Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм в детском саду. Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста Алгоритм описания свойств материала в детском саду

Консультация для воспитателей

Алгоритм и его использование в работе
с детьми дошкольного возраста

Тарасова Юлия Борисовна

Одним из методов, которыйцелесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, является алгоритм.

Понятие «Алгоритм»

Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой

последовательности надо выполнить , чтобы достичь результата в любой

иззадачопределенною вида;

    последовательность команд для решения поставленной задачи ;

    система правил, сформули-рованных на языке понятном исполнителю и определяющих це-почку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий- алгоритмический процесс , а каждое действие-шаг . Число шагов для достижения результат конечно.Процесс раз- работки алгоритма -алгоритмизация.

Общие свойства алгоритмов:

    Массовость алгоритма (предназначен для решении группы подобных задач) ;

    Определенностьиобусловленность (алгоритм -точная и строго оп- ределеннаяпоследовательность шагов, нет свободы выбора дейст- вий);

    Результативность (любаяза дача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);

    Понятность (предписание сформулированотак,что оно одинаково понятно всем исполни телям той категории, на которую рассчитано);

    Дискретность(раздельность: пошаговый характер А);

    Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие тре- бующее разбивки на еще более простые.

    Основные виды шагов:

    1. Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)

    2. Составные (определяющие разветвлениепроцессарешения задач)

    Виды алгоритмов:

    1.Линейные (из простых команд).

    2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

    3.Циклические(еслидействия повторяются).

    Формы проявления алгоритмов:

    1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;

    2.Наглядные: схемы, формулы.

    Значение алгоритмов :

    Придают развивающий характер обучения .

    Развитие умения планировать свою деятельность и прогнозиро вать результат.

    Развитие речи (точность, крат кость, доступность).

    Использование для развития поисковой деятельности детей.

Наиболее широко алгоритмы используются для ознакомлении детей с физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной поисковой деятельности (Опыты, эксперименты), в основном в виде схем (наглядный А.: учет особенностей мышления дошкольника). Эти схемы позволяют придти ребенку к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательности действия.

Младший возраст.

Основная задача- подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходи-мо выполнить действие в соответ ствии с условием (правило, кото рое отражает последовательность действия). Задается алгоритм помощью условного знака - стрелк и.Состоит алгоритм не более чем на трех действий.

Средний возраст:

Количество шагов увеличивается до пяти.Используются специаль ные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст:

Упражнения на освоение алго ритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий полученным результатом. Использ уются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.

В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

Этот алгоритм поможет родителям, которые отдают ребенка в детский сад. А также может пригодиться , в качестве основы для разработки пошаговых рекомендаций по адаптации детей к условиям детского сада.

За месяц до того, как отдавать ребенка в детский сад:

Расскажите ребенку о садике, о том, что там делают дети, как там все устроено.

Гуляйте вблизи детсада, подчеркивая, что скоро и ваш малыш туда ходить.

Отвечайте на все вопросы ребенка только правду.

Уделите достаточно внимания тому, чтобы научить ребенка делиться игрушками, обмениваться игрушками, отстаивать свое. Сделайте упор на разнице между личными и общими игрушками.

За неделю до знаменательной даты:

Сходите с малышом в детсад на экскурсию , зайдите в будущую группу, познакомьтесь с воспитательницей.

Каждый день напоминайте ребенку, что скоро (например, в следующий понедельник) он пойдет в детский сад.

Первый день в детском саду

Приведите ребенка в то время, когда воспитанники гуляют на улице. Оставайтесь с ребенком все время, пока дети на прогулке. Разговаривайте с воспитательницей, старайтесь побудить ребенка к самостоятельной игре с детьми. Если вы привели ребенка в группу, а не на прогулку: мама должна быть в свободном доступе для ребенка, не оставляйте малыша, будьте с ним. Пребывание в саду не более 2 часов.

После окончания прогулки заберите ребенка домой, похвалите его за первый день в детском саду. Устройте дома маленький праздник «Первый день в детском саду». Сходите с малышом в кафе, или в парк, проведите время вместе весело.

Обязательно говорите в течение дня о том, что сегодня знаменательный день, а завтра вы тоже пойдете в детский сад.

Второй день в детском саду

Приводите ребенка в группу перед прогулкой. Так, чтобы малыш побыл немного в группе, а затем вместе со всеми собрался и вышел на улицу. На этот раз оставайтесь несколько в стороне (в раздевалке, на расстоянии и т.п.) Но все еще не оставляйте малыша в садике, никуда не уходите. Продолжительность пребывания в детском саду - 2 часа. Если ребенок пожелает побыть дольше, чем в предыдущий день - можно, но не принуждайте к этому.

На пути домой, сделайте что-то приятное для малыша (купите что-нибудь вкусненькое, маленькую игрушку, погуляйте дольше, сходите на качели и т.п.)

Дома продолжайте обсуждать с близкими, какой малыш молодец - уже ходит в детский сад!

Третий день в детском саду

На этот раз приходите утром. Смотрите по ребенку: стоит оставить его в группе с воспитательницей, а самой отлучиться. Но обязательно скажите: «Ты побудешь с воспитательницей и детьми, а я пойду в магазин, на собрание родителей, на работу, на встречу и т.п., я вернусь, когда вы будете гулять и заберу тебя». Если ваш малыш очень тревожный и не отпускает - не идите, но в течение первой недели в саду старайтесь договориться с ним, чтобы согласился.

Оставляя ребенка, при нем обменяйтесь номерами телефона с воспитательницей. Подчеркните, что малыш может обратиться к воспитательнице, если захочет в туалет, пить или что-то другое.

class="eliadunit">

Приходите за ребенком на прогулку. Скорее всего, малыш захочет еще поиграть с детьми. А возможно и пообедать. Продолжительность пребывания в саду регулируйте, несмотря на желание и настроение ребенка. Если он хочет остаться на обед - прекрасно.

Первая неделя в детском саду

Первую неделю водим ребенка в садик только на полдня . На сон еще не оставляем. Конечно, если ребенок сам проявит инициативу - запрещать не нужно!

Любые изменения в продолжительности пребывания ребенка в саду должны вноситься только с согласия самого ребенка.

Любая инициатива ребенка остаться на дольше - должна поддерживаться.

Хвалите малыша за то, что он пошел в детский сад, радуйтесь вместе со всеми близкими, случившемуся событию!

Если правила саду позволяют, можно дать ребенку с собой любимую игрушку, чтобы малышу было легче.

Создавайте положительные эмоции после посещения сада, но с каждым днем ​​ уменьшайте интенсивность. Если в первый день вы ходили вместе ели мороженое, катались на каруселях, посетили зоопарк, то в последний день недели достаточно просто купить ребенку маленький презент (карандаши, наклейки, печенье, любимый фрукт)

Правильно реагируйте на чувства ребенка. Если малыш плачет, не запрещайте и не прерывайте его чувства. Скажите, что вы понимаете, как ему грустно, тяжело без мамы. Пусть почувствует, что вы принимаете его чувства, что они нормальные.

Вторая неделя в детском саду

Теперь договаривайтесь с ребенком о том, чтобы оставлять его в группе до сна, а вы сами тем временем пойдете на работу, по делам и т.п.

Приходите за ребенком так, чтобы вам приходилось немного подождать, пока закончится обед.

Хвалите словам за проведенный день в детском саду, внимательно слушайте и сопереживайте ребенку.

В течение недели говорите ребенку, что дети остаются в детском саду для дневного отдыха (сна), скажите, что скоро и он (ваш малыш) тоже будет оставаться на дневной сон. Ему выделят его собственную кроватку, вы купите ему хорошую красивую пижамку, а забирать его будете сразу после сна. Он проснется, а вы уже его ждете!

В конце недели договоритесь с ребенком о том, чтобы остаться на дневной сон. Придите забирать ребенка так, чтобы пришлось подождать, пока он проснется.

В конце недели устройте небольшой праздник «Малыш ходит в детсад уже 2 недели!»

Помните, если малыш пропускает детсад больше, чем на 21 день, вам придется снова пройти все шаги для адаптации. Возможно, это произойдет несколько быстрее, чем в первый раз, но будьте готовы к очередному «Первый раз в детский сад».

Успешной вам адаптации!

Однажды в младшей группе детского сада я наблюдала такую картину. Мальчики шумно катали машинки по полу, а девочка Соня, подбегала к ним, выхватывала у них машинки и ставила их на ковер, затем быстро убегала. Мальчишки забирали свои машинки с ковра и затем вновь возвращались катать их по полу. Я позвала к себе Соню и спрашиваю: «Что ты делаешь?». Она отвечает: «Надо катать машинки по ковру, по полу нельзя! Так говорит воспитатель!». Я ее опять спрашиваю: «А ты воспитатель?». Она отвечает: «Нет! Вон воспитатель». А к слову сказать, воспитатель в этой группе поменялся два дня назад, по семейным обстоятельствам прежний воспитатель уволился, и новый воспитатель негласно разрешила катать машинки по полу. Я сказала Соне: «Пускай воспитатель смотрит за этим, а ты просто играй».

Этот пример как раз о том, что у разных воспитателей бывают разные требования по поводу режимных моментов, и детям приходится подстраиваться под требования разных воспитателей (один разрешает одно, а другой разрешает другое), что конечно же не полезно для детей, особенно если это дети маленькие и они только привыкают к детскому саду. Хотя именно в младших группах закладываются основы негласных и гласных правил, по которым и строится жизнь детского сада.

Я подумала, что было бы здорово, чтобы воспитатели договаривались между собой об этих правилах и записали их. Даже если так случилось, что воспитатель заболел или уволился, то правила остаются записанными на листе бумаги, прочитав их легко может поддержать сменщик.

Вот примеры некоторых правил, записанных виде алгоритмов - действий, которые мы обнаружили вместе с воспитателями:

Конечно, эти правила не панацея, вы можете разработать свои.

Встреча деток утром

Встречает на пороге между приемной и группой, чтобы все время видеть одновременно и детей в группе.

Улыбается, говорит: «Здравствуйте… (Имя мамы и Имя ребенка)»; «Дети, поздоровайтесь с Имя…»

Звучит веселая музыка, как положительный якорь на встречу.

Воспитатель оценивает состояние здоровья ребенка: «А что-то у вас сопельки, подойдите к медсестре».

Выводим ребенка если зеленые сопли, слезоточивость, вялость, температура; если прозрачная водичка из носа, но ребенок веселый и играет – это реакция организма на адаптацию, нет повода выводить ребенка.

Утренние игры в имена, чтобы дети запомнили друг друга (Кидаем мячик со словами «Я Вера Геннадьевна, а ты Ваня…» и так каждому ребенку. Затем усложнение игры «Назови имя соседа, передай мячик соседу»

Дети играют на ковре или танцуют под музыку

Если ребенок заплакал, то или утешаем, или отвлекаем.

Быстро прощаются с ребенком, если ребенок плачет, так как долгие проводы только усугубляют «горевание» ребенка.

Не проходят в группу, могут находится только в приемной.

Все вопросы задают вечером, когда забирают ребенка.

Заходя в приемную, родители тоже здороваются, называя Имя Отчество воспитателя

(P.S. написать Имя Отчество воспитателей и младшего воспитателя на двери)

Прогулка

Что делает воспитатель

Что делают дети

Что делают родители

Дети, прибираем игрушки! Игра «Пылесос» Наши ручки, как пылесосики находят игрушки, и собирают их в коробку. Кто быстрее?

Сводить детей в туалет

Берем стульчики, садимся.

Снимаем одежду и кладем ее на стульчик: первое, мы снимаем босоножки, затем снимаем носочки, кладем их в «домики» внутрь босоножек и задвигаем под стульчик; девочки снимают платье, а мальчики снимают шорты и футболки, вешаем аккуратно на стульчик….

Дети встаем, идем в приемную одеваться на улицу: подойдите к своей кабинке, откройте ее. Желательно наклеить картинку или фотографию ребенка на кабинку, чтобы ребенок легко мог найти свою.

Одеваем 1.колготки (садитесь, рассмотрите внимательно колготки, где у них перед, где вверх, где низ. Поверните колготки швом к себе: найдите дырочки для двух ног…толкаем ножки в дырочки для ног, подтягиваем… 2. Одеваем водолазку. 3 Одеваем штаны. 4 Одеваем куртку. 5 Одеваем шапку.

6.Обувь одеваем в прихожей

Выход на улицу: спускаемся по одному по лесенке, держимся за перила, затем встаем вдоль стенки, ждем остальных

Выстраиваем детей парочками, паровозиком идем за воспитателем к игровой площадке (воспитатель – паровозик).

Для режимных моментов можно использовать перчаточную куклу, которая вместе с детьми будет одеваться на улицу, спрашивать у детей последовательность действий.

Прибирают игрушки

Раздеваются на стульчиках

Сидят каждый напротив своей кабинки и одеваются, следят за последовательностью одевания

Раскладываю вещи для прогулки так, чтобы ребенок мог их найти по алгоритму одевания: колготки (носки), водолазка, штаны, кофта, шапка, куртка. Все запасные вещи убраны в пакет далеко, вне зоны доступности ребенка

Вещи должны быть подписаны, легко одеваться и застегиваться. См. памятку для родителей по одеванию.

Родители учат своих детей одеваться и раздеваться самостоятельно по алгоритму

1. покажи мне свою кабинку, открой ее.

2. сними куртку, повесь ее здесь на крючок….

М.б образец кабинки, как должны быть сложены вещи.

Висит алгоритм одевания в приемной.

Кормление (завтрак, обед, полдник, ужин)

Что делает воспитатель

Что делают дети

Что делают родители

«Дети, мы идем в туалет, потому, что мы сейчас будем кушать. Там в туалетной комнате живет у нас рыбка, пойдемте, поздороваемся с ней. Что она там делает?»

«Сначала идут девочки, затем идут мальчики.»

«Здравствуй рыбка, мы к тебе в гости!»

Высаживание на горшок: «Найдите свой горшок. Какая у тебя картинка на горшке? Садимся. Молодец!»

Затем моем руки.

Сначала мы включаем воду, затем мы мылим ручки, споласкиваем мыло водой, закрываем кран. Идем вытирать салфетками руки: «В этом тазике берем чистую салфетку, вытираем и кладем в другой тазик грязную салфетку. Молодцы!»

«Берем стульчик садимся к столу. Стульчики не поднимаем высоко, а несем перед собой. Сегодня у нас на завтрак кашка кукурузная…… Приятного аппетита!»

Если какие-то дети уже поели, то они могут тихонечко встать и пойти за отдельный столик рисовать, пока не поедят все остальные. Выходим из-за стола, задвигаем за собой стульчик.

Дети идут в туалет, могут поиграть с рыбкой, пока сидят на горшке.

Моют руки по очереди: не плюхаются водой, аккуратно действуют.

Разговаривать за столом, играть с едой нельзя.

Учатся кушать аккуратно!

Когда ребенок поел, он говорит: «Спасибо!».

Родители дома тоже учат кушать детей самостоятельно, не кормят с ложки.

Родители не приносят еду в детский сад, не кладут конфеты и печенье в карманы, в кабинку. Вечером встречая детей, не кормят их в приемной.

Прощание

Что делает воспитатель

Что делают дети

Что делают родители

«Ваня, за тобой пришли! Попрощайся с детками и со мной. До свидания, увидимся завтра. Приходи завтра, мы тебя будем ждать!»

Воспитатель, отвечая на вопросы родителей, продолжает держать в поле зрения всех остальных детей.

Воспитатель говорит положительную и конкретную информацию о ребенке: «Он сегодня немного поплакал перед завтраком, затем успокоился, поел 2 ложки каши, половинку бутерброда… Хорошо играл с детками. Он построил башню, а другие детки подвозили на машинках ему кубики!» (Нельзя говорить негативную обобщенную информацию, где есть слова всегда, все время, никогда: «Ничего не ел, все время плакал, никого не слушается», так как такая искаженная информация в таком виде оказывает вредное влияние как на ребенка, так и на родителей.

Говорят: «До свидания. Мы пошли домой»

Могут задать вопросы воспитателю, продолжая видеть и держать под контролем, что делает их ребенок, так как с момента передачи ребенка родителю, ребенок находится в зоне ответственности родителей, они полностью отвечают за жизнь и безопасность своего ребенка.

P . S .

Правила дисциплинирования:

Если дети дерутся:

Если кого- ударил, на стульчик себя отправил. (ребенок сидит на стульчике 2-3 мин. Успокаивается, гладит свои ручки и ножки, чтобы они успокоились.)

Если я злюсь , то сжимаю кулаки, топаю ножкой и говорю: «Я злюсь!»

Если я хочу дружить , то смотрю в глаза, улыбаюсь и говорю: «Давай играть вместе!»

Если хочу играть такой же игрушкой, то прошу: «Дай пожалуйста» или «Давай меняться».

Простые правила для детей:

1. Когда я сержусь, я говорю: «Я злюсь»

2. Когда я хочу дружить, я смотрю в глаза и улыбаюсь.

3. Когда ко мне лезут, я говорю: «Стой!» (И останавливающий жест рукой»)

4. Когда кто-то говорит, я слушаю.

5. Если кого-то ударил, на стульчик себя отправил.

Алгоритм одевания

Кузнецова Надежда

В соответствии ФГОС особая роль в примерной общеобразовательной программе дошкольной образовательной организации «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности, а также в совместную деятельность воспитателя с детьми. Алгоритмы к развитию сюжетно-ролевых игр можно оформить в виде тематических альбомов для использования в работе.

Игра - это не только удовольствие и радость для детей. С ее помощью можно развивать воображение, память, мышление, речь. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в библиотеку, чтобы закрепить навыки чтения; в школу, чтобы проверить умение считать и др. Вашему вниманию я предлагаю алгоритмы-схемы для использования их детьми в сюжетно-ролевых играх. Опираясь на эти схемы дети учатся работать со схемами и планировать свои действия в игре.

Алгоритм к игре "Рыбалка"

Алгоритмы к игре "Кухня"






Алгоритм к игре "Стирка белья"


Алгоритмы к игре "Больница"






Алгоритмы к игре "Парикмахерская"








Публикации по теме:

Алгоритмы 2я младшая группа. В младшем возрасте детям присуще наглядно-образное мышление. Чтобы им было легче освоить элементарные трудовые.

Все мальчики любят игры с машинками. Мои малыши не исключение. В группе очень много машин, которые часто ездят с грузами и им нужен бензин.

В нашем детском саду проходил конкурс уголков сюжетно-ролевых игр, я решила обогатить среду своей группы, сделав атрибуты к играм. Их можно.

Разработанные как атрибуты к сюжетно-ролевым играм, эти игры могут использоваться как отдельные дидактические игры. "Укольчики". Цель игры:.

Хотим поделится с вами новым дидактическим пособием для сюжетно-ролевых игр. Конечно,все это можно купить,но сделанное своими руками детям.

В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период.

Режим пребывания в детском саду предполагает общение со сверстниками, обучение и игры, питание и сон, а также ежедневные прогулки на свежем воздухе. Они благотворно сказывают на эмоциональном и умственном развитии, помогают повысить иммунитет и сохранить здоровье.

Если процесс одевания в доме берут на себя родители, то в детском саду малыши постепенно учатся делать это самостоятельно. Для этого к их услугам есть подробная информация в картинках, которая должна присутствовать в раздевалке.

Готовые стенды для детского сада можно заказать в онлайн-магазине по весьма низким ценам.

Наглядный пример

Маленький ребенок с большим удовольствием разглядывает красочные и познавательные картинки, которые можно понять даже без пояснительного текста. Он обычно так же присутствует, но рассчитан на малышей постарше. Сегодня нередко дошкольники учатся читать и писать еще в садике.

Очень важно психологически подготовить ребенка, чтобы даже подготовка к выходу на прогулку воспринималась празднично и была комфортной. С помощью папки передвижки, например, можно научить своевременно собирать игрушки и ставить на место разбросанные книжки до прогулки, а не после нее.

Воспитатель в это время сможет дать полезную информацию о предстоящих играх или состоянии погоды. Для этого нередко заводят календарь природы, который заполняется каждый день. Такое полезное занятие способствует выработке аналитического мышления.

Использование картинок далеко не случайно. Они лучше воспринимаются детским сознанием и помогают выработать определенный порядок действий. Спустя какое-то время карапуз сам станет самостоятельно одеваться, уже не обращаясь за подсказкой, размещенной на стенде.

Алгоритм одевания

Взрослые часто забывают, что маленькому человеку не так просто разобраться в многочисленных вещах гардероба, особенно в зимний период. Их количество заметно прибавляется и потому необходимо выработать алгоритм одевания.

  • Начинать надо с колготок и лишь затем надевать носки.
  • Желательно приобрести футболку или джемпер, где спереди располагается аппликация или яркий рисунок. В этом случае можно не запутаться с передней и задней частью.
  • Избежать путаницы поможет специально нашитая яркая метка или текстильный маркер.
  • Настает очередь штанов. Затем зимой понадобится теплый свитер или кофта.
  • Следующий этап связан с обувью. Дети нередко путают левый и правый ботинок, поэтому картинка поможет их различать.
  • Застегивание застежек и пуговиц может стать развлекательной игрой и развить мелкую моторику. Потренироваться удобно на любимых куклах и мишках.
  • После шапки надевается куртка и завязывается теплый шарф. Остается только взять перчатки или варежки, чтобы спокойно играть в снежки.

Конечно летом процесс одевания более простой и не требует такой тщательной подготовки. Однако малыш должен освоить его с помощью воспитателей, друзей и родителей.

Картинки наглядно продемонстрируют последовательность действий. Они должны располагаться на видном месте рядом со шкафчиками, где находится одежда ребенка.