Арт - терапия для пожилых людей. Польза арт терапии для пожилых людей (занятия ритмическими упражнениями и творчеством)

анна основа

Арт-терапия представляет собой способ лечения, при котором лечение пациента происходит посредством приобщения к творчеству. Главное преимущество такого лечения — исцеление происходит не за счет приема медикаментозных препаратов, а за счет искусства. Арт-терапия как мягкий вид лечения психологических отклонений способен воздействовать на психику человека, поскольку неожиданное для человека занятие творчеством помогает выражению внутренних переживаний. Пациент снова обретает внутреннее «Я».

Врач при лечении пациента арт-терапией назначает на свое усмотрение разнообразные видами творчества: от рисования, создания коллажей или собирания мозаик, и до занятия танцами и игрой на музыкальных инструментах. Благодаря арт-терапии человек отвлекается от тяжелых внутренних переживаний. Занимаясь такими неторопливыми, успокаивающими занятиями, человек вновь находит гармонию с собой и мыслями, а психическое состояние определенно улучшается.

Результаты арт-терапии особенно проявляются при лечении людей, переживших сильный стресс, например попавших в автомобильные аварии. Таким людям сложно рассказывать о пережитых событиях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Арт-терапия помогает таким людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими людьми.

Арт-терапия: раскраски-антистресс

Во всех книжных магазинах встречаются раскраски с симметричным либо повторяющимся узором, иначе они называются «раскраски-антистресс». Они как раз – простой способ арт-терапии, поскольку не требуют каких-либо специальных навыков у пациента. Человек, сосредотачиваясь на раскрашивании такого рисунка, достигает состояния медитации. Главной задачей является не раскрашивание рисунка. Сам процесс рисования помогает достичь необходимого эффекта.

Плюсами арт-терапии с помощью раскрасок являются:

1) Такие раскраски можно приобрести во всех магазинах;

2) Минимальные финансовые затраты;

3) Раскрашивать раскраски-антистресс можно где угодно (в отличие от занятий танцами);

4) Они подходят всем пациентам, независимо от вида заболевания;

5) Людям без психологических заболеваний, раскрашивание тоже принесет положительный эффект.

В России в августе 2015 года стартовала серия журнала «Арт-терапия», разработанная специально для людей, регулярно занимающихся арт-терапией.

Арт-терапия для пожилых людей

Пожилые люди после выхода на пенсию теряют смысл жизни: работать уже нельзя, а свободного времени появляется много. В результате каждый второй из них способен впасть в депрессию, вследствие чего развиваются психологические заболевания, присущие людям преклонного возраста. Чтобы не допустить подобного, врачами рекомендуется арт-терапия для пожилых людей.

В Европе популярны кружки для пожилых людей, которые были созданы с целью объединения одиноких пожилых людей. Через совместное взаимодействие в процессе творчества происходит положительная динамика психологического состояния стариков.

В 21 веке подобные кружки появились в России. В этих заведениях пенсионеры занимаются такими видами творчества, как:

Пение (улучшает память и укрепляет дыхательную систему);

Лепка из глины, пластилина или теста (полезна для внимания);

Рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, шитье, скрапбукинг (улучшает память);

Рисование (развивает мелкую моторику);

Танцы (становится лучше чувство равновесия, что предотвращает дальнейшие сильные падения).

Занимаются с пенсионерами волонтеры или специально обученные люди. Занятия чаще всего проходят на свежем воздухе – в парке или на берегу реки.

Методы арт-терапии

1. Изотерапия

Изотерапия – это метод выражения чувств и эмоций через рисунок. Она – самый распространенный метод арт-терапии. Рисунок должен выполняться красками. Врачи рекомендуют использовать краски различного вида: акварель, гуашь, пальчиковые, масляные или даже использовать вместо красок кофейную гущу. Понадобиться палитра для смешивания красок, бумага стандартных форматов (А4 или А5), предпочтительно акварельная. Кисти используются любые. В рисунке можно чередовать фломастеры и карандаши.

2. Фототерапия

Данный метод арт-терапии применяется психологами достаточно часто. Фотографии вызывают у человека воспоминания и ассоциации, которые способны восстановить память, справиться со стрессом, повысить уверенность в себе или улучшить отношения в семье и с близкими людьми. К врачу человек приносит фотографии из своего личного архива: с друзьями, семьей, животными или значимыми событиями в своей жизни. Врач внимательно следит за реакцией пациента и дает ему свои рекомендации. Фототерапия позволяет пациенту посмотреть на ситуацию под разными углами зрения и сделать определенные выводы. Врач натолкнет пациента на правильный с его точки зрения выход из проблемы.

3. Сказкотерапия

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Такой метод применяется в основном для детей, поскольку им проще воспринимать реальный мир через выдуманный. Если ребенку вовремя рассказать правильную сказку, проведя параллели, например с животными, то на подсознании он спроецирует произведение на свою ситуацию. Это позволит ему раскрыться и отвлечься от своей проблемы.

4. Песочная терапия

Заключается в создании картин либо лепки фигурок с помощью песка. При взаимодействии с песком у пациентов развивается мелкая моторика пальцев, что хорошо влияет на общее состояние организма в целом.

5. Лепка из глины или пластилина

Глина и пластилин используются в арт-терапии. Для взрослых или подростков больше всего подходит глина, а для детей – пластилин. Лепка как метод арт-терапии помогает налаживанию отношений между родителями и детьми. Из глины лепят образы, которые олицетворяют проблему пациента: чувства, настроение, предмет проблемы или болезнь. Образы в процессе лепки трансформируются в другие, что позволяет в дальнейшем решить проблему. Арт-терапия с помощью пластилина лучше визуализирует образы, поскольку пластилин бывает разных оттенков, а определенные цвета вызывают у человека свои чувства и ассоциации. Арт-терапия с цветным пластилином благодаря этому становится эффективнее, чем с глиной.

Арт-терапия в работе с детьми

Восприятие мира ребенком происходит через определенные образы, поэтому дети активно занимаются творчеством, читают сказки и играют. Дети лучше воспринимают мир через образы, нежели взрослые, поэтому арт-терапия эффективна при работе с детьми. Они чувствуют себя комфортно, несмотря на те психологические приемы, которые применяет врач.

В отличие от взрослых, дети не стесняются заниматься творчеством и делают это с удовольствием.

Врачи выделяют следующие плюсы в арт-терапии в работе с детьми:

1) Ребенок получает удовольствие от процесса;

2) Не обязательно обладать специальными художественными навыками;

3) Совместное рисование/пение/лепка с другими детьми развивает навыки общения и в дальнейшем у ребенка не возникает проблем с взаимодействием с другими людьми в социуме;

4) Арт-терапия выявляет творческие способности у ребенка;

5) Развиваются внимание, мышление.

У ребенка тогда формируется представление о том, что необходимо доводить начатое дело до конца. Это сделает ребенка более терпеливым и усидчивым.

Арт-терапия для беременных

Беременность это самый ожидаемый жизненный этап каждой девушки или женщины. Из-за изменения гормонального фона, психическое состояние беременной женщины находится в шатком состоянии. Иногда состояние настолько уязвимо, что может повлечь депрессию или нервные срывы. Страх перед родами накладывает также существенный отпечаток на настроении женщины. Психологи рекомендуют прибегать к арт-терапии для беременных.

Многие курсы для беременных включают в свою программу арт-терапию. Если женщина ранее не занималась творчеством, то ей лучше будет начать это делать в группе и под руководством профессионалов. В противном случае женщина, начавшая занятия самостоятельно, в случае неудачи способна нанести вред своему здоровью. Каждый человек, начинающий реализовываться новым делом, расстраивается, когда у него что-либо не получается. В случае с расстройство окажется скорее всего серьезным.

Занятия арт-терапией рекомендованы не только для беременных женщин, но и для молодых мамочек. После рождения ребенка жизнь превращается в рутину, поэтому молодой маме будет полезно отвлекаться от повседневных дел на шитье, вязание или другое рукоделие. Таким образом, женщина не только не будет уставать, но и будет отдыхать эмоционально от новой роли.

Арт-терапия: книги

Понять тонкости арт-терапии невозможно без прочтения специальной литературы. Арт-терапия – мощное средство, воздействующее на психику человека, поэтому к применению арт-терапии необходимо подходить с осторожностью и внимательностью. Неправильное применение психологических приемов способно нанести вред здоровью. Для полного и подробного изучения возможностей арт-терапии можно приобрести специальные издания или найти их в «Интернете».

Все книги по арт-терапии делятся на 2 блока:

1) Книги, описывающие непосредственно сам процесс творчества. В них содержится описание различных видов творчества и их влияние на организм конкретного человека в зависимости от пола, возраста и психологического состояния. Можно самостоятельно определить метод арт-терапии, который подойдет конкретному человеку.

2) , описывающие арт-терапию как направление в психологии. Они больше подойдут для психологов и лиц, педагогов и иных людей, применяющих данное направление в своей работе. В этих трудах можно ознакомиться с данными научных исследований, статистической информацией, а также более углублено изучить воздействие творческого процесса на организм человека.

Оба эти направления книг по арт-терапии будут полезны для людей разных профессий и возрастов.

8 февраля 2014

Не стоит думать, что после 60 лет начинается старость - творчество может стать отличным стимулом для нового витка жизни.

Ученые давно выяснили, что творческая активность дарит пожилым людям самое важное - жизненные силы и желание жить. Для человека, занимающегося любимым делом, не существует возраста. Увлечение интересным занятием помогает пожилым людям с пользой проводить время, не думать о плохом и - главное - сохранять на достойном уровне интеллектуальную и физическую форму. А потому специалисты сходятся во мнении, что творчество является одним из секретов долгой жизни .

Пенсионная болезнь

Ни для кого не секрет, что после выхода на пенсию многие пожилые люди теряют жизненный ориентир, остаются один на один со своими трудностями. Так происходит потому, что они не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в интеллектуальном смысле занятием.

В медицине существует даже специальный термин «пенсионная болезнь», когда у ранее здорового человека, привыкшего к размеренной, постоянной трудовой деятельности, быстро развивается ряд болезненных состояний. К примеру, начинает беспокоить бессонница , появляется беспричинная утомляемость, повышается нервная раздражительность, падает моральный дух и обостряются хронические заболевания. Человек оказывается наедине со своими страхами, ощущает острую нехватку общения, жизнь кажется ему бесцельной.

Хобби как эликсир молодости

В то время пенсионеры, ведущие активную социальную жизнь и занимающиеся творчеством, дольше остаются молодыми и здоровыми. Уровень их жизни качественно повышается. Последние исследования ученых доказывают, что занятие любимым делом становится своего рода адаптацией к новым условиям жизни, способом психологической реабилитации пожилых людей.

Арт-терапия

В Европе успешно функционируют специальные кружки и школы для творческого развития пожилых людей. В них практикуются основы арт-терапии (особого направления психологии, где диагностика и лечение заболеваний происходит с помощью творчества). С недавних пор подобные заведения появились и в России: многие люди пенсионного возраста получили возможность начать жизнь с нового листа благодаря творческим занятиям, таким, как рукоделие, пение, литературная и художественная деятельность и др.

Рукоделие

Эти виды творчества (батик, вязание, вышивание, бисероплетение, макраме, шитье, плетение кружев, лепка и др.) тренируют мелкую моторику: пальцы рук становятся более послушными и гибкими, - а также помогают поддерживать интеллектуальную активность.

Пение

Вокальные упражнения тренируют память, улучшают вентилируемость легких и всего дыхательного аппарата, поднимают настроение и блокируют приступы депрессии. Кроме того, регулярные занятия в хоре повышают уровень особых веществ - иммуноглобулина-А и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета. Правда, некоторые эксперты отмечают: регулярные занятия в хоре могут дать обратный для здоровья эффект, так как постоянно повышенный уровень кортизола провоцирует угнетение иммунитета, а пребывание в большом коллективе - это повышенная угроза заражения простудными заболеваниями.

Рисование

Это занятие дарит свободу самовыражения, помогает бороться со стрессом , избавляет от переживаний, успокаивает нервы. И опять же, тренирует мелкую моторику и память . Очень хорошо заниматься рисованием на свежем воздухе, например, на берегу реки или в лесу.

Танцы

Это не только развлечение, но и отличная возможность поддерживать тело в тонусе. Легкая физическая нагрузка в пожилом возрасте только полезна. Кроме того, у танцующих увеличивается скорость ходьбы, улучшается чувство равновесия, что помогает предотвратить получение серьезных травм в результате падений.

Творчество реально

Если оглянуться вокруг, можно найти немало пожилых людей, которые вовремя взяли себя в руки и нашли способ реализоваться в творчестве и активной социальной жизни. Взять хотя бы музыкальный коллектив «Бурановские бабушки», который завоевал серебряную медаль на международном конкурсе песни «Евровидение-2012». К слову сказать, средний возраст участниц фольклорной группы - 70 лет. Однако этот факт не помешал женщинам разучить песню на английском языке и блестяще исполнить ее.

Многие люди, выходя на пенсию, обретают новую жизнь: путешествуют, отдаются увлечениям и хобби, впервые начинают рисовать, петь, писать стихотворения.

Любовь Николаевна, 63 года: «Пока работаешь - много забот, дел, некогда сконцентрироваться на чем-то другом. А с выходом на пенсию все меняется. Много свободного времени - можно сосредоточиться на том, что всегда хотелось, но не было возможности. И тогда творческое начало просто прорывается: я так начала писать песни. Сначала рождались стихи, потом мелодии, так потихоньку все и завертелось. Мои знакомые увлеклись живописью - просто взяли кисточку и краски и решили попробовать. И вошли во вкус. Главное - в этом: вкус к жизни нельзя терять ни в каком возрасте. А обрести его заново всегда можно. Или начать что-то. Я вот никогда не думала, что буду писать стихи, выпускать книжки, участвовать в выставках. Надо просто не бояться вернуться в детство, когда творчество было повсюду».

Надежда Алексеевна, 60 лет : «Мне казалось, что я всю жизнь буду молодой, но пенсионный возраст подобрался как-то неожиданно. Я долго не могла смириться с тем, что буду получать “трудовую пенсию по старости”, ведь я чувствую себя еще молодой и довольно привлекательной женщиной. После увольнения с работы мне показалось, что жизнь остановилась. Появилось огромное количество свободного времени, которое совершенно некуда было деть. Я стала заметно хандрить: появились недомогания, обострились хронические заболевания. Меня спасли дети и друзья. Одни подарили маленькую внучку, другие - возможность заниматься творчеством. Мы вместе с подругами создали небольшой коллектив, в рамках которого помогаем организовывать праздники для пожилых людей - юбилеи, дни рождения, встречи ветеранов. Подбираем интересное музыкальное сопровождение, продумываем конкурсы и оформление залов: рисуем плакаты, надуваем воздушные шары, клеим стенгазеты. На недавний юбилей “мои девчонки” мне такую программу провели - любой тамада позавидовал бы! Плохие мысли сразу куда-то пропали, появилась утраченная легкость, я снова хочу танцевать, смеяться и радоваться жизни».

Гормон творчества

Не так давно ученые открыли особый гормон - дегидроэпиандростерон (ДГЭА). Гормон вырабатывается надпочечниками только у людей и человекоподобных обезьян. Он еще полностью не изучен, однако уже сейчас специалисты называют его «гормоном творчества». Исследования показали, что максимальное количество ДГЭА в крови наблюдается у эмбрионов, с возрастом же его концентрация уменьшается. В 70 лет уровень ДГЭА составляет лишь 10% от ранее наблюдаемых значений. До сих пор неизвестно, связано ли это со старением или же с другими физиологическими процессами. Парадоксально: у долгожителей уровень ДГЭА по-прежнему высок.

Достаточно одной таблетки?

Специалисты, отмечают, что не у всех людей уровень ДГЭА активно снижается с возрастом. У творческих людей 50 и более лет он может поддерживаться на том же уровне, который был у них и в 30, и в 40 лет.

Гормон выпускается в лекарственной форме, однако его прием может назначить только врач после определенных анализов . Кроме того, отсутствие опытов с участием добровольцев не позволяет делать стопроцентные выводы об абсолютной безвредности медицинских форм гормональных препаратов с ДГЭА.

Ренессанс мозга

Как работает целительная сила творчества? Медики утверждают, что при постановке творческой задачи активируется большое количество «лишних» зон мозга - тех, которые не использовались ранее, но которые необходимы для творчества. Одновременно активизируются и другие участки мозга, помогающие взбодрить не только сам этот орган, но и деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, гомеостаз организма, обмен веществ и прочие жизненно важные физиологические функции и системы.

При этом неважно, приступает ли человек к каким-то новым для себя занятиям или же пытается возродить былую умственную активность.

Сколько прожили знаменитые люди мира? Приведем некоторые примеры:

  • И. В. Мичурин прожил 80 лет;
  • Л. Н. Толстой - 82 года;
  • Вольтер - 84 года;
  • И. П. Павлов - 86 лет;
  • древнегреческий врач Гиппократ - 104 года;
  • Н. Д. Зелинский - 92 года.

«Умные живут дольше»

Научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева утверждала, что « именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда “умные живут дольше”. Оживает мозг, оживает и организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны».

Творчество не обещает нам бессмертия, но благодаря ему на активное долголетие мы вполне можем рассчитывать. И это уже весьма неплохо.

Эксперт: Наталья Долгополова, врач-терапевт
Наталья Карпова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Психолого - педагогические основы арт-терапии в работе с пожилыми людьми

В медицине существует термин - "пенсионная болезнь". Так называют развивающиеся болезненные состояния, которые возникают у ранее здоровых людей на фоне выхода на пенсию. Пожилые люди, привыкшее к размеренной трудовой деятельности, теряют жизненные ориентиры, страдают от нехватки общения, сталкиваются со своими страхами лицом к лицу. Все это провоцирует бессонницу, быструю утомляемость, нервозность и обострение хронических заболеваний.

Дело в том, что у работающего человека много дел и забот, а с выходом на пенсию появляется большое количество свободного времени. Для того чтобы возместить потерю профессиональной деятельности, можно сконцентрироваться на том, чем всегда хотелось заняться, но не хватало времени или открыть для себя что-то новое.

Специфика современных социокультурных условий заставляет учреждения социокультурной сферы серьёзно подумать о совершенствовании досуговой деятельности пожилых людей. В связи с этим встаёт вопрос об инновациях в этой сфере, так как именно они обеспечивают необратимое закономерное изменение и модернизацию социально-культурной деятельности, процесс в различных областях культуры.

Не так давно в России стали появляться кружки и школы, в которых практикуется, так называемая, арт-терапия с пожилыми людьми. Арт-терапия - это направление психологии, в котором диагностика и лечение происходит с помощью творчества. Учеными давно доказан тот факт, что благодаря творчеству у пожилых людей появляется жизненная энергия и желание жить. Интересные занятия не только помогают им с пользой проводить время, но и сохранять на весьма достойном уровне физическую и интеллектуальную форму. пенсия терапия утомляемость

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - область психологии и психотерапии, которая практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, а при правильном использовании дает потрясающие результаты. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.

Изучение арт-терапии началось в 20-е гг. прошлого столетия с фундаментальных работ Принцхорна, а активно развиваться как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Конкретные приемы терапии увлеченностью и творчеством возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического изучения воздействия творчества и культуры на человека. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания" в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии.

В арт-терапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Арт-терапия - сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной ее классификации.

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь человеку понять в чем заключается проблема, и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.

Цель арт-терапии в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания: помощь в адаптации, психокоррекции и реабилитации. Функциональное значение арт-терапии. Арт-терапия, как метод - безболезненна, практически не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами. Рисунок в арт-терапии - способ познания и особый вид коммуникации, техника, которая дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогает обходить цензуру сознания, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывает массу удовольствия у пожилых людей. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, внимание, память(когнитивные навыки), а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Поддержание когнитивных функций пожилых людей является важнейшим фактором нормального старения.

Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Арт-терапия предоставляет возможность человеку понять самого себя, помогает произвести изменения в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия пожилого человека.

Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и "зигзагами судьбы", умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, служит поддержанию ощущения цельности личности у пожилого человека.

Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение последнего в общественную жизнь. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний пожилого человека, что позволяет их использовать в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменения состояний. Арт-терапия успешно сочетается практически со всеми методами реабилитации, психокоррекции и адаптации.

В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты. На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. Арт - терапия применяется индивидуально и в группе. Групповая арт-терапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг другу. Групповая арт-терапия с пожилыми может строиться по студийному либо тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную, задачу - преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не интегрирована и не структурирована. Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности пожилого человека, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы. Условия, способствующие раскрытию креативности: - "разрешающая" установка. Креативность расцветает, когда нет пристрастных суждений, оценок; - способность защититься от страха по поводу того, что другие могут подумать о нас и нашей деятельности;

Умение не беспокоиться о "бесполезности" истраченных материалов и времени; - принятие идеи о том, что нет ничего "правильного" или "неправильного" в творческом процессе;

Умение преодолеть беспокойство по поводу "непрактичности" или "бесполезности" вашей деятельности. Цель арт-терапии - вовсе не создание тех или иных полезных вещей, а сам творческий процесс;

Развитие мотивации и увлеченности процессом.

При организации занятий следует принимать во внимание возможное снижение когнитивных функций у пожилых людей, нарушения речи, косность и конкретность мышления, ослабления зрения, слуха, тугоподвижность мелких суставов, а также быструю утомляемость, сниженную работоспособность, рассеянность внимания.

В связи с этим следует обратить внимание на следующие моменты: необходимы наличие отдельного хорошо освещенного помещения, стол, удобные стулья; предпочтение отдается групповым формам работы; при подборе группы с каждым участником проводится индивидуальная беседа для выявления его проблем и потребностей; группа может быть смешанной по возрасту, социальному положению, нозологии; количество участников группы -6-8 человек сохранных и 3-4 дементных; продолжительность занятия 30-60 минут в зависимости от контингента, время проведения - на усмотрение специалиста; время одного занятия используются не более двух методик (разминочная и аналитическая). Использование разминочной техники позволяет мобилизовать внимание, снять страх перед рисованием, создать атмосферу доверия и сплотить участников группы; занятия могут проводиться на фоне музыкального сопровождения и ароматерапии, подобранных в соответствии с целями используемой техники; специалист предоставляет и рассказывает о тех материалах, которые предлагается использовать, об их качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К материалам относится бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная, сухая), карандаши различной твердости, фломастеры, маркеры, художественный уголь, кисти различного размера, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), а также глина, пластилин, клей, скотч; в процессе арт-терапевтической деятельности необходимо позаботиться о наличии портфолио, включающем созданные клиентами художественные образы; рекомендуется учитывать основные показания и противопоказания для проведения арт-терапии.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт - терапии, достаточно широк:

Профилактика деменции;

Наличие психологических проблем;

Невротические и психосоматические расстройства и др.

Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), и ее направления: музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, мемуаротерапию, кинотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арт-терапии и других направлений психотерапии - арт-синтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел. Надо отметить тот факт, что в арсенале современной психотерапии существует достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого возраста. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. Но существует комплекс направлений арт-терапии, которые можно эффективно применять в геронтологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков, возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно. Далее в методическом пособии будут рассмотрены некоторые апробированные направления арт-терапии, более подробно описанные в отечественной литературе, которые можно успешно использовать в реабилитационной, психокоррекционной и адаптационной работе с пожилыми людьми в пансионатах общего типа и других учреждениях медико-социальной сферы.

Целительная сила арт терапии для пожилых людей заключается в том, что во время творческой деятельности активируются те зоны мозга, которые ранее не использовались, но являются необходимыми для творчества. Также активируются участки мозга, помогающие взбодрить сердечно-сосудистую систему, гомеостаз, деятельность дыхательного аппарата, обменные процессы и прочие функции организма.

Неудивительно, что арт-терапия с пожилыми людьми получает все большее распространение, хоть она и не может обещать бессмертия, но продлить годы счастливой и здоровой жизни в удовольствие вполне в ее силах.

Таким образом, смысл инновационных социально-культурных технологий, осуществляемых на базе учреждений социального обслуживания населения и учреждений культуры, заключается в предоставлении человеку дополнительных условий для достижения физического и психологического благополучия, в обеспечении широкого выбора программ по сохранению физического здоровья, популяризацию здорового образа жизни. Под воздействием инновационных технологий человек приобретает ценный опыт позитивных изменений. Фактически намечается потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. В этом отношении возможности социально-культурных технологий неограниченны в виду их мобильности и восприимчивости к инновациям.

Список литературы

1. Карпова, Н. Арт-терапия для пожилых / Н. Карпова - М.,2011

2. Романова, Г.А. Ирхен, И.И. Подгузова, Е.Е. Процесс организации досуговой деятельности старшего поколения и их совершенствование в социокультурных условиях России / Г.А. Романова. И.И. Ирхен, Е.Е. Подгузова - С.,2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Концепции психодинамической терапии. Особенности психодинамической терапии в работе с клиентами, страдающими психосоматическими расстройствами. Исследование влияния жизненных ситуаций, способных вызвать конфликты и возникновение симптомокомплексов.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Понятие "страха" в психолого-педагогических исследованиях. Основные причины возникновения детских страхов. Арт-терапия как метод психокоррекции. Психокоррекция страхов старших дошкольников средствами арт-терапии. Примеры контрсуггестивных упражнений.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    История и характеристика аутогенной терапии. Постоянное и планомерное воздействие на юриста. Эффективность аутогенной тренировки для юристов. Аутогенная терапия и йога. Терапевтическое применение приемов самовнушения. Частные методы аутогенной терапии.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2014

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Проведение терапии искусством. Проблемы, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии. Внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, невротические и психосоматические расстройства.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Определение соматического заболевания и психологические особенности больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. История современного изучения связи психического состояния и заболеваний внутренних органов. Типы отношения людей к своей болезни.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2015

    Личностные особенности "проблемных" детей. История возникновения, концепции и направления телесно-ориентированной терапии. Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Суть арт-терапии. Анализ применения методов арт-терапии в диагностике и психокоррекции осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Разработка программы психокоррекции психоэмоционального состояния, самооценки и коммуникативных качеств.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Типы данных, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

Многие думают, что с выходом на пенсию, полноценная жизнь, если не заканчивается совсем, то переходит в свою завершающую стадию, которая называется одним простым словом - старость . В официальной медицине существует даже термин, обозначающий это состояние. Медики называют его пенсионной болезнью . Отчасти, они правы, ведь люди, привыкшие трудиться и заниматься воспитанием детей, становясь полноправными пенсионерами, не только теряют привычный круг общения, но и жизненные ориентиры, что не лучшим образом сказывается на их состоянии.

Человек, живущий в определённом ритме, после выхода на заслуженный отдых, чувствует себя невостребованным и ненужным для общества. У него появляется масса свободного времени, и он не знает, как им правильно распорядиться и чем заполнить эти достаточно продолжительные временные интервалы. Хандра, бессонница, излишняя нервозность и быстрая утомляемость - это верные спутники пожилого человека. Оказавшись один на один со своими страхами и сомнениями, человек просто теряет смысл жизни, постепенно дряхлеет, утрачивает все ранее приобретённые профессиональные навыки, а свою жизнь он называет «бесцельным существованием». Можно ли избавиться от этих ощущений? Безусловно!

Объявляем войну инертности и безделью


Европейские психологи давно используют арт-терапию для решения проблем пенсионеров. В России данная методика является относительно молодым способом лечения и реабилитации пожилых людей. В чём её суть? Кружки и клубы по интересам, в которых люди преклонного возраста занимаются различным творчеством, считаются лучшим лекарство от старости. Занятия, направленные не только на заполнение свободного времени и душевной пустоты, но и на развитие личности, провоцируют у человека и жажду созидания, и желание жить.

Люди, объединённые общими интересами, тесно общаются между собой. Они больше не чувствуют себя одинокими и ненужными, а род деятельности, которой они занимаются, помогают сохранить не только хорошую физическую форму, но и интеллектуальную, что очень важно для профилактики некоторых не очень приятных заболеваний. Благодаря таким объединениям, можно не только развить свои таланты, но и приобрести абсолютно новые знания и умения. К примеру, пребывая в преклонных летах, есть шанс научиться танцевать краковяк или освоить азы стихосложения.

Виды творческих занятий



Рукоделие. Любой специалист знает, что мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность, следовательно, вышивание, вязание или бисероплетение очень полезно не только для рук, но и для головного мозга. К рукоделию также относятся и другие виды занятий: художественная лепка, резьба по дереву и камню и т.д.

Рисование. Это прекрасный способ самовыражения, способствующий укреплению нервной системы и памяти, позволяющий избавиться от переживаний и стрессов. Пейзажная живопись - это наилучшая разновидность рисования, ведь продолжительное пребывание на свежем воздухе вкупе с творчеством даёт двойной эффект.

Пение. Занятия вокалом, совместные репетиции и выступления на публике - это может вызвать интерес у тех, кто никогда не пел в хоре. Конечно, чтобы солировать, необходимы определённые данные, но быть участником хорового коллектива может каждый. Когда человек поёт, то происходит вентиляция лёгких, работают мышцы живота, и поднимается настроение. Более того, укрепляется память (ведь тексты песен нужно знать наизусть), а ни о каких депрессивных настроениях не может быть и речи.

Танцы.
Всякий, кто желает, чтобы его мышцы всегда были в тонусе, может смело записываться в танцевальный кружок, ведь лёгкая физическая нагрузка очень полезна для людей пожилого возраста.

Литературная гостиная. Примерно под таким названием создаются клубы любителей поэзии и прозы. «Литераторы» активно обсуждают чужие произведения и выносят на суд слушателей свои. Такие занятия способствуют не только общему развитию, но и заставляют мозг работать. Одним словом - «не позволяй душе лениться…».

Великая сила искусства


Творчество лечит. Этот факт неотрицаем. Когда перед человеком ставится творческая задача, и он её старательно выполняет, то происходит активация зон головного мозга, которые ранее не были задействованы. Зоны, использовавшиеся ранее, активизируются ещё больше, что приводит к ускорению биохимических реакций в организме и улучшению общего состояния. Следовательно, арт-терапия не только помогает продлить годы жизни, но и сделать их более яркими и насыщенными событиями.