Славянская кукла колокольчик. Кукла оберег «Веснянка» — мастер класс своими руками

Мастер - класс по теме:

«МЫ ПОКАЗЫВАЕМ КУКОЛ,

А КУКЛЫ ПОКАЗЫВАЮТ НАМ МИР»

Цель:

Познакомить с традиционным бытом наших бабушек и прабабушек, их играми и игрушками.

Рассказать и показать традиционные тряпичные куклы нашего народа, познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы;

Развивать творческие способности;

Воспитывать любовь к истории и традициям наших предков.

Задачи:

Повысить профессиональное мастерство

Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.

Обучение приемам изготовления куклы “Колокольчик” в соответствии с народными традициями.

Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.

Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта.

Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Воспитание аккуратности и точности в работе.

Участники мастер-класса:

Молодые педагоги дополнительного образования и педагоги имеющие значительный стаж работы.

План проведения.

Мы занятие начнём,
Его с пользой проведём.
Очень важно не лениться,
А прилежно нам трудиться

    Вступительная часть.

    целевая установка.

    Раскрытие содержания и его отдельных составных частей.

    Основная, демонстрационная часть.

    Оборудование для изготовления тряпичной народной куклы «Колокольчик»

    Образцы тряпичных народных кукол.

    Комментирующая часть.

    Из истории о куклах.

    Создание тряпичных народных куклы.

    Инструменты для изготовления тряпичной народной куклы.

    Правила выполнения тряпичной народной куклы.

    Советы по изготовлению тряпичной куклы.

    Практическая часть.

Изготовление тряпичной народной куклы «Колокольчик».

    Обсуждение занятия педагогами.

    Удовлетворены ли интересы педагогов.

    Что интересного узнали.

    Как будете использовать в своей работе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начнём наше занятие с загадки.

Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.

Что это?

Кукла

Как думаете, чему будет посвящено наше занятие? Правильно кукле.

Сегодня мы познакомимся с историей возникновения тряпичной, народной куклой. С ее изготовлением.

А так же попробуем изготовить тряпичную народную куклу «Колокольчик».

С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была неприемлемым атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине ХХ века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы? При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. Таким образом, в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.
Игрушечные традиции бытовали в каждом уголке России. Любой ребенок имел свою куклу, начиная с кукол-скруток, которые относятся к самым истокам славянской народной культуры.

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

Кукол в каждой функциональной группе очень много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".

Впервые народная кукла стала предметом научного и общественного мнения в конце 1870-х годов. Связано это в первую очередь с деятельностью выдающегося представителя российской науки Егора Арсеньевича Покровского (1834-1895г) основоположника отечественной этнографии детства. Известный московский врач-педиатр, доктор медицины, почетный член Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и географии, он принял самое пристрастное участие в организации Антропологической выставки в 1879 году. В панораме «Воспитания русских крестьянских детей» среди колыбелей, каталок, ходалок, игрушек заняла место и народная кукла, преимущественно тряпичная. Мир детства впервые предстал как ценностное явление народной культуры. Его работы читал и правил Лев Николаевич Толстой при изучении опыта воспитания крестьянских детей.

Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Описание изготовления тряпичной куклы «Колокольчик»

Обережную куклу добрых вестей Колокольчик еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы - Валдай.

Сегодня я хочу предложить Вам мастер-класс по созданию куклы - оберега.
Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением.
Кукла проста в изготовлении, и обережная суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками.
Я буду делать куклу «Колокольчик». Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.
Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
Правда в данном мастер-классе я буду использовать ножницы, так как во-первых: эта кукла только образец и не будет служить оберегом для кого-то; а во-вторых: ткань новая, и разорвать ее в ручную мне не под силу)))


Для работы нам понадобятся (рис. 1):


- добрые мысли и пожелания;
- хлопчатобумажная ткань (белая);
- разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец);
- красная хлопчатобумажная нить;
- ножницы;
- карандаш;
- линейка

Даря куклу Колокольчик мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

1). Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного синтепона для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый - полукруг 16 см круга, второй - обычная косынка из тонкой ткани.

2). К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. синтепон помещаем в центр большого круга.

3 Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.


4). Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.

5). Аналогично и третий лоскут.

6). Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

7). Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше.

8). При необходимости регулируем, закрепляем на шее.

9). Оформляем руки.

10). Повязываем косынку первым способом.

11). Для второго варианта надеваем на голову повойник.

12). Надеваем косынку и завязываем её под ручками.

13). При желании для подвески привязываем тесьму.

Отличный подарок друзьям и близким!

В заключение, не могу не упомянуть еще об одном нюансе, на котором всегда акцентируют внимание новичков мастера-изготовители со стажем. Самую первую обрядово-обережную куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому, если надумаете поупражняться в древнеславянском ремесле, результат своей первой работы сохраните. На всякий случай. Кто знает, где в этой сказке ложь, а где намек?

Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и т. д.). Можно по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих). Но, на мой взгляд, лучше пользоваться методом группировки по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе. Так гораздо романтичнее. Я бы даже сказала – сказочней.

Если решите попробовать куклу – закрутку смастерить, помните об одном: очень важно делать ее с добрыми намериениеми, и в хорошем настроении, и не только закрутку, но и любую куклу. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания и завязывать узелки надо только красной нитью.

Детали куклы не сшивали, а связывали между собой приматывая друг к другу. В некоторых случаях навивали по «солнышку» т.е. с востока на запад, в других по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали малитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное молчание).

Вот и подошла к концу наша встреча. Каждый из вас держит в руках частичку истории, доброты, традиций наших предков. Сегодня мы заглянули в прошлое, но без него не возможно будущее. Пусть та кукла которую вы держите в своих руках будет кому-то игрушкой, кому-то оберегом в дальнейшей жизни. Мне хочется, чтобы вы как можно больше обращались к традициям наших предков.

Спасибо всем за работу и теплую нашу встречу.

Кукла Колокольчик - игровая и оберег.

Сегодня с утра идет дождь, а в такую погоду только и охота, что лежать на печи, да жевать калачи. Но мы с Веселиной решили все-таки противостоять разливающейся по всему городу вместе с моросящим дождем лени и взялись навести порядок в мастерской. Наконец-то сложили вместе лоскуты в одну коробку, готовых кукол тоже определили - кого в плетёные домики, кого в большие короба. Очередь дошла даже до ящиков с инструментами и полок с деталями.

А куда подевались куклы, которые делались самыми первыми у тебя? - деловито вытирая пыль с полок спросила Веселина.

Да кто где, - ответил я, - одних раздарил, другие пришли в негодность, третьи живут вон в том коробе, что стоит за стеллажом у стены.

Давай их навестим, все равно с порядком мы уже управились, а с неба так и льет.

Что же, всегда приятно лишний раз прикоснуться к собственным твореньям. - согласился я и полез в угол за коробкой.

Перебирая тряпичные куклы, которые я делал несколько лет назад, меня одолевали смешанные чувства. Они были такими простыми, интересными и смешными, что настроение поднималось само собой. А то, что торчали нитки от узелков, у кого-то платок съехал на бок, а у кого-то были разными руки, веселило еще больше. Иногда становилось неловко от собственной криворукости, но что поделать - не все сразу получается.


Что же это такое?

Ой, смотри, что это такое? - спросила Веселина, отряхивая от пыли куклу, похожую на первый взгляд на пучок из лоскутов.

Это кукла Колокольчик, давай приведем ее в порядок, а то она сама на себя не похожа.

Что же это за кукла с таким именем? Расскажи про нее немного.

Тряпичная кукла Колокольчик

Имя этой куклы и прямые ассосиаци со словом "колокол" дает повод некоторым рукодельникам считать, что ее стали делать относительно недавно. Многие из них утверждают, что время ее рождения совпадает с периодом правления Ивана Грозного и связано с известной историей про большой колокол, который царь хотел забрать в Москву из Нижнего Новгорода. Во время транспортировки колокол раскололся, не подчинившись царской воле звонить по его указу.


Это первая моя кукла Колокольчик.

В продолжении этой истории валдайские мастера сделали из обломков этого колокола маленькие колокольчики для ямщиков, которые впоследствии стали известны на всю страну. Именно эти маленькие колокольчики подвешенные под дугой упряжки были свидетелями существования духовной силы, неподвластной никаким правителям.

Достоверных же сведений о происхождении тряпичной куклы Колокольчик мне найти не удалось. Вероятно, что узнать истину уже невозможно, ведь паспорта куклам не выдавали, а в летописях о них рассказывать принято не было.

Узнать больше о других русских тряпичных куклах можно прочитав статьи и .

История появления и значение куклы Колокольчик

Самая распространенная версия появления этой куклы говорит о том, что она была отражением валдайской истории, и, следовательно, конец 15 века считается временем ее рождения. Однако этому утверждению не приводится никаких доказательств. Я вполне допускаю, что в этой местности так и было, но в других регионах подобная кукла появилась явно в иных обстоятельствах. Я склоняюсь к тому, что возраст Колокольчика составляет не один десяток веков, и появилась она задолго до крещения Руси.

Существует множество доказательств, что наши предки были знакомы с конструкцией колокола гораздо раньше, чем произошла встреча русского князя с византийским императором. Проще говоря, дохристианская Русь прекрасно знала, что такое колокол и как его использовать. Сам собой напрашивается вывод о том, что кукла Колокольчик гораздо старше, чем считают многие.


Кукла оберег Колокольчик

Но в попытке добраться до истины очень важно знать меру. Я вот нашел в интернете статью, автор которой повествует о том, что колокола стали делать по образу и подобию куклы. Так что бывает и такое, скажем мягко, видение истории.

А мы остановимся где-нибудь посередине. - слышу я голос Веселины, которую всегда забавляют такие вольные размышления об истории, природе вещей и их сути.

Золотые слова! - соглашаюсь в ответ, - и вообще, закончим с этой темой и перейдем к тому, для чего же такую куклу делали.


Кукла оберег Колокольчик, внутри нее - скрутка.

Как и у многих других тряпичных русских кукол, значение куклы Колокольчик сначала было сугубо обереговым. Лишь через много столетий ее стали делать в сувенирном и даже игровом варианте. Есть все основания предполагать, что изначально эта кукла была оберегом не только в метафизическом, но и в буквальном смысле, выполняя роль звуковой сигнализации. А что, вполне себе жизнеспособная версия, если поместить внутри что-то гремящее и звенящее. Снаружи - тряпичная кукла, а тронешь ее и начинается звон. Можно смело крепить у дверей, чтобы всегда слышать, когда она открывается.


Игровая кукла Колокольчик

Несмотря на то, что это всего лишь фантазия, многие мастера настойчиво закрепляют внутри куклы настоящие колокольчики с полной уверенностью, что так и надо.

Скорее всего кукла называется Колокольчиком, потому что она по форме похожа на колокол, - боясь ошибиться сказала Веселина.

По моему мнению, это единственная разумная причина.

Куклу делали по форме колокола и уже только этим она отпугивала всякую нечисть, как огня боявшуюся колокольного звона. Также Колокольчик имел в своей основе скрутку, которая в пересечении с руками образует защитный крест. Юбок было чаще всего три, но иногда делали пять или семь, главное, чтобы их было нечетное количество. Косынку одевали всегда, а повойника могло и не быть.


Игровая кукла Колокольчик, внутри - ничего нет.

Кстати говоря, способом подвязывания косынки можно было создавать свой образ куклы с определенным настроением. Если закреплять ее под руками на спине, как платок, то руки автоматически приподнимаются и формируется фигура куклы. Если же косынка оборачивает шею и завязывается на затылке, то руки сами немного опускаются, при желании их можно вообще уложить на юбки. Так что и в обрядовых куклах можно проявить индивидуальность. Лоскуты для обрядовой куклы берутся рваные, а не резанные, я делаю их квадратными.

Сувенирные и игровые Колокольчики можно делать, слегка пренебрегая строгими правилами. Для юбок берут вырезанные кругом лоскуты, саму куклу украшают вышивкой, орнаментами, тесьмой, кружевом и другими декоративными элементами, прежде всего колокольчиками. Такие куклы создают атмосферу добра, радости веселья и счастья - того, с чем ассоциируется у всех колокольный перезвон.

Что же, Веселина ушла в город вместе с новыми куклами, и я на этом буду прощаться.Если вам было интересно - оставляйте комментарии и ставьте ссылки на статью в своих аккаунтах в социальных сетях. Спасибо за внимание, всем удачи, пока.

Одними из наиболее популярных игрушек являются куклы. Не многие знают, что ещё несколько веков назад к ним относились с большим почитанием. Они являлись оберегами от различных неприятностей и помогали людям проводить различные обряды. Одним из самых важных оберегов была кукла-колокольчик, которая оберегала дом владельца от негативной энергетики и помогала привлечь хорошие вести. Помимо своего предназначения, такие игрушки изготавливали для того, чтобы защитить человека или семью от сглаза, болезней и действий злых сил.

История появления и использования

С давних времён кукла-колокольчик использовалась нашими предками в качестве оберега . С течением времени о ней стали постепенно забывать и перестали использовать для защиты своего жилья. Кукол заменили китайскими аналогами, которые стали более доступными и популярными.

В наше время популярность кукол-оберегов снова начала расти. Это связано с повышением интереса к своей истории и истории своих предков. Сейчас уже нетрудно найти в магазинах любую куклу, но если вы хотите создать настоящий оберег, который будет защищать ваш дом, то стоит сделать игрушку-колокольчик своими руками.

Родиной этой куклы является Валдай . Именно оттуда и пошли известные валдайские колокольчики. Ещё со времён наших предков их звон ассоциировался с праздником. Колокольчики крепили под дугой лошадиной тройки, вешали на двери в домах и значимых местах.

У куклы-колокольчика три юбочки, что символизирует золотое, серебряное и медное царство. Счастье, которое они оберегают также состоит из трёх составляющих: хорошо телу, спокойно духу, радостно душе. Наши предки валдайскими колокольчиками украшали повозки, которые привозили посылки и письма. Считалось, что они помогут привлечь хорошие новости и уберечь от плохих. С течением времени колокольчики стали приделывать к куклам, создавая домашние обереги.

Кукла-колокольчик символизировала не только доброго вестника, но и жену домового. Согласно приданиям, она оберегала дом и помогала справляться по хозяйству. Как и положено оберегу, её располагали возле входа в жилище. В её оформлении использовали как можно больше красного цвета, который считался радостным и добрым.

Даря колокольчик-оберег своим родным и близким, вы желаете им счастья и уюта в доме.

Особенности изготовление оберега

Для достижения максимальной привлекательности нужно правильно выбрать материалы и инструменты:

  1. Для оберега понадобится три разноцветных вида ткани. Выбирайте яркие цвета и разнообразные узоры. При изготовлении куклы обязательно должна присутствовать красная ткань. Квадраты выбранной материи должны быть длиной не менее 22 см, 20 см, 15 см. Для того чтобы кукла была более прочной и хорошо держала форму, самый большой отрезок ткани должен быть наиболее плотным.
  2. Для оберега понадобится небольшой кусок ткани белого цвета (12×2,5 см).
  3. В процессе изготовления будут использоваться красные нити, тесьма, ленточки из атласа и кружево.
  4. В качестве косынки игрушки можно использовать треугольный кусочек ткани с размерами 15×15×21 сантиметр.
  5. Комок соломы или небольшой кусочек ваты.
  6. Колокольчик.

При изготовлении любого оберега ни в коем случае нельзя использовать нож, ножницы или другие режущие и колющие инструменты. Все кусочки ткани можно только разрывать руками.

Мастер-класс по изготовлению куклы-колокольчик:

Закрепляйте нити аккуратно и ровно (особенно в районе предполагаемой шеи). Выбираем сторону, которая станет лицом оберега, и делаем её как можно более гладкой.

Оформление частей изделия

После того как вы сделали основу игрушки, можно приступать к оформлению её частей.

Первым делом нужно украсить голову игрушки:

У всех оберегов древних славян никогда не выделяют черты лица. По существующим поверьям, игрушка с ярко выделенными чертами может нанести вред и привлечь несчастья.

Мастер-класс по изготовлению рук:

  1. Берём квадрат белой ткани, подгибаем углы внутрь. Полученную заготовку перевязываем по краям нитками красного цвета.
  2. Отступаем от края один сантиметр и обвязываем красными нитями. В итоге мы получим кисти рук.

Обряд активация оберега

После того как вы завершили работы по изготовлению куклы, вам нужно провести обряд её активации. Без этого ваш оберег будет простой игрушкой и не будет обладать защитными способностями.

Во время создания куклы нужно с ней разговаривать, делиться желаниями и мыслями . Тем самым вы вкладываете свою энергетику в игрушку. Никогда не начинайте работу, если у вас проблемы или плохое настроение. В процессе изготовления важно просить помощи у богов.

После всех обрядов нужно подобрать заговор, который будет соответствовать вашим ожиданиям от бубенчиков. Как правило, люди хотят привлечь здоровье, любовь, благополучие, удачу. В этих случаях нужно обращаться к Богу Перуну. Нелишним будет при заговоре обратиться и к Богине Ладе.

Для того чтобы вы успешно изготовили оберег и наделили его магическими способностями , нужно принимать во внимание следующие особенности:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Тема занятия: « Обереговая кукла «Колокольчик»».

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

Умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

Умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи:

    познакомить с изготовлением традиционной куклы;

    учить работать руками, развивать мелкую моторику рук;

    развивать индивидуальные творческие способности;

    способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

    воспитывать бережное отношение к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

    расширять знания о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

    развивать эстетический и художественный вкус;

    активизировать словарь: “очелье”, “кайма”.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

Учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

Учиться планировать практическую деятельность на занятии;

С помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли;

Слушать и понимать речь других;

Вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.

Продолжительность занятия: 40-50 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы:

1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 31 см, 26 см, 20 см.

2. Лоскуток белой ткани размером 20 см. для головы и рук.

3. Лоскуток треугольной формы для платка.

4. Кусочек синтепона.

5. Нитки.

6. Ножницы.

7. Тесьма для украшения (по желанию).

8. Мультимедиа.

9. Презентация кукол.

10. Иллюстрации народных кукол и образцы уже выполненных ранее работ на стенде «Наше творчество».

Ход занятия.

    Организационный момент.

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте, дорогие ребята уважаемые гости. Сегодня мы снова отправляемся с вами в «Страну Кукол». На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Ребята, давайте вспомним, какие куклы мы уже сделали в «Стране кукол»? («Мартинички», «Куватки», «Птичка», «Зайчик на пальчик», «Вепсскую»)

А сегодня в «Стране Кукол» нас встречает её жительница. Приветствуйте, это Мария (входит по русскую народную музыку в русском народном костюме).

Мария, с какой куклой ты познакомишь нас сегодня?

2. Введение в тему. Мотивация деятельности.

Мария: В далеки времена, придумали наши предки куклы-обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляя живую и неживую природу. Они сегодня напоминают нам о своем существовании, живя в старинных легендах и сказках.

Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань (носовой платок, полоски ситца). Создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры. Помогало или нет, сказать никто не мог, но ведь главное - верить. Кукла-оберег не имела лица. Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой.

Народные куклы делились на три группы:

Куклы-обереги;

Обрядовые куклы;

Игровые куклы.

Сегодня я познакомлю вас с обереговой куклой – «Колокольчик» (рассказ по слайдам):

Тряпичные куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Колокольчик - кукла добрых вестей.

Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней.

Валдайский колокольчик имеет строгую, неизменную (классическую “валдайскую”) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости. Колокольчик лишен украшений, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости. Самое главное в нём - наличие надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”.

Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно “юбки” подчеркивают не просто неповторимость валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан.

Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Он имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

Валдайский колокольчик – талисман Валдая. Талисман - оберег человека. И не случайно таким же оберегом стала и кукла «Колокольчик». У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря «Колокольчик», человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Учитель: Мария, хочешь ли ты показать ребятам, как сделать куклу «Колокольчик» и я, если не возражаешь, тебе помогу.

Мария: я с удовольствием вместе с ребятами сделаю этот оберег.

Учитель: Ребята, давайте проверим, всё ли у нас есть для работы (слайд № 7).

Но мы с вами знаем, что нельзя приступить к работе, не повторив правила работы с ножницами, какие правила вы знаете? (ответы детей)

  1. Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы

Прежде, чем приступить к сотворению куклы, скажите, чем похожи кукла «Колокольчик» и «Вепская» кукла внешне. Правильно, у них одинаково сделаны ручки, уверена, что сегодня вы справитесь с этой работой легко.

Приступаем к сотворению куклы! Кладем на стол круг из ткани сначала самого маленького диаметра, на него кладем круг среднего диаметра, а сверху закрываем кругом из ткани самого большего диаметра (вся ткань выкладывается изнанкой вверх). Следите за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. В руках сминаем кусочек синтепона, кладем его в центр юбки.

Затем формируем голову нашей куклы. Собираем все три юбки в сборку, внутри остаётся синтепон, смятый в шарик – голова. Переворачиваем куклу.

Завязываем вокруг головы красную нить. Получилась шея. Я взяла красную хлопчатобумажную нить не случайно. В славянском костюме немаловажную роль играла вышивка. Она так же выполняла обереговую защитную функцию и выполнялась красными нитями. Так что наша красная нить – это имитация вышивки

Берем нашу белую хлопчатобумажную ткань, кладем ее на стол как показано на рисунке 9 (слайд 10). Находим на белом квадрате центр и стараемся совместить макушку нашей куклы с этим центром.

Кто помнит, как на квадрате легко найти центр? (путём перегиба по обеим диагоналям)

Присборяем белую ткань вокруг шеи куклы. Заматываем красной нитью (рис. 10, слайд 10).

Приступаем к созданию рук (рис11, слайд 11).

Угол ткани присгибаем, как показано на рисунке 12.


Затем делаем оригами (рис. 13, 14).
Завязываем на запястье красной нитью (рис. 15).

Оставьте на ручках длинные нитки, ими будете подвязывать колокольчик, можно привязать на эти места красивые ленточки.

Также делаем другую руку (рис. 16).

    Физминутка для пальцев рук «Колокольчик».

В прятки пальчики играют

И головки убирают,

Словно синие цветки,

Распускают лепестки.

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой

Повернулся к нам с тобой.

Пальчики вы не зевайте

И к работе приступайте .

Формируем рубашку кукле (рис. 17-21, слайд 12-13). Подворачиваем края ткани так, чтобы не торчали срезы. Аккуратно присборяем. ткань на талии куклы


Завязываем рубашку пояском (рис. 22).

Навязываем куколке очелье, можно сделать его из обрезка каймы ткани, но можно использовать любую подходящую тесьму (слайд 14). Очелье, тоже не простой элемент одежды, а оберег – защита от дурных мыслей. Так же считалось, что если человек не носил очелье, то ангел не мог сесть к нему на правое плечо и нашептать

добрые мысли.

Берём треугольник – платочек для куклы. Так как наша куколка девочка юная, завязываем узелок под подбородком (слайд 15).

И вот она - кукла «Колокольчик» - куколка-девочка добрых вестей. Колокольчик радости - так ее еще зовут.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Мария: Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

А вы знаете, куклу «Колокольчик» можно сделать с настоящим колокольчиком внутри. Кто захочет, может попробовать сделать дома самостоятельно, за что получит от меня подарок.

    Подведение итогов.

Ребята, давайте посмотрим на наш хоровод, скажите, чья кукла вам особенно понравилась, обоснуйте свой ответ.

Кому из ребят вы бы посоветовали что-либо изменить в своей кукле? Почему?

    Рефлексия.

Скажите, ребята, какая часть куклы была для вас самой сложной? Кому сегодня было легче делать ручки?

Кто и за что мог бы похвалить себя на занятии?

    Уборка рабочего места.

    Целевые обходы педагога во время занятия:

Контроль организации рабочего места.

Контроль правила выполнения техники безопасности.

Оказание помощь детям, испытывающим затруднение.

Активизация взаимопомощи детей.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.

3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

ОБЕРЕГОВАЯ КУКЛА

«КОЛОКОЛЬЧИК»

Подготовила:

Ученица МБОУ ООШ № 9

Казымова Ирада

Учитель:

Щербак Алла Валерьевна

Цель проекта ___________ __________________________ 3 стр.

Актуальность проекта ____ _________________________ 3 стр.

Банк данных _________ ________________ 4 стр.

История кукол __________ _________________________ _ 5 стр.

Техника безопасности______ ________________________ 6 стр.

Технология изготовления _________ __________________7 стр.

Выводы _____________ _____________________________ 8 стр.

Список литературы _______ _________________________ 9 стр.

Цель проектной работы:

Особенности изготовления кукол – оберегов.

Задачи проекта:

Познакомиться с историей возникновения кукол - оберегов.

Изучить технологию изготовления куклы «Колокольчик».

Изготовить обереговую куклу.

Методы: исследовательские; практические.

Актуальность:

В нашем современном детстве существует огромное разнообразие кукол, которые сопровождают нас с самого рождения, и являются спутником детских игр и забав, это куклы – Пупсы, куклы - Барби, коллекционные фарфоровые куклы.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаем во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Виды традиционных тряпичных кукол


Мой выбор пал на обереговую куклу «Колокольчик». Она приносит в дом хорошие вести. Такая куколка будет хорошим подарком маме на День матери.

Из истории обереговых кукол.

Искусство делать куклы очень древнее, дохристианское. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Кукла Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка приносит в дом радость и веселье, она - оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает получать только хорошие известия. Оберег поддерживает в своем хозяине радостное и веселое настроение. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Кукла Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. С ней можно поиграть, но она может стать и незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправляется в дорогу.

Когда-то звон колокольчика оповещал о приближении экипажа к станции, а значит помогал путникам в дороге. В старину считали, что колокольный звон отпугивает злых духов и даже лечит болезни.
Колокольный звон - один из самых сильных оберегов.

Колокольчик - очень древний музыкальный инструмент. И волшебный. Легенды рассказывают, как колокола начинали звонить сами по себе, чтобы предупредить людей об опасности или сообщить радостную весть. Колокольным звоном отгоняли болезни, отводили молнии, рассеивали тучи. Чтобы дело было успешным его старались начинать с ударом колокола.
Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда.

Такую куколку можно повесить на дверь, и она вам подскажет, когда кто-то войдет в дом. Можно маленькую куколку повесить как ожерелье на шею. В таком положении у куколки руки подняты вверх, что не дадут своей хозяйке унывать и опускать руки вниз. Обереговая кукла хороший подарок, сделанный с любовью и от чистого сердца.

Литература:

    Кукольный сундучок

    Русская тряпичная кукла