(4 фото). Язык прикосновений: что это значит

Ну что же, продолжаем наши размышления о любви, основанные на книге Гарри Чепмена "Пять языков любви". Сегодня мы будем говорить о моем любимом языке любви - о прикосновениях. Знаете, я не так давно узнал, что это мой язык любви - всего четыре года назад. А случилось это вот как: я был на семинаре-тренинге в Питере по работе по Шагам в Школе независимости Валентины Новиковой. И там было такое интересное правило - каждое утро и каждый вечер все участники семинара обнимались друг с другом. И когда все начали это делать, я был в глубоком шоке. Я думал, что если я сейчас начну обниматься с девушками и женщинами, то на меня накатит волна возбуждения и похоти и я не смогу совладать с собой. Я был остро против этого, мне такое поведение казалось очень даже не христианским. Но ко мне начали подходить люди и обнимать меня. И я начал чувствовать волну тепла, любви и доверия к этим людям. Я даже и не мог представить, насколько это здорово и как приятно, когда меня обнимали другие люди. Это было что-то очень приятное, теплое и нежное, совсем не похоже на похоть и сексуальное возбуждение.

Мой отчим был раньше, да и сейчас, противник прижиманий, обнимания и всего остального, он называл все это телячьими нежностями. И вот только попав на этот семинар, я понял, как приятно чувствовать себя защищенным, успокоенным и в безопасности, когда меня обнимают. А когда меня обняла девушка, просто обняла и сидела так со мной на диване, я почувствовал себя ребенком, который находится в безопасных объятиях своей мамы, которому очень хорошо, комфортно и уютно. С тех пор, как вы сами понимаете, я очень люблю обниматься с людьми, правда, они не всегда позволяют мне это делать, к сожалению.

Итак, прикосновения, как язык любви. Известно, что для многих людей очень важно иметь прикосновения с любимым человеком. Есть такие люди, которые любят держаться за руки, идя по улице, даже если они женаты уже несколько лет. Им необходимо целоваться, держаться за талию, поглаживать по плечу своего любимого человека. Иначе они просто не будут уверены в том, что их любят. Иногда говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. И многие жены пытаются накормить своего мужа или любимого парня вкусной и разнообразной пищей, чтобы добиться его любви и расположения. Но правда заключается в том, что путь только к некоторым мужчинам лежит через их желудок, но не ко всем. Если для мужчины важнее прикосновения и близость со своей супругой, то ему будет не приятна ее вкусная пища, если она целый день возится у плиты и потом устает и отказывает ему в близости в постели, в сексе. Такие мужчины могут говорить: "Лучше бы она готовила мне простую картошку, но не отказывала мне в постели". И в итоге оба супруга не понимают друг друга и не чувствуют взаимной любви. Она обвиняет его, что старается повкуснее приготовить ему еду, а он совсем этого не ценит и не благодарит, а он обвиняет ее в том, что она не любит его, отказывает ему в близости. А причина очень простая - супруга пытается показать ему свою любовь на том языке, который ему совсем не понятен, является чужим для него. И не любит его на языке прикосновений, на его родном языке.

Вообще, секс - это лишь один из диалектов языка прикосновений, но диалект очень важный и серьезный. Я думаю, что Бог не зря подарил нам секс и предусмотрел, чтобы мы зачинали детей именно таким образом. Если подходить друг к другу с любовью, спрашивать о том, где вашему любимому (любимой) хочется, чтобы вы погладили, поцеловали, а где трогать не стоит, то изучение тела и его отзывов может принести обоим большое удовольствие, важно только спрашивать, задавать больше вопросов. Ведь прикосновения могут быть как благословением, так и проклятием, наказанием, если обращаться с ним жестоко, без любви. Например, известно, что пощечина будет неприятна любому мужчине или мальчику, но для того, у кого прикосновения являются языком любви, пощечина может принести особенную боль и страдание. Поцелуи приятны всем людям, но для тех, кто говорит на этом языке, это может быть особенным признанием в любви.

Выражать любовь своему близкому тактильным образом можно по разному. Бывают прикосновения, которые требуют от нас приложения определенных усилий и времени. Например, массаж или интимные отношения. Но могут быть и быстрые, мимолетные прикосновения, например, наливая своему мужу чашку чая, можно положить свою руку ему на плечо. Можно, проход мимо него, случайно прижаться к нему телом, чтобы показать свою привязанность, тепло и доверие. Конечно, первый вид прикосновений - массаж или интимные отношения требует большего времени, сил и внимания. Если ваш любимый человек говорит на этом языке, то стоит расспросить его, что именно ему наиболее приятно и что нравится, массаж какой части тела ему будет более приятен и доставит больше удовольствия. При этом можно записаться на курсы массажа, чтобы делать его с удовольствием. Можно почитать интересующие книги или сходить на семинар на тему сексуальных отношений и супружеской близости.

Крэйс-Мастерс - профессиональное сообщество мастеров красоты: парикмахеров, массажистов, стилистов, косметологов. К вашим услугам профессиональный массажист , с возможностью вызова на дом. На нашем сайте собраны анкеты мастеров красоты Москвы и Московской области.


Мимолетные прикосновения требуют намного меньше сил и времени, но они тоже очень важны в отношениях. Если вы вместе смотрите телевизор, то можете обнять своего мужчину, прижаться к нему и побыть так вместе некоторое время. Когда он уходит на работу или возвращается, то вы можете поцеловать его с любовью. Это не замет много времени и сил, но будет очень приятно. Когда нам трудно или плохо, то очень хочется, чтобы нас кто-то обнял, побыл вместе с нами, может быть, даже помолчал, обнимая нас. Я могу сказать о себе, что для меня это очень важно. Однажды я приехал на группу по программе 12 шагов и у меня на этой неделе был день рождения. И я сказал им, что вот сейчас мне совсем не нужны их поздравления и подарки. Я просто хочу, чтобы они подошли и обняли меня, может быть даже молча. И они все равно начали меня поздравлять, и только одна женщин подошла и обняла меня. Мне было так приятно, что хоть она одна услышала меня и сделала то, что я просил. И еще один случай я хочу вам рассказать. Недавно я был в Москве на семинаре по методу Мюррей. И одна из участниц рассказала о себе очень глубокие и серьезные вещи. Она вдруг сказала, что только сейчас осознала, какой она была гадиной и вредной женщиной, сколько вреда она причинила своим близким и что она очень плохая. И во время перерыва я подошел к ней и спросил разрешения обнять ее. Она разрешила и мы постояли обнявшись несколько секунд. Я ничего не сказал ей, мы просто стояли и молчали. А потом она пошла на улицу. Я думаю, что ей в этот момент было нужно именно это - чтобы кто-то обнял и поддержал ее, показал ей, что после всего ее можно любить, что она на самом деле не плохая.

На этом я хочу сегодня закончить эту статью и размышление о прикосновениях, как о языке любви. Я всех вас очень люблю и желаю вам мира, тепла и любви. И всех вас крепко обнимаю. Интересно, если бы я попытался обнять каждого из вас, всех моих подписчиков, я был бы счастлив? Наверное, да!

Язык любви 5: Прикосновения

Ни для кого не секрет, что прикосновения – один из способов выразить любовь. Исследования подтверждают: младенцы, которых часто берут на руки, обнимают, целуют, физически и эмоционально развиваются быстрее, чем те, кто подолгу остается один. Однако, это – не современное открытие. Когда иудеи признали Христа великим учителем, они принесли к нему детей, «чтоб Он прикоснулся к ним».

Помните, ученики подумали, что у Христа нет времени заниматься такими пустяками, и не хотели впустить этих родителей. Но Иисус вознегодовал и сказал: «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их». Мудрые родители знают, как нужна детям ласка.

Прикосновениями можно выразить и супружескую любовь.

Для некоторых это единственный способ почувствовать ее. Им необходимо держаться за руки. Им нужно, чтобы их целовали, обнимали. Тогда их сосуды любви наполнены, и они знают, что любимы. Иначе они не уверены в любви супруга.

Есть такая поговорка: «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок». Иными словами, обед поможет вам завоевать любовь. Поэтому многие женщины кормят мужа как на убой. И все же правильней было бы сказать: «Путь к сердцу некоторых мужчин лежит через желудок». Один человек рассказал мне: «Жена целый день проводит у плиты. Она чудесно готовит, изобретает все новые блюда. Для кого?! Я люблю картошку с мясом. Мне не нужны изысканные обеды. Когда я говорю ей это, она обижается. Ей кажется, я ее не ценю. А мне просто жалко, что она напрасно тратит столько времени. Если бы она не торчала весь день на кухне, мы могли бы быть вместе и у нее оставались бы силы на что-то другое». Было очевидно, «что-то другое» гораздо милее его сердцу, чем еда.

Эта женщина совершила ошибку. Ее мать отлично готовила, и каждый раз, вставая из-за стола, отец говорил: «Все было снова очень вкусно! Я так тебя люблю!» Он ценил ее старания, дома и в гостях он не упускал случая похвалить кулинарный талант жены. Его дочь усвоила: чтобы угодить мужчине, надо его вкусно кормить. Да вот только в мужья ей достался не отец. Ее муж не понимал этого языка любви.

Из разговора с ним я быстро понял: «что-то другое» значило секс. Тогда он верил в ее любовь. Но если по каким-то причинам, она отказывалась от близости, все кулинарные изыски были напрасны, он сомневался, что она его любит. Вкусно поесть нравилось и ему, но еда вряд ли могла заменить то, что он называл «настоящей любовью».

Прикосновения могут выражать любовь, а иногда – ненависть.

Секс – лишь один из диалектов этого языка. Осязание отличается от других четырех чувств тем, что тактильные рецепторы расположены по всему телу, а не в какой-то одной области. Они воспринимают внешние раздражения и преобразуют их в электрические сигналы. Головной мозг анализирует эти сигналы. Так мы распознаем горячее и холодное, твердое и мягкое. Нам может быть приятно или больно. Так можно почувствовать, любят нас или ненавидят.

Некоторые части тела более чувствительны к внешним раздражителям. Объясняется это тем, что рецепторы неравномерно распределяются по телу. Так, на кончике языка, на подушечках пальцев, на кончике носа их очень много, а вот на плечах и на спине сравнительно мало. Однако, не будем углубляться в физиологию. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии.

Прикосновения могут выражать любовь, а могут и ненависть. Если ваш супруг говорит на этом языке, прикосновениям он поверит скорее, чем словам «Я тебя люблю» и «Я тебя ненавижу». Пощечина оскорбительна для любого ребенка, но для ребенка, родной язык которого прикосновения, хуже и быть ничего не может. Поцелуи приятны всем детям, но ребенок, который говорит на этом языке, видит в них любовь. То же и со взрослыми.

Выражать любовь супругу на языке прикосновений можно по-разному. Тактильные рецепторы есть по всему телу, а значит, любое ласковое прикосновение говорит о любви. Но некоторые вашему супругу приятней. Какие? Лучше об этом спросить его самого. Если вы хотите любить его, вы должны знать его диалект. Вы должны прикасаться к нему так, как ему нравится, и когда ему этого хочется. Возможно, некоторые прикосновения ему неприятны. И если он говорит вам об этом, постарайтесь их избегать, иначе уже не любовь вы выразите. Это будет означать, что вы заботитесь только о себе, а он вам безразличен. Ошибкой было бы считать, что то, что нравится вам, и ему приятно.

Бывают прикосновения, которые требуют от вас внимательности: массаж, интимные отношения. Но прикосновения могут быть и мимолетными. Например, наливая в чашку кофе, вы кладете руку ему на плечо; или, проходя мимо, слегка прижимаетесь к нему. Конечно, первый вид прикосновений требует гораздо больше времени, ведь сперва вам нужно понять, что приятно вашему супругу. Если он хочет, чтобы вы делали ему массаж, запишитесь на курсы массажа и научитесь. Не жалейте ни времени, ни денег. Если его родной диалект – сексуальная близость, почитайте соответствующие книги, это поможет вам выражать ему любовь.

Мимолетные прикосновения не требуют времени, но могут оказаться для вас гораздо сложней, особенно если этот язык чужой для вас, и вы не привыкли к нежностям. Когда вы сидите рядом и смотрите телевизор, обнимите супруга, это не требует особых сил, но ему скажет о любви. Когда он уходит на работу или возвращается домой, поцелуйте его, много времени это не отнимет, но для него очень важно.

Если вы поняли, что прикосновения – родной язык вашего супруга, вы ограничены только своей фантазией. Если раньше при людях вы избегали нежностей, измените свои привычки. В ресторане держите жену за руку, выходя, обнимите за талию, поцелуйте ее, когда сядете в машину. Так вы наполняете ее сосуд любви. Если ваша жена собралась по магазинам, поцелуйте ее на прощание, и может, она вернется пораньше. Будьте нежными. Но не забывайте спрашивать, приятны ли ваши прикосновения супругу. Запомните, последнее слово за ним. Вы учите его язык.

Прикосновения имеют разный смысл (Jones & Yarbrough). Авторы выполнили исследование, в котором приняли участие 39 студентов университета, юношей и девушек, в течение трех дней фиксировавших детали всех прикосновений, субъектами или объектами которых они были. Было проанализировано 1500 эпизодов социальных прикосновений. Ниже представлены выводы, к которым пришли авторы, а также данные, полученные другими исследователями.

Прикосновение как проявление позитивных чувств

Позитивное прикосновение может означать поддержку, подбадривание, одобрение, симпатию, сексуальное влечение или, если прикосновение продолжительное, оно может сигнализировать о включенности (например, «Мы вместе!»). Некоторые прикосновения медперсонала, если они успокаивают больного и помогают ему расслабиться, тоже относятся к категории позитивных прикосновений. Такие прикосновения, как дружеское поглаживание по спине и массаж, тоже могут выражать позитивные чувства, но они могут восприниматься и как относящиеся к выполнению определенной работы, если их выполняет профессиональный массажист. Психотерапевты тоже признают важность таких прикосновений, которые свидетельствуют о позитивном отношении к пациенту, но не слишком интимны. Если прикосновение вое принимается как свидетельство межличностной симпатии, оно способно вызвать другое поведение, например пациент может стать более разговорчивым и начать лучше относиться к медицинскому персоналу (Aguilera; Pattison). Позитивный эффект, вызванный даже случайным и прикосновениями, может быть распространен на всю окружающую обстановку, о чем свидетельствуют эксперимент в библиотеке, описанный в статье «Магия прикосновения», и исследование, проведенное в магазине, где покупатели, к которым прикасались студенты-конфедераты, более благосклонно оценили сам магазин (Hornik).

Прикосновение как проявление негативных чувств

Студенты, участвовавшее в исследовании (Jones & Yarbrough), не сообщили о большом количестве подобных прикосновений, но мы однозначно воспринимаем некоторые прикосновения как проявление негативного отношения и негативных . Удар кулаком, пощечина, крепкое сжатие руки другого человека, так чтобы он не смог убежать, - все это проявления гнева или фрустрации. Как правило, негативные прикосновения более вероятны среди детей, чем среди взрослых.

Прикосновение и дискретные эмоции

Прикосновение способно на нечто большее, чем передача позитивных или негативных эмоций в обобщенном виде. Авторы одного исследования записывали на видеопленку участников эксперимента (тех, которые прикасались), когда они пытались передать разные эмоции, прикасаясь к ладони или к предплечью другого человека (реципиента) (Hertenstein, Keltner, Арр, Bulleit, & Jaskolka). Зрители, которым были показаны видеозаписи, не просто догадались, а идентифицировали такие эмоции, как гнев, страх, счастье, отвращение, любовь и симпатию. Анализ видеозаписей позволил определить, как именно были переданы эти эмоции. Например, симпатия выражалась поглаживанием и ласкающими движениями, гнев - ударами и сильным сжатием, а отвращение - отталкивающим движением. Прикосновения также отличались по продолжительности и интенсивности.

В отличие от других невербальных сигналов прикосновение можно не только видеть, но и ощущать. Авторы упомянутого выше исследования спрашивали у реципиентов, о какой эмоции им пытались сообщить? Реципиенты не видели тех, кто к ним прикасался, - они были скрыты шторой, через которую просовывали свои руки, - и могли только чувствовать прикосновения. Гнев, страх, отвращение, симпатия, любовь и благодарность они идентифировали точнее, чем если бы это была просто догадка, однако другие эмоции - смущение, зависть, счастье и удивление - реципиенты точно не идентифицировали.

Другой способ определения с помощью прикосновения дискретных эмоций, которые испытывает человек, заключается в ощупывании руками его лица так, как это делают слепые. Даже зрячие люди, не имеющие специальной подготовки, значимо неслучайно идентифицировали таким образом шесть эмоций, причем наиболее точно идентифицировали счастье, печаль и удивление (Lederman, Klatzky, Abramowicz, Salsman, Kitada, & Hamilton).

Прикосновение как игра

Иногда мы интерпретируем собственные прикосновения и прикосновения к нам как попытки уменьшить серьезность послания, будь то симпатия или агрессия. Когда один человек совершает движение кулаком, свидетельствующее о его намерении нанести удар, но останавливается на уровне кожи другого человека, посылаемый им сигнал расшифровывается так: «Я не дерусь. Я играю». Смех или улыбка, сопровождающие это движение, могут служить подтверждением такого послания. Предел игривых прикосновений - щекотка, феномен, который привлек внимание психологов более века назад и о котором писал еще Чарльз Дарвин. Один вопрос заключается в том, почему мы не можем щекотать себя сами, а второй - непременно ли щекотать должен человек или на его месте может быть какое-то механическое приспособление. По данным (Harris & Christenfeld), машина может щекотать не хуже человека, если в ее действиях есть элемент непредсказуемости.

Прикосновение как способ оказать влияние

Когда цель прикосновения заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать, прикосновение ассоциируется с влиянием. Такие прикосновения называются «подчиняющими прикосновениями» (Jones & Yarbrough). Официантки, прикасающиеся к посетителям, получают более значительные чаевые (Crusco & Wetzel), а посетители, к которым на ходу прикасается официантка, выпивают больше спиртных напитков по сравнению с теми, к кому не прикасаются (Kaufman & Mahoney). В тех магазинах, где зазывалы прикасаются к покупателям, последние проводят больше времени и делают больше покупок (Hornik). Психологи, которые, обращаясь за помощью к студентам, прикасались к их плечам, гораздо реже получали отказы (Patterson, Powell, & Lenihan), а те, к кому прикасались после того, как они соглашались принять участие в опросе, отвечали на значительно большее количество вопросов анкеты, чем те, кто давал согласие, но к кому не прикасались (Nannberg & Hansen). В одном исследовании незнакомец на секунду или даже меньше прикасался к рукам людей, к которым обращался с просьбой подержать поводок очень активной большой собаки, пока он отлучится в аптеку (Gueguen & Fisher-Lokon). Даже этого едва уловимого тактильного контакта оказалось достаточно для того, чтобы люди соглашались исполнить эту просьбу. Точно так же женщина-конфедерат, которая обращалась к незнакомым женщинам с просьбой дать ей сигарету, чаще получала ее, если легонько прикасалась к плечу той, кому была адресована просьба. Причем в отличие от результатов эксперимента в библиотеке, описанного в статье «Магия прикосновения», охотнее исполняли просьбу те, кто помнил о том, что к ним прикасались. Прикосновение, даже без прямой просьбы, способно вызвать более активное желание помочь: когда тот, кто прикасался, уходил и ронял словно бы случайно свои вещи, тот, к кому он прикасался, первым предлагал помощь (Gueguen & Fisher-Lokon). Психологический механизм, лежащий в основе подобных эффектов, скорое всего, соединен с позитивным аффектом и человеческой связью, возникающими (неосознанно) в результате даже беглого и вроде бы несущественного прикосновения одного человека к другому, хотя эти люди и незнакомы. Данные результаты позволяют предположить, что прикосновения могут быть использованы в манипулятивиых целях. Например, официанты могут преднамеренно прикасаться к посетителям, чтобы получать большие чаевые. Разумеется, подобные действия могут спровоцировать «ответный огонь», если посетителям не понравится, что к ним прикасаются, или если они поймут, с какой целью это делается.

Помимо использования прикосновений для достижения разных целей, в частности более значительных чаевых или исполнения просьбы, люди могут использовать их и для достижения более общих целей, например для того, чтобы произвести впечатление сильного, властного или уверенного в себе человека. Барак Обама, пожимая собеседнику руку, другой рукой часто сжимает его плечо. Он может делать это, чтобы сообщить о том, что он контролирует ситуацию, но он также может делать это, чтобы продемонстрировать свое дружелюбие. Каким бы ни был мотив президента, реципиент может истолковать это либо как проявление дружеских чувств, либо как необидный акт межличностного контроля. Прикосновения иллюстрируют неоднозначную природу многих невербальных проявлений: реципиенту трудно попять намерения того, кто прикасается, а прикасающийся не в состоянии предсказать реакцию реципиента.

Прикосновение как средство управления коммуникацией

Мы стараемся структурировать или контролировать разговоры или их элементы разными способами. Эти «управленческие прикосновения» способны руководить коммуникацией, не прерывая вербального разговора. Прикоснувшись к руке, дернув за руку или похлопав по плечу, можно привлечь внимание, показать, что беседа начинается (приветствие) или заканчивается (прощание); прикосновения также могут нести некоторую ритуальную нагрузку, как, например, прикосновение к голове младенца во время крещения.

Прикосновение как физиологический стимул

Разумеется, прикосновения чрезвычайно важны на всех стадиях сексуального контакта. Они также являются сильнодействующими, но сложными стимулами и в повседневной жизни. Когда участвующих в экспериментах людей заранее предупреждают, что к ним будут прикасаться профессионально и безопасно для них, исследователи фиксируют прогнозируемое уменьшение частоты сокращений сердца (Drescher, Gantt, & Whitehead), что, как полагают, свидетельствует об успокаивающем воздействии прикосновения и имеет непосредственное отношение к важной с точки зрения эволюции связи мать-младенец. Однако когда прикосновение неожиданно и/или необъяснимо, частота сокращений сердца увеличивается. Так, по сравнению с условиями, когда к женщинам не прикасались или прикосновения ожидались (например, если нужно было сосчитать пульс), когда мужчина-экспериментатор на 10 секунд задерживал свою руку на запястьях женщин, не ожидавших этого, частота их сердечных сокращений резко возрастала. Более того, у всех испытуемых наблюдался подъем артериального давления (Nilsen & Vrana). Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что влияние прикосновения зависит от социально-контексуальных факторов и от интерпретации прикосновений.

Прикосновение как проявление вовлеченности в коммуникацию

Иногда смысл, приписываемый прикосновению, связан с уровнем вовлеченности в , чуткостью или активностью коммуниканта (Afifi & Johnson). Порой прикосновение просто означает, что интенсивность коммуникации высока или что коммуникант активно вовлечен в нее. Межличностная восприимчивость может считаться позитивным аффектом, когда она разделяется обоими коммуникантами или когда один из них чувствует, что поведение другого зависит от него. Возможно, тактильное поведение, если оно воспринимается как преднамеренное, более любого другого невербального поведения заметно в общении; оно едва ли не предназначено для того, чтобы его заметили, и может вызвать сильную ответную реакцию, либо позитивную, либо негативную.

Прикосновения, связанные с выполнением определенных действий

Бывают ситуации, когда нужно помочь кому-либо выйти из машины или наши руки соприкасаются с руками другого человека, когда мы передаем что-то друг другу. Подобные прикосновения, связанные с выполнением определенных действий, Хеслин (Heslin) назвал «функциональными/профессиональными прикосновениями». Как и в иных случаях, два коммуниканта могут вкладывать в такое прикосновение разный смысл или один из них преднамеренно может стараться ввести другого в заблуждение. Знакомый пример последней ситуации - один человек прикасается к другому якобы шутя, но на самом деле хочет, чтобы это прикосновение было шагом на пути к близким отношениям. Подобное смешение функций имеет место и в исследованиях, подобных описанному в статье «Магия прикосновения» исследованию в библиотеке: прикосновение было связано с исполнением профессиональных обязанностей, во время передачи реципиенту библиотечной карточки, однако его эффект был позитивно эмоциональным.

Прикосновение как средство исцеления

Случаи чудесного исцеления не поддаются объяснению ни с точки зрения медицины, ни с точки зрения физиологии. На протяжении многих веков во всех эпизодах чудесного исцеления больных и немощных религиозными деятелями, королевскими особами и прочими харизматическими личностями главным «действующим лицом» было межличностное прикосновение. Согласно преданиям, Иисус исцелял прикосновением, и его часто описывали в окружении толпы жаждущих этого прикосновения. Существовало распространенное поверье, что французские и английские короли исцеляли наложением рук. Есть документальное свидетельство того, что английский король Эдуард I на 28-м году своего правления исцелил таким образом от золотухи 938 своих подданных (Olden). В более позднее время, включая и нынешнее, исцеляющее прикосновение стало прерогативой священников и прочих личностей, приписывающих его Божественной силе. Целительная сила прикосновения в так называемых «чудесных случаях» не была подвергнута строго научному изучению, которое позволило бы установить ее эффективность или механизмы, по которым она «работает». Хотя, возможно, трудно исключить Божественную силу или какие-то неизвестные физические силы, Олден (Olden) приписывает необъяснимое исцеление психологическим факторам.

  1. Пациент испытывает огромную потребность в исцелении.
  2. Пациент безгранично верит в возможности исцелителя.
  3. Пациент - член группы, которая поддерживает и подбадривает его.
  4. Существует разделяемая всеми иррациональная система верований, обычно религиозного характера.
  5. Пациент и все наблюдатели испытывают чрезвычайно сильные эмоции.

В наши дни в медицинской среде вновь возник интерес к прикосновению как форме терапии (Borelli & Heidt; Kerr, Wasserman, & Moore; Krieger). Показано, что некоторые формы мануальной терапии, включающие то, что исследователи называют «легким прикосновением», снижают болевые ощущения (Kerr et аl.). Массаж, давно известный своей способностью расслаблять и доставлять удовольствие, положительно влияет на активность мозга, внимание и умственные способности, способствует уменьшению боли, депрессии, снижает уровень гормонов стресса в крови, улучшает сон и аппетит, улучшает функции легких у детей, больных астмой, повышает иммунитет, способствует набору веса недоношенными младенцами. Есть немало и других клинических свидетельств благотворного влияния массажа на здоровье человека (Field; Fields, Diego, & Hernandez-Reif). Было высказано предположение о том, что, возможно, в основе механизма позитивного влияния массажа лежит активность парасимпатической нервной системы: давление стимулирует блуждающий нерв, что снижает уровень физиологического возбуждения и содержание гормона стресса в крови. Даже один-единственный сеанс массажа позитивно влияет на нервное возбуждение, артериальное давление и на сердечный ритм (Moyer, Rounds, & Hannum).

Не исключено, что положительные физиологический и психологический эффекты общения с домашними животными объясняются именно благотворным влиянием прикосновений, ибо отношения с животными предполагают весьма частые прикосновения (Allen). Поскольку прикосновение может приносить облегчение и оказывать позитивное физиологическое воздействие, авторы одного исследования были весьма удивлены тем, что родители практически не прикасались к своим больным раком детям во время таких болезненных медицинских процедур, как спинномозговая пункция. Анализ видеозаписей показал, что более четверти маленьких пациентов были лишены родительской поддержки именно тогда, когда больше всего нуждались в ней (Peterson, Cline, Foster, Penner, Parrott, & Keller).

Специалисты в области психического здоровья и терапевты обсуждают вопрос о том, следует ли включать прикосновение в лечебный процесс (Hetherington; Smith, Clance, & Imes; Young). На одной чаше весов лежит риск быть обвиненным в сексуальных домогательствах или, не желая того, нанести обиду пациенту, а на другой - потенциальная ценность физического контакта в моменты стресса. Ясно одно: психотерапевты и врачи всех других специальностей должны быть предельно внимательны к реакциям своих пациентов на прикосновения.

Согласно данным, полученным от младшего медицинского персонала, положительный терапевтический эффект может быть достигнут даже без прикосновения как такового. Метод, названный «терапевтическим прикосновением» («therapeutic touch ), или сокращенно TT, признан эффективным во многих ситуациях, если его используют специалисты, неукоснительно соблюдающие определенные правила. Их руки должны двигаться над телом пациента, а не прикасаться к нему, воздействуя на окружающее пациента энергетическое поле и принося облегчение больному. Те, кто верит в этот метод, и скептики спорят о том, действительно ли он лучше простого плацебо, но у нас нет эмпирических данных, которые позволили бы поставить точку в этом споре. Однако работа, опубликованная в одном престижном медицинском журнале, заставляет серьезно усомниться в одном из базовых принципов TT, а именно в том, что опытный практик TT способен руками обнаруживать энергию, излучаемую телом другого человека (Rosa, Rosa, Sarner, & Barrett). Опытным практикам TT, выступавшим в качестве испытуемых, было сказано, что женщина- экспериментатор будет держать свою руку нал рукой одного из испытуемых, но будет отгорожена от них экраном. От испытуемых требовалось лишь одно: догадаться, нал чьей рукой находится рука экспериментатора. К большому удивлению испытуемых, слово «догадаться» оказалось как нельзя более кстати, потому что на самом деле их точность была исключительно случайной, то есть они не смогли обнаружить энергетического поля вокруг руки экспериментатора. Результаты этого хорошо спланированного исследования однозначно свидетельствуют о том, что приверженцы TT руководствуются скорее верой, нежели наукой. (Кстати, молодой ученый, который проводил это исследование и был его соавтором, - ученик 4-го класса, выполнявший школьный научный проект!)

Прикосновение как символ

Возможно, потому, что за пределами близких отношений прикосновение - весьма редкое явление, оно никогда не остается незамеченным. Прикосновение может быть преисполнено такого смысла, что сам по себе акт прикосновения призван свидетельствовать о важности отношений, ритуала или события. Рукопожатие израильского премьер-министра Ицхака Рабина и палестинского лидера Ясира Арафата вдень подписания перемирия между Израилем и Палестиной красноречивее любых слов (см. рис. 2).
Рис. 2. Рукопожатие Рабина и Арафата
Ирония судьбы, но именно это рукопожатие, скорее всего, и подтолкнуло Игаля Амира к мысли об убийстве Рабина (With a Handshake).

Иногда символическое значение прикосновения воспринимается на личном уровне через собственное представление индивида о прикосновении. Всем известны фотографии обезумевших фанатов, которые протягивают руки, стараясь прикоснуться к рок-звезде. Даже в повседневной жизни некоторые люди ценят возможность прикоснуться к тому, кто важен для них, а потом с гордостью говорят: «Я пожал руку имярек!» Косвенная символическая власть прикосновения иногда очевидна даже тогда, когда человек, не имея возможности самому прикоснуться к важной персоне, может прикоснуться к какой-то принадлежавшей ему вещи или завладеть ею. Такой вещью может быть даже автограф, потому что идол прикасался к ручке и к бумаге. На протяжении всей истории христианства в притязании на обладание частью мощей или одежды какого-либо святого всегда был скрыт громадный смысл.

На рис. 3 отчетливо видны люди, рвущиеся к президенту Бушу.

Авторы изучения паттернов прикосновения, проведенного в законодательном собрании одного из штатов, обратили внимание на то, что за весь период наблюдений губернатор не прикоснулся ни к кому, хотя к нему прикасались многие (Goldstein & Jeffords). Дочь панчен-ламы, второго по рангу иерарха буддистской церкви в Тибете, вспоминает свое путешествие в Тибет, когда ей было семь лет: «Мне сказали, что люди стояли вдоль всей дороги, протяженностью 50 миль (80,47 км). Тысячи и тысячи людей, и все они хотели прикоснуться ко мне» (Hilton). Во время второго путешествия в возрасте 17 лет она была буквально измучена окружавшими ее толпами. Но она сказала: «Я не могу сетовать на это, потому что возможность увидеть меня и прикоснуться ко мне сделала их счастливыми». Однако ей пришлось просить телохранителей не давать им поднимать ей юбку, чтобы добраться до ее ног.

В подобных ситуациях прикосновения вызывают у того, кто прикасается, чувство обладания чем-то важным: ведь «частица величия» осталась и на нем. Создается впечатление, что не всегда важна роль знаменитости: прикасается ли она сама к «жаждущему», или является реципиентом. Последствия прикосновения тоже бывают разные. Иногда его результат опосредованный: человек, прикоснувшийся к знаменитости, приобретает больший вес в своей среде. В другое время достижение не столь заметно, но не менее важно: человеку кажется, что, прикоснувшись к другому, он приобретает частицу сущности последнего. Какими бы достоинствами ни обладал этот человек, люди полагают, что благодаря даже самому беглому прикосновению частица этих достоинств достается и им. Однако это в известном смысле примитивное мышление имеет и свою оборотную сторону: после прикосновения к нежелательному человеку или его прикосновения к нам мы чувствуем себя «нечистыми». Тот факт, что в традиционном индийском обществе членов низшей касты называли «неприкасаемыми», никак нельзя считать простым совпадением.


Рис. 3. После одного из выступлений президента Буша слушатели жаждут прикоснуться к нему

Зависимость значения межличностных прикосновений от контекстуальных факторов

Как следует из предыдущих разделов, смысл прикосновения зависит от многих внешних, личностных и контекстуальных факторов. Действительно, весьма вероятно, что в большинстве случаев вывод о смысле прикосновения делается на основании этих переменных, а не на основании природы прикосновения как таковою. Зачастую прикосновение скорее усиливает переживаемые эмоции, нежели передает какой-то конкретный смысл или сигнал. Отношения между коммуникантами создают важный контекст для интерпретации значения прикосновений. Прикосновение к руке, которое между незнакомыми людьми может быть истолковано как социальный/вежливый жест или проявление дружеского расположения, приобретает сексуальную окраску, если дружеские отношения уже установлены. В объятие можно вложить совершенно разные подозрения об уровне близости, если обнимаются двое мужчин или две женщины (Floyd), либо если двое мужчин обнимаются на спортивной площадке или в баре (Kneidinger et al.).

Интерпретации прикосновений связаны также и с такими контекстуальными переменными, как продолжительность, специфическая форма прикосновения, другие признаки и другие контекстуальные особенности по отдельности или в комбинации. Например, прикосновение может быть воспринято как более интимное, если сопровождается другими сигналами, в частности пристальным взглядом, если продолжается слишком долго, если обстановка приватная и т. п. Беглое прикосновение официантов к своим клиентам приводит к росту чаевых, но особенно этот рост заметен, если участники - разнополые, а место действия - бар (Hubbard, Tsuji, Williams, & Seatriz). Прикосновения, свидетельствующие о дружбе/симпатии между людьми, не связанными интимными отношениями, наиболее вероятны в общественных местах, но такое же прикосновение в приватной обстановке скорее вызовет подозрение о любви и сексуальной близости. Прикосновения к одним частям тела наводят на мысль о большей близости, чем к другим, но близость проявляется не только в этом, но и в манере прикасаться. Например, беглое прикосновение к любой части тела, скорее всего, будет воспринято как менее интимное, чем продолжительное прикосновение.

Мужчины и женщины вкладывают в одни и те же прикосновения разный смысл. В исследовании, проведенном в госпитале, медсестры, объясняя пациентам суть предстоящей операции, прикасались к ним (Whitcher & Fisher). Женщины реагировали на это позитивно, они успокаивались и лучше чувствовали себя после операций. Однако мужчины, к которым прикасались точно так же, реагировали на это менее позитивно. Аналогичные результаты были получены исследователями, которые демонстрировали мужчинам и женщинам фотографии медсестер и медбратьев, которые прикасались к больным, лежавшим в кроватях, и не прикасались к ним (Lewis, Derlega, Nichols, Shankar, Drury, & Hawkins). Мужчины оценили как более участливых тех медсестер и медбратьев, которые не прикасались к пациентам, тогда как женщины пришли к противоположному выводу.

Мужчины и женщины по-разному ответили на вопросы анкеты, чье прикосновение они считают наибольшим вторжением в частную жизнь (Heslin, Nguyen, & Nguyen). По мнению женщин, наибольшим вторжением в частную жизнь является прикосновение незнакомого человека, тогда как для мужчин наибольшим вторжением в частную жизнь является прикосновение другого мужчины. Кроме того, оказалось, что прикосновения посторонних женщин мужчины воспринимают точно так же, как прикосновения своих знакомых дам! И мужчины, и женщины признали, что самые приятные прикосновения - поглаживание эрогенных зон другом, принадлежащим к противоположному полу. На втором месте для женщин - поглаживание мужчиной неэрогенных зон, тогда как для мужчин на втором месте поглаживание эрогенных зон незнакомой женщиной.

Семейное положение влияет на интерпретацию мужчинами и женщинами разных прикосновений. Более 300 человек, состоявших в интимных отношениях (в официальном или в гражданском браке), сообщили о том, что значат для них прикосновения «второй половины» к разным частям тела (Hanzal, Segrin, & Dorros). Оказалось, что, как было показано ранее (Nguyen, Heslin, & Nguyen), неженатые мужчины получают больше удовольствия от нежных прикосновений, чем незамужние женщины, но среди семейных этот паттерн превращается в диаметрально противоположный: в этой группе наибольшее удовольствие от прикосновений получали женщины. Более того, этот результат не зависел от разницы в возрасте семейных и несемейных участников опроса.

Прикосновение может быть мощной подсознательной силой в процессе коммуникации

Как показывают результаты исследований, рассмотренных выше, если к нам прикасаются, даже беглое, едва уловимое, а возможно, и вовсе не замеченное нами прикосновение способно повлиять на наше восприятие, настроение и поведение. Однако точно так же как влияние прикосновения может быть не осознанным тем, к кому прикасаются, оно точно так же может оказаться не осознанным и тем, кто прикасается. С наибольшей очевидностью это обстоятельство проявляется в феномене, получившем название облегчающая коммуникация(facilitated communication) (коммуникация при участии фасилитатора). Это техника, разработанная для облегчения коммуникации с индивидами, страдающими аутизмом, умственной отсталостью и физическими недугами, нарушающими двигательные функции и коммуникацию, в частности детским церебральным параличом. На нескольких континентах облегчающая коммуникация была провозглашена коммуникационным прорывом для тех, кто лишен возможности нормально общаться, и в 80-х - 90-х годах прошлого века ее повсеместно осваивали и использовали (Jacobson, Mulick, & Schwartz; Spitz).

Как «работает» облегчающая коммуникация? Эта техника основана на тесном тактильном контакте между фасилитатором и коммуникантом и на их близких и доверительных психологических отношениях. Фасилитатор держит и направляет руки коммуниканта, в то время как последний набирает на клавиатуре» слова или предложения. Используя этот метод, многие люди, лишенные возможности общаться нормально, печатали весьма содержательные, нередко выразительные описания своих чувств и мыслей. Многие наблюдатели думали, что наконец-то приговоренные к молчанию люди смогут преодолеть свою изоляцию и вырваться из тяжелейшей ситуации. Во всяком случае, так казалось.

К несчастью, выяснилось, что облетающая коммуникация выявляет не столько мысли коммуникантов-инвалидов, сколько мысли самих фасилитаторов. Результаты исследований показали, что коммуниканты отвечали на вопросы только тогда, когда вопросы и ответы были известны их фасилитаторам, и нередко эти ответы казались слишком «вербально продвинутыми» для их интеллектуального уровня. Более того, коммуниканты могли печатать ответы на вопросы, даже не глядя на клавиатуру (Kezuka; Spitz). Несмотря на волну протеста со стороны тех, кто верил в этот метод, ученые продолжали проводить контрольные эксперименты, которые в конце концов доказали, что зачастую результаты облегчающей коммуникации связаны с тем, что фасилитатор неосознанно направляет руку коммуниканта и тот набирает на клавиатуре не свои, а его мысли. Результаты исследований показали, что когда фасилитаторам сообщали неверную информацию о биографии коммуниканта, а потом спрашивали коммуникантов об этих же самых фактах, полученные «ответы» содержали неверную информацию, а не истинные факты (Burgess, Kirsch, Shane, Niederauer, Graham, & Bacon). Использование механических средств, определяющих физическое усилие, приклалываемое фасилитатором, показало, что фасилитаторы действительно использовали едва уловимые движения мышц их руки, а иногда и лицевые, и прочие «сигналы», влияющие на положение руки коммуниканта (Kezuka). Следовательно, именно они, фасилитаторы, и были настоящими коммуникантами.

Интерес науки о поведении к облегчающей коммуникации и важность последней для этой науки связаны с тем, что, скорее всего, в своем большинстве фасилитаторы небыли ни жуликами, ни шарлатанами и искренне верили в то, что делали (Spitz). Надо ли говорить, что выявление истинной природы облегчающей коммуникации обернулось огромным разочарованием для тех, кто верил в нее. Однако настоящий, то есть подсознательный, механизм влияния облегчающей коммуникации не менее поразителен, чем те ее результаты, о которых сообщали ее сторонники. Как могли фасилитаторы выражать свои собственные мысли, не осознавая этого?

Это не первый задокументированный случай, включающий неосознанное движение. В XIX веке большой интерес вызывали маятники, которые якобы начинали раскачиваться под действием таинственных сил. Считалось, что ветка с раздвоенным концом, получившая название «волшебная лоза» (dowsing rod), внезапно опускается вниз, когда держащий ее человек подходит к тому месту, где есть грунтовые воды (Vogt & Hyman), а мебель ни с того ни с сего начинает двигаться якобы под влиянием духов (Spitz). Во всех этих случаях не было ничего сверхъестественного, а лишь вполне определенные ожидания, которые вызывали неосознанные моторные реакции. В этот перечень можно включить и Умного Ганса, уникального коня. Разумеется, Ганс не умел ни читать, ни совершать математические действия, но он умел делать другое: замечать едва различимые физические движения людей, знавших ответ, и действовать в соответствии с ними. Эти люди, невольные соучастники, подобно фасилитаторам в облегченной коммуникации, ни сном ни духом не подозревали о том, что реакции Ганса - это следствия их движений. Действительно, как инвалиды в облегчающей коммуникации, Умный Ганс мог правильно «отвечать» на вопросы только в том случае, если тот, кто задавал их, или кто-нибудь из зрителей знал правильный ответ. Все эти явления основаны на том, что получило название «авторство ошибки» (authorship confusion) (Wegner, Fuller, & Sparrow) - на ошибочном признании источником действия какого-то человека или агента.

и с помощью прикосновений к собственным телам (самокасания), к которым относятся обгрызывание ногтей, пощипывание кожи, накручивание волос на палец, кусание губ, удерживание тела в определенном положении в пространстве, поглаживание и действия, связанные с соблюдением правил гигиены. Нет ясности в том, какую психологическую функцию выполняют эти действия, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что в большинстве своем это скорее неосознанное выражение личных потребностей, чем рефлекторная или преднамеренная коммуникация, то есть скорее «знаки», нежели «сигналы». Однако иногда преднамеренная коммуникация сочетается с прикосновениями к собственному телу, например «приглашение к сексу» включает самопоглаживание. Всевозможные виды самокасаний или их использование в разных обстоятельствах могут исполнять разные функции. На рис. 4 представлены некоторые виды самокасаний.

Ниже приводится перечень самокасаний разных типов (Morris):

1. Экранирующие действия (Shielding Actions). Целью такого поведения часто является уменьшение «ввода и вывода информации». Примером может служить прикладывание ладоней (ладони) ко рту или к ушам.

2. Очищающие действия (Cleaning Actions). Иногда мы поднимаем руки к голове, чтобы вымыть и высушить волосы. Но иногда к тем же самым движениям подталкивает забота о нашей внешности: мы поправляем прическу, приглаживаем одежду, в общем, «чистим перышки». Наблюдения за людьми в туалетных комнатах общественных зданий и последующие интервью с этими людьми показали, что женщины уделяют подобному поведению больше времени и внимания, чем мужчины. Те, кто находится в процессе установления интимных отношений, уделяют «чистке перышек» больше времени и внимания, чем те, у кого уже есть партнер для таких отношений (Daly, Hogg, Sacks, Smith, & Zimring, 1983).

3. Специализированные сигналы (Specializes Signals). Эти жесты используются для сообщения специализированной информации, например придавая уху чашеобразную форму с помощью ладони, человек сообщает о том, что плохо слышит, а проводя ребром ладони под подбородком, сигнализирует «я сыт этим по горло».

4. «Самоинтимность» (Self-intimacies). По мнению Морриса, эти неосознанные движения приносят удовольствие, сопоставимое с тем, которое доставляет прикосновение другого человека. К их числу относятся прикосновения к собственной руке, скрещивание рук или ног, мастурбация и т. п. Некоторые из этих движений более присущи женщинам, нежели мужчинам, в частности такая поза, как склоненная к плечу голова или слегка расставленные ноги. Эти самокасания могут играть роль заменителей удовольствия, доставляемого прикосновениями других людей.




Рис. 4.

Некоторые самокасания Экман и Фризен назвали адапторачи, или самоманипуляторами. Как следует из самого термина, они отражают поведенческую адаптацию к некоторым ситуациям. Большинство исследователей сходятся во мнении, что адапторы ассоциируются преимущественное негативными чувствами. Существуют полезные классификации адаптеров разных типов, в основе которых лежат как возможные референты поведения - собственное «Я», другой человек или объект, так и тип поведения, например почесывание или поглаживание.

Изучение поведения психиатрических больных показывает, что по мере усиления ощущения психологического дискомфорта, тревожности или депрессии частота использования самоадапторов возрастает (Ekman & Friesen; Freedman; Freedman, Blass, Rifkin, & Quitkin; Freedman & Hoffman; Waxer). Однако, если уровень тревожности слишком высок, человек словно замерзает и практически перестает двигаться. Тот факт, что, как было показано при изучении таких больных, самоадапторы связаны также с переживанием чувства вины, имеет непосредственное отношение к изучению обмана. Установлено также, что такие адапторы, как почесывание и пощипывание, связаны с враждебностью человека и его подозрительностью (Ekman & Friesen). Теоретически эти почесывания и пощипывания представляют собой проявления агрессии в отношении самого себя или направленной внутрь агрессии, испытываемой по отношению к другому человеку. Другие предположения и гипотезы, связанные с самоадаптаторами, включают следующее: назначение поглаживания ассоциируется с приданием себе большей уверенности, прикрывание глаз - с чувством стыда или вины, уход за собственным телом - с заботой человека о его самопрезентации, а самоприкосновение - с выходом нервной энергии.

Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что самокасания связаны с чувством тревоги или стресса, вызванными определенными ситуациями. Сказанное относится как к бабуинам, так и к людям (Castles, Whitens, & Aureli). Испытуемым демонстрировали два фильма: одни смотрели весьма тяжелый фильм, другие - развлекательный (Ekman & Friesen). Затем им предложили описать интервьюерам просмотренный фильм как приятный. Те, кто смотрел тяжелый фильм, были вынуждены обманывать интервьюера, что само по себе способно вызвать стресс. Оказалось, что они чаще прикасались к себе, чем испытуемые, которые и смотрели развлекательный фильм, и рассказывали о нем. Изучение коммуникации врач-больной показало, что пациенты чаще прикасались к себе, когда говорили о каких-то своих тайнах, чем когда перечисляли свои жалобы (Shreve, Harrigan, Kues, & Kagas).

Межрасовые коммуникации - это еще один контекст, в котором самокасания могут стать результатом стресса. Белые испытуемые, общаясь с чернокожими и с белыми конфедератами, демонстрировали разные самокасания: они почесывали головы, теребили волосы и потирали руки (Olson & Fazio). Оценивались принципиальные расовые установки испытуемых и их отношение к тем конкретным чернокожим конфедератам, с которыми они общались. Когда возникал конфликт интересов - если принципиальная расовая установка была негативной, а отношение к конкретному чернокожему конфедерату - позитивным, - частота самокасаний заметно возрастала. Результаты этого исследования наглядно иллюстрируют сложность интерпретации смысла невербальной коммуникации. Хотя, по мнению некоторых авторов, с помощью невербальных сигналов индивиды сообщают преимущественно о своих негативных установках, это исследование напоминает нам о том, что невербальное поведение может быть не только следствием межличностной антипатии как таковой, но и признаком дискомфорта или внутреннего конфликта.

Самокасания чаще наблюдаются у людей, хронически пребывающих в состоянии тревоги; это состояние называется личностной тревожностью(trait anxiety) и наблюдается, в частности, у застенчивых людей, которые, несмотря на свою стеснительность, хотят быть общительными (Cheek & Buss). Когда личностная тревожность измеряется косвенными методами с использованием задания на время реакции, она прогнозирует самокасания и прочие поведенческие признаки тревожности лучше, чем явный самоотчет. Возможно, это связано с тем, что люди с высоким уровнем тревожности либо отрицают этот факт, либо не до конца осознают его (Egloff & Schmulke). Представляет интерес вопрос о том, являются ли самокасания, связанные с тревожностью, простым индикатором самого факта ее существования, или подобные прикосновения способствуют снижению уровня стресса.

Другой источник самокасаний - когнитивная нагрузка, то есть нагрузка, связанная с обработкой информации. Произнося монолог, люди прикасаются к себе чаще, чем когда просто сидят молча; частота самокасаний возрастает и тогда, когда люди не просто слушают какой-то текст, а отвечают на вопросы, связанные с ним (Heaven & МсВгауег). Когда испытуемых просили прочитать названия цветов, набранные не соответствующими им шрифтами (например, слово красный было набрано синим шрифтом), они прикасались к себе чаще, чем когда название цвета и цвет шрифта совпадали (Kenner). Эти результаты свидетельствуют о том, что когнитивная нагрузка и стресс могут быть причиной самокасаний.

Хотя у нас мало данных о том, насколько люди осведомлены о своих самокасаниях, принято считать, что самокасания осознаются в значительно меньшей степени, чем другие невербальные проявления. Когда испытуемых спрашивали, сколько и каких невербальных проявлений было у них во время контакта, который записывался на видеопленку, о самокасаниях они вспоминали наименее точно, однако все-таки помнили о них с большой достоверностью.

Представления об адапторах могут быть распространены и на другие проявления, а не только на самокасания. Существует теория, согласно которой эти проявления были усвоены вместе с ранними опытами, связанными с межличностным общением: обменом разными предметами с окружающими, нападением или защитой от нападения, установлением близких отношений или отказом от них и т. П. Экман полагает, что непрекращающиеся движения рук или ног, которые обычно считаются признаками тревожного состояния, могут быть рудиментами адаптеров, необходимых для того, чтобы избегать общения.

Адаптеры, связанные с предметами, включают манипуляцию объектами без всякой видимой функциональной цели, но, возможно, их происхождение связано с выполнением определенных инструментальных операций, например с писанием карандашом или с курением. Одни люди делают это чаще, чем другие. Хотя, как правило, люди не осознают действий, совершаемых ими, возможно, адаптеры, связанные с предметами, осознаются ими лучше. Зачастую эти движения усваиваются в более зрелом возрасте, и, похоже, что социальные табу практически не распространяются на них. Весьма вероятно, что, как и самоадапторы, адаптеры, связанные с предметами, ассоциируются с тревожностью, стрессом и когнитивной нагрузкой.

Поскольку существуют социальные запреты на демонстрацию некоторых самоадапторов, их чаще можно наблюдать, когда человек пребывает в одиночестве. Во всяком случае, целиком увидеть весь акт в общественном месте вряд ли возможно. Находясь в одиночестве, человек может ковырять в носу, сколько хочет, однако в общественном месте он ограничится тем, что слегка прикоснется к носу или потрет его. Хотя, как правило, адапторы не предназначены для использования в коммуникации, в ситуации, ассоциирующейся с той, в которой адаптивная привычка была впервые усвоена, они могут быть приведены в действие вербальным поведением.

Выявлены индивидуальные и групповые различия самокасаний. Изучение детей из четырех стран показало, что английские и австралийские дети значительно реже прикасаются к себе мри выполнении экспериментальных заданий, чем итальянские и франкоговорящие дети из Бельгии. Возможно, что эти различия самокасаний сравнимы с различиями прикосновений к другим людям, свойственным этим культурам. В этих же самых выборках были выявлены и существенные индивидуальные различия: во время выполнения экспериментальных заданий одни дети прикасались к себе чаще, чем другие (Kenner). Еще одна группа различий связана с гендерной принадлежностью: в ходе межличностного общения женщины прикасаются к себе чаще, чем мужчины (Hall). Нет ясности в том, в какой мере это отражает большее социальное беспокойство, сексуальное возбуждение, повышенную заботу о внешности или простой факт, заключающийся в том, что прическа и одежда женщин чаще нуждаются во внимании.

Выводы

Прикосновения служат для нас источником первой информации о самих себе, о других людях и об окружающей обстановке. Прикоснуться к другому человеку или испытать чье-либо прикосновение самому - эти акты могут оказать мощное воздействие на наши реакции в самых разных ситуациях, даже если эти прикосновения были непреднамеренными. В одних случаях прикосновение - самый эффективный способ коммуникации, в других оно может вызвать негативную и даже враждебную реакцию. Смысл, который мы вкладываем в тактильное поведение, зависит от того, к какой части тела прикасаются, как долго длится прикосновение, его интенсивность, способ его исполнения и частота. В разных условиях - в учреждениях, в аэропортах и т. п. - одно и то же прикосновение приобретает разный смысл; он также зависит от возраста коммуникантов, от их пола, от той культуры, к котором они принадлежат, от их индивидуальностей и отношений. Есть данные о том, что тактильное поведение более свойственно американским детям, чем взрослым американцам, и что с возрастом частота прикосновений уменьшается. Ученые сходятся во мнении, что ранний тактильный опыт имеет решающее значение для дальнейшей адаптации.

Наиболее распространенные межличностные прикосновения и самоприкосновения могут передавать самые разные сообщения, включая влияние, позитивный аффект, заигрывание, взаимную заинтересованность, управление общением и требования, связанные с выполнением тех или иных операций. Прикосновение может иметь огромное символическое значение; его предположительные исцеляющие и терапевтические возможности привлекали внимание на протяжении всей истории человечества и сейчас изучаются в исследовательских лабораториях. Прикосновение способно усилить любую переживаемую эмоцию. Оно также может оказать огромное влияние на поведение как того, кто прикасается, так и того, к кому прикасаются, хотя оба могут не отдавать себе отчета ни в самом факте прикосновения, ни в его воздействии.

Рони Бет Тауэр (Roni Beth Tower)

Доктор философии, в прошлом - профессор Педагогического колледжа Колумбийского университета, клинический психолог, исследователь, автор статей.

Родительские объятия и поглаживания успокаивают малыша. Старший брат ведёт младшего за руку через небезопасную улицу. Хлопок по плечу означает поддержку. В нашем арсенале множество различных прикосновений, которыми мы выражаем свои чувства. Эти невербальные способы выразить любовь могут быть самыми мощными и честными среди всех остальных методов коммуникации.

Вот почему прикосновения показывают любовь.

  • Это средство для связи друг с другом. В утробе ребёнок окружён матерью, а родившегося малыша первым делом берут на руки, успокаивая его. Таким образом, с первых дней мы учимся связываться с миром прикосновениями.
  • Это универсальный способ управления дистанцией. Для людей, состоящих в близких взаимоотношениях, важно уметь держать дистанцию - комфортно проводить время вместе и отдельно. Ничто не скажет вам так же честно, как прикосновение близкого, хочет ли он проводить сейчас с вами время или нет, в каком он настроении и так далее. Поэтому отсутствие прикосновений в отношениях на расстоянии - одна из главных сложностей.
  • Прикосновения передают информацию. Рука в руке имеет не менее важный смысл, чем слова поддержки. Тактильный контакт способен передавать информацию не хуже речи.
  • Выделяется окситоцин. Это гормон гипоталамуса, делающий людей более благожелательными друг к другу.
  • Прикосновения повышают чувство комфорта и уверенности. Касание близких уменьшает уровень стресса, а также позволяет ощутить себя защищённее, даже бороться с инфекциями и уменьшать боль.

Прикосновения могут быть очень разными в зависимости от того, что они выражают.

  • Положительные. Понимаются верно каждым как выражение привязанности: объятие, похлопывание, поцелуй, поглаживание, массирование, прочие ласкающие движения.
  • Отрицательные. Импульсивные или преднамеренные, эти прикосновения обычно сообщают о желании создать расстояние в самом невинном варианте или причинить боль - в самом токсичном. Это удар, шлепок, толкание, пинок, царапанье, тычок, кусание.
  • Двусмысленные. Эти касания могут быть восприняты по-разному. То, как они воспринимаются, зависит от того, с каким намерением это касание производится и насколько чувствителен тот, кого касаются, а самое главное - от способности людей без слов понимать друг друга. Например, продавец, нарочно касающийся руки покупателя, для одних становится более приятным человеком и склоняет к покупке, но может навсегда отпугнуть других. Для одной девушки пощипывание может быть свидетельством любви к ней, а для другой это будет больно и оскорбительно.

Что нужно учитывать, чтобы показать свою любовь с помощью прикосновений

Распознавайте индивидуальные особенности

Мы рождаемся с разным темпераментом, основа которого - порог чувствительности. Восприятие разных людей отличается в том, насколько сильным и каким вообще должно быть воздействие, чтобы вызвать у них реакцию, позитивную или негативную. Например, для одного щекотка - игра, а другим человеком она воспринимается негативно и превращается в пытку. Понимание того, как ваш партнёр реагирует на различные виды касаний, показывает ваше внимание и уважение, желание видеть его/её как личность со своими уникальными потребностями.

Общение

Уважение к культуре

Культура не только определяет значение различных , но и правила их демонстрации. Эти правила наиболее критичны к способам выражения чувств - зачастую никем не оглашённые, они сообщают, приемлем ли данный знак на публике или нет, выражает ли любовь или враждебность.

Теплый ветерок едва колыхал листву, качая кружевную тень под раскидистыми кронами деревьев, солнце щедрыми лучами заливало изумрудную траву, откуда-то доносились едва слышные звуки популярной песенки. Все располагало к отдыху, умиротворению и расслаблению. Но Мари не испытывала и толики этих чувств. Ее внимание было сосредоточено на маленькой Лори. Крошка Лори, сидящая у ее ног, увлеченно вертела в ручках брелок и одновременно успевала упрямо отталкивать руку Мари, которой та придерживала малышку за спинку. Мари со вздохом подумала, что характером девочка вся в маму. Когда ее рука была отброшена в очередной раз, Мари смирилась с поражением и предоставила Лори самой себе, что, видимо, вполне устроило девчушку. Мари скользнула рассеянным взглядом вокруг. Невдалеке от нее на скамейке сидел мальчик лет шести-семи. Мари совершенно точно помнила, что он уже был тут, когда они с Лори появились в парке.

– Нла-нла-нла… – залопотала вдруг Лори на своем языке, и Мари едва успела перехватить малышку, когда та со всех «коленок» рванулась куда-то в сторону. – Нла! – Возмущенный вопль едва не оглушил Мари.

Она обернулась и увидела подходящую Фэнси.

– Ну вот и мама пришла!

– Ах ты, моя маленькая! – заворковала Фэнси, принимая дочурку от Мари. И тут же сочувственно улыбнулась. – Досталось тебе сегодня?

– Ерунда, мы прекрасно провели время. – Она вручила Фэнси сумку с детскими вещами.

– Ты не идешь? – удивилась та.

– Нет, я, пожалуй, немного передохну.

Фэнси понимающе хохотнула.

– Хорошо, я побежала. Не забудь про ужин. И спасибо, что посидела с Лори.

– Всегда пожалуйста… – Мари села на скамейку, провожая взглядом уходившую Фэнси. Ее глаза снова отыскали мальчика.

Он все еще сидел на скамейке. Теперь Мари могла рассмотреть его внимательнее: мальчик был худ, его одежда испачкана, нечесаные темные вихры топорщились на затылке. Он казался одиноким и беззащитным. Его глаза подозрительно блестели, когда он провожал глазами дородную мамашу с отпрыском, жующим хот-дог, и сердце Мари дрогнуло. Почему-то только сейчас до нее дошло, что мужчина, сидевший рядом с ним на скамейке и читавший газету, не имеет никакого отношения к мальчику. И она так и не заметила с ним больше никого из взрослых. Похоже, что первая пришедшая ей мысль оказалась верной – ребенок здесь один. Мальчишка откинулся на спинку скамейки, а тип, сидевший рядом с ним, выглянул из-за газеты и подозрительно оглядел его, но мальчик не заметил этого взгляда. Казалось, он задремал. Ком подступил к ее горлу. Вдруг расслабленная рука мальчика соскользнула со спинки скамейки и упала на сумку сидевшего рядом мужчины. Того словно подбросило, он схватил ребенка за руку.

– Вот ты и попался, негодный воришка!

Мальчик вздрогнул, несколько секунд он не мог прийти в себя, а затем на его лице проступил испуг и он попытался вырваться. Но не тут-то было.

– Я проучу тебя, узнаешь, как шарить по чужим сумкам…

Мужчина говорил вполголоса, но Мари совершенно отчетливо слышала слова. Со стороны казалось, что мужчина просто разговаривает с маленьким подопечным, наклонившись к нему и взяв за руку. К удивлению Мари, мальчик не закричал и больше не сделал попытки вырваться. И только через пару мгновений она поняла, что ребенок просто парализован от страха.

– Пойдем, я отведу тебя в полицию, негодный мальчишка. – Он встал со скамейки и дернул мальчика за руку.

Тот покорно поднялся. Мари словно подбросило невидимой пружиной, она вскочила и быстро подошла, преградив мужчине путь. Она едва доставала ему до плеча, а по весу он превосходил ее как минимум раза в четыре. Он быстро огляделся, а потом обратил заплывшие глазки на Мари.

– Что вам надо?

– Куда вы ведете мальчика?

– Это не ваше дело. – Он попытался отпихнуть ее с пути, волоча мальчика, ставшего похожим на безвольную куклу.

– Нет, мое. Оставьте ребенка в покое, он ничего не брал у вас. Я сидела напротив и все прекрасно видела.

Застывший взгляд мальчика метнулся на лицо Мари, и она увидела в этом взгляде откровенный ужас.

– Он стащил мой кошелек, и я отведу его в полицию. Там найдут управу на этого маленького негодяя.

– Может, попросим его вывернуть карманы? Ты ведь покажешь этому мистеру, что он ошибается? – обратилась она уже к мальчику.

– Что… – Мужчина попятился, а мальчик резко дернул руку, так что тип невольно выпустил его, и метнулся к Мари.

– Пожалуйста, покажи карманы, – обратилась она к мальчику.

Тот быстро сунул руки в карманы и вывернул их. На траву упали моток бечевки, какое-то сложное приспособление из переплетенных проволочек, свисток и еще какая-то мелочь.

– Нет никакого кошелька, видите? Но если вы все еще сомневаетесь, то мы действительно обратимся в полицию. Кажется, я видела офицера у входа в парк…

Голова незнакомца как-то странно дернулась, а рот ощерился, словно готовый выплюнуть проклятие. Его маленькие глазки некоторое время сверлили Мари, а потом он развернулся и быстрым шагом двинулся прочь, чуть приволакивая ногу. Она проводила его взглядом, а потом повернулась к мальчику.

– Ты чуть не влип, приятель. Разве ты не знаешь, что одному ходить очень опасно, любой может обидеть. Где твои родители?

– Их здесь нет, – еле слышно пробормотал он.

– Хорошо, у меня масса свободного времени, и я провожу тебя домой. Пошли! – Она протянула ему руку, боясь его отказа, но он вложил в нее свою маленькую ладошку и послушно пошел с ней. Некоторое время они шли молча, удаляясь от злополучного места. Мари почувствовала, что мальчик начинает дрожать. Она решила отвлечь его разговором. – Как тебя зовут?

– Николас. Очень красивое имя. А где ты живешь?

Мальчик вдруг резко остановился и вырвал руку.

– Меня зовут не Николас, а Ник! Я не хочу, чтобы меня так называли…

Некоторое время они просто глядели друг на друга, а потом Мари очень спокойно сказала:

– Хорошо, я буду называть тебя так, как ты хочешь. Теперь мы можем идти?

Ник отвел взгляд от ее протянутой руки и огляделся. Она поняла, что он сейчас просто даст деру. Конечно, она могла бы схватить мальчика за плечо, но она вовсе не хотела еще больше пугать его. И она мягко позвала его.

– Ник, если ты не хочешь, мы не будем торопиться, а еще немного погуляем в парке. Давай просто посидим и поговорим, хорошо?

– О чем? – Его подозрительность возрастала, маленькое личико сделалось замкнутым и отрешенным, и Мари стала приходить в отчаяние.

– Например, о том, что тебе сейчас нужна помощь.

– Нет, мне ничего не нужно.

– Ты говоришь мне правду?

Мальчик упрямо молчал, а Мари ясно почувствовала, что он колеблется.

– Мне кажется, я понимаю, что ты сейчас чувствуешь. И я наверняка знаю, что сейчас ты голоден, очень устал и в этом парке совсем один.

Ник быстро отвернулся. Он еще некоторое время молчал, а потом обратил к Мари мрачное лицо и уставился на нее огромными серыми глазами.

– Вы из полиции?

– Вовсе нет. Я всего лишь хочу проводить тебя до дому и убедиться, что с тобой все в порядке.

Мальчик оказался крепким орешком, он все так же настороженно смотрел на нее и молчал. Даже его губы сомкнулись и побелели, превратившись в тонкую линию.

– Я вам не верю и не хочу вашей помощи. Мне надо идти. И вообще, может, вы что-то замышляете… – Его подбородок вызывающе вздернулся, но Мари ясно видела, как частит голубая венка на его тонкой шее. Но все же, несмотря на свои слова, он продолжал стоять, изучая ее.

– Что, по-твоему, я могу замыслить?

Он посмотрел ей в глаза и очень серьезно сказал:

– Возможно, вы из банды похитителей детей.

Она удивленно заморгала.

– А может, вы хотите взять органы для трансплантации. А ваша помощь – приманка. Вы меня опоите снотворным или даже ядом…