра с мячом.

Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

- По дороге кто идет? Пешеход.

- Кто машину ведет? Водитель.

- Сколько глаз у светофора? Три глаза.

-Если красный “глаз” горит, то о чем он говорит? Подожди.

- Если зеленый “глаз” горит, то о чем он говорит? Можете идти.

- Идут наши ножки… По пешеходной дорожке.

- Где мы автобус ждем? На остановке.

- Где играем в прятки? На детской площадке.

Здорово! На все вопросы ответили правильно.

Можно присесть на стульчики

В подарок за ваши знания я вам обещала открыть волшебный чемоданчик. Давайте уж откроем его побыстрее. Что там (Дорожные знаки). Давайте их назовем.

Молодцы!

Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (ответы детей). Правильно, это - правила дорожного движения. Что мы с вами говорим о правилах дорожного движения?

Хором:

«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,

Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»

В конце НОД предложить детям настольные игры: «Светофор», лото «Водитель – пешеход», «Внимание дорога».

Проект «Безопасная дорога для тебя и для меня» как одна из форм работы с родителями при реализации ФГОС

Богатова Оксана Николаевна - воспитатель, МКДОУ "Детский сад №94" г.Дзержинск Нижегородской области.
Описание: проект познакомит детей с правилами дорожного движения и закрепит навыки поведения на дороге.
Назначение: проект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада и учителям начальных классов.
Как одну из современных форм работы с семьёй при реализации ФГОС я представляю вам опыт работы с родителями в процессе реализации проекта « Безопасная дорога для тебя и для меня».
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Совершая очередную целевую прогулку в библиотеку, я обратила внимание, что наши дети не достаточно ориентируются в практических навыках поведения на дороге. А также из бесед выяснила, что не все дети знают о правилах дорожного движения, некоторые не умеют анализировать свои поступки и поступки других людей, многие не ориентируются в дорожных знаках.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В тесном сотрудничестве с родителями мной был разработан и представлен проект по теме «Безопасная дорога для тебя и для меня».
Актуальность
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами.
Тип проекта: тематический, краткосрочный (1 месяц)
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители группы.
Цель:
формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице.
Задачи:
1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
5.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Ожидаемый результат
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Умение детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.
Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.

Проект состоит из четырёх основных этапов.
Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и в транспорте. Будет создана предметно-развивающая среда, подобрана методическая литература. Дети будут знать дорожные знаки, а главное будет формироваться привычка соблюдать правила дорожного движения.
На подготовительном этапе решалась проблема: как рассказать детям о ПДД? Как такую серьёзную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и ориентировать на использование её в различных ситуациях. Прежде чем начинать работу по проекту, мне самой необходимо было знать и соблюдать ПДД, поэтому я на данном этапе изучила специальную литературу по теме; закрепила знания основных правил дорожного движения, провела диагностику знаний и навыков детей и анкетирование родителей по вопросам соблюдения ПДД, что помогло определить формы совместной деятельности с детьми.
Формы совместной деятельности с детьми
НОД; продуктивная деятельность; игровая деятельность; чтение художественной литературы;методическая литература и информационные буклеты для родителей;целевые прогулки, экскурсии, наблюдения; развлечения и досуги.





Непосредственно образовательная деятельность затрагивала все образовательные области.
Основной этап – это реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.

Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта.

Познавательные занятия:«Правила дорожные знать каждому положено», рисование «На улицах города», «Транспорт на улицах города»; «Дорожная азбука».


Целевые экскурсии, наблюдения:Библиотека, Пешеходный переход, Дорожные знаки на улицах города, Мы пешеходы, На перекрёстке, Остановка общественного транспорта.
Беседы:Как переходить улицу, Правила поведения на дороге, Виды транспорта, Какие бывают машины, Как вести себя в транспорте.
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры:Внимание дорога, Назови машину, Подумай – отгадай, Дорожные знаки, Разрешено – запрещено, Юный автомобилист.


Регулировщик, Водитель автобуса, Случай на дороге (оказание первой помощи), Шиномонтаж.
Художественная литература, видеотека: Я.Пишумова «Я сижу в машине», В.Берестов «Про машину», В.Семерин «Держись дорожных правил строго» Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», пословицы, загадки. Мультфильм «Азбука безопасности» из серии «Смешарики», из серии мультфильмов «Лунтик».
Рассматривание:Альбомы «Дорожные знаки», плакаты по ПДД.


Практическая работа:Изготовление настольной игры «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка.
Подвижные игры, упражнения и гимнастики:Воробушки и автомобиль, Стой – иди, Сигналы светофора, Поезд, Автобус.
Утренники, развлечения: Незнайка и светофор, Наш друг - Весёлый светофор.
Работа с родителями: -анкетирование по вопросам соблюдения ПДД,
-экскурсия по улицам города, памятки,
- беседы по вопросам ПДД,
- изготовление маршрутов движения «Дом – детский сад»,
- деловая игра,
- изготовление фотоотчетов, выпуск стенгазеты,
- участие в обогащении предметно-развивающей среды.




Вся работа велась в тесном взаимодействии с учителем-логопедом и в соответствии с лексическими темами "Наш город" и "Транспорт":
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- пальчиковая гимнастика –расскажи стихи руками:
- развитие монологической речи при описании картин и иллюстраций («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.);
- наблюдения на экскурсиях;
- беседы;
- разучивание стихотворений, чтение рассказов;
- решение проблемных ситуаций.



Взаимодействие с учреждениями социума: прогулка на игровую площадку парка «Радуга», посещение библиотеки, встреча родителей с инспектором ДПС.
Здесь представлена образовательная деятельность в режимных моментах. Целевые экскурсии, наблюдения: Библиотека, Пешеходный переход, Дорожные знаки на улицах города, Мы пешеходы, На перекрёстке, Остановка общественного транспорта. Дидактические игры: Внимание дорога, Назови машину, Подумай – отгадай, Дорожные знаки, Разрешено – запрещено, Юный автомобилист.Сюжетно-ролевые игры: Регулировщик, Водитель автобуса, Случай на дороге (оказание первой помощи), Шиномонтаж.
Целевая прогулка, Сюжетно-ролевая игра на дорожной разметке.


Совместная продуктивная деятельность : Изготовление настольной игры «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка.


К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу, но это не так, ведь целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том числе и манера поведения на дорогах города.
Поэтому, изучив методические рекомендации по информированию родителей по вопросу введения ФГОС, я выделила наиболее эффективные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников. Основываясь на этих формах мы вместе с родителями разработали и провели следующие мероприятия.
Экскурсия «Дорожные знаки на улицах нашего города»



Сюжетно-ролевая игра с участием родителей.


Фотоакция «Здоровье и жизнь детей в наших руках»

Рисование совместно с родителями схем маршрутов движения «Я иду в детский сад»

Заключительный этап

представляет собой итог работы по реализации проекта.
Фотовыставка «По дороге в детский сад»
Фотовыставка «Я катаюсь во дворе»

Оформлены информационно ознакомительные папки-передвижки, листовки, стенды.
Итоговое мероприятие - "Наш друг - Весёлый светофор"




Статья предназначена для педагогов и родителей, так как именно от них зависит безопасность детей на дороге и в жизни.

Актуальность: Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.

Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на уровне государства.

Обучение младших и старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

Разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

  • В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеются уголки безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Воспитатели собирают дидактический материал, изготавливают разнообразные развивающие игры, организуют совместную деятельность (развлечения, в которых участвуют дети с родителями, экскурсии, тематические беседы).

В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

В уголках по ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.

Поэтому в этих группах содержание материала более сложное: в уголках ПДД имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, остановки транспорта и т.д. Дети знакомятся с понятием "многополосное движение", "островок безопасности", со средствами регулирования движения на дороге. Нужно отметить, что обучение ПДД происходит в разных видах совместной деятельности воспитанников и педагогов, в проведении образовательной деятельности в областях "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Музыка".

В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в ДОУ имеется макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, макеты домов. Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

В помощь воспитателям для организации обучения детей ПДД имеется учебно-методический комплекс: демонстрационный и дидактический материал, картотеки игр, конспекты занятий, загадок, стихотворений, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения согласно возрасту детей.

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организуем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники.

Есть хорошая традиция в начале учебного года организовывать конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения". В этом конкурсе есть обязательное требование - участие родителей.

Подобные мероприятия важны, ведь дети и родители при участии в них выступают одной командой, а иногда дети становятся учителями своих родителей. Ведь многие родители до сих пор не задумываются о проблеме детской безопасности на дороге.

Привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается правил:

  • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
  • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
  • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.

Родителям младших дошкольников:

  • Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
  • Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
  • Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
  • Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
  • Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
  • Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.

В этом возрасте ребенок должен знать:

  • На дорогу выходить нельзя.
  • Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
  • Вырываться нельзя.
  • Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
  • Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
  • Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
  • Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
  • Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
  • Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.

Родителям старших дошкольников:

  • Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
  • Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
  • По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.

В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:

  • Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
  • Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
  • Дорогу нужно переходить только шагом.
  • Надо подчиняться сигналам светофора.
  • В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
  • Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
  • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.

Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

Уроки дорожной безопасности для родителей

Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".

Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.

Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.

Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.

Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.

Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!

Список литературы

  1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
  2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
  3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г.
  4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г.
  5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
  6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г.
  7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности. Организация занятий по правилам дорожного движения с детьми является основой приобретения теоретических знаний и формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Новизна данной программы состоит в том, что воспитанникам предлагается в развивающих игровых формах с использованием инновационных компьютерных технологий изучение правил дорожного движения, что способствует заинтересованности детей не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя в дорожной среде.

Концептуальные основы программы:

  • Сохранение жизни и здоровья дошкольника в транспортной среде, на дорогах.
  • Снижение уровня транспортного травматизма.
  • Формирование личностной компетентности участника дорожного движения, подготовка к безопасной жизни и деятельности в этой среде .

Цель программы : подготовка детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучение ПДД, а также воспитание правопослушного и безопасного поведения на дороге с учѐтом обеспечения не только своей безопасности, но и безопасности окружающих с использование инновационных компьютерных технологий.

Приложение 1. Программа «Добрая дорога детства» в ДОУ.

Приложение 2. Приложение по работе с детьми.